Главная / ОБЖ / Программа школьного музея МБОУ

Программа школьного музея МБОУ

Программа
школьного краеведческого музея «Из истории г. Чистополя и МБОУ «СОШ № 1» »

на 2013-2016г.г.

Введение
Данная Программа имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Программа  будет выполняться МБОУ «СОШ №1» в течение 2013-2016г.г.
Программа  необходима для нашего общества в целом. Школьный музей истории родного края рассчитан на детей.  Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города,  быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2. Основные цели  Программы:

Сохранение исторической памяти и наследия;

Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как:

а) любовь и уважение к родному селу, поселку, к родной слободе;

б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

Воспитание Гражданина.

1.   Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.
2.   Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.
3. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.
4.   Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

Основные  задачи Программы:

1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному поселку, своему району.
2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:
интерес к историческим знаниям;
интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;
чувство уважение, толерантность по отношению к другому народу;
формирование отчетливых представлений о неразрывной связи  исторических судеб народа родного края с историей своей страны.
Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края. А так же организовать шефство над могилами уважаемых земляков, героев войны и труда. Продолжить тимуровскую работу в поселке.
С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести "Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, школы, своего класса.
Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторины, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.
Результат программы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

Опыт работы.

Школа имеет достаточный опыт работы в данном направлении. За эти годы в школе была открыта мемориальная памятная доска в честь Героев Советского Союза-выпускников нашей школы и ветеранов ВОВ, служивших в период Великой Отечественной войны. Собраны материалы об этих людях. Собирается материал о ветеранах труда нашей школы , о ветеранах трудившихся на заводе во время Великой Отечественной войны(во время ВОВ в нашей школе изготавливалась продукция для борьбы с фашизмом ). Собирается материал, на основе воспоминаний жителей города в годы Великой Отечественной войны.
Членами кружка будет вестись фотолетопись школы, пионерской организации. Ребята с удовольствием принимают участие в деловых, интеллектуальных играх проводимых в школе. На базе школы проводятся уроки Памяти, классные часы, экскурсии, акции с использованием накопленного краеведческого  материала.




Программа необходима:

1. Для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли;
2. Для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло;
для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества;
1. Для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

Цели и задачи Программы.
Главной целью Программы является воспитание и формирование личности учащихся при помощи школьного музея.
Основные задачи, решаемые в ходе реализации Программы:
1.   Сохранение исторической памяти и наследия.
2.   Создание музея.
3.   Определение направления музея.
4.   Пополнение и обновление экспозиций музея.
5.   Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.
6.   Развитие самоуправления в процессе работы проекта.
7.   Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту родителей учащихся, общественности.

Описание Программы: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Основные стратегии:
1.   Создание или обновление поисковой группы музея.
2.   Изучение краеведческой литературы.
3.   Сбор материалов и реставрация экспонатов.
4.   Создание экспозиций, разделов музея.
5.   Оформление интерьера музея.
6.   Создание совета и актива музея.
7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.
8.   Организация группы экскурсоводов.
9.   Работа кружка «Память».
10. Проведение акций «Милосердие», «Ветеран», «Забота», «Неделя добрых дел», «Поздравь ветерана».
11. Создание фотолетописи.
12. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.
13. Тимуровская работа.
Для реализации Программы «История, события, люди» в воспитании и формировании личности учащихся, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является краеведческий школьный музей (МБОУ « СОШ №1»).  Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. Руководителем музея является преподаватель –организатор ОБЖ – Халиуллин Х.А. В Программе  также задействованы учителя - предметники, классные руководители, учащиеся и родители. Таким образом, имеются и объект, и субъект Программы. Необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма. Использование на уроках книги «Ваш выбор»  по Граждановедению.
Широкое распространение получила поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов, руководитель, координатор и научный консультант музея намечают основные направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования  работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят 7 человек (2 учителя и 5 учеников).

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать новое, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления . Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.
Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются  активными участниками всех этих процессов.  Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят  этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и  классными руководителями отслеживают работу учащихся,  помогают советами, направляют их в нужное русло. Главный критерий повседневной работы музея – это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея. Участники программы Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах по краеведению, а также учителей и родителей.

Основные этапы реализации программы:

Первый этап – информационно-познавательный (2013-2014 г) На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, составлены проекты, состоялись экскурсии учащихся, родителей.

Второй этап – операционно-деятельностный (2014-2015г) На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты. Этап включает в себя участие в районных и областных конкурсах по линии музея, семинарах.

Третий этап – практико-ориентированный (2015-2016) Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами исследовательской деятельности. Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, учитель истории, учащиеся, входящие в состав актива музея. Предполагаемые результаты реализации программы

1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности привитие бережного отношения к природе воспитание чувства любви к Родине.

2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получение знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.

3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются





Рабочий план реализации Программы.
1.    Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея.
Открытие  и работа кружка «Юные краеведы».
2.    Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.
«Наш город в далеком прошлом»

«Обучение детей до революции»

«Знаменитые люди нашего города»

"Ветераны Великой Отечественной войны - наши земляки и наши выпускники"

«Из истории  нашей школы»

« Развитие промышленности г. Чистополя» «Наши выпускники»

«Наша гордость – выпускники»

"Все начинается с учителя…"

« Наши выпускники – медалисты»
3.    Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Курсы для экскурсоводов. Экскурсии. Проведение интеллектуальной игры «Лучший знаток истории г.Чистополя»
4.    Проведение акций «Милосердие», «Ветеран», «Забота», «Неделя добрых дел», «Поздравь ветерана».  
5.Проведение конкурса «Лучшая находка» года.
6.    Заседание педагогического совета «Воспитание памятью».
7. Проведение конкурсов сочинений, рисунков на запланированные темы.
8.    Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество школы и семьи в воспитании и формировании Гражданина».
9.    Создание фотолетописи школы.
10.Выпуск информационного листка «Краевед».

Конкретные ожидаемые результаты.
Результат Программы  должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Программа служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
 В МБОУ " СОШ №1" достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи школьного музея. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы Программы, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями.

Механизм оценки результатов.
Результаты  Программы  будут отслеживаться классными руководителями, учителями,  родителями. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться, и заноситься в компьютер. Результаты Программы будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

Программа школьного музея МБОУ
  • ОБЖ
Описание:

Данная Программа имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Программа  будет выполняться МБОУ «СОШ №1» в течение 2013-2016г.г.
Программа  необходима для нашего общества в целом. Школьный музей истории родного края рассчитан на детей.  Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города,  быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

Автор Халиуллин Хамзя Аглямутдинович
Дата добавления 28.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 371
Номер материала 13537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓