Главная / История / Программа школьного кружка"Ключ к истории"

Программа школьного кружка"Ключ к истории"

14


hello_html_m2a7690f7.gif
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия





Программа школьного кружка «Ключ к истории»

Итоговый проект











Выполнила:

Поддубная Римма Анатольевна Учитель истории и обществознания МОУ гимназии №43 Люберецкого муниципального района Московской области











Москва 2014

Оглавление



Стр.

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Основная часть………………………………………………………………….4

А)Пояснительная записка.......................................................................................4

Б)Содержание курса ……………………………………………………………...7

В)Календарно-тематическое планирование …………………………………..10

3.Заключение. Результаты обучения и усвоения содержания курса………...11

Список литературы ……………………………………………………………...13



























Введение

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.Данную программу можно рассматривать как программу ускоренного развития научно-исследовательских компетенций для подростка, чья ориентация на любознательность в области истории опережает школьную программу, а интерес к исследовательскому виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и видов деятельности. В плане общественной полезности очень важно, что некоторые методы и формы программы предусматривают совместную работу детей со своими родителями, бабушками, дедушками, учителями и другими жителями данной местности.Также программа предусматривает работу на выполнение социального заказа от администрации школы, поселений, музеев и т.д.Анализ выпадающих тем по истории показал, что у обучающихся большой пробел в знание мер веса, длины, времени и расстояния, а также денежных систем и алфавитов различных этапов истории России, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь вскользь. В исторических источниках наоборот – все дается в мерах данного исторического периода. Все это затрудняет изучение истории и создает определенные трудности при сдаче Единого Государственного Экзамена при ориентировании в периодизации исторического источника.Несомненна роль программы в духовно – нравственном воспитании подростков. Через изучение Вспомогательных Исторических Дисциплин, ребенок может ближе, чем на уроке истории, соприкоснуться с духовным миром своих предков.Программа во многом практикоориентирована на воспитание гражданственности и патриотизма.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу «Ключ к Истории» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Е.В.Тереньтьевой «Ключ к Истории» («Право в школе», №3, 2008). Курс «Ключ к истории» предназначен для изучения на занятиях кружка в 5,6 классе. Он является предметно-ориентированным, дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, позволяет выявить готовность и способность школьника изучать его на повышенном уровне.

Систематическая и целенаправленная работа по изучению практического использования вспомогательных исторических дисциплин должна способствовать:

  • расширению содержательного аспекта образования;

  • развитию интеллекта;

  • развитию культуры мышления;

  • формированию умения критики исторических источников;

  • развитию умений работы с текстом;

  • развитию коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

  • компенсации неудовлетворенности учащихся, связанной с обучением по традиционным программам.

Целевые установки программы:

1.Помочь подростку найти смысл жизни через коррекцию личностного развития.

2.Формирование устойчивых мотивов познавательной творческой деятельности.

3.Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по истории.

4.Формирование нравственных гражданственных позиций.

Задачи программы:

1. Создание условий для приобретения нового личностного опыта.

2. Широкое использование методов социальной мотивации.

3. Использование активных методов и форм занятий - проблемных, тренинговых, самостоятельной, поисковой и творческой работы

4. Использовать принцип сотрудничества педагога и воспитанника.



Методы, формы обучения и контроля, избранные на основе поставленных задач





Задачи программы

Методы обучения и контроля

Формы обучения и проверки результативности

1

Формирование устойчивой нравственной позиции

Методы обучения: словестно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.

Методы мотивации: создание ярких наглядно-образных представлений.

Методы сотрудничества: создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи.

Метод диагностики и исследования.

-работа в группе;

-самостоятельная работа;

-развивающие игры;

-дискуссии;

-практические занятия;

-диагностическая карта;

-наблюдение;

-тестирование.

2

Обучение навыкам исследовательской работы

Методы мотивации: создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание.

Метод исторического поиска.

-творческое проектирование;

-тренинг;

-самостоятельная исследовательская работа;

-учебно-познавательные игры;

-конференции;

-олимпиады;

-рецензирование.

3

Предпрофессиональная подготовка

Методы обучения: проблемно-познавательный, продуктивный.

Методы мотивации:

опора на опыт, побуждение к поиску альтернативных решений.

Методы диагностики и самодиагностики.

-практические занятия;

-творческие задания;

-тренинг;

-самоанализ и самооценка;

-анкетирование;

-наблюдение.

Курс «Ключ к истории» основан на адаптации курса «Вспомогательные исторические дисциплины» П.А.Шорина, Г.А.Леонтьевой, В.Б.Кобрина для учащихся средней ступени.

Данная программа рассчитана на 34 часа.

Курс «Ключ к истории» в первой части предполагает изучение истоков русской ментальности на основе знакомства с историей восточных славян, их занятиями, общественным строем, бытом и верованиями. Данный учебный материал дается основательно и эмоционально, обогащая знания учащихся, которые впоследствии они получат на уроках истории в старших классах. Учащиеся знакомятся с большим количеством русских пословиц и поговорок, учатся понимать их истоки. Уроки насыщены русскими народными играми, что повышает мотивацию учащихся к изучению курса.

Во второй части курса учащиеся знакомятся с отдельными вспомогательными историческими дисциплинами, то есть с дисциплинами, которые имеют свои цели, методы и объекты исследования, но в итоге обогащают историческое знание новой информацией. Владение навыками использования методов исследования, применяемых вспомогательными историческими дисциплинами, помогает ученику делать собственные выводы в области социально-экономической, политической и культурной истории. Например, наблюдения за графикой букв в палеографии помогают решить вопрос об уровне развития письменности, образования и специфике работы государственных учреждений; изучение монет дает возможность характеризовать уровень товарно-денежных отношений и рыночных связей; знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального обложения.

Курс «Ключ к истории» включает в себя интеллектуальный тренинг, ролевые павильонные игры.

Реализация данной программы должна способствовать формированию умений:

  • анализировать исторические тексты и публикации;

  • обрабатывать информацию методами и приемами вспомогательных исторических дисциплин;

  • использовать приобретенные знания для иллюстрации изучаемых исторических ситуаций;

  • раскрывать суть правовых исторических источников, особенности фискальной политики в разные периоды развития российского государства;

  • участвовать в публичных выступлениях;

  • активно включаться в любую учебную ролевую игру.





Содержание курса

1. Введение (4 часа)

Человек и история человеческого общества. Линия времени. Как ученые узнают о жизни людей в древности (исторические источники: археологические, мифологические, письменные, этнографические).

История моей семьи на линии времени. История России на линии времени. Процесс работы с историческими источниками. Приемы вспомогательных исторических дисциплин (ключей к истории). Предметы и объекты исследований вспомогательных исторических дисциплин (ключей к истории). Этапы развития вспомогательных исторических дисциплин (ключей к истории) в России.

2. Ключ к истории. Хронология (5 часов)

Счет лет в истории. Вчера, сегодня, завтра. Меры времени: тысячелетие, век, год... Летосчисление в разных странах в разные эпохи. Наша эра. Счет лет до н.э.

Понятие о хронологии. Единицы счета времени: звездные и солнечные сутки. Понятие о «среднем солнце». Тропический год. Календари (египетский, вавилонский, китайский). Юлианский и Григорианский календари. Русская система счета времени. Мартовский и сентябрьский календарные стили. Перевод древнерусских дат на современное летосчисление. Определение дней недели, дат разными методами. Счет времени в XX веке.

3. Ключ к истории. Палеография (5 часов)

Первобытная письменность. Изобретение финикийского алфавита. Библиотека Ашшурбанапала. Китайская письменность: иероглифы, бамбуковые книги. Библиотека Александрии Египетской.

Понятие о палеографии. Многообразие алфавитов: египетский, вавилонский, древнегреческий, римский). Славянские алфавиты: глаголица и кириллица. Цифры. Секреты старых книг. Внешние признаки рукописей IXXII в.в. Особенности письменных источников XIIIXX в.в. Материал для письма. Графика письма. Чернила и краски. Орудия письма.


4.Ключ к истории. Нумизматика (4часа)

Ремесло и обмен в первобытном обществе. Понятие нумизматики. Возникновение денег. Легенда монет. Римские, византийские и восточные монеты. Особенности древнерусских монет. Русские монетные системы. Денежные реформы.

5.Ключ к истории. Сфрагистика (3 часа)

Фараоны Древнего Египта. Символы государств. Понятие о сфрагистике. Виды документов. Способы применения. Виды печатей. Подлинность и фальсификация. Эмблематика государственных приборов. Разновидность печатей. Русские печати XVXX в.в.


6.Ключ к истории. Геральдика (6 часов)

Символы государства и знати. Понятие о геральдике. Эмблемы античности. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Цвета герба. Геральдические фигуры. Государственный герб России. Понятие о вексиллографии. Части знамени. Изображение на флаге. Цвета флага. Русские знамена XVXX в.в.


7.Ключ к истории. Метрология (4 часа)

Товарно-денежные отношения. Занятия людей Древнего мира. Понятие о метрологии. Вещественные памятники истории. Необходимость измерений в древности. Условные меры. Меры и торговля. Меры длины, поверхности, сыпучих тел, жидкостей, веса на разных этапах развития мировой цивилизации. Создание Международной метрической системы.


8.Ключ к истории. Историческая ономастика (1 час вместо 2)

Собственные имена истории Древнего мира. Понятие об исторической ономастике, топонимике. Причины возникновения и изменения имен. Функции имен собственных. Происхождение названий народов. Происхождение названий и имен на Руси. Особенности фамилий.

9.Ключ к истории. Генеалогия (1час вместо 2)

Вельможи и знать в Древнем мире. Понятие о генеалогии. Родословные. Источники изучения родословных. Княжеские роды и их потомки. Схемы происхождения известных родов.


10.Заключение (1час)

Практическое использование знаний о ключах к истории при изучении истории. Проведение исторического исследования рукописи.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«КЛЮЧ К ИСТОРИИ»

п/п

Дата

Тема

Всего часов

Примечание

1.


Человек и история человечества

1


2.


Линия времени

1


3.


История России на линии времени

1


4.


Источники исторических знаний

1


5.


Ключ к истории. Хронология

1


6.


Единицы счета времени

1


7.


Календари

1


8.


Русская система счета времени

1


9.


Определение дней недели по формулам

1


10.


Ключ к истории. Палеография

1


11.


Многообразие алфавитов

1


12.


Секреты старых книг

1


13.


Секреты старых книг

1


14.


Практическая работа

1


15.


Ключ к истории. Нумизматика

1


16.


Монеты зарубежных стран

1


17.


Русские монеты и денежное обращение

1


18.


Практическая работа

1


19.


Ключ к истории. Сфрагистика

1


20.


Образцы печатей стран мира

1


21.


Русские печати

1


22.


Ключ к истории. Геральдика

1


23.


Происхождение гербов

1


24.


Развитие геральдики в России

1


25.


Государственный герб России

1


26.


Ключ к истории. Вексиллография

1


27.


Практическая работа

1


28.


Ключ к истории. метрология

1


29.


История мер и систем

1


30.


Складывание единой системы мер в России

1


31.


Международная метрическая система

1


32.


Ключ к истории. Ономастика

1


33.


Ключ к истории. Генеалогия

1


34.


Практическая работа

1


Итого:



34












Заключение

Результаты обучения и усвоения содержания курса.



Личностными результатами изучения курса «Ключ к истории» являются:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

складывание представлений о вспомогательных исторических дисциплинах;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.



Метапредметными результами изучения курса являются:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты,проводить исторические исследования );

способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.



Предметными результами изучения курса являются:

освоение первоначальных сведений о вспомогательных исторических дисциплинах;

владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

владение навыками анализа и исследования;

первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

составление, описание важнейших памятников зарубежной и отечественной культуры народов , выражение своего отношения к ним;

понимание вклада древних народов в мировую культуру.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



для учителя:

Абрамович Г.В. Несколько изысканий из области русской метрологии XV-XVI вв. (коробья, копна, обжа) // Проблемы источниковедения. – М.,1963. – Т.2.

Антропонимика. – М., 1970.

Бережков Н.Г.Хронология русского летописания. – М., 1970.

Борисов И.В. Родовые гербы России. – М., 1997.

Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.

Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1987

Гербы городов России. Альбом – справочник. – М., 1998.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. – Львов, 1978.

Каменцева Е.И. Хронология. – М., 1967.

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. – М., 1973

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. - М., 1984.

Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. – М., 2000.

Попов А.И. Географические названия. – М., 1965.

Соболева Н.А. Русские печати. – М., 1991.

Спасский И.Г. Русская монетная система. – Л., 1970.

Янин В.Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.

для учащихся:

Рыбаков Б.А. Мир восточных славян, - М.,1985

Соболева Н.А. Русские печати, - М.,1991

Янин В.Л. Я послал тебе бересту, - М., 1975



Программа школьного кружка"Ключ к истории"
  • История
Описание:

Рабочая программа по курсу "Ключ к истории" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Е.В.Терентьевой "Ключ к истории".Курс предназначен для изучения на занятиях кружка в 5,6 классах.Он является предметно-ориентированным, дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, позволяет выявить готовность и способность школьника изучать его на повышенном  уровне.Программа рассчитана на 34 часа.Включает календарно-тематическое планирование.Подготовлена как зачетная работа для курсов повышения квалификации.

Автор поддубная римма анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 388
Номер материала 29080
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓