Главная / Директору-завучу / ПРОГРАММА Совершенствование профессиональных компетенций педагога

ПРОГРАММА Совершенствование профессиональных компетенций педагога

14







ГУ «Новостройская средняя школа отдела образования Карабалыкского района»



Утверждена школьным МС

12 сентября 2010

Председатель МС _____Мухаметчина С.Х.




Программа

повышения уровня профессионального мастерства

педагогических работников



с. Научное 2010 год

Содержание


Паспорт программы ……………………………………………………………3

Актуальность программы………………………………………………………4

Концептуальная основа программы………………………………………….. 5

Цели и задачи программы………………………………………………………6

Этапы реализации программы…………………………………………………6

Организационное и функциональное обеспечение Программы…………….7

Содержание и средства реализации программы ……………………………..8

План работы по программе ……………………………………………………11

Материально-техническое обеспечение реализации программы …………..13

Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников…………..13

Ожидаемые результаты………………………………………………………..14

Оценка эффективности программы…………………………………………...14



















































Паспорт программы


Наименование программы

Программа повышения уровня профессионального мастерства педагогических Новостройской средней школы

Нормативно–правовая база программы


- Конституция РК;

- Закон РК «Об образовании»;

- Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденный приказом МОН РК от 9 июля 2010 года, № 367 (ГОСО РК 2.3.4.01–2010).

Заказчик программы

Администрация школы

Разработчики программы

Мухаметчина С.Х. зам. директора по УВР

Цели

программы

Совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников

Сроки реализации программы

2010 г. – 2014 г.

Основные принципы реализации программы

- партнерство,

- целостность,

- сетевое взаимодействие

Основные идеи программы

Идея повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников школы.

Идея направляемого развития.

Идея внедрения инновационной деятельности.

Механизм реализации программы


Программа реализуется через:

- курсовую подготовку педагогических работников школы;

- работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей;

- работу творческих групп.

Контроль за исполнением программы

Зулгарина Р.Ш.- директор школы















  1. Актуальность программы


В соответствии с утвержденным Правительством Республики Казахстан планом действий по развитию общего образования на 2011-2020 годы среди основных социокультурных условий, определяющих приоритеты в достижении качества современного образования специалисты называют:

  • информатизацию жизни общества;

  • становление открытого общества;

  • становление гражданского общества;

  • становление нового культурного типа личности;

  • профессионализацию в течение всей жизни.

В современных условиях введения ГОСО выделяют пять групп профессиональных задач современного учителя:

  • видеть ученика в образовательном процессе;

  • строить образовательный процесс, направленный на достижение целей школьного образования;

  • устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

  • создавать и использовать образовательную среду;

  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Необходимые системные изменения процесса обучения, обусловленные социокультурными факторами, определяющими современное качество образования, определяют требуемые изменения профессионально-педагогической деятельности учителя:

  • опора на самостоятельность ребенка в обучении; создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении;

  • создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни;

  • инициативность, творчество и корпоративная культура учителя.




















  1. Концептуальная основа программы


В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.

           Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими  педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.

Обновление образования  сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Условием успешной социализации учащихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному раз­вивающему взаимодействию. В связи с этим, задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессио­нального саморазвития.

Основные противоречия:

  • Между потребностью в ИКТ-компетентных педагогических кадрах и отсутствием эффективной модели системы повышения их квалификации, учитывающей особенности педагогов старшего возраста;

  • Многообразием форм доставки контента и принципов его отбора для повышения квалификации педагогов старшего возраста в области ИКТ и отсутствием научно обоснованной методики использования этих ресурсов;

  • Имеющимися данными об эффективности смешанных технологий обучения и незначительным уровнем их использования в практике повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ;

  • Существенные различия в возможностях освоения ИКТ обучаемыми и ограниченным использованием адаптивных педагогических систем;

  • Достаточно высокая эффективность современных электронных средств обучения и недостаточная степень их использования в процессе повышения квалификации педагогов старшего возраста.

  1. Цели, задачи Программы


Цель: совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников.

Задачи:

  • обеспечение образовательного учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами,

  • создание правовых, организационных условий для развития профессиональной культуры работников образования,

  • подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания,

  • совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательного учреждения,

  • создание системы стимулирования деятельности работников школы,

  • развитие коллектива единомышленников.





4. Этапы реализации Программы




  1. Организационный  этап (2010 – 2011 гг.). Создание и введение в деятельность школы программы повышения квалификации членов педагогического коллектива.






  1. Технологический (основной) этап (2011-  2013 гг.).

Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива.





  1. Рефлексивный (обобщающий) этап (2013-2014 гг.).

Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения квалификации членов педагогического коллектива. Определение перспектив дальнейшего развития школы,  соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования.





  1. Организационное и функциональное обеспечение Программы




Функции директора в аспекте реализации программы: общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализации программы, организация, координация, контроль.


Функции заместителя директора по УВР:

  • определение приоритетных направлений работы;

  • корректировка составляющих элементов программы;

  • анализ и обобщение результатов реализации программы;

  • регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы,

  • организация и проведение семинаров;

  • внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом;

  • осуществление взаимосвязи со структурами, участвующими в реализации программы.



Функции методического совета:

  • подготовка методических рекомендаций для работы по программе;

  • определение критериев эффективности реализации программы;

  • разработка и обработка новых педагогических форм, способов и методов работы по реализации программы.



Функции методических объединений:

  • обобщение передового педагогического опыта учителей секции;

  • диагностирование затруднений учителей и планирование работы по их преодолению;

  • организация системы работы с молодыми специалистами.



Функциональные обязанности учителей:

  • обобщение и систематизация материалов и результатов собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ;

  • повышение методической активности через руководство ТГ, МГ. Школами, выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы.



Функции психолога:

  • анализ развития педагогического коллектива;

  • проведение семинаров, консультаций и других форм по психологическим аспектам реализации программы.




  1. Содержание и средства реализации программы


Поддержка, стимулирование и повышение статуса педагогических работников:

  • обеспечение нормативной, правовой системы стимулирующего характера педагогическим работникам;

  • аттестация педагогических кадров на квалификационные категории, представление и награждение лучших работников образования государственными;

  • прохождение повышения квалификации педагогическим работником не менее чем один раз в пять лет.


Подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников школы:

  • составление перспективного плана прогноза потребности в педагогических кадрах и формирование на его основе заказа на подготовку педагогических кадров;

  • организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения;

  • расширение образовательного пространства и создание за счет этого необходимых условий для включения педагогов школы в образовательное пространство района, области и т. д.;

  • интенсификация подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, специалистов с высшей и первой категориями.


Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

  • организация научно-методического сопровождения развития кадрового потенциала;

  • теоретическая подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям в области образования;

  • развитие системы информационно-методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров;

  • совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых специалистов: обязательные курсы повышения квалификации, консультации методистов и опытных педагогов, участие в школе молодого учителя;

  • развитие конкурсного движения педагогов.


Обновление структуры и содержания методической службы с учетом основных направлений модернизации системы образования:

  • интеграция достижений педагогической науки и образовательной практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов;

  • практико-ориентированная подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям;

  • содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка конкурсного движения педагогов;

  • совершенствование форм методической работы с педагогическим коллективом;

  • распространение передового педагогического опыта и инновационной практики;

  • освоение современных педагогических и воспитательных технологий (информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных и т. д.);

  • овладение основами научного анализа собственного педагогического труда учителями, классными руководителями, администрацией.

Создание модели личности педагога

Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информаци­онными технологиями на функциональном уровне. Одна из задач повышения квалификации  учителей  школы  - освоение вопросов философии образования, стандартов и критериев нового качества образования, сущности компетентностного подхода в образовании.

Становление учителя в личностном и профессиональном плане  связано с формированием профессиональной позиции, ключевых педагогических компетенций.

Основные пути профессионально-личностных достижений учителя в научно-методической работе:

1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов и педагогических технологий;

2) освоение роли учителя-предметника, классного руководителя;

3) продуцирование индивидуальных форм образовательной поддержки во взаимодействие с учениками;

4) системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, творчество.


В профессиограмме педагогов школы выделяются следующие составляющие:

 

Функции (профессиональные действия)

педагога

Результаты

труда

педагога

Профессионально важные качества

педагога

Индивидуально-личностные

характеристики педагога

Образовательная

достижение высоких результатов в обучении учащихся, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования

компетентный профессионал,

непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса

компетентность, ответственность, коммуникабельность

целеустремленность

Воспитательная

успешная социализация личности учащихся

умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности

толерантность, психологическая близость к учащимся, способность к нестандартным действиям

Развивающая

формирование конкурентоспособной личности

субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности учащихся

способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию

 




В соответствии с концептуальной основой программы модель педагога школы - творческая профессионально компетентная личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью видеть индивидуальные качества учеников, способная к личностному творческому росту.

Конкурентоспособный педагог в условиях реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования, должен обладать такими качествами, как педагогическая компетентность, педагогические способности, педагогическая направленность.

Каждый учитель должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:

  • профессиональные знания, овладение способами научного творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;

  • собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;

  • способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;

  • профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых    и прогнозируемых образовательных потребностей;

  • педагогическое мышление и рефлексия;

  • педагогическое целеполагание;

  • психолого-педагогическая культура.

            Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленном на повышение качества образования:

  • профессиональные знания, овладение способами научного творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;

  • собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;

  • способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;

  • профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых и прогнозируемых образовательных потребностей;

  • педагогическое мышление и рефлексия;

  • педагогическое целеполагание;

  • психолого-педагогическая культура.

            Личные качества учителя должны постоянно совершенствоваться и обладать следующими характеристиками:

  • социальный оптимизм;

  • позитивная «Я – концепция»;

  • мотивация к педагогической деятельности;

  • ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;

  • адекватная самооценка;

  • социальная толерантность;

  • эмоциональная устойчивость.









7. План  мероприятий по реализации Программы

повышения уровня профессионального мастерства

педагогических работников на период 2010-2014 годы




Основные направления работы



Сроки


Ответственные


Организационный этап (2010 – 2011 гг.)


1.

Создание и введение в деятельность школы Программы повышения уровня профессионального мастерства педаго-гических работников

2011-2012гг.

Заместитель директора по УВР, методический совет

2.

Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей через диагностику и проектирование индивидуальной методической работы (диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей).

Ежегодно

Заместитель директора по УВР Мухаметчина С.Х.

Руководители методических объединений


3.

Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе   ИПК и ПРО и других образовательных учреждений

Ежегодно

Заместитель директора по УВР Мухаметчина С.Х.



4.

 Развитие и совершенствование сложившейся модели методической службы школы, направленной на повышение педагогической компетентности учителя, его социальной мобильности.

2010-2011  гг.

Заместитель директора по УВР

Руководители методических объединений

5.

Создание банка  данных эффективности взаимодействия «учитель-ученик» как оценки социально- профессионального результата деятельности учителя.

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

Руководители методических объединений


Технологический этап (2011 – 2013 гг.)


 

1.




Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива

 

2011-2013 гг.

Заместитель директора по УВР

Руководители методических объединений

2.



Формирование творческих групп учителей, сориентированных на работу по следующим направлениям  (планирование их деятельности):

  • формирование профессиональной компетентности и социальной мобильности учителей-предметников;

  • современные педагогические технологии (информационно-коммуникационные), обеспечивающие качество образования;

  • освоение современных педагогических технологий (исследовательских), развивающих одарённость и способности обучающихся;

  • метод проектов в развитии личности учителя и формировании ключевых образовательных компетентностей;

  • интеграция урочной и внеурочной деятельности в достижении нового качества образования;


 Ежегодно

Творческая (проблемная) группа,

Заместитель директора по УВР

Руководители методических объединений

3.

Апробация новых форм и методов изучения и обобщения педагогического опыта учителя, его педагогического мастерства («Мастер класс», «Лучший учебный  кабинет», «Лучшие учителя школы» в рамках Программы повышения проф. Мастерства)

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

Руководители методических объединений

4.

  Проведение целевых, проблемных, методических семинаров (по ежегодному плану работы)


2010-2014гг.

Заместитель директора по УВР

Руководители методических объединений

5.

Проанализировать  эффективность взаимодействия «учитель-ученик» в учебно-исследовательской деятельности учащихся  как нового подхода к оценке качества образования и в выборе предпрофильной подготовки учащихся.

2012-2013гг.

Заместитель директора по УВР Руководители методических объединений


Рефлексивно – обобщающий этап (2013-2014 гг.)


1.

Структура, методика и механизм управления непрерывным самообразованием и самореализацией учителя в рамках программы.

 2014-2015гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Заместитель директора по УВР

Руководители методических объединений 

Методический совет

 









2.

Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения квалификации членов педагогического коллектива, проектирование деятельности педагогического коллектива школы на новом этапе развития современного образования.

3.

Обобщение и презентация опыта работы по обновлению целей, структуры содержания образования, использования новых технологий в достижении нового качества образования.

 


  1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы


К материально-техническому обеспечению реализации Программы относятся:

  • материальное стимулирование педагогических работников по результатам педагогического труда;

  • поддержка и материальное обеспечение конкурсного движения среди учителей;

  • поддержка и материальное обеспечение участия школы в различных конкурсах, фестивалях и т. д.;

  • приобретение информационной техники и обеспечение ею образовательного и воспитательного процесса;

  • оснащение материальной базы предметных кабинетов;

  • приобретение современной педагогической литературы в методический школьный кабинет;

  • пополнение медиатеки.


  1. Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников


Среди условий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье педагогических работников, необходимо выделить следующие:

  • создание оптимальных санитарно-гигиенических и психологических условий для укрепления здоровья работников школы (наличие комнаты отдыха, психологической разгрузки, рациональной педагогической нагрузки и расписания, спортивных залов и т. д.);

  • проведение ежегодного бесплатного медицинского осмотра;

  • организация и проведение психологических консультаций, тренингов и других мероприятий, направленных на релаксацию и сохранение профессионального долголетия;

  • открытие на базе школы спортивных секций для педагогического коллектива;

  • иммунизация педагогического коллектива (прививки, витаминизирование и т. д.).











  1. Ожидаемые результаты



Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;

  • положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;

  • успешная деятельность молодых педагогов;

  • создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.




  1. Оценка эффективности программы


Эффективность Программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество повысивших квалификацию педагогов;

  • качество преподавания;

  • качество обученности и успеваемости;

  • уровень и качество проводимых школой семинаров, круглых столов, конференций и т. д. .








ПРОГРАММА Совершенствование профессиональных компетенций педагога
  • Директору-завучу
Описание:

        Данная программа предназначена для работы заместителю  директора школы по УВР.

Актуальность программы

  1.  

    В соответствии с утвержденным Правительством Республики Казахстан планом действий по развитию общего образования на 2011-2020 годы среди основных социокультурных условий, определяющих приоритеты в достижении качества современного образования специалисты называют:

 

  • информатизацию жизни общества;

  • становление открытого общества;

  • становление гражданского общества;

  • становление нового культурного типа личности;

  • профессионализацию в течение всей жизни.

    В современных условиях введения ГОСО выделяют пять групп профессиональных задач современного учителя:

 

  • видеть ученика в образовательном процессе;

  • строить образовательный процесс, направленный на достижение целей школьного образования;

  • устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

  • создавать и использовать образовательную среду;

  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

    Необходимые системные изменения процесса обучения, обусловленные социокультурными факторами, определяющими современное качество образования, определяют требуемые изменения профессионально-педагогической деятельности учителя:

 

  • опора на самостоятельность ребенка в обучении; создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении;

  • создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни;

  • инициативность, творчество и корпоративная культура учителя.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 

  1. Концептуальная основа программы

     

 

В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.

 

           Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими  педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.

 

Обновление образования  сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

 

Условием успешной социализации учащихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному раз­вивающему взаимодействию. В связи с этим, задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессио­нального саморазвития.

 

Основные противоречия:

 

  • Между потребностью в ИКТ-компетентных педагогических кадрах и отсутствием эффективной модели системы повышения их квалификации, учитывающей особенности педагогов старшего возраста;

  • Многообразием форм доставки контента и принципов его отбора для повышения квалификации педагогов старшего возраста в области ИКТ и отсутствием научно обоснованной методики использования этих ресурсов;

  • Имеющимися данными об эффективности смешанных технологий обучения и незначительным уровнем их использования в практике повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ;

  • Существенные различия в возможностях освоения ИКТ обучаемыми и ограниченным использованием адаптивных педагогических систем;

  • Достаточно высокая эффективность  современных электронных средств обучения и недостаточная степень  их использования в процессе повышения квалификации педагогов старшего возраста.

 

Автор Мухаметчина Сажида Хуснутдиновна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2488
Номер материала 21360
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓