Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности « КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «Теремок» » (общекультурное направление)

Программа внеурочной деятельности « КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «Теремок» » (общекультурное направление)


Согласованно: Утверждаю:

руководитель структурного руководитель структурного

подразделения № 2

подразделения начальной школы ГБОУ «Школы № 2121»

Захаржевская Е. В. Калмыкова Т. П.




Программа внеурочной деятельности

« КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «Теремок» » (общекультурное направление)


Возраст обучающихся: 7 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель: Мисайлова М. И.,

учитель начальных классов

ГБОУ «Школы № 2121» г. Москвы






Москва, 2014 – 2015 уч.г.


Пояснительная записка к программе


Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.


Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.


Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.


Основные задачи

1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.


Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.







Организация театральной деятельности в начальных классах школы

Занятия проводятся 1 раз в неделю / 33 занятия в год



Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.



Программные задачи


  • Развивать чуткость к сценическому искусству.

  • Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

  • Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

  • Расширять представления детей об окружающей действительности.

  • Активизировать ассоциативное и образное мышление.

  • Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

  • Учить действовать на сценической площадке естественно.

  • Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

  • Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

  • Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.

  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

  • Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.

  • Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

  • Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).

  • Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

  • Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.

  • Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.

  • Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.

  • Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

  • Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

  • Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.

  • Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

  • Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

  • Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

  • Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.

  • Воспитывать зрительскую культуру.




Предполагаемые умения и навыки детей


  • Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

  • Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

  • Умеют подбирать рифму к заданному слову.

  • Умеют составлять диалог между сказочными героями.

  • Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.



























Планирование работы внеурочной деятельности


Дата

за-ня-тия

Кол-во ча-сов

Тема заня-тия

Цель занятия


1

1

Здравст-вуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».


2

1

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи»

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.


3



1

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Колобок», «Репка».


4

1

Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьника-ми стали»

Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.


5

1

Вспомнить и обсудить сценарий представления «Мы школьниками стали», распределить роли.


6

1

Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.


7

1

Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей.


8

1

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.


9

1

Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работать над техникой речи


10

1

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.


11

1

Развивать внимание, согласованность действий, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.






12

1

Работа над спектаклем «С Новым годом, теремок!»

Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.


13

1

Вспомнить и обсудить пьесу «С Новым годом, теремок!», распределить роли.


14

1

Выучить с детьми текст пролога пьесы. Совершенствовать внимание, память.


15

1

Развивать память, воображение, общение детей.


16

1

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.




2

Театральная игра

Развивать смелость, воображение и фантазию детей.


17


19

1

Культура и техника речи

Учить детей находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.


20

1

Работа над цир-ковыми номерами.

Развивать воображение, фантазию детей.


21

1

Ритмо-пластика

Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.


22

1

Культура и техника речи

Активизировать ассоциативное мышление детей.


23

2


Театральная игра

Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.




25

2


Основы те-атральной культуры

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на архитектуру и фасад здания.




26

1

Культура и техника речи

Учить детей коллективно сочинять сказку (каждый ребенок добавляет по слову)


27

1

Основы те-атральной культуры

Активизировать познавательный интерес детей.


28

1

Ритмо-пластика

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.


29

1

Основы те-атральной культуры

Познакомить детей с правилами поведения в театре


30

4

Театральная игра

Инсценировать с детьми басни И.А. Крылова. Развивать воображение, веру в сценический вымысел.


31


32


33



Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Репертуар

Знакомство с кукольным театром

Настольный театр, пальчиковые куклы, конусные игрушки

Этюды, развивающие внимание, память, выразительность жеста, эмоций, воспроизведения черт характера персонажей.

Способы изготовления кукол из бумаги, картона, подручных материалов

Развитие творческого воображения при создании куклы, костюма, декораций

Привлекать к сочинению сказок – миниатюр, придумывать диалоги действующих лиц

Настольный театр игрушки из бросовых материалов (коробок, флаконов, пузырьков, фантиков и др.)

«Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Зо-лушка», «В гостях у деда Мороза»

Настольный театр конусной игрушки, костюмы, декорации, атрибуты для спектакля

«Лиса и кот», «Заюш-кина избушка», «Лиса и журавль», «Три медве-дя»,«Красная шапочка»

Побуждать детей инсценировать хорошо знакомые сказки


Атрибуты, костюмы, необходимые для данной сказки

«Бабушка, внучка да курочка», «Заяц – хвас-тун», «Сестрица Але-нушка и братец Ива-нушка»,народн. сказки

Театрализованные игры для детей

Атрибуты, характери-зующие осень, конусные куклы, декорации

Стихи, песни, игры

Сказка «Чиполлино»


Знакомство с театральной ширмой и обучение приемам вождения верховых кукол

Ширма, верховые куклы

«Будь внимателен», «Флажок»,

«Запомни свою позу»

Активизация памяти и внимания

Фонограммы для упраж-нений.Театр ложек, ширма

«Колобок», русская народная сказка

Основные принципы драматизации. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест)

Драматизация в костюмах и декорациях

«Теремок»

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Проведение праздников, досугов, развлечений. Разви-вать желание выступать перед родителями, детьми, младшими ребятами.

Костюмы, атрибуты, необходимые для данного досуга.

«Новогодняя ёлка»

Основы актерского мастерства и кукловождения. Развивать способности правильно пони-мать эмоционально-вырази-тельное движение рук и адек-ватно пользоваться жестами

Верховые куклы, ширма, работа у зеркала

«Встреча лисы с зайцем», «Беседа мышки с ля-гушкой», «Пляска зве-рей», «Отдай», «Сосуль-ки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает»

Основные принципы дра-матизации. Продолжать вос-питывать заинтересованное отношение к играм – драма-тизациям, совершенствовать импровизационные способности детей

Верховые куклы, ширма, работа у зеркала, предметно-игровая среда

«Под грибком» В.Сутеев

Познакомить с приемами кукловождения марионеток

Куклы-марионетки

Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность, фантазию

Приемы вождения кукол с «живой рукой»

Куклы с «живой рукой»: львенок, кот, лиса и др.

«Львенок и черепаха»

«Лиса Алиса и кот Базилио»

Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера

Работа у зеркала

«Потерялся», «Котята»,

«Робкий ребенок»

Использование в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей

Костюмы, декорации, верховые куклы, куклы с «живой рукой», предметно-игровая среда, фонограмма

«Приключения Буратино»

Проведение праздников, досугов и развлечений

Костюмы, декорации, куклы различных систем, фонограмма

«Путешествие в страну сказок»














Лhello_html_m62b7fa7d.pngитература:























Программа внеурочной деятельности « КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «Теремок» » (общекультурное направление)
  • Начальные классы
Описание:

Возраст обучающихся: 7 лет

 

 

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

 

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

 

 

 

Автор Мисайлова Марина Игорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 513
Номер материала 34915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓