Главная / Другое / Программа школьной библиотеки «Одарённость. Творчество. Эрудиция»

Программа школьной библиотеки «Одарённость. Творчество. Эрудиция»

Управление образования администрации Старооскольского городского округа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

______ Т.Н.Конарева

«____»________2013




РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического совета

школы

Протокол №______

от «____»________2013

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по МБОУ

«ООШ №1» от _____________



Программа

школьной библиотеки

«Одарённость. Творчество. Эрудиция»


Карпович Лариса Анатольевна,

библиотекарь

МБОУ «ООШ №1»


hello_html_65441e59.gif



Старый Оскол

2013


Паспорт Программы


1. Наименование Программы

«Одарённость. Творчество. Эрудиция»

2. Официальный язык программы

Русский

3. Основание для разработки Программы

Участие в IV муниципальном конкурсе методических материалов по работе с одарёнными детьми «Методическая копилка»

4. Заказчик Программы

МБОУ «ООШ»№1»

5. Разработчик Программы

Карпович Лариса Анатольевна, библиотекарь,

8-951-145-17-37;

karpovich7777@ya.ru

6. Цель Программы

См. в Программе

7. Задачи Программы

См. в Программе

8. Целевые показатели Программы

1. Количество и качество предоставляемых бесплатных услуг в школьной библиотеке

2. Число одарённых обучающихся, обслуживаемых в школьной библиотеке

9. Срок реализации Программы

2014-2017 г.г.

10. Основной исполнитель Программы

Школьная библиотека МБОУ «ООШ №1»

11. Ожидаемые конечные результаты

См. в Программе

12. Система организации контроля над реализацией Программы, сроки представления материалов

Информационные материалы, справки, отчетность представляется основным исполнителем Программы в печатном и электронном видах:

-директору МБОУ «ООШ №1» для утверждения;

-зам. директора по УВР


13. Система оценки качества мероприятий Программы

-Ежегодное анкетирование; опрос родителей;

-Журнал (книга) отзывов и предложений.

14. Юридический адрес:

309504, Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н Горняк, 35, телефон: 22-33-72

«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся

в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».

К.К. Платонов

Любой человек, сколько бы

гениальным он ни был,

в течение жизни использует не более

одной миллиардной доли тех

возможностей, которые

предоставляет ему мозг.

Н. Дубинин

D0A5D0BED187D183 D0BCD0BDD0BED0B3D0BE D0B7D0BDD0B0D182D18C1


Национальный проект «Образование» определил одним из направлений реализации поддержки способностей творческой молодежи. Это вызвано необходимостью формирования у обучающихся способности сознательно направить свое мышление на новые требования, умения приспособиться к новым задачам и условиям жизни, потребности в самоопределении и самореализации. Часто отсутствует стремление заниматься в спортивных секциях, кружках, внеклассных мероприятиях. . Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию одаренности. Кроме того, нужно выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми. Для реализации программы в нашей школе имеются все возможности: ведутся кружки, факультативы, проводятся предметные олимпиады, спортивные соревнования, различные конкурсы. В течение многих лет ведется краеведческая работа. Выявление одаренных детей должно начинаться уже с дошкольной группы на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Речь идёт о преемственности работы дошкольных учреждений с образовательными учреждениями. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности нашей школы. Программа «Одарённость. Творчество. Эрудиция» поможет развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

В результате проведенного устного опроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

-это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;

-в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;

-в школе должны быть установлены свои традиции;

-в «хорошей школе» все уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования на базе нашего учреждения.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в работе образовательного учреждения и школьной библиотеки. Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Основные парадигмы развития одаренности: все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Вместе с тем, на сегодняшний день, в данной сфере возникает ряд проблем и задач, таких как:

действия семьи и школы в процессе развития ребенка подчас не согласованы, что приводит к снижению эффективности процесса развития;

требует совершенствования система диагностики и раскрытия детских талантов и способностей;

академическая перегруженность обучающихся не позволяет в полной мере развитию их разносторонних способностей.

Проблема выявления и развития одаренных, креативных, проявляющих способности в той или иной области детей приобретает особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы, в том числе и МБОУ «ООШ №1». Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории. Но, организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия:

во-первых, в системе образования:

-традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми;

-условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми;

-наличие в классе детей с разными социальным и интеллектуальным уровнями, у многих обучающихся сегодня нет мотивации к учению, познанию и развитию.

Во-вторых, в последние годы увеличилось число детей из семей – иммигрантов – со своей национальной культурой, своими традициями и обычаями, своим менталитетом и языковым барьером. Это требует от каждого педагога проявления профессиональных компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых учащихся.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развивающиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога и библиотекаря при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Нам очень важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе школьного образования. Между тем, проблемы в сфере работы с одарёнными детьми остаются. Прежде всего, совершенствования требует система психологической помощи одарённым детям. Для этого планируется привлечь профессорско-преподавательский состав ведущих вузов Белгородского региона. Также необходимо создать центры работы с одарёнными детьми во всех муниципальных образованиях. Оставляет желать лучшего и подготовка, как учителей, так и библиотекарей к работе с юными талантами. Кроме того, 50% одарённых детей, уезжая на обучение в ведущие вузы страны или заграницу, не возвращаются обратно на родину. По словам первого заместителя губернатора области - начальника департамента внутренней и кадровой политики Валерия Сергачёва, регион должен быть достоин того, чтобы ребёнок возвратился обратно после обучения. Для этого нужно создать определённые гарантии: это востребованность профессии, достойная заработная плата, жильё. Говоря о психологической поддержке талантливых ребят, заместитель губернатора - руководитель администрации губернатора области Елена Батанова отметила, что воспитание таких детей должно быть комплексным и не ограничиваться определённой областью знаний и умений. Поэтому в школах необходимо поменять систему работы с такими учениками. Во избежание ограниченности мышления ребёнка, упор необходимо делать не только на профильные предметы. Руководство области ищет способы выявления одаренных детей и удержания их на малой родине.


Пояснительная записка


«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования.»

А. Дистервег


В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах. Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи». Современная школа координирует работу по выявлению одаренных обучающихся и организует развитие их одаренности. Для этого в каждом образовательном учреждении создается система деятельности как учителя, так и библиотекаря по развитию творческих способностей обучающихся. Результаты учения школьника часто ставят в прямую зависимость от его способностей, считая последние наследственными. Но человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Необходимо организовать деятельность ученика!

Процесс глубоких и позитивных перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов и школьных библиотекарей.

Одаренный ребенок - это будущее инновационной экономики и гражданского общества РФ, это личная успешность в постоянно изменяющемся мире. Задача перед школой и семьей в данном аспекте ставится на самом высоком уровне поддержать и развить интеллектуальные, творческие и другие способности ребенка, создать условия для раскрытия его индивидуального потенциала. Родители и школа на сегодняшний день предпринимают немало усилий для выявления и развития способностей детей. В школе создана система диагностики интеллектуальных способностей учащихся, индивидуальные образовательные программы.

Наряду с преподавательским составом, библиотекарь также понимает психолого-педагогические проблемы творчества, владение методами и приемами развития креативности обучающихся. Прежде всего, он должен быть профессионально грамотным, интеллектуальным и эрудированным. Библиотекарь всегда увлечен своим информационно-библиотечным делом, способен к экспериментальной, научной и творческой деятельности, знаток во всех сферах знаний. В процессе совместно работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант.

Проблема одарённости детей волновала людей всегда. Учителя стремятся, как можно раньше выявить способности у детей. Задача библиотекаря - помочь, поддержать ту искорку интереса, которую зажёг учитель на уроке. А если учесть, что задатки таланта есть в любом ребёнке, то очень важно относиться к каждому ребёнку как к будущему гению!

Современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества. Нравственно-эстетические и духовные потребности современных детей и подростков – категория изменчивая, что связано с влиянием СМИ, компьютерных технологий, аудио-видео-культуры. Чтобы их развивать, нужно постоянно их изучать. Педагогов и библиотекарей всего мира беспокоит отчуждение детей от серьёзного чтения, что качественно снижает уровень интеллекта личности, не даёт пищу для ума и души. Культуру ребёнка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно, же, книги.

Президент России Владимир Путин пообещал возродить специальные школы для талантливых детей. Об этом Путин заявил на первой конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону. Путин назвал достижения отечественных математиков предметом национальной гордости и отметил, что «надо придать новое дыхание преподаванию математики». По словам Путина, «эта наука обеспечила успех последних десятилетий — ядерные программы, полеты в космос, судостроение атомных подводных лодок. Школа сегодня с одной стороны, должна обеспечить возможность участия каждого ребенка в трудовой и общественной жизни, с другой - она должна давать такие знания, которые позволят найти свое место в постоянно меняющемся мире, не страшась будущего. В процессе обучения молодежь должна научиться вырабатывать способность делать разумный выбор, научить брать на себя ответственность, уметь оценить последствия своих действий для других и подходить к их оценке с учетом этических норм.C:\Users\Anton\Desktop\путин.jpeg

В качестве одной из приоритетных задач Федеральная программа развития образования предполагает – обеспечить государственную поддержку развития одарённых детей.

Мы будем продолжать поддерживать юные таланты и их педагогов через систему премий и стипендий Программы; образовательные учреждения, в том числе интернаты для одарённых детей, современным компьютерным и лабораторным оборудованием, музыкальными инструментами, аудио и видеотехникой. В рамках Программы проходит работа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей через систему мероприятий: всероссийские и международные предметные олимпиады, различные творческие конкурсы, фестивали, соревнования по различным направлениям образовательной деятельности – спорту, художественному творчеству, техническому мастерству и др. Издаются сборники работ обучающихся, победителей всероссийских конкурсов – юных поэтов, композиторов, художников.

«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому», – писал А.С. Пушкин. Высочайшая нравственность состоит в том, чтобы испытать чувство благодарности ко всем, кто проложил тебе дорогу и ответственность за то, что сможешь сделать ты для своей страны, своего Отечества.

Помните у великого философа Василия Розанова – «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать

Мы очень надеемся, что ваш пытливый ум, талант и самоотверженность будут определять лик нового века, нового тысячелетия. Мы вместе с вами должны и впредь делать все, чтобы Россия оставалась великой научной, спортивной, культурной державой. Хочешь, чтобы мир стал лучше – начни с самого себя, стремись обогнать не других, а самого себя.

У нас всех великие учителя – помните у Александра Суворова – «Я забывал себя, когда дело шло о пользе Отечеству». Работать надо со всеми детьми, максимально развивая их умения, навыки, познавательные способности. Думаю, что именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».

В.В. Путин

Встреча с одарёнными учениками является как для педагога, так и для библиотекаря своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном отношении, что даёт возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. Поэтому работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности специалистов: желание работать нестандартно, наличие поисковой активности, любознательности; знание психологии одарённых, способных детей.

        Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, области и государства в целом.

20 августа 2009 года состоялась августовская педагогическая конференция "Итоги формирования инновационного образовательного пространства Белгородчины и перспективы развития национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" с участием губернатора Белгородской области Савченко Евгения Степановича. Предложенная в то время президентом России Дмитрием Медведевым национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в Белгородской области работает по пяти направлениям. 
Как отметил на педсовете Е. С. Савченко, образовательная инициатива "наша новая школа" будет стоять на пяти китах. Это обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливой молодёжи, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьника. Новая инициатива предлагает поддерживать талантливых детей. Программа "Одарённые дети" действует с 2006 года.
А кто же они такие – одарённые дети?F:\i.jpg

Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте — они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами. 

В Белгородской области проживает более 230 тыс. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 4,5 тыс. детей, дети-инвалиды - 6,6 тыс. детей. Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.
Вместе с тем дети нуждаются не только в решении обозначенных проблем, но и в реализации права на развитие их природных задатков, адресной поддержке одаренных детей со стороны государства, их психолого-педагогическом сопровождении. В связи с этим имело место целесообразность срока реализации областной целевой программы "Дети Белгородчины"
пролонгировать. В частности, в области уже реализуются комплексные целевые программы «Дети Белгородчины» и «Развитие образования в Белгородской области на 2011 - 2015 годы».

Выявление и развитие природных задатков детей осуществляется на всех ступенях их развития и воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей: создание системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку; разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка; формирование личностного и профессионального самоопределения. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому используются все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.  Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. 
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Современное образование должно быть не только качественным, но и доступным. Именно поэтому общеобразовательные учреждения создают условия для того, чтобы обучающиеся в них дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. Следовательно, об уровне доступности качественного образования, созданного в школе, можно определить, в том числе по наличию вариантов программ для разных групп школьников, то есть полноте удовлетворения их образовательных запросов.

В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионных томов Российской государственной библиотеки. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Поддержка одарённой молодёжи ведётся по целому ряду направлений. В первую очередь это нормативно-правовая поддержка, которую выполняют ряд документов, принятых как на государственном, так и на региональном уровне. Стратегически важным таким документом является принятая в 2012 году «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». На основании распоряжения регионального правительства, в области на базе общеобразовательных и учреждений дополнительного образования создали 11 центров для одарённых детей. Всего в них обучаются более 4,5 тыс. юных белгородцев. Отметим, что сегодня на территории Белгородской области уже работает 11 таких учреждений. Дополнительное образование в них получает более 4,5 тыс. школьников. Руководство области уверено — талантливого ребенка можно выявить даже еще в дошкольном возрасте. Однако, как правило, работа с ним заканчивается тем, что человек двигается только в одном каком-то направлении, тогда как для получения гармоничной личности необходимо всестороннее развитие. Раскрыть способности помогают и уже действующие проекты.


I год действия программы

Цель: Создать условия для оптимального развития детей, обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности на базе школьной библиотеки.

II и III годы действия программы

Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.


Задачи: I год

  • Изучить методику по выявлению одарённых детей в школе.

  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка через работу школьной библиотеки.

  • Создать в библиотеке условия для самореализации одарённых детей.

  • Разработать индивидуальные программы развития одарённых обучающихся.

  • Изучить нормативно-правовую базу.

  • Формировать информационную культуру обучающихся.

  • Привлечь обучающихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формировать аналитическое и критическое мышление обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

  • Содействовать в профессиональной ориентации.

  • Расширять контакты с семьями.

  • Расширять контакты с общественными организациями.

  • Предоставлять имеющиеся ресурсы и проводить различные мероприятия.

  • Помогать в формировании активной жизненной позиции.

  • Расширять кругозор детей и приобщать к книге.

  • Создать «группы добровольцев», «группы молодых консультантов».

  • Вести летопись достижений одарённых детей.

  • Информировать специалистов, педагогов, родителей о методической литературе по данной теме.

  • Развивать у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческие убеждения, позволяющие им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

  • Формировать духовный потенциал личности, направленный на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

  • Формировать здоровый образ жизни школьника;

  • Развивать научно-исследовательские навыки и творческие способности одарённых детей.

  • Контактировать с общественными организациями: Центрами культуры, клубами, музеями, музыкальными и художественными школами, студиями и другими учреждениями.


1. Выявление одаренных детей: 

  • знакомство педагогов библиотекарем совместно с психологом школы с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

  • консультации через выступления на методической учебе, педсоветах, путем самообразования;

  • накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают: 

  • отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества;

  • предоставление возможности совершенствовать способности и совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.

  • расширение библиотечного фонда школы методической литературы с одаренными детьми

II и III годы

  • Провести анализ итогов реализации программы.

  • Продолжать вести летопись достижений одарённых детей.

  • Систематизировать работу школьной библиотеки с одарёнными детьми.

Разработать научно-методическую базу, диагностические и дидактические материалы для выявления, развития способностей одаренных детей.

  • Развивать и успешно реализовывать потенциальные способности одаренных детей в обучении и будущей профессиональной деятельности через организацию мероприятий в школьной библиотеке по различным направлениям работы с одаренными детьми и их родителями.

  • Продолжить работу по ознакомлению педагогов с современными подходами к проблеме одаренных детей и совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров через консультации, обзор периодической печати, Интернет-ресурсы, методическую литературу по данной теме.

  • Совершенствовать информационное, научно-методическое обеспечение школьной библиотеки по проблемам детской одаренности.

  • Обеспечить социальную, правовую и психологическую поддержку одаренных детей и их семей со стороны школьной библиотеки через консультации специалистов консультационного пункта на базе школьной библиотеки, периодическую печать и специальную литературу.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие становится одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

°          имеют     более     высокие     по     сравнению     с     большинством интеллектуальные  способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления; о  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную

°          имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

°          испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками умственной одаренности в определенной области наук и конкретными способностями.

  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

  • Дети с высокими лидерскими способностями.

  • Обучающиеся с яркой познавательной активностью.





Функции

  • Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.

  • Создание в библиотеке картотеки материалов на бумажном и электронных носителях повышенного уровня сложности.

  • Создание базы данных одарённых детей.

  • Создание консультационного пункта для массовой и индивидуальной работы учителей и психолога с родителями одарённых школьников по вопросам развития способностей их детей, а также непосредственно и с детьми.

  • Подготовка рекомендаций по работе с одарёнными детьми.

  • Планирование воспитательной работы классных руководителей и библиотеки с учётом реализации своих способностей одарёнными детьми.

  • Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайтах школы и библиотеки.

  • Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стендах в школе и непосредственно в библиотеке.

  • Оказание помощи обучающимся в подборе учебной и художественной литературы в подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям муниципального, регионального и Всероссийского уровней.

  • Оказание помощи преподавателям школы по выявлению одарённых детей.

  • Оказание помощи и участие в творческих отчётах учителей, работающих с одарёнными детьми.

  • Участие библиотеки в индивидуальной работе с одарёнными детьми.

  • Отбор и оформление достижений одарённых детей в течение учебного года.

  • Оформление опыта работы библиотекаря с одарёнными детьми в виде творческого отчёта на педсовете.

  • Расширение и укрепление взаимодействия с другими библиотеками города Старого Оскола, с учреждениями дополнительного образования.

  • Организация выступлений библиотекаря на родительских собраниях, консультациях.

  • Оказание помощи в проведении тренингов с обучающимися.

  • Организация просветительской работы.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие обучающихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

  • Организация исследовательской работы обучающихся.

  • Диагностика склонностей обучающихся.

  • Разработка паспорта школы, работающей с одаренными детьми совместно с педагогами.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней).

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

Методы реализации

Все победители олимпиад, конкурсов, викторин и др. регионального и Всероссийского уровней заносятся в федеральный банк данных программы «Одарённые дети».

Мудрые изречения Декарта: «Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» и Луи Паскаля: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»– побудительный мотив наших поисков.

Использовать технологии, методы, формы и приёмы, способствующие формированию инициативности, самостоятельности мышления, умения анализировать, делать выводы и обобщения: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).


Методика проведения мероприятий в малых группах

Эта    методика   наиболее    эффективно    применяется   в большинстве мероприятий. Суть заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве взаимодействие наиболее эффективно (например брэйн-ринг, творческие группы). Каждая «микрогруппа» детей готовит ответ на один из обсуждаемых  вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так по жребию.  Игровая    ситуация    позволяет    создать в школьной библиотеке необходимый эмоциональный настрой и побудить участников мероприятия к более напряженной и разнообразной работе.Одаренные   дети   нуждаются   в   индивидуализированных   программах обучения.   Педагоги и библиотекарь,  работающие   с  такими  детьми,    проходят специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются «своем» учителе и «наставнике». А неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их    особенностей,     равнодушны     к    их    проблемам.  Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная  личностная характеристика - система взглядов и убеждений,  в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы.

Методы реализации программы
1. Теоретические методы – теоретический анализ педагогической, психологической литературы, научно-практических изданий и т.д. 
2. Эмпирические методы – наблюдения, формирующего эксперимента, анкетирования, тестирования и т.д. 
3. Практические – конкретные методы и методики по реализации информационных технологий в практику работы школьной библиотеки. 
Прогнозирование
Реализация программы школьной библиотеки в практике работы с одаренными детьми будет способствовать повышению качества обучения этих учащихся, развитию их личности, а также расширит возможности развития индивидуальных способностей, улучшит условия социальной адаптации детей, гармонизирует их отношения с другими учениками, родителями и педагогами.


Категории одарённых детей


Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада. 
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования. 


Организационно-методическое обеспечение


1. Создание целевой группы на базе школьной библиотеки по проблеме работы с одаренными и способными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов и библиотекаря через систему школьных тематических семинаров.

3. Изучение обобщения опыта работы педагогов и библиотекарей других школ

4. Мониторинг работы системы.


Рекомендации


Каждый ребенок талантлив от рождения, является предметом совместных действий семьи и школы, в том числе библиотеки, поэтому необходимо:

проводить совместно с педагогами диагностику и выявлять способности обучающихся;

создавать индивидуальные образовательные подпрограммы для одаренных учащихся, согласованных с семьей;

разработать систему выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка;

продолжить работу по созданию системы целенаправленной диагностики одаренных детей. Разработать систему оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей. (Ответственный педагог-психолог и библиотекарь);

создать условия для привлечения родителей к организации внеурочной деятельности;

продолжить работу по созданию максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей во внеурочное время.

совершенствовать условия для реализации творческих способностей обучающихся в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности через организацию малых исследовательских групп (команд): школьник, родитель, учитель, библиотекарь.

Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой,  самостоятельного  осмысления проблем,  умения  работать  с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют     опыт    самостоятельной      творческой    деятельности. Спецкурс проводится поэтапно. Библиотекарь знакомит обучающихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки к самостоятельной работе над проектом.


Таким образом, анкетирование демонстрирует взгляд педагогов нашей школы на проблему интеллектуальной одаренности обучающихся. Думаю, что все присутствующие понимают, что в учебном заведении развитие интеллектуальной одарённости должно быть приоритетным, поэтому, говоря сегодня о сопровождении одарённого ребёнка с начальной школы и до 3 ступени обучения целесообразно продумать именно этот аспект. И нам видится, что такое сопровождение должно носить системный целенаправленный характер. Назрела необходимость всерьёз задуматься о создании школьного научного общества, правильно организованная деятельность, которого позволит развивать, в первую очередь интеллектуальную одарённость. Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы и библиотеки должно быть организовано с учетом потребностей детей к самореализации. Такого рода работа с одаренными детьми, конечно, трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для нас, специалистов. 


Формы работы:

  • индивидуальные беседы,

  • круглый стол,

  • родительские гостиные и родительские собрания.

  • творческие мастерские;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

  • научно-практические конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • конкурсы;

  • Дни науки;

  • кружки по интересам;

  • работа по индивидуальным планам;

  • включение нестандартных дифференцированных заданий;

  • совместное выполнение творческих заданий;

  • тесты и мини анкеты;

  • проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях;

  • ученическая конференция;

  • создание дискуссионных клубов;

  • занятия по обучению членов семьи информационной грамотности;

  • организация группы поддержки и образования родителей;

  • составление и рассылка благодарственных писем родителям.

  • конкурс внимательных и начитанных (цель конкурса – получение навыков самостоятельной работы с книгой).

В классе вывешиваются вопросы конкурса, и дети ежедневно обращаются в библиотеку искать нужные им выставки, чтобы в книгах найти ответы; библиотекарь объясняет, как пользоваться книгой, её справочным аппаратом – поиск становится более целенаправленным и организованным.

  • защита читательского формуляра;

  • выставка книг, прочитанных лучшим читателем;

  • летняя практика: ремонт книг, проведение библиотечных мероприятий;

  • интеллектуальный смотр;

  • интеллектуальные игры;

  • час поэзии;

  • литературный спор;

  • уроки творчества;

  • дискуссия, обмен мнениями.

Обсуждаются примеры для подражания из жизни детей, книги, видеофильмы, произведения искусства и другие материалы, вызывающие интерес у учащихся.

  • коллективные творческие дела (КТД).

  • тематические подборки или создание альбомов, посвящённых творчеству выдающихся личностей;

  • выставка «Творчество наших читателей». (Рисунки, поделки, рефераты, самодельные журналы, сборники стихов);

  • ведение летописи достижений одарённых детей;

  • оформление библиотечной газеты, рубрики «Проба пера»;

  • заключительный творческий вечер;

  • спецкурсы, мини-курсы, («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.

Библиотеки активно пропагандируют библиотечную деятельность в местном сообществе, среди властей, доказывая, что они способны вместе с ними решать различные проблемы общества.

Ресурсная база реализации программы

1) Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми

Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ;

- 6еиУстав МБОУ «ООШ №1 г. Старого Оскола, Белгородской области.

2) Мотивационное обеспечение:

  • Мотивационная готовность родителей (анкетирование).

  • Система поощрительных мер для одаренных и способных детей:

постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников;

способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, мотивировать к саморазвитию и самореализации;

стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности;

поощрять обучающихся.

Информационно-методическое обеспечение процесса

управления развитием одаренных детей

создание банка данных «Ростки будущего»;

информирование родителей обучающихся о целях, задачах, содержании и планах;

публикации в СМИ;

издание материалов, оформление сайта школьной библиотеки.

Задачи

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1.Осуществление информационно– методического обеспечения процесса развития обучающихся

1. Подбор и составление учебных авторских программ для углубленного изучения предметов, элективных и факультативных курсов.

Май-август

Учителя-предметники

2. Проведение в школьной библиотеке информационных выставок по проблеме одаренных детей.

Постоянно

Библиотекарь

3. Организация для учителей обзоров научно-методической литературы по проблеме.

Постоянно

Заведующая библиотекой

4. Обеспечение условий для работы с электронными ресурсами в сети Интернет.

В течение учебного года

Руководители МО

Библиотекарь

5. Создание пакета нормативно-методической литературы по теме “Программа работы с творчески одаренными детьми ”.

В течение учебного года

Руководители МО

Библиотекарь

6. Работа учебно-методических кафедр по изучению информационно-нормативных и методических материалов по проблеме.

В течение учебного года

Руководители МО


Информационно-исследовательская работа


Как справедливо заметили В.Франкл, «Смысл нельзя дать, его нужно найти» и А.Сент-Дьердьи, «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто».

Работа с одаренными детьми опирается на прочную информационную базу.

Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных):

1. Банк данных по одаренным детям. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе.

2. Банк данных по учителям, работающим с одаренными детьми, содержит информацию об учителях, формах работы с детьми.

3. Банк справочно-библиографических данных: информация по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности. А также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности.

4. Предполагается проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации по результатам психодиагностических обследований, на основании сведений, полученных от педагогов школы, руководителей кружков, олимпиад, родителей.


Материально-технические условия


ТСО – видеомагнитофон, музыкальный центр, персональный компьютер, учебные фильмы;

Интернет;

Наглядность: справочно-библиографический материал, картины, иллюстрации;

-


Главные принципы реализации программы


  • гуманизм в межличностных отношениях;

  • научность и интегративность.


Контроль и учёт эффективности реализации данной  программы


Организация контроля над реализацией  программы

«Одарённость. Творчество.Эрудиция» осуществляется в виде:

  • процессуального контроля;

  • контроля по результатам реализации программы.

Результативность работы в течение 3-х лет анализируется на:

  • совещании при директоре;

  • методическом объединении школьных библиотекарей;

  • педсовете;

  • научно-практической конференции.

Ожидаемый результат


  • Формирование системы работы с одаренными обучающимися.

  • Формирование банка данных одаренных детей «Ростки будущего».

  • Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся.

  • Издание сборника исследовательских работ обучающихся.

  • Выход за рамки программы.

  • Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

  • Удовлетворенность школьников своей деятельностью и увеличение числа способных детей.

  • Повышение уровня индивидуальных достижений через библиотечную деятельность обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  • Наличие базы данных.

  • Наличие портфолио всех одарённых детей школы.

  • Положительные результаты опроса родителей.

  • Достижение конкретных ожидаемых результатов.

  • Качественное достаточное количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.).

  • Осуществление тесного взаимодействия «родители+дети+педагог+библиотекарь».

  • Профессионально-компетентная организация работы библиотеки в целях успешной реализации программы.

  • Организация обобщения опыта по работе с одаренными детьми.

  • Переход системы работы школьной библиотеки с одарёнными детьми в режим функционирования.


Заключение
Сегодня очень важен разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. Существует две полярных точки зрения, и в нашем коллективе МБОУ «ООШ №1» они также присутствуют. Первая – все дети талантливы, каждый ребёнок одарён по-своему, и нужно это увидеть и развивать. Вторая – одарённые дети встречаются крайне редко. Думаю, что приоритетной для нас должна быть первая точка зрения, так как мы придерживаемся гуманистических принципов образования, уже много лет изучаем и внедряем в практику личностно-ориентированные принципы образования, поэтому должны придерживаться формулы - “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Данная программа школьной библиотеки направлена на формирование основной цели: создание системы работы с одаренными школьниками на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности. В этом учебном году продолжается работа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся посредством творческой формы организации учебного процесса. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе вместе с педагогами и школьным библиотекарем. Для этого широко используются на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и метод проектов, школьникам предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать познавательную их деятельность, расширять знания по предмету. Также используются и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Создаются группы одаренных детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы на базе школы и библиотеки. Большая работа по развитию творческих способностей детей и подростков ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные игры, викторины, конкурсы.

Курс на выявление, поддержку и развитие одаренных детей в России не случаен. Он неразрывно связан с инновационным развитием страны. Рассматриваются вопросы построения индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся. А также эффективные технологии и методики, реализующие идею индивидуального обучения, методики обучения в малых группах: кружках, клубах, студиях, лабораториях и др. Для одаренных детей открываются специальные школы. В обычных школах создаются новые возможности для развития личности в системе дополнительного образования, позволяющего включать ребенка в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Отличительная черта одаренных детей, независимо от сферы их интересов, – активность воображения. Воображение, как выявили ученые, активизирует другие высшие психические функции человека. Если мысленно поставить воображение в центр модели деятельности сознания одаренного ребенка, то от центра идут стрелочки к аналогиям и ассоциациям, к восприятию, к памяти и мышлению, эмоциям и мотивам. Воображение выполняет интегрирующую функцию деятельности мозга. Под влиянием воображения сознание одаренного ребенка активизируется в целом и реализуется в творческом акте. Реализация творческого потенциала ребенка во многом зависит от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него актуализируют творческие способности читателя. Человек научается думать, переживать, включаться в другие жизни, и тем самым познавать себя, открывать собственные возможности. Именно в чтении одаренный ребенок реализует свои способности, развивает личностные интеллектуальные задатки. Поэтому, своей главной задачей школьной библиотеки в работе с одаренными детьми, преследуем не что иное, как продолжение развития ребенка, помощь и поддержка той искорки интереса, которую зажег учитель.

Особое значение для развития одаренности ребенка имеет творческое чтение. Структура процесса творческого чтения и модель деятельности сознания одаренного ребенка, где интегрирующим центром является воображение, полностью совпадают. Тут и там на основе воображения возникают аналогии и ассоциации, тут и там большое значение имеют эмоции и память, восприятие и самосознание, мотивация и мышление, интерес и интуиция. Процессы, происходящие в сознании ребенка, и процессы деятельности мозга творящего ребенка оказываются идентичными. Находясь у руля чтения, предоставляя свободу для самовыражения ребенка, по следам прочитанного, библиотекарь, может быть, не осознавая этого, развивает человеческие таланты. Опыт развития талантов показывает, что главной помехой на этом пути являются стандарты. Одаренный ребенок тем и отличается, что мыслит не так, как все. Обучение, построенное на стандартах и усвоении конкретных фактов, на соответствующей системе оценок, тормозит самостоятельную мысль ученика, препятствует самореализации школьников, их личностному росту, раскрытию творческого потенциала. В этом отношении школьная библиотека для развития талантливых детей имеет много преимуществ. Начать с того, что она работает без стандарта и всецело исходит из интересов ребенка. А интерес – это главный стимул к творчеству. Без интереса нет созидания. «Если мир будет жить по законам, которые выдвигает на первый план интересы детей, то мечты о взращивании талантов, не останутся просто мечтами», – говорил С.Судзуки, вырастивший из детей сотни выдающихся музыкантов, известных во всем мире. Выдвигая на передний план именно интересы детей, предоставляя свободу ребенку для выбора интересной и значимой для него деятельности и свободу для самовыражения своих собственных мнений и впечатлений от прочитанного, библиотека создает условия для развития одаренных детей. Отталкиваясь именно от интереса ребенка, библиотекарь строит весь процесс взаимодействия с ним, выходящий за рамки школьных заданий. Ставка на интерес тесно связана с использованием игровых форм деятельности ребенка в библиотеке. Многие специалисты, занимающиеся проблемой одаренных детей, говорят о благотворном влиянии игры на развитие ребенка. Не случайно в последние годы появилось несчетное количество изданий, содержащих сценарии разнообразных игр, в том числе и игр, связанных с книгой и чтением.


Большое значение для развития талантов имеют сюжетно-ролевые игры, построенные на активности воображения. Природе творческих игр, связанных с чтением, близка театрализация, предполагающая развитие способности ребенка к перевоплощению. Особенно популярен среди детей кукольный театр. Репетиции кукольных спектаклей превращаются в фейерверк юмора, актерских находок, создания неповторимых образов. Дети, склонные к журналисткой деятельности, привлекаются библиотекарем к работе редколлегии школьной газеты. (Опыт работы имеется в МОУ «СОШ №21» - гл. редактор школьной газеты «Двадцать первая в двадцать первой»).

С игровыми формами работы библиотеки тесно связано проведение конкурсов, в которых дети охотно участвуют. Эти мероприятия мобилизуют поиски участников, учат проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. Говоря о положительном влиянии на чтение конкурсов, хотелось бы заметить, что участие в них мотивируется чаще всего желанием победить – победа становится самоцелью. В ней задействованы механизмы, не связанные с развитием одаренности. Масштаб конкурсов ширится. Это различные поэтические, литературные конкурсы. Так называемые «Пробы волшебного пера». Ведь не для кого ни секрет, что начитанный и одаренный школьник часто прибегает к литературному творчеству, тем более, если языковое развитие позволяет ему это. Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения. Но есть и другой путь – «от маленького писателя к большому читателю». Для нас – библиотекарей, в данном случае, главное – почувствовать за несовершенством формы стихотворения или рассказа собственный поиск ребенка, поддержать саму попытку его нарисовать словами картину, передать чувство, создать выразительную словесную форму, отозваться строчками на жизненные явления, выразить свое неповторимое отношение к ним.

Огромное значение в деле развития талантов в библиотеке имеет общение библиотекаря с читателем и читателей – между собой. Мы имеем в виду не столько профессиональное общение: читал или не читал, что бы ты хотел и что тебя интересует, но, прежде всего личностное живое общение читающих людей. Это общение ситуативное, его подсказывает сама жизнь и те реальные условия, в которых происходит встреча интересных друг другу людей. Здесь есть возможность переспросить автора, возразить ему, получить от него разъяснения, поставить вопрос. Жизнь показывает, что именно в таком непринужденном общении, связанном с интересами общающихся людей, более всего нуждаются наши дети. Специфика живого общения – его импровизация, зависимость от ситуации, в которой оно проходит, непредсказуемость содержания разговора. В школе ребенок преимущественно включен в организованный уроком диалог, в нем личностного аспекта мало. Над ребенком, желающим высказаться, тяготеет оценка. Его одаренность в режиме урока остается не востребованной. В школьной библиотеке – другое дело. Здесь для личностного общения – полная свобода. Опыт чтения одного собеседника перемежается с опытом другого. Возникают неожиданные связи, аналогии и ассоциации, в которых проявляется читательский талант говорящих.

Важное место в общении библиотекаря и читателя имеют вопросы. Как считал Сократ, вопрос – сложнее ответа. Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы. Искусство спрашивания – это умение видеть проблему так, как не увидели ее другие. Библиотечные мероприятия, связанные с постановкой вопросов (викторины, обсуждения книг, опросы, диспуты), обычно предполагают вопросы, идущие со стороны библиотекарей, и очень редко строятся на вопросах самих детей. В своей работе с одаренными детьми предпочитаю отдавать авторство постановки вопросов, написании сценариев самим детям – это значит несравненно больше для их интеллектуального развития, чем предложенные мной готовые. В нашей библиотеке планируется создать «Клуб книголюбов», куда будут входить одаренные дети. Совместно с педагогами мы уже разрабатываем мероприятия. Очень активно в работе с одаренными детьми планируется использовать «Библиотечную режиссуру».

Также библиотекарю, думающему о поддержке одаренных детей, необходимо обратить особое внимание на такую форму их деятельности, как читательский отзыв. Связь восприятия с внутренним миром человека делает читательский отзыв незаменимо ценным документом для всех, кто ищет таланты. В отзыве виден человек в момент его счастливого сближения с искусством. Он раскрывает то индивидуальное во внутреннем мире читателя, без чего невозможен личностный контакт с ним на почве литературы. Отзыв обычно сопровождается самораскрытием читателя, осознанием себя в контексте прочитанной книги. Отталкиваясь от текста, читатель, наделенный воображением, нередко дополняет прочитанное им, проецирует дальнейшие события и линии судьбы героя. Отзывы, если они написаны сердцем, несут на себе печать индивидуальности читателя, его самостоятельной мысли, раскрывают самобытность его таланта.

Великий швейцарский ученый К.Г. Юнг говорил: «Многие проблемы воспитания одаренных детей, пожалуй, в наибольшей степени связаны с развитием эмоциональной сферы, чувств и переживаний… Дары сердца зачастую не столь явны и навязчивы по сравнению с интеллектуальными или техническими способностями. Они часто остаются в тени. Озабоченные воспитанием взрослые даровитость ума ценят выше даровитости сердца. Хотя именно она выдвигает весьма высокие требования к взрослым».

Не информация и технологии и даже не достижения одаренных детей должны ставиться библиотекарем во главу угла своей деятельности по выращиванию талантов, а сама личность ребенка, его духовный мир, мир его стремлений и ценностей. Надо растить как «человека мира», так и гражданина нашей страны, которая сегодня, как никогда раньше, нуждается в молодых талантах. Поэтому еще одна из главных задач в работе с одаренными детьми – это растущую энергию направить на повышение интеллектуальной мощи устремленной к прогрессу России. Создать условия для оптимального развития детей, обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности на базе школьной библиотеки и самое главное создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.





























Литература


Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически.-С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одарённости. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 234 с.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веренбум, 2001. – 48 с.

Занимательные задачи для маленьких.-М.: Омега,1994.

Интернет-ресурсы:http//liuda-flekseeva/narod/ru/pl3aal.html, http://www.iaro.ru.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости – Вопросы психологии. –1980,№6. – 29-33 с.

Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005. – 92 с.

Труднев В.П. Считай, смекай,отгадывай.-М.: Просвещение,1980.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.-М.: Владос, 2000.

Глоссарий


Библиотечная режиссура – мероприятия, ориентированные на пробуждение интереса к книге.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно – воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.

Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности.

В общем виде интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность деятельности в конкретных ситуациях.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённость – это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных, необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Рабочая концепция одарённости). Таким образом, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких предпосылок (задача педагога – увидеть эти предпосылки). Конечно, оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.

Одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. 
Школьная библиотека – место, где любой ученик может получить книги и информацию бесплатно, осуществляя своё право на специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой культуры.





Приложение


Теоретические основы одаренности

Одаренность, с точки зрения специалистов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Критерии для отбора одаренных детей:

1)наличие высоких достижений в каком – либо виде деятельности;

2)высокий уровень мотивации;

3)наличие лидерских качеств.

Типы одаренности детей:

а) ранний интеллект;

б) проявление способностей к отдельным школьным наукам;

в) потенциальные признаки одаренности.

В школе в ходе реализации программы создается единая система работы с одаренными детьми. Обусловлено это тем, что:

1) увеличивается число олимпиад, конкурсов, а так же растет число их участников;

2) существуют трудности, связанные с разнообразием видов одаренности, различие в методах и подходах;

3) недостаточная подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми.


Основные принципы работы с одаренными детьми:


1) внедрение новых информационных технологий в библиотеке;

2) развитие самостоятельности обучающихся;

3) возрастание роли внеклассной деятельности.


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:


  • принцип максимального разнообразия материалов и предоставленных возможностей для развития личности в школе;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя и библиотекаря;

  • принцип свободы выбора обучающимся помощи, наставничества.



Стратегия работы с одаренными детьми


I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся. 

II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.  

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей обучюащихся в старшей школе. 



Условия успешной работы с одаренными обучающимися

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь педагогов и библиотекаря, обладающими определенными качествами: 

  1. увлеченность своим делом;

  2. способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  3. профессиональная компетентность;

  4. интеллектуальность, нравственность и эрудированность;

  5. проводника передовых педагогических и инновационных технологий;

  6. психолога, воспитателя и умелого организатора учебно-воспитательного процесса;

  7. знатока во всех областях человеческой жизни.


Алгоритм рецензии на ученический проект:

1.           Оценка полноты содержания проекта.

2.           Оценка целостности    проекта   (взаимосвязь    проблемы,   цели проектной деятельности).

3.           Оценка обоснованности выводов, предложений и прогнозов.

4.           Недостатки, ошибки, замечания по проекту.

5.           Новые идеи, предложения по дальнейшей проектной работе.

6.           Заключение   (насколько   оригинально   и   актуально    решение проблемы).


Помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой направленности

  1. создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

  2. формирование и развитие сети дополнительного образования;

  3. организация научно-исследовательской деятельности;

  4. организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Поощрение одаренных детей

  1. Публикация в СМИ.

  2. Поощрение администрацией ОУ "Ученик года".

  3. Увеличение каникулярного времени;

  4. Стенд "Лучшие ученики школы".

  5. Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.


Портрет одарённого ребенка

  1. Высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

  2. Проявляет любопытство, любознательность, постоянно задаёт вопросы.

  3. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

  4. Обладает богатой фантазией, воображением.

  5. Обладает хорошо развитым чувством юмора, чувствует юмор во многих ситуациях.

  6. Внимателен к красоте, эстетике вещей.


Анкета для родителей

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (да, нет).

  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца (да,нет).

  3. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (да,нет).

  4. Он очень любит рисовать (да, нет)

  5. Он очень любит мастерить поделки (да, нет)

  6. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (да, нет).

  7. Чем больше всего любит Ваш ребенок заниматься в свободное время? (да,нет).


ПОЛОЖЕНИЕ о научном обществе обучающихся МБОУ “ООШ №1»

I. Общие положения

1. Научное общество учащихся МБОУ “ООШ №1” будет действовать с 13.01.2014 года с целью выявления, развития одаренных школьников в рамках обучения, развития и воспитания в общеобразовательном учреждении и семейного воспитания.

2. Научное общество обучающихся исполняет роль экспертизы одаренности и объективной оценки качества обучения; является средством повышения социального статуса знаний.

3. НОУ – организуемое на добровольных началах творческое формирование обучающихся школы, совершенствующих свои знания в определенной научной области, развивающих свой интеллект и стремящихся приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности.

4. НОУ имеет свое название, эмблему, девиз, члены объединения – удостоверения.

5. Задачи научного общества:

диагностика способностей обучающихся;

создание условий для развития и самореализации одаренных детей; изучение ориентации одаренных учащихся на будущую профессию; приобщение к самостоятельной интеллектуальной исследовательской деятельности;

воспитание высоких нравственных качеств и духовной культуры, активной гражданской позиции.

II. Содержание и формы работы

Создание банка данных об одаренных детях, подбор диагностического материала для изучения интеллектуальных способностей детей.

Создание программ индивидуального развития одаренных школьников.

Формы сотрудничества педагогов, библиотекаря и обучающихся:

работа кружков по направлениям;

индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством педагогов и библиотекаря

на базе школы, внешкольных учреждений;

организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих

способностей.

III. Права и обязанности членов НОУ

Членами научного общества могут быть учащиеся, проявившие склонности к научно-исследовательской деятельности и изъявившие желание работать в объединении.

Члены НОУ обязаны:

принимать участие в научно-практических конференциях школьного, муниципального, областного уровней; активно работать в одной – двух творческих группах; самостоятельно углублять знания по избранной области науки, пропагандировать их среди других школьников.

3. Члены НОУ имеют право:

работать в одной – двух творческих группах;

получить оценку своей творческой деятельности в объединении, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при поступлении в учебные заведения среднего и высшего образования.

IV. Требования к творческим работам членов НОУ.

Научно-исследовательские поисковые работы учащихся должны:

соответствовать заявленным темам, отличаться самостоятельностью выполнения работы, глубиной проработки материала, обоснованностью и доказательностью выводов, актуальностью тематики;

освещать факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее;

содействовать их творческому применению, совершенствованию школьных экспериментов.




Работа с родителями одаренных детей


Школьное образование это сфера, где в основном идет формирование творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является привлекательным для родителей с точки зрения формирования интереса способностей ребенка. Практическая задача в таких условиях - оказание психологической помощи семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработок, рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей через:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка.

  2. Совместную практическую деятельность одаренного ребенка и родителей.

  3. Поддержку и поощрение родителей одаренных детей.

  4. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов к проблеме.

  5. Лекторий для родителей.

  6. Подбор научной и практической литературы для родителей.

  7. Привлечение родителей для совместной работы по организации и проведению творческих праздников.

  8. Соцопрос для родителей одаренных детей: «Что я знаю о своем ребенке».

  9. Микроисследование: «Роль семьи в развитии творческого потенциала ребенка».

Работа с родителями для совместной деятельности представителей разных поколений (так называемые «межгенерационные библиотечные программы», ставящие своей целью организовать общение детей разных поколений: детей, молодёжи, пожилых людей) через вышеуказанные формы работы школьной библиотеки.




Карта интересов одарённого ребенка


Вопросы

Ответ (да, нет)

1

Есть ли у тебя друзья?


2

Чтение книг – твоё любимое занятие?


3

Какие книги тебе наиболее запомнились, которые ты читал?


4

Какую книгу ты читаешь сейчас?


5

Стараешься ли ты красиво писать?


6

Читаешь ли ты дополнительную литературу по предметам?


7

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?


8

Ты бы хотел узнавать новое о своем крае?


9

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?


10

Ты подкармливаешь животных и птиц зимой?


11

Ты любишь рисовать?


12

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?


13

Любишь ли ты участвовать в конкурсах, викторинах?


14

Доказываешь ли ты свою правоту?


15

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?


16

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?










Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьёй, авт.: П.В. Тюленев




















27


Программа школьной библиотеки «Одарённость. Творчество. Эрудиция»
  • Другое
Описание:

Программа школьной библиотеки «Одарённость. Творчество. Эрудиция», разработанная педагогом-библиотекарем Л.А.Карпович имеет целевые показатели: количество и качество предоставляемых бесплатных услуг, число одаренных учащихся, обслуживаемых в школьной библиотеке; сроки реализации: 2014-2017 годы. В программе имеются пояснительная записка, в которой указываются, цель, задачи, актуальность проблемы. А также:концепция программы, функции, методы резализации, рекомендации, Методика проведения мероприятий, формы работы с учащимися, прогнозирование, обозначены категории учащихся одаренных детей и т.д.

 

 

 

   

 

Автор Карпович Лариса Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1285
Номер материала 17913
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓