Главная / Классному руководителю / Программа развивающего курса для младших школьников «Мир профессий».

Программа развивающего курса для младших школьников «Мир профессий».

Программа развивающего курса для младших школьников

«Мир профессий».

Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенапрвленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

На сегодняшний день в школах существуют противоречия:

  • Отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпрофильном обучении;

  • Непонимание того, что над развитием профессионального самосознания должна работать вся школа, от первого до выпускного класса, как и над созданием единой образовательной среды в этом направлении развития обучающихся.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на предпрофильное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.

Что же такое предпрофильное обучение для начальной школы?

Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.

Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по предпрофильному образованию обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.

Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды предпрофильной подготовки; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.

Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профильного обучения и предпрофильной подготовки в школе может быть более эффективной, если:

  • Изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;

  • Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;

  • Будет создана пропедевтическая предпрофильная педагогическая система начальной школы;

  • В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;

  • Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;

  • Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Курс «Мир профессий» создан для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый нами курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология , предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность - курс в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей».

Данная программа предполагает реализацию через:

  • Внеурочную деятельность детей – курс «Первые шаги к моей будущей профессии» (общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности);

  • Внеклассную работу.

Предпрофильное воспитание в начальной школе – это созданиесреды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Интегрированны курс «Первые шаги к моей будущей профессии» реализует общеинтеллектуальное напрвление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда. Программа расчитана на 4 года (1 4 класс).

Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.

Задачи:

  • познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;

  • выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;

  • способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;

  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;

  • способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.

На реализацию курса «Первые шаги к моей будущей профессии» в 1-м классе отводится 25 часов в год (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 127 часов.

Ожидаемые результаты после прохождения курса:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  • расширение кругозора о мире профессий;

  • заинтересованность в развитии своих способностей;

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник узнает:

  • основные сферы профессиональной деятельности человека;

  • основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

  • предприятия и учреждения микрорайона, города;

  • основные приёмы выполнения учебных проектов;

будет уметь:

  • оперировать основными понятиями и категориями;

  • рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

  • пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;

  • выполнять учебные проекты.







































Список литературы:

  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1991. http://www.shkolniky.ru/klimov

  2. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. – Ростов-на-Дону: Баропресс, 2008.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). – М., 2010. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/









Программа развивающего курса для младших школьников «Мир профессий».
  • Классному руководителю
Описание:

  Данна       программа     разработа     для      классных     руководителей с    1 -  4  класс   для развивающего         курса         младших             школьников       "  Мир     профессиий "      

 

  Данна       программа     разработа     для      классных     руководителей с    1 -  4  класс   для развивающего         курса         младших             школьников       "  Мир     профессиий "  

 

   Данна       программа     разработа     для      классных     руководителей с    1 -  4  класс   для развивающего         курса         младших             школьников       "  Мир     профессиий "                    

   

 

 

 

 

Автор Пищальникова Юлия Александровна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 868
Номер материала 4720
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓