Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская
средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
ПРОГРАММА
Школы
будущего первоклассника
.
с. Перегребное
2014 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
|
Наименование
программы
|
Школа
будущего первоклассника
|
2
|
Основание
для разработки программы
|
Программа
является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
|
3
|
Основные
разработчики программы
|
Шафронова
Лариса Станиславовна
|
4
|
Основная
цель программы
|
обеспечить
формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника,
развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств
личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника,
достижения в учебе и положительное отношение к школе
|
5
|
Задачи
программы
|
- организация
процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление
и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе,
желания учиться;
- формирование
социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.
|
6
|
Условия
достижения цели и задач программы
|
Организация
обучения дошкольников будущими учителями первых классов
|
7
|
Основные
направления программы
|
Адаптация
к школьному обучению проходит через:
- формирование
базовых умений, необходимых для обучения в школе;
- диагностика
психологической готовности ребенка к школе;
- обогащение
активного словаря ребенка, связной речи.
|
8
|
Сроки
реализации программы
|
От
2018 года
|
9
|
Пользователи
основных мероприятий программы
|
Дети
6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
|
10
|
Ожидаемые
результаты
|
- обеспечение
единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
- развитие
личности ребенка старшего дошкольного возраста,
- формирование
его готовности к систематическому обучению
|
Введение
Одной из наиболее
острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной
дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости,
школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к
обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в
школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный
уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой
деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация
протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а
также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения
за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может
проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение
первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает
к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей,
благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное
отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования
учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой
школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую
деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют
отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают,
жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных
программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным
трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до
одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами
поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать
школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает
новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить
урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа
развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы
в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым
к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению
социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная
записка
Нередко подготовка
детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика
показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые
имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые
проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и
привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель и
задачи курса
Цель
данной программы:
Всестороннее
развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к
обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных
качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают
успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное
отношение к школе
Основные задачи
программы:
- организация
процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление
и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания
учиться;
- формирование
социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.
Программа
рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с
учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей
через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом
формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и
познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего
первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и
решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при
поступлении ребенка в школу.
Концепция
программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника»
основана
на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому
обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации
образования детей.
Принципы,
лежащие в основе программы.
- Принцип
научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе,
должна быть достоверной.
- Принцип
адекватности возрасту. Соответствие возрастным и
психолого-физиологическим особенностям ребенка.
- Принцип
личностного подхода. Личность каждого ребенка является
непреложной ценностью.
- Принцип
опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны
для ребенка.
- Принцип
ориентации на достижение успеха. Необходимо
создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в
возможность достижения успеха.
- Принцип
доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть
доступен пониманию ребенка.
- Принцип
интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства
обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную
позицию в процессе получения знаний.
- Принцип
последовательности. Изложение материала должно иметь
логическую последовательность
- Принцип
обратной связи. Педагог должен постоянно
интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.
Новизна данной
образовательной программы
заключается в том,
что она реализуется в рамках внеурочной деятельности. Опираясь на игру, как
ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста, педагоги способствуют
формированию предпосылок к развитию коммуникативных, личностных,
познавательных, регулятивных учебных действий, обучают необходимым знаниям,
развивают речевые процессы. В игре дошкольник легко усваивает и приобретает
новый социальный опыт, принимает новые “школьные” правила и требования, что
способствует наиболее быстрому формированию “позиции ученика”. Занятия
позволяют на основе диагностики познавательной, личностной, эмоционально-волевой
сфер выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствуют
формированию у него необходимых навыков при поступлении в школу.
Порядок
организации работы
школы будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника»:
- группы
формируются из детей 6-летнего возраста;
- продолжительность
обучения составляет 20 занятий ( февраль – март)
- наполняемость
группы по количеству заявлений;
- режим
занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 2 занятия по 25 минут;
- индивидуальные
занятия с логопедом и педагогом-психологом.
Структура
программы
Программа
определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного
интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному
обучению. В ней выделяются 2 раздела:
1.
Обучение
грамоте. Развитие речи - 10 часов
2.
Занимательная
математика - 10 часов
3.
Индивидуальные
занятия с логопедом и педагогом-психологом
Выделение программы условно, так как ее
особенностью является взаимосвязь всех разделов.
Программа предусматривает
комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Ø «Занимательная
математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по
стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные
игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять
форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в
количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10,
ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе
осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в
основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая
пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих
основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к
оперированию знаками.
Ø «Основы грамоты». Большая
роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети
приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и
грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной
задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения
активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Ведущий
метод работы
с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном
возрасте.
Основная
форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды
уроков – урок-путешествие, урок-игра т.д..
Цели занятий
Ø
Развитие слухового и зрительного восприятия
Ø
Развитие целенаправленного внимания и
наблюдательности
Ø
Развитие слуховой и зрительной памяти
Ø
Развитие мышления и речи
Ø
Развитие общей и мелкой моторики
Ø
Совершенствование коммуникативных навыков
Ø
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Ø
Совершенствование навыков монологической речи
Ø
Совершенствование навыков диалогической речи
Ø
Развитие мимики и пантомимики
Ø
Развитие фантазии и воображения
Ø
Развитие способностей к глубокому образному
мышлению
Ø
Развитие способностей к установлению
причинно-следственных связей
Ø
Развитие творческих способностей
Ø
Формирование эмоционально-волевой сферы
Ø
Формирование этических представлений
Ø
Повышение уверенности в себе
Ø
Научить принимать решения
План
занятий
1.
«Занимательная
математика»-10 часов
2.
«Основы
грамоты»-10 часов
Практическая
значимость данной
программы определена в трёх аспектах:
- Раскрывается
один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен
систематизированный материал по развитию начальных математических
представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с
выходом на развитие творческих способностей детей.
Предполагаемый
результат:
по окончании
адаптационно-развивающих занятий дошкольники должны
знать:
·
предмет,
расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над под, за данным
предметом, между двумя предметами;
·
числа
от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
·
последующее
и предыдущее число, больше (меньше) заданного на несколько единиц;
·
названия
геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, многоугольник, точка, отрезок,
прямая линия);
·
состав
чисел первого десятка с опорой на счетный материал;
·
знаки
арифметических действий (“+”, “ –”);
·
времена
года, их характерные признаки;
·
5-6
названий растений и животных нашего края;
·
вычленять
отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
·
различать
гласные и согласные звуки;
·
устно составлять
2-3 предложения на определённую тему;
·
знать
гигиенические правила письма.
уметь:
·
организовывать
рабочее место, правильно сидеть за партой, принимать учебную задачу,
контролировать и оценивать себя, уметь общаться со сверстниками и педагогами;
·
правильно
держать карандаш и работать им;
·
выделять
из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным
свойством;
·
ориентироваться
на листе бумаги в клеточку, выполнять несложные графические диктанты;
·
соотносить
число предметов и цифру;
·
различать
число и цифру;
·
различать
многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник;
·
сравнивать
два числа, характеризуя результат сравнения словами “больше на…”, “меньше на…”;
·
сравнивать
предметы по размеру, форме, цвету, количеству, используя практические способы;
·
вычленять слова из предложения;
·
различать слова и предложения;
·
выполнять
простые классификации.
Формы
подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Оценка
эффективности подпрограммы предусматривает мониторинг по результатам
комплексного диагностического обследования будущих первоклассников педагогом
психологом и логопедом. Начальный этап диагностики осуществляется в феврале
перед началом занятий. По итогам диагностики проводится индивидуальное
собеседование с родителями, на котором они получают рекомендации для
дополнительных занятий с ребенком (по необходимости). Итоговый этап диагностики
(апрель) предусматривает отслеживание динамики развития уровня готовности
дошкольников к школе и разработку рекомендаций для родителей, исходя из
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Методическое
сопровождение программы
Концептуально-правовой
основой программы являются Письмо Министерства образования РФ – “Рекомендации
по организации приема в первый класс” (М., 2003 № 03-51-57 ин/13-03), Методическое
письмо Института возрастной физиологии РАО от 17.02.2004 № 14-51-36/13 “Об
использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке
детей к школе”, Концепция содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено), 2003 г.
Содержание
программы рассчитано на 20 учебных занятий. В основе заложены дидактические
принципы: доступность, интегрированность, развивающая направленность, учёт
индивидуальных особенностей. На занятиях активно используются разнообразные:
подвижные и малоподвижные игры, продуктивные виды деятельности, словесные и
дидактические игры, развивающие задания.
Создаваемый на
занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует
развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной
адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания
всей последующей деятельности.
Весь материал направлен
на:
- развитие
умения слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по
образцу;
- развитие
умения думать, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие
творческих способностей детей и выявление индивидуальных проблем;
- развитие
мелкой моторики рук;
- формирование
умения говорить, доказывать свою точку зрения;
- формирование
умения считать, ориентироваться в числовом ряду;
- совершенствование
пространственно-временных представлений;
- умение
общаться со сверстниками и со взрослыми;
- создание
положительного отношения к себе и другим.
Используются
наглядные, словесные и практические методы. Каждый метод имеет целый комплекс
разнообразных приёмов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом
к её решению.
В программу
достаточно включено игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и
творческого мышления, требующие от детей исполнительской, воспроизводящей, преобразующей
деятельности.
Структура
предлагаемых занятий
Структура занятий
включает в себя организационный, основной и заключительный этапы.
Организационный этап предусматривает создание эмоционального настроя детей на
занятии, принятие правил поведения и общения. В содержание основного этапа
входит сообщение или определение темы занятия, работа над речевым развитием,
формирование представлений по предмету, развитие графомоторных функций детей.
Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с
применением пальчиковых упражнений.
Заключительный
этап предполагает эмоциональную оценку занятия
и подведение итогов.
При подготовке к каждому занятию педагог:
·
оценивает
этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний- умений;
·
предусматривает
разные организационные формы проведения занятий, а также индивидуальную работу
каждого ребенка;
·
учитывает
необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых)
ситуациях;
·
осуществляет
взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
ЭТАПЫ занятий:
Организационный
момент (5 мин.) позволяет
создавать атмосферу группового доверия и принятия, мобилизовать и настраивать
детей на предстоящую работу. Перед детьми ставится проблемная задача с целью
активизации их творческого потенциала, ассоциативных связей.
Основной
этап (15 мин.)
представляет совокупность приемов, направленных на решение задач данного
комплекса. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая
пауза с использованием нейропсихологических упражнений,
речедвижений, лексически связанных с темой занятия. Физические упражнения
сочетаются с умственной деятельностью детей. Данный элемент занятия может быть
использован дважды, что зависит от психофизиологического состояния
дошкольников.
Заключительный
этап (5 мин.) предполагает
обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе
занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью
различных символов.
Методы
и формы организации деятельности.
Методы
·
Игровой
·
Диалоговый
·
Частично
вопросно-поисковый
·
Метод
театрализации
Формы
·
Индивидуальная
·
Парная
·
Групповая
·
Коллективная
Методические особенности занятий:
·
Занятия
проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие
существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами,
учит общению и запоминанию
·
Диалогичность
ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог
организует процесс общения через систему поставленных вопросов.
Программа
предусматривает вербальную и рисуночную систему оценки.
В качестве
вербальной оценки используются словесные методы стимулирования действий
ребенка, эмоциональная поддержка, подбадривание.
Цель:
формирование у дошкольника уверенности в себе, формирование позитивной
самооценки.
Рисуночная система
оценки предусматривает изображение цветка с пятью лепестками (задание выполнил
очень хорошо), с четырьмя лепестками (задание выполнил хорошо, но в дальнейшем
постарайся выполнить еще лучше).
В ходе выполнения
заданий, детям предлагается самим оценить свою работу и сравнить свою оценку с
оценкой педагога, с последующим обсуждением.
Цель: формирование рефлексивной самооценки и навыков самоконтроля дошкольников.
Оборудование,
место проведения
Адаптационные
занятия по данной программе проводятся в специально-оборудованных учебных
кабинетах.
Данные кабинеты
предусматривают наличие ковра для подвижных игр
и психогимнастики, рабочих мест (учебные столы и стулья). В ходе занятий
используются медиапроектор, музыкальный центр, демонстрационный материал.
Тематический
план занятий
курса
«Занимательная математика»
|
Тема
занятия
|
Задачи
занятия
|
Практическая работа
|
1
|
Давайте
познакомимся.
Знакомство
с
правилами поведения и общения
на
занятии, выявление простейших числовых представлений.
Счёт
на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми
глазами;
|
выявлять
простейшие числовые представления у детей и формировать умение вести счёт от
1 до 10;
развивать
умения различать предметы по цвету, форме, расположению;
развивать
умение слушать и отвечать;
развивать
мелкую моторику руки.
|
Игра
«Давайте познакомимся!»;
игра
«Слушай и считай»;
игра
«Нос, нос, ухо»;
практическое
упражнение «Дорисуй портрет человека»;
игра
«Найди отличия и сосчитай их количество»;
игра
«Назови число».
|
2
|
Выделение
«лишнего» предмета.
Формирование
общеучебных организационных навыков и выделение существенных признаков
предметов.
|
формировать
общеучебные организационные навыки;
формировать
умение выделять общие и различные признаки предметов;
формировать
умение выделять часть из множества предметов по существенному признаку;
способствовать
развитию понятий: широкий, узкий;
формировать
умение слушать и отвечать;
развивать
мелкую моторику руки.
|
Игра
«Объедини предметы в группы»;
игра
«Назови предметы, которые лежат не на своём месте»;
игра
«Заполни пустые клетки»;
игра
«Гномики на детской площадке»;
пальчиковая
разминка «Гребешок».
|
3
|
Знакомые
формы геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник)
Учить
узнавать в окружающих предметах знакомые формы геометрических фигур (круг,
треугольник, четырехугольник)
|
формировать
умение ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10;
способствовать
развитию активного словаря.
|
Игра
«Найди лишнюю картинку»;
практическое
занятие «Составь рассказ по серии картинок»;
игра
«Плюс и минус»;
задачи
–стихотворения
арифметическая
физминутка;
игра
«Сложить и вычесть»;
пальчиковая
разминка «Гости».
|
4
|
Сравнение
и классификация предметов по разным признакам.
Ориентировка
на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
|
умение
сравнивать группы предметов;
развивать
навыки счета в пределах десятка;
формировать
понятия математических символов: равно, неравно;
формировать
умение вести счёт в обратном порядке;
развивать
мелкую моторику руки.
пространственное
ориентирование по клеткам
|
Игра
«Топай, Мишка»;
игра
«Установи последовательность событий»;
игра
«По порядку номеров»;
пальчиковая
разминка «Лесенка»;
графический
диктант «Трезубец».
|
5
|
Пространственные отношения «перед»,
«за», «между».
Уточнение пространственных
понятий.
|
формировать
общеучебные организационные навыки;
развивать
активное внимание;
способствовать
развитию представлений о профессиях;
развивать
пространственные отношения: впереди, сзади, рядом, между, под, на, над,
внизу, вверху;
развивать
умение ориентироваться на листе бумаги;
способствовать
развитию диалогической речи и умению логически мыслить.
|
Игра
«Угадай, кто, что делает?»;
игра
«Что изменилось?»;
игра
«Чей инструмент?;
игра
«Моя будущая профессия»;
игра
«Раскрась палитры»;
пальчиковая
разминка «Братья – ленивцы»;
графический
диктант «Самолёт».
|
6
|
Построение
ряда фигур по определённому
правилу.
Развитие
пространственных представлений.
|
формировать
общеучебные организационные навыки;
выявить
наличие необходимых сведений детей о себе (знание улицы, номера дома,
квартиры);
развивать
пространственные отношения;
развивать
умение ориентироваться на листе бумаги.
|
игра
«Помогите фокуснику»;
игра
«Найди нужный шарик»;
пальчиковая
разминка «Гости»;
графический
диктант «Вертолёт».
|
7
|
Порядковый
и количественный счет
Развитие
умения ориентироваться
в
числовом ряду .
|
формировать
общеучебные навыки;
формировать
умение сравнивать группы предметов;
развивать
навыки счета в пределах десятка;
формировать
понятия математических символов: равно, неравно;
формировать
умение вести счёт в обратном порядке;
развивать
мелкую моторику руки.
|
Игра
«Расшифруй слово»;
игра
«Узнай животных»
игра
«Найди лишнего животного»
практическое
упражнение «Подарки для сказочных героев»
игра
«Сколько зайчиков»;
пальчиковая
игра «Животные»;
графический
диктант «Щенок»
|
8
|
Знакомые
формы геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник)
Учить
узнавать в окружающих предметах знакомые формы геометрических фигур (круг,
треугольник, четырехугольник)
Составление
фигур из частей и деление фигур на части.
|
Конструирование
фигур по заданному образцу.
формировать
умение ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10;
способствовать
развитию активного словаря.
|
Игра
«Найди лишнюю картинку»;
практическое
занятие «Составь рассказ по серии картинок»;
игра
«Плюс и минус»;
задачи
–стихотворения
арифметическая
физминутка;
игра
«Сложить и вычесть»;
пальчиковая
разминка «Гости».
|
9
|
Понятия,
одинаковые, разные, больше, меньше. Столько же.
Развитие
умения сравнивать группы предметов.
Взаимосвязь
между целым и частью. Представление: один – много.
|
Соотношение
количества предметов между разными группами.
формировать
общеучебные навыки;
формировать
математические представления: больше, меньше;
развивать
умение сравнивать группы предметов;
развивать
внимание и способности к логическому мышлению.
|
Игра
«Лишнее дерево»;
игра
«Сравни»;
игра
«Уменьши и увеличь»;
пальчиковая
разминка «Скакалка»;
графический
диктант «Жираф».
|
10
|
Количественные
И
порядковые числительные: “сколько?”; “который?”
Учить
правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными:
“сколько?”; “который?”
Установление
равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).
|
Сравнение
предметов в группах разного количества;
развивать
умение сравнивать группы предметов на основе геометрических фигур;
формировать
умение ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10;
развивать
мелкую моторику руки.
|
игра
«Раскрась, вырежи и наклей».
Игра
«Будь внимательным!»;
игра
«Укрась ковер»;
пальчиковая
разминка «Птица и птенцы».
|
Тематический
план занятий
курса
«Основы грамоты»
|
Тема
занятия
|
Задачи
занятия
|
Практическая работа
|
1
|
Ау
нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).
|
Знакомство
с правилами штриховки. Уточнить понятие «Овощи».Активизировать
устную речь по теме « Овощи».
|
Загадки
о фруктах.
Упражнения
«Найди ошибку», «Четвертый лишний».
|
2
|
Упражнения
в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по
картинке, работа со схемой предложения)
|
Развитие
правильного дыхания при разговорной речи.
|
Театрализованная
игра «Теремок».
|
3
|
Я
и моя семья
|
Уточнить
и расширить знания детей о себе и своих близких. Развивать внимание,
активизировать устную речь учащихся, приучать к самостоятельности.
|
Игра
- практикум «Расскажи о себе».
«Мама,
папа, я – дружная семья».
|
4
|
Радуга.
Игры на развитие памяти.
|
Развивать
умения различать основные цвета и использовать их названия в активной речи
при различении предметов по цвету.
Развивать
оперативную память на основе зрительного. слухового восприятия, а также
логическое и ассоциативное запоминание.
|
Игра
«Сюрпризы для кукол». Практическое занятие «Гора самоцветов»
|
5
|
Домашние
животные
|
Обобщить
и уточнить знания детей о домашних животных. Активизировать устную речь по
теме «Домашние животные».
Развивать
воображение, Активизировать устную речь.
|
Игра
«Найди ошибку».
Загадки
о домашних животных.
Игра
«Кто как голос подает?».
|
6
|
Дикие
животные
|
Уточнить
и расширить знания детей о домашних животных. Учить различать диких и
домашних животных.
|
Загадки
о диких животных.
Познавательная
игра «Животные и их детеныши».
Упражнение
«Что перепутал художник?».
|
7
|
Птицы.
Игры и упражнения на развитие логического мышления.
|
Расширить
и упорядочить знания детей о птицах. Учить находить отличительные признаки
птиц.
Развивать
логическое мышление, память, умение анализировать.
|
Игры
«Я начну. а ты продолжи», «Что забыл нарисовать художник?».
Загадки
о птицах.
|
8
|
Речь
(устная и письменная) - общее представление.
Времена
года.
|
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Уточнить
понятие «Времена года». Учить сравнивать, рассуждать, делать выводы.
|
Игра
– упражнение «Когда это бывает?»
Загадки
о временах года.
|
9
|
Предложение
и слово. Время.
|
Развитие
у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой).
Развивать
временные отношения. Учить понимать и соотносить понятия: сутки, неделя, (дни
недели), месяц, измерять время с использованием
|
Игра
«Слова бывают разные»
Упражнения
на измерение времени с использованием календаря и песочных часов.
Игра
с коллективным ответом « Когда что бывает?».
|
10
|
Слово.
Игры
и упражнения на развитие логического мышления.
|
Совершенствование
общих речевых навыков.
Развивать
логическое мышление, память, умение анализировать.
|
Упражнение
«Найди лишний рисунок».
Игра
«Кто где живет?».
|
Работа с родителями будущих
первоклассников. (Приложение)
При подготовке
детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель
работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к
школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Родительский лекторий»,
предусмотренные в рамках подпрограммы информируют родителей об особенностях
дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и
воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей
задействованы учителя начальной школы, психологические и логопедические службы.
Кроме этого
родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей
начальных классов, психолога, логопеда, познакомиться с результатами
диагностики каждую субботу с 10.00-12.00.
Литература:
1.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.:
Просвещение, 1983 - 190с.
2.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности
младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
3.
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр
и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
4.
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение,
1997
5.
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости
– М.:Педагогика, 1989 - 89с.
6.
Волина В. Праздник числа. Занимательная
математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
7.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я
готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль:
Академия развития, 2000 – 33с.
8.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др.
Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие
для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
9.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в
школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
10. Дошкольная
подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 –
М.: Баласс, 2004
11. Дубровина
Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991
- 303с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.