Главная / Классному руководителю / Программа уроков народоведения для учащихся 1-9 классов

Программа уроков народоведения для учащихся 1-9 классов

«Рассмотрена»

На экспериментально- методическом Совете

«___»________200 г.

«Утверждена»

___________________

Директор школы

В.Поспелова



Программа уроков народоведения.


Пояснительная записка.


Народоведение – это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а так же семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним.

Родной язык, история, краеведение и этнография, народный календарь, народная мораль, фольклор, разные виды искусства и художественного творчества, народные традиции, обычаи, народные символы и национальная символика – все это вбирает в себя многогранное и емкое слово «народоведение».

Сохранение, познание и умножение национальных традиций, обычаев, осознание себя русским, бережное отношение к народному творчеству, глубокое осознание своих корней и родного края волновали Ушинского и Лескова, Леонова и Паустовского и многих других деятелей культуры.

Таким образом, цель курса можно выразить словами: чтобы дети стали народом.

Ознакомление с учебным материалом в 1-9 классах проходит во внеклассной работе, 1 раз в месяц. Каждое занятие сопровождается сбором местного материала, подбором литературы, произведений искусства. Предусматриваются экскурсии, встречи с народными умельцами, выставки в ЦНК «Лад», краеведческом музее им. В.Бирюкова, музее «Русская изба», учреждениях культуры г. Шадринска ( ДХШ им. В.Бронникова, ДМШ и т.д.), а также обучение народным промыслам на факультативных занятиях и проведение праздников ( в течение года).

Особая примета «народоведения» - его интегративный характер, вобравший в себя сведения исторические, географические, по этнопедагогике, этнографии, филологии, литературе, музыке, изобразительному искусству. Занятия по народоведению создают условия для разностороннего духовного, нравственного и умственного развития учащихся. Комплексное содержание предмета определяет своеобразие деятельности воспитателя, учителя и учеников. Рассказ учителя сочетается сообщениями школьников, беседа сопровождается демонстрацией картин, фотографий, диапозитивов. Много музыки, песен для прослушивания и исполнения. Значительное место занимает игра и творческая деятельность разного плана: сочетание рассказов - эссе, считалок, колыбельных, частушек, плетение, вязание, лепка, рисование, вышивка и т.п. Содержание курса предусматривает проведение праздников, народных игр, конкурсов, соревнований.


1 класс.

I четверть – «Слава хлебу на столе» ( о русских традициях, связанных с хлебом). Народные подвижные игры.

II четверть- «Скоро сказка сказывается» ( русские народные сказки, считалки, скороговорки)

III четверть- Праздники Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Весенние игры, песни, заклички.)

IV четверть – «Большая и малая Родина». Стихи и песни о России. Экскурсии по городу: достопримечательные и памятные места. Народные и подвижные игры ( лапта, горелки, прятки, кошки-мышки).

Дети должны уметь:

  • Назвать героев и пересказать сюжет 2-3 сказок;

  • Знать 5-6 считалок, 3-4 скороговорки, заклички, весенние песни;

  • Знать даты праздников: Рождество ( 7 января) , Новый год ( в том числе старый), Крещение ( 19 января), Масленица ( конец февраля).

Дети могут:

  • Исполнять стихи и песни о Родине;

  • Знать традиции, связанные с хлебом;

  • Сущность зимних праздников.


2 класс.

I четверть – Красота и богатство природы родного края. Стихи и песни о родном крае..

II четверть- Родословная. Моя родня.Крестные отец и мать. Народные традиции взаимоотношения детей и взрослых, народные песни о матери. семье, доме, родной земле.

III четверть- Зимние праздники( Новый год, Рождество, Святки, Колядки). Зимние игры и развлечения. Народные игрушки. Праздник матери и детей. Концерт.

IV четверть – Пасха. Радуница. Народные традиции. Летние забавы для детей.

Дети должны знать:

  • Фамилии, имена, отчества родственников;

  • Слова и мелодии 2-3 народных песен;

  • 2-3 колядки и щедровки:

  • Зимние и летние детские игры;

Дети должны уметь:

  • Научить других народным песням;

  • Организовать народные игры4

  • Изготовить игрушки;

Дети могут знать:

  • Стихи и песни о родном крае;

  • Сущность зимних праздников;

  • Почему празднуют Пасху?


3 класс.

I четверть- Календарь. Народнохозяйственный календарь. Церковный календарь. Календарные песни. Именины. народны приметы погоды и урожая. Детские песни, музыкальные игры. Дразнилки, перевертыши.

II четверть- Символы России. Береза в жизни русских ( традиции, применение). Рассказы, стихи, песни о березе.

III четверть- праздник отцов и детей. произведения об отцах, мужских профессиях. Выставка работ отцов и детей. концерт.

IV четверть- весеннее-летние обряды и обычаи. Троица. Воспевание травы, цветов, поля.

Дети должны знать:

  • Виды календарей, 10-15 пословиц и поговорок, 2-3 стиха- перевертыша, стихи и песни о березе, обычаи, связанные с ней;

  • Как праздновать Троицу;

Дети должны уметь:

  • По народным приметам опредлеять погоду;

Дети могут знать:

  • Символику РФ;

  • Календарные песни;

  • Историю города;

Дети могут уметь:

  • Пользоваться церковным календарем.

4 класс.

I четверть - Моя область, мой район, мой город, символика. Памятники истории, культуры. Знаменитые люди. Природа родного края. Заповеденики. Писатели, поэты, художники о родной природе. Сочинения, рисунки, стихи учащихся.

II четверть - Народные художественные промыслы. Художественное рукоделие. Характеристика народных вышивок. Умельцы нашего города. Центр народной культуры «Лад».

III четверть - летопись семьи – семейный альбом. Свадьба моих родителей. Дни рождения. Из семейных архивов ( фотографии, письма, вырезки из газет). Народные танцы.

IV четверть – Конь в жизни русского крестьянина. Дорога. Твоя дорога в школу. Яблоня. Яблоня в стихах, сказках.

Дети должны знать:

  • Памятники истории и культуры города, района, области; заповедники;

  • Художественные ремесла, виды вышивок;

  • 2-3 народных танца ( основные фигуры0;

Дети должны уметь:

  • Рассказать о памятниках;

  • Вышивать;

Дети могут знать:

  • Символику города, области;

  • Знатных людей;

Дети могут дать:

  • Общую характеристику природы родного края.

5 класс.

  1. Народный сельскохозяйственный инвентарь. Народные приметы урожая. Годовые сезоны, основные и переходные ( пролетье, молодое бабье лето, осенины, позимье и др).

  2. Земледельческие праздники и другие знаменательные дни. Ильин день. Первый Спас. Параскева-пятница. Семенов день. Покровская суббота.

  3. Деревенский дом. Домашняя утварь.

  4. Устройство дома. Украшение комнат. Мебель в доме. Столовая посуда: кувшины, четвертины, братины, кружки, чаши, ковши и др.

  5. Русские музыкальные инструменты. Народные ансамбли.

  6. Фольклор. Докучные сказки, загадки, считалки, дразнилки, скороговорки.

  7. Деревья- символы России. Береза. Дуб. Осина. Рябина.

  8. Традиции и обычаи. Песни, стихи.



6 класс

  1. Село в России. Деревня, село, выселки, хутор, слобода.

  2. Соседи. Наши соседи на улице или дому. Правила общежития, взаимоотношений, взаимопомощь.

  3. Благотворительность и милосердие на Руси. Сестры милосердия из разных сословий: царица и ее дочери, княгини, графини, мещанки. Работа в домах презрения, госпиталях, больницах, приютах, посещение больных и заключенных.

  4. Праздники: Рождество. Обычаи, традиции, игры, развлечения.

  5. Народные герои: Ермак, Иван Сусанин, Стенька Разин. Народные произведения о них.

  6. Народные герои и святые. Сергий Радонежский.

  7. Колокольные звоны на Руси.

  8. Русская балалайка. Балалаечники.


7 класс.

  1. Славянские корни.

  2. Родной язык. Диалекты, говоры, Богатство и яркость народной речи.

  3. Что в имени твоем…( из истории русских имен)

  4. Народный этикет. Что значит «люди скажут»?

  5. Праздники: Святки, колядки, гадания, крещение.

  6. Народные герои и святые. Житие Серафима Соровского.

  7. Народное творчество: частушки, бытовые, любовные, озорные, политические.

  8. Застолье. Правила сервировки стола. Встречи и проводы гостей. Еда обычная и праздничная. Пост и его значение.


8 класс.

  1. Родина. Родословная.

  2. Наши предки-славяне. Городища на территории области.

  3. Знаменитые земляки: писатели, художники, ученые, артисты, военоначальники, рядовые.

  4. Нравственные ценности: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, трудолюбие, вера, побратимство, уважение к мнению окружающих, забота о стариках, внимание и почтение к ним.

  5. Государство Российское в освоении Сибири и Дальнего Востока.

  6. Народные песни. Народные музыкальные инструменты.

  7. Ученые-почвенники: Докучаев, Прянишников.

  8. Собиратели и хранители русского фольклора.


9 класс.

  1. Родительский дом- начало начал.

  2. Семья. Уважение к старшим. Большак в семье. Дети и старики. Родня.

  3. Рождение ребенка. Традиции, обычаи, крестины.

  4. Отрочество. Учение. Приучение к труду. Игры и развлечения.

  5. Русская духовная музыка. Композиторы.

6. Праздники. Пасха Христова. История, традиции, куличи.

7. Русское зодчество. Церкви и монастыри на Руси.


Программа уроков народоведения для учащихся 1-9 классов
  • Классному руководителю
Описание:

Народоведение – это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а так же семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним.

                Родной язык, история, краеведение и этнография, народный календарь, народная мораль, фольклор, разные виды искусства и художественного творчества, народные традиции, обычаи, народные символы и национальная символика – все это вбирает в себя многогранное и емкое слово «народоведение».

                Сохранение, познание и умножение национальных традиций,  обычаев, осознание себя русским, бережное отношение к народному творчеству, глубокое осознание своих корней и родного края волновали Ушинского и Лескова, Леонова и Паустовского и многих других деятелей культуры.

 

                Таким образом, цель курса можно выразить словами: чтобы дети стали народом.

 

Автор Клюшкова Надежда Аркадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 730
Номер материала 22980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓