Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма внеурочной деятельности "Умка" (2,3 класс)

Программа внеурочной деятельности "Умка" (2,3 класс)

Скачать материал

Общая характеристика курса

 

                                          Цели и задачи курса

 

          Основная цель курса состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Этот курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт гармоничного сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений и навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей.

 

                                          Содержание курса

 

          При создании курса мы опирались на кардинальные положения разработанного в отечественной психологии деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), согласно которым способности развиваются в соответствующей деятельности и вне её формироваться не могут.

         Содержание курса удовлетворяет следующим требованиям: выходит за рамки общепринятых программ; учитывает специфику интересов учащихся; соответствует их стилю усвоения знаний; не ограничивает стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

         Основные принципы специализации курса:

– предусматривает детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления;

– даёт возможность детям приобщаться к постоянно меняющемуся знанию и к новой информации, прививает им стремление к приобретению знаний;

– поощряет инициативу детей, их самостоятельность в учёбе и развитии;

– способствует развитию сознания детей, пониманию связей с другими людьми, культурой, природой и т.д.

    В программе используются развивающие материалы умственного развития                                        школьника (в виде игр и увлекательных задач), последовательное решение которых развивает различные составляющие учебных способностей ребёнка и обеспечивает умственное развитие в целом.

          Особое внимание уделяется дивергентному мышлению. Это мышление опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения. Оно характеризуется следующими качествами: способностью видеть проблемы, плавностью потока идей и мыслей, гибкостью и оригинальностью мышления. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов.

 

 

 

            Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

 

        выполнение отдельных действий, изменения, сравнения, моделирования;

        отделение и различие способа от результата;

        перенос усвоенного на новый материал;

        установление причинно-следственных связей;

        нахождение нового, нестандартного способа решения задачи;

        обнаружение скрытых зависимостей и связей;

        умение интегрировать и синтезировать информацию;

        наличие прогностических форм самоконтроля и самооценки; сопоставление прогностических и итоговых форм и самооценки;

        построение гипотез, способность к преобразованию;

        умение предвидеть последствия, критичность в мышлении.

 

 Творческие способности

 

        пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;

        дивергентное мышление;

        способность находить и выражать оригинальные идеи;

        изобретательские порывы и богатое воображение;

        интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;

        гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.

          

            Организация развивающих занятий

 

     Курс разработан с таким расчётом, чтобы проводилось одно занятие в неделю длительностью 40 минут. Занятие проводится как в неурочное время.

      Каждое занятие включает задания от простого к сложному: разминка – познавательные задачи, логически-поисковые задачи – на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности; частично-поисковые задачи разного уровня – на развитие самостоятельного, нестандартного мышления; и творческие задачи, которые непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение своих знаний.

      На занятии организуется коллективная проверка ответов к самостоятельно решённым задачам. В зависимости от наличия времени проверку можно проводить кратко, указывая правильные ответы, или детально, с разбором неверных решений.

      Отметки детям не ставятся.

      Главная задача учителя – побудить учеников как можно больше делать попыток решения, как можно шире развёртывать поиск ответа.

 

        Используемая литература

 

Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей». Москва, *РОСМЕН*, 2002г.

Винокурова Н.К. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей». Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999г.

Тихомирова Л.Ф. «Логика для младших школьников». Ярославль, Академия развития, 2003г.

         Данные пособия представляют собой разработанную систему познавательных задач, ориентированных на планомерное развитие умственных способностей, на формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения у  школьников. Каждый автор предлагает готовые занятия. На основе этих материалов составлено планирование.

 

Л.Ф. Тихомирова «Логика для школьников»

 

  №    

 Дата           

          Содержание занятия                                                                             

Материал

занятия

1.

 

Классификация, род – вид, закономерность, отгадай метаграмму, загадка, обобщение.

З.90,91

2.

 

Классификация, обобщение, логическая задача, синонимы, род – вид, закономерность, отгадай метаграмму, анаграмма.

З.92,93

3.

 

Обобщение, род – вид, логическая задача, отгадай метаграмму, занимательная модель, зашифрованное слово, анаграмма.

З.94,95

4.

 

Определение, особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, занимательная модель, род – вид, обобщение, ребус.

З.96,97

5.

 

Определение, род – вид, особенность, занимательная модель, зашифрованное слово, обобщение, слова, превращения слов.

З.98,99

6.

 

Загадка, род – вид, особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, определение, обобщение, превращения слов.

З.100,101

7.

 

Определение, обобщение, особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, род – вид.

З.102,103

8.

 

Определение, что лишнее, родственные слова, отгадай шараду, логическая задача, закономерность, отгадай метаграмму.

З.104,105

9.

 

Определение, что лишнее, родственные слова, логическая задача, ребус, особенность, отгадай шараду.

З.106,107

10.

 

Определение, что лишнее, закономерность, логическая задача, отгадай шараду, загадка, особенность, ребус.

З.108,109

11.

 

Определение, родственные слова, логическая задача, шарада, ребус, загадка, особенность.

З.110,111

12.

 

Что лишнее, загадка, особенность, логическая задача, шарада, определение, ребус.

З.112,113

13.

 

Определение, особенность, логическая задача, ребус, что лишнее, закономерность, слова наоборот.

З.114,115

14.

 

Определение, что лишнее, закономерность, шарада, логическая задача, слова наоборот, наборщик.

З.116,117

15.

 

Определение, что лишнее, родственные слова, слова наоборот, логическая задача, ребус, закономерность, найди слова, отгадай анаграмму.

З.118,119

 

 

Н.К. Винокурова «Лучшие тесты на развитие творческих способностей»

 

  №

 Дата

                                              

                                   Содержание занятия                                        

Материал занятия

16.

17.

 

Разминка. Развитие зрительной памяти. Проверка и тренировка слуховой памяти. Развитие ассоциативной памяти. Тренировка внимания. Развитие быстроты реакции. Проверка быстроты мышления. Развитие логического мышления. Развивающий канон. Проверка интеллекта и развитие быстроты реакции.

 1урок

18.

19.

 

Разминка. Тренировка внимания. Развитие зрительной памяти. Интегративное задание. Проверка быстроты реакции. Развитие логического мышления. Развивающий канон. 

2 урок

20.

21.

 

Разминка. Тренировка внимания. Проверка произвольного внимания. Развитие быстроты реакции. Развитие логического мышления. Ребус. Развивающий канон.

3 урок

22.

23.

 

Разминка. Тренировка внимания. Проверка и развитие зрительной памяти. Проверка и тренировка слуховой памяти. Развитие ассоциативной памяти. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

4 урок

24.

25.

 

Разминка. Проверка и развитие слуховой памяти. Тренировка внимания и наблюдательности. Тренировка внимания и быстроты реакции. Развитие зрительной памяти. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

5 урок

26.

27.

 

Разминка. Тренировка внимания.  Тренировка внимания и быстроты реакции. Развитие зрительной памяти. Тренировка ассоциативного мышления. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

6 урок

28.

29.

 

Разминка. Тренировка внимания. Тренировка внимания и быстроты реакции. Проверка и развитие зрительной памяти. Развитие зрительной памяти. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

7 урок

30.

31.

 

Разминка. Развитие слуховой памяти. Развитие ассоциативного мышления. Проверка быстроты реакции. Тренировка внимания и быстроты реакции. Тренировка логического мышления. Развивающий канон.

8 урок

32.

33.

 

Разминка. Проверка внимания. Тест на внимание. Развитие зрительной памяти. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие быстроты реакции. Развитие беглости мышления. Проверка способности слушать. Тренировка логического мышления. Тренировка сообразительности и проверка эрудиции. Развивающий канон.

9 урок

34.

 

Разминка. Развитие зрительной памяти. Развитие воображения. Развитие внимания и быстроты реакции. Итоговое задание. Развитие логического мышления. Проверка интеллекта и быстроты реакции. Развивающий канон.

10 урок

                      

 

 

 

                       

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности "Умка" (2,3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

          Основная цель курса состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Этот курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт гармоничного сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений и навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 344
    • DOCX 62.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антипина Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антипина Людмила Николаевна
    Антипина Людмила Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3167
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2688 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 482 человека

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 058 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека