Главная / Другое / Программа студии танца Экспрессия

Программа студии танца Экспрессия

«ПЛАСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ»


I.Общие сведения.

Программа направлена на подготовку учащихся к основной танцевальной деятельности в коллективах при ДК, клубах и других культурных учреждениях.

Программа рассчитана на три года обучения с охватом детей начальной школы. Занятия посещают дети по желанию с опорой на интерес к этому виду искусства. Программный материал построен на материале классического, народного и современного танца. Учащиеся приобретают умение не только правильно повторить танцевальные движения, но и проявить свою индивидуальность и творческое начало в исполнении танца.


Программа разработана для учащихся общеобразовательных школ разного уровня танцевальных способностей и рассчитана на три года обучения. Формируются 3 группы. В первую группу (№ 1) входят дети не имеющие танцевальную подготовку (I год обучения), во вторую (№2) – дети, ранее занимающихся в танцевальных секциях и обладающие минимальными знаниями основ танцевального искусства (II год обучения); в третью (№3)- дети, пошедшие обучение в предыдущих группах (III год обучения). Дети 6-летнего возраста, имеющие способности в хореографии; могут заниматься в группе №1.


Группы занимаются по 3 часа в неделю. Общее количество часов – 112 часов в год для каждой группы.

Количество учащихся в каждой группе 10-15 человек .


II. Документы, материалы, с учетом которых составлена программа.

Программа составлена на базе:

  1. методических разработок преподавателей Гиттиса (Никитина В.Ю.), Центра личного роста ребенка д/с 1952 (Мотяшина А.А.);

  2. методического материала Школы Йоги;

  3. мастер-класс Мерса, Кэннинкема и других американских преподавателей

на фестивале танца в Москве в 1995 г.,

  1. собственного опыта работы с детьми.


III. Цели и задачи.


Цель обучения – овладение учащимися основами танцевальной пластики, развитие физических и творческих способностей ребенка, повышение культурно-эстетического уровня, формирование личностных и коллективных качеств.

Задачи:

- учить красиво двигаться под музыку (пластика движения);

- способствовать физическому развитию ребенка (осанка, координация движения, эластичность мышц, гибкость, подвижность и пр.);

- формировать эмоционально- эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;

- развивать импровизационное начало мира танца у ребенка;

- развивать индивидуальное исполнительское искусство, мастерство в танцах.

- дать возможность участвовать в создании собственного творческого продукта;

- формировать умение работать в коллективе, группе, паре; учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству своих сверстников;

- учить показывать свои танцевальные возможности на сцене;

- снять мышечное и психологическое торможение во время публичных выступлений.



IV. Пояснительная записка.


Пластика – искусство ритмических движений тела (6) Пластика танцевального движения – это обучение ритмическим движениям на основе различных танцевальных стилей. Программа предполагает обучение танцевальной пластике на основе элементов классического станка и различных направлений современного танца (хип-хоп, диско, рэп, фанк, джаз).

Стремление танцевать заложено природой в каждом человеке. Танцевать может каждый, независимо от таланта, данных, внешности. Но танцевать красиво, грациозно, пластично возможно только через обучение. Ритмично двигаться можно научить кого угодно, но передать смысл движения, эмоционально окрасить свое исполнение может только образованный в танцевальной сфере человек.

Данная программа дает возможность детям понять пластику танцевального движения, провести танец через себя на физическом и эмоциональном уровне.

Занятия включают в себя не только практический материал, который представляется детям в готовом виде, но и теоретический, заставляющий детей размышлять над искусством танцевать. Практическая часть включает занятие аэробикой, ритмикой, и, следующей за ними, релаксацией, имеющей медитативный характер. Здесь учащиеся сначала разогревают мышцы, растягивают их и сухожилия, делают тело более гибким, а движения скоординированными, затем расслабляются, нормализуя свое состояние. Такое сочетание нагрузки позволяет ребятам высвободить ненужную энергию, раскрепостить свое тело, зарядиться эмоционально. Теоретическая часть имеет разделы, которые будут рассмотрены в последующих частях программы. Учителю надо иметь ввиду, что на занятиях по теории не должно быть отсутствие двигательной активности учащихся. Только в отличие от теоретических занятий на практических уроках в творческий процесс создания танцевальных движений должны включаются и дети.

Наличие разновозрастных групп требует различного методического подхода к занятиям. В группе №1 занятие уподобляется игре, танцевальные движения приближены к пантомиме; название, разучивание движений должно проходить в ассоциативной манере, терминология используется минимально. Для группы №2 и №3 обучение проходит на использовании танцевальной специальной терминологии при постановке танцевальных блоков.

В группе №3 возможны постановки масштабных танцев для выступления на концертных площадках. Учащиеся групп №1и2 также имеют выступления, однако их постановки носят эпизодический характер в танце.

Организация занятий начинается и заканчивается поклоном: в начале учебного года классическим, в конце -импровизационным.



V. Учебные темы.


Первый год обучения


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ (3 урока)

1. Формирование группы

ГИМНАСТИКА (17 уроков)

  1. Упражнения на осанку.

  2. Упражнения на «выворотность».

  3. Упражнения на гибкость.

  4. Растяжка.

  5. Закрепление изученного.


РИТМИКА (9 уроков)

  1. Введение понятия ритмической структуры музыки (2\4, ,3\4, 4\4)

  2. Упражнения на различение ритма.

  3. Ритмика с предметами

  4. Понятие сильной и слабой долей в музыке и танце

  5. Понятие музыкального темпа. Пластика движения в быстром и медленном темпах.

  6. Закрепление изученного


ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА (26 уроков)

1.VI и I,II позиции ног.

2. Demi plie по VI, I, II позициям.

3.Releve поVI, I, II позициям.

4. Battement tendu в сторону по I позиции.

5. Pikke в сторону, вперед, назад.

6.Sotte по VI позиции.

7.Трамплинные прыжки по VI позиции.

8. Pass courru по диагонали.

9. Grand battement (в партере)

10. Закрепление изученного


ПЛАСТИКА (12 уроков)

  1. Возможность танцевать ногами. Танцевальный блок «Пружинка».

  2. Возможность танцевать ступнями. Танцевальный блок «Русская дорожка»

  3. Танцуем головой .Танцевальный блок «В домике»

  4. Можно ли танцевать рукой? Танцевальный блок «Утята».

  5. Танцуем корпусом. Танцевальный блок «Заводная деревянная кукла».

  6. Закрепление изученного


ПАНТОМИМА (6 уроков)

  1. Подводное царство.

  2. Зима.

  3. Повадки животных.

  4. Индивидуально-показательные выступления учащихся с отгадыванием показываемых образов.


ИМПРОВИЗАЦИЯ (8 уроков)

  1. Детские песенки с образом-героем (например, «Красная шапочка», «Волшебник-неудачник» и др.)

  2. Музыкальная сказка.(«Волк и козлята»)

  3. Пародия на героев из мультфильмов.


ТАНЦЫ (33 урока)

  1. Постановочная деятельность.

  2. Репетиционная работа.

  3. Показательные выступления.



3


4

2

3

3

5



1

1

2

1

1


3



2

2

4

2

2

1

1

2

2

8



2

1


2

2

2


3



1

1

2

2




2


4

2



18

8

7


ИТОГО

112


Второй год обучения


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ (1урок)

1. Формирование группы

ГИМНАСТИКА (18 уроков)

  1. Упражнения на осанку.

  2. Упражнения на «выворотность».

  3. Упражнения на гибкость.

  4. Растяжка.

  5. Акробатика.

  6. Закрепление изученного.


РИТМИКА (9 уроков)

  1. Затакт. Выражение затакта через движение

  2. Выполнение одного и того же движения в ритме 2\4 и4\4

  3. Различение сильной и слабой долей в музыке.

  4. Фразеровка музыки. Упражнения на определение начала и конца фразы

  5. Музыкальный темп. Изменение движения в зависимости от темпа.

  6. Закрепление изученного


ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА (27 уроков)

1.III позиция ног.

2. Demi plie по I,II,III позициям.

3.Releve по I,II,III позициям.

4. Battement tendu крестом по III позиции.

5. Port de bras вперед , назад, в сторону

6. Battement tendu jette по I позиции в сторону.

7. Sotte по I, II позициям.

8. Grand battement (по диагонали)

9. Pass courru по кругу.

10. Трамплинные прыжки, разножки

11. Закрепление изученного


ПЛАСТИКА (12 уроков)

1.Возможность ног в танце. Русский перепляс сидя на стуле.

2.Возможность танцевать ступнями. «Топотушки-дробушки» (сидя)

3.Танец для головы.

4.Как можно танцевать руками? Восточные танцы.

5.Танцуем корпусом. Танцевальный блок «Тряпичная кукла».

6.Закрепление изученного


ПАНТОМИМА (6 уроков)

  1. Этюды. («Глажка», «Уборка», Чтение» и.т.д.)

  2. Мои любимая игрушка.

  3. Времена года

  4. Индивидуально-показательные выступления учащихся с отгадыванием показываемых образов.

ИМПРОВИЗАЦИЯ (8 уроков)

  1. Детские песни с образом состоянием (например, «Колыбельная», «Лето»)

  2. Музыка на различное настроение («Space», «Метель», Одинокий пастух»)

  3. «Конкурс настроений»


ТАНЦЫ (33 урока)

  1. Постановочная деятельность.

  2. Репетиционная работа.

  3. Показательные выступления.



1


2

1

2

3

3

7



1

1

1

2


1


3



1

2

2

2

3

2

2

2

1

2

8



2

1

2

2

2

3



1

1

2

2




2


2


4



18

8

7


ИТОГО

112


Третий год обучения


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ (1УРОК)

1. Формирование группы

ГИМНАСТИКА (18 уроков)

  1. Упражнения на осанку.

  2. Упражнения на «выворотность».

  3. Упражнения на гибкость.

  4. Растяжка.

  5. Акробатика.

  6. Закрепление изученного.


РИТМИКА (9 уроков)

  1. Введение понятия сложного ритма «Испания» (синкопы).Выполнение одного и того же движения в синкопическом ритме.

  2. Сильная и слабые доли в музыке. Перевод музыкального акцента в двигательный.

  3. Фразеровка музыки. Наложение последовательности движений на музыкальную фразы.

  4. Влияние идеи танца на выполнение фразеровки музыки.

  5. Понятие музыкального темпа. Перестроение движения в зависимости от темпа.

  6. Закрепление изученного


ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА (27 уроков)

1.IV, V позиция ног.

2. Demi plie по IVи V позициям.

3.Releve по IV и V позициям.

4. Battement tendu крестом по V позиции.

5. Battement tendu jette по V позиции крестом.

6. Rond de jamb par terre.

7. Sotte по V позиции.

8. Jette по диагонали.

9. Закрепление изученного


ПЛАСТИКА (12 уроков)

  1. «Пружинка» в современных стилях.

  2. Танец для ступней. В мире стэпа.

  3. Танец для головы. «В восточном и индийском стилях».

  4. Танцуем только руками. «Волны».

  5. Танцевальные движения корпусом. «В джазовом стиле (сбросы)»

  6. Закрепление изученного


ПАНТОМИМА (6 уроков)

  1. Свободная пластика пластика под вокальное произведение.

  2. Создание танцевальных блоков для отдельных частей тела и их комбинирование.

  3. Принципы создания коллективного образа.


ИМПРОВИЗАЦИЯ (8 уроков)

  1. Морская стихия (штиль,шторм)

  2. Природные стихии (огонь ,вода, земля, воздух)

  3. Настроения (смех, слезы, злоба)

  4. Индивидуально-показательные выступления учащихся с отгадыванием показываемых образов.


ТАНЦЫ (33 урока)

  1. Постановочная деятельность.

  2. Репетиционная работа.

  3. Показательные выступления.



1


2

1

2

3

4

6



2



2


1


1

1


2



2

3

2

2

2

3

2

2

9



2

2

1

2

1

4



2

2

2



2

2

2

2




18

8

7

ИТОГО

112



VI. Основная часть


Урок состоит из следующих частей:

-РАЗМИНКА. Это обще-развивающие упражнения, направленные на разогрев основных групп мышц, формирование правильной постановки корпуса. Выполнять эти упражнения можно стоя или в партере. Первоначально выполнение разминочных упражнений осуществляется под счет преподавателя в сопровождении музыки. Ближе к концу учебного года дети могут проводить ритмику-разминку самостоятельно.

-ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА или ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Это может быть введение новых теоретических знаний по теме «Ритмика», «Основы классического экзерсиса», «Пластика» или их повторение. Данный раздел урока может опускаться во время генеральных репетиций перед выступлениями.

-ПРАКТИЧЕКОЕ УСВОЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Здесь проходит отработка теоретических знаний на практике или постановочная деятельность.

-РЕЛАКСАЦИЯ. Это «театральная» часть урока по темам «Пантомимы», и «Импровизации». Переключение на новый способ исполнения танцевального движения: выполнения его в свободной, а не заданной форме, помогает ребенку отдохнуть. Поэтому, даже маленькие дети способны выдержать полуторачасовой урок.

Релаксационная часть урока может состоять из медитационных упражнений, направленных на расслабление мышц. Это могут быть упражнения типа «стрейчинг».Хочется заметить, что релаксация через «стрейчинг» может проходить в середине урока, если идет усвоение сложного, очень динамического материала.


«Ритмика»

Первое и главное качество, которым должен обладать ребенок, занимающийся танцами,- это чувство ритма. Если в процессе аэробных занятий дети усваивают ритм неосознанно, вдобавок, учитель помогает выполнению упражнения ритмично, производя счет под музыку, то на занятиях «Ритмикой» ребенок осознает ритмические структуры в музыке.

Умение ориентироваться во временно-музыкальном пространстве требует специального обучения. Музыка в целом, деление ее на музыкальные фразы, еще более мелкое дробление фразы (начало, середина, конец) – это объединяет и показывает учитель.

Занятие ритмикой включает не только усвоение теоретического материала. Немаловажная часть – разводка различных рисунков от простого круга до сложных композиций: «до-за-до» и «группировок».

«Основы классического экзерсиса»

Изучению классического экзерсиса обязательно должна предшествовать разминка в партере на выворотность, растяжку, гибкость. Разминка может быть включена в практическую часть урока (аэробику) или быть отдельным комплексом в теоретической части урока. В 1 случае партерная разминка разогревает и растягивает мышцы, во 11 – представляет собой освоение нового движения (developpe, grand battements)

В основном, последовательность изучения классических элементов совпадает с общепринятой гос. программой. Однако, чтобы занятия не получились скучными, статичными, необходимо сразу вводить динамические элементы экзерсиса: средние и большие прыжки, бег. Разучивание движения происходит лицом к опоре или в партере, затем – на середине. Для обозначения движения необходимо пользоваться общепринятой терминологией на французском языке (Д.Гастровицкая, А.Писарев «Школа классического танца»,Л.,76)


«Пластика»

Дети должны осознать, прочувствовать свое тело и его возможности. Как тело может быть «инструментом» танца. Учитель самостоятельно или вместе с детьми придумывает танцевальный блок для каждой части тела. Такое творческое задание можно давать домой.

Элементы пластики вводятся в начале тематического урока в качестве разогрева мышц или в середине – как творческое задание. Для группы №2 можно использовать анатомические знания детей.

«Пантомима»

Пантомима является подготовкой учащихся к концертным выступлениям. Она помогает детям стать более раскрепощенными на сцене, не бояться публичных выступлений.

Этот подраздел программы основывается на актерском искусстве.

Темы «Пантомимы» не обязательно давать отдельным комплексом. Их можно ввести в занятие наряду с другими элементами урока, например, немного в начале занятия в качестве разминки, немного в середине – как отдых после сложной предыдущей темы, или немного в конце занятия, как игра.

Вначале учебного года целесообразно дать специальные упражнения, которые позволяют увидеть и убрать закрепощения тела, а также улучшить взаимоотношения в группе (школа йоги). Далее дети должны выполнять групповые пантомимные постановки. Сольный показ целесообразно включать, когда дети познакомятся и лучше узнают друг друга. Каждый образ, ситуация, обыгрываемые детьми, должны иметь музыкальное сопровождение.


«Импровизация»

В данной программе подразумевается движение телом без задания темы, специального образа под музыкальное сопровождение.

Импровизация может быть индивидуальной или групповой.

Следует заметить, что у маленьких детей могут возникнуть трудности с подбором движений. В этом случае нужна легкая «подсказка» преподавателя (но не изображение конкретного движения). Подсказка может осуществляться в основной форме, жестом, намеком на движение, но не самим движением. Само движение в импровизации должно исходить от побуждения ребенка, должно быть связано с его внутренними импульсами.

В начале обучения импровизация основа на танцевальных движениях идет имитирующих текст. Ребенок «показывает танцем» о чем поется в песне. К концу обучения необходимо добиваться свободной пластики, подчиняясь не тексту, а настроению музыкального произведения. Учащиеся должны сами придумывают танцевальные блоки, освоив принцип создания танцевальных композиций.

В конце урока импровизация проводится для поднятия настроения, небольшого отдыха от постоянного запоминания.

«Танцы»

В группах №1,2, постановка танца – законченных хореографических номеров, доведение их до рабочего состояния путем репетиций (в группе №3) – не должно являться целью занятий, это должно быть неким итогом учебного года. Постановка должна базироваться на знаниях и умениях, которые учащиеся получили в течении всего учебного процесса. Танец должен быть не только правильным исполнением поставленных движений, но и творческим самовыражением. Постановка танца может начинаться с первых занятий. Тогда занятия приобретают конкретный смысл, а перед учащимися ставится конкретная творческая задача. Отведение целого урока или его большей части для постановки танца своевременно при разведении различных перестроений.

Для групп №1,2 учитель должен поставить 1-2 танца в учебный год. Группа №3 исполняет все танцы сольной концертной программы студии.



VII. Критерии оценки результатов обучения


По окончании данного курса учащиеся должны знать:

-как танец связан с музыкой и зависит от нее;

-как танцевать красиво, пластично, интересно;

- как создавать танцевальные блоки;

- основы классического экзерсиса;

и уметь:

- двигаться под музыку правильно (в такт, ритм музыки), пластично (координировано), эмоционально (с переживаниями);

-запомнить танец: движения и перестроения.


Успешность обучения оценивается по результатам совместной деятельности учащихся и учителя, воплощенных в танцах, произведениях выносимых на суд зрителей, открытых уроках для родителей. Одним из способов оценки является отношение зрителей. Но это не только количество аплодисментов. Главное- интересно ли зрителю смотреть выступление ребят. Этот критерий можно назвать субъективным. Что же касается объективной оценки, то здесь необходимо разделить два ее вида – оценка групповой деятельности и оценка индивидуальных достижений обучающихся.

Оценка групповой деятельности проходит через участие коллектива в различных концертах, конкурсах, смотрах. Это – мнение специалистов.

Оценка индивидуальных достижений происходит через ту же концертную деятельность. Здесь внимание обращается на качество исполнения отдельными учащимися. То же касается и открытых уроков, когда оценивается каждый ученик в отдельности. Индивидуальные достижения может оценивать и сам преподаватель, включая в репертуар разучивания сольных фрагментов.

Таким образом, показатель успеваемости учащихся – участие в репертуаре и роль в танце.

Оценку результатов обучения можно выставлять исходя из начальных данных, полученных после тестирования при формировании группы.

VIII. Условия для реализации программы


Программа реализуется в актовом зале. Оптимальное количество детей в группе – 10-15 человек. Занятия проводятся под магнитофон.

Для занятия в партере необходимы коврики.

Классический экзерсис изучается у опоры (палки) или должна быть свободная стена.

Обязательна работа на сцене.

Вопрос реквизита и костюмов связан с вопросами материального обеспечения. Решается он силами родителей и возможностями педагога (его связями с другими учебными заведениями, танцевальными коллективами).

Для работы в группе №1 возможно привлечение наглядных пособий (картинок для пантомимы).

Хорошо использовать видеосъемку, чтобы дети имели возможность оценить себя со стороны.

IX. Литература.

  1. В. Пасютинская «Волшебный мир танца», М., Просв.,1985.

  2. М.С.Боголюбская «Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах М., 1982

  3. В.Ю.Никитин «Джазовая разминка, как подготовка к танцу», М., 1987

  4. В.Яневская «Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ»,М.,1979

  5. А.И.Бокатов «Йога для детей «, М., 1984

  6. С.И.Ожегов «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 1990 г.

11


Программа студии танца Экспрессия
  • Другое
Описание:

  Программа студи эстрадного танца носит название "Пластика танцевального искусства" и направлена на подготовку учащихся к основной танцевальной деятельности в различных коллективах. Танцевать может каждый, независимо от таланта. Но танцевать красиво ,грациозно, пластично возможно только через обучение. Ритмично двигаться можно научить кого угодно, но передать смысл движения, эмоционально окрасить свое исполнение может только образованный в танцевальной сфере человек.Учащиеся приобретают умение не только правильно выполнять танцевальные движения, но и проявить свою индивидуальность и творческое начало в исполнении танца.

Автор Князева Виктория Викторовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 50662
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓