Главная / Информатика / Программа саморазвития учителя информатики Блиновой Т.В.

Программа саморазвития учителя информатики Блиновой Т.В.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староузелинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена на заседании


Согласована с заместителем МО ________________________


директора по УВР ________________________________


Протокол № 1




Программа профессионального саморазвития





Использование игр на уроках информатики в начальном звене школы





учителя информатики

МОУ «Староузелинская СОШ»

Блиновой Татьяны Викторовны







с. Старые Узели

2013-2017 гг.


Обоснование внедрения в практику программы профессионального саморазвития «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников

( на уроках и во внеурочной деятельности)»


В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разработали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю, П. Азарова и О. С. Газман.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр и ее роли как здоровьесберегающий фактор в обучении детей.

Здоровьесберегающие технологии

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.

Что ты делаешь?” – спросил мудрец.

Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.

Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.

Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысяча уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.

Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

Это противоречия между:

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;

  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;

  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

  • достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент, видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы ни принуждал к учению, результата добиться можно, только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

В практике существует множество определений понятия "здоровье". Я в своей деятельности руководствуюсь определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".


hello_html_m5de51f88.jpg



Здоровьесберегающие образовательные технологии

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

  • Направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.

Используя данную технологию в своей деятельности, я добилась следующих результатов:

  • снижение острой заболеваемости;

  • сохранение более высоких адаптационных возможностей в конце учебного года;

  • повышение учебной успеваемости.










Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников

( на уроках и во внеурочной деятельности)»


Эту тему я выбрала после изучения методической литературы по данной теме. Образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психологического напряжения.

Существует множество методических приемов, способствующих здоровьесбережению учащихся, но педагоги продолжают искать новые способы, как можно увлечь своих воспитанников работой по формированию здорового образа жизни, по сохранению и укреплению здоровья.

В своей работе я большое внимание уделяю физкультурным минуткам. Чтобы снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые я включаю упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и другие.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Помимо этого провожу активные перемены и спортивные мероприятия. Стало традицией в нашем классе проводить такие спортивные праздники, как «Зов джунглей», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Веселые старты», «Рыцарский турнир». Участвуя в этих мероприятиях, учащиеся четко определяют место в коллективе, воспитывают в себе такие качества, как смелость, силу, выносливость, решительность.







Главная цель программы:


-дать мощный импульс профессиональному и личностному самосовер-шенствованию, что позволит достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, повышения результативности педагогической деятельности, достижения педагогического мастерства и творческого отношения к делу;

-помочь учителю в результате правильно спланированной его самообразовательной деятельности сформировать у учащихся здоровый образ жизни, воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.


Основные задачи программы:

- формировать потребность осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя;

-формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

-развивать творческий потенциал личности, профессиональной компетентности;

-активизировать процессы самообразования, самовоспитания, самосозидания личности; совершенствовать личностные качества;

-пробудить деятельную любовь к родному месту жительства.



Концептуальное обоснование программы:


Программа осуществляется как процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование учителем себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, а также способами творческой педагогической деятельности; помочь активизировать учебный процесс

За основу при составлении программы взяты положения следующих концепций:

- концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Ю.П. Сокольников и др.);

- ценностные основы образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, М.С. Коган, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.);

- концепция педагогического образования (С.И. Архангельский, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.);

- концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманская);-


Методы самообразовательной работы по программе:

-теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме,

-анализ учебных программ;

-обобщение эффективного педагогического опыта;

-наблюдение, беседы (интервью), анкетирование;

-анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности учителей;

-моделирование;

-организация опытно-экспериментальной работы;

-социологическое исследование;

-методики для определения уровня самооценки, экспертной оценки;


Формы самообразовательной деятельности учителя по программе:


-курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования;

-методические практикумы в школах;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

-подготовка к аттестации;

-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;

- освоение информационных технологий образования и воспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;

-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей,

- работа творческих мастерских учителей-исследователей;

- проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.



Самообразовательная деятельность учителя, смоделированная по этой программе сочетает следующие структурные (целевой, когнитивный, технологический) и функциональные (диагностический, организационно-практический,

рефлексивный) компоненты:



1


Ценностно-мотивационный компонент


1.1


Осознание личностной значимости и смысла педагогической деятельности


1.2.


Потребность в профессиональной и личностной самореализации


1.3.


Смыслообразующие мотивы самообразования (потребность в профессиональном и


индивидуально-творческом саморазвитии)


1.4.


Способность реализовать свой творческий потенциал


2.


Когнитивно-содержательный компонент


2.1.


Знание теории и методики самообразовательной деятельности


2.2.


Освоение личностно-ориентированных технологий самообразования


2.3.


Развитый интеллект, эрудиция


2.4.


Интерес к научно-творческой деятельности


3.


Эмоционально-волевой компонент


3.1.


Позитивное восприятие себя как педагога


3.2.


Настойчивость в реализации целей саморазвития


3.3.


Эмоциональная устойчивость в процессе преодоления трудностей при самообразовании


3.4.


Владение способами саморегуляции


4.


Конструктивно-практический компонент


4.1.


Проектирование программ индивидуально-творческого саморазвития


4.2.


Владение способами самоопределения, самореализации в процессе личностно-профессионального роста


4.3.


Проявление активности и самостоятельности в деятельности по саморазвитию


4.4.


Способность реализовать свой творческий потенциал


5


Коммуникативный компонент


5.1.


Гуманистическая позиция по отношению к детям, педагогической деятельности


5.2.


Потребность в общении, взаимодействии с учащимися


5.3.


Проявление эмпатии


5.4.


Владение технологиями диалогового общения, сотрудничества


6


Рефлексивный компонент


6.1.


Осознание ценности анализа и самоанализа процесса и результата профессионально-личностного становления


6.2.


Способность к самоизучению, личностной оценке профессиональных достижений и собственного жизненного опыта


6.3.


Владение методиками самооценки профессионально-личностного становления


6.4.


Способность корректировать условия и обстоятельства профессионально-личностного саморазвития




Этапы работы по программе, рассчитанной на 5 лет


1 этап - информационно-мотивационный ( 2013-2014 учебный год)

2 этап - организационно-практический (2014-2015 учебный год)

3 этап индивидуально-творческий (2015-2016 учебный год)

4 этап - обобщающе-заключительный (2016-2017учебный год)




























Перспективный план работы по программе


«Игровые технологии в начальной школе

( на уроках и во внеурочной деятельности)»


Содержание и виды работы

Сроки

Выход

Отметка о выполнении



Первый этап-информационно-мотивационный.

Второй этап–организационно-практический


1.

Изучение теоретических основ проблемы

Ноябрь 2013

Подборка методической литературы по теме

Собрана библиотечка методической литературы, которая постоянно пополняется


2

Разработка проекта программы самопрофессиональ-ного развития «Игровые технологии в начальных классах»


Сентябрь-октябрь 2013

Проект программы

Проект программы подготовлен

3

Детальная проработка основных положений программы


Ноябрь-декабрь 2013

Программа

Программа согласована с заместителем директора по УВР


4

Внедрение программы в практику работы

Декабрь-2013-май 2014

Выступление на педсовете

План воспитательной работы по теме



Третий этап - индивидуально-творческий


5

Разработка методических материалов

по теме самообразования

Сентябрь 2014-декабрь 2015

Подборка методических материалов «Реализация игровые технологии на уроках в начальных классах»


6

Разработка воспитательной программы «Роль игры в начальных классах»


Ноябрь 2014

Подборка методической литературы по теме, программа



7



Обобщение опыта работы по теме программы

Май 2015

Создание методической копилки

Создается методическая копилка


8





Проведение мастер-классов

Май 2015

Конспекты открытых мероприятий


Четвертый этап - обобщающее-заключительный


9

Разработка мониторинга внедрение в практику работы программы

Сентябрь2016-сентябрь 2017

Создание инструментария для отслеживания результатов работы


Разработаны тестовые материалы, анкеты для учащихся

10


Самоанализ проведенной работы



Май 2015

май 2017

Наличие самоанализа









План работы по внедрению программы


«Использование игр на уроках информатики в начальном звене школы»


1

Создание работы по теме «Роль игры в начальных классах»

Май 2013

Создать уроки-игры по предметам

2

Работа по воспитательной программе «Использование игр на уроках информатики в начальном звене школы»



2013-2014 учебный годы

Программа воспитательной работы внедряется в практику работы в начальных классов

Создаются

уроки-игры

3

Создание проектов «Игра в нашей жизни»

2014-2015 учебный год

Учащиеся начальных классов решили создать презентации по теме.

4

Проведение мастер-класс

2015-2016учебные годы

Неделя в начальных классах


5

2013-2017 учебные годы

Проведение уроков с использованием игровых технологии

6

Создание учебно-методического комплекса по проблеме

2015год

Создание методической копилки

7

Обобщение опыта работы по теме программы

Апрель-май 2017 года

Отчет по работе по программе















Ожидаемые результаты


В качестве отдаленного результата эта комплексная программа самопознания, творческой самореализации рассматривает реализацию участником программы специального проекта работы по программе «Использование игр на урокахинформатики в начальном звене школ»

Более конкретным педагогическим результатом реализации программы являются следующие показатели.

Для учителя:

  1. Повышение уровня самооценки личности у учителя.

  2. Формирование разнообразного опыта творческой деятельности, эмоционального и коммуникативного опыта.

Для учащихся:

  1. Развитие интереса у учащихся к учебе через игру.


Результаты реализации программы отслеживаются:

-на уровне педагогического коллектива:

- собеседования по индивидуальным программам;

- консультации;

- проведение педагогических совещаний и планерок по итогам реализации отдельных этапов программ; по итогам реализации программы в целом.











Критерии эффективности реализации программы

«Использование игр на уроках информатики в начальном звене школы»

Для учителя:


-формирование различных аудиовизуальных материалов по теме

создание комплекта материалов, для обеспечения качества знаний у учащихся;

- повышение этической культуры;

-способствовать развитию интереса к учебной деятельности

-развитие потребности в самореализации в различных формах методической работы;



Для учащихся:

-становление активной жизненной позиции школьников, внедрения игровой и здоровьесберегающей технологии в жизни:

-расширение кругозора. знаний, логического мышления.



Косвенными показателями эффективности реализации программы служат:

-количественные и качественные показатели обученности детей по предметам;

-впечатления участников массовых мероприятий;

-качество и количество проведенных мероприятий, общественный отклик на них со стороны родителей.


Программа саморазвития учителя информатики Блиновой Т.В.
  • Информатика
Описание:

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разработали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю, П. Азарова и О. С. Газман.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр и ее роли как здоровьесберегающий фактор в обучении детей.

Автор Блинова Татьяна Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 886
Номер материала 42347
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓