ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия
Программа школьного кружка «Ключ к истории»
Итоговый проект
Выполнила:
Поддубная Римма Анатольевна
Учитель истории и обществознания МОУ
гимназии №43 Люберецкого муниципального района Московской области
Москва 2014
Оглавление
Стр.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Основная часть………………………………………………………………….4
А)Пояснительная записка.......................................................................................4
Б)Содержание курса ……………………………………………………………...7
В)Календарно-тематическое
планирование …………………………………..10
3.Заключение.
Результаты обучения и усвоения содержания курса………...11
Список литературы ……………………………………………………………...13
Введение
Согласно ФГОС
организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как
ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет
все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в
которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.Данную
программу можно рассматривать как программу ускоренного развития
научно-исследовательских компетенций для подростка, чья ориентация на
любознательность в области истории опережает школьную программу, а интерес к
исследовательскому виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения
содержания и видов деятельности. В плане общественной полезности очень важно,
что некоторые методы и формы программы предусматривают совместную работу детей
со своими родителями, бабушками, дедушками, учителями и другими жителями данной
местности.Также программа предусматривает работу на выполнение социального
заказа от администрации школы, поселений, музеев и т.д.Анализ выпадающих тем по
истории показал, что у обучающихся большой пробел в знание мер веса, длины,
времени и расстояния, а также денежных систем и алфавитов различных этапов
истории России, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь
вскользь. В исторических источниках наоборот – все дается в мерах данного
исторического периода. Все это затрудняет изучение истории и создает
определенные трудности при сдаче Единого Государственного Экзамена при
ориентировании в периодизации исторического источника.Несомненна роль программы
в духовно – нравственном воспитании подростков. Через изучение Вспомогательных
Исторических Дисциплин, ребенок может ближе, чем на уроке истории,
соприкоснуться с духовным миром своих предков.Программа во многом
практикоориентирована на воспитание гражданственности и патриотизма.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Ключ к Истории» составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования и авторской программы Е.В.Тереньтьевой «Ключ к Истории» («Право в
школе», №3, 2008). Курс «Ключ к истории» предназначен для изучения на занятиях
кружка в 5,6 классе. Он является предметно-ориентированным, дает ученику
возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, позволяет выявить
готовность и способность школьника изучать его на повышенном уровне.
Систематическая и целенаправленная работа по изучению практического
использования вспомогательных исторических дисциплин должна способствовать:
—расширению содержательного аспекта образования;
—развитию
интеллекта;
—развитию
культуры мышления;
—формированию умения критики исторических источников;
—развитию
умений работы с текстом;
—развитию коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
—компенсации неудовлетворенности учащихся, связанной с обучением
по традиционным программам.
Целевые установки программы:
1.Помочь
подростку найти смысл жизни через коррекцию личностного развития.
2.Формирование
устойчивых мотивов познавательной творческой деятельности.
3.Подготовка
к успешной сдаче ЕГЭ по истории.
4.Формирование
нравственных гражданственных позиций.
Задачи программы:
1. Создание
условий для приобретения нового личностного опыта.
2. Широкое
использование методов социальной мотивации.
3. Использование
активных методов и форм занятий - проблемных, тренинговых, самостоятельной,
поисковой и творческой работы
4. Использовать
принцип сотрудничества педагога и воспитанника.
Методы, формы обучения и контроля,
избранные на основе поставленных задач
№
|
Задачи
программы
|
Методы
обучения и контроля
|
Формы
обучения и проверки результативности
|
1
|
Формирование
устойчивой нравственной позиции
|
Методы
обучения: словестно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.
Методы
мотивации: создание ярких наглядно-образных представлений.
Методы
сотрудничества: создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи.
Метод
диагностики и исследования.
|
-работа
в группе;
-самостоятельная
работа;
-развивающие
игры;
-дискуссии;
-практические
занятия;
-диагностическая
карта;
-наблюдение;
-тестирование.
|
2
|
Обучение
навыкам исследовательской работы
|
Методы мотивации:
создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание.
Метод
исторического поиска.
|
-творческое
проектирование;
-тренинг;
-самостоятельная
исследовательская работа;
-учебно-познавательные
игры;
-конференции;
-олимпиады;
-рецензирование.
|
3
|
Предпрофессиональная
подготовка
|
Методы
обучения: проблемно-познавательный, продуктивный.
Методы
мотивации:
опора на
опыт, побуждение к поиску альтернативных решений.
Методы
диагностики и самодиагностики.
|
-практические
занятия;
-творческие
задания;
-тренинг;
-самоанализ
и самооценка;
-анкетирование;
-наблюдение.
|
Курс «Ключ к истории» основан на
адаптации курса «Вспомогательные исторические дисциплины» П.А.Шорина,
Г.А.Леонтьевой, В.Б.Кобрина для учащихся средней ступени.
Данная программа
рассчитана на 34 часа.
Курс «Ключ к истории» в
первой части предполагает изучение истоков русской ментальности на основе
знакомства с историей восточных славян, их занятиями, общественным строем,
бытом и верованиями. Данный учебный материал дается основательно и
эмоционально, обогащая знания учащихся, которые впоследствии они получат на
уроках истории в старших классах. Учащиеся знакомятся с большим количеством
русских пословиц и поговорок, учатся понимать их истоки. Уроки насыщены русскими
народными играми, что повышает мотивацию учащихся к изучению курса.
Во второй части курса
учащиеся знакомятся с отдельными вспомогательными историческими дисциплинами,
то есть с дисциплинами, которые имеют свои цели, методы и объекты исследования,
но в итоге обогащают историческое знание новой информацией. Владение навыками
использования методов исследования, применяемых вспомогательными историческими
дисциплинами, помогает ученику делать собственные выводы в области социально-экономической,
политической и культурной истории. Например, наблюдения за графикой букв в
палеографии помогают решить вопрос об уровне развития письменности,
образования и специфике работы государственных учреждений; изучение монет дает
возможность характеризовать уровень товарно-денежных отношений и рыночных
связей; знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального
обложения.
Курс «Ключ к истории» включает в себя
интеллектуальный тренинг, ролевые павильонные игры.
Реализация данной
программы должна способствовать формированию умений:
—анализировать исторические тексты и публикации;
—обрабатывать информацию методами и приемами вспомогательных
исторических дисциплин;
—использовать приобретенные знания для иллюстрации изучаемых
исторических ситуаций;
—раскрывать суть правовых исторических источников, особенности
фискальной политики в разные периоды развития российского государства;
—участвовать
в публичных выступлениях;
—активно включаться в любую учебную ролевую игру.
Содержание курса
1. Введение
(4 часа)
Человек и история
человеческого общества. Линия времени. Как ученые узнают о жизни людей в
древности (исторические источники: археологические, мифологические, письменные,
этнографические).
История моей семьи на
линии времени. История России на линии времени. Процесс работы с историческими
источниками. Приемы вспомогательных исторических дисциплин (ключей к истории).
Предметы и объекты исследований вспомогательных исторических дисциплин
(ключей к истории). Этапы развития вспомогательных исторических дисциплин
(ключей к истории) в России.
2. Ключ к истории. Хронология (5 часов)
Счет лет в истории.
Вчера, сегодня, завтра. Меры времени: тысячелетие, век, год... Летосчисление в
разных странах в разные эпохи. Наша эра. Счет лет до н.э.
Понятие о хронологии.
Единицы счета времени: звездные и солнечные сутки. Понятие о «среднем солнце».
Тропический год. Календари (египетский, вавилонский, китайский). Юлианский и
Григорианский календари. Русская система счета времени. Мартовский и сентябрьский
календарные стили. Перевод древнерусских дат на современное летосчисление.
Определение дней недели, дат разными методами. Счет времени в XX веке.
3. Ключ к истории. Палеография (5 часов)
Первобытная письменность.
Изобретение финикийского алфавита. Библиотека Ашшурбанапала. Китайская
письменность: иероглифы, бамбуковые книги. Библиотека Александрии Египетской.
Понятие о палеографии.
Многообразие алфавитов: египетский, вавилонский, древнегреческий, римский).
Славянские алфавиты: глаголица и кириллица. Цифры. Секреты старых книг.
Внешние признаки рукописей IX—XII в.в.
Особенности письменных источников XIII – XX в.в. Материал для письма. Графика письма. Чернила и краски.
Орудия письма.
4.Ключ к истории. Нумизматика
(4часа)
Ремесло и обмен в
первобытном обществе. Понятие нумизматики. Возникновение денег. Легенда монет.
Римские, византийские и восточные монеты. Особенности древнерусских монет.
Русские монетные системы. Денежные реформы.
5.Ключ к истории. Сфрагистика
(3 часа)
Фараоны Древнего Египта. Символы государств. Понятие о
сфрагистике. Виды документов. Способы применения. Виды печатей. Подлинность и
фальсификация. Эмблематика государственных приборов. Разновидность печатей.
Русские печати XV – XX в.в.
6.Ключ к истории. Геральдика
(6 часов)
Символы государства и
знати. Понятие о геральдике. Эмблемы античности. Происхождение гербов.
Теоретическая геральдика. Цвета герба. Геральдические фигуры. Государственный
герб России. Понятие о вексиллографии. Части знамени. Изображение на флаге. Цвета
флага. Русские знамена XV – XX в.в.
7.Ключ к истории. Метрология
(4 часа)
Товарно-денежные
отношения. Занятия людей Древнего мира. Понятие о метрологии. Вещественные
памятники истории. Необходимость измерений в древности. Условные меры. Меры и
торговля. Меры длины, поверхности, сыпучих тел, жидкостей, веса на разных этапах
развития мировой цивилизации. Создание Международной метрической системы.
8.Ключ к истории. Историческая
ономастика (1 час вместо 2)
Собственные имена истории
Древнего мира. Понятие об исторической ономастике, топонимике. Причины
возникновения и изменения имен. Функции имен собственных. Происхождение
названий народов. Происхождение названий и имен на Руси. Особенности фамилий.
9.Ключ к истории. Генеалогия
(1час вместо 2)
Вельможи и знать в
Древнем мире. Понятие о генеалогии. Родословные. Источники изучения
родословных. Княжеские роды и их потомки. Схемы происхождения известных родов.
10.Заключение (1час)
Практическое
использование знаний о ключах к истории при изучении истории. Проведение
исторического исследования рукописи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
«КЛЮЧ К ИСТОРИИ»
№ п/п
|
Дата
|
Тема
|
Всего часов
|
Примечание
|
1.
|
|
Человек
и история человечества
|
1
|
|
2.
|
|
Линия
времени
|
1
|
|
3.
|
|
История
России на линии времени
|
1
|
|
4.
|
|
Источники
исторических знаний
|
1
|
|
5.
|
|
Ключ
к истории. Хронология
|
1
|
|
6.
|
|
Единицы
счета времени
|
1
|
|
7.
|
|
Календари
|
1
|
|
8.
|
|
Русская
система счета времени
|
1
|
|
9.
|
|
Определение
дней недели по формулам
|
1
|
|
10.
|
|
Ключ
к истории. Палеография
|
1
|
|
11.
|
|
Многообразие
алфавитов
|
1
|
|
12.
|
|
Секреты
старых книг
|
1
|
|
13.
|
|
Секреты
старых книг
|
1
|
|
14.
|
|
Практическая
работа
|
1
|
|
15.
|
|
Ключ
к истории. Нумизматика
|
1
|
|
16.
|
|
Монеты
зарубежных стран
|
1
|
|
17.
|
|
Русские
монеты и денежное обращение
|
1
|
|
18.
|
|
Практическая
работа
|
1
|
|
19.
|
|
Ключ
к истории. Сфрагистика
|
1
|
|
20.
|
|
Образцы
печатей стран мира
|
1
|
|
21.
|
|
Русские
печати
|
1
|
|
22.
|
|
Ключ
к истории. Геральдика
|
1
|
|
23.
|
|
Происхождение
гербов
|
1
|
|
24.
|
|
Развитие
геральдики в России
|
1
|
|
25.
|
|
Государственный
герб России
|
1
|
|
26.
|
|
Ключ
к истории. Вексиллография
|
1
|
|
27.
|
|
Практическая
работа
|
1
|
|
28.
|
|
Ключ
к истории. метрология
|
1
|
|
29.
|
|
История
мер и систем
|
1
|
|
30.
|
|
Складывание
единой системы мер в России
|
1
|
|
31.
|
|
Международная
метрическая система
|
1
|
|
32.
|
|
Ключ
к истории. Ономастика
|
1
|
|
33.
|
|
Ключ
к истории. Генеалогия
|
1
|
|
34.
|
|
Практическая
работа
|
1
|
|
Итого:
|
|
|
34
|
|
Заключение
Результаты обучения и усвоения
содержания курса.
Личностными результатами
изучения курса «Ключ к истории» являются:
понимание культурного многообразия мира,
уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как
гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и
региональной общности;
формирование у учащихся ярких,
эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о
вспомогательных исторических дисциплинах;
освоение гуманистических традиций и
ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами
изучения курса являются:
способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной
информацией (анализировать и обобщать факты,проводить исторические исследования
);
способность решать познавательные,
творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, групповой,
коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении.
Предметными результами
изучения курса являются:
освоение первоначальных сведений о
вспомогательных исторических дисциплинах;
владение базовым понятийным аппаратом исторического
знания;
умение правильно употреблять и объяснять
исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками анализа и
исследования;
первоначальные умения изучать и
систематизировать информацию из различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности
на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные
суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и
понятий;
составление, описание важнейших
памятников зарубежной и отечественной культуры народов , выражение своего
отношения к ним;
понимание вклада древних народов в
мировую культуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя:
Абрамович
Г.В. Несколько изысканий из области русской
метрологии XV-XVI вв. (коробья, копна, обжа) // Проблемы источниковедения. –
М.,1963. – Т.2.
Антропонимика. – М., 1970.
Бережков Н.Г.Хронология
русского летописания. – М., 1970.
Борисов И.В. Родовые
гербы России. – М., 1997.
Веселовский С.Б. Ономастикон.
Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.
Володомонов Н.В.
Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1987
Гербы городов России. Альбом – справочник.
– М., 1998.
Зварич В.В.
Нумизматический словарь. – Львов, 1978.
Каменцева Е.И. Хронология.
– М., 1967.
Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская
метрология. – М., 1973
Каменцева Е.И., Устюгов Н.В.
Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные
исторические дисциплины. - М., 1984.
Леонтьева Г.А. Палеография,
хронология, археография, геральдика. – М., 2000.
Попов А.И. Географические
названия. – М., 1965.
Соболева Н.А. Русские
печати. – М., 1991.
Спасский И.Г. Русская монетная система. – Л.,
1970.
Янин В.Л. Я
послал тебе бересту. – М., 1975.
для учащихся:
Рыбаков Б.А. Мир восточных славян, - М.,1985
Соболева Н.А. Русские печати, - М.,1991
Янин В.Л. Я послал тебе бересту, - М., 1975
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.