Программа
развития творческих способностей
Пояснительная
записка
Данная
программа направлена на проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми 5
– 7 классов, она рассчитана на 1 ч в неделю (всего 34 ч) в каждом классе. Введение
этого курса определяется отсутствием в учебниках достаточного материала по
развитию логического мышления.
Основной целью данной формы работы является
обучение решению интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих
знания учащихся, получаемых на уроках.
Умение решать
задачи, особенно олимпиадные, всегда является одним из показателей одаренности
ученика.
Задачи курса:
- познакомить с методами решения олимпиадных
задач;
- формировать определенные умения и навыки при
решении задач;
- развить логическое мышление;
- формировать навыки анализа полученной
информации;
- развить познавательную активность учащихся;
- привить интерес к занятиям математикой;
- подготовить учащихся к профильному изучению
математики.
Организация учебных занятий:
Учитель
вправе выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных особенностей
учащихся, учитывая при этом, что теоретический материал осознается и
усваивается преимущественно в процессе решения задач. При решении задач можно
использовать различные игровые формы проведения занятий, практические и
лабораторные работы.
Система контроля:
Текущая,
самостоятельная работа, малые олимпиады на уроках, внутришкольные и городские
олимпиады.
Основные требования к уровню подготовки
учащихся.
В результате
изучения данного курса учащиеся должны:
·
овладеть приемами быстрого счета;
·
свободно решать задачи на разрезание фигур,
раскрашивание, выполнять упражнения с куском бумаги; выполнять задачи на
построение;
·
при решении логических задач и задач с целыми числами
использовать различные методы (метод рассуждений, метод таблиц, метод граф,
метод кругов Эйлера, комбинированный метод);
·
решать текстовые (сюжетные) задачи различными
способами (арифметическим, составлением уравнения или системы уравнений,
способом решения с «конца»);
·
уметь применять признаки делимости на 4, 6, 7, 8, 11,
13 и 19;
·
познакомиться с принципом Дирихле, элементами
теории множеств, основными понятиями комбинаторики (факториал, перестановки,
размещения, сочетания);
·
решать простейшие линейные уравнения, содержащие
знак модуля и параметр;
·
строить графики функций, содержащих знак модуля, и
графики кусочных функций;
·
уметь раскладывать многочлены на множители
различными способами.
Содержание курса
(5 класс):
1. Задачи на
смекалку;
2. Логическая мозаика;
3. Решение логических задач;
4. Решение текстовых (сюжетных)
задач;
5. Геометрия вокруг нас.
Тематическое
планирование 5 класс
№
|
Тема
|
Количество
часов
|
|
Задачи
на смекалку
|
10
|
1
|
Загадки зашифрованных текстов (кроссворды,
ребусы, шарады, шутки, загадки, головоломки)
|
2
|
2
|
Задачи на взвешивание, переливание,
перекладывание
|
3
|
3
|
Задачи на переправы и разъезды
|
1
|
4
|
Упражнения со спичками
|
2
|
5
|
Математические игры, фокусы
|
2
|
|
Логическая
мозаика
|
8
|
1
|
Приемы устного счета
|
2
|
2
|
Задачи с целыми числами
|
2
|
3
|
Выявление закономерностей
|
1
|
4
|
Магические и латинские квадраты
|
2
|
5
|
Задачи на дележи
|
1
|
|
Решение
логических задач
|
6
|
1
|
Решение логических задач с использованием
таблиц
|
2
|
2
|
Решение логических задач, используя метод
построения графов
|
1
|
3
|
Решение логических задач с использованием
кругов Эйлера
|
1
|
4
|
Решение логических задач методом рассуждений
|
2
|
|
Решение текстовых (сюжетных) задач
|
6
|
1
|
Решение задач на части
|
1
|
2
|
Решение задач на проценты
|
1
|
3
|
Решение задач на движение
|
2
|
4
|
Решение задач составлением уравнения
|
2
|
|
Геометрия
вокруг нас
|
4
|
1
|
Упражнения с куском бумаги
|
1
|
2
|
Разрезание и перекраивание фигур
|
2
|
3
|
Геометрические головоломки
|
1
|
|
|
34
часа
|
Содержание курса
(6 класс):
1. Математические
игры;
2. Задачи с целыми числами;
3. Решение логических задач;
4. Решение текстовых (сюжетных)
задач;
5. Геометрия вокруг нас.
Тематическое
планирование 6 класс
№
|
Тема
|
Количество
часов
|
|
Математические
игры
|
8
|
1
|
Выигрышные стратегии
|
3
|
2
|
Игры на шахматной доске
|
2
|
3
|
Игры со словами
|
1
|
4
|
Представление одних чисел через другие
|
1
|
5
|
Парадоксы и софизмы
|
1
|
|
Задачи
с целыми числами
|
10
|
1
|
Восстановление знаков действий
|
2
|
2
|
Восстановление цифр натурального ряда.
Числовые ребусы
|
2
|
3
|
Четные и нечетные числа
|
1
|
4
|
Признаки делимости на 4, 6, 7, 8, 11, 13 и
19
|
2
|
5
|
Принцип Дирихле и его применение при решении
задач
|
3
|
|
Решение
логических задач
|
6
|
1
|
Решение логических задач с использованием
таблиц
|
2
|
2
|
Решение логических задач, используя метод
построения графов
|
1
|
3
|
Решение логических задач с использованием
кругов Эйлера
|
1
|
4
|
Решение логических задач методом рассуждений
|
2
|
|
Решение текстовых (сюжетных) задач
|
6
|
1
|
Решение задач на части
|
1
|
2
|
Решение задач на проценты
|
1
|
3
|
Решение задач на движение
|
1
|
4
|
Решение задач на работу
|
1
|
5
|
Решение задач составлением уравнения
|
2
|
|
Геометрия
вокруг нас
|
4
|
1
|
Задачи-головоломки (Танграм)
|
2
|
2
|
Задачи про мосты и острова
|
1
|
3
|
Лабиринты
|
1
|
|
|
34
часа
|
Содержание курса
(7 класс):
1.Уравнения;
2. Функции и их
графики;
3. Решение задач;
4. Задачи с целыми
числами;
5. Решение текстовых (сюжетных)
задач
составлением уравнения и
систем уравнений;
6. Геометрия вокруг нас.
Тематическое
планирование 7 класс
№
|
Тема
|
Количество
часов
|
|
Уравнения
|
7
|
1
|
Понятие равносильных уравнений
|
1
|
1
|
Задания с модулем
|
1
|
2
|
Линейные уравнения с модулем
|
2
|
3
|
Линейные уравнения с параметром
|
2
|
4
|
Самостоятельная работа
|
1
|
|
Функции
и их графики
|
5
|
1
|
Функция, область определения, способы
задания
|
1
|
2
|
Построение графиков функций, содержащих
модуль
|
2
|
3
|
Графики кусочных функций
|
1
|
|
Самостоятельная работа
|
1
|
|
Решение
задач
|
7
|
1
|
Решение логических задач разными методами
|
2
|
2
|
Элементы комбинаторики (факториал,
перестановки, размещения, сочетания)
|
1
|
3
|
Решение комбинаторных задач
|
2
|
4
|
Решение олимпиадных задач
|
2
|
|
Задачи
с целыми числами
|
7
|
1
|
Задачи на определение выигрышной стратегии
|
2
|
2
|
Принцип Дирихле и его применение при решении
задач
|
2
|
3
|
Инварианты и их применение при решении задач
|
1
|
4
|
Разные задачи на делимость
|
2
|
|
Решение текстовых (сюжетных) задач
составлением
уравнения и систем уравнений
|
5
|
1
|
Решение задач на растворы и сплавы
|
1
|
2
|
Решение задач на проценты
|
1
|
3
|
Решение задач на движение
|
1
|
4
|
Решение задач на совместную работу
|
1
|
5
|
Самостоятельная работа
|
1
|
|
Геометрия
вокруг нас
|
3
|
1
|
Построение геометрических фигур с помощью
циркуля и линейки
|
1
|
2
|
Олимпиадные задачи по геометрии
|
2
|
|
|
34
часа
|
Литература
- Ю. Нестеренко, С. Олехник, М. Потапов Лучшие
задачи на смекалку
Москва
«АСТ-пресс»,1999г;
- А.В.Фарков Готовимся к олимпиадам по
математике
Москва
«Экзамен»,2006г;
- И.С.Петраков Математические олимпиады
школьников
Москва
«Просвещение»1982г;
- А.В. Шевкин Текстовые задачи
Москва
«Русское слово» 2003г;
- З.Н. Альхова, А.В. Макеева Внеклассная
работа по математике
Саратов
«Лицей»,2001г;
- Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин Математика
5-6классы (учебник)
Москва
«Дрофа»,2001г;
- Я.И. Перельман Занимательная алгебра
Москва
«Наука»,1976г;
- И.Л. Бабинская Задачи математических
олимпиад
Москва
«Наука»,1976г;
- Г.А. Ястребинецкий Уравнения и неравенства,
содержащие параметры
Москва
«Просвещение»1982г;
- Газета «Математика» №20,22,23 / 2004г
–Проценты, № 37, 42,44,46-48/ 1999г, № 3-7,
10-11/
2000г – Задачи с целыми числами 5-11 классы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.