Программа
самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»
Программа
самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»
№ п\п
|
Виды
заданий
|
Твоё
отношение
|
1
|
Учимся
творчески работать с биографическим материалом.
|
|
2
|
Совершенствуем
ораторское искусство.
|
|
3
|
Углубляем
знания по теме.
|
|
4
|
Развиваем
ассоциативное мышление.
|
|
5
|
Учимся
находить художественные особенности в стихотворении и определять их роль в
замысле поэта.
|
|
6
|
Учимся
компаративному анализу.
|
|
7
|
Развиваем
творческое воображение.
|
|
8
|
Совершенствуем
навыки цвето-звукового анализа поэтического текста.
|
|
9
|
Учимся
прикладному мастерству.
|
|
10
|
Учимся
творчеству.
|
|
Условные
обозначения: ! – интересно, ? – трудно, ~ - не интересно
|
|
Задание 1. Учимся творчески работать с
биографическим материалом.
Рассмотрим иллюстрации. Как изображенное
на них связано с биографией М.Ю. Лермонтова?
Задание 2. Совершенствуем ораторское
искусство.
Выразительно прочитайте стихотворение,
отметив в тексте (см. задание №6) изменение интонации с помощью партитурных
знаков:
1 паузы I – короткая
(один счет)
II на два счета (раз, два)
III на три счета (раз, два, три)
2
__________ - логическое ударение
3 повышение тона
4
понижение тона
5 _ _ _ _ растягивание слова, либо
замедление темпа чтения
6 – перенос интонации с конца
строки на следующую.
Задание 3. Углубляем знания по теме.
Раскрой знаменательные страницы
жизни М.Ю. Лермонтова с помощью анализа его стихотворения «Кавказ».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Развиваем ассоциативное
мышление.
Грузинский поэт XIX в. Акакий
Церетели писал «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт
кавказский». Что вызывало восхищение у Лермонтова при виде Кавказа? Составь
ассоциативный ряд, например:
К – красота
А - __________
В - __________
К - __________
А - __________
З - __________
Задание 5. Учимся находить художественные
особенности в стихотворении и определять их роль в замысле поэта.
Найдите в тексте художественные
особенности. Определи их роль в замысле поэта.
Роль в тексте
|
|
Роль в тексте
|
|
|
|
Кавказ
|
Сравнения
|
|
Повторы
|
|
|
|
|
|
|
Роль в тексте
|
|
Роль в тексте
|
|
|
|
Задание 6. Учимся
компаративному анализу.
В.Г. Белинский писал «И после
Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его
девственно-величавой природы, как Лермонтов». Согласен ли ты с этим
высказыванием? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведи сравнительный анализ
стихотворений «Кавказ» Лермонтова и «Кавказ» Пушкина.
Тексты
«Кавказ» М.Ю.
Лермонтов
|
«Кавказ»
А.С. Пушкин
|
Хотя
я судьбой на заре моих дней,
О
южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб
вечно их помнить, там надо быть раз:
Как
сладкую песню отчизны моей,
Люблю
я Кавказ.
В
младенческих летах я мать потерял,
Но
помнилось, что в розовый вечера час
Та
степь повторяла мне памятный глас.
За
это люблю я вершины тех скал,
Люблю
я Кавказ.
Я
счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять
лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там
видел я пару божественных глаз;
И
сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю
я Кавказ!..
|
Кавказ
подо мною. Один в вышине
Стою
над снегами у края стремнины:
Орел,
с отдаленной поднявшись вершины,
Парит
неподвижно со мной наравне.
Отселе
я вижу потоков рожденье
И
первое грозных обвалов движенье.
Здесь
тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь
них, низвергаясь, шумят водопады;
Под
ними утесов нагие громады;
Там
ниже мох тощий, кустарник сухой;
А
там уже рощи, зеленые сени,
Где
птицы щебечут, где скачут олени.
А
там уж и люди гнездятся в горах,
И
ползают овцы по злачным стремнинам,
И
пастырь нисходит к веселым долинам,
Где
мчится Арагва в тенистых брегах,
И
нищий наездник таится в ущелье,
Где
Терек играет в свирепом веселье;
Играет
и воет, как зверь молодой,
Завидевший
пищу из клетки железной;
И
бьется о берег в вражде бесполезной,
И
лижет утесы голодной волной…
Вотще!
Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят
его грозно немые громады.
|
Элементы сравнения
|
«Кавказ» М.Ю. Лермонтова
|
«Кавказ» А.С. Пушкина
|
1. В каком
году были написаны стихотворения?
|
|
|
2. Возраст
поэтов. О чем говорит разница в возрасте?
|
|
|
3. Из
скольких частей состоят стихотворения? Озаглавь их.
|
|
|
4. Что
развивается в стихотворениях поэтов?
|
|
|
5. Идея
стихов.
|
|
|
6. Нарисуй
композицию стихотворений (Развитие чувств у Лермонтова и развитие картин
природы у Пушкина) с помощью знаков.
|
|
|
Задание 7.
Развиваем творческое воображение.
Ин. Анненский писал, что, как певец
гор, Лермонтов любил краски: «Поэт любил розовый закат, белое облако, синее
небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы».
А какие использовал бы ты, рисуя
горы? Раскрась ими рисунок.
Задание 8.
Совершенствуем навыки цвето-звукового анализа поэтического текста.
Есть свидетельство о том, что звуки речи,
особенно гласные, могут восприниматься в цвете.
Раскрасить звуки пытались многие:
композиторы, поэты, языковеды, лингвисты. Эксперименты подтверждают: каждому
гласному звуку соответствует определенный цвет. Используя эти данные книги А.
Журавлева «Диалог с компьютером», определим цвет гласных звуков (в тексте –
букв) и их отношение к норме.
Буква
|
Цвет
|
Отношение
к норме
|
а (я)
|
красный,
ярко-красный
|
в 1,7
раз больше
|
е
|
зеленый,
желто-зеленый
|
в 1,9
раз больше
|
о
|
светло-желтый,
белый
|
в 1,7
раз больше
|
и
|
синий
|
в 1,06 раз
больше
|
у (ю)
|
тёмно-синий
|
в 1,1
раз больше
|
ы
|
чёрный,
коричневый
|
в 5 раз
больше
|
Учитывая окраску цветов и их
цифровое соотношение, раскрась горы.
Каждый цвет имеет свое значение:
Ø
Белый
– совершенство;
Ø Красный –
здоровье, смех, любовь;
Ø Жёлтый – цвет учительства,
передачи информации;
Ø Синий (голубой) –
духовность;
Ø
Чёрный
– разложение, упадок.
Сравните рисунок из задания № 7.
Какие новые цвета появились? Почему? Используя цветовую гамму, объясни, какие
чувства выразил Лермонтов в стихотворении?
Задание 9. Учимся
прикладному мастерству.
Составь коллаж к стихотворению
Лермонтова «Кавказ» на формате А-4.
Задание 10. Учимся
творчеству.
Составь синквейн к стихотворению М.
Лермонтова «Кавказ».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.