Общая характеристика
курса
Цели и задачи курса
Основная цель курса состоит в том,
чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к
обучению в средних классах школы. Этот курс развивающих занятий призван
способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и
разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт
гармоничного сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний,
умений и навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей
развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию
благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления
индивидуальных особенностей.
Содержание
курса
При создании курса мы опирались на
кардинальные положения разработанного в отечественной психологии
деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин, В.В. Давыдов и др.), согласно которым способности развиваются в
соответствующей деятельности и вне её формироваться не могут.
Содержание
курса удовлетворяет следующим требованиям: выходит за рамки общепринятых
программ; учитывает специфику интересов учащихся; соответствует их стилю
усвоения знаний; не ограничивает стремление детей глубоко вникать в сущность
той или иной изучаемой темы.
Основные
принципы специализации курса:
– предусматривает детальное, углубленное изучение наиболее важных
проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления;
– даёт возможность детям приобщаться к постоянно меняющемуся знанию и к
новой информации, прививает им стремление к приобретению знаний;
– поощряет инициативу детей, их самостоятельность в учёбе и развитии;
– способствует развитию сознания детей, пониманию связей с другими
людьми, культурой, природой и т.д.
В программе используются развивающие материалы умственного
развития школьника (в виде игр и
увлекательных задач), последовательное решение которых развивает различные
составляющие учебных способностей ребёнка и обеспечивает умственное развитие в
целом.
Особое
внимание уделяется дивергентному мышлению. Это мышление опирается на
воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения.
Оно характеризуется следующими качествами: способностью видеть проблемы,
плавностью потока идей и мыслей, гибкостью и оригинальностью мышления.
Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или
даже множество правильных ответов.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
–
выполнение отдельных
действий, изменения, сравнения, моделирования;
–
отделение и различие
способа от результата;
–
перенос усвоенного на
новый материал;
–
установление
причинно-следственных связей;
–
нахождение нового,
нестандартного способа решения задачи;
–
обнаружение скрытых
зависимостей и связей;
–
умение интегрировать и
синтезировать информацию;
–
наличие прогностических
форм самоконтроля и самооценки; сопоставление прогностических и итоговых форм и
самооценки;
–
построение гипотез,
способность к преобразованию;
–
умение предвидеть
последствия, критичность в мышлении.
Творческие способности
–
пытливость ума, стремление
открывать и исследовать новое;
–
дивергентное мышление;
–
способность находить и
выражать оригинальные идеи;
–
изобретательские порывы и
богатое воображение;
–
интерес к парадоксам и
восприятие неоднозначных вещей;
–
гибкость, быстрота и
точность в мышлении и действиях.
Организация
развивающих занятий
Курс разработан с таким расчётом, чтобы
проводилось одно занятие в неделю длительностью 40 минут. Занятие проводится
как в неурочное время.
Каждое занятие
включает задания от простого к сложному: разминка – познавательные задачи,
логически-поисковые задачи – на развитие памяти, внимания, воображения,
наблюдательности; частично-поисковые задачи разного уровня – на развитие
самостоятельного, нестандартного мышления; и творческие задачи, которые
непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на
поисковую деятельность, творческое применение своих знаний.
На занятии
организуется коллективная проверка ответов к самостоятельно решённым задачам. В
зависимости от наличия времени проверку можно проводить кратко, указывая
правильные ответы, или детально, с разбором неверных решений.
Отметки детям
не ставятся.
Главная задача
учителя – побудить учеников как можно больше делать попыток решения, как можно
шире развёртывать поиск ответа.
Используемая литература
Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей». Москва,
*РОСМЕН*, 2002г.
Винокурова Н.К.
«Лучшие тесты на развитие творческих способностей». Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999г.
Тихомирова Л.Ф.
«Логика для младших школьников». Ярославль, Академия развития, 2003г.
Данные
пособия представляют собой разработанную систему познавательных задач,
ориентированных на планомерное развитие умственных способностей, на
формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения у
школьников. Каждый автор предлагает готовые занятия. На основе этих материалов
составлено планирование.
Л.Ф. Тихомирова «Логика для школьников»
№
|
Дата
|
Содержание занятия
|
Материал
занятия
|
1.
|
|
Классификация, род
– вид, закономерность, отгадай метаграмму, загадка, обобщение.
|
З.90,91
|
2.
|
|
Классификация,
обобщение, логическая задача, синонимы, род – вид, закономерность, отгадай
метаграмму, анаграмма.
|
З.92,93
|
3.
|
|
Обобщение, род –
вид, логическая задача, отгадай метаграмму, занимательная модель,
зашифрованное слово, анаграмма.
|
З.94,95
|
4.
|
|
Определение,
особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, занимательная модель, род
– вид, обобщение, ребус.
|
З.96,97
|
5.
|
|
Определение, род –
вид, особенность, занимательная модель, зашифрованное слово, обобщение,
слова, превращения слов.
|
З.98,99
|
6.
|
|
Загадка, род – вид,
особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, определение, обобщение,
превращения слов.
|
З.100,101
|
7.
|
|
Определение,
обобщение, особенность, логическая задача, отгадай метаграмму, род – вид.
|
З.102,103
|
8.
|
|
Определение, что
лишнее, родственные слова, отгадай шараду, логическая задача, закономерность,
отгадай метаграмму.
|
З.104,105
|
9.
|
|
Определение, что
лишнее, родственные слова, логическая задача, ребус, особенность, отгадай
шараду.
|
З.106,107
|
10.
|
|
Определение, что
лишнее, закономерность, логическая задача, отгадай шараду, загадка,
особенность, ребус.
|
З.108,109
|
11.
|
|
Определение,
родственные слова, логическая задача, шарада, ребус, загадка, особенность.
|
З.110,111
|
12.
|
|
Что лишнее,
загадка, особенность, логическая задача, шарада, определение, ребус.
|
З.112,113
|
13.
|
|
Определение,
особенность, логическая задача, ребус, что лишнее, закономерность, слова
наоборот.
|
З.114,115
|
14.
|
|
Определение, что
лишнее, закономерность, шарада, логическая задача, слова наоборот, наборщик.
|
З.116,117
|
15.
|
|
Определение, что
лишнее, родственные слова, слова наоборот, логическая задача, ребус,
закономерность, найди слова, отгадай анаграмму.
|
З.118,119
|
Н.К. Винокурова «Лучшие тесты на развитие
творческих способностей»
№
|
Дата
|
Содержание занятия
|
Материал занятия
|
16.
17.
|
|
Разминка. Развитие
зрительной памяти. Проверка и тренировка слуховой памяти. Развитие
ассоциативной памяти. Тренировка внимания. Развитие быстроты реакции.
Проверка быстроты мышления. Развитие логического мышления. Развивающий канон.
Проверка интеллекта и развитие быстроты реакции.
|
1урок
|
18.
19.
|
|
Разминка.
Тренировка внимания. Развитие зрительной памяти. Интегративное задание.
Проверка быстроты реакции. Развитие логического мышления. Развивающий канон.
|
2 урок
|
20.
21.
|
|
Разминка.
Тренировка внимания. Проверка произвольного внимания. Развитие быстроты
реакции. Развитие логического мышления. Ребус. Развивающий канон.
|
3 урок
|
22.
23.
|
|
Разминка.
Тренировка внимания. Проверка и развитие зрительной памяти. Проверка и
тренировка слуховой памяти. Развитие ассоциативной памяти. Развитие
логического мышления. Развивающий канон.
|
4 урок
|
24.
25.
|
|
Разминка. Проверка
и развитие слуховой памяти. Тренировка внимания и наблюдательности. Тренировка
внимания и быстроты реакции. Развитие зрительной памяти. Развитие логического
мышления. Развивающий канон.
|
5 урок
|
26.
27.
|
|
Разминка.
Тренировка внимания. Тренировка внимания и быстроты реакции. Развитие
зрительной памяти. Тренировка ассоциативного мышления. Развитие логического
мышления. Развивающий канон.
|
6 урок
|
28.
29.
|
|
Разминка.
Тренировка внимания. Тренировка внимания и быстроты реакции. Проверка и
развитие зрительной памяти. Развитие зрительной памяти. Развитие логического
мышления. Развивающий канон.
|
7 урок
|
30.
31.
|
|
Разминка. Развитие
слуховой памяти. Развитие ассоциативного мышления. Проверка быстроты реакции.
Тренировка внимания и быстроты реакции. Тренировка логического мышления.
Развивающий канон.
|
8 урок
|
32.
33.
|
|
Разминка. Проверка
внимания. Тест на внимание. Развитие зрительной памяти. Тренировка слуховой и
зрительной памяти. Развитие быстроты реакции. Развитие беглости мышления.
Проверка способности слушать. Тренировка логического мышления. Тренировка
сообразительности и проверка эрудиции. Развивающий канон.
|
9 урок
|
34.
|
|
Разминка. Развитие
зрительной памяти. Развитие воображения. Развитие внимания и быстроты
реакции. Итоговое задание. Развитие логического мышления. Проверка интеллекта
и быстроты реакции. Развивающий канон.
|
10 урок
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.