1 Введение.\\\Актуальность программы и её
проблематика обосновывается тем, что число погибших детей в результате
несчастных случаев на дорогах России в десятки раз превышает аналогичные
показатели развитых стран. За последние 5 лет в ДТП на территории России
погибли 7780 детей и подростков, а 113338- получили травмы различной степени
тяжести, многие остались инвалидами. Если брать статистику ДТП, то из 67
происшествий по городу Саратова с детьми 24 произошли именно по вине пешеходов.
Самые распространённые нарушения, которые, допускают пешеходы, - появление на
проезжей части из-за стоящего, припаркованного транспорта, или же когда
переходят дорогу в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Так
же данная программа позволяет адаптации детей на дорогах, в общественном
транспорте и ранней профессиональной ориентации.
2 Пояснительная записка.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый
ряд проблем. Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей всех
стран мира. Плата очень дорогая и ни чем не оправданная. Попадание ребёнка в
ДТП – это трагедия: даже если ребёнок остался жив и не получил дорожной травмы;
ведь то морально- психологическое потрясение, которое он испытал при этом,
травмирует его на всю жизнь.
Необходимо научить ребёнка правилам жизни во взрослом мире – в мире
спешащих людей и машин. Причём надо отметить, что автомобили становятся
опасными человеку в силу его недисциплинированности – как водителя, так и
пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители
недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГИБДД
недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессионализма.
2.1. Тип и вид программы.
Образовательная программа «Светофор» относится к социально-педагогической
направленности: создаются условия для социальной практики ребёнка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа
рассчитана на детей 14-16 лет срок реализации 1 год 2 часа в неделю, то есть,
рассчитана на 68 часов. Состав группы переменный, набор детей свободный. В
программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет
наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую
информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и
профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы,
самостоятельная подготовка.
2.2. Цели программы.
Основная цель программы: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита
их прав и законных интересов путём предупреждения ДТП , подготовка к
агитационной, пропагандистской, информационной деятельности безопасного
дорожного движения, ориентация на выбор будущей профессии. Профилактика
детского дорожно-транспортного травматизма. Создание условий для социального,
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
2.3. Задачи программы.
- Обучить Правилам
дорожного движения по программе «Светофор»
- Создать условия
для практического применения ПДД.
- Сформировать
навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
- Воспитание
убеждённого образцового участника дорожного движения;
- Изучить ПДД через
моделирование ДТ П.
- Закрепить навыки
безопасного движения: пассажира, пешехода, велосипедиста.
- Сформировать
активную жизненную позицию образцового участника дорожного движения.
- Информировать об
основных психологических состояниях во время ДТП;
- Дать информацию
об основах розыска людей, транспорта;
- Отработать
мастерство вождения велосипеда, мопеда;
Познавательная задача.
- Развитие познавательного интереса;
- Включённость обучающихся в познавательную
деятельность
Развивающая задача.
- Самостоятельности в принятии правильных
решений;
- Убеждённости и активности в пропаганде
добросовестного выполнения ПДД, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
. Воспитательная задача
- Внимательности и вежливости во
взаимоотношениях участников дорожного движения;
- Здорового образа жизни и навыка
самостоятельного физического совершенгства;
Обучающая задача.
- Уметь
работать с Правилами дорожного движения, выделять
нужную информацию;
- Читать информацию по дорожным знакам;
- Оценить дорожную ситуацию;
- Оказать первую помощь пострадавшему;
- Иметь навыки:
Дисциплины, осторожности;
2.4.принципы реализации.
В обучении-
практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании.- методы формирования сознания личности , методы организации
деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы
стимулирования и деятельности.
3. Учебно- тематический план.
№
|
Наименование раздела и темы программы
|
Кол-во теоретических часов
|
Кол-во практических часов
|
Всего часов
|
1
|
История и развитие ПДД. Информация о первом
светофоре, автотранспорте-легковом, грузовом, общественном, о велосипеде и
мопеде.
|
0,5
|
0.5
|
1
|
2
|
Правила дорожного движения в России. Общие
положения.
|
0,5
|
0.5
|
1
|
3
|
Обязанности пешеходов, водителей,
велосипедистов и пассажиров.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
4
|
Проблемы безопасности движения, причины ДТП.
|
0.5
|
0,5
|
1
|
5
|
ПДД для пешеходов. Правостороннее движение,
правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги, обход стоящего
транспорта у обочины.
|
0.5
|
0,5
|
1
|
6
|
Движение пеших групп и колонн, регулируемые
и нерегулируемые перекрёстки. Средства регулирования движения.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
7
|
ПДД для пассажиров. Виды общественного
транспорта. Правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
8
|
ПДД для велосипедистов- техническое
состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные
пути. Влияние погодных условий на движение ТС
|
0,5
|
0,5
|
1
|
9
|
Общие положения и обязанности водителей..
Решить тематические задачи: 1.2-1.8, 1.25,
|
0,5
|
0,5
|
1
|
10
|
Перекрёсток, главная дрога, уступить дорогу,
недостаточная видимость, вынужденная остановка, маршрутное транспортное
средство. Решить тематические задачи: 1.1, 1.14-1.18
|
0,5
|
0,5
|
1
|
11
|
Обгон, дистанция и боковой интервал,
разрешённая максимальная масса. Что должен иметь при себе водитель. . Решить
тематические задачи: 2.1- 2.5, 2.7- 2.10. поведение водителя при ДТП, запреты
при управлении водителем ТС.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
12
|
Предупреждающие знаки. Знаки приоритета.
Решить тематические задачи: 3.1, 3.4, 3.7-3.9, 3.10-3.18, 3.110-3.114
|
0,5
|
0,5
|
1
|
13
|
Запрещающие знаки. Предписывающие знаки.
Решить тематические задачи: 3.16-3.19, 3.114-3.119, 3.50-3.60.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
14
|
Знаки сервиса. Знаки особых предписаний.
Знаки дополнительной информации. Решить тематические задачи: 3.61-3.70.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
15
|
Дорожная разметка. Взаимодействие с
транспортными средствами, обозначенными специальными сигналами. Решить
тематические задачи: 4.1-4.8, 5.1-5.7,13.6.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
16
|
Взаимодействие водителей с пешеходами
велосипедистами. Решить тематические задачи: 13.1-13.6, 14.1-14.8.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
17
|
Начало движения, перестроение объезд и
встречный разъезд. Поворот и разворот на перекрёстке. Решить тематические
задачи: 4.32-4.37,8.41-8.46, 8.47-8.55,8.65-8.70.1
|
0,5
|
0,5
|
1
|
18
|
Разворот вне перекрёстка и движение задним
ходом. Расположение на проезжей части. Решить тематические задачи.8.56-8.64,
8.84-8.100.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
19
|
Регулирование дорожного движения.
Очерёдность проезда перекрёстков, определение очерёдности при проезде
перекрёстков равнозначных дорог. Решить тематические задачи. 6.1-6.5, 6.13,
6.14, 6.30, 6.32, 9.11-9.18, 12.98-12.99
|
0,5
|
0,5
|
1
|
20
|
Определение очерёдности при проезде
перекрёстков неравнозначных дорог. Определение очерёдности при проезде
регулируемых перекрёстков. Решить тематические задачи: 9.20-9.32, 5.1-5.12
|
0,5
|
0,5
|
1
|
21
|
Скорость. Обгон. Выбор места для остановки
(стоянки). Решить тематические задачи. 5.14-5.22, 7.1-7.12
|
0,5
|
0,5
|
1
|
22
|
Особые условия движения. Движение через
железнодорожные пути. Движение в тёмное время суток и в условиях
недостаточной видимости. Решить тематические задачи: 5.24-5.36, 7.15-7.26,
9.19, 9.20.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
23
|
Буксировка механических транспортных
средств. Учебная езда. Перевозка грузов и людей. Решить тематические задачи;
4.15-4.21, 19 21-19. 28.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
24
|
Требование к техническому состоянию и
оборудованию транспортных средств. Решить тематические задачи: 4.28- 4.36,
5.50-5.59,
|
0,5
|
0,5
|
1
|
25
|
Основы обеспечения безопасности дорожного
движения. Наблюдение за обстановкой на дороге. Решить тематические задачи:
3.89-3.98, 7.31- 7.42
|
0,5
|
0,5
|
1
|
26
|
Оценка тормозного и остановочного пути.
Выбор безопасной дистанции и бокового интервала. Решить тематические задачи:
5.61-5.72, 8.1-8.13
|
0,5
|
0,5
|
1
|
27
|
Выбор безопасной скорости движения. Скорость
в условиях интенсивного движения. Решить тематические задачи: 4.39-4.48,
4.100 -4.111.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
28
|
Скорость на автомагистралях. Скорость в
поворотах. Скорость на 1подъёме и спуске. Работа по билетам ПДД.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
29
|
Скорость при проезде особо опасных участков
дороги. Скорость и скользкая дорога. Скорость и условия видимости. . Работа
по билетам ПДД.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
30
|
Скорость и надёжность водителя. Поле зрения
водителя. Ошибки восприятия скорости. Восстановление устойчивости и
управляемости автомобиля. . Работа по билетам ПДД.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
31
|
Ответственность водителя. . Работа по
билетам ПДД.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
32
|
Основные правила доврачебной помощи
пострадавшим. Оказание первой доврачебной помощи при различных видах травм.
Транспортировка пострадавших при ДТП. Работа по билетам ПДД.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
33
|
Игры и соревнование велосипедистов
|
0,5
|
0,5
|
1
|
34
|
Подведение итогов. Сдача зачёта по ПДД. По
билетам ПДД.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
Программам рассчитана на 34 часа.
4. содержание программы.
Программа состоит из разделов и тем:
- Теоретическая часть
- история и развитие ПДД.
- Правила дорожного движения в России
- Общие положения и обязанности
- Дополнительные требования к движению
велосипедов, мопедов
- Дорожные знаки
- Дорожная разметка
- Взаимодействие с транспортными средствами,
обозначенными специальными сигналами
- Взаимодействие водителей с пешеходами и
велосипедистами
- Общение на дороге
- Начало движения, перестроение, объезд и
встречный разъезд
- Поворот и разворот на перекрёстках
- Разворот вне перекрёстка и движение задним
ходом
- Расположение на проезжей части
- Регулирование дорожного движения
- Очерёдность проезда перекрёстков
- Скорость движения, обгон
- Выбор места для остановки и стоянки
- Особые условия движения
- Требование к техническому состоянию и
оборудованию ТС
- Основы обеспечение безопасности дорожного движения
- Ответственность водителя
- Практическая часть
- Нарисовать схемы остановочного и тормозного
путей автомобиля
- Проверить теоретические и практические
знания велосипедистов
- В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных
знаков, написать их названия
- Работа с книгой
- Разбор ДТП
- Решение тематических задач
- Работа по билетам ПДД
- Беседы
- Самостоятельная работа
Суть содержания программы: теоретическая,
практическая.
Ориентация содержания: правовое.
Стиль: современный.
5. Условия реализации программы.
- В обучении - практический (решением
тематических задач и билетов по ПДД), словесный ( как ведущий –
инструктаж, беседы, разъяснения).
Содержит : дидактические материалы,
санитарно-гигиенические – занятия проходят в кабинете технология, где имеются
валеолого-оздоровительные условия, при наличии которых возможно эффективное
достижение запланированных целей.
6. Список литературы для педагогов.
- Подборка журналов «За рулём».
- Упражнения по правилам движения транспортных
средств. А.И. Азарх. Москва. Транспорт. 1999.
- ПДД с опасными дорожными ситуациями. М :
«Мартин», 2006.
- Тематические задачи категории «А» , «В»,
Громоковский Г.Б. М. «Третий Рим». 2006.
- Правила дорожного движения Р.Ф. Москва.
«Третий Рим». 2007.
- Билеты по ПДД категории «А», «В».
Громоковский Г, Б, «Третий Рим» 2007.
- Билеты ПО ПДД категорий «В», «С».
Громоковский Г.Б. «Третий Рим» 2006.
Литература для Учащихся.
- Правила дорожного движения Р. Ф. Москва.
«Третий Рим». 2007
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.