Главная / Информатика / Программа углублённого курса по предмету «Информатика»

Программа углублённого курса по предмету «Информатика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»


«Рассмотрено»

на заседании

методического объединения

протокол № ____________________


от «____»________2014г.


«Рассмотрено»

на заседании

научно-методического совета

протокол № ___________________


от «__»________2014г.


«Согласовано»

заместитель директора


____________________

( роспись курирующего заместителя директора)


«______»__ ________2014г.



Утверждено приказом

директора Лицея


от «_____»_____________2014г.



____________-О










Рабочая программа учебной дисциплины




«Информатика и ИКТ»

(наименование учебного предмета)



Профильное Среднее общее образование, X класс

(уровень, ступень образования)




140 часов

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


Балчугова Альбина Юрьевна, учитель информатики

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)










Югорск, 2014 г.



Паспорт программы

Название программы: Информатика и ИКТ 10 класс

Авторы: К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин

Название учебника: Информатика, углубленный уровень: учебник для 10 класса

в 2- частях

Год издания учебника: 2013

Количество учебных часов: 140 часов (4 ч. в неделю), в том числе:

контрольные работы - 4

зачетные работы - 4

практические работы - 22

Рабочая программа реализуется за счет часов урочной и внеурочной деятельности:

урочная деятельность – 136 часа

внеурочная деятельность – 4 часа.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы, внеурочная деятельность (творческая работа). Применяется ряд личностно-ориентированных технологий: технология интерактивного обучения, проблемно-поисковая технология, игровая технология, технология развития критического мышления, компьютерные технологии, технология деятельностного подхода.

Виды контроля

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.


Пояснительная записка

Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники: «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень», завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • авторская программа по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её основная целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.

Программа ориентирована на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, в учебники рассматривается максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.


Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить и создавать программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание своей деятельности чувства ответственности за использование результатов своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией права и законные потребности граждан;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

задачи:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования;

  • познакомить учащихся с понятиями система, информация, модель, алго­ритм и их ролью в формировании современной картины мира;

  • раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе, обществе, технических системах;

  • познакомить с принципами структурирования, формализации информации и выработать умение строить информационные модели для описания объек­тов и систем;

  • развивать алгоритмический и логический стили мышления;

  • сформировать умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

  • сформировать умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;

  • сформировать навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;

  • « выработать потребность обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении инфор­мационными технологиями и навыках взаимодействия с компьютером.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики

  • Алгоритмы и программирование

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются язык Паскаль.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.


Описание места учебного предмета


Учебник «Информатика. 10 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, и изучается в 10 классе в количестве 140 часов (4 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ – 4 + вводный контроль, итоговый контроль, зачетных работ – 4, защита проектов (внеурочная деятельность) - 4.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

В программе отражены все основные содержательные линии профильного курса информатики: «линия информационных процессов» – вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, передачей информации; «линия представления информации»; «линия алгоритмизации и программирования» – методы и средства формализованного описания действий исполнителя; «линия исполнителя» – выбор исполнителя для решения задачи, анализ его свойств и возможностей; «линия формализации и моделирования» – методы формализации и моделирования реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, «линия информационных технологий» – этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера.

В соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение практических работ (20-25 мин.) в соответствие с САНПИн, направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.


Формы организации урока:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.


Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум.

Изменения, внесенные в программу: содержание программы дополнено разделам:

Программирование в среде Турбо Паскаль. Графика в Паскале.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение информатики в 10 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

С нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией.

С возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.

С развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к окружающим.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.



Содержание учебного предмета

№п/п

Разделы

Количество

часов

Общие сведения об организации работ на ПЭВМ, безопасности труда и пожарной безопасности

1

Повторение

4

Алгоритмизация и программирование Паскаль. Графика в Т.Р. Решение вычислительных задач

37

Информация и информационные процессы

10

Кодирование информации

30

Логические основы компьютеров

18

Компьютерная арифметика

10

Устройство компьютера

8

Программное обеспечение

7

Компьютерные сети. Информационная безопасность

16


За год

140


1. Алгоритмизация и программирование в среде Турбо Паскаль. Графика в Паскале.

Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. Язык программирования Turbo Pascal 7.00. Основные типы данных, алго­ритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка програм­мирования. Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. Типы переменных. Решение задач с использованием алгоритмической конструкции цикл и ветвление. Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры. Создание движущихся изображений, моделиро­вание.

2. Информация и информационные процессы.

Вещество, энергия, информация фундаментальные понятия современной науки. Различные подходы к определению информации. Информационные процессы. Методы поиска информации. Хранение информа­ции. Передача информации. Обработка информации. Использование информации. Кодирование графической и звуковой информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Информационные процессы как основа управления. Системы управления, их структура, роль обратной связи в управлении. Информационная деятельность и информационная культура человека. Инфор­мационное общество, его особенности и основные черты. Защита информации, авторских прав на программное обеспечение. Язык как способ представления информации. Различные формы представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Количе­ство и единицы измерения информации. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная система счисле­ния. Представление чисел в двоичной системе счисления. Системы счисления, используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадцатеричная и др. Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно. Алгоритмы перевода целых чисел из р-ричной в д-ричную систему счисления. Двоичная арифметика. Особен­ности и преимущества использования в ЭВМ двоичной системы счисления. Пред­ставление чисел в памяти ЭВМ: представление чисел с фиксированной и плавающей точкой, прямой, обратный и дополнительный коды.


3. Логические основы работы ЭВМ.

Понятие об алгебре высказываний. Основные логические операции. Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Основные законы преобразования алгебры логики. Решение логических задач с помощью алгебры логики. Логические основы ЭВМ. Основные логические элементы, их назначение и обозначение на схемах. Функциональные схемы логических устройств. Регистры, их виды и назначение. Одноразрядный двоичный сумматор.

4. Кодирование информации. Информационно - коммуникационные технологии (технология создания и обработка текстовой, табличной, мультимедийной информации, сетевые информационные технологии)

Технология обработки текстовой информации

Текстовый редактор: назначение и основные функции. Ввод и редактирование текста. Фрагмент текста, работа с фрагментом (выделение, перенос, копирование, удаление и т. д.). Абзац, операции с абзацами (форматирование, установление межстрочного интервала и т. д.). Оформление текста: шрифты, цвет символов, заполнение, обрамление и т. д. Ввод, заполнение и форматирование таблиц.

Технология обработки графической информации

Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Гра­фические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные функции. Работа с фрагментами изображения. Аниматоры.

Технология обработки числовой информации

Электронные таблицы: назначение и основные функции. Ячейка: абсолютная и относительная адресация. Форматы данных (числа, формулы, текст). Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц. Решение расчетных задач. Решение уравнений. Решение задач методом подбора. Табулирование и построение графиков функций. Деловая графика (диаграммы различных видов).

Технология хранения, поиска и сортировки информации

Способы организации баз данных: иерархический, сетевой, реляционный. Сис­темы управления базами данных (СУБД). Формы представления баз данных (таб­лица, картотека). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.

Компьютерные коммуникации

Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характерис­тики. Основные функциональные параметры модемов. Компьютерные телекомму­никации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Гипертекст. Основы технологии World Wide Web. Сеть ИНТЕР­НЕТ: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Броузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации.

5. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

Основные устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации, устройства мультимедийной обработки информации. Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Правила техники безопасности при работе на компьютере.

Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Файловая система. Путь к файлу. Графические пользовательские интерфейсы. История развития ВТ. Поколения ЭВМ.

6. Защита и резервирование информации.

Методы обеспечения безопасности. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы и защита информации Архивация. Компьютер и здоровье.


Реализация воспитательной компоненты


Реализуемые направления

Задачи

4.Интеллектуальное воспитание


-формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности научного сообщества, кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно –исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

6.Социокультурное и медиакультурное воспитание

--формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание


-формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

2. Нравственное и духовное воспитание:


- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.


3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

-формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

-формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

-формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающихся к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.


5. Здоровьесберегающее воспитание:



- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

8. Правовое воспитание и культура безопасности:


-формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

-развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

10. Формирование коммуникативной культуры:


-формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

-формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

-формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения.

11. Экологическое воспитание:


-формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.


Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ Профильный уровень от 2004 г.

  2. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (профильный уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

  3. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера. (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007)

I. Учебно-методический комплект

  1. Информатика и ИКТ.10 класс Профильный уровень: Учебник для 10 класса /М.Е. Фиошин. – М.:Дрофа, 2008

  2. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 10 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  3. Задачник-практикум по информатике (в двух томах) Л. Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А. Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков/ под ред. И. Семакина, Е. Хеннера, М.:-БИНОМ, 2007

  4. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 10 класса / Н.Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  5. ЦОР: Электронный учебник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr

  6. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003

  7. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.- М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003

II. Литература для учителя.

  1. Преподавание профильного уровня информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.

  2. Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 10-11 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

  4. Поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д. «Информатика» для 10 класса (Рябинина Л.В.)

  5. CD – диск приложение к курсу Угриновича Н.Д.

III. Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  6. Сканер.

  7. Web-камера.

  8. Локальная вычислительная сеть.


VI. Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  3. Программа-архиватор WinRar.

  4. Клавиатурный тренажер.

  5. Интегрированное офисное приложение МS Office 2007.

  6. Программа-переводчик.

  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 9.0 Sprint.

  8. Мультимедиа проигрыватель.

  9. Система программирования Turbo Pascal.

Учебник

  1. «Информатика и ИКТ (профильный уровень)». 10 класс + Компьютерный практикум на CD-ROM, М. Е. Фиошин, А. А. Рессин, С. М. Юнусов под ред. А. А. Кузнецова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  2. «Информатика и ИКТ (профильный уровень)». 10 класс + Компьютерный практикум на CD-ROM, Н. Угринович, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  3. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 10-11класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  4. Задачник-практикум по информатике (в двух томах) Л. Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А. Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков/ под ред. И. Семакина, Е. Хеннера, М.:-БИНОМ, 2007

  5. Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

  6. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 10 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)



Планируемые результаты изучения учебного предмета

ученик должен:

знать/понимать

-  понятия: информация, информатика, компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

- единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

-  сущность алфавитного подхода к измерению информации

- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

- представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

-  назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

- назначение и функции операционных систем;

уметь

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

  - выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

      - представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

- создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

 - искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

- автоматизации коммуникационной деятельности;

- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

- эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Требования к результатам освоения курса

личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к уче­нию, готовность и способности обучающихся к самораз­витию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. сформированность целостного мировоззрения, соот­ветствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. сформированность коммуникативной компетентно­сти в общении и сотрудничестве со сверстниками, ста­ршими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

  5. представление об информатике как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  6. критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации, умение распознавать логически некорректные вы­сказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. креативность мышления, инициатива, находчи­вость, активность при решении задач;

  8. умение контролировать процесс и результат учебной информационно-коммуникативной деятельности;

  9. способность к эмоциональному восприятию информационных объектов, задач, решений, рассуждений;

10) организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;

метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернатив­ные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объектив­ную трудность и собственные возможности её решения;

  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  5. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

  6. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументиро­вать и отстаивать своё мнение;

  1. первоначальные представления об идеях и о методах информатики как об универсальном средстве модели­рования явлений и процессов;

  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для ре­шения учебных и познавательных задач;

  3. умение видеть информационный компонент в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  1. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  2. умение видеть различные стратегии решения задач;

  3. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  4. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач;

  5. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  6. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представ­лять её в понятной форме; принимать решение в ус­ловиях неполной и избыточной, детерминированной и вероятностной информации;

  7. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информа­ционно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность);

  8. умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ, соблюдая этические и правовые нормы;

  9. умение использовать средства ИКТ для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  10. умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и серви­сами;

предметные в сфере познавательной деятельности:

  1. освоение основных понятий и методов информа­тики;

  2. понимание предпосылок к автоматизации информа­ционных процессов;

  3. выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  1. умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определять внеш­нюю и внутреннюю формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматиче­ской обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

  2. наличие представлений об информационных моде­лях и необходимости их использования в современном информационном обществе;

  3. умение использовать типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения моделей объектов и про­цессов из различных предметных областей;

  4. умение планировать и проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей;

  5. построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

  6. выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, элек­тронные базы данных, информационно-телекоммуникаци­онные системы, ресурсы Интернета и др.);

  1. выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

  2. освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

  3. использование основных алгоритмических кон­струкций для построения алгоритма и освоение методов решения задач, связанных с использованием набора ти­повых учебных алгоритмов, проверка правильности алго­ритма путём тестирования и/или анализа хода выполне­ния, нахождение и исправление типовых ошибок с ис­пользованием современных программных средств;

  4. умение анализировать систему команд формаль­ного исполнителя для определения возможности или не­возможности решения с их помощью задач заданного класса;

  5. оценивание числовых параметров информацион­ных процессов (объёма памяти, необходимого для хране­ния информации; скорости обработки и передачи инфор­мации и пр.);

  6. построение простейших функциональных схем ос­новных устройств компьютера;

  7. определение основополагающих характеристик со­временного персонального коммуникатора, компьютера;

  1. приобретение опыта использования информацион­ных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типич­ных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

  2. осуществление мер по повышению индивидуаль­ной информационной безопасности и понижению вероят­ности несанкционированного использования персональ­ных информационных ресурсов другими лицами;

предметные в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  1. понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и опре­деляющего компонента в развитии современной информа­ционной цивилизации;

  2. оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

  3. использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источ­ников;

  4. проблемы, возникающие при развитии информаци­онной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

  5. приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

  6. следование нормам жизни и труда в условиях ин­формационной цивилизации;

  7. соблюдение авторского права и прав интеллекту­альной собственности; знание особенностей юридических аспектов и проблем использования ИКТ; соблюдение норм этикета, российских и международных законов при пере­даче информации по телекоммуникационным каналам;

предметные в сфере коммуникативной деятельности:

  1. знание особенностей представления информации раз­личными средствами коммуникации (на основе естествен­ных, формализованных и формальных языков);

  2. понимание основных психологических особенно­стей восприятия информации человеком;

  3. представление о возможностях получения и пере­дачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  4. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск ин­формации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления пере­дачи информации по электронной почте и др..

Программа углублённого курса по предмету «Информатика»
  • Информатика
Описание:

Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники: «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень», завершенной предметной линии для 10–11 классов.

Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

·         авторская программа по информатике;

·         компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

·         материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

·         методическое пособие для учителя;

·         комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);

·         сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её основная целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.

Программа ориентирована на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

 

Автор Балчугова Альбина Юрьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 453
Номер материала 17909
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓