- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
- Тема: Морфемика и словообразование
- 01.10.2020
- 10560
- 217
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
10 893
методические разработки по русскому языку
Перейти в каталогМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
Согласовано:
заместитель директора
___________________
«_____»________201___
Рабочая программа учебного предмета
____________________________Русский язык_______________________________
(наименование учебного предмета )
_ основное общее образование,___5 класс_______
(уровень образования, класс)
______________2014-2015________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы
(наименование программы)
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов
(авторы программы)
Дерябина Елена Владимировна
(Ф.И.О. учителя, составившего программу учебного предмета)
г.Югорск, 2014г.
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)Для реализации программного содержания используются учебники для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык 5 класс» Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
· овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
· освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
· совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
2. Общая характеристика учебного предмета
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём, а также элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса школьников, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок. Работа по развитию речи включает в себя также формирование навыков выразительного чтения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от спраочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5 классе изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография, а также даются первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации..
В 5 классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1—4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческиепонятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В конце программы пятого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, учебный план МБОУ «СОШ№3» предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов (из расчета 5 раз в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные |
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; · осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; · достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные |
· владение всеми видами речевой деятельности · понимание информации; · владение разными видами чтения; · адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; · способность извлекать информацию из различных источников; · овладение приемами отбора и систематизации материала; · способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; · умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; · умение создавать устные и письменные тексты разных типов; · способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; · соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; · соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; · применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; · способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; · коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные |
· представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; · понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; · усвоение основ научных знаний о родном языке; · освоение базовых понятий лингвистики; · освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; · опознавание и анализ основных единиц языка; · проведение различных видов анализа слова · понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; · осознание эстетической функции родного языка. |
5.Содержание учебного предмета
Язык - важнейшее средство общения
Повторение пройденного материала в начальных классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — ов корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи.
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е ии в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - мep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел программы. Темы уроков раздела |
Даты уроков |
Параграф, пункт учебника, учебного пособия |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
|
Язык и общение |
|
|
|
|
1. Роль языка в жизни общества |
|
§1 |
Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. |
|
2. Речь. Формы речи. Р.Р. |
|
§2 |
Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. |
|
3. Приемы чтения и слушания. Читаем учебник. Слушаем на уроке. |
|
§3,4 |
Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиняют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. Работают дома: слушают информационное сообщение в СМИ и готовят его пересказ в классе. |
|
4. Р.Р.Стили речи |
|
§5 |
Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания;, ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета. |
|
Повторение материала за начальную школу
|
|
|
|
|
5. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Повторение |
|
§6 |
Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. |
|
6. Орфограмма. Части слова |
|
§7 |
Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. |
|
7. Правописание безударной проверяемой гласной |
|
§8 |
Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. |
|
8. Безударные гласные в корне слова |
|
§8 |
Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут орфографический диктант. |
|
9. Правописание проверяемой согласной |
|
§9 |
Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. |
|
10. Р.р. Типы речи. Работа с текстами разных типов |
|
|
Анализируют тексты разных типов. Определяют принадлежность текста к тому или иному типу речи. |
|
11. Непроверяемая безударная гласная |
|
§8 |
Усваивают правило написания безударных непроверяемых гласных и согласных в корне слова. |
|
12. Непроверяемая согласная в корне слова |
|
§9 |
Усваивают правило написания безударных непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов. |
|
13. Непроизносимая согласная в корне слова |
|
§10 |
Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.
|
|
14. Нормы произношения звуков речи |
|
§6 |
Знакомятся с нормами произношения, работают со словарем «Говори правильно». Выполняют упражнения на закрепление материала. |
|
15. Буквы о-е после шипящих |
|
§86 |
Активизируют правило написания гласных после шипящих. Выполняют упражнения, закрепляющее данное правило. |
|
16. Слово, его образование и строение |
|
§71 |
Производят разбор слова по составу. Вспоминают правила выделения морфем в слове. |
|
17. Буквы и-у-а после шипящих |
|
§11 |
Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила, работают с орфографическим словарём, составляют предложения. |
|
18. Разделительные твердый и мягкий знаки |
|
§12 |
Активизируют и анализируют правило написания разделительныхъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком. |
|
19. Раздельное написание предлогов с другими словами |
|
§13 |
Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней. |
|
20. Р.Р. Текст. Признаки текста |
|
§14 |
Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. |
|
21. Р.Р. Культура устной и письменной речи |
|
|
Обучение монологическому ответу на лингвистическую тему. Работа с учебными текстам, их анализ. |
|
22. Р.Р. Тема текста Заголовок. |
|
§18 |
Определяют понятие тема текста. Анализируют тексты, подбирают заголовки. |
|
23. Р.Р Обучающее изложение «Хитрый заяц» |
|
|
Пишут изложение по тексту при помощи плана. |
|
24. Анализ результатов изложения |
|
|
Анализируют изложение, исправляют ошибки, допущенные в изложении. |
|
25. Части речи |
|
§15 |
С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений. |
|
26. Самостоятельные части речи |
|
§15 |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): работа с тестами, комплексный тест — диагностика ранее изученного, фронтальная беседа по вопросам учебника, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
27. Изменение самостоятельных частей речи |
|
§15 |
Активизация понятия изменяемые части речи. |
|
28. Глагол как часть речи |
|
§16 |
Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упражнениях. Ставят глаголы в неопределённую форму. |
|
29. Тся-ться в глаголах |
|
§17 |
Активизируют правило написания -тсяи -тьсяв глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. |
|
30. Р.Р. Тема текста. Широкие и узкие темы. |
|
§18 |
Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант. |
|
31. Личные окончания глаголов |
|
§19 |
Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами. |
|
32. Правописание НЕ с глаголами |
|
§19 |
Определяют написание не с глаголами. Выполняют тренировочные упражнения. |
|
33. Имя существительное как часть речи |
|
§20 |
Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных. |
|
34. Система падежей в русском языке |
|
§20 |
Активизируют знания падежей в русском языке. Вспоминают алгоритм определения падежа. |
|
35. Типы склонений имен существительных |
|
§20 |
Определяют склонения имен существительных. Анализируют таблицу склонений. |
|
36. Мягкий знак после шипящих |
|
§20 |
Активизируют правило правописания мягкого знака после шипящей в существительных 3 склонения. |
|
37. Имя прилагательное как часть речи |
|
§21 |
Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Пишут орфографический диктант. |
|
38. Р.Р. Работа по картине Плаcтова « Летом» |
|
|
Знакомство с репродукцией картины. Устно или письменно описывают картину Формирование у учащихся алгоритма написания сочинения: написание сочинения-описания картины по образцу, с использованием алгоритма, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
39. Местоимение как часть речи |
|
§22 |
Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения. |
|
40.Р.р. Основная мысль текста |
|
§23 |
Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут мини-сочинение на заданную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания. |
|
41. Диктант за 1 четверть |
|
|
Пишут диктант, выполняют грамматические разборы. |
|
42. Анализ результатов диктанта |
|
|
Анализируют ошибки, допущенные в диктанте, выполняют работу над ошибками по заданному алгоритму. |
|
Синтаксис и пунктуация
|
|
|
|
|
43. Синтаксис |
|
§24 |
Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. |
|
44. Пунктуация |
|
§25 |
Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. |
|
45. Словосочетание |
|
§26 |
Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка. |
|
46. Виды словосочетаний |
|
§26 |
Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). Выполняют разборы словосочетаний. |
|
47. Именные словосочетания |
|
§26 |
Определяют вид словосочетания по характеру главного слова. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). |
|
48. Глагольные словосочетания |
|
§26 |
Определяют вид словосочетания по характеру главного слова. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). |
|
49. Повторение по теме «Cсловосочетание». |
|
§26 |
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме. Анализируют словосочетания разных видов. Работают со схемами словосочетаний. |
|
50. Контрольная работа по теме «Словосочетание» |
|
|
Выполняют контрольную работу по теме. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта/ теста и выполнение разного уровня заданий. |
|
51. Предложение |
|
§28 |
Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. |
|
52. Виды предложений по цели высказывания |
|
§29 |
Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложении, обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина. |
|
53. Восклицательные предложения |
|
§30 |
Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. |
|
54. Главные члены предложения |
|
§32 |
Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях, |
|
55. Подлежащее. Сказуемое. |
|
§32,33 |
Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. |
|
56. Способы выражения сказуемого |
|
§33 |
Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых. |
|
57. Р.Р. Сочинение «Памятный день в школе» |
|
|
На основе упражнения пишут сочинение на заданную тему. Работают с памяткой «Написание сочинений», готовят устный отзыв на сочинение товарища. |
|
58. Р.Р. Рассуждение. Структура рассуждения. Рассуждение на тему «Мой любимый предмет, учитель». |
|
|
Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его, рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели |
|
59. Тире между подлежащим и сказуемым |
|
§34 |
Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения. |
|
60. Распространенные и нераспространенные предложения |
|
§35 |
Различают распространённые и нераспространённые предложения. Составляют нераспространенные предложения и распространяют их однородными членами. |
|
61. Второстепенные члены предложения |
|
§36 |
Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения. |
|
62. Дополнение - второстепенный член предложения |
|
§37 |
Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространенных предложений. Пишут диктант. |
|
63. Определение - второстепенный член предложения |
|
§38 |
Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями. |
|
64. Обстоятельство - второстепенный член предложения |
|
§39 |
Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства. |
|
65. Знаки препинания при однородных членах предложения |
|
§41 |
Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложении с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант.
|
|
66. Однородные члены предложения |
|
§40 |
Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами.
|
|
67. Обращение |
|
§42 |
Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями.
|
|
68. Р.Р. Письмо |
|
§43 |
Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу. |
|
69. Разбор простого предложения |
|
§44 |
Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполняют устный и письменный разборы предложений.
|
|
70. Р.Р. Сочинение по картине «Опять двойка» |
|
|
Знакомство с репродукцией картины. Формирование у учащихся алгоритма написания сочинения: написание сочинения-описания картины по образцу, с использованием алгоритма, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
|
71. Пунктуационный разбор предложения |
|
§45 |
Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор предложений.
|
|
72. Административная контрольная работа |
|
|
Выполняют контрольную работу. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта/ теста и выполнение разного уровня заданий. |
|
73. Простые и сложные предложения |
|
§46 |
Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам. |
|
74. Разбор сложного предложения |
|
§47 |
Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и сложные предложения».
|
|
75. Прямая речь |
|
§48 |
Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания'. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь). |
|
76. Знаки препинания при прямой речи |
|
§48 |
Различают предложения с прямой речью и диалог. |
|
77. Р.Р. Приемы сжатия текста |
|
|
Пишут сжатое изложение по тексту, применяя приемы сжатия текста. |
|
78. Диалог |
|
§49 |
Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картинке. |
|
79. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» |
|
|
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант, выполняют грамматическое задание. Работают со схемами предложений. |
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
|
|
|
|
|
80. Фонетика. Гласные звуки |
|
§51 |
Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки». |
|
81. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие |
|
§54 |
Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы. Распознают твёрдые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной. |
|
82. Согласные звонкие и глухие |
|
§56 |
Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют его. |
|
83. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
|
§60 |
Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно типу орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте. |
|
84. Р.Р. Описание предмета |
|
§59 |
Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет |
|
85. Двойная роль букв е, ё, ю, я |
|
§61 |
Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. |
|
86. Р.Р. Повествование |
|
§55 |
Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к определённому стилю. Составляют план текста. |
|
87. Графика. Алфавит. |
|
§57-58 |
Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст. Пишут орфографический диктант. |
|
88. Фонетический разбор слова |
|
§63 |
Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов. |
|
89. Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
|
§62-63 |
Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. |
|
90. Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика |
|
|
Выполняют контрольную работу. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта/ теста и выполнение разного уровня заданий. |
|
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|
|
|
|
91. Слово и его значение |
|
§64 |
Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анализируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов. |
|
92. Однозначные и многозначные слова |
|
§65 |
Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста. |
|
93. Прямое и переносное значение слова |
|
§66 |
Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении. Пишут диктант.
|
|
94. Омонимы |
|
§67 |
Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примерыомонимов, составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами, анализируют стихотворение, содержащее омонимы. |
|
95. Синонимы |
|
§68 |
Опознают синонимы. Устанавливают смысловые
и стилистические разли |
|
96. Синонимы, их роль в речи |
|
§68 |
Анализируют предложения, содержащие синонимы. |
|
97. Подготовка к сочинению по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
|
|
Составляют устное описание картины. Пишут домашнее сочинение по картине, используя синонимы. |
|
98. Антонимы |
|
§69 |
Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарём антонимов.
|
|
99. Повторение по теме «Лексика» |
|
|
Отвечают на контрольные вопросы выполняют задания по теме Радела Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Готовят сообщение о словаре. Пишут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания
|
|
100. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи» |
|
|
Выполняют контрольную работу. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта/ теста и выполнение разного уровня заданий. |
|
101. Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте |
|
|
Выполняют работу над ошибками, по заданному алгоритму. |
|
МОРФЕМИКА.ОРФОГРАФИЯ. |
|
|
|
|
102. Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица |
|
|
Пишут изложение, используя памятку. |
|
103. Морфема. Изменение и образование слов |
|
§71 |
Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова). |
|
104. Окончание. Основа слова |
|
§72,73 |
Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу. Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в форме ме письма товарищу. |
|
105. Корень слова |
|
§74 |
Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. |
|
106. Приставка |
|
§77 |
Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут выборочное изложение по тексту упражнения. |
|
107. Суффикс |
|
§76 |
Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. |
|
108. Чередование звуков |
|
§78 |
Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). |
|
109. Беглые гласные |
|
§79 |
Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием. Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. |
|
110. Морфемный разбор слова |
|
§81 |
Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант. |
|
111. Правописание гласных и согласных в приставках |
|
§82 |
Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой. |
|
112. Буквы з-с на конце приставок |
|
§83 |
Усваивают правило написания букв зиснаконце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант. |
|
113. Буквы а-о в корне –лаг- ; -лож- |
|
§84 |
Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг -лож-. Вы |
|
114. Буква а –о в корне –раст-;-рост- |
|
§85 |
Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст -рос-. Вы |
|
115. Буквы ё-о после шипящих |
|
§86 |
Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». |
|
116. Буквы и-ы после ц |
|
§87 |
Усваивают правило написания буквИ — ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. |
|
117. Повторение по теме «Морфемика» |
|
|
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его. Пишут сочинение по картине или описывают ее устно.- |
|
118. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» |
|
|
Выполняют контрольную работу. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта/ теста и выполнение разного уровня заданий. |
|
119. Анализ ошибок допущенных в контрольном диктанте |
|
|
Анализ допущенных в диктанте ошибок, их классификация. |
|
120. Р.Р. Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы
|
|
|
Пишут сочинение по плану, рецензируют сочинения товарищей. |
|
МОРФОЛОГИЯ
|
|
|
|
|
121. Имя существительное как часть речи |
|
§89 |
Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён существительных. Составляют распространённые предложения по картине. |
|
122. Доказательства в рассуждении |
|
§89 |
Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». Пишут сочинение-рассуждение. |
|
123. Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
|
§90 |
Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. |
|
124. Имена существительные собственные и нарицательные |
|
§91 |
Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные Рассказывают об имени существительном по плану. |
|
125. Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр.513)
|
|
|
Пишут сжатое изложение. Работают с памяткой для написания изложения.
|
|
126. Род имен существительных |
|
§92 |
Определяют род имён существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют словосочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных. |
|
127. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
|
§95 |
Распознают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмечают количество имён существительных в тексте. |
|
128. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
|
§94 |
Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Пишут диктант. |
|
129. Три склонения имен существительных |
|
§95 |
Определяют тип склонения имён существительных. Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике. |
|
130. Падеж имен существительных |
|
§96 |
Определяют падеж имён существительных. Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже- Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении. |
|
131. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе |
|
§97 |
Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам). Работают дома: слушают по радио сообщение о погоде и письменно пересказывают его. |
|
132. Множественное число имен существительных |
|
§98 |
Определяют морфологические признаки множественного числа имен существительных. Склоняют имена существительные множественного числа по падежам. Работают с рисунками. Анализируют текст
|
|
133. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
|
§99 |
Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога. Пишут диктант.
|
|
134. Морфологический разбор имен существительных |
|
§100
|
Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Пишут диктант.
|
|
135. Р.Р. Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» |
|
|
Пишут сочинение по картине и описывают её устно. Пишут отзыв на устное описание товарища.
|
|
136. Повторение по теме «Имя существительное» |
|
|
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием. |
|
137. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
|
|
Выполняют контрольную работу. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта/ теста и выполнение разного уровня заданий. |
|
138. Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
|
Выполняют работу над ошибками, анализируют ошибки, допущенные в грамматическом задании. |
|
139. Имя прилагательное как часть речи |
|
|
Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. |
|
140. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных |
|
§102 |
Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных. |
|
141. Описание животного. |
|
§103 |
Воспринимают описание животного как вариант описания. Анализируют текст, где есть описание животного. |
|
142. Р.Р. Описание животного.сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»
|
|
|
Пишут сочинение — описание животного. |
|
143. Анализ ошибок, допущенных в сочинении |
|
|
Готовят устный отзыв на сочинение товарища. |
|
144. Р.Р. Роль прилагательных в речи |
|
|
Анализируют тексты – описания, определяют роль прилагательных в речи. |
|
145. Прилагательные полные и краткие |
|
§104 |
Распознают полные и краткие формы имён прилагательных. Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовят устное повествование с элементами описания по картине. |
|
146. Р.Р. Комплексный анализ лирического текста И. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...» |
|
|
Пишут анализ лирического произведения по плану. |
|
147. Морфологический разбор имени прилагательного
|
|
§105 |
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. |
|
148. Повторение по теме «Имя прилагательное»
|
|
|
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарем: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. |
|
149. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
|
|
|
Пишут диктант. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта/ теста и выполнение разного уровня заданий. |
|
150.Анализ контрольной работы |
|
|
Проводят самоанализ контрольной работы, исправляют ошибки. |
|
151. Глагол как часть речи |
|
§106 |
Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими. |
|
152. Не с глаголами
|
|
§107 |
Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы сне. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант. |
|
153. Р.Р. Рассказ
|
|
§108 |
Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему. |
|
154. Неопределенная форма глагола.
|
|
§109 |
Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола. |
|
155. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ |
|
§110 |
Усваивают правило написания -тсяи -тьсяв глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть. |
|
156. Виды глагола |
|
§111 |
Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз-(рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами. |
|
157. Буквы е – и в корнях с чередованием |
|
§112 |
Усваивают правило написания букв е — ив корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
|
158. Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой |
|
§113 |
Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указывают недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...». |
|
159. Время глагола. Прошедшее время |
|
§114, 115 |
Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов. Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно. |
|
160. Настоящее время |
|
§116 |
Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. |
|
161. Будущее время |
|
§117 |
Определяют форму будущего времени глагола и способ ее образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт». |
|
162. Спряжение глагола.
163. Как определить спряжение
|
|
§ 118
§119 |
Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения. Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряжение глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание. |
|
164. Морфологический разбор глагола |
|
§120 |
Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. Составляют и разыгрывают диалог. |
|
165. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа |
|
§121 |
Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант: учат стихотворение и записывают его по памяти. |
|
166. Употребление времен |
|
§122 |
Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа. |
|
167. Р.Р. Сочинение-рассказ по картинкам |
|
|
Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. |
|
168. Повторение по теме «Глагол» |
|
|
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе. |
|
169. Контрольная работа (административная) по теме «Глагол» |
|
|
Выполняют контрольную работу. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта/ теста и выполнение разного уровня заданий. |
|
170. Р.Р.Устный рассказ с изменением формы лица (упр. 688). |
|
|
Готовят пересказ текста |
|
Повторение и систематизация изученного |
|
|
|
|
171. Повторение и систематизация изученного. Разделы науки о языке |
|
§123 |
Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составляют план сообщения об одной из частей речи. Анализируют тексты. |
|
172. Орфограммы в приставках, корнях слов |
|
§124 |
Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант. |
|
173. Орфограммы в окончаниях слов |
|
§125 |
Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант. |
|
174. Употребление букв Ъ и Ь |
|
§126 |
Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения. |
|
175. Знаки препинания в простом и сложном предложении |
|
§127 |
Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти. |
|
7. Описание учебно–методического и материально- технического обеспечения
образовательного процесса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Количество |
Назначение, описание |
1. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
|
Стандарт основного общего образования по предмету |
1 |
Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования |
1.2 |
Примерные программы по учебным предметам (Название программы) Серия « Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам Русский язык 5-9 классы Москва «Просвещение» 2010 |
1 |
Является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования |
1.3 |
Рабочая программа по учебному предмету
Русский язык Рабочие программы Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой 5-9 классы Москва «Просвещение» 2011 Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина
|
1 |
определяет назначение и место учебной дисциплины в подготовке учащегося, ценности и цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания, выявляет уровень подготовки обучающихся |
1.4 |
Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников (учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык 5 класс» Авторы:М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2012) |
1 экз. в 2 ч. на каждого ученика |
Создание целостной среды , необходимой для реализации требований к уровню подготовки обучающихся |
1.5 |
Учебная, научная, научно-популярная литература по учебному предмету Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс Ларионова Л.Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс |
|
Организация деятельностного подхода к процессу обучения, формирование общих учебных умений, навыков, и обобщенных способов деятельности. |
1.6 |
Методические издания Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Н.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. Пособие для учителей и методистов.
|
|
Используя различные виды методических изданий, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т. д. |
2. |
Демонстрационные учебные пособия |
||
2.1 |
Таблицы по стандартам |
|
|
2.2. |
Плакаты методические
|
1 |
наглядное пособие к урокам |
2.3 |
Портреты выдающихся деятелей
|
1 |
наглядное пособие к урокам |
3. |
Экранно-звуковые пособия |
||
3.1 |
Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам по учебному предмету
|
2 |
стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность |
3.2. |
Аудиозаписи, видеозаписи
|
6 |
Предназначены для использования в учебном процессе, стимулирования познавательного процесса, для развития монологической и диалогической речи, наглядное представление изучаемого материала |
4. |
Технические средства обучения |
||
|
мультимедиапроектор |
1 |
для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов с целью качества изучения материала |
|
интерактивная доска |
1 |
для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов с целью качества изучения материала |
|
компьютер |
1 |
для работы с компьютерными программами |
|
Принтер, сканер лазерный |
|
предназначены для использования в учебном процессе, |
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
аудирование
орфоэпия
морфология
· правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически;
синтаксис
· выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
· находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
· правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация
· находить в предложениях места для постановки знаков препинания; обосновывать выбор знаков препинания; расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь
· определять тему и основную мысль текста, его стили; изученных видов; составлять простой план текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); писать сочинения повествовательного характера;
· совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
·
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых
грамматических средств, развития
способности к самооценке;
· получения знаний по другим учебным предметам.
В нашем каталоге доступно 70 219 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)Для реализации программного содержания используются учебники для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык 5 класс» Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
6 624 589 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дерябина Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.