Главная / ИЗО, МХК / Программа внеурочной деятельности «Мир народной культуры»

Программа внеурочной деятельности «Мир народной культуры»

Духовно-нравственное направление

Программа внеурочной деятельности

«Мир народной культуры»


Пояснительная записка



Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. К сожалению, опыт показывает, что для большей части детей и молодежи, несмотря на изучение в школе, отечественная культура так и остается малопонятной и неизведанной.

На сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится этническое воспитание, которое способствует правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и мировой культуры, прививает уважение к разнообразию культур и может служить профилактикой в попытке избежать этнических конфликтов.

В данной программе сделана попытка привлекательно подать родную культуру, доказать ее многоаспектность и несомненную значимость для любого образованного человека, пытающего осознать место в культуре и место своей культуры в мировой мозаике культур.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Нельзя предугадать, что именно станет завтра важным, а что потеряет свое значение. В этой ситуации только развитие творческих способностей, интеграция знаний в единую картину мира, ориентация в системе традиционных ценностей служат надежным гарантом адаптации человека к современной жизни. С этой точки зрения наибольшей интегрирующей и смыслообразующей силой обладает язык культуры. Знакомство с ним дает возможность осознанно овладеть любым ее специальным языком, в том числе языком науки, права, политики, искусства и т.д. В этом и состоит основное назначение программа внеурочной деятельности “ Мир народной культуры”.

Культура становится мощным фактором многогранного формирования и развития человека, преобразуя и обогащая потребности личности, превращаясь в человеческое качество. Ее зрелость измеряется тем, как живет и трудится личность, какой образ жизни она ведет, и насколько человеческими являются ее отношения к миру к природе, к другим людям, к самому себе.

Раскрывая взаимосвязь истории, быта, искусства народов России, данная внеурочная деятельность дает возможность поставить и решить три важнейшие проблемы современного школьного образования:

- создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры;

- развитие образного, творческого мышления, интеграция знаний, получаемых в школе;

- формирование навыков критического мышления в условиях пропагандистского воздействия.

“ Как бы ни понималась роль культурного тысячелетнего наследия в нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, остается бесспорным, что “ новизна” наших дней не может утвердиться без обращения к старине”. ( Толстой Н.И., Обращение к читателям / Живая старина: журн. – 1994. - № 4. – с.2/

Программа "Мир народной культуры", рассчитана на учащихся пятого класса образовательных учреждений для изучения во внеурочное время и дополнения к курсу истории, русского языка и литературы, мировой художественной культуры и т.д.

Характерной чертой и в некотором отношении особенностью данной программы является то, что все уроки, темы, а, следовательно, и разделы автономны. То есть они представляют собой логически завершенные блоки информации с конкретными рекомендациями, вопросами и литературой.

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).


Особенности содержания программы.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям школьного возраста пятиклассников);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для школьников; необходимость социализации ребёнка);

культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народной культуры, культуры родного края, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Данная программа внеурочной деятельности состоит:


  • Раздел 1. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди

  • Раздел 2. Народная культура и современность

  • Раздел 3. Предания Симбирской губернии ( по краеведческому материалу)

  • Раздел 4. Предания Радищевского края (по краеведческому материалу)


Цель курса: изучение мира народной культуры России (основных персонажей народных персонажей народных верований языческой и двоеверной Руси; с наиболее известными героями устного и книжного эпоса, с прославленными деятелями древнерусской культуры и государственности), краеведческого материала малой Родины; установление связи народной культуры и современности.

Основными задачами данного курса можно назвать:

- развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные в нашей стране, но и стремящегося их умножить;

- изучение отечественной культуры во всем ее многообразии;

- создание полноценной нравственно-эстетической среды общения;

- развитие творческого креативного мышления;

- увеличение диапазона выбора творческой деятельности;

- формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре;

- создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти;

- совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, основанного на любви к малой Родине, родному языку, культуре;

- изучение данной программы, как посыл для активизации познавательной деятельности.

Организация внеурочной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Обозначенные цели и задачи направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок, музеев.


Требования к уровню подготовки учащихся

К концу срока обучения учащиеся должны:

  • иметь четкие представления о верование языческой и двоеверной Руси;

  • знать высший круг языческих божеств;

  • знать святых земли Русской;

  • уметь называть героев устного и книжного эпоса Древней Руси;

  • знать прославленных деятелей древнерусской культуры и государственности;

  • знать русские народные праздники, обряды, игры;

  • называть и различать народные промыслы России;

  • иметь представление отражения языческой мифологии и обрядности в сказках;

  • уметь работать с краеведческим материалом;

  • осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

      В результате освоения программы кружка «Мир народной культуры» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны, области, района;

- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире;

- решение коммуникативных задач при общении со сверстниками и взрослыми;

- анализировать и делать выводы на основе систематизированных данных.


Метапредметные

Учащиеся научатся:

- осозновать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным художественным традициям России;

- выражать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства, к народному творчеству;

- уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в Интернете, посвященные народной культуре России;

- организовывать самостоятельную творческую деятельность;

- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы;

- знать и различать художественные промыслы России;

- переживать праздник как событие;

- понимать историко – событийные народные значения праздников;

- уважать и бережно относиться к праздникам как к историческому наследию своего на-

рода, событию, создающему общность в истории.

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- выражать эмоционально – ценностное отношение к прослушанным произведениям на

родного устного, книжного эпоса;

- владеть навыками исследовательской работы;

- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

- работать со словарем, энциклопедией, художественными, поэтическими текстами;

Предметные:

Учащиеся научаться:

- представлять интересные факты из истории своей семьи;

- называть специфические особенности народных игр;

- находить причины и следствия событий, происходящих в историческом пространстве;

- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом временном

пространстве;

- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

- называть имена великих людей, их достижения, открытия;

- признавать традиции, обычаи народов России;

- рассказывать об истории страны, области, района.


Содержание программы с распределением часов


Раздел. Тема

Содержание

Кол-во

часов

  • Раздел 1. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди



15ч

1,2

Русь языческая. Боги.

Пантеон языческих богов. Знакомство с языческими богами: Перун, Волос, Дажьбог, Сварог, Хорс, Ярило, Стрибог, Мокошь, Род, Берегиня.

3,4

Неведомая и нечистая сила

С вершин языческой религии, занятых богами, спускаемся в ее нижние сферы, существам “ низшей мифологии”. Они не принадлежали ни подземному миру, ни миру, место их было рядом с людьми – в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках…С неведомой и нечистой силой люди имели дело постоянно, о ней нельзя было забывать, на отношениях с нею строилась вся их повседневная жизнь. (Домовой, Хлевник, Овинник, Банник, Леший, Водяной, Русалки, Кикимора, Полудница, Купала)

5,6

Русь двоеверная. Богородица, ангелы.

С принятием христианства многое изменилось в народной жизни – в повседневном быту, культуре, в обычаях и понятиях русских людей о мире. Полностью сменилась вся внешняя форма религиозной жизни. Ее внутреннее содержание: вместо языческого многобожия пришло и утвердилось понятие единого Бога, все сотворившего и над всеми властвующего; постепенно входило в сознание представления о Сыне Божием Иисусе Христе, распятом, воскресшем и вознесенном на небо, о его апостолах – учениках и последователях, о Богородице и святых, об ангелах, дьяволах и бесах. Культ Богородицы. Сохранение языческих традиций.Таинственные существа ангелы – не боги и не люди – пришли вместе с христианством на смену языческим духам.

7,8

Святые земли Русской

Христианская Церковь считала своими героями тех, кто совершал во славу и защиту ее какие – либо нравственные подвиги, кто сделал что – либо важное для распространения и утверждения Христовой веры, кто пострадал за нее и дал своей жизнью примеры праведного поведения. Церковь специальным постановлениями причисляла их – праведников, великомучеников – к лику святых.

( Святой Андрей Первозванный, Илья Пророк, Святой Георгий, Святой Николай)

9,10

Герои устного эпоса

В современной науке под устным эпосом принято понимать песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев: они создавались устным путем, а не сочинялись за письменным столом, они устно исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Былина, самый древний вид устного эпоса, сохранившийся в народной памяти на протяжении многих столетий. (Волх Всеславович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко)

11,12

Герои книжного эпоса

Среди героев древнерусской повествовательной литературы есть и реальные исторические лица, и персонажи, рожденные художественным вымыслом. В образах тех и других переплетаются историческая, правда, реальность повседневного народного быта, фантазия. О любом литературном герое можно сказать, что он пришел из жизни и, одновременно, из легенды – устного эпоса, житий, преданий, сказок. Для людей Древней Руси чудесное воспринималось как нечто вполне естественное, чудо и реальность сливались воедино. (Боян, Ярославна, Февронья Муромская, Фома и Ерема)

13,14,15

Прославленные деятели древнерусской культуры и государственности.

Древнейшая русская летопись “ Повесть временных лет”. Летописи – драгоценные страницы истории России ее начальных веков; события и люди, в них упомянутые, - не выдумка, но зафиксированная историческая память: в ней не только запечатлены факты, но и выражено единое представление о славном начале русской истории. (Рюрик, Олег Вещий, Благоверный князь Владимир Святославович, креститель Руси, первые русские святые мученики Борис и Глеб, Нестор - летописец, Князь Александр Невский, Преподобный Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

  • Раздел 2. Народная

культура и современность



16,17

Славянская мифология - сказки

Миф и мифология, основные группы мифов. География сказки. Отражение языческой мифологии в народных сказках.

18,19,20

Народные праздники, обряды, игры

Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

(Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси; Масленица. Великий пост. Пасха; Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день; Спасы. Успение. Покров.)

Русские народные игры. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры.

21,22

Народные промыслы

Русские народные промыслы:

Керамика Гжели

Хохлома и Жостово

Павлопосадские шали

Вятская и богородская игрушка


  • Раздел 3.

Предания Симбирской

губернии


23

И встал град светлый и младой…

История основания города Симбирска.

24,25

О нашей родословной

Симбирская семья. Славянские, скандинавские, христианские, мусульманские имена. Значение имен. Происхождение фамилий и отчеств. Святцы. Современные имена и прозвища. Составление своей родословной.

26, 27

Знаменитые земляки, их дела, поступки.

Знакомство учащихся с образом И.А. Гончарова, его семьей, местами в городе,связанные с его именем. Иван Александрович Гончаров известный в мире писатель, наш земляк.

Знакомство с Н.М. Карамзиным, его детскими годами, писательским трудом, благотворительными делами в Симбирской губернии. Издатель первого российского журнала для детей “ Детское чтение”. Художник А.А. Пластов, волшебник Прислонихи.

28

Святыни города Симбирска

Знакомство с историей возникновения и архитектурными особенностями храмов Симбирска.

29

Мифы и легенды Симбирского края

Николина гора, Кудеяров клад..

  • Раздел 4. Предания

Радищевского края


30

Денис Давыдов. О бедном гусаре…

Имя Дениса Васильевича Давыдова навсегда вошло в историю российского государства как одного из героев войны 1812 года. Его образ запечатлен в литературе и искусстве. И в списке знаменитых людей в Ульяновской области имя Дениса Васильевича Давыдова занимает заметное место.

Почти 10 лет, с 1829 по 1839 год, Давыдов прожил со своей многочисленной семьей в  селе  Верхняя Маза; тут он написал мемуары, военно-исторические статьи и специальное исследование по теории партизанского действия 1812 года.

Старинный парк семьи Буторовых ( правнучки Д.Давыдова) находящейся на территории п. Октябрьского Радищевского района.


31

Лазоревый край

В Радищевском районе растут редкие, удивительные по своей красоте цветы, занесенные в Красную книгу. Это редкие (остролистные) пионы. Во время их цветения, которое приходится на середину мая, луга и ближайшие холмы покрываются множеством ярких алых огоньков. Местные жители называют цветок «лазорьки» или «лазорев цвет» за его яркие малиново-красные лепестки. Поскольку Ульяновский-Симбирский край связан с именем Сергея Аксакова, то существует мнение, что именно дикий пион стал прототипом аленького цветочка в одноименной сказке.

Долина солнечных орлов. Солнечный орел – не только природный символ, но и гордость Радищевского района. Дело в том, что на территории Дмитриевского сельского поселения располагается уникальный экологический объект, получивший название «Долина солнечных орлов».

32, 33

Достопримечательности Радищевского края

Старинный вяз, сохранившийся в бывшей усадьбе С.Н. Буторовой (правнучка Д.В. Давыдова), имеет огромную историческую и природную ценность , возраст этого дерева оценивается в 450 лет, что является практически запредельным возрастом этого дерева. 

Парк “ Черный тополь”- до революции на этом месте находилась усадьба, принадлежащая помещице С.Н. Буторовой (правнучка Д.В. Давыдова). Именно она при барском доме заложила этот замечательный парк.

Святой источник Казанской иконы Божией Матери -

Почитание родников на Руси своими корнями уходит в глубину столетий. Люди принимали источник как Дар Божий, свято верили в целебную силу воды и во многих случаях исцелялись. Вера – великая сила. Основанием для этого могут быть чудеса, происходящие с людьми. Таких фактов в истории православия много. Именно такое чудо произошло с родником в урочище «Коржино».

Гора Святогор, Музей Дениса Васильевича Давыдова и т.д.

34

Итоговый урок




Список информационных источников

1. Мир народной культуры:материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия / сост. В.П. Ватаман. – Волгоград:Учитель, 2009. – 175с.

2. Б.Н. Путилов. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб:Издательский Дом “Азбука – классика”, 2008. – 368с.ил.

3. Аржанцев Б.В. Архитектурно – исторические образы Симбирска: Монография. – Ульяновск: ОГУП “ Облтипография”Печатный двор”, 2004г. – 168с.

4. Гуркин В.А. На Берегах Русского Нила. История изучения территории Симбирского Поволжья. – М., 2005. – 248с., ил.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения

6. Народная культура Поволжья: Методическое пособие/ Под ред. С.Н.Митина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. -84 с.

7. Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области. Учебно – методическое пособие по материала конкурсных работ VII областного Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”. Ульяновск, 2012.

8. Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области. Учебно – методическое пособие по материала конкурсных работ VIII Межрегионального Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”. Ульяновск, 2013.

9. Сборник материалов I научно – практической конференции “ Духовно – нравственное воспитание. Обощение опыта” в рамках 9 Межрегионального Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”. Ульяновск, 2014.hello_html_m4d466bb7.png

9



Программа внеурочной деятельности «Мир народной культуры»
  • ИЗО, МХК
Описание:

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. К сожалению, опыт показывает, что для большей части детей и молодежи, несмотря на изучение в школе, отечественная культура так и остается малопонятной и неизведанной.

            На сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится этническое воспитание, которое способствует правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и мировой культуры, прививает уважение к разнообразию культур и может служить профилактикой в попытке избежать этнических конфликтов.

            В данной программе сделана попытка привлекательно подать родную культуру, доказать ее многоаспектность и несомненную значимость для любого образованного человека, пытающего осознать место в культуре и место своей культуры в мировой мозаике культур.

 

Автор Храмова Марина Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1147
Номер материала 22756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓