Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»

Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»

Скачать материал

 

 

 

Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»

 

 

Lermontov-na-Kavkaze-22190951

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»

 

№ п\п

Виды заданий

Твоё отношение

1

Учимся творчески работать с биографическим материалом.

 

2

Совершенствуем ораторское искусство.

 

3

Углубляем знания по теме.

 

4

Развиваем ассоциативное мышление.

 

5

Учимся находить художественные особенности в стихотворении и определять их роль в замысле поэта.

 

6

Учимся компаративному анализу.

 

7

Развиваем творческое воображение.

 

8

Совершенствуем навыки цвето-звукового анализа поэтического текста.

 

9

Учимся прикладному мастерству.

 

10

Учимся творчеству.

 

Условные обозначения: ! – интересно, ? – трудно, ~ - не интересно

 

 

Задание 1. Учимся творчески работать с биографическим материалом.

 

Рассмотрим иллюстрации. Как изображенное на них связано с биографией М.Ю. Лермонтова?

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Совершенствуем ораторское искусство.

Выразительно прочитайте стихотворение, отметив в тексте (см. задание №6) изменение интонации с помощью партитурных знаков:

1 паузы I – короткая (один счет)

II на два счета (раз, два)

III на три счета (раз, два, три)

2 __________ - логическое ударение

3       повышение тона

4       понижение тона

5 _ _ _ _ растягивание слова, либо замедление темпа чтения

6 – перенос интонации с конца строки на следующую.

Задание 3. Углубляем знания по теме.

Раскрой знаменательные страницы жизни М.Ю. Лермонтова с помощью анализа его стихотворения «Кавказ».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Развиваем ассоциативное мышление.

Грузинский поэт XIX в. Акакий Церетели писал «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский». Что вызывало восхищение у Лермонтова при виде Кавказа? Составь ассоциативный ряд, например:

К – красота

А - __________

В - __________

К - __________

А - __________

З - __________

 

Задание 5. Учимся находить художественные особенности в стихотворении и определять их роль в замысле поэта.

Найдите в тексте художественные особенности. Определи их роль в замысле поэта.

Роль в тексте

 

Роль в тексте

 

 

 

                                                                                                                                               

Эпитеты

 

Метафоры

 

 

 

                                                               

 

 

Кавказ

 

Сравнения

 

Повторы

 

 

 

 

Роль в тексте

 

Роль в тексте

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6. Учимся компаративному анализу.

В.Г. Белинский писал «И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов». Согласен ли ты с этим высказыванием? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проведи сравнительный анализ стихотворений «Кавказ» Лермонтова и «Кавказ» Пушкина.

Тексты

«Кавказ» М.Ю. Лермонтов

«Кавказ» А.С. Пушкин

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял,

Но помнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

 

 

 

Элементы сравнения

«Кавказ» М.Ю. Лермонтова

«Кавказ» А.С. Пушкина

1.      В каком году были написаны стихотворения?

 

 

2.      Возраст поэтов. О чем говорит разница в возрасте?

 

 

3.      Из скольких частей состоят стихотворения? Озаглавь их.

 

 

4.      Что развивается в стихотворениях поэтов?

 

 

5.      Идея стихов.

 

 

6.      Нарисуй композицию стихотворений (Развитие чувств у Лермонтова и развитие картин природы у Пушкина) с помощью знаков.

 

 

 

 

 

Задание 7. Развиваем творческое воображение.

Ин. Анненский писал, что, как певец гор, Лермонтов любил краски: «Поэт любил розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы».

А какие использовал бы ты, рисуя горы? Раскрась ими рисунок.

 

Задание 8. Совершенствуем навыки цвето-звукового анализа поэтического текста.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, могут восприниматься в цвете.

Раскрасить звуки пытались многие: композиторы, поэты, языковеды, лингвисты. Эксперименты подтверждают: каждому гласному звуку соответствует определенный цвет. Используя эти данные книги А. Журавлева «Диалог с компьютером», определим цвет гласных звуков (в тексте – букв) и их отношение к норме.

Буква

Цвет

Отношение к норме

а (я)

красный, ярко-красный

в 1,7 раз больше

е

зеленый, желто-зеленый

в 1,9 раз больше

о

светло-желтый, белый

в 1,7 раз больше

и

синий

в 1,06 раз больше

у (ю)

тёмно-синий

в 1,1 раз больше

ы

чёрный, коричневый

в 5 раз больше

Учитывая окраску цветов и их цифровое соотношение, раскрась горы.

Каждый цвет имеет свое значение:

Ø  Белый – совершенство;

Ø  Красный – здоровье, смех, любовь;

Ø  Жёлтый – цвет учительства, передачи информации;

Ø  Синий (голубой) – духовность;

Ø  Чёрный – разложение, упадок.

Сравните рисунок из задания № 7. Какие новые цвета появились? Почему? Используя цветовую гамму, объясни, какие чувства выразил Лермонтов в стихотворении?

 

DSCN9131

 

Задание 9. Учимся прикладному мастерству.

Составь коллаж к стихотворению Лермонтова «Кавказ» на формате А-4.

 

Задание 10. Учимся творчеству.

Составь синквейн к стихотворению М. Лермонтова «Кавказ».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа самореализации личности. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок учит:

 

  • Творчески работать с биографическим материалом М.Ю. Лермонтова. 
  • Углубляет знания по теме. 
  • Совершенствует ораторское искусство учащихся.  
  • Развивает ассоциативное мышление. 
  • Учит находить художественные особенности в стихотворении и определять их роль в замысле поэта. 
  • Учит компаративному анализу (сравнение со стихотворением А.С. Пушкина "Кавказ"). 
  • Развивает творческое воображение. 
  • Совершенствует навыки цвето-звукового анализа поэтического текста. 
  • Учит прикладному мастерству. 
  • Учит творчеству. 
  • Звуко-цветовой анализ стихотворения Лермонтова "Кавказ" соединяет все в цепочку: слово + цвет + ассоциация + образ = интерес

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 364
    • DOCX 974.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Миллер Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Миллер Людмила Николаевна
    Миллер Людмила Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22117
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе