Главная / Директору-завучу / Статья: "Программа развития универсальных учебных действий: возможности отражения специфики образовательного учреждения"

Статья: "Программа развития универсальных учебных действий: возможности отражения специфики образовательного учреждения"

Наталия Викторовна Алексеева, учитель истории и культуры Санкт – Петербурга,

ГБОУ СОШ №377 Кировского района, Санкт - Петербург



Программа развития универсальных учебных действий:

возможности отражения специфики образовательного учреждения

Программа развития УУД (далее – программа УУД) является одной из важнейших частей содержательного раздела Основной образовательной программы (далее – ООП). Начиная знакомиться с особенностями разработки этой программы, прежде всего мы обратились к нормативным документам (ФГОС ООО, примерная ООП Основного общего образования (далее - ООО), а также к соответствующему разделу уже существующей ООП нашей школы.

Мы пришли к выводу, что большинство существующих программ УУД в той или иной степени дублируют соответствующий раздел примерной ООП. Программа УУД нашей школы в данном случае также не являлась исключением. Но ведь не могут программы УУД быть практически одинаковыми в разных образовательных учреждениях! Как и вся ООП целиком, каждый ее раздел, по нашему мнению, должен отражать специфику, особенности, методическую базу конкретного ОУ. Как добиться того, чтобы программа УУД отражала реальные потребности школы?

И мы задались целью – попытаться переработать программу УУД нашей школы с учетом указанных выше параметров.Эта работа еще не закончена, она активно продолжается, в данной статье мы подводим лишь промежуточные итоги.

Начали мы с того, что проанализировали имеющуюся программу УУД на предмет наличия и содержания следующих компонентов:

1.Цели и задачи программы;

2.Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;

3.Типовые задачи применения универсальных учебных действий;

4.Описание особенностей реализации основных направлений учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

5.Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

6.Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

7.Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ, подготовки индивидуального проекта;

8.Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

9.Описание условий, обеспечивающих развитие обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;

10.Систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

11.Методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

В результате первого этапа нашей работы мы пришли к выводу, что наименее разработанными у нас на данный момент, являются компоненты

5,№ 8,№ 9. Наиболее общим для всех подобных программ является компонент № 2. А компонент № 7 содержится в пояснительной записке ко всей ООП и в программе УУД не дублируется. Такой предварительный анализ, с нашей точки зрения, очень полезен, и мы можем рекомендовать его коллегам, также занимающимся разработкой программ УУД.

Исходя из того, что 30% каждого раздела ООП могут формировать участники образовательного процесса, мы добавили в перечень составляющих программы УУД некоторые дополнительные компоненты. Но об этом чуть ниже. Далее мы решили оптимально упростить и конкретизировать цель и задачи. Мы постарались сформулировать цель таким образом, чтобы сделать реально достижимой за определенный промежуток времени, конкретной и диагностичной. Итак,

Цель программы: создать единую информационно-методическую среду школы по формированию и развитию универсальных учебных действий, тем самым способствуя эффективному внедрению ФГОС в практику работы

Задачи программы:

  • Определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • Создать необходимые условия для подготовки функционально грамотных учеников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения для решения любых задач.

  • Дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ с учетом задач формирования УУД.

  • Обеспечить эффективную систему мониторинга сформированности УУД

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС ООО мы разместили в программе в виде таблицы (см. Приложение № 1).

Также мы включили в нашу программу раздел « Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням (уровням) ООО в соответствии с ФГОС ООО». Для того, чтобы наглядно представить преемственность в развитии УУД между 5 и 9 классами, мы воспользовались формой таблицы.

С нашей точки зрения, это позволяет не только лучше систематизировать и структурировать материал, но и конкретизировать особенности формирования УУД на разных возрастных этапах (см. Приложение № 2) В данной таблице мы попытались создать не только «вертикаль» (что уже не является новым), но и «горизонталь», что достаточно сложно. Однако эта работа, которую мы продолжаем, дает возможность отразить в выборе «линеек» УУД особенности конкретного ОУ. По такому же принципу мы выстраиваем и раздел «Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования» (см. Приложение №3)

Здесь хотелось бы остановиться еще на одном моменте. В идеале, из всего перечня УУД для различных возрастных ступеней было бы правильным отобрать те, в формировании которых испытывает потребность контингент конкретного ОУ. Выявить эти потребности можно через систему специального тестирования.

Еще одни разделом нашей программы является банк заданий по формированию различных видов УУД. Так как объем раздела очень большой, он вынесен в приложение к программе. Это – результат работы практически всего коллектива учителей нашей школы. Школьные предметные методические объединения после небольшого инструктажа получили соответствующие задания. Учителя работали как группами, так и индивидуально. Составленные задания были сведены в единую таблицу (см. Приложение № 4).

Организуя работу учителей, мы столкнулись с рядом трудностей. Во – первых, не все учителя сразу поняли цель работы, отнеслись формально, поэтому часть заданий была возвращена им на доработку. Во – вторых, некоторым учителям трудно было составлять задания, так как не все обладают умением формулировать мысли абстрактно. В – третьих, большинство заданий приходилось корректировать в речевом и стилистическом плане, и эта работа продолжается. Порадовало нас то, что всего один учитель отказался составлять задания, мотивируя отказ полным непониманием всего, что связано с УУД.

Следующим этапом разработки банка заданий по формированию УУД является их выстраивание «в линейку» от уровня к уровню (подобно таблице « Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий») Это достаточно трудно, мы пока еще только приближаемся к этому этапу. Такая структура раздела также поможет отразить специфику работы школы.

Традиционно трудным в разработке программы УУД является раздел «Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий». Здесь мы попытались отойти от воспроизведения общих фраз и придать разделу практический характер. Для оценки уровня сформированности новых (метапредметных) результатов мы предлагаем использовать:

1. Систему заданий, разработанных авторским коллективом под руководством А.Г. Асмолова. Классические, хорошо проверенные методы, предложенные авторами, обладают целым рядом достоинств, однако довольно трудоёмки и требуют квалифицированного участия школьного психолога.

2. На этапе предварительной диагностики возможно использование специальных интегрированных проверочных работ (тестов) по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий).

3. Диагностика метапредметных результатов может быть проведена в рамках проекта. Инструментарий включает: текст задания, лист планирования и продвижения по заданию, лист самооценки, сценарий проведения занятия, рекомендации по организации работы групп, памятку, информационные ресурсы для выполнения проекта, лист наблюдения, отчет.

4. Комплексную работу с текстом. Предметом проверки становятся стратегии смыслового чтения и способы работы с текстом. Выполнение заданий предполагает привлечение знаний, полученных при изучении разных предметов. Задания могут быть связаны с информацией текста, личным опытом школьника. В комплексной работе с текстом может быть использовано до четырех тематических (предметных) блоков.

5.Оценку портфолио (см. Приложение № 5)

6.Кейс-метод. Его название происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (в то же время «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация»). Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

7.Анализ участия учащихся в ежегодных конкурсах и научно-практических конференциях, которые являются необходимым условием проектной деятельности, проводимых в школе, районе, городе.

Мы систематизировали уже существующие формы мониторинга сформированности УУД, следующий шаг – «наполнение» их содержанием, отражающим методическую работу конкретного ОУ.

И последнее. Программа развития УУД (как, впрочем, и вся ООП целиком) должна создаваться при участии всего педагогического коллектива ОУ, который возглавит рабочая группа. Учителям необходимо разъяснить, что только созданная с их непосредственным участием программа УУД принесет практическую пользу, поможет скорректировать и оптимально организовать работу на уроке и во внеурочной деятельности. В противном случае это будет очередной документ «для галочки», пылящийся в шкафу у завуча.


Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.- М.: Просвещение, 2013.

  2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Как разработать образовательную программу основной школы – СПб: КАРО, 2013

  3. Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О.,Пивчук Г.А. Управление введением ФГОС основного общего образования. – СПб:КАРО, 2013










Приложение №1.

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС ООО (фрагмент)

Составляющие УУД

Типовые задачи

Личностные УУД

  • личностное самоопределение

  • развитие Я-концепции

  • смыслообразование

  • мотивация

  • нравственно-этическое оценивание

- участие в проектах

- творческие задания

- самооценка события, происшествия

- самоанализ

- ролевые игры в рамках тренинга

- подведение итогов урока

- мысленное воспроизведение и анализ

картины, ситуации, книги, фильма

-зрительное, моторное, вербальное восприятие живописи, музыки, фильма

Приложение № 2

Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням (уровням) ООО в соответствии с ФГОС ООО (фрагмент)



5-6 класс

7 – 8 класс

9 класс

Личностные УУД  

- Осознание своей идентичности как члена семьи,  ученика гимназии петербуржца, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- Осознание своей идентичности  как члена этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности, понимание культурного многообразия мира, толерантность

- Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

 Регулятивные УУД

- Умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

- Умение составить план  в соответствии с поставленной задачей



- умение использовать в самостоятельной деятельности  приемы сопоставления и сравнения

-умение составлять план деятельности (цель, прогнозирование, контроль)

- умение выбирать средства реализации поставленных целей;

.-уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.














Приложение № 3.

Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования (фрагмент)

Поиск и организация хранения информации

5- 6 класс

7 – 8 класс

9 класс

Умение искать информацию в словарях, энциклопедиях, в т.ч. компьютерных;

Умение искать информацию в словарях, энциклопедиях, в т.ч. компьютерных, в сети Интернет

Умение выбирать нужную информацию;



Умение искать информацию  в любом источнике информации;

Умение анализировать результаты поиска информации;

Умение указывать источники информации;




Приложение № 4

Примерные задания по формированию различных видов УУД (фрагмент)

На уроках истории и культуры Санкт - Петербурга

Личностные 5 – 6 класс 7 – 8 класс 9 класс

Подумайте и объясните, для чего нужно изучать историю и культуру Санкт – Петербурга.

Составьте маршрут пешеходной экскурсии (продолжительность – 1 час) по Васильевскому острову на тему «Наследие Древнего мира в СПб», который охватил бы максимальное количество памятников.

Назовите и опишите любимый уголок Санкт - Петербурга

В феврале 2014 года на Васильевском острове был открыт памятник Д. Трезини. Как вы думаете, почему архитектор был удостоен такой чести?

Выскажите свои предположения о том, почему так мало сохранилось подлинных зданий и сооружений петровского Петербурга?

После просмотра фрагментов «Ассамблея» и «Сватовство» из фильма «Как царь Петр арапа женил» подумайте, что важнее для режиссера – передать историческую правду о петровской эпохе или дать ей свою оценку. Ответ обоснуйте.

Предложите иной вариант исторического развития приневских земель при условии их дальнейшего существования в составе Швеции, как это было в XVII веке.

Определите возможные критерии оценки культурной ценности объекта

Выскажите суждение об одном из зданий (сооружений) Петербурга XXI века (по вашему выбору)

Регулятивные

Используя данный алгоритм, опишите памятник.

Продумай и составьте маршрут от твоего дома до Нового Эрмитажа

Составьте алгоритм действий по решению кроссворда

 

Используя данный алгоритм, опишите памятник. Соотнеси свое описание с алгоритмом, внеси в свою работу необходимые дополнения и исправления.

Составьте несколько вариантов маршрута от твоего дома до Нового Эрмитажа. Выберите наиболее удобный вариант, обоснуй свое мнение.

Составьте перечень особенностей и признаков, характеризующих Петербург эпохи императрицы Елизаветы Петровны

Используя данный алгоритм, опишите памятник. Соотнесите свое описание с алгоритмом. В случае расхождения внесите необходимые коррективы в свою работу и в сам алгоритм.

К вам в гости приехали на три дня родственники и другого города. Разработайте план их маршрутов по городу, который позволит им получить представление о трех столетьях истории СПб

Выявите принципы, лежащие в основе развития современного Санкт - Петербурга



Приложение № 5

Методика оценивания портфолио



Трансфертный лист оценки (Вариант № 1)

Я считаю, что …

Особенно удачным является …

В то же время я посоветовал бы

Не кажется ли Вам, что …







Трансфертный лист оценки (Вариант № 2)

Интересные впечатляющие моменты

Темы, которые наиболее раскрыты

Общие советы

Главные выводы

 


 

 



Метод «ПСВ»

Положительно

Советы

Вопросы

 

 

 









Метод «ДВП»

Достоинства

Вопросы

Пожелания

 











Метод «МУВ»

Мнения

Уточнения

Вопросы

 



































Статья: "Программа развития универсальных учебных действий: возможности отражения специфики образовательного учреждения"
  • Директору-завучу
Описание:

Программа формирования УУД – один из важнейших разделов Образовательной Программы  школы. Каким  образом отразить в данном разделе специфику и особенности образовательного учреждения?  Как сделать, чтобы  это был рабочий, а не формальный документ?  Автор статьи пытается ответить на эти и другие вопросы, предложив  собственный взгляд на структуру Программы. Статья  содержит  конкретные рекомендации к составлению отдельных разделов  Программы формирования УУД

Автор Алексеева Наталия Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 944
Номер материала 23129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓