ВНЕКЛАССАЯ РАБОТА
по математике
«Всезнайка»
Горбачевой
Анжелики Анатольевны
с
.Густомой
2012
год
Пояснительная
записка
Данная
программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами
математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей
к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Цель программы:
·
расширение
и углубление знаний по математике;
·
развитие
образного и логического мышления, пространственного воображения;
·
развитие
у детей общих умственных и математических способностей;
·
создание
условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной
деятельности;
·
развитие
устойчивого интереса и любви к предмету.
Задачи программы:
·
расширять
кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
·
содействовать
умелому использованию символики;
·
учить
правильно применять математическую терминологию;
·
развивать
умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
·
учить
делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Актуальность
программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению
математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание
программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики,
а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового
предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию
символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Данный
курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует
стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности
в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по
предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и
самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и
необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают
значительных успехов в своём развитии.
Методы
и приёмы организации деятельности детей на занятиях по развитию познавательных
способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и
умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные
занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому
основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и
совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей
личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и
мышление.
Занятия
помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят
с историей математики, развитию представлений о её практическом
применении, воспитанию гражданственности и
патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.
Для
успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только
много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять
умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на
активном думании, поиске способов действий, при соответствующих
условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки
целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.
Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических
задач, действий над числами, формирование временных представлений и
т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со
всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство
состоит в создании условий проведения занятий, поощрении
самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой
инициативы. В данную внеклассную работу включены игры, смекалки,
головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не
отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании
палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному
замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности
ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость,
сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные
умения.
В
ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать
свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата,
проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только
мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества,
необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом
он не трудился.
Внеклассная работа по математике в школе вызывает
интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора,
творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы.
Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
Творческие работы, используемые в системе работы кружка, основаны на
любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная
практика помогает учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и
навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно
выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все
вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности
деятельности занятий, работа проводится в малых группах с опорой на
индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных
результатов.
Характер
материала определяет назначение внеклассной работы:
·
Развивать
у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать
их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно,
основным.
·
Любая
математическая задача на смекалку, для какого возраста она не
предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего
замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи
и т.д.
·
Умственная
задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать
число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие
смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной
умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
·
Занимательность
математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в
каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или
самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух
палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки
заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру
воображения.
·
Многообразие
занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для
классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь
разнообразный материал, созданный математиками, методистами и учителями.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и
значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности,
направленности на развитие тех или иных умений.
·
Формировать
у детей конструктивно-геометрические умения и навыки, способность
читать и понимать графическую информацию, а также умение доказывать
свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через
интересную деятельность. Необходимо отметить, что только в ней ребенок
реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает
свои творческие способности.
Программа
внеклассной работы по математике рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз
в неделю. Продолжительность каждого занятия не превышает 45 минут
Тематический
план
№
п/п
|
Тема
|
Дата
|
Кол-во часов
|
Примечание
|
Что дала математика людям? Зачем её изучать? (2ч.)
|
1.
|
Математика вокруг нас.
|
|
1
|
|
2.
|
Занимательная математика в доме и квартире.
|
|
1
|
|
Из истории математики (4ч.)
|
3.
|
Старинные системы записи чисел
|
|
1
|
|
4.
|
Из истории чисел и цифр
|
|
1
|
|
5.
|
Как люди учились считать
|
|
1
|
|
6.
|
Удивительное рядом или старинные меры длины.
|
|
1
|
|
Развитие познавательных способностей (13ч.)
|
7.
|
Тренировка внимания.
|
|
1
|
|
8.
|
Развитие
концентрации внимания. Логические задачи.
|
|
1
|
|
9.
|
Тренировка
внимания. Логически – поисковые задания.
|
|
1
|
|
10.
|
Тренировка
памяти.
|
|
1
|
|
11.
|
Тренировка
слуховой памяти. Логические задачи.
|
|
1
|
|
12.
|
Тренировка
зрительной памяти. Логически – поисковые задания.
|
|
1
|
|
13.
|
Поиск
закономерностей.
|
|
1
|
|
14.
|
Поиск
закономерностей. Логические задачи.
|
|
1
|
|
15.
|
Совершенствование
воображения.
|
|
1
|
|
16.
|
Учимся
отгадывать ребусы.
|
|
1
|
|
17.
|
Совершенствование
воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.
|
|
1
|
|
18.
|
Развитие
быстроты реакции.
|
|
1
|
|
19.
|
Развитие
концентрации внимания.
|
|
1
|
|
Занимательная геометрия (3ч.)
|
20.
|
Наглядная геометрия.
|
|
1
|
|
21.
|
Занимательная геометрия.
|
|
1
|
|
22.
|
Турнир по геометрии
|
|
1
|
|
Очень важную науку постигаем мы без
скуки (9ч.)
|
23.
|
Задачи в стихах.
|
|
1
|
|
24.
|
Логические математические задачки-шутки.
|
|
1
|
|
25.
|
Решение нестандартных задач.
|
|
1
|
|
26.
|
Логические задачи для юных математиков.
|
|
1
|
|
27.
|
Задачи с
многовариантными решениями.
|
|
1
|
|
28.
|
Обратные
задачи.
|
|
1
|
|
29.
|
Задачи с
неполными данными, лишними, нереальными данными.
|
|
1
|
|
30.
|
Задачи с
изменением вопроса.
|
|
1
|
|
31.
|
Старинные
задачи
|
|
1
|
|
Обобщение (3ч.)
|
32.
|
Знакомьтесь:
Пифагор!
|
|
1
|
|
33.
|
Практикум
«Подумай и реши».
|
|
1
|
|
34.
|
Круглый
стол «Подведем итоги»
|
|
1
|
|
Источники
информации
Интернет
ресурсы
Волина
В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и
родителей. – М.: знание, 1993. – 336 с.
Жикалкина
Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной
школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1995. – 175с.
Смекалка
для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега,
1994. – 256 с.
Узорова
О.В. 2500 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.1./ О.В.Узорова,
Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.-
238с.
Узорова
О.В. 2518 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.2./ О.В.Узорова,
Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.-
281с.
Узорова
О.В. 2200 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.3./ О.В.Узорова,
Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.-
286с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.