Главная / Начальные классы / программа внеурочной деятельности (1-4 классы)

программа внеурочной деятельности (1-4 классы)

Название документа Программа - все мы разные, но все мы равные.doc

Муниципальное образовательное учреждение 

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа»


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(экспериментальная)

«Все мы разные, но все мы равные»

для учащихся 1-4 классов











Составитель: социальный педагог

Нестерова Елена Борисовна












2012г.







Пояснительная записка

Предлагаемая программа «Все мы разные, но все мы равные» подготовлена в контексте методологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана, организованна в 2012-2013 учебном году на базе МОУ «МСОШ». Разработанная программа основана на государственном стандарте и не противоречит его основным направлениям: обеспечения права на полноценное образование, повышения качества образования, сохранение единства образовательного пространства, гуманизации образования. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.


Характеристика программы:

Тип: рабочая программа

Вид: модифицированная на основе программ и методических рекомендаций:

- авторская программа учителя начальных классов МАОУ СОШ №37 г. Томска Десиновой С.Е;

- программа внеурочной педагогической деятельности «Школа толерантности для первоклашек» МОУ «Гуманитарный лицей» ПГТУ им. С.М. Кирова, г. Пскова, /составители: Веселова Галина Георгиевна, Манойлова Марина Алексеевна/;

-методические рекомендации по воспитанию толерантности у школьников «Все - разные, все - равные» /составители: Н.Г. Каменева, Л.И.Гладкова/;

- комплексная программа для детей и подростков «Формирование толерантных отношений» / руководитель программы: Дейнеко Т.А., составители: Молодцова С.Н, Огнева Г.И., Афанасьева С.А., Конакова Е.П., Авдеева И.В., Пелевина Д.Э./

Организационно – педагогические основы обучения:


Срок реализации программы: 2012-2016 уч. года.

Общее количество часов: программа рассчитана на 34 часа в год.

Продолжительность  занятия: 35 мин.

Форма работы: групповая, индивидуальная и п/группам.

Периодичность проведение занятий: раз в неделю (указано примерное количество часов на изучение каждой темы).

Количество человек: от15 до 24чел.

Возрастной состав: 6,6-10 лет (учащиеся 1- 4-х классов).


1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

1.1.Актуальность

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен­ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у чело­века с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Программа «Все мы разные, но все мы равные» является актуальной т.к. в Российской Федерации и, в частности в Томской области, наряду с реформированием социально – политической системы и становлением гражданского общества идёт поиск путей развития межэтнических отношений. Огромное значение в связи с этим имеет максимальное раскрытие опыта многовекового взаимодействия русских с другими народами, изучение и распространение традиционной культуры с её общими и региональными чертами. Программа призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения обучающихся нашей школы. Наиболее эффективным способом развития толерантности является воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений в обучаемых с первых классов. В современности обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является развитие системы значимых ценностей и новых жизненных установок всех субъектов образования для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и этносоциальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия этносов, ограничения любого неравенства. Именно поэтому, средствами образования, необходимо развивать такие качества личности учащихся с первых классов, как толерантность в целом и этническую толерантность в частности, уважение личности другого человека не зависимо от места жительства, этнической принадлежности, социального статуса, развивать соучастие и сопереживание друг к другу, любовь к своей Родине.


1.2.Цель и задачи программы.

Психолого-педагогическое обеспечение развития толерантности в процессе полиэтнического образования: развивать представление учащихся начальных классов о разнообразии этносов и культур, развивать навыки сотрудничества и толерантности; создавать предпосылки воспитания подрастающего поколения на ненасильственной основе, уважения прав и достоинства других людей, развивать знания о своей Родине.

Задачи:

1.Познакомить учащихся начальных классов с современными представлениями о толерантной коммуникации и возможностями овладения ею, раскрыть значение толерантности, интереса к другому человеку, взаимопонимания.

2. Рассмотреть проблемы и трудности, возникающие в ходе общения и взаимодействия представителей разных этносов, заложить основы освоения поведенческих стратегий поведения в полиэтническом общении.

3. Развитие толерантного сознания младшего школьника, межэтнической терпимости и уважения к своему, и другим этносам, развитие этнической толерантности учащихся начальной школы.

4. Сформировать практические навыки и умения общения с представителями других этносов, заложить основы позитивного восприятия другого человека и его этноса.

5. Развитие знаний о России, гражданской позиции.




1.3.Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

Этапы реализации программы.

1 Этап (аналитический)

Цель: выяснить уровень отношений в коллективе учащихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, степень толерантности, а так же спроса на организацию досуговой деятельности детей.

Формы реализации: анкетирование, беседы, родительские собрания.

2 Этап (информационный)

Цель: выяснить, как решить поставленные задачи и грамотно использовать методический материал.

Формы реализации: подбор материалов, занятий, изучение СМИ, интернета по данной проблеме, составление плана работы с учащимися, родителями.

3 Этап (реализация)

Цель: практический переход к выполнению «Программы».

Формы реализации: внеурочные занятия (индивидуально-групповые):

  • Беседы (желательно использовать презентацию);

  • Экскурсии;

  • Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);

  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;

  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);

  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению).

4 Этап (заключительный)

Цель: подвести итоги

Форма реализации: самоанализ результативности работы; анализ уровня воспитанности в конце года, уровня сплоченности коллектива, наличие «отверженных» в классах.


Обоснование

Программа «Все мы разные, но все мы равные» предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

  1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

  2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

  3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

  4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

  5. Приобщение к культуре народов нашего края.

  6. Воспитание культуры толерантности осуществляется по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Реальными механизмами осуществления программы являются комплексные занятия, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основной понятийный аппарат:

Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.


Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Толерантностьэто уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантная личность - это человек, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.


Основные направления в формировании культуры толерантности учащихся:

-к своей личности;

-к окружающим;

-к семье;

-к окружающему миру;

-к истории и культуре малой Родины;

-к истории и культуре России;

-к истории и культуре мира;


Основные аспекты толерантности, реализуемые в программе:

гражданско-правовой,

духовно-нравственный,

семейный,

коммуникативный (межнациональное и межличностное общение),

эстетический,

экологический и др.


1.4. Особенности возрастной группы детей:

Программа составлена с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Ведущая деятельность ребёнка — переход к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

Освоение новой социальной позиции, расширение сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

Принятием и освоение ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

Формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

Изменение при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

Моральное развитие, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.


1.5. Ожидаемые результаты:

Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.



Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Все мы разные, но все мы равные» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у выпускника будут сформированы:


Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для Республики Коми событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • черт толерантной личности способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Коми края;

  • чувства гордости за свой поселок, свой район, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.


Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Удорского района, Республики Коми, России;

  • описывать достопримечательности родного края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинноследственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, Интернета;

  • работать в семейных архивах.


Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать с помощью психолога -педагогического сопровождения в форме:

-диагностики, проводимые путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии(Айзенка, Веймера и др.)

-викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

-создания и защиты собственного проекта;

-конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.


2.Учебно-тематический план

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает шесть разделов, которые повторяются в каждом классе.

Основные разделы программы

N п\п

Содержание программы

Всего часов

1

Вводные занятия.

Понятие толерантности.

2


2

Я и толерантность вокруг.

8

3

Радость общения

9

4

Моя малая Родина

3

5

Коми край, мой, северный.

5

6

Многогранная Россия.

6

7

Заключительное занятие

1


Итого:

34

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться, и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.



Примерное тематическое планирование*

1 класс

п/п

Дата

Кол

час.

Тема занятия

Содержание занятия

теор

пр.

Вводные занятия. (2ч.)

1


1

Познакомьтесь, это я!

Знакомство с курсом. Принятие правил работы в группе. Сплочение коллектива.

0,5

0,5

2


1

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

0,5

0,5

Я и толерантность вокруг. (8ч.)

3


1

Меня зовут…

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку

-

1

4


1

Что в нашем имени?

Трактовка имен. Ассоциации.


-

1

5


1

Плохо одному

Ознакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися;

-

1

6


1

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

-

1

7


1

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

-

1

8


1

Товарищи и друзья

Развитие навыков самопознания и самопринятия

Методы: Игры, упражнения.

-

1

9


1

Как завоевать друзей

Отработка навыков уверенного поведения; формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

-

1

10


1

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

0,5

0,5

Радость общения. (9ч.)

11


1

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

-

1

12


1

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

0,5

0,5

13


1

Графические диктанты (цепочка)

Дать определение понятию общения; рассмотрение методов конструктивного общения с помощью знаков, узоров.

Общение по парам и в группах

-

1

14


1

Графические диктанты (животные)

Общение с помощью знаков, узоров.

-

1

15


1

Графические диктанты (транспорт)

Пойми меня с помощью рисунка.

-

1

16


1

Графические диктанты (симметрия)

Развитие способности понимать и принимать мнения других. Ценность чужого мнения.

Методы: тренинг, мозговой штурм, работа по группам.

-

1

17


1

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.


1

18


1

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».


1

19


1

Мимика, жесты и позы в общении

Отработка навыков уверенного поведения; формирование адекватных реакций в различных ситуациях.


1

Моя малая Родина (3ч.)

20


1

Моя школа – мой дом

Рассказ - экскурсия по нашей школе (музей). Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.

-

1

21


1

Мой дом. Моя улица. Мой поселок. Почему так названы?

Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил.

Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.

-

1

22


1

Мой район. Моя республика.

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)

0,5

0,5

Коми край, мой, северный. (5ч.)

23


1

Народы, проживающие в Республике Коми.

Дать понятия «многонациональная», «национальный язык». Народности, проживающие в Республике Коми. Коми старинные детские игры, хороводы.

0,5

0,5

24


1

Государственные символы Республики Коми

Флаг РК.

0,5

0,5

25


1

Государственные символы Республики Коми

Герб РК.

0,5

0,5

26


1

Государственные символы Республики Коми

Гимн РК, глава республики.

0,5

0,5

27


1

Растения и животные РК

Животный и растительный мир Республики Коми. Кроссворды. Сказки о животных.

-

1

Многогранная Россия. (6ч.)

28


1

Россия-Родина моя.

Закрепить знания детей о нашей стране, о ее величии. Викторина.

0,5

0,5

29


1

Красота русской природы.

Учить любить природу, понимать, что все в мире взаи­мосвязано, дать представление об особенностях общения человека с природой, учить саморегуляции через релаксацию. Стихи о России.

-

1

30


1

Государственные символы России

Флаг РФ

0,5

0,5

31


1

Государственные символы России

Герб РФ

0,5

0,5

32


1

Государственные символы России

Гимн РФ. Президент России.

0,5

0,5

33


1

«Там, где мы живем…»

Проверь себя. Викторина.

-

1

Заключительное занятие.(1ч.)

34


1

Творческий проект «Национальности нашего класса».

Оформление коллажа.

-

1

Итого:

7

27

Всего:

34

Примерное тематическое планирование*

2 класс

п/п

Дата

Кол

час.

Тема занятия

Содержание занятия

теор

пр.

Вводные занятия. (2ч.)

1


1

Разрешите представиться!

Знакомство с курсом. Принятие правил работы в группе. Сплочение коллектива.



2


1

Понятие толерантности.

Знакомство с понятием «толерантность», умение работать в группе, принимать решение в группе сверстников.

Методы: Тренинг, мозговой штурм, лекция, входящий тест.



Я и толерантность вокруг. (8ч.)

3


1

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.



4


1

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.



5


1

Отношение к учителю

Этикет в общении с учителем.



6


1

Отношение к учителю

Проблемные ситуации: как надо относиться к учителю?



7


1

Правила поведения в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.



8


1

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».



9


1

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».



10


1

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.



Радость общения. (9ч.)

11


1

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»



12


1

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».



13


1

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.



14


1

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.



15


1

Поведение в библиотеке.

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.



16


1

Поведение в музее. Путешествие в прошлое.

Знакомство с правилами поведения в музее.



17


1

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения

в Храме.



18


1

Каждый верит в свое…

Знакомство с различными религиями.



19


1

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.



Моя малая Родина (3ч.)

20


1

Моя школа – мой дом

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.



21


1

Мой поселок.

Достопримечательности нашего поселка

Беседа по содержанию. Практическая работа: Чем можно удивить гостей?



22


1

Защита экологии.

Обратить внимание к проблемам эксплуатации окружающей среды; осознание взаимозависимости человека и природы; формирование активной позиции по защите окружающей среды.

Методы: сценка, лекция, мозговой штурм, конкурс.



Коми край, мой, северный. (5ч.)

23


1

Народы, проживающие в Республике Коми.

Народности, проживающие в Удорском районе, Республике Коми. Коми старинные детские игры, хороводы.



24


1

Как давно это было…

Немного из истории Коми края.



25


1

Народные костюмы.

Показать разнообразие и красоту национальных костюмов. Рисование узоров. Коми народные игры.



26


1

Народные промыслы.

Показать многообразие, самобытность и неповторимость работ северных умельцев. Рисование узоров.



27


1

Растения и животные РК

Животный и растительный мир Республики Коми. Кроссворды. Сказки о животных.



Многогранная Россия. (6ч.)

28


1

Россия-Родина моя.

Закрепить знания детей о нашей стране, о ее величии. Викторина.



29


1

Красота русской природы.

Учить любить природу, понимать, что все в мире взаи­мосвязано, дать представление об особенностях общения человека с природой. Картины русских художников.



30


1

Богатыри на Руси.

Развивать чувства гордости за свою Родину, за свое Отечество. Просмотр. м/ф. Обсуждение.



31


1

Когда мы едины, мы непобедимы!

Дать представление о многонациональности. Как много народов и проживает в России. Терпимость к другому народу, к другому языку, уважение к другой культуре.



32


1

Этническая толерантность.

Этническое меньшинство.


Закрепление знаний о понятии «толерантность», знакомство с понятием «этническая толерантность», развитие умения относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно



33


1

Русские народные игры.

Русские народные игры, хороводы на природе. Разучивание коллективных игр.



Заключительное занятие.(1ч.)

34


1

Творческий проект «Мы все равны».

Творческий проект.



Итого:



Всего:

34


Примерное тематическое планирование*

3 класс

п/п

Дата

Кол

час.

Тема занятия

Содержание занятия

теор

пр.

Вводные занятия. (2ч.)

1


1

Хотя мы все знакомы…!

Принятие правил работы в группе. Сплочение коллектива.



2


1

Мои сто тысяч «я».

Продолжение знакомства с понятием «толерантность», умение работать в группе, принимать решение в группе сверстников.



Я и толерантность вокруг. (8ч.)

3


1

Я и люди вокруг.

Ознакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.



4


1

Моя индивидуальность.

Развитие навыков самопознания и самопринятия

Методы: Игры, упражнения.



5


1

Чем я отличаюсь от других.

Развитие навыков самопознания и самопринятия

Методы: Игры, упражнения.



6


1

Чем похож на других.

Развитие навыков самопознания и самопринятия

Методы: Игры, упражнения.



7


1

Тайна моего имени.

Воспитание уважение к своему имени, к себе, другим.

Методы: Беседа, упражнения, рисование.



8


1

Я тебя понимаю

Обучение навыкам безоценочного суждения, контроля эмоций и Я высказывания.



9


1

Я тебя не понимаю.

Определение природы и причин возникновения конфликта, развитие способности к мирному урегулированию взаимоотношений.

Методы: мозговой штурм, тренинг в группах, тест.



10


1

А вы еще не знаете, что я…

Занятие – игра.



Радость общения. (9ч.)

11


1

Я бескорыстный.

Осознание собственной потребности, способности к достижению счастья; формирование системы внутренней гармонии и баланса желаний.



12


1

Я уверенный в себе.

Отработка навыков уверенного поведения; формирование адекватных реакций в различных ситуациях.



13


1

Я свободный.

Ознакомление с понятием свобода. В чем она может быть выражена.

Методы: индивидуальная работа, игра.



14


1

Я ответственный.

Ознакомление с понятиями свободы, ответственности; осознание разницы между свободой и вседозволенностью; осознание связи свободы и ответственности, ответственности и зрелости, ответственности и самореализации.

Методы: индивидуальная работа, игра, конкурс.



15


1

Я доброжелательный.

Развитие навыков основного этического правила; формирование мотивации доброжелательного отношения к другим.

Методы: сценка, игра Мой тайный друг.



16


1

Я общительный.

Дать определение понятию общения; рассмотрение методов конструктивного общения и контроля негативных эмоций; Методы: тренинги по парам и в группах



17


1

Я тебя прощаю.

Развитие способности принимать многообразие социальной, личностной и культурной идентичности.

Методы: тренинг, работа по группам.



18


1

Я тебя прощаю.

Развитие способности принимать многообразие социальной, личностной и культурной идентичности.

Методы: мозговой штурм, работа по группам.



19


1

Решение конфликтов. Я и мы.

Я в мире людей, или живи в согласии с собой и другими. Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы: Игры, рисование ассоциаций.



Моя малая Родина (3ч.)

20


1

Школа – мой дом

Беседа о школе. Проект: «Школа будущего».



21


1

Поселок Междуреченск.

Достопримечательности нашего поселка.

Беседа по содержанию. Как помочь сберечь поселок.



22


1

Праздники района

Ознакомить с праздниками, проводимыми в поселке и районе.

Методы: беседа, видеоролики.



Коми край, мой, северный. (5ч.)

23


1

Народы, проживающие в Республике Коми.

Народности, проживающие в Республике Коми. Коми старинные детские игры, хороводы.



24


1

Как давно это было…

Немного из истории Коми края.



25


1

Народные костюмы.

Показать разнообразие и красоту национальных костюмов. Рисование узоров. Коми народные игры.



26


1

Народные промыслы.

Показать многообразие, самобытность и неповторимость работ северных умельцев. Рисование узоров.



27


1

Растения и животные РК

Животный и растительный мир Республики Коми. Кроссворды. Сказки о животных.



Многогранная Россия. (6ч.)

28


1

«А у нас… А у вас…?»

Расширение понятий, происходящих вокруг нас.

Методы: электронная игра.



29


1

«А знаете ли вы?»

Путешествие по Книге Гиннеса.



30


1

История одного зонта.

История появления зонтиков. Рисование зонтиков.



31


1

Необыкновенное стекло

Что такое стекло? Изделия из стекла.



32


1

Что мы носим на ногах?

Экзотическая обувь. История возникновения вещи.



33


1

С чего все началось?

История появления автомобиля.



Заключительное занятие.(1ч.)

34


1

Творческий проект «Мы вместе».

Творческий проект.



Итого:



Всего:

34




Примерное тематическое планирование*

4 класс

п/п

Дата

Кол

час.

Тема занятия

Содержание занятия

теор

пр.

Вводные занятия. (2ч.)

1


1

Здравствуйте, это мы!

Принятие правил работы в группе. Сплочение коллектива.



2


1

Урок толерантности или учимся сочувствовать.

Продолжение знакомства с понятием «толерантность», умение работать в группе, принимать решение в группе сверстников.



Я и толерантность вокруг. (8ч.)

3


1

О равнодушии и добре.

Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.



4


1

Без друзей меня чуть–чуть, а с друзьями много.

Показать детям, что дружба строится на уважении и взаимопонимании.



5


1

Прикоснись ко мне добротой.

Дома престарелых, дома инвалидов, детские дома, дома малютки. Тот ли это дом…?



6


1

Умей уважать других.

Способствовать воспитанию у детей уважения к другим людям.



7


1

Секрет милосердия.

Развивать у детей умение быть внимательными к близким и окружающим их людям.



8


1

Взаимопонимание.

Показать детям необходимость и значимость взаимопонимания между людьми. Кодекс олимпийцев, параолимпийцев.



9


1

Прими другого.

Дать начальные представления о субкультурах.



10


1

Здравствуйте, я новенький.

Показать детям необходимость принятия незнакомого человека в коллектив.



Радость общения. (9ч.)

11


1

Волшебная лавка.

Помочь детям осознать особенности различных культур, признать право другого на принадлежность к какой-либо культуре. Привет из разных стран.



12


1

Дети разных народов.

Сформировать у детей адекватное восприятие людей различных национальностей. Как общаются другие.



13



Жить в единстве.

Дать детям представление о необходимости сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и вероисповеданий.



14


1

Мальчишки и девчонки.

Помочь детям осознать взаимоотношения с миром противоположного пола; дать возможность «проиграть» мужские и женские стереотипы поведения.



15


1

Взрослые и дети.

Ролевые игры.



16


1

Кошки и собаки.

Сформировать у детей представление об отличительных признаках в поведении разных людей; развить адекватные способы взаимодействия при возникновении конфликта.



17


1

Комплимент-дело серьезное.

Сформировать умение выходить с достоинством из конфликта. Не бойся говорить добрые слова другим.



18


1

Протяни руку.

Привить детям идеи гуманизма и уважения к другим людям, сочувствия к социально уязвимым группам населения.



19


1

Ты мой друг, и я твой друг.

Помочь детям осознать единство всех людей, смоделировать формы эффективного общения в данной группе и социуме в целом.



Моя малая Родина (3ч.)

20


1

Школа – мой дом.

Беседа о школе. Проект: «Портрет выпускника начальной школы».



21


1

Поселок Междуреченск.

Беседа по содержанию. Как помочь сберечь поселок.



22


1

Чем может удивить район?

Ознакомить с достопримечательностями района.

Методы: беседа, видеоролики.



Коми край, мой, северный. (5ч.)

23


1

Народы, проживающие в Республике Коми.

Народности, проживающие в Республике Коми. Коми старинные детские игры, хороводы.



24


1

Как давно это было…

Немного из истории Коми края.



25


1

Народные костюмы.

Показать разнообразие и красоту национальных костюмов. Рисование узоров. Коми народные игры.



26


1

Народные промыслы.

Показать многообразие, самобытность и неповторимость работ северных умельцев. Рисование узоров.



27


1

Растения и животные РК

Животный и растительный мир Республики Коми. Кроссворды. Сказки о животных.



Многогранная Россия. (6ч.)

28


1

Лейся песня….

Познакомить с многообразием песен, танцев народов, населяющих Россию.



29


1

Сказка-ложь, да в ней намек….

Познакомить с многообразием сказок, легенд, сказаний народов России.



30


1

Народные традиции.

Познакомить с разнообразием традиций, праздников, костюмов народов, населяющих Россию.



31


1

Заповедные места.

Ознакомить с заповедниками, заказниками, красивыми местами России.



32


1

Герои России

Познакомить с героями различных сражений и войн. Прививать гордость за Отечество.



33


1

Города России

Показать красоту российских городов.



Заключительное занятие.(1ч.)

34


1

Творческий проект «Все мы разные, но все мы равные».

Коллективная творческая работа.



Итого:



Всего:

34



Примечание: *Тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня.


Список использованной литературы



  1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

  2. Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании//Вопросы психологии. – 2003. –  № 3.

  3. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=289EDDAE7C5140F0924E56A119F43ED2

  4. Бобинова С. В. Приемы воспитания толерантности http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475

  5. Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39, 2002

  6. Воспитание толерантности ко всем "иным", "другим" по культуре, расе, языку, религии (на основании распространения опыта) http://school1439.narod.ru/Doklad08/3.htm

  7. Гейвандова Б. И. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. http://pravo.vuz-chursin.ru/?d=420

  8. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.

  9. Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

  10. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

  11. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

  12. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.

  13. Материалы сайта о толерантности http://www.tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html








программа внеурочной деятельности (1-4 классы)
  • Начальные классы
Описание:

Программа внеурочной деятельности

Предлагаемая программа «Все мы разные, но все мы равные» подготовлена в контексте методологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общее количество часов: программа рассчитана на 34 часа  в год.

Продолжительность  занятия: 35 мин.

Форма работы: групповая, индивидуальная и п/группам.

Периодичность проведение занятий: раз в неделю (указано примерное количество часов на изучение каждой темы).

Количество человек: от15 до 24чел.

 

Возрастной состав: 6,6-10 лет (учащиеся 1- 4-х классов).

Программа «Все мы разные, но все мы равные» предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1.      1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого      достоинства   всех без исключения людей.

2.      2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность,      и уважение различий между людьми.

3.  3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты      различий. 

4.      4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных      действий. 

5.      5. Приобщение к  культуре народов   нашего края.

6.     6.  Воспитание культуры толерантности осуществляется по формуле: "родители + дети + учитель". 

 

      

Автор Нестерова Елена Борисовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 899
Номер материала 18093
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓