Главная / Русский язык и литература / Программа реализации педагогического проекта по теме: «Исторические изменения в русском языке»

Программа реализации педагогического проекта по теме: «Исторические изменения в русском языке»

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА


Наименование пункта

Комментарии

1.

Наименование проекта

Исторические изменения в русском языке


2.

Образовательный уровень

  • Средняя школа

9 класс


3.

Направление проектной деятельности

Выбрать из предложенных:

  • Образовательная деятельность (уроки, методические рекомендации, дидактические пособия, рабочая программа по предмету, спец.курсы…)

  • Внеурочная деятельность (элективные курсы, факультативы, кружки, секции, развивающие программы, рабочие программы..)

  • Внеклассная работа (работа с родителями, учащимися, воспитанниками, разработка социально-ориентированных программ , игр….)

4.

Разработчик проекта

ФИО полностью, должность дополнительные сведения

Орлова О.Ю.,

учитель русского языка и литературы

5.

Консультанты проекта ФИО полностью, должность дополнительные сведения


6.

Аннотация проекта

Цели : . воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска, самостоятельно выбрать средства и способы решения, уметь контролировать и оценивать собственный способ самостоятельной деятельности, организовывать дискуссию по выработке критериев правильности решения, а также показать продукт своей деятельности.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение

Результаты

Каждый ученик по окончании курса защищает свою творческую работу по предложенной теме. Основными критериями оценивания являются яркость, занимательность и оригинальность творческой работы


7.

Ожидаемые результаты

от реализации проекта

По завершении курса учащиеся должны выполнить практическое задание, которое может представлять собой творческий проект (индивидуальный или групповой), защиту реферата по истории языка (для рефератов могут быть выбраны темы, обсуждаемые на занятиях элективного курса, а также самостоятельно выбранные школьником).

Возможно создание лекторской группы, члены которой будут выступать с устным журналом «Из истории русского языка» на школьном празднике «Дни славянской письменности и культуры», в течение Недели русского языка и литературы, а также при проведении Единого Дня чтения.

8.

Срок разработки проекта

Долгосрочные (годичные) проекты

Программа рассчитана на 34 часа.

9.

Циклограмма проекта

проект разрабатывается по совместной инициативе учащихся и учителя (это ли не самое главное в инновационной педагогике);

  • работа по проекту является исследовательской, в принципе моделируя серьёзную научную работу;

  • проект педагогически значим, то есть учащиеся сами приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;

  • проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает и должен допускать гибкость и изменения в ходе работы;

  • проект позволяет постепенно двигаться к цели.

  • Этап содержание деятельности

  • поисковый

  • Определение тематического поля и темы проекта.

  • Поиск и анализ проблемы.

  • Выдвижение гипотезы проекта.

  • Постановка цели проекта.

  • Обсуждение методов исследования.

  • аналитический

  • Анализ имеющейся информации.

  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта.

  • Построение алгоритма деятельности.

  • Пошаговое планирование работы.

  • практический Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого участника группы.

  • Промежуточное обсуждение полученных данных.

  • презентационный Оформление конечных результатов.

  • Подготовка и проведение презентации, «защиты» проекта.

  • контрольный Анализ результатов.

  • Корректировка.

  • Оценка качества проекта.

  • Внутренняя оценка работы каждого участника группы.

Внешняя оценка работы групп.












Программа реализации педагогического проекта по теме:

«Исторические изменения в русском языке»


ГБОУ СОШ № 2000

Округ: Южный

ФИО разработчика Орлова О.Ю.

Должность: учитель русского языка и литературы


«


»


20

г



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

  • Исторические изменения в русском языке;

  • Средняя школа

  • 9 класс

  • Практико-ориентированный проект

  • исследовательский;


2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Проектная деятельность рассчитана на учащихся 9 классов, отвечает широким образовательно-воспитательным задачам школы. Это интегрированный курс русского языка и литературы, в котором синтезируется знания учащегося по русскому языку с их проникновением в текст. Совершенствование речевой культуры — один из путей повышения языковой и общей культуры человека.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний; национальной духовной и культурной ценностью.

Поэтому изучение современного русского языка совершенно невозможно представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к его истории.

3. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА.

В данном разделе необходимо указать информацию обо всех участниках проекта. Также необходимо перечислить всех руководителей и консультантов проекта с указанием их ФИО.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  • Цель

Образовательные - развивать в учениках языковую рефлексию, продумать работу с учеником так, чтобы он задумался над тем, как мы говорим, почему мы так говорим, как эти знания использовать в дальнейшем. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать языковой материал, анализировать, делать выводы, учатся читать специальную литературу, осваивать терминологию и т.п., то есть приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания по языку, а также в других областях науки.

Воспитательные - воспитание терпимости к чужому мнению, внимательного, доброжелательного отношения к версиям и суждениям других учащихся, личной ответственности за выполнение коллективной работы и т.п.

Развивающие - развитие умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие устойчивого интереса к различным источникам знаний, развитие творческих способностей учащихся, умения предъявить свою работу другим и т.п.

  • Актуальность

Это интегрированный курс русского языка и литературы, в котором синтезируется знания учащегося по русскому языку с их проникновением в текст. Совершенствование речевой культуры — один из путей повышения языковой и общей культуры человека.)

  • Задачи

углубить и расширить знания школьников о родном языке;

- познакомить учащихся с некоторыми языковыми явлениями, вызывающими орфографические затруднения, через их исторический анализ;

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

- повышать речевую культуру учащихся;

- познакомить учащихся с историей жизни великих лингвистов;

- повышать интерес к языку как составной части истории народа, воспитывать любовь и уважение к родному языку

.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Циклограмму этапов работы над проектом

I этап (информационно-аналитический)

Мероприятие

Сроки

1.

Определение тематического поля и темы проекта.


2.

Поиск и анализ проблемы.


3.

Выдвижение гипотезы проекта.


4.

Постановка цели проекта.


5.

Обсуждение методов исследования.


II этап (практический)

Мероприятия

Сроки

1

Анализ имеющейся информации.

2.

Поиск оптимального способа достижения цели проекта.


3.

Построение алгоритма деятельности.


4.


Пошаговое планирование работы.


5.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого участника группы.


6.

Промежуточное обсуждение полученных данных.


III этап (заключительно-презентационный)

Мероприятия

Сроки

1

Оформление конечных результатов.


2


Подготовка и проведение презентации, «защиты» проекта.


3

Анализ результатов.

Корректировка.


4

Оценка качества проекта.


5

Внутренняя оценка работы каждого участника группы.


6

Внешняя оценка работы групп.



  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

КАДРОВОЕ, НАУЧНОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Знать основы работы в программах Excel, Power Point, Movie Maker

Уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой

Уметь находить необходимые сведения в Интернете

Уметь создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point

Уметь создавать заочные экскурсии

Книги для учителя

1. Аникин А.Е., Корнилаева И.А. Из истории русских слов: словарь-пособие. – М.6 Прозерпина, 1994.

2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М.: Логос, 2003.

3. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. – М.: Просвещение, 1990.

4. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

5. Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. Разгадка логико-математической системы славянской азбуки. – Владимир, 1998.

6. Носкова В.В. Об историзме в школьном преподавании русского языка. – Владимир: ВГПИ им. П.И.Лебедева-Полянского, 1990.

7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.

8. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – М.: русский язык, 2001.

Книги для учащихся

1. Аникин А.Е., Корнилаева И.А. Из истории русских слов: словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс, 1993.

2. Воскобойников В.М. Братья Кирилл и Мефодий. Историческое повествование. – М.: Молодая гвардия, 1979.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1994.

4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1994

5. Розенталь Д.Э.. Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 2001.

6. Успенский Л.В. Слово о словах. – Лениздат, 1962.

7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

1. Обращение к субъектному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к учебной ситуации).

2. Опора на индивидуальные возможности учащихся.

3. Создание ситуации взаимопомощи, взаимообучения.

4. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

5. Побуждение к поиску альтернативных решений.

6. Обеспечение возможности для творчества «неуспешных» учеников.

7. Самореализация школьников в учебных отношениях (в качестве консультантов, рецензентов, лаборантов и т.п.).

8. Создание ситуации выбора (уровня, профиля, объема задания, выбора «выполнять - не вы-полнять задание»).

9. Рефлексия деятельности и поведения на уроке.

10. Эмпатия, соучастие в проблемах школьника.

11. Знание учителем личностных особенностей школьника.

12. Знать механизм образования нового слова

13. Иметь представление об активных процессах современного словопроизводства

14. Уметь проводить морфемно-словообразовательный анализ слова, чтобы объяснять многие сложные явления языка (орфографические, лексические, грамматические, стилистические).

15. Уметь работать с этимологическим словарём и орфографическим словарём с этимологическими комментариями.

16. Знать изобразительные возможности русской словообразовательной системы и уметь использовать их при создании собственных текстов.


Программа реализации педагогического проекта по теме: «Исторические изменения в русском языке»
  • Русский язык и литература
Описание:

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

 

  • Исторические изменения в русском языке;
  • Средняя школа
  • 9 класс
  • Практико-ориентированный проект
  • исследовательский;

Проектная деятельность рассчитана  на учащихся 9 классов, отвечает широким образовательно-воспитательным задачам школы. Это интегрированный курс русского языка и литературы, в котором синтезируется знания учащегося по русскому языку с их проникновением в текст. Совершенствование речевой культуры — один из путей повышения языковой и общей культуры человека.

 Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний; национальной духовной и культурной ценностью.

 

Поэтому изучение современного русского языка совершенно невозможно представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к его истории.

Автор Орлова Ольга Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 434
Номер материала 27010
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓