Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма кружка по математике "Всезнайка"

Программа кружка по математике "Всезнайка"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕКЛАССАЯ РАБОТА

по математике

«Всезнайка»

Горбачевой

Анжелики Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

с .Густомой

 

2012 год

Пояснительная записка

 

            Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
            Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Цель программы:

·         расширение и углубление знаний по математике;

·         развитие образного и логического мышления, пространственного воображения;

·         развитие  у  детей  общих  умственных  и  математических  способностей;

·         создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

·         развитие устойчивого интереса и любви к предмету.

Задачи программы:

·         расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·         содействовать умелому использованию символики;

·         учить правильно применять математическую терминологию;

·         развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

·         учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 

            Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

             Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

            Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

            Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий  ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

            Методы и приёмы организации деятельности детей на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка,  развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности.  Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

            Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят  с  историей математики, развитию  представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.

            Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  думании,  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.        Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  формы  организации  учеников   разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  занятий,  поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данную внеклассную работу включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочки  или  другие  предметы  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данных занятиях формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

            В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.

             Внеклассная работа по математике в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

            Творческие работы, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика помогает учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

            Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности деятельности занятий, работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 

Характер  материала  определяет  назначение внеклассной работы:

·         Развивать  у  детей  общие  умственные  и  математические  способности,  заинтересовать  их  предметом  математики,  развлекать,  что  не  является,  безусловно,  основным.

·         Любая  математическая  задача  на  смекалку,  для  какого  возраста  она  не  предназначалась,  несет  в  себе  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована  занимательным  сюжетом,  внешними  данными,  условием  задачи  и  т.д.

·         Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

·         Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  шашки  или  самая  элементарная  головоломка.  Например,  в   вопросе:  «Как  из  двух  палочек  сложить  на  столе  квадрат?»  -  необычность  его  постановки  заставляет  ребенка  задуматься  в  поисках  ответа,  втянуться  в  игру  воображения.

·         Многообразие  занимательного  материала  -  игр,  задач,  головоломок,  дает  основание  для  классификации,  хотя  довольно  трудно  разбить  на  группы  столь  разнообразный  материал,  созданный  математиками,  методистами  и  учителями. Классифицировать  его  можно  по  разным  признакам:  по  содержанию  и  значению,  характеру  мыслительных  операций,  а  также  по  признаку  общности,  направленности  на  развитие  тех  или  иных   умений.

·         Формировать  у  детей  конструктивно-геометрические  умения  и  навыки,  способность  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  умение  доказывать  свое  решение  в ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок,  через  интересную  деятельность. Необходимо  отметить,  что  только  в  ней  ребенок  реализует  поставленные  перед  собой  цели,  познает  предмет,  развивает  свои  творческие  способности.


            Программа внеклассной работы по математике рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не  превышает 45 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

п/п

 

Тема

 

 

Дата

Кол-во часов

 

Примечание

Что дала математика людям? Зачем её изучать? (2ч.)

1.

Математика вокруг нас.

 

1

 

2.

Занимательная математика в доме и квартире.

 

1

 

Из истории математики (4ч.)

3.

Старинные системы записи чисел

 

1

 

4.

Из истории чисел и цифр

 

1

 

5.

Как люди учились считать

 

1

 

6.

Удивительное рядом или старинные меры длины.

 

1

 

Развитие познавательных способностей (13ч.)

7.

Тренировка внимания.

 

1

 

8.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи.

 

1

 

9.

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания.

 

1

 

10.

Тренировка памяти.

 

1

 

11.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

 

1

 

12.

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

 

1

 

13.

Поиск закономерностей.

 

1

 

14.

Поиск закономерностей. Логические задачи.

 

1

 

15.

Совершенствование воображения.

 

1

 

16.

Учимся отгадывать ребусы.

 

1

 

17.

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

 

1

 

18.

Развитие быстроты реакции.

 

1

 

19.

Развитие концентрации внимания.

 

1

 

Занимательная геометрия (3ч.)

20.

Наглядная геометрия.

 

1

 

21.

Занимательная геометрия.

 

1

 

22.

Турнир по геометрии

 

1

 

Очень важную науку постигаем мы без скуки (9ч.)

23.

Задачи в стихах.

 

1

 

24.

Логические математические задачки-шутки.

 

1

 

25.

Решение нестандартных задач.

 

1

 

26.

Логические задачи для юных математиков.

 

1

 

27.

Задачи с многовариантными решениями.

 

1

 

28.

Обратные задачи.

 

1

 

29.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

 

1

 

30.

Задачи с изменением вопроса.

 

1

 

31.

Старинные задачи

 

1

 

Обобщение (3ч.)

32.

Знакомьтесь: Пифагор!

 

1

 

33.

Практикум «Подумай и реши».

 

1

 

34.

Круглый стол «Подведем итоги»

 

1

 

Источники информации

            Интернет ресурсы

             Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: знание, 1993. – 336 с.

            Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1995. – 175с.

            Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 256 с.

            Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.1./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 238с.

            Узорова О.В. 2518 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.2./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 281с.

            Узорова О.В. 2200 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.3./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 286с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка по математике "Всезнайка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 926 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 498
    • DOCX 26.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбачева Анжелика Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16147
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1472 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 794 человека

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 058 человек

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе