Главная / История / программа спецкурса на тему "История в лицах" (9 класс)

программа спецкурса на тему "История в лицах" (9 класс)

Предпрофильный элективный курс по истории "История в лицах", 9-й класс

  • Булгакова Елена Петровна – учитель истории и обществознания

Разделы: Преподавание истории и обществознания

hello_html_5a95f6ba.gif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.

Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Цель данного курса – попытаться найти истину в решении проблемы «роль личности в истории» на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других.

Выстраивая в хронологической последовательности ряд выдающихся российских и советских политических деятелей, я ставлю задачей этого курса показать историю страны в лицах. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.

Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица.

Данная программа рассчитана на 17 часов. И должна быть реализована в три этапа. Первый этап предполагает ознакомление с курсом, цикл лекций по курсу. Второй этап носит практический характер, его главной целью является научить ребят составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные»; научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике, представленной в учебной программе. Третий этап предполагает индивидуальную работу с учеником или группой ребят по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихся.

В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащийся будет готовить отчётную работу

Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и основных идей курса заключаются в следующем:

  1. Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных источниках;

  2. Обучить правилам ведения учебной дискуссии;

  3. Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?»;

  4. Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов девятиклассников;

  5. Показать, как эпоха репрессий заставляла человека делать выбор: на чьей стороне быть, укрыться «в норе», молчать или говорить, а главное – видеть, думать и помнить или отворачиваться и забывать;

  6. научить составлять синхронистические таблицы;

  7. научить составлять типологические таблицы;

  8. научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике.

Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами документов и таблиц, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговую конференцию.

Для достижения вышеизложенных целей и требований к курсу предлагаются следующие формы и режимы занятий:

  1. Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных источниках поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового и повествовательно-описательного характера, по теме «Политические репрессии в судьбе человека».

  2. Обучить правилам ведения учебной дискуссии поможет ролевая игра «Круглый стол» на тему «Элита Красной армии на голгофе».

  3. Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?» можно благодаря лекции с элементами беседы на тему «Лидер – кто он?».

  4. Показать, как эпоха репрессий заставляла человека делать выбор: на чьей стороне быть, укрыться «в норе», молчать или говорить, а главное – видеть, думать и помнить или отворачиваться и забывать, можно на 4-х практических занятиях: «Руководители государства», «Наркомы внутренних дел», «Учёные в советском обществе».

  5. Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.

  6. Научить составлять типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные» на 3-х практических занятиях, после прослушивания лекций по этим темам.

  7. Научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по деятельности того или иного исторического деятеля можно на практических и лабораторных занятиях.

В результате работы учащиеся должны составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; учащиеся с низкой познавательной активностью должны подобрать материал для хрестоматии по выбранному ими объекту изучения; учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля ХХ века; а учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма по выбранному объекту изучения.

За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологии.

Итоги реализации данной программы элективного курса будут представлены на итоговой конференции-выставке «ИСТОРИЯ ХХ ВЕКА В ЛИЦАХ». За участие в конференции ребята награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени, а также правом опубликовать свою работу в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса «ИСТОРИЯ ХХ ВЕКА В ЛИЦАХ»

п/п

Темы занятий

Количество часов

Форма занятия

Форма подведения итогов

1.

 

2-5

 

6-11

 

12-14

 

15-17

 

18-20

 

21-24

 

25-27

 

28-30.

 

31-32.

33-34

Введение. Роль личности в истории ХХ века.

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Учёные ХХ века на службе Отечеству:

Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.

 

Составление синхронистической таблицы «Современники».

 

Конференция-выставка «История ХХ века в лицах».

Резерв

1(1)

 

1 (2)

1 (3)

1 (4)

1 (5)

 

1 (6)

1 (7)

1 (8)

1 (9)

1 (10)

1 (11)

 

1 (12)

1 (13)

1 (14)

1 (15)

1 (16)

1 (17)

 

3 (18-20)

 

4 (21-24)

 

3 (25-27)

 

3 (28-30)

 

2 (31-32)

Лекция

 

Лекция

Практика

 

 

 

Лекция

Практика

 

 

Лекция

Лабораторное занятие

Лекция

Лабораторное занятие

 

Круглый стол

 

Лекция

 

Лекция

 

Практическое занятие

 

Эссе на тему «Какими качествами должен обладать лидер?».

 

Составление типологической таблицы «Руководители государства»

 

Составление типологической таблицы «Основные реформы ХХ века».

 

 

 

Письменный анализ документа.

 

Составление хрестоматии по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

 

 

 

Составление хрестоматии по теме «Элита Красной Армии на голгофе».

 

Составление типологической таблицы «Полководцы».

Составление типологической таблицы «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

Составление синхронистической таблицы «Современники» по образцу.

Индивидуальные итоговые проекты.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ХХ ВЕКА В ЛИЦАХ»

Введение. Роль личности в истории ХХ века. Лекция.

Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют, другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Где же истина? Выдающиеся деятели России одни более, другие менее, оказали влияние на ход истории. И лучше это удавалось тем, кто знал и учитывал законы развития и улавливал потребности и возможности общества. Чьи устремления больше соответствовали вызову времени. И наоборот, попытки вмешательства в эволюционный процесс, даже продиктованные благими целями, но без учёта этих возможностей и потребностей, заканчивались неисчислимыми страданиями людей, регрессом, деградацией общества, государства. Однако историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. Увы, наша история, как дореволюционная, так и советская, это прежде всего войны, сражения, завоевания. На этой основе и формировалось чувство патриотизма, гордости за своё Отечество. Что притупляло ощущение ущербности от осознания принадлежности к народу с самым низким жизненным уровнем среди развитых стран. Нищета отдельно взятого человека компенсировалась богатством Родины и её военной мощью.

В предлагаемом курсе мы будем говорить о людях, пытавшихся сделать Россию, СССР могущественной не только в военном, но и в экономическом и культурном плане.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено написать эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Лекция должна содержать краткую характеристику жизни и деятельности руководителей государства.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы, в которой обязательно должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности.

Руководитель

Годы правления

Форма правления

Основные направления деятельности

Основные исторические события

Результат правления

 

 

 

 

 

 

В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Лекция должна осветить реформаторскую деятельность выше перечисленных реформаторов.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы «Основные реформы ХХ века», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.

Реформатор

Годы реформ

Название реформы

Основные положения реформы

Результат и значение реформы для государства

 

 

 

 

 

В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

Лекция должна содержать основные моменты деятельности этих людей на посту наркома внутренних дел и ответить на вопрос: как повлияла их деятельность на ход исторического процесса в СССР?

Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности данных наркомов внутренних дел СССР. Работа должна носить сопоставительный характер.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено сделать письменный сопоставительный анализ трёх документов по вопросам.

Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

Лекция познакомит ребят с судьбами репрессированных в годы культа личности Сталина, с особенностями их взглядов на политику государства, раскроет причины их реабилитации.

Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности Н.И. Бухарина, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, А.А. Кузнецова, Я.Э. Рудзутака, А.И. Рыкова, Л.Д. Троцкого. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь ребятам отобрать самые интересные и содержательные документы для учебной хрестоматии по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

Круглый стол. Данная ролевая игра поможет обучить правилам ведения учебной дискуссии на примере деятельности М.Н. Тухачевского, И.Э. Якира, В.К. Блюхера, А.И. Егорова. Расправы с военными занимают особое место в истории политических репрессий в СССР. Уничтожение значительной части армейской элиты было едва ли не первой кампанией, организованной не по «классовому», а по профессиональному признаку. Документы должны содержать уникальные сведения о деятельности этих военачальников.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить тексты для хрестоматии по теме «Элита Красной Армии на голгофе».

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

2-х часовая лекция будет посвящена раскрытию полководческого таланта Маршала СССР Г.К. Жукова, Маршала СССР А.М. Василевского, Маршала СССР И.С. Конева, Маршала СССР К.К. Рокоссовского, Маршала СССР Р.Я. Малиновского.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить типологическую таблицу «Полководцы Великой Отечественной войны»

Учёные ХХ века на службе Отечеству: Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.

2-х часовая лекция расскажет о деятельности учёных, о пользе их открытий для нашего государства и о роли государства в судьбе этих выдающихся учёных. Результатом работы должна стать типологическая таблица «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

Учёный

Годы жизни

Глава государства

Научное открытие или изобретение

Результат и значение открытия или изобретения для государства

 

 

 

 

 

Составление синхронистической таблицы «Современники».

Участники исторического процесса

Глава государства

Видные политические деятели

Представители науки

Представители культуры

Характер взаимоотношений

 

 

 

 

 

Конференция-выставка «История ХХ века в лицах».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (Приложение

Программа

Элективного курса по истории России

в 9 классе

(34часа)

«Царские династии»

Составила учитель общественных дисциплин

МКОУ «Булгаковская ООШ».

Наш век пройдет. Откроются архивы.

И все, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор

Богов иных тогда померкнут лики,

И обнажится всякая беда.

Но то, что было истинно великим

Останется великим навсегда.

Н.Тихонов.

Пояснительная записка

Курс предназначен подготовить учащихся предпрофильных классов к восприятию истории страны через призму правления великих русских князей, царей, императоров, научить учащихся анализировать исторические события в период их правления и давать развернутую и аргументированную интерпретацию этих событий.

Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации.

В данной программе автор отдает приоритет общечеловеческим ценностям при анализе исторических событий, роли личности в истории.

Программа курса приглашает ученика к дискуссии по наиболее актуальным проблемам отечественной истории. Вопросы рассчитаны на дискуссионный характер урочной работы и не предполагают единственно «правильного» ответа. Не столько ценен тот вопрос, на который сразу готов ответ, сколько тот, который побуждает все к новым вопросам и размышлениям.

Осмысление истории – процесс многообразный и творческий.

Курс освещает период отечественной истории с IX по XX век, содержит интереснейший материал по царским династиям. Курс состоит из трех частей. Первая часть «Русь Рюриковичей» охватывает период с 862 по 1462гг. – время образования Руси, ее расцвет и тяжелый период татаро-монгольского ига.

Во второй части «Россия Рюриковичей» рассматриваются события 1462-1613гг., то есть с момента правления Иоанна III до конца «смутного времени» (междуцарствия).

Третья часть «Российская империя Романовых» дает широкую панораму жизни страны с 1613 по 1917гг.

Автором представлены портреты многих князей династии Рюриковичей, царей и императоров Романовых.

Какими они были, князья и цари, правившие нашей страной более тысячи лет? Талантливые и бесталанные, лично добрые и недобрые, верные мужья и жены и, наоборот, ветреные и неверные, любящие заботливые родители – и жестокие.

Они создавали законы России и правили по ним. Были законы о престолонаследии, по которым большинство монархов вступали на трон. Некоторые из них этими законами пренебрегали и захватывали власть, опираясь на военную силу.

По мере изучения курса, обучающиеся, также познакомятся с профессией археолога, реставратора, историка, что поможет им в профессиональной ориентации.

Элективный курс также способствует подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА).

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота. А также данный элективный курс поможет учащимся в выборе профиля.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач.

Задачи курса:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • формирование информационной культуры;

  • формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся;

  • воспитание гражданской ответственности, патриотизма, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому своего и других народов;

  • пробуждение интереса к предмету, к поисково-исследовательской деятельности.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

  • рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

  • определять и аргументировано представлять собственное отношение к персоналиям истории данных периодов.

Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. История – это память народа, она не только является важным нравственным фактором, но и обогащает своим опытом каждое новое поколение.

Чтобы меньше делать ошибок сегодня, нужно внимательно изучать этот опыт, так как за событиями стоят конкретные люди.

Русский просветитель XVII века Сильвестр Медведев писал, что «как потерявший память человек безумен, так и общество, лишенное правдивой исторической литературы, лишено разума».

Автор курса ставит задачу научить обучающихся свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в дискуссиях на исторические темы, аргументировано доказывать свою точку зрения, умело пользоваться историческими документами, читая исторические романы уметь отличать исторические факты от художественного вымысла автора.

Привить любовь к истории.

«Уважение к минувшему – вот что отличает образованность от дикости», - подчеркивал А.С.Пушкин.

Содержание курса:

Раздел I «Русь Рюриковичей» (862-1462) – 10 часов.

В данный раздел входят вопросы:

  • Игорь - первый Рюрикович, его походы на Византию; гибель князя;

  • князь Святослав и его дружина; походы Святослава;

  • князь Владимир; язычество: принятие христианства;

  • князь Ярослав Мудрый; дочери, сыновья и внуки Ярослава;

  • княжеские усобицы; Владимир Мономах;

  • распад Киевской Руси;

  • радение Юрия Долгорукого о Земле Русской;

  • Александр Невский – воин, полководец, дипломат, борьба народов Руси с иноземными захватчиками;

  • Дмитрий Донской, отношения Москвы с Золотой Ордой;

  • Куликовская битва и ее историческое значение;

  • династическая война в Московском княжестве во второй трети XV века.

Раздел II «Россия Рюриковичей» (1462-1613) - 8 часов

  • Иван III – «Государь всея Руси» (1462-1505);

  • новые порядки в Кремле; державные деяния Ивана III;

  • Великий князь Василий III, завершение объединения русских земель (1505-1533);

  • Великий князь и царь Иоанн Васильевич Грозный (Иван IV) (1533-1584);

  • царь Федор Иоаннович;

  • царь Борис Годунов (1598-1605); его сын Федор Борисович 1605;

  • царь Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев (1605-1606);

  • царь Василий Иоаннович Шуйский (1606-1610);

  • междуцарствие (1610-1613)

Раздел III – «Российская империя Романовых» (1613-1917) – 16 часов.

  • царь Михаил Федорович (1613-1645);

  • царь Алексей Михайлович (1645-1676);

  • царь Федор Алексеевич (1676-1682);

  • царица-правительница Софья Алексеевна (1689-1696); царь Иоанн V Алексеевич; царь Петр Алексеевич (1682-1689); (Петр и Иоанн (1682-1696));

  • император Петр I (1696-1725);

  • императрица Екатерина I (1725-1727);

  • император Петр II (1727-1730);

  • императрица Анна Иоанновна Кровавая (1730-1740): император Иоанн VI Антонович (1740-1741);

  • императрица Елизавета Петровна (1741-1761);

  • император Петр III Федорович (1761-1762);

  • императрица Екатерина II Алексеевна Великая (1762-1796);

  • император Павел I (1796-1801);

  • император Александр I Благославенный (1801-1825);

  • император Николай I (1825-1855);

  • мператор Александр II Освободитель (1855-1881);

  • император Александр III Миротворец (1881-1894);

  • император Николай II (1894-1917).

Предполагаемый конечный результат по прохождению курса:

1.Научно – практическая конференция по теме курса.

2.Написание рефератов, докладов.

3.Создание презентаций.

Технические средства реализации материала курса:

Использование компьютера (диски «История России с древнейших времен до конца XVIII века», «История России, Век XX» ).

Тематическое планирование элективного курса по истории России в 9 классе.

«Царские династии»

(34 часа)

Тема

Количество часов


Раздел I Русь Рюриковичей (862-1462)

10

1

Рюрик. Игорь - сын Рюрика

1

2

Святослав Игоревич

1

3

Владимир I Святой

1

4

Ярослав Мудрый

1

5

Владимир Мономах

1

6

Распад Киевской Руси

1

7

Юрий Долгорукий

1

8

Александр Невский

1

9

Дмитрий Донской

1

10

Династическая война в Московском княжестве во второй трети XV века.

1


Раздел IIРоссия Рюриковичей (1462-1613гг.)

8

11

Иван III – «Государь всея Руси»

1

12

Великий князь Василий III

1

13

Великий царь и князь Иван IV Грозный

1

14

Царь Федор Иванович

1

15

Царь Борис Годунов

1

16

Царь Лжедмитрий I

1

17

Царь Василий Шуйский

1

18

Междуцарствие

1


Раздел III Российская империя Романовых (1613-1917гг.)

16

19

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович

1

20

Федор Алексеевич, Софья Алексеевна

1

21

Петр I – царь и император

1

22

Екатерина I

1

23

Петр II

1

24

Анна Ивановна

1

25

Елизавета Петровна

1

26

Петр III

1

27

Екатерина II

1

28

Павел I

1

29

Александр I

1

30

Николай I

1

31

Александр II

1

32

Александр III

1

33

Николай II

1

34

Защита проекта

1

Темы рефератов и докладов:

1.Княгиня Ольга и христианство.

2.Походы Святослава.

3.Крещение Руси Владимиром.

4.Внешняя политика Ярослава Мудрого.

5.Владимир Мономах – великий князь.

6. «Поучение Владимира Мономаха своим детям».

7.Александр Невский как правитель и полководец.

8. Куликовская битва.

9.Сергей Радонежский.

10.Судебник Ивана III.

11.Реформы Ивана Грозного.

12.Внешняя политика Ивана Грозного.

13.Смутное время.

14.Первые Романовы.

15.Личность Петра Великого.

16.Дворцовые перевороты.

17.Александр II – Освободитель .

18.Александр III – Миротворец.

19.Николай II как государственный деятель и семьянин.

Литература

  1. Забелин И.Е. Как жили в старину русские цари-государи. Москва. Панорама 1991г.

  2. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз Ташкент Узбекистан 1990г

  3. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Книга. 1989г

  4. Костомаров Н.И. Русская история. В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва Эксмо 2006г.

  5. Манько А.В. Чтение об особах Российского императорского дома. Москва. Просвещение. 2004г.

  6. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг. ЦентрКом Москва 1997г.

  7. Степанищев. А.Т. Методический справочник учителя истории. Владос. Москва. 2001г.

  8. Школьная роман-газета 9\96 Царские дети и их наставники Борис Глинский.


программа спецкурса на тему "История в лицах" (9 класс)
  • История
Описание:

Предпрофильный элективный курс по истории "История в лицах", 9-й класс
  • Булгакова Елена Петровна – учитель истории и обществознания

Разделы: Преподавание истории и обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.

Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Цель данного курса – попытаться найти истину в решении проблемы «роль личности в истории» на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других.

Выстраивая в хронологической последовательности ряд выдающихся российских и советских политических деятелей, я ставлю задачей этого курса показать историю страны в лицах. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.

Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица.

Данная программа рассчитана на 17 часов. И должна быть реализована в три этапа. Первый этап предполагает ознакомление с курсом, цикл лекций по курсу. Второй этап носит практический характер, его главной целью является научить ребят составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные»; научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике, представленной в учебной программе. Третий этап предполагает индивидуальную работу с учеником или группой ребят по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихся.

В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащийся будет готовить отчётную работу

Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и основных идей курса заключаются в следующем:

  1. Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных источниках;
  2. Обучить правилам ведения учебной дискуссии;
  3. Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?»;
  4. Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов девятиклассников;
  5. Показать, как эпоха репрессий заставляла человека делать выбор: на чьей стороне быть, укрыться «в норе», молчать или говорить, а главное – видеть, думать и помнить или отворачиваться и забывать;
  6. научить составлять синхронистические таблицы;
  7. научить составлять типологические таблицы;
  8. научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике.

Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами документов и таблиц, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговую конференцию.

Для достижения вышеизложенных целей и требований к курсу предлагаются следующие формы и режимы занятий:

  1. Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных источниках поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового и повествовательно-описательного характера, по теме «Политические репрессии в судьбе человека».
  2. Обучить правилам ведения учебной дискуссии поможет ролевая игра «Круглый стол» на тему «Элита Красной армии на голгофе».
  3. Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?» можно благодаря лекции с элементами беседы на тему «Лидер – кто он?».
  4. Показать, как эпоха репрессий заставляла человека делать выбор: на чьей стороне быть, укрыться «в норе», молчать или говорить, а главное – видеть, думать и помнить или отворачиваться и забывать, можно на 4-х практических занятиях: «Руководители государства», «Наркомы внутренних дел», «Учёные в советском обществе».
  5. Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
  6. Научить составлять типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные» на 3-х практических занятиях, после прослушивания лекций по этим темам.
  7. Научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по деятельности того или иного исторического деятеля можно на практических и лабораторных занятиях.

В результате работы учащиеся должны составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; учащиеся с низкой познавательной активностью должны подобрать материал для хрестоматии по выбранному ими объекту изучения; учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля ХХ века; а учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма по выбранному объекту изучения.

За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологии.

Итоги реализации данной программы элективного курса будут представлены на итоговой конференции-выставке «ИСТОРИЯ ХХ ВЕКА В ЛИЦАХ». За участие в конференции ребята награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени, а также правом опубликовать свою работу в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса «ИСТОРИЯ ХХ ВЕКА В ЛИЦАХ»

п/п

Темы занятий

Количество часов

Форма занятия

Форма подведения итогов

1.

 

2-5

 

6-11

 

12-14

 

15-17

 

18-20

 

21-24

 

25-27

 

28-30.

 

31-32.

33-34

Введение. Роль личности в истории ХХ века.

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Учёные ХХ века на службе Отечеству:

Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.

 

Составление синхронистической таблицы «Современники».

 

Конференция-выставка «История ХХ века в лицах».

Резерв

1(1)

 

1 (2)

1 (3)

1 (4)

1 (5)

 

1 (6)

1 (7)

1 (8)

1 (9)

1 (10)

1 (11)

 

1 (12)

1 (13)

1 (14)

1 (15)

1 (16)

1 (17)

 

3 (18-20)

 

4 (21-24)

 

3 (25-27)

 

3 (28-30)

 

2 (31-32)

Лекция

 

Лекция

Практика

 

 

 

Лекция

Практика

 

 

Лекция

Лабораторное занятие

Лекция

Лабораторное занятие

 

Круглый стол

 

Лекция

 

Лекция

 

Практическое занятие

 

Эссе на тему «Какими качествами должен обладать лидер?».

 

Составление типологической таблицы «Руководители государства»

 

Составление типологической таблицы «Основные реформы ХХ века».

 

 

 

Письменный анализ документа.

 

Составление хрестоматии по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

 

 

 

Составление хрестоматии по теме «Элита Красной Армии на голгофе».

 

Составление типологической таблицы «Полководцы».

Составление типологической таблицы «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

Составление синхронистической таблицы «Современники» по образцу.

Индивидуальные итоговые проекты.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ХХ ВЕКА В ЛИЦАХ»

Введение. Роль личности в истории ХХ века. Лекция.

Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют, другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Где же истина? Выдающиеся деятели России одни более, другие менее, оказали влияние на ход истории. И лучше это удавалось тем, кто знал и учитывал законы развития и улавливал потребности и возможности общества. Чьи устремления больше соответствовали вызову времени. И наоборот, попытки вмешательства в эволюционный процесс, даже продиктованные благими целями, но без учёта этих возможностей и потребностей, заканчивались неисчислимыми страданиями людей, регрессом, деградацией общества, государства. Однако историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. Увы, наша история, как дореволюционная, так и советская, это прежде всего войны, сражения, завоевания. На этой основе и формировалось чувство патриотизма, гордости за своё Отечество. Что притупляло ощущение ущербности от осознания принадлежности к народу с самым низким жизненным уровнем среди развитых стран. Нищета отдельно взятого человека компенсировалась богатством Родины и её военной мощью.

В предлагаемом курсе мы будем говорить о людях, пытавшихся сделать Россию, СССР могущественной не только в военном, но и в экономическом и культурном плане.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено написать эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Лекция должна содержать краткую характеристику жизни и деятельности руководителей государства.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы, в которой обязательно должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности.

Руководитель

Годы правления

Форма правления

Основные направления деятельности

Основные исторические события

Результат правления

 

 

 

 

 

 

В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Лекция должна осветить реформаторскую деятельность выше перечисленных реформаторов.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы «Основные реформы ХХ века», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.

Реформатор

Годы реформ

Название реформы

Основные положения реформы

Результат и значение реформы для государства

 

 

 

 

 

В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

Лекция должна содержать основные моменты деятельности этих людей на посту наркома внутренних дел и ответить на вопрос: как повлияла их деятельность на ход исторического процесса в СССР?

Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности данных наркомов внутренних дел СССР. Работа должна носить сопоставительный характер.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено сделать письменный сопоставительный анализ трёх документов по вопросам.

Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

Лекция познакомит ребят с судьбами репрессированных в годы культа личности Сталина, с особенностями их взглядов на политику государства, раскроет причины их реабилитации.

Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности Н.И. Бухарина, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, А.А. Кузнецова, Я.Э. Рудзутака, А.И. Рыкова, Л.Д. Троцкого. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь ребятам отобрать самые интересные и содержательные документы для учебной хрестоматии по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

Круглый стол. Данная ролевая игра поможетобучить правилам ведения учебной дискуссии на примере деятельности М.Н. Тухачевского, И.Э. Якира, В.К. Блюхера, А.И. Егорова. Расправы с военными занимают особое место в истории политических репрессий в СССР. Уничтожение значительной части армейской элиты было едва ли не первой кампанией, организованной не по «классовому», а по профессиональному признаку. Документы должны содержать уникальные сведения о деятельности этих военачальников.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить тексты для хрестоматии по теме «Элита Красной Армии на голгофе».

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

2-х часовая лекция будет посвящена раскрытию полководческого таланта Маршала СССР Г.К. Жукова, Маршала СССР А.М. Василевского, Маршала СССР И.С. Конева, Маршала СССР К.К. Рокоссовского, Маршала СССР Р.Я. Малиновского.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить типологическую таблицу «Полководцы Великой Отечественной войны»

Учёные ХХ века на службе Отечеству: Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.

2-х часовая лекция расскажет о деятельности учёных, о пользе их открытий для нашего государства и о роли государства в судьбе этих выдающихся учёных. Результатом работы должна стать типологическая таблица «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

Учёный

Годы жизни

Глава государства

Научное открытие или изобретение

Результат и значение открытия или изобретения для государства

 

 

 

 

 

Составление синхронистической таблицы «Современники».

Участники исторического процесса

Глава государства

Видные политические деятели

Представители науки

Представители культуры

Характер взаимоотношений

 

 

 

 

 

Конференция-выставка «История ХХ века в лицах».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (Приложение

Программа

Элективного курса по истории России

в 9 классе

(34часа)

«Царские династии»

Составила учитель общественных дисциплин

МКОУ «Булгаковская ООШ».

Наш век пройдет. Откроются архивы.

И все, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор

Богов иных тогда померкнут лики,

И обнажится всякая беда.

Но то, что было истинно великим

Останется великим навсегда.

Н.Тихонов.

Пояснительная записка

Курс предназначен подготовить учащихся предпрофильных классов к восприятию истории страны через призму правления великих русских князей, царей, императоров, научить учащихся анализировать исторические события в период их правления и давать развернутую и аргументированную интерпретацию этих событий.

Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации.

В данной программе автор отдает приоритет общечеловеческим ценностям при анализе исторических событий, роли личности в истории.

Программа курса приглашает ученика к дискуссии по наиболее актуальным проблемам отечественной истории. Вопросы рассчитаны на дискуссионный характер урочной работы и не предполагают единственно «правильного» ответа. Не столько ценен тот вопрос, на который сразу готов ответ, сколько тот, который побуждает все к новым вопросам и размышлениям.

Осмысление истории – процесс многообразный и творческий.

Курс освещает период отечественной истории с IX по XX век, содержит интереснейший материал по царским династиям. Курс состоит из трех частей. Первая часть «Русь Рюриковичей» охватывает период с 862 по 1462гг. – время образования Руси, ее расцвет и тяжелый период татаро-монгольского ига.

Во второй части «Россия Рюриковичей» рассматриваются события 1462-1613гг., то есть с момента правления Иоанна III до конца «смутного времени» (междуцарствия).

Третья часть «Российская империя Романовых» дает широкую панораму жизни страны с 1613 по 1917гг.

Автором представлены портреты многих князей династии Рюриковичей, царей и императоров Романовых.

Какими они были, князья и цари, правившие нашей страной более тысячи лет? Талантливые и бесталанные, лично добрые и недобрые, верные мужья и жены и, наоборот, ветреные и неверные, любящие заботливые родители – и жестокие.

Они создавали законы России и правили по ним. Были законы о престолонаследии, по которым большинство монархов вступали на трон. Некоторые из них этими законами пренебрегали и захватывали власть, опираясь на военную силу.

По мере изучения курса, обучающиеся, также познакомятся с профессией археолога, реставратора, историка, что поможет им в профессиональной ориентации.

Элективный курс также способствует подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА).

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота. А также данный элективный курс поможет учащимся в выборе профиля.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач.

Задачи курса:

·         активизация познавательной деятельности учащихся;

·         формирование информационной культуры;

·         формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся;

·         воспитание гражданской ответственности, патриотизма, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому своего и других народов;

·         пробуждение интереса к предмету, к поисково-исследовательской деятельности.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

·         находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

·         рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

·         определять и аргументировано представлять собственное отношение к персоналиям истории данных периодов.

Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. История – это память народа, она не только является важным нравственным фактором, но и обогащает своим опытом каждое новое поколение.

Чтобы меньше делать ошибок сегодня, нужно внимательно изучать этот опыт, так как за событиями стоят конкретные люди.

Русский просветитель XVII века Сильвестр Медведев писал, что «как потерявший память человек безумен, так и общество, лишенное правдивой исторической литературы, лишено разума».

Автор курса ставит задачу научить обучающихся свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в дискуссиях на исторические темы, аргументировано доказывать свою точку зрения, умело пользоваться историческими документами, читая исторические романы уметь отличать исторические факты от художественного вымысла автора.

Привить любовь к истории.

«Уважение к минувшему – вот что отличает образованность от дикости», - подчеркивал А.С.Пушкин.

Содержание курса:

Раздел I «Русь Рюриковичей» (862-1462) – 10 часов.

В данный раздел входят вопросы:

·         Игорь - первый Рюрикович, его походы на Византию; гибель князя;

·         князь Святослав и его дружина; походы Святослава;

·         князь Владимир; язычество: принятие христианства;

·         князь Ярослав Мудрый; дочери, сыновья и внуки Ярослава;

·         княжеские усобицы; Владимир Мономах;

·         распад Киевской Руси;

·         радение Юрия Долгорукого о Земле Русской;

·         Александр Невский – воин, полководец, дипломат, борьба народов Руси с иноземными захватчиками;

·         Дмитрий Донской, отношения Москвы с Золотой Ордой;

·         Куликовская битва и ее историческое значение;

·         династическая война в Московском княжестве во второй трети XV века.

Раздел II «Россия Рюриковичей» (1462-1613) - 8 часов

·         Иван III – «Государь всея Руси» (1462-1505);

·         новые порядки в Кремле; державные деяния Ивана III;

·         Великий князь Василий III, завершение объединения русских земель (1505-1533);

·         Великий князь и царь Иоанн Васильевич Грозный (Иван IV) (1533-1584);

·         царь Федор Иоаннович;

·         царь Борис Годунов (1598-1605); его сын Федор Борисович 1605;

·         царь Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев (1605-1606);

·         царь Василий Иоаннович Шуйский (1606-1610);

·         междуцарствие (1610-1613)

Раздел III – «Российская империя Романовых» (1613-1917) – 16 часов.

·         царь Михаил Федорович (1613-1645);

·         царь Алексей Михайлович (1645-1676);

·         царь Федор Алексеевич (1676-1682);

·         царица-правительница Софья Алексеевна (1689-1696); царь Иоанн V Алексеевич; царь Петр Алексеевич (1682-1689); (Петр и Иоанн (1682-1696));

·         император Петр I (1696-1725);

·         императрица Екатерина I (1725-1727);

·         император Петр II (1727-1730);

·         императрица Анна Иоанновна Кровавая (1730-1740): император Иоанн VI Антонович (1740-1741);

·         императрица Елизавета Петровна (1741-1761);

·         императорПетр III Федорович (1761-1762);

·         императрица Екатерина II Алексеевна Великая (1762-1796);

·         император Павел I (1796-1801);

·         император Александр I Благославенный (1801-1825);

·         император Николай I (1825-1855);

·         мператор Александр II Освободитель (1855-1881);

·         император Александр III Миротворец (1881-1894);

·         император Николай II (1894-1917).

Предполагаемый конечный результат по прохождению курса:

1.Научно – практическая конференция по теме курса.

2.Написание рефератов, докладов.

3.Создание презентаций.

Технические средства реализации материала курса:

Использование компьютера (диски «История России с древнейших времен до конца XVIII века», «История России, Век XX» ).

Тематическое планирование элективного курса по истории России в 9 классе.

«Царские династии»

(34 часа)

Тема

Количество часов

 

Раздел I Русь Рюриковичей (862-1462)

10

1

Рюрик. Игорь - сын Рюрика

1

2

Святослав Игоревич

1

3

Владимир I Святой

1

4

Ярослав Мудрый

1

5

Владимир Мономах

1

6

Распад Киевской Руси

1

7

Юрий Долгорукий

1

8

Александр Невский

1

9

Дмитрий Донской

1

10

Династическая война в Московском княжестве во второй трети XV века.

1

 

Раздел IIРоссия Рюриковичей (1462-1613гг.)

8

11

Иван III – «Государь всея Руси»

1

12

Великий князь Василий III

1

13

Великий царь и князь Иван IV Грозный

1

14

Царь Федор Иванович

1

15

Царь Борис Годунов

1

16

Царь Лжедмитрий I

1

17

Царь Василий Шуйский

1

18

Междуцарствие

1

 

Раздел III Российская империя Романовых (1613-1917гг.)

16

19

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович

1

20

Федор Алексеевич, Софья Алексеевна

1

21

Петр I – царь и император

1

22

Екатерина I

1

23

Петр II

1

24

Анна Ивановна

1

25

Елизавета Петровна

1

26

Петр III

1

27

Екатерина II

1

28

Павел I

1

29

Александр I

1

30

Николай I

1

31

Александр II

1

32

Александр III

1

33

Николай II

1

34

Защита проекта

1

Темы рефератов и докладов:

1.Княгиня Ольга и христианство.

2.Походы Святослава.

3.Крещение Руси Владимиром.

4.Внешняя политика Ярослава Мудрого.

5.Владимир Мономах – великий князь.

6. «Поучение Владимира Мономаха своим детям».

7.Александр Невский как правитель и полководец.

8. Куликовская битва.

9.Сергей Радонежский.

10.Судебник Ивана III.

11.Реформы Ивана Грозного.

12.Внешняя политика Ивана Грозного.

13.Смутное время.

14.Первые Романовы.

15.Личность Петра Великого.

16.Дворцовые перевороты.

17.Александр II – Освободитель .

18.Александр III – Миротворец.

19.Николай II как государственный деятель и семьянин.

Литература

1.      Забелин И.Е. Как жили в старину русские цари-государи. Москва. Панорама 1991г.

2.      Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз Ташкент Узбекистан 1990г

3.      Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Книга. 1989г

4.      Костомаров Н.И. Русская история. В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва Эксмо 2006г.

5.      Манько А.В. Чтение об особах Российского императорского дома. Москва. Просвещение. 2004г.

6.      Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг. ЦентрКом Москва 1997г.

7.      Степанищев. А.Т. Методический справочник учителя истории. Владос. Москва. 2001г.

8.      Школьная роман-газета 9\96 Царские дети и их наставники Борис Глинский.

 

Автор Булгакова Елена Петровна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1465
Номер материала 10050
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓