Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Умка" (2,3 класс)

Программа внеурочной деятельности "Умка" (2,3 класс)

Общая характеристика курса


Цели и задачи курса


Основная цель курса состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Этот курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт гармоничного сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений и навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей.


Содержание курса


При создании курса мы опирались на кардинальные положения разработанного в отечественной психологии деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), согласно которым способности развиваются в соответствующей деятельности и вне её формироваться не могут.

Содержание курса удовлетворяет следующим требованиям: выходит за рамки общепринятых программ; учитывает специфику интересов учащихся; соответствует их стилю усвоения знаний; не ограничивает стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

Основные принципы специализации курса:

предусматривает детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления;

даёт возможность детям приобщаться к постоянно меняющемуся знанию и к новой информации, прививает им стремление к приобретению знаний;

поощряет инициативу детей, их самостоятельность в учёбе и развитии;

способствует развитию сознания детей, пониманию связей с другими людьми, культурой, природой и т.д.

В программе используются развивающие материалы умственного развития школьника (в виде игр и увлекательных задач), последовательное решение которых развивает различные составляющие учебных способностей ребёнка и обеспечивает умственное развитие в целом.

Особое внимание уделяется дивергентному мышлению. Это мышление опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения. Оно характеризуется следующими качествами: способностью видеть проблемы, плавностью потока идей и мыслей, гибкостью и оригинальностью мышления. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов.




Основные требования к знаниям и умениям обучающихся


  • выполнение отдельных действий, изменения, сравнения, моделирования;

  • отделение и различие способа от результата;

  • перенос усвоенного на новый материал;

  • установление причинно-следственных связей;

  • нахождение нового, нестандартного способа решения задачи;

  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;

  • умение интегрировать и синтезировать информацию;

  • наличие прогностических форм самоконтроля и самооценки; сопоставление прогностических и итоговых форм и самооценки;

  • построение гипотез, способность к преобразованию;

  • умение предвидеть последствия, критичность в мышлении.


Творческие способности


  • пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;

  • дивергентное мышление;

  • способность находить и выражать оригинальные идеи;

  • изобретательские порывы и богатое воображение;

  • интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;

  • гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.

Организация развивающих занятий


Курс разработан с таким расчётом, чтобы проводилось одно занятие в неделю длительностью 40 минут. Занятие проводится как в неурочное время.

Каждое занятие включает задания от простого к сложному: разминка – познавательные задачи, логически-поисковые задачи – на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности; частично-поисковые задачи разного уровня – на развитие самостоятельного, нестандартного мышления; и творческие задачи, которые непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение своих знаний.

На занятии организуется коллективная проверка ответов к самостоятельно решённым задачам. В зависимости от наличия времени проверку можно проводить кратко, указывая правильные ответы, или детально, с разбором неверных решений.

Отметки детям не ставятся.

Главная задача учителя – побудить учеников как можно больше делать попыток решения, как можно шире развёртывать поиск ответа.


Используемая литература


Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей». Москва, *РОСМЕН*, 2002г.

Винокурова Н.К. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей». Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999г.

Тихомирова Л.Ф. «Логика для младших школьников». Ярославль, Академия развития, 2003г.

Данные пособия представляют собой разработанную систему познавательных задач, ориентированных на планомерное развитие умственных способностей, на формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения у школьников. Каждый автор предлагает готовые занятия. На основе этих материалов составлено планирование.


Л.Ф. Тихомирова «Логика для школьников»


Дата

Содержание занятия

Материал

занятия

1.


Классификация, род – вид, закономерность, отгадай метаграмму, загадка, обобщение.

З.90,91

2.


Классификация, обобщение, логическая задача, синонимы, род – вид, закономерность, отгадай метаграмму, анаграмма.

З.92,93

3.


Обобщение, род – вид, логическая задача, отгадай метаграмму, занимательная модель, зашифрованное слово, анаграмма.

З.94,95

4.


Определение, особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, занимательная модель, род – вид, обобщение, ребус.

З.96,97

5.


Определение, род – вид, особенность, занимательная модель, зашифрованное слово, обобщение, слова, превращения слов.

З.98,99

6.


Загадка, род – вид, особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, определение, обобщение, превращения слов.

З.100,101

7.


Определение, обобщение, особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, род – вид.

З.102,103

8.


Определение, что лишнее, родственные слова, отгадай шараду, логическая задача, закономерность, отгадай метаграмму.

З.104,105

9.


Определение, что лишнее, родственные слова, логическая задача, ребус, особенность, отгадай шараду.

З.106,107

10.


Определение, что лишнее, закономерность, логическая задача, отгадай шараду, загадка, особенность, ребус.

З.108,109

11.


Определение, родственные слова, логическая задача, шарада, ребус, загадка, особенность.

З.110,111

12.


Что лишнее, загадка, особенность, логическая задача, шарада, определение, ребус.

З.112,113

13.


Определение, особенность, логическая задача, ребус, что лишнее, закономерность, слова наоборот.

З.114,115

14.


Определение, что лишнее, закономерность, шарада, логическая задача, слова наоборот, наборщик.

З.116,117

15.


Определение, что лишнее, родственные слова, слова наоборот, логическая задача, ребус, закономерность, найди слова, отгадай анаграмму.

З.118,119



Н.К. Винокурова «Лучшие тесты на развитие творческих способностей»


Дата

Содержание занятия

Материал занятия

16.

17.


Разминка. Развитие зрительной памяти. Проверка и тренировка слуховой памяти. Развитие ассоциативной памяти. Тренировка внимания. Развитие быстроты реакции. Проверка быстроты мышления. Развитие логического мышления. Развивающий канон. Проверка интеллекта и развитие быстроты реакции.

1урок

18.

19.


Разминка. Тренировка внимания. Развитие зрительной памяти. Интегративное задание. Проверка быстроты реакции. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

2 урок

20.

21.


Разминка. Тренировка внимания. Проверка произвольного внимания. Развитие быстроты реакции. Развитие логического мышления. Ребус. Развивающий канон.

3 урок

22.

23.


Разминка. Тренировка внимания. Проверка и развитие зрительной памяти. Проверка и тренировка слуховой памяти. Развитие ассоциативной памяти. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

4 урок

24.

25.


Разминка. Проверка и развитие слуховой памяти. Тренировка внимания и наблюдательности. Тренировка внимания и быстроты реакции. Развитие зрительной памяти. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

5 урок

26.

27.


Разминка. Тренировка внимания. Тренировка внимания и быстроты реакции. Развитие зрительной памяти. Тренировка ассоциативного мышления. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

6 урок

28.

29.


Разминка. Тренировка внимания. Тренировка внимания и быстроты реакции. Проверка и развитие зрительной памяти. Развитие зрительной памяти. Развитие логического мышления. Развивающий канон.

7 урок

30.

31.


Разминка. Развитие слуховой памяти. Развитие ассоциативного мышления. Проверка быстроты реакции. Тренировка внимания и быстроты реакции. Тренировка логического мышления. Развивающий канон.

8 урок

32.

33.


Разминка. Проверка внимания. Тест на внимание. Развитие зрительной памяти. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие быстроты реакции. Развитие беглости мышления. Проверка способности слушать. Тренировка логического мышления. Тренировка сообразительности и проверка эрудиции. Развивающий канон.

9 урок

34.


Разминка. Развитие зрительной памяти. Развитие воображения. Развитие внимания и быстроты реакции. Итоговое задание. Развитие логического мышления. Проверка интеллекта и быстроты реакции. Развивающий канон.

10 урок





Программа внеурочной деятельности "Умка" (2,3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

          Основная цель курса состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Этот курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт гармоничного сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений и навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей.

Автор Антипина Людмила Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1042
Номер материала 45408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓