Главная / Школьному психологу / Программа «Твоя рука в моей руке» профилактические занятия с учащимися 12-15 лет, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Программа «Твоя рука в моей руке» профилактические занятия с учащимися 12-15 лет, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Программа

«Твоя рука в моей руке»



профилактические занятия с учащимися 12-15 лет, оказавшимися в трудной жизненной ситуации



hello_html_178078.jpg





















Автор-составитель:

Руденко Т.А., педагог-психолог



Москва, 2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы:

Личность как объект жизненного процесса переживает кризисные состояния. Само понятие «кризис» - это переломный момент, тяжелое опасное неустойчивое переходное состояние, обострение. Кризисное состояние вынуждают человека прилагать разного рода усилия. Особенности психологической характеристики отрицательного влияния современных критических ситуаций сводятся к тому, что большинство из них заставляет испытывать человека страх, который привносится из прошлого и приумножается настоящим. Человек привыкает к страху и живет с ним постоянно, что в существенной степени меняет саму личность и влияет отрицательно на качество отношений между людьми.

Дети, находящиеся в кризисной ситуации, – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств: социальные условия, в которых они могут оказаться по независящим от них причинам, возрастные кризисы. И соответственно, будут нуждаться в помощи и защите в разной степени. Л.С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей: кризис одного года, трёх лет, семи лет и подростковый кризис (13-17 лет).
Психологу, работающему с ребёнком или подростком, который оказался в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Не преодолённые кризисы в сочетании с травматизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, суицид.

В связи с этим трудные жизненные ситуации, вызывающие кризисные состояния у детей и подростков классифицируются следующим образом:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях;

  • дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

  • дети-жертвы экологических и техногенных катастроф;

  • дети-жертвы стихийных бедствий;

  • дети-инвалиды;

  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

  • дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

  • дети-жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Следует заметить, что предложенная классификация не является исчерпывающей – можно выделить смешанные типы или более детально дифференцировать выделенные группы.

Переживаемые подростком разные кризисные ситуации, тем или иным образом отражаются на его дальнейшем жизненном пути. Подчас, переживая неприятные события и находясь в кризисном состоянии, ребенок больше не понимает, куда ему двигаться и как жить дальше. В подростковом возрасте это чаще всего кризис, связанный с поиском своего места в социуме. Подросток, переживающий кризис, стоит перед фактом, что придется претерпеть серьезные изменения, избавиться от каких-то черт характера, привычных моделей поведения и общения, которые стали препятствием на пути социализации. Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.

Ведущие психологи утверждают, что подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитую самооценку и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том, или ином случае. Следовательно, для успешной социализации, дети, оказавшиеся в кризисной ситуации, нуждаются в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции.

Таким образом, в программе «Твоя рука в моей руке», особое внимание уделяется способам разрешения конфликтных ситуаций, ценностным ориентациям детей и подростков, самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, формированию душевного и эмоционального равновесия; работе со стрессами и агрессией; развитие уверенности в себе, работа со страхами, снижение тревожности.

Для подростка общение со сверстниками во многом определяют все остальные стороны его жизнедеятельности, поэтому развитие и совершенствование общения со сверстниками важная сторона психологической работы. В данной программе предлагается профилактическая и коррекционная работа с детьми, но необходимо организовать параллельное тесное сотрудничество с учителями и родителями, которые постоянно взаимодействуют с подростками.

Необходимо не избавлять ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь. В.К. Зарецкий предлагает некоторые общие правила, которые можно рассматривать как необходимые условия продуктивности поиска решения в проблемных ситуациях:

Правило 1 – Чтобы решить задачу, надо хотеть ее решить.

Правило 2 – Чтобы решить задачу, надо верить, что ее решение возможно.

Правило 3 – Чтобы решить задачу, надо ее решить.

Правило 4 – Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает ее решению.

Правило 5 – Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к ее решению.

Необходимо понимать, что сделать мир непротиворечивым нельзя. Надо учиться предусматривать, анализировать соответствующие явления и изыскивать приемлемые пути преодоления возникающих затруднений. Только тогда, когда к подростку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда возможны реальные положительные перемены.

Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное детям и подросткам в кризисной ситуации, могут помочь избежать трагедий. Это обусловило разработку данной коррекционной программы.


Новизна данной программы заключается в том, что программа составлена на основе проведённого психодиагностического обследования подростков в ГБОУ СОШ № 2008 в 2012-2014 учебном году. В результате психодиагностики были выявлены имеющиеся у некоторых детей проблемы, их индивидуальные особенности и склонности личности: неумение устанавливать контакт со сверстниками, нарушение межличностного общения, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение, неумение противостоять стрессу, низкая самооценка, неуверенность в себе.

Психологическая диагностика проводилась как индивидуально, так и с группами обучающихся в возрасте от 12 до 15 лет. Составленная база данных по имеющимся проблемам определила направление психологической помощи с данным контингентом учащихся и легла в основу разработки тем коррекционной программы. Содержание данной программы базируется на комбинаторной основе в соответствии с методическими рекомендациями следующих авторов: Шнейдер Л.Б., Анн. Л., Вачков И., Дубровина И.В., Фопель К. Хухлаева О.В. и другие.

Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.


Цель и основные задачи программы:

Настоящая комплексная программа “Твоя рука в моей руке” составлена с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:

  1. изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

  2. создание системы психолого-педагогической поддержки учащимся разных возрастных групп;

  3. психическое развитие подростка в эмоциональном, мотивационном, поведенческом плане на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности;

  4. формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;

  5. создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;

  6. выработка механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;

  7. формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения;

  8. создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.

  9. развитие коммуникативных навыков на основе объединения подростков в группе, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;

  10. расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности и безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

  11. обучение подростков навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей;

  12. обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни;

  13. дать родителям рекомендации по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы.

Условия реализации программы:

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по преодолению кризисных состояний среди учащихся подросткового возраста 12-15 лет. Состав групп формируется по возрастам и по выявленным типичным проблемам, а также личным обращениям учащихся и их родителей (законных представителей) и не меняется на протяжении всего цикла сессии.

Коррекционная группа для каждого ребенка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для каждого возраста (12-15 лет) деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую поддержку ребенку в его саморазвитии.

   Продолжительность психокоррекционного процесса 3 месяца, и представляет цикл занятий - 12 часов по темам, актуальным в подростковом возрасте, с использованием стандартных и нестандартных форм.  Каждое занятие определяет свои цели. Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Занятия проводятся в просторном кабинете психолога, в котором созданы комфортные условия, где могли бы находиться до 12 человек на базе общеобразовательной школы, которую посещают обучающиеся.

Реализация данной программы обязательно сопровождается консультативной и просветительской работой с педагогами и родителями.



Основные принципы работы педагога-психолога с кризисными состояниями у детей и подростков:

  • Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

  • Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы кризисной ситуации подростка и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;

  • Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;

  • Объективность подхода к подростку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

  • Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;

  • Неразглашение информации о ребенке и его семье;

  • Уважение личностных достоинств подростка.

Структура занятий:

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия;

- разминка;

- введение в тему сегодняшнего дня (основное содержание);

- упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия;

- релаксация;

- рефлексия по поводу данного занятия;

- ритуал окончания занятия.


Используемые методы работы по реализации программы:

В ходе работы используются:

- игровые методы;

- метод группового обсуждения;

- ролевые игры;

- работа в парах и тройках;

- арт-терапия в различных её видах: рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание;

- сказкотерапия;

- метод аутогенной тренировки;

- психогимнастика.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.


Ожидаемые результаты:

Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с деструктивным поведением и преодолеть кризис. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

hello_html_m2ff38e0a.gif










«Не бойся прощаться с тем,

что не делает тебя счастливым…»

(Мамы)


Тематический план программы

«Твоя рука в моей руке»

занятия

Наименование тем

Кол-во часов

Занятие 1

«Я – Ты, Он – Она» - знакомство

1 ч.

Занятие 2

«Зеркальное отражение» - как тебя воспринимают окружающие

1 ч.

Занятие 3

Тревожность «Дрожу, как осиновый лист»

1 ч.

Занятие 4

Страх «У страха глаза велики»

1 ч.

Занятие 5

«Фундамент стрессоустойчивости» работа со стрессом

1 ч.

Занятие 6

Агрессия «Управление гневом»

1 ч.

Занятие 7

«Горы эмоций» - преодоление негативных эмоциональных состояний


Занятие 8

Самосознание «К вершине самооценки»

1 ч.

Занятие 9

Конфликт «Неприятность эту мы переживем!»

1 ч.

Занятие 10

«Мы такие разные, но мы вместе!» - конструктивное общение

1 ч.

Занятие 11

«У жизни есть смысл!» – позитивное отношение к жизни

1 ч.

Занятие 12

«Другой взгляд» итоговое занятие

1 ч.

ВСЕГО

***

12 ч.

.

http://soullife.info/joomla/images/stories/byt_vzroslym.jpg



Список литературы, использованной при разработке программы:


  1. Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. (Лекции: 1-4, 5-8). Издательство: Первое сентября. – М., 2009.

  2. Анн. Л. Психологический тренинг с подростками /- СПб.: Питер, 2001.

  3. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.

  4. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.

  5. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.

  6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.

  7. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999г.

  8. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - 182 с.

  9. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - Москва, «Эксмо», 2004.

  10. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.

  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.

  12. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс». 2004.

  13. Фопель Клаус: Как научить детей сотрудничать? Издательство: Генезис, 2010 г.

  14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г.

  15. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.

  16. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  17. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  18. Микляева А. В. Я подросток. Программа уроков психологии (7, 8 классы). – СПб.: Речь, 2003.

  19. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной и средней школе 4-6 классы. – М.: Генезис, 2005.

  20. http://www.vashpsixolog.ru

  21. http://festival.1september.ru

  22. http://nsportal.ru



Программа «Твоя рука в моей руке» профилактические занятия с учащимися 12-15 лет, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
  • Школьному психологу
Описание:

Программа

«Твоя рука в моей руке»

 

профилактические занятия с учащимися 12-15 лет, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Автор-составитель:

                                                                              Руденко Т.А., педагог-психолог

 

Москва, 2014 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы:

      Личность как объект жизненного процесса  переживает кризисные состояния. Само понятие «кризис» -  это переломный момент, тяжелое опасное неустойчивое переходное состояние, обострение. Кризисное состояние вынуждают человека прилагать разного рода усилия. Особенности психологической характеристики отрицательного влияния современных критических ситуаций сводятся к тому, что большинство из них заставляет испытывать человека страх, который привносится из прошлого и приумножается настоящим. Человек привыкает к страху и живет с ним постоянно, что в существенной степени меняет саму личность и влияет отрицательно на качество отношений между людьми.

     Дети, находящиеся в кризисной ситуации, – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств: социальные условия, в которых они могут оказаться по независящим от них причинам, возрастные кризисы. И соответственно, будут нуждаться в помощи и защите в разной степени.              Л.С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей: кризис одного года, трёх лет, семи лет и подростковый кризис (13-17 лет).
Психологу, работающему с ребёнком или подростком, который оказался в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Не преодолённые кризисы в сочетании с травматизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, суицид.

     В связи с этим трудные жизненные ситуации, вызывающие кризисные состояния у детей и подростков классифицируются следующим образом:

·        дети, оставшиеся без попечения родителей;

·        дети, проживающие в малоимущих семьях;

·        дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

·        дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

·        дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

·        дети-жертвы экологических и техногенных катастроф;

·        дети-жертвы стихийных бедствий;

·        дети-инвалиды;

·        дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

·        дети с отклонениями в поведении;

·        дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

·        дети-жертвы насилия;

·        дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

·        дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Следует заметить, что предложенная классификация не является исчерпывающей – можно выделить смешанные типы или более детально дифференцировать выделенные группы. 

    Переживаемые подростком разные кризисные ситуации, тем или иным образом отражаются на его дальнейшем жизненном пути. Подчас, переживая неприятные события и находясь в кризисном состоянии, ребенок больше не понимает, куда ему двигаться и как жить дальше. В подростковом возрасте это чаще всего кризис, связанный с поиском своего места в социуме. Подросток, переживающий кризис, стоит перед фактом, что придется претерпеть серьезные изменения, избавиться от каких-то черт характера, привычных моделей поведения и общения, которые стали препятствием на пути социализации.  Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.

    Ведущие психологи утверждают, что подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитую самооценку и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том, или ином случае. Следовательно, для успешной социализации, дети, оказавшиеся в кризисной ситуации, нуждаются в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных  на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию  и на включение механизмов саморегуляции. 

     Таким образом, в программе «Твоя рука в моей руке», особое внимание уделяется способам разрешения конфликтных ситуаций, ценностным ориентациям детей и подростков, самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, формированию душевного и эмоционального равновесия; работе со стрессами и агрессией; развитие уверенности в себе, работа со страхами, снижение тревожности.

     Для подростка общение со сверстниками во многом определяют все остальные стороны его жизнедеятельности, поэтому развитие и совершенствование общения со сверстниками важная сторона психологической работы. В данной программе предлагается профилактическая и коррекционная работа с детьми, но необходимо организовать параллельное тесное сотрудничество с учителями и родителями, которые постоянно взаимодействуют с подростками.

    Необходимо не избавлять ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь. В.К. Зарецкий предлагает некоторые общие правила, которые можно рассматривать как необходимые условия продуктивности поиска решения в проблемных ситуациях:

Правило 1 – Чтобы решить задачу, надо хотеть ее решить.

Правило 2 – Чтобы решить задачу, надо верить, что ее решение возможно.

Правило 3 – Чтобы решить задачу, надо ее решить.

Правило 4 – Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает ее решению.

Правило 5 – Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к ее решению.

 Необходимо понимать, что сделать мир непротиворечивым нельзя. Надо учиться предусматривать, анализировать соответствующие явления и изыскивать приемлемые пути преодоления возникающих затруднений. Только тогда, когда к подростку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда возможны реальные положительные перемены.

     Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное детям и подросткам в кризисной  ситуации, могут помочь избежать трагедий. Это обусловило разработку данной коррекционной программы.

 

      Новизна данной программы заключается в том, что программа составлена на основе проведённого психодиагностического обследования подростков в ГБОУ СОШ № 2008 в 2012-2014 учебном году.  В результате  психодиагностики были выявлены имеющиеся у некоторых детей проблемы, их индивидуальные особенности и склонности личности: неумение  устанавливать контакт со сверстниками, нарушение межличностного общения, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение, неумение противостоять стрессу, низкая самооценка, неуверенность в себе.   

          Психологическая диагностика проводилась как индивидуально, так и с группами обучающихся в возрасте от 12 до 15 лет. Составленная база данных по имеющимся проблемам определила направление психологической помощи с данным контингентом учащихся и легла в основу разработки тем коррекционной программы. Содержание данной программы базируется на комбинаторной основе в соответствии с методическими рекомендациями следующих авторов: Шнейдер Л.Б., Анн. Л., Вачков И.,  Дубровина И.В., Фопель К. Хухлаева О.В. и другие.

          Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

 

 Цель и основные задачи программы:

     Настоящая комплексная программа  “Твоя рука в моей руке” составлена с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

 Поставленная цель достигается за счёт  решения следующих задач:

1.     изучение особенностей психолого-педагогического статуса  учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

2.     создание системы психолого-педагогической поддержки учащимся разных возрастных групп;

3.     психическое развитие подростка в эмоциональном, мотивационном, поведенческом плане на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности;

4.     формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;

5.     создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;

6.     выработка механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;

7.     формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения;

8.     создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.

9.     развитие коммуникативных навыков на основе объединения подростков в группе, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;

10. расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности и безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

11. обучение подростков навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей;

12. обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни;

13. дать родителям рекомендации по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы.

 Условия реализации программы:       

          Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по преодолению кризисных состояний среди учащихся подросткового возраста 12-15 лет. Состав групп формируется по возрастам и по выявленным типичным проблемам, а также личным обращениям учащихся и их родителей (законных представителей) и не меняется на протяжении всего цикла сессии.

         Коррекционная группа для каждого ребенка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для  каждого возраста (12-15 лет)  деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую поддержку ребенку в его саморазвитии.

     Продолжительность психокоррекционного процесса 3 месяца, и   представляет цикл занятий - 12 часов по темам, актуальным в подростковом возрасте, с использованием стандартных и нестандартных форм.  Каждое занятие определяет свои цели.  Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Занятия проводятся в  просторном кабинете психолога, в котором  созданы комфортные условия, где могли бы находиться до 12 человек на базе общеобразовательной школы, которую посещают обучающиеся.

         Реализация данной программы обязательно сопровождается консультативной и просветительской работой с педагогами и родителями.

 

Основные принципы работы педагога-психолога с кризисными состояниями у детей и подростков:

·        Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

·        Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы  кризисной ситуации подростка и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;

·        Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;

·        Объективность подхода к подростку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

·        Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;

·        Неразглашение информации о ребенке и его семье;

·        Уважение личностных достоинств подростка.

          Структура занятий:

     Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия;

- разминка;

- введение в тему сегодняшнего дня (основное содержание);

- упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия;

- релаксация;

- рефлексия по поводу данного занятия;

- ритуал окончания занятия.

 

          Используемые методы работы по реализации программы:

   В ходе работы используются:

-  игровые методы;

-  метод группового обсуждения;

-  ролевые игры;

-  работа в парах и тройках;

-  арт-терапия в различных её видах: рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание;

-  сказкотерапия;

-  метод аутогенной тренировки;

-  психогимнастика.

          После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

    Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.

 

Ожидаемые результаты:

         Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с деструктивным поведением и преодолеть кризис. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

«Не бойся прощаться с тем,

что не делает тебя счастливым…»

(Мамы)

 

Тематический план программы

«Твоя рука в моей руке»

занятия

Наименование тем

Кол-во часов

Занятие 1

«Я – Ты, Он – Она» - знакомство

1 ч.

Занятие 2

«Зеркальное отражение» - как тебя воспринимают окружающие

1 ч.

Занятие 3

Тревожность «Дрожу, как осиновый лист»

1 ч.

Занятие 4

Страх «У страха глаза велики»

1 ч.

Занятие 5

«Фундамент стрессоустойчивости» работа со стрессом

1 ч.

Занятие 6

 Агрессия «Управление гневом»

1 ч.

Занятие 7

«Горы эмоций» - преодоление негативных эмоциональных состояний

 

Занятие 8

 Самосознание «К вершине самооценки»

1 ч.

Занятие 9

Конфликт «Неприятность эту мы переживем!»   

1 ч.

Занятие 10

 «Мы такие разные, но мы вместе!» - конструктивное общение   

1 ч.

Занятие 11

 «У жизни есть смысл!» – позитивное отношение к жизни

1 ч.

Занятие 12

«Другой взгляд» итоговое занятие

1 ч.

ВСЕГО

***

12 ч.

.

 

 

Список литературы, использованной при разработке программы:

 

1.     Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. (Лекции: 1-4, 5-8). Издательство: Первое сентября.  – М., 2009.

2.     Анн. Л. Психологический тренинг с подростками /- СПб.: Питер, 2001.

3.     Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.

4.     Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.

5.     Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.

6.      Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.

7.     Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999г.

8.     Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - 182 с.

9.     Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - Москва, «Эксмо», 2004.

10. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.

12.  Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс». 2004.

13. Фопель Клаус: Как научить детей сотрудничать? Издательство: Генезис, 2010 г.

14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г.

15.  Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.  

16.  Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.  

17.  Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.  

18.  Микляева А. В. Я подросток. Программа уроков психологии (7, 8 классы). – СПб.: Речь, 2003.

19.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной и средней школе 4-6 классы. – М.: Генезис, 2005.  

20.  http://www.vashpsixolog.ru

21.  http://festival.1september.ru

22.  http://nsportal.ru

 

 

Автор Руденко Татьяна Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Планирования
Просмотров 2466
Номер материала 2167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓