Главная / География / Программа учебной дисциплины ОДБ.07 География

Программа учебной дисциплины ОДБ.07 География


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ТОПКИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО ТТТ

_______________ Н.Н. Семибратов

М.П.







ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.07 ГЕОГРАФИЯ



100701.01 Продавец, контролер-кассир

















2014

Рассмотрена на заседании методического

совета ГБОУ СПО «Топкинский

технический техникум»

Протокол № __ от «__» ______ 2014 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО): 100701.01 Продавец, контролер-кассир


Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Топкинский технический техникум».


Разработчик:

Прохорова Наталья Валерьевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Топкинский технический техникум».















СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 ГЕОГРАФИЯ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 100701.01 Продавец, контролер-кассир и предназначены для освоения общих компетенций в рамках данной профессии.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОДБ.00 Базовая дисциплина общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 148 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 99 часов;

самостоятельной работы обучающегося 49 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

148

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

99

в том числе:


практические занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

в том числе:

- создание презентаций и сообщений;

- выполнение схем (картосхем);

- составление кроссвордов;

- выполнение творческих домашних заданий;

- выполнение заданий на контурных картах.


32

4

2

7

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07 ГЕОГРАФИЯ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общая экономико-географическая характеристика мира




Тема 1.1.

Введение. Источники географической информации

Содержание учебного материала

2

1

Введение. География как наука. Виды географической информации. Объекты изучения экономической и социальной географии.

2

Практические занятия

2


1

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географических данных.

Самостоятельная работа обучающегося

2

1

Написание реферативного сообщения на тему «Способы получения географической информации»

Тема 1.2.

Политическая карта мира

Содержание учебного материала

4

1

Политическая карта мира. Типология стран современного мира.

2

2

Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства стран мира.

Практические занятия

6


1

Составление справочной таблицы «Страны мира»

2

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

3

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Самостоятельная работа обучающегося

6

1

Составление презентации на тему «Типология стран».

2

Написание реферативного сообщения на тему «Формы административно-территориального устройства стран мира».

3

Составление кроссворда «Страны мира»

Тема 1.3.

География населения мира

Содержание учебного материала

6

1

Численность, динамика и размещение населения мира.

3

2

 Воспроизводство и миграции населения. 

3

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения.

Практические занятия

6









1

Процессы воспроизводства населения в различных регионах мира.

2

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

3

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Написание реферативного сообщения на тему «Численность и воспроизводство населения», «Демографическая политика стран мира».


2

Составление презентации на тему «Состав (структура) населения».

Тема 1.4.

География мировых природных ресурсов


Содержание учебного материала

4

3

1

Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Геоэкология.

2

Мировые природные ресурсы.

Практические занятия

4


1

Проблемы загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.

2

Хозяйственная оценка мировых природных ресурсов.

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Составление презентации на тему «Взаимодействие общества и природы».

2

Составление схемы на тему «Мировые природные ресурсы».

Тема 1.5.

География мирового хозяйства


Содержание учебного материала

4

1

Мировое хозяйство и этапы формирования его развития.

2

2

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Практические занятия

2


1

Факторы размещения.

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Составление презентации на тему «Мировое хозяйство».

2

Написание реферативного сообщения на тему «Региональная политика»

Раздел 2.

Региональная характеристика мира



Тема 2.1.

Страны зарубежной Европы

Содержание учебного материала

6

1

Страны зарубежной Европы.

2

2

Географический рисунок расселения и хозяйства стран зарубежной Европы.

3

Субрегионы и страны зарубежной Европы.

Практические занятия

6


1

Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Европы.

2

Особенности состава и численности населения стран зарубежной Европы.

3

Характеристика природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства стран зарубежной Европы.

Самостоятельная работа обучающегося

6


1

Формирование «визитных карточек» стран зарубежной Европы.

2

Составление презентации на тему «Страны зарубежной Европы».

3

Написание реферативного сообщения на тему «Страны зарубежной Европы».

Тема 2.2.

Страны зарубежной Азии









Содержание учебного материала

4

1

Страны зарубежной Азии. Китай. Япония.

2

2

Австралия. Океания.

Практические занятия

6


1

Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Азии.

2

Особенности состава и численности населения стран зарубежной Азии.

3

Характеристика природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства стран зарубежной Азии.

Самостоятельная работа обучающегося

6


1

Формирование «визитных карточек» стран зарубежной Азии.

2

Составление презентации на тему «Страны зарубежной Азии».

3

Написание реферативного сообщения на тему «Страны зарубежной Азии».

Тема 2.3.

Страны Африки

Содержание учебного материала

4

1

Страны Африки.

2

2

Южно-Африканская Республика.

Практические занятия


1

Экономико-географическая характеристика стран Африки.

6

2

Особенности состава и численности населения стран Африки.

3

Характеристика природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства стран Африки.

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Формирование «визитных карточек» стран Африки.

2

Составление презентации на тему «Страны Африки».

Тема 2.4.

Страны Северной Америки

Содержание учебного материала

4

1

Страны Северной Америки.

2

2

Соединенные Штаты Америки. Канада.

Практические занятия

6


1

Экономико-географическая характеристика стран Северной Америки.

2

Особенности состава и численности населения стран Северной Америки.

3

Характеристика природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства стран Северной Америки.

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Формирование «визитных карточек» стран Северной Америки.

2

Составление презентации на тему «Страны Северной Америки».

Тема 2.5.

Страны Латинской Америки

Содержание учебного материала

4

1

Страны Латинской Америки.

2

2

Бразилия.

Практические занятия

4


1

Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.

2

Особенности состава и численности населения стран Латинской Америки.

Самостоятельная работа обучающегося

4

1

Формирование «визитных карточек» стран Латинской Америки.

2

Составление презентации на тему «Страны Латинской Америки».

Тема 2.6.

Россия в современном мире




Содержание учебного материала

4

1

Россия на политической карте мира.

2

2

География отраслей международной специализации России.

Практические занятия

2


1

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Самостоятельная работа обучающегося

2

1

Составление презентации на тему «География отраслей международной специализации России».

Раздел 3.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества



Тема 3.1.

Глобальные проблемы человечества

Содержание учебного материала

3

1

Глобальные проблемы человечества.

3

2

Стратегия устойчивого развития.

Самостоятельная работа обучающегося

3


1

Составление презентации на тему «Глобальные проблемы человечества».

Всего:

148


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета географии.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочное место обучающихся (по количеству обучающихся),

  • комплект учебно-методических материалов.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;

  • экран;

  • компьютеры.

Программное обеспечение:

  • ОС Windows;

  • MS Office.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. 1. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира [Текст]: учеб. для СПО/ В. П. Максаковский - Москва: Академия, 2013. –456 с.


Дополнительные источники:

  1. 1 Баранчиков, Е.А., Горохов, С.А., Козаренко, А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География [Текст]. Учебник для образовательных учреждений СПО. –Москва: Академия, 2010. – 386 с.

  2. Бахчиева, О.А. География [Текст]: экономическая и социальная география мира[Текст]: учеб. для 10 кл./ О. А Бахчиева. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 356 с.

  3. Гладкий, Ю.Н. Глобальная география [Текст]: учеб. для 11 кл./ Ю. Н. Гладкий. – Москва: Академия, 2009. – 248 с.

  4. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира [Текст]: учеб. для 10 кл / А. П. Кузнецов. – Москва: Академия, 2011. – 428 с.

  5. Максаковский, В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира» [Текст]: учеб. пособие/ В. П. Максаковский – Москва: Академия, 2012. – 212 с.

  6. Петрова, Н.Н. География мира [Текст]:Экспериментальное учебное пособие. ИРПО/ Н. Н. Петрова. - Москва: Академия, 2010. – 148 с.

  7. Петрова Н.Н. География. Современный мир [Текст]: Учебник для учреждений среднего профессионального образования / Н. Н. Петрова. – Москва: Академия, 2011. – 388 с.


Интернет-ресурсы:


  1. Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горохов С.А., Роготень Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16421.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.- (дата обращения: 14.11.2014)

  1. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Максаковский В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2009.— 368 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3754.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.- (дата обращения: 14.11.2014)



  1. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Максаковский В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2009.— 525 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14178.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.- (дата обращения: 14.11.2014)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований

Оценка работы учащихся с Интернет-ресурсами.

Анализ и оценка сообщений.

Знать/понимать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации

Оценка уровня усвоения знаний в процессе защиты практических работ. Оценка составления кроссворда.

Знать/понимать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества

Оценка уровня усвоения знаний в процессе защиты практических работ.

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе публичного выступления.

Анализ и оценка творческих заданий.

Знать/понимать особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда

Оценка выполнения практических работ.

Оценка составления и защиты презентаций.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Оценка выполнения практических работ.

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обзора сайтов.

Уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Оценка выполнения практических работ.

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе публичного выступления.

Уметь применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов

Оценка выполнения практических работ.

Оценка презентаций.

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обзора разнообразных источников.

Уметь составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Оценка выполнения практических работ.

Оценка сообщений и презентаций.

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе публичного выступления.

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Оценка выполнения практических работ.

Оценка презентации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обзора сайтов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе участия в конкурсах.

Анализ и оценка отзывов на форумах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе оформления методического сопровождения для учебного процесса.

Анализ и оценка отзывов на форумах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе участия в конкурсах.





Программа учебной дисциплины ОДБ.07 География
  • География
Описание:

Программа учебной дисциплины ОДБ.07 География для профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир составлена на основе федерального государственного стандарта и примерной программой ФИРО и рассчитана на 148 часов максимальной нагрузки, в том числе обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 99 часов, самостоятельной работы обучающегося - 49 часов. В программе указаны: паспорт, структура и содержание учебной дисциплины, тематический план, условия реализации программы дисциплины, контроль и оценка результатов освоения дисциплины. 

Автор Прохорова Наталья Валерьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 490
Номер материала 15700
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓