Главная / Технология / Программа "Социально-педагогическая реабилитация школьников в интеллектуальной недостаточностью"

Программа "Социально-педагогическая реабилитация школьников в интеллектуальной недостаточностью"

Швейное дело

Современные социально-экономические условия, предложения рынка труда, проблемы молодежной безработицы заставляют многопланово и разнообразно решать задачу создания оптимальных условий для социально-педагогической реабилитации обучающихся.

Успешная подготовка к трудовой деятельности обучающихся возможна только в специально созданных условиях при обеспечении комплекса лечебно-профилактических, психолого-педагогических, социальных и профессионально-реабилитационных мер.

Главная цель обучения в 10 - 11 классах – развитие компенсаторных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическая реабилитация, профессиональное самоопределение выпускников в соответствии с собственными психофизическими возможностями.

Цель

  • Создание и обеспечение необходимых условий для обучения обучающихся профессии, их воспитания и обучения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

  • Участие в формировании социального заказа на образование, исходя из интересов района, целенаправленного ориентирования обучающегося на профессию.

Задачи

  • Осуществление реализации образовательных программ профессиональной подготовки, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации.

  • Оснащение мастерских для проведения учебных мероприятий специальным оборудованием, аппаратурой, приборами и инструментами, отвечающими требованиям стандартов, техническим условиям и обеспечивающими предоставление услуг соответствующих видов.

  • Выдача выпускникам школы документа установленного образца о соответствующем уровне квалификации.

  • Создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе выполнения требований государственных программ.

E:\101NIKON\DSCN0834.JPG


Социальная и профессиональная адаптация и реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и начальное профессиональное образование, решение проблемы социальной интеграции воспитанников в общество.

Школа социализации – это организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную, социальную адаптацию личности, проявление её социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, сознательном выборе будущей профессии. Реализация принципа социализации помогает ребёнку с ограниченными возможностями установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие.

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.

Значимость проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники коррекционной школы испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.

Исследования ученых (Л.С.Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов и др.) свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой их социализации.

Традиционная система 5- летнего профессионально – трудового обучения не решает этого круга задач. Выпускники 9 классов не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. Им требуется специально организованное сопровождение в виде продолжения обучения в специальных (коррекционных) группах профессиональных училищ или в условиях 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой. Но, самостоятельно обучаясь в профессиональном училище, выпускники в силу психофизических особенностей испытывают большие сложности. Они неспособны без руководства и помощи взрослых правильно освоить социальный опыт и как, следствие бросают обучение.

E:\101NIKON\DSCN0863.JPG

Социализация и успешная интеграция детей с ОВЗ, уменьшение разрыва в жизненных условиях и личностных установках здоровых и детей с ОВЗ являются приоритетными направлениями всей образовательной, воспитательной и коррекционной деятельности школы.

Концепция модернизации работы школы позволяет создать базу для решения следующих актуальных на данный момент задач:

- создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечить успешную социализацию;

- решение вопросов трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, для полноценной интеграции их в социально-экономическое пространство региона;

( совершенствование трудовой подготовки в условиях 10 -11 классов, как особой структуре профессиональной подготовки на рабочее место);

- обеспечение условий для формирования информационной культуры учащихся.


Модель выпускника 11 класса

Социально-адаптированная личность, способная к самореализации

Владеет основами знаний образовательных предметов, имеющих практическую направленность, умеет применять стандарт знаний в простых жизненных ситуациях, обучен приемам самообразования. Способен осуществлять самооценку и самоконтроль.

Ведет здоровый образ жизни, критичен, адекватен, соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать поступки. Владеет навыками самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.

Физическое развитие соответствует возрасту.

Владеет профессией на уровне II-III рабочего разряда.

Подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.

Способен:

-предложить себя на рынке труда

-работать самостоятельно без помощи руководства

-брать на себя ответственность

-участвовать в совместном принятии решений

-проявлять инициативу, принимать решения

-осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде

-стремиться к непрерывному профессиональному росту (успеху) и высокому качеству продукта своего труда

-адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Программа для профессиональных классов на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматривает подготовку учащихся к выполнению производственных заданий на уровне швеи 2-3 го разрядов согласно квалификационных характеристик и специализации по профессиям, связанным с обработкой тканей.


E:\101NIKON\DSCN0861.JPG

Программа состоит из разделов:

1. Экономика отрасли.

2. Материаловедение.

3. Конструирование швейных изделий.

4. Общая технология швейного, трикотажного, текстильно - галантерейного и др. производства.

5. Охрана труда.

6. Технология изготовления швейных изделий.

7. Производственное обучение.

8. Машиноведение.

Раздел « Материаловедение».

У обучающихся углубляются и расширяются навыки изготовления швейных изделий. Изучение данного раздела тесно связано с изготовлением швейных изделий.

В разделе «Экономика отрасли» обучающиеся знакомятся с вопросами экономической эффективности организации швейного производства, получают сведения о расчете нормы времени и нормы выработки.

Раздел «Общая технология производства» знакомит обучающихся со способами обработки текстильных материалов, углубляет их знания и практические умения по выполнению швейных работ. Обучающиеся получают сведения о структуре технологического процесса, усваивают необходимость соблюдения технических условий при обработке текстильных материалов.

В программу раздела «Конструирование швейных изделий» введены темы, раскрывающие особенности конструкции различных швейных изделий.

Особое внимание уделено правилам безопасности работы в мастерских и на производстве. В программе выделен раздел «Охрана труда». При изучении данного раздела обучающиеся знакомятся с системой охраны труда на швейных предприятиях, с основами законодательства по охране труда.

В разделе «Производственное обучение» является участие обучающихся в производительном труде. В учебной мастерской обучающиеся последовательно изучают приемы и способы выполнения швейных работ. При этом сложность изделия возрастает от того, чтобы обучающиеся могли освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения профессиональных работ.

Производственная практика предполагает выполнение обучающимися работ по изготовлению швейных изделий (отдельных операций), предусмотренных квалификационной характеристикой 1-го и 2-го разрядов.

В разделе «Технология изготовления швейных изделий» учащиеся изучают научные основы технологии в объёме, необходимом для глубокого, сознательного и прочного овладения технологией швеи. Они знакомятся с технологией изготовления швейных изделий из различных текстильных материалов, получают сведения об устройствах и принципах действия оборудования швейной промышленности и о правилах их эксплуатации.

Предусмотрены темы по гигиене труда, производственной и личной гигиене рабочего.

E:\101NIKON\DSCN0844.JPG


Рабочий учебный план для профессиональной подготовки по рабочей профессии «швея» код профессии – 19601



п/п

Курсы, предметы

1год обучения

2 год обучения

итого (час)

итого (час)


1



Федеральный компонент содержания обучения

Экономический курс:

- экономика отрасли


7



-


2


Общетехнический(общеотраслевой) курс

- материаловедения

(оборудование швейного производства)



7



7


-основы конструирования одежды

21

21


- технология обработки ткани

28

28


- охрана труда

7

7

3


Специальный курс (базовый)

-технология изготовления швейных изделий


21


21


-практическое (производственное) обучение

119

112

4

Местный компонент содержания обучения

Специализация

Практическое повторение



28



28


Консультации

Квалификационный экзамен


8

8


Трудовая практика (в днях)

30



Резерв учебного времени

2


Итого

240

240



Содержание образования

История профессии.

Продукция, планируемая к изготовлению в течение года.

Демонстрация лучших работ, ознакомление учащихся с учебно – производственными мастерскими и их оборудованием. Рабочее место учащегося.

Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для работы. Набор инструментов для индивидуального пользования.

Техника безопасности и противопожарных мероприятий в учебных мастерских

Основы гигиены труда и производственной санитарии. Основные понятия гигиены труда.

Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней.

Оборудование швейного производства.

Ручные и машинные работы.

Монтаж женской одежды.

Краткие сведения о технологии получения тканей.

Свойства тканей.

Вспомогательные швейные материалы.

Прессы и оборудование для влажно – тепловой обработки изделий.

Обработка краев деталей другими деталями.

Обработка различных видов карманов.

Различные виды отделок в швейных изделиях.

Раскрой деталей изделий с втачным рукавом.

Пошив женской одежды с втачным рукавом.

Сортность ткани.

Отделка в одежде.

Элементарные сведения о моделировании и художественном оформлении одежды.

Построение чертежей женских юбок.

Отделка деталей и монтаж без подкладки.

Лоскутная техника.

Организация и оплата труда на швейных предприятиях.

Основные сведения по контролю качества.

Чистка и хранение швейных материалов.

Построение чертежей брюк.

Раскрой деталей брюк и их влажно – тепловая обработка.

Технология изготовления отдельных деталей.

Раскрой и изучение последовательности монтажа жилета.

E:\DSC01357.JPG


Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для начального профобразования.- М. Академия, 2004.

Производственное обучение портных по пошиву легкого платья. - Учебное пособие для начального профессионального образования. – автор Иконникова Г.А., Москва, издательство «Академия», 2006 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования.

Рачинская Е.И., Сидоренко В.И.

Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов, Феникс, 2006.

Сакулин Б.С. и др. Конструирование мужской и женской одежды. Учебник для начального проф. образования. – М.: Академия, 2003.

Суворова О.В. Швейное оборудование. Учебное пособие для учащихся профтехучилищ. – Ростов, Феникс, 2007.

Дашкевич Л.М. Портной верхней одежды. Учебное пособие для начального профобразования. – Ростов, Феникс, 2006.


Стандарт Российской Федерации по начальному профессиональному образованию.

По профессии «Швея» - ОСТ 9 ПО 02.32.22 - 2002 - утвержден 10.12.2002.

Стандарт начального профессионального образования – документ обязательного исполнения и выполнения. Он состоит из:

  • Пояснительная записка, в которой дано разъяснение по федеральному компоненту образования по профессии. В структуре федерального компонента содержания образования выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения. Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения.

  • Профессиональной характеристики (назначения профессии, квалификации.)

  • Содержательных параметров профессиональной деятельности, которые подразделяются на практические основы профессиональной деятельности и теоретические основы профессиональной деятельности.

В соответствии со статьей 15 п. 4 Закона Российской Федерации «Об образовании», в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

Итоговая аттестация и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении образования выдаются документы установленного образца о соответствующем уровне образования и квалификации, важный период в работе школы.

Квалификационный экзамен принимает комиссия, составленная из представителей предприятия или учреждения начального профессионального образования, с обязательным включением в нее учителя трудового обучения и одного из членов администрации (директора или его заместителя).

Проведение квалификационного экзамена – дает право на выдачу свидетельства о присвоении квалификационного разряда по профессии. Экзамен состоит из 2 частей:

-теоретическая проверка знаний

- практическая экзаменационная (квалификационная) работа на разряд.

Обе части экзамена являются равноправными и обязательными.

Учитывая особенности психофизического развития детей и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной работе, оценка знаний проводится в форме собеседования членов комиссии с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться со взрослыми. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.

В соответствии с требованиями Рекомендаций по порядку проведению экзамена по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, на экзамене обучающиеся выполняют квалификационную работу. На каждую квалификационную работу выдается «Заключение о выполнении выпускной практической квалификационной работе». Все заключения подписаны членами комиссии.

Далее проходит собеседование.

На экзамене члены экзаменационной комиссии имеют возможности познакомиться с итоговыми практическими изделиями выпускников, дневником производственной практики.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.

Таким образом, на основании заключения на квалификационную работу, результатов собеседования, производственной характеристики составляются 2 протокола экзамена. На основании протокола об успешной сдаче квалификационного экзамена выпускникам выдается Свидетельство о присвоении квалификационного разряда.

Выпускникам, которым не присваивается квалификационный разряд, выдается Свидетельство об окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида и производственная характеристика с перечнем работ, которые они могут выполнить самостоятельно.

E:\101NIKON\DSCN0848.JPG


Социализация и адаптация обучающихся, воспитанников

Важным аспектом социально-педагогической деятельности школы для детей с интеллектуальной недостаточностью является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.

Школа, являясь специальным коррекционным общеобразовательным учреждениям, ставит перед собой ряд задач, направленных на реабилитацию учащихся, а именно:

-изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей;

-коррекция отклонений развития в процессе учебно-воспитательной работы;

-диагностика и вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;

-обучение детей и подростков социально-значимым привычкам и навыкам: навыкам самообслуживания, поведения в быту, в общественных местах, общения, самоконтроля;

-профессиональное ориентирование, трудоустройство подростков;

пост-школьный мониторинг выпускников.

Эффективность реабилитации детей данной категории зависит не только от успешности усвоения специальных коррекционных общеобразовательных программ, но и в значительной степени от личных качеств, социального статуса семьи, включенности в разнообразную внеурочную, внешкольную деятельности, от успешности формирования коммуникативных, трудовых навыков, духовно-нравственных установок.

Идея социально-педагогической реабилитации заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых полностью реализовались бы возможности каждого, имеющего дефект развития.

Социально-педагогическая реабилитация основывается на реализации комплекса медицинских, психолого-педагогических, социальных программ, планов на основе индивидуальной работы с детьми. Для проведения такой работы созданы специальные кабинеты: кабинет логопеда, кабинеты прикладного творчества; индивидуально-групповой работы психолога, медицинский блок. Каждый из кабинетов выполняет свою функциональную нагрузку и обеспечивает определенный круг детей необходимой помощью со стороны того или иного профессионально-подготовленного работника.

E:\101NIKON\DSCN0859.JPG


Социально-педагогическая служба проводит работу по профилактике правонарушений, формированию здорового образа жизни, правовому просвещению детей и взрослых, профориентации и абилитации, по защите прав и интересов детей и родителей. На сегодня создана база данных о социальном статусе семей; условиях семейного воспитания; об уровнях воспитанности и социальной компетентности школьников.

Выполняя задачи реабилитации, школа стремится максимально скорригировать недостатки в умственном и физическом развитии детей, расширить их социальные связи и контакты, осуществить интеграцию выпускников в современное общество.

О правильной организации образовательной деятельности говорит положительная динамика включенности детей в учебно-воспитательный процесс, адекватное восприятие общественного воздействия, положительное отношение родителей к школе.

Реализации образовательной программы по вопросам социально-педагогической реабилитации позволит решить следующие задачи:

-формирование норм социального поведения, профилактики агрессивности (воспитание законопослушного гражданина);

-совершенствование системы профориентационной работы;

-развитие навыков коммуникативного общения;

-абилитация каждого ребенка через разнообразные виды внеурочной и внешкольной деятельности: расширение социальных связей детей, оказание материальной помощи;

-расширение адресной помощи детям, обучающимся на дому.





Программа "Социально-педагогическая реабилитация школьников в интеллектуальной недостаточностью"
  • Технология
Описание:

Важным аспектом социально-педагогической деятельности школы для детей с интеллектуальной недостаточностью является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.

Школа, являясь специальным коррекционным общеобразовательным учреждениям, ставит перед собой ряд задач, направленных на реабилитацию учащихся, а именно:

-изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей;

-коррекция отклонений  развития в процессе учебно-воспитательной работы;

-диагностика и вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;

-обучение детей и подростков социально-значимым привычкам и навыкам: навыкам самообслуживания, поведения в быту, в общественных местах, общения, самоконтроля;

-профессиональное ориентирование, трудоустройство подростков;

пост-школьный мониторинг выпускников.

Эффективность реабилитации детей данной категории зависит не только от успешности усвоения специальных коррекционных общеобразовательных программ, но и в значительной степени от личных качеств, социального статуса семьи, включенности в разнообразную внеурочную, внешкольную деятельности, от успешности формирования коммуникативных, трудовых навыков, духовно-нравственных установок.

 

Идея социально-педагогической реабилитации заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых полностью реализовались бы возможности каждого, имеющего дефект развития.

Автор Бедин Валерий Иванович
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 734
Номер материала 3324
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓