Программа
развивающего курса для младших школьников
«Мир
профессий».
Данный
курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании.
В
жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С
первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение
школьника к разным учебным предметам.
Перед
младшим школьником стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем.
Представления
о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном
социальной адаптации ребёнка.
В
школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас
осуществляется недостаточно целенапрвленно и системно. В то время как именно
школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся,
оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о
мире труда и профессий.
На сегодняшний
день в школах существуют противоречия:
·
Отсутствие преемственности и непрерывности
между начальным и средним образованием в предпрофильном обучении;
·
Непонимание того, что над развитием
профессионального самосознания должна работать вся школа, от первого до
выпускного класса, как и над созданием единой образовательной среды в этом
направлении развития обучающихся.
Решение
данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на
предпрофильное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным
образовательным процессом.
Что же такое
предпрофильное обучение для начальной школы?
Для
ученика: развитие интереса и мотивации к
разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных
навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для
учителя: новый опыт творческого самовыражения;
ответы на все сомнения и вопросы по предпрофильному образованию обучающихся,
которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное
содержание и методическая система работы; расширение профессиональных
компетенций и т.д.
Для
администрации школы: новый позиционный статус
образовательной среды предпрофильной подготовки; обеспеченность
взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех
классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости
педагогического процесса и т.д.
Общая гипотеза
данной работы состоит в том, что реализация профильного обучения и
предпрофильной подготовки в школе может быть более эффективной, если:
·
Изменятся методологические основания
построения педагогического процесса в начальной школе;
·
Предметом будет избрано педагогическое
сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой
деятельности в начальной школе;
·
Будет создана пропедевтическая
предпрофильная педагогическая система начальной школы;
·
В содержание начального образования будут
включены исследовательские проектные виды деятельности;
·
Будут использованы потенциалы микросоциума
(семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства
ребёнка;
·
Процесс пропедевтики будет сопровождаться
технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.
С
1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования с учётом специфики
содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы,
должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
важности правильного выбора профессии.
Курс
«Мир профессий» создан для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования
социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с
профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки.
Таким образом, предлагаемый нами курс может стать первой ступенью в системе
работы школы по переходу на предпрофильное обучение.
В
основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой
деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности
обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология , предложенная
доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все
многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в
зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек»,
«человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная
интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о
различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний,
умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых
новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний
о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую
деятельность - курс в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей».
Данная
программа предполагает реализацию через:
·
Внеурочную деятельность детей – курс
«Первые шаги к моей будущей профессии» (общеинтеллектуальное направление
внеурочной деятельности);
·
Внеклассную работу.
Предпрофильное
воспитание в начальной школе – это созданиесреды, которая будет способствовать
воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать
осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное
самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий
процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Интегрированны
курс «Первые шаги к моей будущей профессии» реализует общеинтеллектуальное
напрвление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего
образования.
Новизна
программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных
областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ,
художественного труда. Программа расчитана на 4 года (1 4 класс).
Цель
курса: создание образовательной среды,
насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие
интереса к разным видам сферы деятельности.
Задачи:
Ø познакомить
с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
Ø выявить
наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
Ø способствовать
формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их
труда;
Ø способствовать
развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
Ø способствовать
формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности,
справедливости и т.д.;
Ø способствовать
формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Ведущая
деятельность: поисковая, исследовательская, творческая,
игровая.
Содержание
определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое
занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой
профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление
о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Курс занятий
построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать
различные виды своих способностей.
В данном курсе
игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится
заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия
проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии,
конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и
самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на
протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных
мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это
рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев,
проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов,
выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
На
реализацию курса «Первые шаги к моей будущей профессии» в 1-м классе отводится
25 часов в год (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в
неделю). Общий объём составляет 127 часов.
Ожидаемые
результаты после прохождения курса:
- участие в
различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение
кругозора о мире профессий;
- заинтересованность
в развитии своих способностей;
- участие в
обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
- возможность
попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,
способность добывать новую информацию из различных источников.
Внеклассная
работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений
обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования
гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и
осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной
профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего,
поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
В результате
изучения курса «Мир профессий» младший школьник узнает:
Ø основные
сферы профессиональной деятельности человека;
Ø основные
понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
Ø предприятия
и учреждения микрорайона, города;
Ø основные
приёмы выполнения учебных проектов;
будет уметь:
Ø оперировать
основными понятиями и категориями;
Ø рассказывать
о профессии и обосновывать её значение в обществе;
Ø пользоваться
информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной
литературы, СМИ, ИКТ;
Ø выполнять
учебные проекты.
Список
литературы:
- Климов Е.А.
Как выбрать профессию. – М., 1991. http://www.shkolniky.ru/klimov
- Прилипская
Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. – Ростов-на-Дону: Баропресс, 2008.
- Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897). – М., 2010. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.