Инфоурок География Другие методич. материалыПрограмма школьного кружка"Ключ к истории"

Программа школьного кружка"Ключ к истории"

Скачать материал

ГБОУ  ВПО  МО  «Академия социального управления»

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия

 

 

 

 Программа школьного кружка «Ключ к истории»

Итоговый проект

 

 

 

 

 

Выполнила:

Поддубная Римма Анатольевна                      Учитель истории и обществознания                                  МОУ гимназии №43 Люберецкого муниципального района Московской области

 

 

 

 

 

Москва 2014

Оглавление

 

Стр.

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Основная часть………………………………………………………………….4

А)Пояснительная записка.......................................................................................4

Б)Содержание курса ……………………………………………………………...7

В)Календарно-тематическое планирование …………………………………..10

3.Заключение.  Результаты обучения и усвоения содержания курса………...11

Список литературы ……………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.Данную программу можно рассматривать как программу ускоренного развития научно-исследовательских компетенций для подростка, чья ориентация на любознательность в области истории опережает школьную программу, а интерес к исследовательскому виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и видов деятельности. В плане общественной полезности очень важно, что некоторые методы и формы программы предусматривают совместную работу детей со своими родителями, бабушками, дедушками, учителями и другими жителями данной местности.Также программа предусматривает работу на выполнение социального заказа от администрации школы, поселений, музеев и т.д.Анализ выпадающих тем по истории показал, что у обучающихся большой пробел в знание мер веса, длины, времени и расстояния, а также денежных систем и алфавитов различных этапов истории России, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь вскользь. В исторических источниках наоборот – все дается в мерах данного исторического периода. Все это затрудняет изучение истории и создает определенные трудности при сдаче Единого Государственного Экзамена при ориентировании в периодизации исторического источника.Несомненна роль программы в духовно – нравственном воспитании подростков. Через изучение Вспомогательных Исторических Дисциплин, ребенок может ближе, чем на уроке истории, соприкоснуться с духовным миром своих предков.Программа во многом практикоориентирована на воспитание гражданственности и патриотизма. 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Рабочая программа по  курсу «Ключ к Истории»   составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и  авторской программы Е.В.Тереньтьевой «Ключ к Истории» («Право в школе», №3, 2008).  Курс «Ключ к истории» предназначен для изучения на занятиях кружка в 5,6 классе. Он является предметно-ори­ентированным, дает ученику возможность реа­лизовать свой интерес к выбранному предмету, позволяет выявить готовность и способность школьника изучать его на повышенном уровне.

       Систематическая и целенаправленная рабо­та по изучению практического использования вспомогательных исторических дисциплин дол­жна способствовать:

расширению содержательного аспекта образования;

развитию интеллекта;

развитию культуры мышления;

формированию умения критики истори­ческих источников;

развитию умений работы с текстом;

развитию коммуникативных способно­стей, прежде всего устной речи;

компенсации неудовлетворенности уча­щихся, связанной с обучением по традицион­ным программам.

     Целевые установки программы:

1.Помочь подростку найти смысл жизни через коррекцию личностного развития.

2.Формирование устойчивых мотивов познавательной творческой деятельности.

3.Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по истории.

4.Формирование нравственных  гражданственных позиций.

  Задачи программы:

1. Создание условий для приобретения нового личностного опыта.

2. Широкое использование методов социальной мотивации.

3. Использование активных методов и форм занятий  - проблемных, тренинговых, самостоятельной, поисковой и творческой работы

4. Использовать принцип сотрудничества педагога и воспитанника.

 

 Методы, формы обучения и контроля, избранные на основе поставленных задач

 

 

Задачи программы

Методы обучения и контроля

Формы обучения и проверки результативности

1

Формирование устойчивой нравственной позиции

Методы обучения: словестно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.

Методы мотивации: создание ярких наглядно-образных представлений.

Методы сотрудничества: создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи.

Метод диагностики и исследования.

-работа в группе;

-самостоятельная работа;

-развивающие игры;

-дискуссии;

-практические занятия;

-диагностическая карта;

-наблюдение;

-тестирование.

2

Обучение навыкам исследовательской работы

Методы мотивации: создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание.

Метод исторического поиска.

-творческое проектирование;

-тренинг;

-самостоятельная исследовательская работа;

-учебно-познавательные игры;

-конференции;

-олимпиады;

-рецензирование.

3

Предпрофессиональная подготовка

Методы обучения: проблемно-познавательный, продуктивный.

Методы мотивации:

опора на опыт, побуждение к поиску альтернативных решений.

Методы диагностики и самодиагностики.

-практические занятия;

-творческие задания;

-тренинг;

-самоанализ и самооценка;

-анкетирование;

-наблюдение.

     

     Курс «Ключ к истории» основан на адапта­ции курса «Вспомогательные исторические дис­циплины» П.А.Шорина, Г.А.Леонтьевой, В.Б.Ко­брина для учащихся средней ступени.

        Данная программа  рассчитана на 34 часа. 

       Курс «Ключ к истории» в первой части пред­полагает изучение истоков русской ментальности на основе знакомства с историей восточных славян, их занятиями, общественным строем, бытом и верованиями. Данный учебный матери­ал дается основательно и эмоционально, обога­щая знания учащихся, которые впоследствии они получат на уроках истории в старших клас­сах. Учащиеся знакомятся с большим количе­ством русских пословиц и поговорок, учатся понимать их истоки. Уроки насыщены русски­ми народными играми, что повышает мотива­цию учащихся к изучению курса.

      Во второй части курса учащиеся знакомятся с отдельными вспомогательными историческими дисциплинами, то есть с дисциплинами, которые имеют свои цели, методы и объекты исследова­ния, но в итоге обогащают историческое знание новой информацией. Владение навыками исполь­зования методов исследования, применяемых вспомогательными историческими дисциплина­ми, помогает ученику делать собственные выво­ды в области социально-экономической, полити­ческой и культурной истории. Например, наблю­дения за графикой букв в палеографии помогают решить вопрос об уровне развития письменно­сти, образования и специфике работы государ­ственных учреждений; изучение монет дает воз­можность характеризовать уровень товарно-де­нежных отношений и рыночных связей; знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального обложения.

              Курс «Ключ к истории» включает в себя интеллектуальный тренинг, ролевые павильонные игры.

Реализация данной программы должна спо­собствовать формированию умений:

анализировать исторические тексты и публикации;

обрабатывать информацию методами и приемами вспомогательных исторических дисци­плин;

использовать приобретенные знания для иллюстрации изучаемых исторических ситуа­ций;

раскрывать суть правовых исторических источников, особенности фискальной политики в разные периоды развития российского госу­дарства;

участвовать в публичных выступлениях;

активно включаться в любую учебную ролевую игру.

 

 

                                           Содержание курса

1. Введение (4 часа)

    Человек и история человеческого обще­ства. Линия времени. Как ученые узнают о жизни людей в древности (исторические источ­ники: археологические, мифологические, пись­менные, этнографические).

    История моей семьи на линии времени. История России на линии времени. Процесс работы с историческими источниками. Приемы вспомогательных исторических дисциплин (ключей к истории). Предметы и объекты иссле­дований вспомогательных исторических дисци­плин (ключей к истории). Этапы развития вспо­могательных исторических дисциплин (ключей к истории) в России.

2.   Ключ к истории. Хронология (5 часов)

     Счет лет в истории. Вчера, сегодня, зав­тра. Меры времени: тысячелетие, век, год... Летосчисление в разных странах в разные эпохи. Наша эра. Счет лет до н.э.

     Понятие о хронологии. Единицы счета времени: звездные и солнечные сутки. Понятие о «среднем солнце». Тропический год. Календа­ри (египетский, вавилонский, китайский). Юлианский и Григорианский календари. Рус­ская система счета времени. Мартовский и сен­тябрьский календарные стили. Перевод древне­русских дат на современное летосчисление. Определение дней недели, дат разными метода­ми. Счет времени в XX веке.

3.  Ключ к истории. Палеография (5 часов)

     Первобытная письменность. Изобретение финикийского алфавита. Библиотека Ашшурбанапала. Китайская письменность: иероглифы, бамбуковые книги. Библиотека Александрии Египетской.

     Понятие о палеографии. Многообразие алфавитов: египетский, вавилонский, древне­греческий, римский). Славянские алфавиты: глаголица и кириллица. Цифры. Секреты ста­рых книг. Внешние признаки рукописей   IXXII в.в. Особенности письменных источников XIIIXX в.в. Материал для письма. Графика письма. Чернила и краски. Орудия письма.

 

4.Ключ к истории. Нумизматика (4часа)

       Ремесло и обмен в первобытном обществе. Понятие нумизматики. Возникновение денег. Легенда монет. Римские, византийские и восточные монеты. Особенности древнерусских монет. Русские монетные системы. Денежные реформы.

5.Ключ к истории. Сфрагистика (3 часа)

        Фараоны Древнего Египта. Символы государств. Понятие о сфрагистике. Виды документов. Способы применения. Виды печатей. Подлинность и фальсификация. Эмблематика государственных приборов. Разновидность печатей. Русские печати XVXX в.в.

 

6.Ключ к истории. Геральдика (6 часов)

       Символы государства и знати. Понятие о геральдике. Эмблемы античности. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Цвета герба. Геральдические фигуры. Государственный герб России. Понятие о вексиллографии. Части знамени. Изображение на флаге. Цвета флага. Русские знамена XVXX в.в.

 

7.Ключ к истории. Метрология (4 часа)

        Товарно-денежные отношения. Занятия людей Древнего мира. Понятие о метрологии. Вещественные памятники истории. Необходимость измерений в древности. Условные меры. Меры и торговля. Меры длины, поверхности, сыпучих тел, жидкостей, веса на разных этапах развития мировой цивилизации. Создание Международной метрической системы.

 

8.Ключ к истории. Историческая ономастика (1 час вместо 2)

     Собственные имена истории Древнего мира. Понятие об исторической ономастике, топонимике. Причины возникновения и изменения  имен. Функции имен собственных. Происхождение названий народов. Происхождение названий и имен на Руси. Особенности фамилий.

9.Ключ к истории. Генеалогия (1час вместо 2)

     Вельможи и знать в Древнем мире. Понятие о генеалогии. Родословные. Источники изучения родословных. Княжеские роды и их потомки. Схемы происхождения известных родов.

 

10.Заключение (1час)

         Практическое использование знаний о ключах к истории при изучении истории. Проведение исторического исследования рукописи.

 

 

 

 

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«КЛЮЧ К ИСТОРИИ»

№ п/п

Дата

Тема

Всего часов

Примечание

1.

 

Человек и история человечества

1

 

2.

 

Линия времени

1

 

3.

 

История России на линии времени

1

 

4.

 

Источники исторических знаний

1

 

5.

 

Ключ к истории. Хронология

1

 

6.

 

Единицы счета времени

1

 

7.

 

Календари

1

 

8.

 

Русская система счета времени

1

 

9.

 

Определение дней недели по формулам

1

 

10.

 

Ключ к истории. Палеография

1

 

11.

 

Многообразие алфавитов

1

 

12.

 

Секреты старых книг

1

 

13.

 

Секреты старых книг

1

 

14.

 

Практическая работа

1

 

15.

 

Ключ к истории. Нумизматика

1

 

16.

 

Монеты зарубежных стран

1

 

17.

 

Русские монеты и денежное обращение

1

 

18.

 

Практическая работа

1

 

19.

 

Ключ к истории. Сфрагистика

1

 

20.

 

Образцы печатей стран мира

1

 

21.

 

Русские печати

1

 

22.

 

Ключ к истории. Геральдика

1

 

23.

 

Происхождение гербов

1

 

24.

 

Развитие геральдики в России

1

 

25.

 

Государственный герб России

1

 

26.

 

Ключ к истории. Вексиллография

1

 

27.

 

Практическая работа

1

 

28.

 

Ключ к истории. метрология

1

 

29.

 

История мер и систем

1

 

30.

 

Складывание единой системы мер в России

1

 

31.

 

Международная метрическая система

1

 

32.

 

Ключ к истории. Ономастика

1

 

33.

 

Ключ к истории. Генеалогия

1

 

34.

 

Практическая работа

1

 

Итого:

 

 

34

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Результаты обучения и усвоения содержания курса.

 

Личностными результатами изучения курса «Ключ к истории» являются:

 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

 складывание представлений о вспомогательных исторических дисциплинах;

 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

 

Метапредметными  результами изучения курса являются:

 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

 владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты,проводить исторические исследования );

 способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

 готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

 

Предметными  результами изучения курса  являются:

 освоение первоначальных сведений о вспомогательных исторических дисциплинах;

 владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

 умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

 владение навыками  анализа и исследования;

 первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

 составление, описание важнейших памятников зарубежной и отечественной  культуры народов , выражение своего отношения к ним;

 понимание вклада древних народов в мировую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

для учителя:

 Абрамович Г.В. Несколько изысканий из области русской метрологии XV-XVI вв. (коробья, копна, обжа) // Проблемы источниковедения. – М.,1963. – Т.2.

Антропонимика. – М., 1970.

Бережков Н.Г.Хронология русского летописания. – М., 1970.

Борисов И.В. Родовые гербы России. – М., 1997.

Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.

Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1987

Гербы городов России. Альбом – справочник. – М., 1998.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. – Львов, 1978.

Каменцева Е.И. Хронология. – М., 1967.

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. – М., 1973

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В.  Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. - М., 1984.

Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. – М., 2000.

Попов А.И. Географические названия. – М., 1965.

Соболева Н.А. Русские печати. – М., 1991.

Спасский И.Г. Русская монетная система. – Л., 1970.

Янин В.Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.

для учащихся:

Рыбаков Б.А. Мир восточных славян, - М.,1985

Соболева Н.А. Русские печати, - М.,1991

Янин В.Л. Я послал тебе бересту, - М., 1975

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа школьного кружка"Ключ к истории""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по курсу "Ключ к истории" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Е.В.Терентьевой "Ключ к истории".Курс предназначен для изучения на занятиях кружка в 5,6 классах.Он является предметно-ориентированным, дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, позволяет выявить готовность и способность школьника изучать его на повышенном  уровне.Программа рассчитана на 34 часа.Включает календарно-тематическое планирование.Подготовлена как зачетная работа для курсов повышения квалификации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 899 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 377
    • DOCX 39.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Поддубная Римма Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Поддубная Римма Анатольевна
    Поддубная Римма Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3371
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе