Главная / Русский язык и литература / Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»

Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»







Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»





hello_html_m124ae4ec.jpg

















Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»



п\п

Виды заданий

Твоё отношение

1

Учимся творчески работать с биографическим материалом.


2

Совершенствуем ораторское искусство.


3

Углубляем знания по теме.


4

Развиваем ассоциативное мышление.


5

Учимся находить художественные особенности в стихотворении и определять их роль в замысле поэта.


6

Учимся компаративному анализу.


7

Развиваем творческое воображение.


8

Совершенствуем навыки цвето-звукового анализа поэтического текста.


9

Учимся прикладному мастерству.


10

Учимся творчеству.


Условные обозначения: ! – интересно, ? – трудно, ~ - не интересно




Задание 1. Учимся творчески работать с биографическим материалом.



Рассмотрим иллюстрации. Как изображенное на них связано с биографией М.Ю. Лермонтова?



Прямая со стрелкой 1Прямая со стрелкой 3Прямая со стрелкой 7Прямая со стрелкой 9Прямая со стрелкой 10hello_html_m70353341.jpghello_html_m7d1b1c5a.jpghello_html_1afdf719.jpghello_html_d1eef0.jpghello_html_c763db.jpg



















































































































Задание 2. Совершенствуем ораторское искусство.

Выразительно прочитайте стихотворение, отметив в тексте (см. задание №6) изменение интонации с помощью партитурных знаков:

1 паузы I – короткая (один счет)

II на два счета (раз, два)

III на три счета (раз, два, три)

2Прямая со стрелкой 11 __________ - логическое ударение

3 повышение тона

4Прямая со стрелкой 12 понижение тона

5 _ _ _ _ растягивание слова, либо замедление темпа чтения

6 – перенос интонации с конца строки на следующую.

Задание 3. Углубляем знания по теме.

Раскрой знаменательные страницы жизни М.Ю. Лермонтова с помощью анализа его стихотворения «Кавказ».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Развиваем ассоциативное мышление.

Грузинский поэт XIX в. Акакий Церетели писал «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский». Что вызывало восхищение у Лермонтова при виде Кавказа? Составь ассоциативный ряд, например:

К – красота

А - __________

В - __________

К - __________

А - __________

З - __________



Задание 5. Учимся находить художественные особенности в стихотворении и определять их роль в замысле поэта.

Найдите в тексте художественные особенности. Определи их роль в замысле поэта.

Роль в тексте


Роль в тексте




Прямая со стрелкой 13Прямая со стрелкой 14

Эпитеты


Метафоры




Прямая со стрелкой 15Прямая со стрелкой 16



Прямая со стрелкой 18Кавказ

Прямая со стрелкой 17



Сравнения


Повторы




Прямая со стрелкой 19


Прямая со стрелкой 20

Роль в тексте


Роль в тексте












Задание 6. Учимся компаративному анализу.

В.Г. Белинский писал «И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов». Согласен ли ты с этим высказыванием? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проведи сравнительный анализ стихотворений «Кавказ» Лермонтова и «Кавказ» Пушкина.

Тексты

«Кавказ» М.Ю. Лермонтов

«Кавказ» А.С. Пушкин

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял,

Но помнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.







Элементы сравнения

«Кавказ» М.Ю. Лермонтова

«Кавказ» А.С. Пушкина

  1. В каком году были написаны стихотворения?



  1. Возраст поэтов. О чем говорит разница в возрасте?



  1. Из скольких частей состоят стихотворения? Озаглавь их.



  1. Что развивается в стихотворениях поэтов?



  1. Идея стихов.



  1. Нарисуй композицию стихотворений (Развитие чувств у Лермонтова и развитие картин природы у Пушкина) с помощью знаков.









Задание 7. Развиваем творческое воображение.

Ин. Анненский писал, что, как певец гор, Лермонтов любил краски: «Поэт любил розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы».

А какие использовал бы ты, рисуя горы? Раскрась ими рисунок.



hello_html_49012e85.jpg

Задание 8. Совершенствуем навыки цвето-звукового анализа поэтического текста.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, могут восприниматься в цвете.

Раскрасить звуки пытались многие: композиторы, поэты, языковеды, лингвисты. Эксперименты подтверждают: каждому гласному звуку соответствует определенный цвет. Используя эти данные книги А. Журавлева «Диалог с компьютером», определим цвет гласных звуков (в тексте – букв) и их отношение к норме.

Буква

Цвет

Отношение к норме

а (я)

красный, ярко-красный

в 1,7 раз больше

е

зеленый, желто-зеленый

в 1,9 раз больше

о

светло-желтый, белый

в 1,7 раз больше

и

синий

в 1,06 раз больше

у (ю)

тёмно-синий

в 1,1 раз больше

ы

чёрный, коричневый

в 5 раз больше

Учитывая окраску цветов и их цифровое соотношение, раскрась горы.

Каждый цвет имеет свое значение:

  • Белый – совершенство;

  • Красный – здоровье, смех, любовь;

  • Жёлтый – цвет учительства, передачи информации;

  • Синий (голубой) – духовность;

  • Чёрный – разложение, упадок.

Сравните рисунок из задания № 7. Какие новые цвета появились? Почему? Используя цветовую гамму, объясни, какие чувства выразил Лермонтов в стихотворении?



hello_html_5e77b6c6.jpg



Задание 9. Учимся прикладному мастерству.

Составь коллаж к стихотворению Лермонтова «Кавказ» на формате А-4.



Задание 10. Учимся творчеству.

Составь синквейн к стихотворению М. Лермонтова «Кавказ».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок учит:

 

  • Творчески работать с биографическим материалом М.Ю. Лермонтова. 
  • Углубляет знания по теме. 
  • Совершенствует ораторское искусство учащихся.  
  • Развивает ассоциативное мышление. 
  • Учит находить художественные особенности в стихотворении и определять их роль в замысле поэта. 
  • Учит компаративному анализу (сравнение со стихотворением А.С. Пушкина "Кавказ"). 
  • Развивает творческое воображение. 
  • Совершенствует навыки цвето-звукового анализа поэтического текста. 
  • Учит прикладному мастерству. 
  • Учит творчеству. 
  • Звуко-цветовой анализ стихотворения Лермонтова "Кавказ" соединяет все в цепочку: слово + цвет + ассоциация + образ = интерес
Автор Миллер Людмила Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 441
Номер материала 37800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓