Главная / Начальные классы / Программа кружка по математике "Всезнайка"

Программа кружка по математике "Всезнайка"



















ВНЕКЛАССАЯ РАБОТА

по математике

«Всезнайка»

Горбачевой

Анжелики Анатольевны









с .Густомой


2012 год

Пояснительная записка


Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Цель программы:

  • расширение и углубление знаний по математике;

  • развитие образного и логического мышления, пространственного воображения;

  • развитие у детей общих умственных и математических способностей;

  • создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

  • развитие устойчивого интереса и любви к предмету.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Методы и приёмы организации деятельности детей на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную внеклассную работу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Внеклассная работа по математике в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

Творческие работы, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика помогает учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности деятельности занятий, работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.


Характер материала определяет назначение внеклассной работы:

  • Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

  • Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

  • Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

  • Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

  • Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

  • Формировать у детей конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умение доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через интересную деятельность. Необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.


Программа внеклассной работы по математике рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не превышает 45 минут


























Тематический план

п/п



Тема




Дата

Кол-во часов



Примечание

Что дала математика людям? Зачем её изучать? (2ч.)

1.

Математика вокруг нас.


1


2.

Занимательная математика в доме и квартире.


1


Из истории математики (4ч.)

3.

Старинные системы записи чисел


1


4.

Из истории чисел и цифр


1


5.

Как люди учились считать


1


6.

Удивительное рядом или старинные меры длины.


1


Развитие познавательных способностей (13ч.)

7.

Тренировка внимания.


1


8.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи.


1


9.

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания.


1


10.

Тренировка памяти.


1


11.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.


1


12.

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.


1


13.

Поиск закономерностей.


1


14.

Поиск закономерностей. Логические задачи.


1


15.

Совершенствование воображения.


1


16.

Учимся отгадывать ребусы.


1


17.

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.


1


18.

Развитие быстроты реакции.


1


19.

Развитие концентрации внимания.


1


Занимательная геометрия (3ч.)

20.

Наглядная геометрия.


1


21.

Занимательная геометрия.


1


22.

Турнир по геометрии


1


Очень важную науку постигаем мы без скуки (9ч.)

23.

Задачи в стихах.


1


24.

Логические математические задачки-шутки.


1


25.

Решение нестандартных задач.


1


26.

Логические задачи для юных математиков.


1


27.

Задачи с многовариантными решениями.


1


28.

Обратные задачи.


1


29.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.


1


30.

Задачи с изменением вопроса.


1


31.

Старинные задачи


1


Обобщение (3ч.)

32.

Знакомьтесь: Пифагор!


1


33.

Практикум «Подумай и реши».


1


34.

Круглый стол «Подведем итоги»


1


Источники информации

Интернет ресурсы

Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: знание, 1993. – 336 с.

Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1995. – 175с.

Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 256 с.

Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.1./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 238с.

Узорова О.В. 2518 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.2./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 281с.

Узорова О.В. 2200 задач по математике: 1-4 кл.: В 3-х ч.: Ч.3./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 286с.



Программа кружка по математике "Всезнайка"
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Автор Горбачева Анжелика Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 802
Номер материала 26651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓