Программа
школьной секции по футболу для девочек
Программа
составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по
специальности 032101 «Физическая культура и спорт» и подготовлена Департаментом
женского футбола Российского футбольного союза.
Программу составил член-корреспондент Международной академии
наук педагогического образования, заслуженный тренер, мастер спорта СССР,
кандидат педагогических наук, доцент Педагогического института физической
культуры МГПУ Владимир Грантович Терян.
Первый
год начальной подготовки (девочки 7–8 лет) – 346 ч
I.
Основы теоретических знаний – 6 ч
Правила поведения в спортивном зале, на футбольной
площадке.
Сведения о режиме дня и личной гигиене.
Значение физических упражнений для здоровья человека.
Влияние футбола на развитие личности.
Одежда и обувь на футбольном занятии.
II.
Практические занятия – 310 ч
1. Общефизическая подготовка – 64 ч
1.1. Строевые упражнения. Понятие о
строе и команде. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет
на первый – второй. Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание
приставными шагами. Повороты налево и направо. Начало движения шагом с левой
ноги.
1.2. Общеразвивающие упражнения. Сгибание и
разгибание рук. Круговые движения одной рукой, движения рукой, плечами.
Движения кистями. Поочередные движения руками. Сгибание и разгибание ног в
положении сидя.
1.3. Акробатические упражнения. Перекат в
сторону из упора. Кувырок вперед из упора в упор присев и последующий прыжок
вверх со взмахом рук.
1.4. Упражнения для формирования осанки. Повороты
кругом сначала медленно, а затем быстро. Стойка на носках, ноги на одной линии.
Приседание в положении ноги скрестно. Лазанье по гимнастической стенке вверх и
вниз.
2. Специальная подготовка (элементы
футбола) – 56 ч
2.1. Наступание на мяч
подошвой; ведение мяча подошвой по кругу, вперед и назад, не сходя с места.
2.2. Остановка мяча,
уходящего от игрока. Остановка мяча, катящегося навстречу. Остановка мяча
подошвой при выполнении ведения.
2.3. Ведение мяча по
прямой и с изменением направления.
2.4. Передача мяча
внутренней стороной стопы в парах, в тройках.
2.5. Вбрасывание мяча.
2.6. Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Ловкие ребята», «Лисы и куры», «Запрещенное движение»,
«Быстро по местам!», «Совушка».
3. Техническая подготовка – 110
ч
3.1. Техника передвижений. Бег
спиной вперед. Бег скрестными шагами. Прыжки вверх-вправо и вверх-влево,
толчком одной ногой с разбега.
3.2. Ведение мяча. Ведение
мяча внутренней и внешней частью подъема, с изменением направления и скорости движения,
между движущимися партнерами.
3.3. Остановка мяча. Остановка
мяча изученными способами, подготавливая его для последующих действий, и укрыванием
туловищем.
3.4. Удары по мячу ногой. Выполнение
ударов на точность.
3.5. Отбор мяча. Отбор мяча у
соперника толчком плеча в плечо.
4. Тактическая подготовка – 80 ч
4.1. Индивидуальные действия с мячом.
Целесообразное использование изучаемых технических приемов в игровой
обстановке. Определение и понимание игровых ситуаций, целесообразных для
ведения мяча, обводки соперника, передачи мяча партнеру.
4.2. Индивидуальные действия без мяча.
Правильное расположение игроков в играх на малых площадках в ограниченных
составах 3×3, 4×4. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом
на действия партнера и соперника. Выбор момента для открывания с целью
получения мяча; то же для закрывания соперника.
4.3. Групповые действия.
Взаимодействие двух или трех партнеров в играх. Выполнение передач в ноги
партнеру, на свободное место, на удар. Выполнение простейших комбинаций при
начальном, угловом, штрафном и свободных ударах, вбрасывании мяча из-за боковой
линии.
III.
Учебные и тренировочные игры – 10 ч
IV.
Текущие и контрольные нормативы – 6 ч
Бег на 30 м – 6,2 сек.
Прыжок в длину с места – 140–150 см.
Динамометрия – 30–38 кг.
Сгибание и разгибание рук в упоре – 4–6 раз.
V.
Восстановительные мероприятия и медицинское обследование – 14 ч
Система восстановления включает организационные формы
его реализации, подбор адекватных средств восстановления и контроль за их
эффективностью. От них во многом зависят сохранение и укрепление здоровья юных
футболисток, их спортивное долголетие, повышение физической работоспособности,
уменьшение спортивного травматизма. Их можно разделить на следующие группы: психолого-педагогические,
гигиенические и медико-биологические.
К психолого-педагогическим средствам относятся
формирование умения варьировать нагрузку, переключать внимание к другим видам
упражнений и планирование специальных детских игр с мячом для активного отдыха.
Психолого-педагогические средства способствуют оптимальному снижению утомления,
обеспечивают устойчивость и стабильность психического состояния, создают
лучший фон для реабилитации, оказывают значительное влияние на характер детей и
течение восстановительных процессов, а также воспитывают волевые качества.
Система гигиенических факторов включает
следующие разделы: «Рационный распорядок дня», «Личная гигиена», «Закаливание»,
«Гигиенические условия для тренировок», «Специальные комплексы упражнений для
работы с юными футболистками в условиях разных климатических факторов».
Медико-биологическая группа
восстановительных средств включает двухразовое медицинское
обследование в течение года и врачебное наблюдение, физиотерапию, гидротерапию
и витаминизацию в зимне-весенний период.
Второй
год начальной подготовки (8–9 лет) – 403 ч
I. Основы теоретических знаний – 4 ч
Двигательный режим.
Влияние физических упражнений на укрепление здоровья,
осанку, повышение умственной и физической работоспособности.
Правила закаливающих процедур.
II.
Практические занятия – 365 ч
1. Общефизическая подготовка – 72 ч
1.1. Строевые упражнения. Повороты
на месте кругом. Ходьба противоходом. Ходьба по диагонали.
1.2. Общеразвивающие упражнения. Круговые
движения руками. Асимметричные движения руками. Общеразвивающие упражнения с
волейбольными и футбольными, теннисными, набивными мячами, гимнастическими
палками.
1.3. Акробатические упражнения. Перекат
назад из упора присев в стойку на лопатках согнувшись. Кувырок вперед из упора
присев и последующий прыжок вверх со взмахом рук.
1.4. Упражнения для формирования осанки. Удержание
на голове груза – мешочка с песком весом 150–200 г. Повороты кругом – сначала
медленно, а затем быстро. Стойка на носках, ноги на одной линии. Приседания в
положении ноги скрестно; из стойки ноги скрестно, правая перед левой,
повернуться влево кругом до положения левая нога перед правой; затем,
поворачиваясь вправо, вернуться в исходное положение. Лазанье по гимнастической
стенке вверх и вниз.
1.5. Подвижные игры: «День и
ночь», «Линейная эстафета с бегом», «Караси и щуки», «Подвижная цель» и т.д.
1.6. Челночный бег 3×10, бег
на 30 м, бег на 1500 м без учета времени.
2. Специальная физическая подготовка – 53
ч
Броски набивного мяча ногой на дальность энергичным
махом ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами на дальность. Вбрасывание
набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. Ускорение и
рывки с мячом – до 30 м. Обводки препятствий на скорость. Рывки с мячом с
последующим ударом по воротам. Жонглирование, чередуя удары различными частями
стопы, бедра, головой. Ведение мяча головой. Салки с мячом. Переменный и
повторный бег с ведением мяча. Игровые ускорения с мячом в игровых взаимодействиях
3×3, 3×2.
3. Техническая подготовка – 124
ч
3.1. Техника передвижения. Бег
спиной вперед. Бег с изменением скорости. Прыжки вверх-вправо, вверх-влево.
3.2. Удары по мячу ногой. Удары
носком по неподвижному мячу. Удары средней частью подъема по неподвижному мячу.
3.3. Остановка мяча. Остановка
подошвой и внутренней стороной стопы катящихся и прыгающих мячей на месте и в движении.
3.4. Ведение мяча. Ведение
мяча носком и срединной частью стопы по прямой.
3.5. Вбрасывание мяча. Вбрасывание
мяча из положения в шаге. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход
партнеру.
4.
Тактическая подготовка – 86 ч
Тактика нападения
4.1. Индивидуальные действия с мячом. Использование
наиболее рациональных способов ударов по мячу, ведения мяча, остановок в зависимости
от направления, траектории, скорости полета мяча и места расположения
соперников.
4.2. Индивидуальные действия без мяча. Правильное
расположение игроков на малых площадках в ограниченных составах – 3×3, 4×4, 5×5,
6×6 – при атаке. Выполнение игровых функций нападающих. Выработка умения
ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и
соперников.
4.3. Групповые взаимодействия. Точное и
своевременное выполнение передач в ноги партнеру, на свободное место, на удар.
Взаимодействие двух, трех партнеров при выполнении простейших комбинаций при
начальном, угловом, штрафных и свободных ударах, вбрасывании мяча.
Тактика защиты
4.4. Индивидуальные действия. Правильное
расположение игроков на малых площадках в ограниченных составах в защите.
Выполнение игровых функций защитников. Выбор правильной позиции по отношению к
подопечному игроку нападающей команды и противодействие получению им мяча. Закрывание
противника. Использование изученных приемов отбора мяча в игровой обстановке.
4.5. Групповые взаимодействия. Выбор
наиболее рациональной позиции и взаимодействия игроков при атаке противника
флангом и через центр. Страховка партнера, вступающего в единоборство с
соперником. Организация и построение стенки. Комбинации с участием вратаря.
4.6. Игра вратаря. Выбор правильной
позиции в воротах при ударе по ним. Удар от ворот, введение мяча в игру после
ловли. Выбор правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи
своих ворот.
III.
Учебные и тренировочные игры – 12 ч
IV.
Текущие и контрольные нормативы – 6 ч
Бег
на 30 м – 5,8–6,0 сек.
Прыжок в длину с места – 140–152 см.
Динамометрия – 32–43 кг.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической
скамейки – 5–9 раз.
V.
Восстановительные мероприятия – 16 ч
Те
же, что на первом году обучения.
Третий
год начальной подготовки (9–10 лет) – 451 ч
I.
Основы теоретических знаний – 6 ч
Элементарные знания о правилах и формах самостоятельных
занятий физическими упражнениями. Двигательный режим. Восстановительные
мероприятия. Первая помощь при травмах.
II.
Практические занятия – 410 ч
1. Общефизическая подготовка – 94 ч
1.1. Строевые упражнения. Подготовительная
и исполнительная команды. Повороты кругом на месте. Перестроение из колонны по
одному в колонну по три и четыре на месте и в движении.
1.2. Акробатические упражнения. Кувырок
назад и перекат назад в стойку на лопатках. Гимнастический мост из положения с
помощью партнера. Лазанье по канату в три приема.
2. Специальная физическая подготовка – 82 ч
Упражнения для развития силы, быстроты, гибкости,
специальной выносливости. Упражнения для формирования правильной техники
движений без мяча. Специальные упражнения для вратарей.
3. Техническая подготовка – 144 ч
3.1. Ведение мяча. Ведение
внешней и внутренней частями подъема стопы. Ведение носком. Ведение всеми
изученными способами с увеличением скорости, выполнением рывков, с обводкой
движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них доступ к мячу, укрывая
мяч телом.
3.2. Остановка мяча. Остановка
мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Остановка катящегося и опускающегося
мяча с переводом в стороны и назад. Остановка летящего мяча с последующим переводом
партнерше.
3.3. Удары по мячу ногой. Удары
внутренней, средней, внешней частями подъема, внутренней стороной стопы по
неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары носком и пяткой.
Удары правой и левой ногой.
3.4. Отбор мяча. Отбор мяча при
единоборстве с соперником ударом и остановкой мяча ногой в широком выпаде и в
подкате.
4.
Техническая подготовка – 90 ч
Тактика
нападения
4.1.
Индивидуальные действия. Своевременное занятие наиболее выгодной
позиции для получения мяча. Эффективное использование изученных технических
приемов, способы и разновидности решения тактических задач в зависимости от
игровой ситуации.
4.2. Групповые взаимодействия. Взаимодействия
с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве соперника,
используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах. Умение начинать и
развивать атаку из стандартных положений.
4.3. Командные взаимодействия. Выполнение
основных обязанностей в атаке на своем игровом месте согласно избранной
тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков
при атаке флангом и через центр.
Тактика защиты
4.4. Индивидуальные действия.
Правильное расположение игроков на малых площадках в ограниченных составах в
обороне. Выполнение защитниками игровых функций. Выбор правильной позиции по
отношению к подопечному игроку нападающей команды и противодействие получению
им мяча. Закрывание противника. Использование изучаемых приемов отбора мяча в
игровой обстановке.
4.5. Групповые взаимодействия. Выбор
наиболее рациональной позиции и взаимодействия игроков при атаке противника
флангом и через центр. Страховка партнера, вступающего в единоборство с
соперником. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.
4.6. Игра вратаря. Выбор правильной
позиции в воротах при ударах соперника в зависимости от расположения бьющего. Удары
от ворот. Введение мяча в игру после ловли открывшемуся партнеру. Выбор
правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
III.
Учебные и тренировочные игры – 12 ч
IV.
Текущие и контрольные нормативы – 8 ч
Бег на 30 м – 5,9–6,0 сек.
Прыжок в длину с места – 150–155 см.
Динамометрия – 40–42 кг.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от
гимнастической скамейки – 6–10 раз.
V.
Восстановительные мероприятия – 15 ч
Те
же, что на втором году обучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.