Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Быть человеком"

Программа внеурочной деятельности "Быть человеком"

41


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Котинская основная общеобразовательная школа»











ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ



БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ



1 – 4 классы







Автор-составитель:

Зенкова Е.А., учитель начальных классов

МБОУ «Котинская оош»









Прокопьевский район, 2014

Программа внеурочной деятельности

«Быть человеком»

для учащихся 1-4классов

Содержание



Пояснительная записка …………………………………………………3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Быть человеком»……………………………………….5

Учебно-тематический план……………………………………………...9

Содержание программы………………………………………………..15

Список литературы ……………………………………………………24

Приложение……………………………………………………………..25





























Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Цель программы «Быть человеком» - установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Задачи программы – помочь ребёнку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти своё место в нём. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум. Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение. Пробудить самостоятельное логическое мышление. Развить общую культуру ребёнка.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Быть человеком» духовно – нравственной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс -34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы контроля. Содержание программы реализуется через использование на занятиях доверительной беседы, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно - ролевой играх, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование. Практическая направленность программы осуществляется через коллективные творческие дела, экскурсии, праздники, посещение театра, краеведческого музея.

Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решение проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.
































Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Быть человеком»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Быть человеком»» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

У обучающихся будут сформированы:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки результативности программы «Быть человеком» в приложении приведены диагностические материалы.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

п/п

Тема

Теория

Практика


1

Я и окружающий мир. Экскурсия «В гости к Осени»


+

2

Познание себя. Исследование собственных качеств личности. Игра «Тайный друг»

+


3

Моё дерево жизни. Формирование представлений о своём будущем. Мини-сочинение «Каким человеком я хочу стать?»

+


4

Определение понятия «счастье». Желания и мечты детей. Игра «Для счастья мне надо..»

+


5

Коллектив. Праздник «Посвящение в первоклассники»


+

6

Добро и зло. Исследование двух понятий. Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой. «Хорошее», «Плохо»

+


7

Мир добрых дел. Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Просто так»

+


8

Что такое хорошо и что такое плохо. Нравственные заповеди. Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Кто хозяин?», « Пёрышко»

+


9

Характер. Черты характера. Можно ли изменить характер. Какой у тебя характер? Русская народная сказка «Дочь и падчерица»

+


10

Коллектив. Создание законов коллектива для своего класса

+


11

Справедливость. Обсуждение рассказа В. Осеевой «Печенье», «Отомстила».

+


12

Самоуважение. Самолюбие. Себялюбие. Просмотр фрагмента «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Игра «Свет мой, зеркальце, скажи»

+


13

Совесть. Понятие «чувство вины». Чтение и обсуждение рассказа А. Гайдара «Совесть». Мини-сочинение «Если бы ни у кого не было совести».

+


14

Что есть бог. Понятие «религия». Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?»

+


15

Честность – что это такое? Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы»,

+


16

Преданность. Доброе отношение к животным. Чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»

+


17

Дружба и привязанность. Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища», Я.Тайц «В школьном переулке»

+


18

Прощение. Поиск способов примирения

+


19

Ответственность и свобода. Рассмотрение ситуаций из жизни, когда приходится поступать по правилам.

+


20

Эгоизм. Его последствия. Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Сыновья», «Синие листья»

+


21

В мире вещей. Анализ стихотворения К.

Чуковского «Федорино горе»

+


22

Учимся вежливости. Игра «Вежливо - невежливо»

+


23

Грубость. Грубое поведение

+


24

Невыдержанность. Игра «стоп»

+


25

Доброжелательность – что это такое? Обсуждение рассказа Б Житкова «Помощь идёт»

+


26

Внимание – конфликт! Причины злобы

+


27

Герой. Чтение и обсуждение рассказа Б. Емельянова «Храбрая девочка»

+


28

Смелость. Мужество. Храбрость. Обсуждение рассказа Б. Житкова «Храбрый утёнок»



29

Я и окружающий мир. Экскурсия «В гости к Весне»


+

30

Мир добрых дел. Операция «Чистый класс»


+

31

Проступок. Преступление. Наказание. Виды наказания по Уголовному кодексу РФ

+


32

Воровство. Сказка «Петух и жерновки»

+


33

Жадность и щедрость. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

+






Учебно - тематический план

2- год обучения

п/п

Тема

Теория

Практика

1

Душа. Анализ выражения «душа болит».

+


2

Аккуратность. Внешний вид. Мини –сочинение «Аккуратен ли я?»

+


3

Мода. Выражение «Встречают по одёжке – провожают по уму»

+


4

Застенчивость и скромность

+


5

Настроение. « Рисуем настроение»

+


6

Тактичность. Деликатность

+


7

Благородство. Мини-сочинение «Смогу ли я пожертвовать чем – либо ради кого-то»

+


8

Честь и достоинство. Чтение и обсуждение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»

+


9

Жестокость и сочувствие.

+


10

Обида. Месть. Зависть. Мини-сочинение «Как избавиться от чувства мести»

+


11

От конфликта к войне. Понятие «террор»

+


12

Я – патриот своей страны. Флаг, герб, гимн. Экскурсия по селу


+

13

Предательство. Чтение и обсуждение рассказа «Мальчиш – Кибальчиш» А.Гайдара

+


14

Порядочность. Мини – сочинение «Как стать порядочным человеком»

+


15

Пунктуальность. Как стать пунктуальным?

+


16

Личность. Определение понятия «личность»

+


17

Этический кодекс класса

+


18

Трудолюбие. Операция «Чистый класс»


+

19

Семья. Выражение своего отношения к родным и дому

+


20

Любовь. Чтение и обсуждение произведения И. Панькина «Легенды о матерях»

+


21

Мама и папа. « Рисуем семью»

+


22

Мальчик – будущий мужчина. Чтение и обсуждение стихотворения « Алексей Андреевич»

+


23

Девочка – будущая женщина. Чтение стихотворения С. Михалкова «Про мимозу»

+


24

Первая любовь. О празднике « День Святого Валентина». Конкурс «Валентин и Валентина»

+


25

Семейные традиции. Шведская сказка «Гвоздь из родного дома»

+


26

Непослушание. Анализ рассказа Р. Фраермана «Непоседа»

+


27

Приёмные дети. Понятие «сирота»

+


28

Одиночество. Понятие «Душевное одиночество»

+


29

Мечта. Мини-сочинение «Если бы я был волшебником»

+


30

Судьба. Приметы. Поверья. Предсказания

+


31

Моё место в жизни. Чтение стихотворения «Кем быть?» В. Маяковского

+


32

Наркотики. Алкоголь. Сигареты.

+


33

Аккуратность. Акция «Чистый двор»


+

34

Я и окружающий мир. Общение с природой. Экскурсия


+







Учебно - тематический план

3-й год обучения

п/п

Тема

Теория

Практика

1

Дружба и привязанность. Обсуждение рассказа Л.Воронковой «Что сказала бы мама»

+


2

Ценность жизни. Вещи, которые нельзя купить

+


3

Я – патриот своей страны. Моя родина – Россия. Конституция РФ

+


4

Семейные традиции. Выставка рисунков «Моя семья»

+


5

Мир добрых дел. Поздравления любимым учителям. Изготовление открытки


+

6

Я – патриот своей страны. Память поколений. Посещение музея села


+

7

Смелость. Храбрость. Анализ произведения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

+


8

Я и окружающий мир. КТД «Осенины»


+

9

Искусство и нравственность. Посещение театра


+

10

Моё место в жизни. Наши мамы - мастерицы, наши папы - мастера

+


11

Мир добрых дел. КТД « Книжкина больница»


+

12

Самоуважение. Научись управлять собой

+


13

Я и окружающий мир. Экскурсия «В царстве Морозко»


+

14

Порядочность. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей

+


15

Мир добрых дел. КТД «Мастерская Деда Мороза»


+

16

Я – патриот своей страны. Игра-путешествие «Россия – родина моя»

+


17

Я - патриот своей страны. Главные ценности человека: жизнь, семья, Родина, Земля

+


18

Аккуратность. Конкурс на лучшую тетрадь

+


19

Искусство и нравственность. Положительные герои в былинах и сказках

+


20

Определение понятия «любовь». КТД «Изготовление Валентинок»


+

21

Мальчик – будущий мужчина. Весёлая эстафета


+

22

Трудолюбие. КТД « Мой труд в классе»


+

23

Девочка – будущая женщина. Конкурс «А ну-ка, девочки»


+

24

Искусство и нравственность. Посещение театра


+

25

Искусство и нравственность. Библиотечный урок

+


26

Я и окружающий мир. Викторина «Наши друзья птицы»

+


27

Учимся вежливости. Устные и письменные приглашения на день рождения

+


28

Дружба и привязанность. Мини – сочинение «Мой друг»

+


29

Мир добрых дел. Акция «Чистый двор»


+

30

Я – патриот своей страны. Изготовление цветов и возложение к памятнику погибших воинов.


+

31

Я – патриот своей страны. Памятники старины в нашем селе.

+


32

Семья. Игровая программа «Папа, мама, я – спортивная семья»


+

33

Я – патриот своей страны. Люди, каких национальностей живут в нашем селе.

+


34

Итоговое занятие





Учебно - тематический план

4-й год обучения



п/п

Тема

Теория

Практика

1

Коллектив. «Я ученик, а это значит..»

+


2

Я – патриот своей страны. Моя Родина – Россия. Права ребенка

+


3

Добро и зло. Толерантность – что это?

+


4

Я и окружающий мир. Осень – очей очарование! Экскурсия в природу


+

5

Мир добрых дел. КТД Изготовление поздравительных открыток ко дню пожилого человека


+


6

Мир добрых дел. Оказание помощи бабушкам и дедушкам. Волонтёры – кто они?


+

7

Коллектив. Устав школы – норма жизни

+


8

Я и окружающий мир. Праздник Урожая


+

9

Я патриот своей страны. День народного единства.

+


10

Искусство и нравственность. Посещение театра


+

11

Мир добрых дел. Милой мамочке стихи и поздравления. День Матери.


+

12

Я – патриот своей страны. Посещение краеведческого музея


+

13

Добро и зло. Книги о добре и зле

+


14

Самовоспитание. Как я работаю над собой

+


15

Мир добрых дел. Акция «Мастерская Деда Мороза»


+

16

Семья. Профессии моих родителей

+


17

Мир добрых дел. Конкурс поделок из природного материала, оригами, аппликация


+

18

Я и окружающий мир. Растения Красной книги

+


19

Моё место в жизни. Встреча с выпускниками нашей школы


+

20

Любовь. Конкурс «Валентин и Валентина»


+

21

Совесть – основа нравственности

+


22

Я и окружающий мир. Животные Красной книги

+


23

Девочка – будущая женщина. Конкурс «Я и мама»


+

24

Искусство и нравственность. Посещение театра


+

25

Я и окружающий мир. Акция «Птичья столовая»


+

26

Дружба. Возьмёмся за руки друзья. Игры на свежем воздухе


+

27

Мир добрых дел. Акция «Комфорт и уют пусть всегда рядом живут»


+

28

Мир добрых дел. Игра – практикум «Подари другому радость»


+

29

Семья. Сбор материала и защита проекта «Моя семья»


+

30

Я патриот своей страны. Акция «Открытка ветерану»


+

31

Аккуратность. Акция «Чистый класс»


+

32

Что значит быть человеком?

+


33

Итоговое занятие. Какими мы стали.

+


34

Коллектив. Прощание с начальной школой. Праздник


+





















Содержание программы

1-4 классы (135ч)

1 класс-33ч, 2класс -34ч, 3 класс -34 ч, 4 класс -34ч

1.Я и окружающий мир(12ч)

Наблюдение за объектами живой природы. Выделение сходства и различий между животными и человеком. Формирование представлений о месте человека в природе. Создание ситуации поиска своего предназначения в жизни и природе.

2.Познание себя (1ч) Игра «Тайный друг». Исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой. 3.Моё дерево жизни (1ч) Формирование представлений о своём будущем. Определение нравственных идеалов среди окружающих людей, «примеривание» их качеств на себя. Мини - сочинение «Каким человеком я хочу стать?» 4. Счастье (1ч) Рассматривание фотографий и определение счастливых людей по их мимике. Определение понятия «счастье». Выделение наиболее важных желаний детей. Уточнение определения «счастливый человек». 5. Добро и зло (3ч) Танцевальная картинка «Тёмные и «светлые». Определение понятий «добро» и «зло». Исследование проявлений добра и зла в человеке. Рассмотрение мотивов поведения людей относительно добра и зла. 6. Мир добрых дел (12ч) Игра «Вообразилия». Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков. 7. Коллектив (5ч) Рассмотрение отношений в классе. Определение понятий «класс» и «коллектив», выбор из них подходящего для уточнения отношений в классе. Исследование причин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений в коллективе. Создание «Законов нашего коллектива» 8. Что такое хорошо и что такое плохо (1ч) Уточнение понятий «хорошее» и «плохое». Рассмотрение соответствия норм морали в разные времена. Знакомство с нравственными заповедями. Определение понятий «заповедь» и «закон» 9.Характер (1ч) Выделение качеств характера на примере главных героев русской народной сказки «Дочь и падчерица». Определение понятия «характер». Формирование объективной самооценки при анализе качеств своего характера и характеров одноклассников. 10.Справедливость (1ч) Определение понятия «справедливость». Исследование причин несправедливого отношения к человеку в разные исторические эпохи. Мини - сочинение «Обращаюсь к вам люди…» 11.Самоуважение (1ч) Инсценирование или просмотр фрагмента «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Выявление причин раздражения царицы. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…». Анализ качеств своего характера, достойных и недостойных уважения. Определение понятия «самоуважения», «самолюбие», «себялюбие», отличие их друг от друга. 12. Совесть (2ч) Чтение фрагмента рассказа А. Гайдара «Совесть». Предположения детей о причине расстройства героини рассказа. Понятие «Чувство вины». Исследование причин возникновения мук совести. Мини-сочинение «Если бы ни у кого не было совести». 13.Что есть Бог? (1ч) Создание ситуации спора о существовании Бога. Знакомство о представлении о Боге у разных народов и в разные исторические эпохи. Определение понятия «религия». Исследование природы стремления человека поклоняться чему-либо. Поиск ответа на вопросы: Почему Бог допускает страдания? За что Бог наказывает? Чтение и анализ рассказа В.Осеевой «Кто наказал его?» 14.Честность (1ч) Анализ жизненных ситуаций. Исследование причин лжи. Определение понятия «честность». Описание чувств, когда обманули тебя и когда обманул ты. Исследование последствий лжи и поиск способов исправления лжи. Представление пяти доводов, почему нужно быть человеком. 15.Преданность (1ч) «Разговор» с дворняжкой. Выявление доброго или недоброго отношения людей к животным. Определение понятия «преданность». Знакомство с проявлениями преданности животных друг к другу на примере рассказа Л.Толстого «Лев и собачка». Приведение подобных примеров из жизни животных. Мини - сочинения «А у нас во дворе» 16.Дружба и привязанность (4ч) Анализ одного из рассказов ( Л.Воронкова «Что сказала бы мама», Я. Тайц «В школьном переулке», В. Осеева «Три товарища»). Рассказ детей о своих друзьях. Рассмотрение мотивов возникновения дружбы. Определение понятия «дружба». Выявление основных качеств настоящего друга. Проигрывание ситуаций спора и ссоры между друзьями. 17.Прощение (1ч) Анализ ситуации ссоры между друзьями. Поиск способов примирения. Определение понятия «прощение». Выделение преимуществ прощения. Приведение детьми примеров из собственного опыта и описание чувств, возникающих при попытке простить. 18.Ответственность и свобода (1ч) Выбор из предложенных карточек действий под девизом «хочу». Сопоставление их с возможностью выполнения в данный момент в определённом месте. Рассмотрение ситуаций из жизни, когда приходится поступать по правилам. Определение понятия «ответственность». 19.Эгоизм (1ч) Создание и анализ проблемной ситуации. Соотнесение чувств ребёнка и качеств его характера. Вычленение качества характера «себялюбие». Определение понятия «эгоизм». Анализ ситуаций проявления эгоизма в своей жизни. Обдумывание последствий проявления эгоизма. 20.Душа (1ч) Инсценирование ситуации обращения к врачу с жалобой на болезнь души. Анализ выражения «душа болит». Определения понятия «душа». Исследование причин душевной боли. Поиск способов «излечения» душевной боли. Формирование бережного отношения к чужим переживаниям, к чужой душе. 21.Учимся вежливости (2ч) Инсценирование ситуации столкновения двух людей. Знакомство с понятием «вежа» и «невежа». Игра «Вежливо-невежливо». Исследование причин невыполнения правил приличия. Инсценирование различных жизненных ситуаций с целью выработки вежливого поведения. Написание поздравления и пожелания однокласснику. 22.Грубость (1ч) Определение понятий «грубый человек», «грубое поведение». Анализ жизненных ситуаций, когда была проявлена грубость по отношению к кому – нибудь и испытана грубость от кого –нибудь. Исследование последствий проявления грубости и поиск способов исправления ситуации конфликта. 23.Невыдержанность (1ч) Определение свойств характера по поведению человека. Инсценирование поведения с заданным свойством характера. Вычленение свойств характера «невыдержанность», определение понятия и сопоставление с фразеологизмами «выйти из себя», «держать себя в руках». Исследование причин проявления несдержанности у окружающих людей и в себе. Выработка умения сдерживать свой гнев. 24. Доброжелательность (1ч) Анализ записей детей о чувствах, возникающих в момент прощения. Постановка детей в ситуацию нравственного выбора и раскрытие преимущества прощения. Выведение понятия «доброжелательность». Инсценирование жизненных ситуаций и отслеживание реакции окружающих на проявление доброжелательности. 25.Внимание: конфликт! (1ч) Наблюдение за дракой животных в мультфильме или кинофильме. Исследование причин их злобы. Сопоставление ситуации ссоры животных с ситуацией ссоры людей. Определение понятия «конфликт». Предположение последствий конфликта. Решение психологических задач. Выработка линии поведения в роли свидетеля конфликта. 26.Герой (1ч) Уточнение понятия «герой». Приведение примеров героического прошлого народа. Наблюдение за окружающими и определение людей, которых можно обоснованно назвать героями. Анализ собственной жизненной позиции, позиции родителей относительно героизма. Отличие истинного героизма от ложного. 27. Смелость. Мужество. Храбрость (1ч) Постановка детей в ситуацию проявления мужества. Анализ чувств и описание собственных слабостей. Поиск способов преодоления страха и неуверенности в себе. Психологические упражнения. 28.Привычки и поступки (1ч) Приведение примера опоздания одного из детей. Определение понятия «привычка». Описание детьми их привычек. Классификация привычек. Исследование влияния привычек на взаимоотношения с окружающими. Поиск способов искоренения дурных привычек. 29.Проступок. Преступление. Наказание (1ч) Анализ ситуации наказания ребёнка из повседневной жизни. Создание ситуации спора о справедливости наказания. Исследование причин, приведших к наказанию. Отличие поступка от проступка. Определение понятия «преступление». Исследование причин, приведших к совершению преступления. Рассмотрение наиболее распространённых среди детей видов преступления. Знакомство с видами наказания по Уголовному кодексу РФ. 30.Воровство (1ч) Исследование природы и последствий соблазна взять чужое. Описание внутренней борьбы при возникновении соблазна взять чужое. Выработка линии поведения в роли свидетеля воровства. 31.Жадность и щедрость (1ч) Определение понятия «жадность». Исследование причин нежелания делиться. Описание чувств, возникающих при необходимости делиться. Предположения последствий жадности и преимуществ щедрости. 32. Аккуратность (4ч) Наблюдение за внешним видом людей на улице. Выявление причин нежелания общаться с некоторыми из них. Письменный анонимный анализ собственного внешнего вида, внешнего вида учителя и одноклассников. Определение понятия «аккуратность». Предположение последствий неаккуратности. 33.Мода (1ч) Выявление причин желания общаться с окружающими. Вычленение и определение понятий «модный человек», «мода». Соотнесение их с определением красивой одежды. Соотнесение желания и возможности модно одеваться. Приведение детей к умозаключению о важности душевных качеств, а не одежды. Введение понятий «элегантность», «гармония». 34.Застенчивость и скромность (1ч) Определение понятий «стеснительность», «застенчивость». Выявление причин стеснительного поведения. Сопоставление понятий «застенчивость» и «скромность». Уточнение понятия «скромность». Приведение примеров застенчивого поведения из своего жизненного опыта. Определение уместности скромного или застенчивого поведения в конкретной ситуации. 35. Настроение (1ч) Выявление причин вялого и радостного поведения человека. Определение понятия «настроение». Приведение примеров своего хорошего и плохого настроения. Рассмотрение ситуаций влияния своего настроения на окружающих и чужого настроения на себя. Поиск способов создания атмосферы доброжелательности. 36.Тактичность. Деликатность (1ч) Опыт «чувство меры». Определение «такт», «тактичность». Анализ ситуации ссоры между одноклассниками. Определение справедливых и несправедливых высказываний ссорящихся. Выявление последствий несправедливых действий. Определение понятия «деликатность». 37.Благородство (1ч) Классификация качеств характера главных героев прочитанных художественных произведений. Исследование причин невозможности поступить иначе в той или иной ситуации. Определение понятия «благородство». Приведение примеров проявления благородства среди окружающих. 38.Честность и достоинство (1ч) Анализ размышлений детей о самопожертвовании. Определение понятий «честь», «достоинство». Приведение примеров из собственной жизни о проявлении качеств характера, которыми можно гордиться. 39.Жестокость и сочувствие (1ч) Предположение причин получения увечий. Определение понятия «жестокость». Приведение примеров жестокого обращения с людьми или животными. Описание чувств и переживаний при виде покалеченных людей или животных. Определение понятий «сочувствие», «милосердие». Выработка линии поведения при проявлении жестокости по отношению к себе и окружающим. 40. Обида. Месть. Зависть (1ч) Инсценирование ситуации оскорбления. Описание чувств оскорблённого и предположение его дальнейших действий. Определения понятия «месть». Выявление возможных причин мести. Определение понятия «зависть». Исследование последствий мести. Мини - сочинение «Как избавиться от чувства мести». 41.От конфликта к войне (1ч) Предположение последствий нежелания погасить чувство обиды, злобы и мести. Выявление причин возникновения конфликтных ситуаций. Приведение примеров из истории о причинах развязывания военных действий. Определение понятия «террор». Высказывание своего отношения к войнам и террору. Выработка линии поведения в экстремальной ситуации. 42.Я – патриот своей страны (12ч) Выражение своего отношения, отношение родителей к Родине. Определение понятия «патриот». Государственные символы страны. 43.Предательство (1ч) Определение понятия «предательство». Исследование причин предательства. Выражение своего отношения к чужой тайне. Описание чувств преданного человека. Формирование силы воли в хранении чужих секретов. 44.Порядочность (1ч) Инсценирование любого аморального поступка. Выделение качеств характера человека в этой ситуации. Оценка уровня нравственного воспитания человека. Выявление в себе способности или неспособности совершить безнравственный поступок. Определение понятия «порядочность» 45.Пунктуальность (1ч) Описание чувств опаздывающего и рассмотрение влияния чьего-нибудь опоздания на настроение ждущего. Определение понятия «пунктуальность». Как стать пунктуальным? Расчёт времени на выполнение различных дел. 46Личность (1ч) Анализ ситуации вмешательства прохожего в уличную драку. Рассмотрение возможных последствий его вмешательства. Выделение качеств характера прохожего. Приведение примеров, когда кто-то рискует жизнью и здоровьем ради других. Определение понятия «личность». 47.Этический кодекс класса (1ч) Анализ высказываний окружающих о коллективе класса. Рассмотрение последствий проявления скверного характера коллектива. Поиск способов изменения нелестной характеристики класса. Определение понятий «этика», «кодекс». Определение цели самовоспитания и составление этического кодекса класса. 48.Трудолюбие (3ч) Рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей. Уточнение понятия «трудолюбие». Выявление дел, выполняемых с желанием и без желания. Предположение о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Поиск способов искоренения лени и безответственности. 49.Семья (4ч) Рассказ детей о своих родных, своём доме. Выражение своего отношения к родным, дому. Определение понятия «семья». Анализ конфликтной ситуации в семье. Исследование причин конфликтов и нежелания детей идти домой. Поиск способов установления мирных отношений между всеми членами семьи. 50 Любовь (3ч) Выделение важнейшего условия существования семьи. Определение понятия «любовь». Выявление любящих и любимых детьми людей. Рассмотрение особых чувств матери по отношению к своему ребёнку. Анализ произведений о матери. Сочинение оды своей маме. 51. Мама и папа (1ч) Определение понятия «счастливая семья». Выявление предпосылок создания семьи. Откуда появляются дети? Исследование причин распада семьи. Рассмотрение последствий распада семьи. Выработка линии поведения по отношению к разведённым родителям. Письмо – попытка примирения родителей. 52.Мальчик – будущий мужчина (2ч) Определение понятия «настоящий мужчина». Анализ произведений, посвящённых мужчинам. Письменное обращение девочек к мальчикам. Выработка линии поведения мальчика по отношению к девочке. 53.Девочка – будущая женщина (3ч) Выявление отличительных черт характера девочек. Рассказ девочек об их домашних обязанностях. Представление девочек об их будущей жизни. Анализ произведений, посвящённых женскому полу. Письменное обращение мальчиков к девочкам. Выработка линии поведения девочки по отношению к девочке. 54.Первая любовь (1ч) Письменный рассказ детей о первом чувстве любви. Поиск способов привлечения внимания любимой (-ого). Знакомство с историей возникновения Дня святого Валентина. Приведение примеров большой любви из истории и повседневной жизни. Изготовление и преподнесение «валентинок». 55.Семейные традиции (2ч) Рассказ детей о проведении праздников в семье. Определение понятия «традиция». Выяснение с помощью бабушек и дедушек историй зарождения семейных традиций. Запись мудрых поступков и изречений предков. Мини-сочинение «Что я хотел бы сохранить и передать потомкам». 56. Непослушание (1ч) Инсценирование ситуации невыполнения родительского наказа. Приведение примеров непослушания из жизни детей. Исследование причин и предположение последствий непослушания. Представление себя на месте взрослых. Поиск способов предупреждения и исправления ошибок и неприятностей. 57.Приёмные дети (1ч) Просмотр видеоматериалов о детском доме или приюте. Определение понятий «сирота». Формирование позиции ребёнка по отношению к своим родителям. Чтение стихов о маме. Поиск способов поддержки сирот, создания отношений, близких к семейным. 58. Одиночество (1ч) Представление себя на месте одинокой бабушки – соседки. Описание чувств одинокого человека. Определение понятия «душевное одиночество». Исследование причин одиночества. Поиск способов избавления от одиночества. 59. Мечта (1ч) Представление детей о своём будущем. Уточнение понятий «мечта». Приведение примеров и анализ действий для исполнения мечты родителей, знакомых, друзей. Мини - сочинение «Если бы я был волшебником». 60.Судьба (1ч) Определение понятия «судьба». Формирование иронического отношения ко всякого рода приметам, поверьям и предсказаниям. Выработка волевого отношения к собственной судьбе. 61.Моё место в жизни (3ч) Выявление профессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии. Выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий. Мини – сочинение «что я знаю о профессии, которая мне нравится». 62. Наркотики. Алкоголь. Сигареты (1ч) Рассмотрение зависимости безвольного человека от обстоятельств. Исследование причин попадания в алкогольную, наркотическую, никотиновую зависимость. Просмотр видеоматериалов по данной теме. Выработка волевого поведения. Мини – сочинение «Я свободен» 63. Искусство и нравственность (6ч) Посещение театра, просмотр постановок нравственного содержания. Обсуждение просмотренного. 64. Самовоспитание (1ч) Определение понятия «самооценка». Чтение и обсуждение воображаемого письма одноклассницы о её плохих качествах. Исследование причин её недовольства собой. Попытка дать объективную самооценку себе в форме внутреннего спора «Я –такой – зато…»























Список литературы

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

  5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

  9. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Москва, «Айрис Пресс», 2006.

  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

  11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

  12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

  13. Начальная школа: журнал. – 2007.-№7

  14. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

  15. Начальная школа: журнал.- 2009.-№5

  16. Начальная школа: журнал.- 2010. -№1

  17. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

  18. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

  19. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

  20. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  21. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

  22. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

  23. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Приложение Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса



Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2


2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2


3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2


4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2


5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2


6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2


7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2


8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2


9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2


10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2. Диагностика этики поведения



Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».



Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...



Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.



Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям



Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.



п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.


2.

Иметь много денег.


3.

Иметь самый современный компьютер.


4.

Иметь верного друга.


5.

Мне важно здоровье родителей.


6.

Иметь возможность многими командовать.


7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.


8.

Иметь доброе сердце.


9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.


10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.




Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.



Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации



Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.



Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.



2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.



3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.



4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.



Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.





















1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа»

(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.



2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки»

(предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать»

(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

















Программа внеурочной деятельности "Быть человеком"
  • Начальные классы
Описание:

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Быть человеком"                          для учащихся 1-4 классов. Поможет учителю организовать внеурочную деятельность в начальных классах.                                                                                       

Автор Зенкова Елена Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 464
Номер материала 2496
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓