Главная / Начальные классы / Программа развития воспитания «В мире прекрасного» на 2011– 2015гг»

Программа развития воспитания «В мире прекрасного» на 2011– 2015гг»


Паспорт программы


Наименование программы: «Программа развития воспитания

«В мире прекрасного» на 2007– 2011гг»


Автор программы: Быстревская С.Н. – учитель начальных

классов


Программа разработана на основании:

- Закона РФ «Об образовании».

- Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае».

- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

- Государственной программы развития воспитания в системе образования России до 2010 г.

- Программы развития воспитания в системе образования Алтайского края

на 2006 – 2010 гг.

- Программы развития воспитания в системе образования Алтайского района

на 2006 – 2010 гг.

- Устава МОУ Алтайская основная общеобразовательная школа №3.

- Программы развития воспитания МОУ АООШ №3.







Введение


Программа развития воспитания класса «В мире прекрасного» разработана на основании Программы развития воспитания МОУ Алтайская основная общеобразовательная школа № 3.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (1-4 классы).

Главная цель «Программы развития воспитания школы» - совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, малой Родине, семье.

Составными частями патриотического воспитания является духовно – нравственное, художественно – эстетическое, эколого – краеведческое, спортивно – туристическое воспитание школьников.

В основе Программы развития воспитания класса «В мире прекрасного» приоритетными являются художественно-эстетическое и духовно - нравственное направления работы.

Участники программы


- учащиеся;

- родители;

- классный руководитель;

- руководители секций и кружков;

- педагоги дополнительного образования;

- заместители директора школы по ВР и УВР;

- школьный психолог;

- правоохранительные органы;

- органы здравоохранения.





Пояснительная записка


С давних времён люди стремились строить жизнь по законам красоты. Эта идея пробивала себе дорогу уже в древности. Примечательной в этом отношении является притча Плутарха. Три раба везут тачки, нагруженные камнями. Каждому из них философ задаёт один и тот же вопрос: «Зачем ты везёшь эти тяжёлые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же с восхищением произнёс: «Строю прекрасный храм!».

Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность. Именно поэтому в современной школе художественно-эстетическому и нравственному воспитанию отводится большая роль.



Цель программы: создание системы художественно-эстетического и духовно – нравственного воспитания в классе, обеспечивающей формирование творческой личности, воспитание нравственных качеств средствами художественно – эстетического творчества, умение видеть культуру в себе и себя в мире культуры.

Задачи:

  • Воспитание современной, духовно – богатой, социально активной личности младшего школьника;

  • Воспитание любви к Родине, чувства долга, ответственности перед родным краем, селом, семьёй;

  • Выявление и развитие творческого потенциала учащихся с использованием работы театрального клуба «Затейник»;

  • Создание условий для максимальной включённости родительской общественности и семьи в процесс воспитания младших школьников.


Воспитание протекает главным образом в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.

Стержнем воспитания, определяющим художественно-эстетическое и духовно - нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений во взаимоотношениях детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы, перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений между детьми. В первую очередь это общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. Такие микроколлективы бывают временными и постоянными, например: постоянные - семья «Знаек», семья «Экологов», семья «Правоведов», семья «Журналистов и редакторов», семья «Весёлых и находчивых»; временные - «дежурные», «затейники», «цветоводы», «хозяйственники». В небольшой группе они чаще и глубже испытывают общие переживания, устанавливают отношениями с другими детьми, организовывают коллективную деятельность, легче осознают свое общественное поведение. Для художественно-эстетического и духовно - нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка.

Накапливая жизненный опыт, ребенок может ошибиться, неправильно поступить. Задача учителя помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка, исправить поведение. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать эстетическую и нравственную оценку и самооценку.

Актуальность программы


Эстетическое и нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы эстетического восприятия мира: формируются первоначальные моральные качества и представления, вырабатываются простейшие навыки этического поведения. В школе эта работа проводится систематически под руководством учителей, развивая новые формы нравственного поведения, сознания, чувств, отношений.

Психологи установили, что младший возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость моральных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного художественно-эстетического и духовно - нравственного воспитания детей.

В системе художественно-эстетического и духовно - нравственного воспитания учащихся существуют проблемы, негативно влияющие на развитие образовательной деятельности:

  • низкий уровень культуры в семьях учащихся;

  • отсутствие ценности образования;

  • пропаганда «западных ценностей»;

  • слабая материально-техническая база учреждений;

  • насаждение культа вседозволенности;

  • отсутствие интереса к традициям и истории Отечества

Новизна опыта:

Художественно–эстетическое и нравственное воспитание - один из важнейших способов развития и формирования целостной личности. Творческое, живое приобщение к истокам, к духовно-нравственным ценностям народа посредством использования различных форм и методов воспитания учащихся, театрального клуба «Затейник», музыки является одним из способов воспитания современного человека, способного адекватно воспринимать реальную действительность, интеллектуально свободного, обладающего богатой внутренней культурой. Один из важнейших приемов художественно-эстетического воспитания средствами искусства – является широкое использование разработанной программы театрального клуба «Затейник».

Выявлению творчески одаренных детей, стимулированию их достижений в творческой деятельности, получению общественного признания способствует ежегодное проведение фестивалей, конкурсов, выставок изобразительного и декоративно - прикладного творчества в рамках работы класса, школы, района, края.

Программа учитывает психологические особенности возраста. Данная программа рассчитана на учащихся 1 -4 классов.

На этом возрастном этапе происходит формирование ценностей ребенка. Нравственное воспитание – это основа всей системы воспитания. В начальных классах ребёнок не только овладевает основами знаний – у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Пробелы же в воспитании, даже если они не заметны в младшем школьном возрасте, обязательно проявятся позднее, и тогда придется заниматься уже не столько воспитанием ребёнка, сколько его перевоспитанием, что значительно сложнее.

Современный школьник значительную часть эстетических представлений получает не в школе, а через телевидение, кино, Интернет, общение со сверстниками. Дети много знают – и это хорошо. Но ведь не только запас сведений определяет то, как будет складываться сознание детей. В потоке этих сведений не отделено ценное от менее ценного и просто лишнего, а подчас и вредного.

Школа частично может регулировать влияние на ребёнка этого потока. И происходить это должно через художественно-эстетическое духовно – нравственное воспитание. Важно научить ребёнка видеть прекрасное. Восприимчивость к красоте делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Как отмечает известный русский психолог Л.И. Айдарова: «Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребёнка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать жизнь его бесцельной и скучной, бесполезной и для самого человека и для общества».










Содержание программы


Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Надо стараться, чтобы индивидуализация воспитания сводилась к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.

Во внеклассной работе большое значение имеет эстетическое воспитание в общественно – полезном труде, игре, на занятиях клубного типа.

В 1 классе ребята становятся школьниками – это значительное и радостное событие в их жизни. Они узнают правила поведения учащихся и начинают ими руководствоваться в своей жизни. Большое значение, особенно в 1 классе, следует придавать игре, как важнейшей форме совместной деятельности детей и как одному из приемов организации учения и труда. Именно на этом этапе происходит закладывание основных традиций класса, выявление творческих способностей, формирование художественно-эстетических ценностей, через знакомство с новыми для них формами работы театрального клуба «Затейник».

Во 2 классе сосредоточена главная работа групп ребят. У каждой группы свои обязанности. Это способствует сплочению ребят в дружной коллективной деятельности, воспитание у них отзывчивости, товарищества, бережного отношения к природе. Развитие художественно-эстетических норм происходит через распределение обязанностей, с учетом индивидуальных творческих способностей.

В 3,4 классах особенностью деятельности детей является активное и более сознательное включение их самих в процесс организации жизни групп в классе. Некоторые обязанности, связанные с организацией коллективной жизни учащихся, частично переходят от педагогов к самим школьникам. Дети самостоятельно организуются для выполнения той или иной работы.




Организационно – педагогические условия:

Овладение элементами самоуправления – верный путь подготовки детей. Для достижения этой цели важно создание в классе структуры органов самоуправления:



hello_html_6886c403.gif



Меняется роль учителя. Он теперь чаще выступает как советчик, консультант, поэтому в этом возрасте нужно воздействовать на ребят через актив, убеждая их в нравственности и целесообразности предложений. Однако без непосредственного участия классного руководителя во всех делах класса трудно обойтись, необходимо присутствовать на классных собраниях, заседаниях творческих групп (семей). Слово учителя - решающее в конфликтных ситуациях. Учителю ёще часто приходится напоминать детям об их обязанностях. Он направляет взаимоотношение детей, обращает их внимание на проявление товарищества, доброжелательности, справедливости, осуждает эгоизм, грубость, несправедливость. На данном этапе ребята демонстрируют свои способности через выступления театрального клуба «Затейник».

Становление коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога. Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить дорожить их общими интересами. Достижению этих целей способствуют различные формы и методы, одним из которых является созданный в классе театральный клуб «Затейник».

Занятия театрального клуба «Затейник» – интересная форма внеклассной работы, позволяющая учителю успешно решать задачи художественно-эстетического и духовно - нравственного воспитания школьников. В клубе дети находятся в менее регламентированных условиях, чем на уроках. В клубе развивается и крепнет товарищеская солидарность. Здесь проводятся такие занятия, которые помогают ребенку убедиться на собственном опыте, что человек не может обойтись без помощи и содействия товарищей, что, только соединив усилия и, учитывая интересы окружающих, можно жить дружным коллективом. Содержание клубных занятий позволяет откликнуться на событие дня. Огромное значение для нравственного воспитания школьников имеют беседы о подвигах героев на благо Родины, о труде людей во имя мира на земле. Программа клубных занятий предполагает проведение праздников. Здесь находят место и слово учителя и дела учащихся. Но на клубных занятиях позиция меняется. Если на уроках учитель выступает как единственный организатор учебно – воспитательного процесса, то в системе клубных занятий он скорее старший, более опытный и мудрый товарищ, советчик во всех детских делах и начинаниях.

Вся работа в классе на уроках и во внеклассной деятельности должна строиться в соответствии с конкретными правилами. Основываясь на положительных и отрицательных фактах в отношениях детей друг к другу, надо постепенно подводить их к самостоятельным выводам, формируя вместе с ними то или иное правило. Дальнейшая работа над правилами заключается в последовательном проведении их в жизнь. После того, как дети хорошо усвоили некоторые из правил и начали их выполнять, можно перейти к разъяснению других. Все правила помогают ребятам в их нравственном становлении как личности.





Взаимодействие классного руководителя с участниками образовательного процесса


hello_html_m6afbd90c.gif




Воспитание школьников будет проходить успешно только в том случае, если учитель в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей, имеет постоянную связь с ними. Учителю необходимо знать, в каких условиях живет его ученик, каков состав его семьи, ее бюджет и жилищные условия. В беседах с родителями педагог может в тактичной форме дать им необходимые советы по воспитанию детей.

На родительских собраниях проводить систематически различные беседы. Например: «Знаете ли вы своего ребенка», «Труд и игра в жизни школьника», «Воспитание честности и правдивости», «Общение взрослых и детей в семье» и др. Но, проводя большую работу по нравственному воспитанию детей в классе, очень важно знать каких результатов достигли мы в процессе работы. Для этого существуют специальные методы изучения учащихся.

Помогают выявить нравственную воспитанность учащихся и тесты. Например: Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников. Составлен доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой. Следующий тест можно взять в книге Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности», – это интегративный показатель сформированных отношений ученика (его позиция) к природе, обществу, людям, себе», автор Капустин.

В человеке все должно быть прекрасно. Если научить детей видеть в людях и окружающем нас мире больше хорошего, то мы поможем спасти мир.



Механизм реализации задач:

Создание подпрограммы театрального клуба «Затейник».

Использование новых педагогических технологий.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса (анкетирование, тестирование, социометрия и т.д.).

Использование воспитательных ресурсов школы, района.

Создание инициативной группы родителей


Методы работы


- Метод эстетического воздействия (вовлечение учащихся в различные виды деятельности театрального клуба «Затейник»;

- Метод переубеждения (представление учащимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

- Метод переключения (занятие младшего школьника трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью);

- Игровые методики (решение проблем межличностных отношений, партнерства, дружбы, расширение позитивного опыта).





Формы работы

- групповая работа;

- самоуправление;

- интерактивные занятия;

- диспуты;

- беседы с детьми и их родителями;

- экскурсии, походы;

- обучение работе в творческих группах;

- обучение на занятиях кружков и секций;

- игры и игровые программы, ролевые игры;

- конкурсы, турниры, выставки;

- военно-спортивные мероприятия;


Этапы реализации программы:

  1. Аналитический этап (2007 – 2008 гг.)


Цель: изучение индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся с целью формирования коллектива класса.


Задачи:


  • изучение личности учащихся;

  • корректировка программы художественно – эстетического и духовно-нравственного развития учащихся;

  • проблемный анализ состояния воспитания класса.


  1. Этап реализации (2008 –2009 гг.)


Цель: создание целостной системы воспитания класса с учетом опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.


Задачи:

  • внедрение скорректированной программы развития воспитания класса;

  • мониторинговое исследование проблемы «Формирование эстетической культуры учащихся»;

  • корректировка программы результатам мониторинговых исследований;

анализ всех направлений деятельности классного коллектива;

  • разработка целей и задач на предстоящий этап деятельности.


  1. Рефлексивный этап (2009-2011гг.)

Цель: формирование классного коллектива, отвечающего запросам творческой личности, воспитывающего её духовно - нравственные качества средствами художественно – эстетического творчества.


Задачи:

  • обобщение и использование результатов реализации программы;

  • разработка методических рекомендаций по совершенствованию работы по данной программе;

  • обобщение опыта работы по совершенствованию эстетического воспитания;

  • создание банка потенциальных возможностей учащихся с целью его использования в среднем звене основной школы.


Работа с родителями.

Цель: обеспечить психолого-просветительскую работу с родителями, способствовать улучшению микроклимата в семье.


  1. Тематические родительские собрания.

  2. Дни открытых дверей.

  3. Родительские собрания по итогам четвертей.

  4. Выборы родительского комитета.

  5. Работа попечительского совета.

  6. Посещение родителей на дому.

  7. Проведение семейных вечеров с использованием народных обычаев и традиций.

  8. Методические консультации родителей будущих первоклассников.

  9. Спортивные праздники с участием родителей.

  10. День семьи

Виды деятельности:

1. Просветительская (выпуск информационных листовок, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев) на темы:

- Психологические особенности подросткового возраста;

- Способы конструктивного взаимодействия с подростками;

- Что такое семейный микроклимат и как улучшить отношения в

семье;

- Как преодолеть трудности в воспитании младшего школьника;

- Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ;

- Нравственные уроки моей семьи и т.д.

2. Психокоррекционная – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях)

3. Психопрофилактическая – приглашение специалистов (психологов, инспекторов ПДН, врача-психиатра, врача-нарколога) на встречи с родителями.

4. Совместная деятельность - организация и участие в мероприятиях, делах класса.


Ожидаемые результаты.

Создание воспитывающей среды класса, обеспечивающей эмоциональный климат, личностную значимость творческой деятельности ученика как основных социальных компетенций, средствами художественно – эстетического и духовно - нравственного воспитания, интегрированного в учебно – воспитательную систему школы;

  • достижение высокого уровня культуры классного коллектива.

  • высокая результативность деятельности детского творческого коллектива, личностных достижений учащихся;

  • наличие системы сотрудничества эстетической среды класса с социумом.

  • достижение высокого уровня самоорганизации учащихся класса.



Критерии и способы

изучения эффективности воспитательной системы класса



Критерии

Показатели

Методики

1.Интеллектуальная развитость

1.Освоенность образовательной программы.

2.Развитость познавательных интересов.

3.Способность к проведению научного поиска.

Анализ текущей и итоговой успеваемости.

Тест умственного развития.

(психолог)

2.Нравственная развитость

1.Сформированность основных нравственных качеств

2.Социальная активность учащихся

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности

Наблюдение

3.Коммуникативная развитость

1.Коммуникабельность

2.Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Методика Р.В.Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей

Наблюдение

4.Развитость креативных способностей

1.Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству.

Тестирование.

Педагогическое наблюдение.

5.Сформированность классного коллектива

1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2.Сформированность индивидуальности классного коллектива

Методика А.Н.Лутошкина для определения степени удовлетворенности своим коллективом

Социометрия

6.Удовлетворенность

учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива

1.Комфортность, защищенность, отношение к классу.

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

А.А.Андреев «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»;

Е.Н.Степанов «Уровень удовлетворенности

родителей»



















Литература:


  1. Кумицкая Т.М, Жиренко О.Е. Юности честное зерцало: программа по нравственному воспитанию школьников. – М., 2005.

  2. Классный руководитель: Научно-методический журнал. – М., 2006, № 4, 2002,№ 5, 2003 № 1-4.

  3. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.

  4. Сергеева В.П. Классный руководителю в современной школе. – М.,2002.

  5. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы 1 - 4 классы. – М.,2006.

  6. Сгибнева Е.П. Родительские собрания в школе. – М., 2006.

  7. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 4 классы. – М., 2005.

  8. Алоева М.А. Классные часы в 1 – 4 классах. – М., 2004.

  9. Василенко О.А., Полиевктова А.М. Основы правовых знаний. – М., 2000.

  10. Дик Н.Ф. Веселые классные часы. – Ростов, 2006.

  11. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах. – М., 2005.





Программа развития воспитания «В мире прекрасного» на 2011– 2015гг»
  • Начальные классы
Описание:

 

     Программа развития воспитания класса «В мире прекрасного» разработана  на основании Программы развития воспитания   МОУ Алтайская основная общеобразовательная школа № 3.

    Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (1-4 классы).

     Главная цель «Программы развития воспитания  школы» - совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему  Отечеству, малой Родине, семье.  

 

Автор Быстревская Светлана Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 294
Номер материала 43095
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓