Главная / Директору-завучу / Программа региональной инновационной площадки

Программа региональной инновационной площадки


Программа инновационной деятельности:

«Формирование духовно – нравственных ценностей средствами музейной педагогики»

Цель: воспитать гражданина России ориентированного на «портрет выпускника основной школы» (согласно ФГОС основного общего образования) с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения путем включения в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи:

- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;

- повышение качества патриотического воспитания в гимназии через формирование проектно – исследовательских умений и навыков участников образовательного процесса;

-обновление содержания гражданско – патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы;

- формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

Идея проекта: использование музейной педагогики в учебной и внеклассной и внеурочной деятельности образовательного процесса для расширения спектра воздействия на формирование у учащихся духовно – нравственных ценностей.


Значимость проекта:

Музей – это исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Сегодня школьный музей в образовательном пространстве становится средством адаптации ребенка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения. Однако сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны.

Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебно-воспитательным процессом в гимназии, успешной реализацией межпредметных связей (история, основы религиозной культуры и светской этики, литература, иностранный язык и т.д.).

В музеях: Боевой Славы, Есенинском, Этнографическом – экскурсии ведутся на трех языках: английском, немецком, французском. В 2008 году музей Боевой Славы принял участие во Всероссийском конкурсе школьных музеев, отмечен дипломом второй степени и вошел в десятку лучших школьных музеев России. Информация о музеях С. Есенина, Этнографическом, Крестьянского быта в 2010 году была напечатана в информационном сборнике «Музейные объединения г. Липецка», выпуск 2 «Мой город – моя гордость», Департамент образования г. Липецка. В гимназии проводится большая работа по использованию музейных материалов, экспонатов и архивов в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях, в экскурсионной и туристско-поисковой деятельности.

Гимназия неоднократно демонстрировала свой опыт на семинарах областного и городского уровня, являлась региональной стажировочной площадкой для слушателей курсов «ЛИРО» по подготовке учителей истории, географии, руководителей ОУ, заместителей директоров по ВР и т.д.







Название мероприятия

(его статус)

ФИО педагогического работника (должность), представляющего опыт ОУ

Тема выступления

1.

Региональная научно – практическая конференция: «Создание развивающейся многоуровневой сети инновационных площадок как ресурс модернизации региональной системы образования», 26.11.2013

Стрельникова Л.Н. – заместитель директора по ВР




Чеснокова Л.А. – учитель истории и обществознания

«Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики».



Мастер – класс: «Музейная педагогика в урочной деятельности»

2.

Региональная конференция: «Гуманитарное образование в современном информационном мире», 21.12.13


Чеснокова Л.А. – учитель истории и обществознания

Мастер – класс: «Использование фондов музея в урочной деятельности»

3.

Областной семинар в рамках деятельности региональной площадки «Музейная педагогика в предметах образовательной школы», 28.02.2014

Стрельникова Л.Н. – заместитель директора по ВР

Казакова С.Г. – учитель русского языка и литературы




Чеснокова Л.А. – учитель истории и обществознанитя

Рудницкая И.В.- учитель истории и обществознания

Суханова И.А., Шугаева И.Н., Подыкалова Е.Ю.

«Роль музейной педагогики в деятельности гимназии»

«Роль литературного музея в формировании духовно – нравственных компетенций учащихся основной школы»

Мастер – классы:

«Гуманитарное право в годы Великой Отечественной войны»

«Великая Отечественная война: мифы и реальность»

«Внутренние воды. Реки»

4.

Областной семинар в рамках деятельности региональной площадки «Из опыта работы музеев гимназии», 26.03.2014

Чеснокова Л.А. – учитель истории и обществознанитя

Суханова И.А., Ряскина О.А. – учителя географии


Казакова С.Г., Бородина Г.В. – учителя русского языка и литературы

Шарова Г.В. – учитель начальных классов

«Работа с фондами музея Боевой Славы»


«Интерактивные формы работы Этнографического музея»


«Есенинские тропы в Липецке»


«Романовская игрушка»


Знакомство в музее с лучшими проявлениями человеческого духа, конкретными людьми, часто простыми, обыкновенными, возникновение чувства сопричастности к их судьбе, становится важнейшим стимулом нравственного воспитания. Руководители музеев в 2013 -2014 годах представляли опыт работы музеев на радиоканале ГТРК «радио России – Липецк», рассказывая о судьбах людей, рассуждая о значимости школьных музеев:


Название передачи

Время выхода

Участники

«Семья и школа»

тема: «Музейная педагогика»

Май 2014

Казакова С.Г.

Бородина Г.В.

Ряскина О.А.

Суханова И.А.

Чеснокова Л.Н.

«Малая Родина»

тема: «О жизни замечательных лбдей»

апрель 2014

Казакова С.Г.

Бородина Г.В.

Ряскина О.А.

Суханова И.А.


«Имена и судьбы»

Тема: «Подвиг летчика»

Май 2014

Чеснокова Л.Н.

Стрельникова Л.Н.

Таким образом, МАОУ гимназия№69 г. Липецка готова продолжать быть базой для практического применения накопленного опыта работы и проведения исследовательской работы по педагогической проблеме формирования духовных и нравственных качеств учащихся. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностно значимого характера, позволяет обогатить внутренний мир учащихся.



Программа



Актуальность темы


«Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование без характера) без обучения есть цель, лишенная средств».

И.Ф.Гербарт



События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

С вступлением в силу с 1.09.2013 года Федерального закона №273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» меняется в современном образовании отношение к изучению основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. (ст. 87).

Сегодня государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который свою работу строит в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Конституцией РФ, ст.28, ст.29 (о свободе совести и о свободе информации);

- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.3, п.1, ст5, п.4);

- Федеральным законом «Об образовании РФ»;

- Национальной доктриной образования;

- Международной конвенцией «О правах ребенка»;

- «Всеобщей декларацией прав человека»;

- Гражданским кодексом РФ;

- «Основами законодательства РФ о культуре»;

- Постановления Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2016 годы»;

- а также на основании Концепции духовно-нравственного воспитания Федеральных государственных образовательных стандартов.

Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Школьный музей – это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций, а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, предметы прошлого. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

1.Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.

3. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации. Это взаимодействие строится на следующих принципах:

  • Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

  • Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

  • Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;


- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация, урок - открытие;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Музейная среда обладает значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на ребёнка, и этот фактор является определяющим при формировании гражданской компетентности средствами музейной педагогики.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Цель музейной педагогики – формирование личности гражданина России с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения путём включения в многообразную деятельность музея

Задачи музейной педагогики:

  • развитие творческих и организаторских способностей;

  • предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

  • формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;

  • обогащение предметно-развивающей среды гимназии;

  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков и т. д.

Направления деятельности музеев:

  • поисковое;

  • научно – исследовательское;

  • экскурсионно – туристическое;

  • краеведческое;

  • познавательное;

  • культурно – просветительское.

Формы работы, используемые школьными музеями:

экскурсии, занятия с активом, уроки, тематические вечера, классные часы, часы общения, конкурсы, акции «Добра», мероприятия, посвященные знаменательным датам, событиям в российской истории, истории своего края, города и т.д.

Методы музейно – педагогической деятельности:

  • метод социальных ролей;

  • метод создания игровых ситуаций;

  • метод практического манипулирования с предметами;

  • метод использования ассоциативных связей;

  • метод театрализации;

  • метод самостоятельной поисково – исследовательской деятельности.

Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музеев с учебно-воспитательным процессом в гимназии, успешной реализацией межпредметных связей (история, основы религиозной культуры и светской этики, литература, иностранный язык и т.дИнформация о музеях С. Есенина, Этнографическом, Крестьянского быта в 2010 году была напечатана в информационном сборнике «Музейные объединения г. Липецка» (выпуск 2 «Мой город – моя гордость» Департамента образования г. Липецка). В гимназии проводится большая работа по использованию музейных материалов, экспонатов и архивов в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях, в экскурсионной и туристско-поисковой деятельности. Используя материалы школьных музеев, старшеклассники проводят творческие уроки для учащихся начальной и средней школы. На уроках истории педагоги прослеживают взаимосвязь событий прошлого и нынешнего времени, делают прогнозы на ближайшее будущее с помощью научных данных, творческих и исследовательских работ учащихся, которые обсуждаются на заседаниях Научного общества обучающихся. Так происходит личное осознание значимости самих себя, как людей ответственных за процветание своего Отечества. Большая часть работ пополняет фонды школьных музеев.

Анализируя проектную деятельность учащихся, написанные ими сочинения, доклады мы остановились на личностном аспекте подростков, хотя и научные результаты их исследований представляют значительный интерес. В работах ярко выражены эмоционально-личностные переживания авторов, т.е. то, что для нас является важнейшим - переход научных знаний в сферу духовно-нравственного восприятия, от изучения истории Отечества до сопереживания за судьбу Отчизны и осознания себя ее частью.

Организация музейно-образовательного процесса не подменяет, а дополняет школу; углубляет знания учащихся, повышает их интерес к учёбе. Это позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

  • реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

  • осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

  • организации систематической деятельности школьного музея как учебно- воспитательного и досугового центра учреждения образования

Музей привлекает внимание, благодаря предметности, наглядности экспонатов, яркости зрительных образов. Одно дело, если мы говорим об истории, и другое, если мы можем ее «потрогать» руками, перенестись в то время. Каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа".

Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Проблемы духовного и нравственного воспитания возможно решить средствами школьного музея.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет.

Юные краеведы желают продолжать начатую работу, и это очень важно, потому, что их идеи и начинания будут жить в них, в их детях, сохраняя историческое и культурное наследие малой родины.


Тема инновационной деятельности: «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики».

Состав и количество участников инновационной деятельности, их функциональные обязанности:

Администрация учреждения:

  • директор гимназии (руководитель эксперимента) – координатор условий и хода эксперимента;

  • заместитель директора:

- корректировка учебно – воспитательного процесса в целях реализации задач Программы;

- разработка, корректировка нормативно – правовой базы учреждения;

- создание на официальном сайте учреждения страницы, посвященной реализации инновационной деятельности;

- ведение отчетно – статистической документации,

  • руководители музеев:

- организация участия учащихся в реализации Программы;

- внедрение музейной педагогики в практическую деятельность;

- ведение отчетно – статистической документации.

  • Педагог – психолог:

- проводит диагностические исследования учащихся по сформированности духовно – нравственных ценностей.

- ведение отчетно – статистической документации

  • Педагоги гимназии:

- организация участия учащихся в реализации Программы;

- ведение отчетно – статистической документации.

  • Учащиеся гимназии:

- основные участники Программы


Участники инновационной деятельности

Количество человек

Сотрудники МАОУ гимназии №69 г. Липецка


В том числе:

- администрация

- руководители музеев

- педагог – психолог

- педагоги гимназии




3

5

1

51

Педагогические работники, имеющие высшее образование



60

Педагогические работники, имеющие среднее профессиональное образование



0

Педагогические работники, имеющие квалификационную категорию:


высшую

36

первую

24


Научные консультанты: Т.Д. Стрельникова, доцент кафедры естественных наук и математического образования, доктор географических наук ГАУДПО ЛО «ИРО»

Объект инновационной деятельности: процесс формирования у учащихся духовных и нравственных качеств через музейную педагогику


Предмет инновационной деятельности: разработка новых педагогических подходов с использованием музейной педагогики при ведении учебной и внеклассной деятельности

Научная новизна состоит в использовании музейной педагогики и деятельности школьных музеев для формирования основных личностных качеств: гражданина, патриота у учащихся гимназии.

Цель инновационной деятельности: организация разработки и апробации системного подхода использования технологии музейной педагогики в образовательном процессе.

Педагогическая цель: определение сформированности у ребенка духовных и нравственных ценностей в процессе обучения в школе с последующей корректировкой возможных негативных результатов

Задачи:

- разработка и апробация технологий музейной педагогики:

а) в учебной деятельности;

б) во внеурочной деятельности;

в) во внеклассной;

- проведение мониторинга эффективности применения музейной педагогики на учащихся;

- разработка методических рекомендаций по рациональному использованию в обучающем процессе музейной педагогики;

- совершенствование качества образования средствами музейной педагогики;

- участие в предметных и творческих конкурсах различного уровня;

- повышение качества преподавания предметов история, география, литература, природоведение;

- повышение профессионального уровня педагогических работников МАОУ гимназии №69 города Липецка;

- обобщение и распространение опыта инновационной деятельности с применением технологий музейной педагогики;

- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Гипотеза эксперимента:

  1. Системное применение в практике музейной педагогики способствует развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;

  2. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

  3. Учащиеся в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея приобретают много практических навыков: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

  4. Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по рациональному использованию школьных музеев в образовательном процессе.


Методы исследования

Теоретические:

  • изучение методической литературы и нормативно – правовой базы при внедрении технологии музейной педагогики;

  • сравнение с целью отслеживания динамики формирования у учащихся духовных и нравственных ценностей;

  • изучение и обобщение полученных в ходе инновационной деятельности результатов с целью повышения эффективности результата.

Эмпирические:

  • педагогическое наблюдение целью выявления результатов развити личности учащегося;

  • анкетирование, опрос с целью выявления сформированности у учащихся основных ценностей гражданина, человека;

  • тестирование с целью определения знаний учащихся по предметам история, обществознание, география, природоведение, литература.


Характеристика базы инновационной деятельности

В инновационной деятельности задействованы учащиеся гимназии с 1 по 11классы.

В гимназии № 69 функционируют 4 школьных музея:

  • С. Есенина (создан 27.09.1995 г. присвоен статус школьного музея 4.03.1999 г. № 7441) – победитель областного конкурса школьных музеев 2002г.

Гимназия является завершенным есенинским комплексом в городе Липецке: бульвар С .Есенина, памятник С. Есенину, березовая роща, музей С. Есенина, образовательному учреждению присвоено имя С. Есенина. Основу музея гимназии составляют фотографии, иллюстрированные материалы, видео и аудиозаписи, газетный и книжный фонды, другие экспонаты, переданные гимназии родителями обучающихся. Всего в музее насчитывается 594 экспоната; подлинников нет. Есть прижизненное издание поэта «Радуница».

Экспонаты размещены в пяти витринах («Первые поэтические искания», «Всю душу выплещу в слова», «Персидские мотивы», «До свидания, друг мой, до свидания…», « Есенинские мотивы») и включены четыре экспозиции («Отчий край и отчий дом», «Я известный, признанный поэт…», «Много женщин меня любило…», «Большое видится на расстоянии…»).

Руководители музея активно переписываются с членами Международного есенинского общества «Радуница» и школьными музеями С. Есенина в Москве, поселке Росляково г. Новопскова. Музей тесно сотрудничает с администрацией города Липецка, ветеранами, редакцией газеты «Русь Святая».


  • Этнографический (создан в 1998г. присвоен статус школьного музея 4.03.1999г. № 4442)

Этнографический музей представляет собой внутренний и внешний образ крестьянской избы 18-20 веков. Основная идея музея – изучение материальной и духовной культуры народа, семейного и общественного быта, хозяйственных занятий. Основу экспозиций составляют: «Улицы старого города», «В городском саду играет…», «По петровским местам», «Духовное наследие», этнографический уголок, «Жизнь и быт крестьянской семьи» (конец 19- начало 20 веков). Фонды музея включают предметы быта и этнографии, насчитывают более тысячи предметов начала 19- середины 20 веков. Здесь можно увидеть утварь из металла, дерева, мебель, изразцы керамики, сельскохозяйственные и другие орудия. В наличии различные емкости из дерева, бересты, лозы, орудия прядения и ткачества; весы и весовые принадлежности, игрушки и т.д. Предметы выполнены из различных материалов и украшены разными техническими приемами: резьбой, росписью, токарной работой, отражающих как местную специфику культуры, так и характер оформления предметов русского народного искусства. Вещевой ряд фонда «Этнография» позволяет представить быт русского народа, что достаточно актуально в настоящее время в связи с поиском его исторических корней и ответов на вопросы современности.

  • Боевой Славы (открыт 6.05.2002 г. присвоен статус школьного музея 12,03.2003г.) –I место во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работы школьных музеев по патриотическому воспитанию, лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы школьных музеев, входит в пятерку лучших школьных музеев России

Фонд школьного музея Боевой Славы составляют: подлинные документы, личные вещи ветеранов, находки учащихся. Все экспонаты музея зафиксированы в книге поступления и распределены по фондам. В музее Боевой Славы можно выделить основные группы экспонатов: материалы на бумажной основе (документы, книги, фотографии, рисунки, рукописные книги, сочинения, доклады, рефераты, исследовательские работы); изделия из металла (фрагменты воинского вооружения, предметы солдатского обихода, медали и ордена, юбилейные монеты); одежда (солдатская гимнастерка, пилотки разных родов войск, летный шлемофон, солдатская шинель, военно-морская форма); изделия из дерева и кожи (модели военной техники, летный планшет); произведения живописи (панорама военно-воздушного боя, акварельные рисунки). На базе музея проводятся беседы на различные темы: «Московская битва», «Герои и подвиги», «Моя семья в годы ВОВ» и т.д.; викторины: «Что я знаю о войне?», «Наследники великой победы»; реконструкции: «Битва под Прохоровкой», «Сталинградская битва». Музей Боевой Славы призван помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в истории страны, научить любить Родину, привить общечеловеческие нормы нравственности. Работа музея является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России.


  • Крестьянского быта (создан в 2003 г. присвоен статус школьного музея 15.06.2007г.)- победитель городского телевизионного конкурса «удивительные люди».

Музей Крестьянского быта представляет собой внутренний и внешний образ крестьянской избы 18-20 веков. Основная идея музея – взглянуть по-особенному на красоту прошлого, побудить к нему интерес, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны и родного края. Основу музея составляют:

1 раздел: красный угол с иконостасом, резные наличники, ставни, колодец, плетень с березкой у окна, самовар.

2 раздел: коллекция женской праздничной и повседневной одежды: льняная женская понёва, рубахи, старинные льняные домотканые столешницы, скатерти и т.д.

В музее представлен богатый материал по русским праздникам и традициям: Осенены, Святки, Масленица, Пасха. Собраны материалы: «Романовская игрушка», производство валенок на территории Липецкой области, липецкая вышивка, лапти.


В ходе инновационной деятельности планируется проведение исследования по нескольким направлениям:

- сформированность личностных нравственных качеств у школьников;

- сформированность личностных нравственных качеств у выпускников.

Ожидаемы результаты:

  • повышение качества духовно–нравственного воспитания в МАОУ гимназии №69 г. Липецка;

  • создание условий для выражения учащимися гражданской позиции;

  • повышение профессиональной компетенции и уровня квалификации классных руководителей, педагогов в ходе работы


Сроки инновационной деятельности:

- 2014 – 2015 уч. год – 1 этап инновационной работы – организационный;

- 2015 – 2018 уч. год – 2 этап инновационной работы – основной;

- 2017 – 2019 уч. год – 3 этап инновационной работы – итоговый.

Формирование гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики при внедрении ФГОС второго поколения оценивается системой критериев эффективности:

  • эффективность деятельности школьного музея как такового;

  • уровень интеграции музея с учебно – воспитательным процессом;

  • результативность работы по духовно – нравственному воспитанию учащихся как итоговый критерий эффективности.


Критерии

Показатели

Количественные

Качественные


  1. Эффективность деятельности школьного музея



Развитие музейных экспозиций.

Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания в гимназии)

Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.


  1. Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом.

Развитие форм совместной работы музея с педагогами и обучающимися.

Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса

  1. Результативность работы по воспитанию школьников.

Рост объема знаний, на основе которых формируются нравственные ценности личности(интеллектуальный уровень).


Оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий уровни сформированности нравственности обучающихся



Показатели эффективности применения методов


  • эффективная работа по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • сформированность у учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.



План инновационной работы



Этап

Содержание

Ответственный

I этап инновационной деятельности

2014 – 2015 уч. год



организационный

март – ноябрь 2014г.

- изучение, анализ, обобщение данных диагностики;

- определение методов инновационной деятельности;

- разработка критериев ожидаемых результатов;

Проектирование инновационной деятельности.

Директор гимназии

Дмитриева Н.М.



Заместитель директора

Л.Н. Стрельникова

А.А. Попов

Руководители музеев:

Бородина Г.В.

Казакова С.Г.

Чеснокова Л.А.

Шарова Г.В.

Суханова И.А.

Ряскина О.А.

Психолог:

Копалина Н.В.

Кл. руководители

- создание творческой группы педагогов – руководителей музеев, осуществляющих инновационную деятельность;

- разработка проекта проведения исследований


- разработка диагностических инструментариев по выявлению духовно – нравственных ценностей учащихся;

- анализ и обобщение полученных данных;


Внесение корректив в планы воспитательной работы классных руководителей и гимназии


II этап инновационной деятельности

2015 – 2018 уч. год



реализация и внедрение модели инновационной деятельности

- внедрение технологии музейной педагогики в учебно – воспитательную работу;

- активное использование в работе фондов музеев гимназии;

- проведение экскурсионной, клубной работы в музеях; музейные уроки по предметам

и т.д.

- проведение промежуточных мониторинговых исследований;

- анализ и обобщение данных

- проведение муниципальных и региональных семинаров ;

- обобщение опыта учителей;

- издание материалов по итогу обобщения опыта учителей

Директор гимназии

Дмитриева Н.М.



Заместитель директора

Л.Н. Стрельникова

А.А. Попов

Руководители музеев:

Бородина Г.В.

Казакова С.Г.

Чеснокова Л.А.

Шарова Г.В.

Суханова И.А.

Ряскина О.А.

Психолог:

Копалина Н.В.

Кл. руководители

III этап инновационной деятельности

2018 – 2019 уч. год


- выявление отрицательных и положительных реультатов при реализации модели инновационной деятельности

- разработка критериев качества по полученным результатам

- проведение анкетирования, диагностирования всех участников инновационной деятельности

- информационный сбор

данных;

- выпуск сборника из опыта работы;

- проведение муниципальных и региональных семинаров ;

- обобщение опыта учителей;

- издание материалов по итогу обобщения опыта учителей

Директор гимназии

Дмитриева Н.М.



Заместитель директора

Л.Н. Стрельникова

А.А. Попов

Руководители музеев:

Бородина Г.В.

Казакова С.Г.

Чеснокова Л.А.

Шарова Г.В.

Суханова И.А.

Ряскина О.А.

Психолог:

Копалина Н.В.

Кл. руководители



Возможные источники финансирования:

- бюджетные средства (основной источник);

- спонсоры (по возможности).


Решение органа самоуправления

В соответствии с решением Педагогического совета образовательного учреждения протокол № 1 от 27.08.2014 г. направляет заявку на признание МАОУ гимназии №69 имени С. Есенина Г. Липецка региональной инновационной площадкой по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей средствами музейной педагогики».


Предполагаемый вариант оформления результатов:

1.Оказание консультативных услуг :классным руководителям гимназии, руководителям музеев различных ОУ, руководителям ОУ и т.д.

2.Участие в конференциях городского, областного, Всероссийского уровня.

3.Проведение мастер – классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно – воспитательный процесс.

4. Разработка методического пособия по применению музей педагогики в урочной и внеурочной деятельности;

5. Выступления на канале ГТРК радио «Россия – Липецк»;

7. Создание сборника «Диагностические исследования по проблеме «Формирование духовных и нравственных ценностей у учащихся образовательных учреждений».



Результаты проекта


После завершения работы в музее (на выходе из школы) учащиеся должны уметь:

  • свободно и грамотно оперировать историческими терминами, понятиями и фактами;

  • заниматься самостоятельно поисковой деятельностью;

  • собирать факты и использовать информацию по заданной теме;

  • реконструировать историческую действительность.

  • выражать свою гражданскую позицию



Способы отслеживания результатов инновационной деятельности и предполагаемые формы их представления

Управленческий контроль администрации:

- экспертиза разработок;

- выступления на научно – практических конференциях различного уровня;

- отчеты на заседаниях педагогического совета, методических объединений и родительских собраний.

- публикация и результатов в открытой печати.


Диагностика результатов учащихся


1.Стартовая диагностика. Оценка духовно – нравственных позиций учащихся.

2.Промежуточная диагностика. Анализ результатов промежуточного тестирования.

3.Итоговая диагностика. Оценка результатов тестирования учащихся по сравнению на начало и на конец эксперимента.





Список используемой литературы


1. Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов Равнение на победу. ЦГЛ Москва, 2004.

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы: Федеральная целевая программа.

3. Р. Салихова Воспитание гражданина.// Воспитание школьников. — 2003. - № 1

4. Н. В. Мазыкина. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности.// Воспитание школьников. — 2002. — № 6.

5. Л. В. Кузнецова Истоки гражданственности. Изд. 2-е, дополн. — Москва, 1986.






















22


Программа региональной инновационной площадки
  • Директору-завучу
Описание:

Цель: воспитать гражданина России ориентированного на «портрет выпускника основной школы» (согласно ФГОС основного общего образования) с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения путем включения в многообразную деятельность  школьного музея.

Задачи:

- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного  результата музейной педагогики;

- повышение качества патриотического воспитания в гимназии через формирование проектно – исследовательских умений и навыков участников образовательного процесса;

-обновление содержания гражданско – патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы;

- формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

Идея проекта: использование музейной  педагогики в учебной и внеклассной и внеурочной деятельности образовательного процесса для расширения спектра воздействия на формирование у учащихся духовно – нравственных ценностей.

Автор Стрельникова Людмила Николаевна
Дата добавления 29.11.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1378
Номер материала 5939
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓