Главная / Начальные классы / Программа Школы будущего первоклассника

Программа Школы будущего первоклассника

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №2»


















ПРОГРАММА

Школы будущего первоклассника














.


с. Перегребное

2014 год




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Шафронова Лариса Станиславовна

4

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.


6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  • диагностика психологической готовности ребенка к школе;

  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи.


8

Сроки реализации программы

От 2018 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению




Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель и задачи курса

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе







Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Принципы, лежащие в основе программы.

  1. Принцип научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной.

  2. Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка.

  3. Принцип личностного подхода. Личность каждого ребенка является непреложной ценностью.

  4. Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для ребенка.

  5. Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.

  6. Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.

  7. Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.

  8. Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность

  9. Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.

Новизна данной образовательной программы

заключается в том, что она реализуется в рамках внеурочной деятельности. Опираясь на игру, как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста, педагоги способствуют формированию предпосылок к развитию коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных учебных действий, обучают необходимым знаниям, развивают речевые процессы. В игре дошкольник легко усваивает и приобретает новый социальный опыт, принимает новые “школьные” правила и требования, что способствует наиболее быстрому формированию “позиции ученика”. Занятия позволяют на основе диагностики познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствуют формированию у него необходимых навыков при поступлении в школу.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника»:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;

  • продолжительность обучения составляет 20 занятий ( февраль – март)

  • наполняемость группы по количеству заявлений;

  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 2 занятия по 25 минут;

  • индивидуальные занятия с логопедом и педагогом-психологом.

Структура программы

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 2 раздела:

  1. Обучение грамоте. Развитие речи - 10 часов

  2. Занимательная математика - 10 часов

  3. Индивидуальные занятия с логопедом и педагогом-психологом


Выделение программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.

Программа предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  • «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

  • «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра т.д..

Цели занятий

  • Развитие слухового и зрительного восприятия

  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

  • Развитие слуховой и зрительной памяти

  • Развитие мышления и речи

  • Развитие общей и мелкой моторики

  • Совершенствование коммуникативных навыков

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

  • Совершенствование навыков монологической речи

  • Совершенствование навыков диалогической речи

  • Развитие мимики и пантомимики

  • Развитие фантазии и воображения

  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению

  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

  • Развитие творческих способностей

  • Формирование эмоционально-волевой сферы

  • Формирование этических представлений

  • Повышение уверенности в себе

  • Научить принимать решения

План занятий

  1. «Занимательная математика»-10 часов

  2. «Основы грамоты»-10 часов

Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

  • Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

  • Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

Предполагаемый результат:

по окончании адаптационно-развивающих занятий дошкольники должны

знать:

  • предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над под, за данным предметом, между двумя предметами;

  • числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;

  • последующее и предыдущее число, больше (меньше) заданного на несколько единиц;

  • названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, многоугольник, точка, отрезок, прямая линия);

  • состав чисел первого десятка с опорой на счетный материал;

  • знаки арифметических действий (“+”, “ –”);

  • времена года, их характерные признаки;

  • 5-6 названий растений и животных нашего края;

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

  • различать гласные и согласные звуки;

  • устно составлять 2-3 предложения на определённую тему;

  • знать гигиенические правила письма.

уметь:

  • организовывать рабочее место, правильно сидеть за партой, принимать учебную задачу, контролировать и оценивать себя, уметь общаться со сверстниками и педагогами;

  • правильно держать карандаш и работать им;

  • выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;

  • ориентироваться на листе бумаги в клеточку, выполнять несложные графические диктанты;

  • соотносить число предметов и цифру;

  • различать число и цифру;

  • различать многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник;

  • сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами “больше на…”, “меньше на…”;

  • сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, количеству, используя практические способы;

  • вычленять слова из предложения;

  • различать слова и предложения;

  • выполнять простые классификации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Оценка эффективности подпрограммы предусматривает мониторинг по результатам комплексного диагностического обследования будущих первоклассников педагогом психологом и логопедом. Начальный этап диагностики осуществляется в феврале перед началом занятий. По итогам диагностики проводится индивидуальное собеседование с родителями, на котором они получают рекомендации для дополнительных занятий с ребенком (по необходимости). Итоговый этап диагностики (апрель) предусматривает отслеживание динамики развития уровня готовности дошкольников к школе и разработку рекомендаций для родителей, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Методическое сопровождение программы

Концептуально-правовой основой программы являются Письмо Министерства образования РФ – “Рекомендации по организации приема в первый класс” (М., 2003 № 03-51-57 ин/13-03), Методическое письмо Института возрастной физиологии РАО от 17.02.2004 № 14-51-36/13 “Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе”, Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), 2003 г.

Содержание программы рассчитано на 20 учебных занятий. В основе заложены дидактические принципы: доступность, интегрированность, развивающая направленность, учёт индивидуальных особенностей. На занятиях активно используются разнообразные: подвижные и малоподвижные игры, продуктивные виды деятельности, словесные и дидактические игры, развивающие задания.

Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.

Весь материал направлен на:

  • развитие умения слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по образцу;

  • развитие умения думать, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи;

  • развитие творческих способностей детей и выявление индивидуальных проблем;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • формирование умения говорить, доказывать свою точку зрения;

  • формирование умения считать, ориентироваться в числовом ряду;

  • совершенствование пространственно-временных представлений;

  • умение общаться со сверстниками и со взрослыми;

  • создание положительного отношения к себе и другим.

Используются наглядные, словесные и практические методы. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приёмов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к её решению.

В программу достаточно включено игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления, требующие от детей исполнительской, воспроизводящей, преобразующей деятельности.

Структура предлагаемых занятий

Структура занятий включает в себя организационный, основной и заключительный этапы. Организационный этап предусматривает создание эмоционального настроя детей на занятии, принятие правил поведения и общения. В содержание основного этапа входит сообщение или определение темы занятия, работа над речевым развитием, формирование представлений по предмету, развитие графомоторных функций детей. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с применением пальчиковых упражнений.

Заключительный этап предполагает эмоциональную оценку занятия
и подведение итогов.

При подготовке к каждому занятию педагог:

  • оценивает этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний- умений;

  • предусматривает разные организационные формы проведения занятий, а также индивидуальную работу каждого ребенка;

  • учитывает необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

  • осуществляет взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

ЭТАПЫ занятий:



Организационный

момент (5 мин.) позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия, мобилизовать и настраивать детей на предстоящую работу. Перед детьми ставится проблемная задача с целью активизации их творческого потенциала, ассоциативных связей.

Основной

этап (15 мин.) представляет совокупность приемов, направленных на решение задач данного комплекса. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с использованием нейропсихологических упражнений, речедвижений, лексически связанных с темой занятия. Физические упражнения сочетаются с умственной деятельностью детей. Данный элемент занятия может быть использован дважды, что зависит от психофизиологического состояния дошкольников.

Заключительный

этап (5 мин.) предполагает обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов.

Методы и формы организации деятельности.

Методы

  • Игровой

  • Диалоговый

  • Частично вопросно-поисковый

  • Метод театрализации

Формы

  • Индивидуальная

  • Парная

  • Групповая

  • Коллективная

Методические особенности занятий:

  • Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию

  • Диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует процесс общения через систему поставленных вопросов.

Программа предусматривает вербальную и рисуночную систему оценки.

В качестве вербальной оценки используются словесные методы стимулирования действий ребенка, эмоциональная поддержка, подбадривание.

Цель: формирование у дошкольника уверенности в себе, формирование позитивной самооценки.

Рисуночная система оценки предусматривает изображение цветка с пятью лепестками (задание выполнил очень хорошо), с четырьмя лепестками (задание выполнил хорошо, но в дальнейшем постарайся выполнить еще лучше).

В ходе выполнения заданий, детям предлагается самим оценить свою работу и сравнить свою оценку с оценкой педагога, с последующим обсуждением.
Цель: формирование рефлексивной самооценки и навыков самоконтроля дошкольников.

Оборудование, место проведения

Адаптационные занятия по данной программе проводятся в специально-оборудованных учебных кабинетах.

Данные кабинеты предусматривают наличие ковра для подвижных игр
и психогимнастики, рабочих мест (учебные столы и стулья). В ходе занятий используются медиапроектор, музыкальный центр, демонстрационный материал.





Тематический план занятий

 курса «Занимательная математика»



Тема занятия

Задачи занятия

Практическая работа

1

Давайте познакомимся.

Знакомство

с правилами поведения и общения

на занятии, выявление простейших числовых представлений.

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

выявлять простейшие числовые представления у детей и формировать умение вести счёт от 1 до 10;

развивать умения различать предметы по цвету, форме, расположению;

развивать умение слушать и отвечать;

развивать мелкую моторику руки.

Игра «Давайте познакомимся!»;

игра «Слушай и считай»;

игра «Нос, нос, ухо»;

практическое упражнение «Дорисуй портрет человека»;

игра «Найди отличия и сосчитай их количество»;

игра «Назови число».


2

Выделение «лишнего» предмета.

Формирование общеучебных организационных навыков и выделение существенных признаков предметов.


формировать общеучебные организационные навыки;

формировать умение выделять общие и различные признаки предметов;

формировать умение выделять часть из множества предметов по существенному признаку;

способствовать развитию понятий: широкий, узкий;

формировать умение слушать и отвечать;

развивать мелкую моторику руки.

Игра «Объедини предметы в группы»;

игра «Назови предметы, которые лежат не на своём месте»;

игра «Заполни пустые клетки»;

игра «Гномики на детской площадке»;

пальчиковая разминка «Гребешок».


3

Знакомые формы геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник)

Учить узнавать в окружающих предметах знакомые формы геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник)

формировать умение ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10;

способствовать развитию активного словаря.


Игра «Найди лишнюю картинку»;

практическое занятие «Составь рассказ по серии картинок»;

игра «Плюс и минус»;

задачи –стихотворения

арифметическая физминутка;

игра «Сложить и вычесть»;

пальчиковая разминка «Гости».

4

Сравнение и классификация предметов по разным признакам.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

умение сравнивать группы предметов;

развивать навыки счета в пределах десятка;

формировать понятия математических символов: равно, неравно;

формировать умение вести счёт в обратном порядке;

развивать мелкую моторику руки.

пространственное ориентирование по клеткам

Игра «Топай, Мишка»;

игра «Установи последовательность событий»;

игра «По порядку номеров»;

пальчиковая разминка «Лесенка»;

графический диктант «Трезубец».


5

Пространственные отношения «перед», «за», «между».

Уточнение пространственных
понятий.




формировать общеучебные организационные навыки;

развивать активное внимание;

способствовать развитию представлений о профессиях;

развивать пространственные отношения: впереди, сзади, рядом, между, под, на, над, внизу, вверху;

развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

способствовать развитию диалогической речи и умению логически мыслить.

Игра «Угадай, кто, что делает?»;

игра «Что изменилось?»;

игра «Чей инструмент?;

игра «Моя будущая профессия»;

игра «Раскрась палитры»;

пальчиковая разминка «Братья – ленивцы»;

графический диктант «Самолёт».


6

Построение ряда фигур по определённому

правилу.

Развитие пространственных представлений.


формировать общеучебные организационные навыки;

выявить наличие необходимых сведений детей о себе (знание улицы, номера дома, квартиры);

развивать пространственные отношения;

развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

игра «Помогите фокуснику»;

игра «Найди нужный шарик»;

пальчиковая разминка «Гости»;

графический диктант «Вертолёт».


7

Порядковый и количественный счет

Развитие умения ориентироваться

в числовом ряду .

формировать общеучебные навыки;

формировать умение сравнивать группы предметов;

развивать навыки счета в пределах десятка;

формировать понятия математических символов: равно, неравно;

формировать умение вести счёт в обратном порядке;

развивать мелкую моторику руки.

Игра «Расшифруй слово»;


игра «Узнай животных»

игра «Найди лишнего животного»

практическое упражнение «Подарки для сказочных героев»

игра «Сколько зайчиков»;

пальчиковая игра «Животные»;

графический диктант «Щенок»

8

Знакомые формы геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник)

Учить узнавать в окружающих предметах знакомые формы геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник)

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу.

формировать умение ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10;

способствовать развитию активного словаря.


Игра «Найди лишнюю картинку»;

практическое занятие «Составь рассказ по серии картинок»;

игра «Плюс и минус»;

задачи –стихотворения

арифметическая физминутка;

игра «Сложить и вычесть»;

пальчиковая разминка «Гости».

9

Понятия, одинаковые, разные, больше, меньше. Столько же.

Развитие умения сравнивать группы предметов.


Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами.

формировать общеучебные навыки;

формировать математические представления: больше, меньше;

развивать умение сравнивать группы предметов;

развивать внимание и способности к логическому мышлению.

Игра «Лишнее дерево»;

игра «Сравни»;

игра «Уменьши и увеличь»;

пальчиковая разминка «Скакалка»;

графический диктант «Жираф».


10

Количественные

И порядковые числительные: “сколько?”; “который?”

Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными: “сколько?”; “который?”


Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества;

развивать умение сравнивать группы предметов на основе геометрических фигур;

формировать умение ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10;

развивать мелкую моторику руки.

игра «Раскрась, вырежи и наклей».

Игра «Будь внимательным!»;

игра «Укрась ковер»;

пальчиковая разминка «Птица и птенцы».





Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»




Тема занятия

Задачи занятия

Практическая работа

1

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки. Уточнить понятие «Овощи».Активизировать устную речь по теме « Овощи».

Загадки о фруктах.

Упражнения «Найди ошибку», «Четвертый лишний».

2

Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения)

Развитие правильного дыхания при разговорной речи.

Театрализованная игра «Теремок».

3

Я и моя семья

Уточнить и расширить знания детей о себе и своих близких. Развивать внимание, активизировать устную речь учащихся, приучать к самостоятельности.

Игра - практикум «Расскажи о себе».

«Мама, папа, я – дружная семья».

4

Радуга. Игры на развитие памяти.

Развивать умения различать основные цвета и использовать их названия в активной речи при различении предметов по цвету.

Развивать оперативную память на основе зрительного. слухового восприятия, а также логическое и ассоциативное запоминание.

Игра «Сюрпризы для кукол». Практическое занятие «Гора самоцветов»



5

Домашние животные

Обобщить и уточнить знания детей о домашних животных. Активизировать устную речь по теме «Домашние животные».

Развивать воображение, Активизировать устную речь.

Игра «Найди ошибку».

Загадки о домашних животных.

Игра «Кто как голос подает?».



6

Дикие животные

Уточнить и расширить знания детей о домашних животных. Учить различать диких и домашних животных.

Загадки о диких животных.

Познавательная игра «Животные и их детеныши».

Упражнение «Что перепутал художник?».

7

Птицы. Игры и упражнения на развитие логического мышления.

Расширить и упорядочить знания детей о птицах. Учить находить отличительные признаки птиц.

Развивать логическое мышление, память, умение анализировать.

Игры «Я начну. а ты продолжи», «Что забыл нарисовать художник?».

Загадки о птицах.

8

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Времена года.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Уточнить понятие «Времена года». Учить сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Игра – упражнение «Когда это бывает?»

Загадки о временах года.

9

Предложение и слово. Время.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой).

Развивать временные отношения. Учить понимать и соотносить понятия: сутки, неделя, (дни недели), месяц, измерять время с использованием

Игра «Слова бывают разные»

Упражнения на измерение времени с использованием календаря и песочных часов.

Игра с коллективным ответом « Когда что бывает?».

10

Слово.

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

Совершенствование общих речевых навыков.

Развивать логическое мышление, память, умение анализировать.

Упражнение «Найди лишний рисунок».

Игра «Кто где живет?».




Работа с родителями будущих первоклассников. (Приложение)

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Родительский лекторий», предусмотренные в рамках подпрограммы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы, психологические и логопедические службы.

Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей начальных классов, психолога, логопеда, познакомиться с результатами диагностики каждую субботу с 10.00-12.00.



Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

  10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

  11. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.




Программа Школы будущего первоклассника
  • Начальные классы
Описание:

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.      Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. 

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Автор Шафронова Лариса Станиславовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 803
Номер материала 38197
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓