Главная / Начальные классы / Программа управления развитием и воспитанием ученического коллектива «Радуга дружбы»

Программа управления развитием и воспитанием ученического коллектива «Радуга дружбы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Советский



Утверждаю:

_____________В. И. ЭДЕЛЬ Согласовано:

Директор МОУСОШ № 4 __________Н. Д. Колеватова

г.Советский зам. директора по ВР «___»_______________2014 г. «___»_______________2014 г.




Программа управления развитием и воспитанием

ученического коллектива

«Радуга дружбы»

hello_html_m79ce86dd.jpg


hello_html_m6748c706.jpg


Составитель: Коростелина Г.К.

Срок реализации: 4 года


г. Советский

2014 г.

  1. Пояснительная записка

Тому, кто не постиг науки добра,

всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень



Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:

- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатии).

- Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

- Способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

- Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

- Способность вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

- И самое главное - способность к общению.

Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:

- умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

- умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;

- умение извлекать из общения максимум информации для себя.

Особое сфера проявления коммуникативных способностей педагога – это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям.


Условия эффективного поощрения:

- Педагог осуществляет поощрения систематически.

- Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.

- Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.

- Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.

- Поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика.

- Поощрение опирается лишь на внешние стимулы: похвала, получение награды.

- Поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.

- Поощрение мешает продвижению ребенка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.

Педагог положительно влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребенка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.







Правила эффективного взаимодействия:

Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают своё разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.

Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации.

Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.

Правило 4. С первых дней существования детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.

Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.

Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.

Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.

Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

 

Цели обучения и воспитания сегодняшней школы следующие:

-Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.

- Обучение учащихся чтению, счету, письму, речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений.

- Развитие умения общаться и сотрудничать.

- Развитие общеучебных умений учащихся.

- Формирование и развитие предметных знаний и умений.

- Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.

- Развитие эмоциональной и волевой сферы.

- Формирование положительной Я - концепции.

- Развитие мотивационно - потребностной сферы.

 







Качества, которые необходимо развивать у учащихся:

1. Интерес к самому себе.

2. Самопризнание себя как личности.

3. Управление самим собой.

4. Уважение чужого мнения.

5. Любознательность о вовлеченность в деятельность.

6. Эмоциональная устойчивость.

7. Мотивация действий и поступков.





























II. Психолого – педагогическая характеристика

классного коллектива

на начало 2014-2015 уч.г.

В классе идет становление коллектива, т.к. дети вместе учатся первый год. С 1 сентября учатся 6 человек: 5 мальчиков и 1 девочка. В классе обучаются 2 ребёнка – инвалида.

В классе существует несколько микрогрупп, сложившихся еще до поступления в школу на основе дружеских отношений в детском саду, некоторые дети живут рядом. Между микрогруппами складываются разнообразные отношения: иногда проявляются ревностные отношения, когда дети из одной микрогруппы больше внимания уделяют детям из других микрогрупп, есть микрогруппы достаточно обособленные, требующие к себе особого внимания. Явных лидеров пока не наблюдается, но есть дети, проявляющие себя в различных видах деятельности. В основном, это дети, которые умеют общаться со сверстниками (Матвей, Дима). Есть отверженный ребёнок: Павел, мальчик не понимает роль школьника, порой бывает, не адекватен, на уроках из-за своего поведения получает много замечаний, на фоне этого ребёнка отвергают одноклассники.

Дети класса с удовольствием общаются с детьми не только своего класса, но и других классов, учителями, с восторгом встречаются с шефами из 5 «д» класса.

С Коробейниковым Павлом и его родителями проводится профилактическая работа со стороны классного руководителя, социального педагога.

29 октября выбыл в посёлок Малиновский Ширяев Матвей. На конец I четверти в классе 5 учеников: 4 мальчика и 1девочка.












III. Цель, задачи программы, принципы реализации

программы


Цель программы: создание максимально благоприятного учебно-воспитательного пространства для раскрытия способностей каждого ребёнка.

Задачи:

  • Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.

  • Формирование у учащихся добросовестного и прилежного отношения к учебе с

учетом их возрастных особенностей, воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

  • Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в

соответствии со своими возможностями и склонностями.

  • Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в

повседневной жизни.

  • Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как

одной из главных жизненных ценностей.

  • Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих

делах класса.

  • Воспитание любви к семье, школе, родному краю.

Педагогические принципы и подходы

    Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания

     Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

        В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности

        Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

        Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

        Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

        Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

        Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.






















IV. Этапы реализации программы


Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

I этап  (1 класс)

  • успешная адаптация к школьной жизни;

  • эмоциональная устойчивость обучающихся;

  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

II этап  (2класс)

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;

  • негативное отношение к вредным привычкам;

  • создание органов классного самоуправления.

IIIэтап  (3класс)

  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

IVэтап  (4класс)

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

  • готовность к самоопределению в социуме.

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.



Сроки реализации программы: сентябрь 2014 года – май 2018 года.



V. Содержание программы по направлениям


Основные направления воспитательной работы  

  1. «Нравственное воспитание»

  2. «Здоровье»

  3. «Семья»

  4. «Досуг»

Направление

Цели и задачи

Формы проведения

Нравственное воспитание

  • Формирование у учащихся

нравственной культуры миропонимания, умения  отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

  • Воспитание эстетического вкуса,

потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.

  • Воспитание высоких моральных

качеств и чувства долга.

  • Воспитание нравственной  культуры

школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

  • тематические

классные часы по нравственной тематике;

  • цикл бесед «Уроки

нравственности»;

  • экскурсии;

  • изучение

нравственного

наследия своей страны.

 

Здоровье

  • Сотрудничество с медицинским персо-

налом школы, учителем физкультуры, психологической службой с  целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников.

  • Создание необходимых условий для

полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

  • Воспитание сознательного отношения к

сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию.

  • Воспитание уважительного отношения к

людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни. 

  • спортивные

конкурсы, соревнования внутри класса;

  • дни здоровья;

  • спортивные

викторины;

  • совместные с

родителями спортивные соревнования;

  • тематические

классные часы по спортивной тематике.

 

Семья

  • Изучение семей учащихся, ситуации

развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка.

  • Сотрудничество с психологической

службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

  • Поощрение родителей, участвующих в

жизни класса и школы.

  • Организация психолого-педагогического

просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

  • Организация и совместное проведение

досуга детей и родителей.

  • тематические

классные часы;

  • родительские

собрания;

  • семейные праздники,

спортивные соревнования с участием родителей;

  • праздники,

посвященные красным датам календаря;

  • походы, экскурсии с

родителями;

  • консультации для

родителей;

  • тематические

беседы с детьми и родителями.

 

Досуг

  • Формирование потребности учащихся

участвовать в коллективных творческих делах класса, школы.

  • Воспитание нетерпимого отношения к

вредным привычкам, стремления к интересному  и полезному время провождению.

  • Средствами внеклассных мероприятий

демонстрация интересов и достижений учащихся.

  • Привлечение родителей класса к

совместному с учащимися время провождению.

  • Развитие интереса учащихся к

проведению досуговых мероприятий в начальной школе.

  • празднование

памятных дат календаря;

  • посещение музеев,

выставок;

  • литературные

викторины;

  • праздничные вечера;

  • совместные с

родителями походы.

 

 


























V. Предполагаемый результат



Ожидаемые результаты

1.Развитие органов классного ученического самоуправления.

2. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.

3.Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

4.Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.

5.Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.

6.Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.

7.Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.


Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:

1.Уровень сформированности классного коллектива.

2.Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.

3.Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.

4.Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

5.Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.













VI. Механизм реализации программы

Данная программа рассчитана для детей и в возрасте от 7 до11 лет.

Распределение количества часов:

I год обучения – 34 часа (1 час × 34 недели).

II год обучения – 34 часа (1 час × 34 недели).

III год обучения – 34 часа (1 час × 34 недели).

IV год обучения – 34 часа (1 час × 34 недели).

Форма проведения: мини-занятия. Занятия предполагают различные виды деятельности (этическая беседа, игра, слушание сказок, работа с пословицами, фразеологизмами, диалоги-размышления, обсуждение жизненных ситуаций, театральные миниатюры-импровизации), погружающих учащихся в сферу нравственных основ жизни человека.

Общение педагога строится на принципах сотрудничества, не только с учащимися, но и с родителями.

Для достижения максимальной пользы занятий можно выделить следующие правила совместной работы: слушать и слышать своего товарища; не критиковать, а размышлять над предлагаемыми ситуациями; выражать свое мнение, свою точку зрения, ставить вопросы перед собой и своими товарищами. Во время беседы ученики могут сидеть на стульях расставленных полукругом.
















Содержание программы

1 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего

«Достопримечательности нашего города», «Символика родного края», «Ветеран живет рядом», «Птицам нужна помощь», «Картинная галерея»

Изготовление поздравительных открыток, фотовыставка, беседа, изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку»

Здоровье

формировать понимание значимости здорового образа жизни

«Азбука здоровья», «Как правильно организовать свой день, чтобы быть опрятным», «Зимние забавы», однодневный поход

Конкурс рисунков, беседы о режиме дня, спортивные праздники

Семья

формировать нравственную культуру семьи, направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей

«Семейные традиции»,

«Как трудится моя семья»,   «История моего дома»

Беседы, создание альбомов, выставка рисунков

Досуг

создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

«День матери»,

Конкурсная программа ко дню защитников отечества,

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»,

 Праздник букваря

 Праздник,

 концерт, инсценирование







Тематика классных часов

1 класс

Сроки

проведения

Название мероприятия

Форма

проведения

Ответственные


Результат


1

I-II

четверть

Права и обязанности школьника.

Беседа

Учитель, социальный педагог


2

I-II

четверть

Подготовиться к уроку. Что это значит?

Беседа

Учитель


3

На

протяжении года

Как выполнять домашние задания?

Беседа

Учитель


4

Сентябрь

День учителя. Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


5

Сентябрь

Спешите делать добро.

Классный час

Учитель, родители


6

Октябрь

Как доставить радость родителям. Кто может считаться настоящим другом?

Классный час

Учитель, учащиеся


7

Октябрь

Зачем мы ходим в школу?

Классный час

Учитель


8

Октябрь

Каждой вещи – своё место

Беседа

Учитель


9

Октябрь

День рождения класса

Круглый стол

Учитель


10

Ноябрь

Традиции нашего коллектива

Классный час

Учитель


11

На

протяжении года

Правила опрятности, аккуратности

Беседа, классный час

Учитель


12

На

протяжении года

Правила культуры поведения в школе

Беседа, классный час

Учитель


13

На

протяжении года

Правила культуры поведения на улице

Беседа, классный час

Учитель, родители


14

Декабрь

Поздравительная открытка к Новому году

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


15

Январь

Книги читаешь – словно на крыльях летаешь.

Классный час

Учитель


16

Январь

Жизнь дана на добрые дела.

Классный час

Учитель


17

Январь

Я выбираю сам.

Классный час

Учитель


18

Февраль

Мир профессий. Профессии наших родителей.

Классный час

Учитель


19

Февраль

С Днем Защитника Отечества! Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


20

Март

Мой любимый сказочный герой.

Классный час

Учитель


21

Март

8 Марта! Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


22

Март

Чем и кем славен наш город?

Классный час

Учитель


23

Апрель

Когда в классе учиться интересно?

Беседа

Учитель


24

Апрель

Планета Земля в опасности.

Классный час

Учитель


25

Апрель

Мы славим труд.

Классный час

Учитель, родители


26

Апрель

Добрые отношения с друзьями.

Классный час

Учитель


27

На

протяжении года

Вежливость на уроках и переменах.

Беседа

Учитель


28

Май

Чтим великий День Победы!

Классный час

Учитель


29

Май

Подведение итогов наших школьных дел.

Классный час

Учитель


30

Май

До свидания, первый класс!

Классный час

Учитель


































Содержание программы

2 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

создавать условия для творческой самореализации обучающихся,

приобщать к традициям школьного коллектива

«Ярмарка чудес», «Тропинка школьная моя», «Помоги другу»

Творческий конкурс, создание классного журнала,  акция

Здоровье

формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

«Полезные привычки», «Веселые старты», «Береги здоровье смолоду»

Викторина, спортивный праздник, конкурс плакатов

Семья

воспитывать уважение к членам своей семьи, уважение к семейным традициям

«Фотографии моей семьи», «Моя семья, как она образовалась»

Беседы, конкурсы, родительские собрания,

Досуг

создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

«Кто что любит и умеет делать», «А, ну-ка, мальчики», «Мисс- Дюймовочка».

Конкурс-викторина, конкурсная программа





















Тематика классных часов

2 класс

Сроки

проведения

Название мероприятия

Форма

проведения

Ответственные


Результат


1

I-II

четверть

Права и обязанности школьника.

Беседа

Учитель, социальный педагог


2

I-II

четверть

Инструктаж по правилам дорожного движения и поведения при возникновении пожара.

Беседа

Учитель


3

На

протяжении года

Правила опрятности, аккуратности

Беседа

Учитель


4

На

протяжении года

Правила культуры поведения в школе

Беседа

Учитель


5

На

протяжении года

Правила культуры поведения на улице

Беседа, классный час

Учитель, родители


6

На

протяжении года

Как выполнять домашние задания?

Беседа

Учитель


7

Сентябрь

Выбор актива класса. Распределение поручений в классе.

Классный час

Учитель


8

Сентябрь

О чем может рассказать дневник.

Классный час

Учитель


9

Октябрь

День учителя. Поздравительная открытка.

Классный час

Учитель, учащиеся


10

Октябрь

Наш класс – наша семья.

Классный час

Учитель


11

Октябрь

Во саду ли в огороде… Выставка поделок из природных материалов.

Выставка

Учитель


12

Октябрь

Мой друг – портфель (правила обращения с учебными принадлежностями).

Классный час

Учитель


13

Ноябрь

Домашние задания и как мы к ним относимся.

Классный час

Учитель


14

Ноябрь

Подарки и как их дарить

Классный час



15

Ноябрь

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Классный час



16

Декабрь

О дружбе и друзьях.

Классный час



17

Декабрь

Поздравительная открытка к Новому году

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


18

Январь

О жадности и жадных

Классный час

Учитель


19

Январь

Как мы разрешаем конфликты

Классный час

Учитель


20

Январь

Газеты и журналы для детей

Классный час

Учитель


21

Февраль

Правда и ложь – какие они?

Классный час

Учитель


22

Февраль

С Днем Защитника Отечества! Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


23

Март

Что значит быть ответственным

Классный час

Учитель


24

Март

8 Марта – праздник мам! Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


25

Март

Мир моих увлечений.

Беседа

Учитель


26

Апрель

12 апреля – День космонавтики

Классный час

Учитель


27

Апрель

Подари другому радость

Классный час

Учитель


28

Апрель

Лучшее слово о дружбе

Классный час

Учитель


29

На

протяжении года

Вежливость на уроках и переменах.

Беседа

Учитель


30

Май

Чтим великий День Победы!

Классный час

Учитель


31

Май

Подведение итогов наших школьных дел.

Классный час

Учитель


32

Май

До свидания, второй класс!

Классный час

Учитель


































Содержание программы


3 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, формировать понимание значимости исторического прошлого, создавать атмосферу взаимной заинтересованности.

«Прекрасное в моей жизни», «Правила хорошего тона», «Учимся правильно жить и дружить, «Имею право. Мои права», «С чего начинается Родина»

Конкурс стихов, коллаж, дискуссия, игры, акция.

Здоровье

Формировать способности управлять своим здоровьем

Чрезвычайные ситуации - что это?» «Скажем: «НЕТ» вредным привычкам»

Театрализация, беседы, круглый стол

Семья

Совершенствовать семейное воспитание на примерах традиций семьи, продолжать формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно- воспитательному процессу.

«О поощрениях и наказаниях в семье», «Сильному роду нет переводу», «Загляните в семейный альбом»

Беседы, индивидуальные и тематические консультации, дни творчества, помощь в организации и проведении внеклассных дел.

Досуг

формировать желание проявлять творческую инициативу

«Сотвори солнце в себе»,  «Рыцарский турнир», «Сотвори солнце в себе», операция «Новый год»

Акция добра, праздник, представление, изготовление игрушек, украшение комнат и класса.


















Тематика классных часов

3 класс

Сроки

проведения

Название мероприятия

Форма

проведения

Ответственные


Результат


1

I-II

четверть

Права и обязанности школьника.

Беседа

Учитель, социальный педагог


2

I-II

четверть

Инструктаж по ПДД и поведения при возникновении пожара. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Беседа

Учитель


3

На

протяжении года

Правила опрятности, аккуратности

Беседа

Учитель


4

На

протяжении года

Правила культуры поведения в школе

Беседа

Учитель


5

На

протяжении года

Правила культуры поведения на улице

Беседа, классный час

Учитель, родители


6

На

протяжении года

Как выполнять домашние задания?

Беседа

Учитель


7

Сентябрь

Выбор актива класса. Распределение поручений в классе.

Классный час

Учитель


8

Сентябрь

Правдивость, честность.

Классный час

Учитель


9

Октябрь

День учителя. Поздравительная открытка.

Классный час

Учитель, учащиеся


10

Октябрь

Как ты разговариваешь с товарищами (доброжелательность в общении).

Классный час

Учитель


12

Октябрь

Итоги 1 четверти.

Классный час

Учитель


13

Ноябрь

Как управлять собой?

Классный час

Учитель


14

Ноябрь

Нам счастье не сулит обида чья-то.

Классный час

Учитель


15

Ноябрь

Испечем пирог дружбы


Круглый стол

Учитель


16

Декабрь

Поздравительная открытка к Новому году

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


17

Декабрь

Итоги II учебной четверти. Анализ успеваемости.

Классный час

Учитель


18

Январь

Добрым быть совсем не просто


Классный час

Учитель


19

Январь

Понимание и доверие.

Классный час

Учитель


20

Январь

Скупость. Щедрость.

Классный час

Учитель


21

Февраль

Бережливость

Классный час

Учитель


22

Февраль

С Днем Защитника Отечества! Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


23

Март

Дал слово — держи его (правило обязательности)

Классный час

Учитель


24

Март

8 Марта – праздник мам! Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


25

Март

Итоги III учебной четверти. Анализ успеваемости

Классный час

Учитель


26

Апрель

Что делать, чтобы знать больше.

Беседа

Учитель


27

Апрель

Наши достоинства и недостатки.

Классный час

Учитель


28

Апрель

Как мы выполняем требования педагогов.

Беседа

Учитель


29

Май

Чтим великий День Победы!

Классный час

Учитель


30

Май

Подведение итогов наших школьных дел.

Классный час

Учитель











































Содержание программы


4 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

формировать желание активно преобразовывать действительность, обучать пониманию смысла человеческого существования. Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны

«Законы нашей жизни», «Гармония в природе», заочное путешествие «Чем богат наш край», «Школьный двор-лучший двор», «О бескорыстии и дружбе»

Обыгрывание ситуаций, беседы, трудовые десанты и акции, игры-путешествия, поисковая работа, конкурсы плакатов.

Здоровье

формировать умение анализировать и нести ответственность за свое здоровье

«Как помочь сохранить себе здоровье», «Умеем ли мы правильно питаться», «О простуде и гриппе»

Устный журнал, беседы, игра-путешествие.

Семья

вовлекать родителей в учебно - воспитательный процесс

«Психическое и физическое развитие детей», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка», « Режим дня»

 «Компьютер, телевизор и воспитание ребенка»

Беседы, тестирование, индивидуальные и тематические консультации, тренинги

Досуг

учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности.

«Осенняя катавасия», «Защитники Отечества», «Как трудно быть мамой», «Что должен знать пешеход»

КВН, конкурсная программа, встречи с интересными людьми














Тематика классных часов

4 класс

Сроки

проведения

Название мероприятия

Форма

проведения

Ответственные


Результат


1

I-II

четверть

Права и обязанности школьника.

Беседа

Учитель, социальный педагог


2

I-II

четверть

Инструктаж по ПДД и поведения при возникновении пожара. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Беседа

Учитель


3

На

протяжении года

Правила опрятности, аккуратности

Беседа

Учитель


4

На

протяжении года

Правила культуры поведения в школе

Беседа

Учитель


5

На

протяжении года

Правила культуры поведения на улице

Беседа, классный час

Учитель, родители


6

На

протяжении года

Как выполнять домашние задания?

Беседа

Учитель


7

Сентябрь

Выбор актива класса. Распределение поручений в классе.

Классный час

Учитель


8

Сентябрь

Путешествие в страну здоровья.

Игра

Учитель


9

Октябрь

День учителя. Поздравительная открытка.

Классный час

Учитель, учащиеся


10

Октябрь

Что мы знаем о курении?

Классный час

Учитель


12

Октябрь

Итоги 1 четверти.

Классный час

Учитель


13

Ноябрь

Компьютер и здоровье.

Классный час

Учитель


14

Ноябрь

Моя семья – мое богатство. Семейные традиции.

Классный час

Учитель


15

Ноябрь

Привычки и воля.

Классный час

Учитель


16

Ноябрь

День матери. Поздравления мамам.

Праздник

Учитель


17

Декабрь

Поздравительная открытка к Новому году

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


18

Декабрь

Итоги II учебной четверти. Анализ успеваемости.

Классный час

Учитель


19

Январь

«Все работы хороши – выбирай на вкус».

Классный час

Учитель


20

Январь

Честь (репутация) класса.

Классный час

Учитель


21

Январь

Твои хорошие манеры.

Классный час

Учитель


22

Февраль

Что такое уважение, взаимопомощь, дружба.

Классный час

Учитель


23

Февраль

Если армия сильна, непобедима и страна. Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


24

Март

Благодарность – это …

Классный час

Учитель


25

Март

Мама – главное слово . Поздравительная открытка.

Изготовление поздравительных открыток

Учитель


26

Март

Итоги III учебной четверти. Анализ успеваемости

Классный час

Учитель


27

Апрель

Мир моих увлечений.

Беседа

Учитель


28

Апрель

Твое здоровье – основа успешности в учении.

Классный час

Учитель


29

Апрель

«Он был первым…» Памяти Ю. Гагарина.

Беседа

Учитель


30

Май

Чтим великий День Победы!

Классный час

Учитель


31

Май

Урок мудрости (уважение к старшим).

Классный час

Учитель


32

Май

Подведение итогов наших школьных дел.

Классный час

Учитель




Конфликт (твое поведение в трудных ситуациях).

Классный час





Ты в ответственности за свои слова и поступки.

Классный час





Подведение итогов наших школьных дел.






Прощай, начальная школа!

Выпускной

























hello_html_5a6fd74f.gif

hello_html_1595525f.jpghello_html_9082fa8.pngОсновной целью деятельности школьного самоуправления является формирование готовности к личностному самоопределению в условиях ученического самоуправления, приобретение личного опыта демократических отношений, самовоспитания и саморазвития.

Основные задачи:

  • Приобретение детьми знаний, умений, и навыков самоуправления,

демократического стиля взаимоотношений.

  • Самовоспитание и саморазвитие детей в условиях существующей

воспитательной системы класса.

  • Привлечение учащихся школы к сотворчеству и сотрудничеству с ученическим

и педагогическими коллективами.

  • Осуществление возможности для личностного, социального, творческого

роста школьников.

В состав детского самоуправления входят учащиеся избранные в классном коллективе.

































Направления работы детского самоуправления:





hello_html_4fd6fda4.gif







Реализовать цели и задачи курса невозможно без участия родителей, так как в формировании нравственных качеств личности семья обладает несомненными преимуществами перед общественными институтами воспитания. Ведь именно в семье дети учатся разделять радости и горести других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. Курс предусматривает выполнение совместно с родителями творческих заданий, чтение и обсуждение художественных произведений.

Родители могут принимать активное участие и в проведении итоговых тематических занятий.


hello_html_5581d30d.png









Этот курс не просто подбор взаимосвязанных тематических занятий или внеклассных мероприятий, это система постижений каждым из учеников себя, своего места и предназначения в мире.

Данный курс апробируется в МБОУСОШ №4 с 1 по 4 класс.

Особенность данного курса в разнообразии материла и подходов к темам, умелое использование разных источников, постоянный диалог с учениками, постоянная поддержка в них духовного горения, любви к семье, ближнему – взрослому и сверстнику, малой родине и большому Отечеству.

Данный курс поможет «маленькому человеку» увидеть в большом мире добро и зло, уметь их распознавать. Не оставаться равнодушными в разных жизненных ситуаций.

В заключении отмечу то, что педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.







Приложение 1.



Название: «РАДУГА ДРУЖБЫ»


Девиз: БУДЕМ ВМЕСТЕ МЫ ВСЕГДА, КАК У РАДУГИ ЦВЕТА!





Эмблема нашего класса:



hello_html_549f875b.jpg

hello_html_m6748c706.jpg

































Приложение 2.



Должностные распределения:



hello_html_m45dee913.gif





























hello_html_549f875b.jpghello_html_549f875b.jpghello_html_549f875b.jpg


Приложение 4.



Взаимодействие классного руководителя с родителями



 

Основные направления

Формы работы с семьёй

Психолого - педагогическое просвещение родителей

  • индивидуальные и тематические консультации

  • родительские собрания

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • дни творчества

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия

  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

Участие в управлении учебно-воспитательным процессом

  • участие родителей класса в работе родительского комитета

 

 



Состав родительского комитета:

  • Председатель родительского комитета: Садикова Алёна Владимировна

  • Секретарь: Балакишиева Афруз Али кызы
























Тематика родительских собраний



1 класс



Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Сроки проведения

«Знакомство с родителями учеников-первоклассников»

1.Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

2.Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

 

I четверть

«Проблема адаптации первоклассников в школе»

1.Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.

2.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

 

II четверть

 

 

 

«Телевизор в жизни семьи и первоклассника»

 1.Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.

2.Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.


 III четверть

 


«Эмоции положительные и отрицательные»

1.Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

2.Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

 

 IV четверть

 




























2 класс



Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Сроки проведения

«Физическое развитие

младшего школьника
в школе и дома»

1. Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.

2. Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.

 

I четверть

«Агрессивные дети.

Причины и последствия

детской агрессии»

1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.

2. Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.

 

II четверть

 

 

 

«Наказание и поощрение

в семье»

1. Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.

2. Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.


 III четверть

 


«Итоги прошедшего

учебного года»

Подводится итог работы родителей, учащихся за год. 


 

 IV четверть



































3 класс



Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Сроки проведения

«Значение общения

в развитии личностных

качеств ребенка»

1. Определить значение общения для детей и взрослых.

2. Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.

 

I четверть

«Трудовое участие

ребенка в жизни семьи.
Его роль в развитии работоспособности 
и личностных качеств»

1. Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.

2.Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.

 

II четверть

 

 

 

«Воображение и его роль 
в жизни ребенка»

1.Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом развитии ребенка.

2.Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.


 III четверть

 


«Итоги прошедшего

учебного года»

Подводится итог работы родителей, учащихся за год. 


 

 IV четверть







































4 класс



Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Сроки проведения

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных 
и личностных качеств ребенка»

1.Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.

2.Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.

 

I четверть

«Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»

Главная задача игр – дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость.

 

II четверть

 

 

 

«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников»


1. Оценить речевые навыки и умения учащихся.

2.Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов обучения за 4 года.


 III четверть

 


«Итоги прошедшего

учебного года»

1.Подведение итогов четырёхлетнего обучения.

2.Особенности (психологические и физиологические) предстоящей адаптации выпускников начальной школы к обучению в средней школе.

 

 IV четверть

































ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

НА 2014 – 2015 уч.г.


Темы для бесед

Время проведения (месяц)

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1. Приемы запоминания.

2. Критерии оценок письменных контрольных работ.

3.Деятельность ребенка в коллективе.

4. Требования к орфографическому режиму ведения тетрадей.

5. Роль домашнего задания.

6. Воспитание здорового ребенка.

7. Как организовать досуг ребенка в выходные дни.

8. Режим дня.

9. Опасность пиротехники.

10. Приемы пересказа.

11. Культура поведения.

12. Успеваемость.

13. Горячее питание (бесплатное)

14. «Жизнь ребенка и его успехи в школе».



























Планирование работы с родителями 1 класса

 

 



Месяц



Родительские собрания



Тематические

консультации



Индивидуальные

консультации



Совместные дела с классом

Сентябрь





Октябрь





Ноябрь





Декабрь





Январь





Февраль





Март





Апрель





Май












Приложение 6.



План работы с детьми «группы риска»


Планируемая работа

Ответственные

1

Выявление и учет семей группы риска.

Классный руководитель, психолог, социальный педагог.

2

Контроль за физическим и эмоциональным состоянием детей из проблемных семей (с использованием методов наблюдения, бесед с детьми и родителями, проективных методик) с целью профилактики и выявления случаев жестокого обращения с детьми в семье или пренебрежения их нуждами.


Классный руководитель, психолог, медработник.

3

Посещение семей на дому с целью установления более тесных контактов между семьей и образовательным учреждением, наблюдения и анализа внутрисемейных взаимоотношений.

Классный руководитель, психолог, социальный педагог.

4

Выбор оптимальных для развития каждого ребёнка «группы риска» коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;


Классный руководитель.

5

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения.

Классный руководитель, психолог, социальный педагог.










Приложение 7.


Диагностическая карта

определения уровня воспитанности Н.П.Капустиной

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________



Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0











Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0





Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0



Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • 0” - всегда нет или никогда.

  • 1” - очень редко, чаще случайно.

  • 2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

  • 3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

  • 4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности

  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

  • Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.











Приложение 8.


Методика незаконченного предложения

для выявления степени агрессивности у детей.

Методика "Эгоцентрические ассоциации"
Цель: определение уровня эгоцентрической направленности личности подростков.
Стимульный материал : тест из 40 незаконченных предложений.
Порядок проведения : Инструкция: «Напиши окончания к незаконченным предложениям. Не надо раздумывать, нужно сразу записать первое пришедшее в голову окончание предложения. Старайся работать быстро».

1. В такой ситуации...
2. Легче всего...
3. Несмотря на то, что...
4. Чем дальше...
5. По сравнению с...
6. Каждый...
7. Жаль, что...
8. В результате...
9. Если...
10. Несколько лет тому назад...
11. Самое важное то, что...
12. На самом деле...
13. Только...
14. Настоящая проблема в том, что...
15. Неправда, что...
16. Придет такой день, когда...
17. Самое большое...
18. Никогда...
19. В то, что...
20. Вряд ли возможно, что...
21. Главное в том, что...
22. Иногда...
23. Лет так через двенадцать...
24. В прошлом...
25. Дело в том, что...
26. В настоящее время...
27. Самое лучшее...
28. Принимая во внимание...
29. Если бы не...
30. Всегда...
31. Возможность...
32. В случае...
33. Обычно...
34. Если бы даже...
35. До сих пор...
36. Условие для...
37. Более всего...
38. Насчет...
39. С недавнего...
40. Только с тех пор...

Обработка результатов. Цель обработки и анализа — получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл и подсчитывается их сумма.

Интерпретация. При сумме 0—13 баллов у испытуемого низкий уровень эгоцентризма, при сумме 27—40 баллов — высокий уровень эгоцентризма.

Приложение 9.

АНКЕТА

для родителей учащихся начальных классов



Оцените, пожалуйста, типичные особенности поведения и состояния своего ребенка на основе ваших собственных наблюдений, поставьте значок в соответствующую клеточку карты наблюдения.


Школа______ Класс________ Дата заполнения________

Фамилия___________________ Имя _________________

Возраст ___ лет



Карта наблюдения за состоянием ребенка дома



Характеристика поведения и состояния ребенка

Да, часто

Иногда

Нет, редко

1.Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не высыпается, плохое самочувствие, болит живот, голова и т.п.)




2.Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание уроков, требует постоянного контроля родителей




3.После школы вялый, сонный или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный агрессивный




4.Настроение преобладает пониженное, неустойчивое, повышенная плаксивость




5.Часто жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту




6.К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть




7.Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. Часто просыпается, «крутиться» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей




8.Отмечается подергивание век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч и т.п.), заикание, боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и др., навязчивости, вредные привычки (кусает ногти, карандаш, сосет палец, «шмыгает» носом и т.п.), энурез.





9.Дома постоянно возбужден, не может организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, капризы, упрямство, неадекватные реакции на бытовые ситуации (приход и посещение гостей)




10.Болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя




11.Отказывается делать уроки, «торгуется», ставит массу условий, не может организовать себя, отвлекается, из-за чего на домашние задания уходит несколько часов. Часто не помнит, что задали на дом, какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль родителей.




Суммарный балл






Спасибо!







Приложение 10.


Уважаемые родители!


Для того чтобы успешно организовать внеклассную работу, нам необходимо узнать, чем интересуется ваш сын (дочь). Как он (она) относится к школе. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!


Ф.И. ребенка_________________________________________________________


Ф.И.О.отца,матери____________________________________________________


Образование, специальность___________________________________________
____________________________________________________________________

1. Состав семьи______________________________________________________


2. Каковы любимые занятия ребенка? ___________________________________

___________________________________________________________________

3. В какие игры и с кем любит играть? ___________________________________

___________________________________________________________________
а/ дома
б/ во дворе

4.Чем интересуется ребенок? __________________________________________


5. К кому больше всего привязан в семье?

а/ к отцу
б/к матери 
в/ к бабушке и дедушке
г/ к сестрам и братьям

6.С кем общается?

а/ со сверстниками
б/ с ребятами старших классов
в/ с ребятами младших классов
г/ ни с кем не общается

7. С кем он дружит? Характер отношений с друзьями.


8. Выполняет ли ребенок ваши указания сразу или приходится на него дополнительно воздействовать? Каким образом?


9. Отношение вашего ребенка к школе:

а/ положительное
б/нейтральное
в/ отрицательное

10.Как он учится?

а/ с желанием
б/ неохотно
в/ без выраженного отношения

11.Какими школьными предметами ваш ребенок интересуется больше всего?


12.Проверяете ли вы домашнее задание у ребенка? 


13.По каким предметам домашние задания он делает быстро?


14.По каким предметам домашние задания он делает медленно?


15.Любит ли он рисовать? Что обычно рисует? 


16.Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению? 


17.Как, по вашему мнению, можно устранить причины этих жалоб?


18.Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в школе? 


19.Что вам не нравится в вашем ребенке?




Дата заполнения анкеты__________________________________________
























Приложение 11.


Правила поведения учащихся

1.     Общие положения

1.1. Учащиеся приходят в школу за 15-20 минут до начала занятий. На учебные занятия необходимо приходить в деловой, строгой, опрятной одежде.

1.2. Нахождение в помещении школы в верхней одежде не допускается. В помещении школы все ученики ходят в сменной обуви.

1.3. Для занятий физической культурой у учащихся должна быть спортивная одежда и обувь.

1.4. Учащийся школы проявляет уважение к старшим, заботится о младших.

1.5. Учащимся категорически запрещается:

-приносить, передавать или использовать оружие, колющие и режущие предметы, взрывчатые вещества, газовые баллончики, токсические и наркотические вещества, спиртные напитки;

-использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам;

-применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания, вымогательства;

-производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.

1.6. Запрещается курение во всех помещениях школы и на территории школьного двора.

1.7. Учащиеся берегут имущество школы, а так же всех лиц, находящихся в здании и на территории школы.

1.8. Нельзя без разрешения педагогов уходить из школы и с ее территории в урочное время. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача или записку от родителей (лиц, их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. Пропускать занятия без уважительных причин не разрешается.

1.9. Ученики школы в любом месте ведут себя достойно, чтобы не уронить авторитет родителей и школы.

1.10. Данные правила доводятся до сведения учащихся на классных часах ежегодно и вывешиваются на видном месте в школе, размещаются на сайте школы.

1.11. Классный руководитель делает в классном журнале соответствующую запись об изучении правил поведения с учащимися.

1.12. Данные правила обязательны для соблюдения всеми учениками школы.

2. Правила поведения в раздевалках.

2.1. Учащиеся снимают верхнюю одежду и уличную обувь в раздевалке, в месте, предназначенном для учащихся этого класса.

2.2. Уличная обувь хранится в раздевалке в специальном мешке.

2.3. В карманах верхней одежды нельзя оставлять деньги, ключи, мобильные телефоны и другие ценные предметы.

2.4. В раздевалке нельзя бегать, толкаться, прыгать, так как это место является зоной повышенной опасности.

2.5. После окончания уроков все классы организованно спускаются в раздевалку с учителем, который вел последний урок или классным руководителем.

2.6. Учитель или классный руководитель присутствуют при одевании учащихся и провожает их к выходу из школы.

2.7. В спортивных раздевалках учащиеся находятся только до и после урока физической культуры по разрешению учителя и под его контролем.

2.8. Нахождение в спортивных раздевалках во время урока запрещено.

2.9. Во время урока учитель закрывает спортивные раздевалки на ключ.

2.10. На время урока физкультуры учащиеся сдают учителю мобильные телефоны, деньги и другие ценные предметы.

3. Правила поведения на уроках.

3.1. Войдя в помещение класса, учащийся готовит рабочее место к началу урока: достает учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

3.2. Ученик обязан предъявлять дневник по требованию учителя, иметь все необходимое для работы на уроках, записывать задания на дом, ежедневно выполнять домашние задания.

3.3. Нельзя опаздывать на уроки, пропускать их без уважительной причины.

3.4. Во время урока учащемуся нельзя выходить из класса, менять место за партой, выкрикивать, шуметь, мешать вести урок.

3.5. Во время урока учащийся должен внимательно слушать объяснение учителя и ответы своих товарищей. Нельзя отвлекаться самому и отвлекать товарищей.

3.6. После объяснения нового материала учителем учащийся может задать вопрос, если он что-то не понял во время объяснения.

3.7. Если учащийся хочет задать вопрос учителю, он поднимает руку.

3.8.Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен поднять руку и попросить разрешения учителя.

3.9. Во время практических и лабораторных работ, уроков технологии каждый учащийся соблюдает технику безопасности при выполнении этого вида работ.

3.10.Во время проведения контрольных и самостоятельных работ каждый учащийся обязан выполнять их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые указал учитель. В случае нарушения этих правил учитель имеет право забрать у ученика работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учеником самостоятельно.

3.11.В случае прихода или ухода из класса взрослого человека учащиеся приветствуют его вставанием.

3.12. Учащимся не разрешается во время уроков и внеклассных мероприятий пользоваться мобильными телефонами, аудионаушниками и жевать резинку.

4. Правила поведения на перемене

4.1. Время перерыва между уроками дано учащимся для отдыха, общения с друзьями, возможности перейти в другой кабинет в соответствии с расписанием уроков.

4.2. Во время перемен запрещается бегать по коридорам и лестницам, толкать других учащихся, бросать в друг друга различные предметы, кричать, шуметь, употреблять непристойные выражения.

4.3. Запрещается собираться с другими учащимися в туалете для общения и бесед, курить, портить помещение и санитарное оборудование.

4.4. Запрещается во время перемен сидеть на подоконниках возле открытого окна классов и коридоров.

5. Правила поведения в столовой.

5.1. Учащиеся находятся в обеденном зале столовой и в кафе школы только на переменах.

5.2. Перед едой и после необходимо помыть руки с мылом.

5.3. Во время приема пищи можно негромко разговаривать. Следует соблюдать хорошие манеры, не мешать соседям по столу.

5.4. Запрещается появление в столовой в верхней одежде.





6. Правила поведения в общественных местах.

6.1. Во время посещений театров, музеев, экскурсий учащийся ведет себя с достоинством, скромно и воспитанно, не позорит свою семью, школу и сопровождающего учителя. Не создает ситуаций, угрожающих жизни и здоровью окружающих и его самого.

6.2. В общественном транспорте учащийся тихо разговаривает со своими товарищами, не мешает другим пассажирам. Уступает место людям старшего возраста, инвалидам, дошкольникам. Юноши уступают место женщинам.

6.3. Запрещается разговаривать во время театральных спектаклей и объяснений экскурсовода, шуршать, мешать окружающим.

6.4. Указания сопровождающего учителя обязательны к исполнению.

7. Заключительные положения.

7.1. Настоящие правила распространяются на территории школы и на все мероприятия, проводимые школой.
























У нас в классе есть свои законы!

Мы их стремимся выполнять.


Закон отзывчивости.

Ждать, когда позовут, не станем,
Руку помощи сами протянем,
Другу на помощь успееем,
Жаром сердец согреем!

Закон добросовестности.

Относиться к работе внимательно,
В труде добросовестным быть,
Выполнять порученья старательно,
Все дела до конца доводить!



Закон самостоятельности.

Учимся цель достигать,
Трудностей не бояться,
Свою вину признавать,
От неудач не сгибаться!
Закон справедливости.
К правде душой стремиться,
Стараться по совести жить,
Истины не стыдиться,
Честью своей дорожить!



Закон роста.

Каждый день достигать успеха,
Хотя это совсем непросто,
Неудачи нам не помеха,
Вверх идём по ступеням роста.

hello_html_m4d466bb7.png

Программа управления развитием и воспитанием ученического коллектива «Радуга дружбы»
  • Начальные классы
Описание:

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

I этап  (1 класс)

·         успешная адаптация к школьной жизни;

·         эмоциональная устойчивость обучающихся;

·         создание предпосылок для формирования классного коллектива;

·         активное участие родителей в жизни класса, школы.

II этап  (2класс)

·         устойчивые положительные результаты обучения;

·         активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;

·         негативное отношение к вредным привычкам;

·         создание органов классного самоуправления.

IIIэтап  (3класс)

·         знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

·         умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

·         ощущение ответственности за совершаемые поступки.

IVэтап  (4класс)

·         овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

·         проявление самостоятельной творческой активности;

·         умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

·         готовность к самоопределению в социуме.

·         создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

·         обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

·         мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

 

Сроки реализации программы:  сентябрь 2014 года – май 2018 года.

Автор Коростелина Галина Константиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 450
Номер материала 27768
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓