Главная / Биология / Программа творческого объединения "Уроки здоровья" (6 класс)

Программа творческого объединения "Уроки здоровья" (6 класс)

Программа спецкурса

"Уроки здоровья"

составлена учителем биологии гуманитарно-экономического лицея

Хамидуллиной Р.Р.

6 класс (34 часа) - 1 час в неделю

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества центром внимания становится человек, как ценностная, всесторонне развитая, здоровая личность. Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Цель данного спецкурса - углубить и расширить знания учащихся о гигиене, приобщить учащихся к здоровому образу жизни. Ключевым в содержании курса является понятие здоровья, вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Поэтому данный спецкурс ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования своего здоровья, окружающей среды, пропаганду гигиенических знаний..

Задачи курса: создание мотивации здорового образа жизни; формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и полового поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • влияние физической нагрузки на организм;

  • причины и приемы выявления нарушений осанки и плоскостопия;

  • пути повышения работоспособности;

  • различные способы закаливания;

  • нормы межличностных отношений, их влияние на здоровье человека;

  • основные системы и органы человека, их функции, профилактика заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, гигиены;

  • объяснять влияние физического труда и спорта на организм, вред курения и употребления алкоголя и наркотиков;

  • давать оценку образа жизни человека;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • пользоваться научно-популярной и периодической литературой.


Программа курса "Уроки здоровья".

Введение (1 час)

Здоровье человека, его значение для жизни и деятельности. Социальный и нравственный компоненты здоровья. Валеологический самоанализ: анкеты и тесты по различным аспектам здоровья.

Организм здорового человека.

Тема 1. Организм.(2 часа)

Здоровье - это резервные возможности организма. Органы и системы входящие в состав организма, их основные функции. Как оценить развитие организма подростка. Что определяет нормальное развитие организма (отношение к умственным и физическим занятиям, увлечения, характер питания, склонность к заболеваниям). Валеологический самоанализ: анкета, позволяющая оценить особенности собственного развития.

Тема 2. Клетки.(1 час)

Строение клетки. Способность клеток организма человека к делению. Старение и рост заболеваний как процесс уменьшения числа живых клеток. "Каким ты хочешь быть в старости?" (Анализ образа жизни своей бабушки или своего дедушки и прогнозирование своего здоровья).

Тема 3. Обмен веществ (2 часа).

Что такое обмен веществ? Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины. Для чего они нужны и в каких продуктах имеются. Основные причины нарушения обмена веществ. К чему приводит переедание и привычка есть много сладкого. Нарушения обмена веществ, связанные с нехваткой в пище витаминов. Валеологический самоанализ: анализ своих росто - весовых показателей и примерного дневного рациона питания.

Тема 4. Мозг и нервы (2 часа).

Строение нервной системы. Условные и безусловные рефлексы. Что случается с человеком при повреждении головного и спинного мозга. Инфекции, поражающие нервную систему. Стрессы, их предупреждение. Способы выхода из стрессовых состояний. Влияние на мозг алкоголя и курения. Что укрепляет нервы? Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий оценить опасность своего поведения и внести коррективы в свой образ жизни.

Тема 5. Глаза (2 часа).

Строение и работа глаза. Что защищает глаз? Инфекционные заболевания глаз. Нарушение зрения и причины, которые их вызывают. Кому нужны очки? Уход за глазами (соблюдение правил при чтении, тренировка зрения, употребление необходимых питательных веществ). Валеологический самоанализ: анализ, собственного поведения, связанного с работой глаз.

Тема 6. Уши (1 час).

Строение и работа слухового аппарата. Что ухудшает слух? Болезни уха и причины, которые их вызывают. Разминка ушной раковины. Чистка ушей. Валеологический самоанализ: анализ поведения, связанного с уходом за ушами.

Тема 7. Рот. Язык (1 час).

Для чего нужны рот и язык?. "Раскрой свой рот и покажи язык". Что приводит к повреждению слизистой оболочки рта и языка? Гигиена полости рта. Валеологический самоанализ: анализ своего поведения и составление собственной программы по уходу за ротовой полостью.

Тема 8. Зубы (1 час).

Строение зубов. Развитие зубов. Типы зубов. Причины болезней зубов. Дорог каждый зуб! Правила ухода за зубами и анализ собственного поведения, связанного с их соблюдением.

Тема 9. Глотка (1 час).

Глотка - основная часть горла. Ее роль в глотании, дыхании и защите организма от микробов. Неприятные ощущения, связанные с горлом. Воспаление горла, причины и профилактика. "Комок в горле". Что делать, чтобы горло меньше болело. "Как мы заботимся о своем горле?" (Валеологический самоанализ с помощью теста незаконченных предложений).

Тема 10. Нос и придаточные пазухи (2 часа).

Наружный и внутренний нос. Дыхание через нос. Ощущение запахов и их валеологическое значение. С чем связан тембр голоса человека. Почему надо дышать через нос? Воспаление слизистой носа и придаточных пазух, причины, опасность осложнений, профилактика. "Как ты заботишься о своем носе?" (Валеологический самоанализ с помощью теста незаконченных предложений).

Тема 11. Гортань. Трахеи. Бронхи (1 час).

Для чего служат гортань, трахеи и бронхи? Воспаление гортани, трахей и бронхов, причины, последствия, профилактика. Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий оценить особенности собственного поведения.

Тема 12. Легкие (1 час).

Строение легких и их предназначение. Объем и частота дыхания. От чего они зависят? Полное дыхание и овладение им. Что "разрушает" легкие? Легочные заболевания, причины, которые их вызывают. "Как мы заботимся о своих легких?" (Опросник, позволяющий провести валеологический самоанализ).

Тема 13. Кровь и кровеносная система (1 час).

Состав крови и назначение. Сердце. Большой и малый круг кровобращения. Сердечно-сосудистые заболевания и их причины. Профилактика болезней сердца. Валеологический самоанализ: определение ЧСС, работоспособности с помощью теста, коррекция образа жизни.

Тема 14. Желудок и кишечник (2 часа).

Для чего нужны желудок и кишечник, как они работают? Какие ощущения связаны у человека с приемом и перевариванием пищи? Болезненные реакции желудка и кишечника. Причины, их вызывающие. Режим питания. Валеологический анализ работы собственного желудка и кишечника: определение типичных реакций, причины, которые их вызывают; коррекция пищевого поведения.

Тема 15. Печень (1 час).

Для чего нужна печень и как она работает? Вирусный гепатит и его последствия. Как предупредить вирусный гепатит? Какие продукты и вещества вредны для печени? "Как надо себя вести, чтобы не повредить своей печени?". (Опросник, позволяющий провести валеологический анализ собственного поведения).

Тема 16. Железы внутренней секреции (2 часа).

Какие железы называют железами внутренней секреции? Что такое гормоны? Какие существуют гормоны и как они участвуют в регуляции жизнедеятельности организма? Болезни, связанные с ненормальным функционированием желез внутренней секреции. Профилактика этих болезней. Валеологический самоанализ: опрос родителей о "гормональных проблемах" в семье с тем, чтобы составить для себя профилактическую программу жизнедеятельности.

Тема 17. Половые органы (1 час).

Строение половых органов мужчины и женщины. Половое созревание и перестройка организма. Воспаление половых органов и причины, которые их вызывают. Уход за половыми органами. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы половые органы нормально развивались. Венерические болезни и СПИД, их предупреждение.

Тема 18. Почки и мочевые пути (1 час).

Для чего служат почки и мочевые пути? Их строение. Болезни почек. Почему они встречаются у подростков? Валеологический самоанализ: составление наиболее важных для себя правил валеологического поведения.

Тема 19. Кожа (1 час).

Строение и функционирование кожи. Что угрожает коже? Поражения и болезни кожи. Уход за кожей. Закаливание. Точечный массаж. Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий опре6делить отношение к своей коже и внести коррективы в свой образ жизни.

Тема 20. Волосы и ногти (1 час).

Строение и предназначение волос и ногтей. Почему выпадают волосы? Какие неприятности случаются с ногтями? Уход за волосами и ногтями. Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий внести коррективы в собственное поведение, связанное с уходом за волосами и ногтями.

Тема 21. Скелет. Позвоночник (2 часа).

Значение скелета. Кости и суставы. Роль и строение позвоночника. Болезни позвоночника и причины, которые их вызывают. Как правильно надо сидеть, стоять, наклоняться, лежать, поднимать тяжести и падать? Физические упражнения и позвоночник. Ваелеогический самоанализ: изучение своей осанки перед зеркалом и стоя спиной к стене, анализ собственного поведения и его коррекция.

Тема 22. Скелетные мышцы (2 часа)

Основные свойства скелетных мышц. Как мышцы работают?

Какие упражнения полезны для здоровья подростков? Принципы физической подготовки. Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий определить мотивацию занятий физическими упражнениями и разработать собственную программу физической подготовки.

Тема 23. Иммунитет (2 часа).

Что такое иммунитет? Органы иммунной системы. Что ослабляет иммунитет (энергетическое истощение, стрессовое напряжение, вредные привычки, малоподвижный образ жизни, переохлаждение)? Что укрепляет иммунитет? Принципы здорового образа жизни. Валеологический самоанализ: методика, позволяющая определить тенденции своего здоровья, найти связи между ними и основными элементами жизнедеятельности.





















Литература

  1. Березин И.Г. , Дергач Ю.В. Школа здоровья. М., Московский рабочий, 1989.

  2. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Санкт-Петербург, из-во "Акцидент", 1998.

  3. Зуев В.А. Третий школьник. - М.: Знания, 1985.

  4. Популярная медицинская энциклопедия.

  5. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка, Санкт-Петербург, 1996.

  6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. - М.: Просвещение, 1984.

  7. Журналы "Здоровье", "Физическая культура в школе".























Программа творческого объединения "Уроки здоровья" (6 класс)
  • Биология
Описание:

Программа спецкурса

"Уроки здоровья"

составлена учителем биологии гуманитарно-экономического лицея

Хамидуллиной Р.Р.

6 класс (34 часа) - 1 час в неделю

Пояснительная записка

         На современном этапе развития общества центром внимания становится человек, как ценностная, всесторонне развитая, здоровая личность. Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

         Цель данного спецкурса - углубить  и расширить знания учащихся о гигиене, приобщить учащихся к здоровому образу жизни. Ключевым в содержании курса является понятие здоровья, вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Поэтому данный спецкурс ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования своего здоровья, окружающей среды, пропаганду гигиенических знаний..

         Задачи курса: создание мотивации здорового образа жизни; формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и полового поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

·        Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

·        влияние физической нагрузки на организм;

·        причины и приемы выявления нарушений осанки и плоскостопия;

·        пути повышения работоспособности;

·        различные способы закаливания;

·        нормы межличностных отношений, их влияние на здоровье человека;

·        основные системы и органы человека, их функции, профилактика заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

·        соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, гигиены;

·        объяснять влияние физического труда и спорта на организм, вред курения и употребления алкоголя и наркотиков;

·        давать оценку образа жизни человека;

·        соблюдать правила поведения в природе;

 

·        пользоваться научно-популярной и периодической литературой.

Автор Романенко Оксана Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 454
Номер материала 25527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓