Главная / Математика / Программа развития творческих способностей

Программа развития творческих способностей

Программа развития творческих способностей


Пояснительная записка


Данная программа направлена на проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми 5 – 7 классов, она рассчитана на 1 ч в неделю (всего 34 ч) в каждом классе. Введение этого курса определяется отсутствием в учебниках достаточного материала по развитию логического мышления.

Основной целью данной формы работы является обучение решению интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемых на уроках.

Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда является одним из показателей одаренности ученика.

Задачи курса:

  • познакомить с методами решения олимпиадных задач;

  • формировать определенные умения и навыки при решении задач;

  • развить логическое мышление;

  • формировать навыки анализа полученной информации;

  • развить познавательную активность учащихся;

  • привить интерес к занятиям математикой;

  • подготовить учащихся к профильному изучению математики.


Организация учебных занятий:

Учитель вправе выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывая при этом, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. При решении задач можно использовать различные игровые формы проведения занятий, практические и лабораторные работы.

Система контроля:

Текущая, самостоятельная работа, малые олимпиады на уроках, внутришкольные и городские олимпиады.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • овладеть приемами быстрого счета;

  • свободно решать задачи на разрезание фигур, раскрашивание, выполнять упражнения с куском бумаги; выполнять задачи на построение;

  • при решении логических задач и задач с целыми числами использовать различные методы (метод рассуждений, метод таблиц, метод граф, метод кругов Эйлера, комбинированный метод);

  • решать текстовые (сюжетные) задачи различными способами (арифметическим, составлением уравнения или системы уравнений, способом решения с «конца»);

  • уметь применять признаки делимости на 4, 6, 7, 8, 11, 13 и 19;

  • познакомиться с принципом Дирихле, элементами теории множеств, основными понятиями комбинаторики (факториал, перестановки, размещения, сочетания);

  • решать простейшие линейные уравнения, содержащие знак модуля и параметр;

  • строить графики функций, содержащих знак модуля, и графики кусочных функций;

  • уметь раскладывать многочлены на множители различными способами.











Содержание курса (5 класс):

1. Задачи на смекалку;

2. Логическая мозаика;

3. Решение логических задач;

4. Решение текстовых (сюжетных) задач;

5. Геометрия вокруг нас.



Тематическое планирование 5 класс


Тема

Количество

часов


Задачи на смекалку

10

1

Загадки зашифрованных текстов (кроссворды, ребусы, шарады, шутки, загадки, головоломки)

2

2

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание

3

3

Задачи на переправы и разъезды

1

4

Упражнения со спичками

2

5

Математические игры, фокусы

2


Логическая мозаика

8

1

Приемы устного счета

2

2

Задачи с целыми числами

2

3

Выявление закономерностей

1

4

Магические и латинские квадраты

2

5

Задачи на дележи

1


Решение логических задач

6

1

Решение логических задач с использованием таблиц

2

2

Решение логических задач, используя метод построения графов

1

3

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

1

4

Решение логических задач методом рассуждений

2


Решение текстовых (сюжетных) задач

6

1

Решение задач на части

1

2

Решение задач на проценты

1

3

Решение задач на движение

2

4

Решение задач составлением уравнения

2


Геометрия вокруг нас

4

1

Упражнения с куском бумаги

1

2

Разрезание и перекраивание фигур

2

3

Геометрические головоломки

1



34 часа













Содержание курса (6 класс):

1. Математические игры;

2. Задачи с целыми числами;

3. Решение логических задач;

4. Решение текстовых (сюжетных) задач;

5. Геометрия вокруг нас.


Тематическое планирование 6 класс


Тема

Количество

часов


Математические игры

8

1

Выигрышные стратегии

3

2

Игры на шахматной доске

2

3

Игры со словами

1

4

Представление одних чисел через другие

1

5

Парадоксы и софизмы

1


Задачи с целыми числами

10

1

Восстановление знаков действий

2

2

Восстановление цифр натурального ряда. Числовые ребусы

2

3

Четные и нечетные числа

1

4

Признаки делимости на 4, 6, 7, 8, 11, 13 и 19

2

5

Принцип Дирихле и его применение при решении задач

3


Решение логических задач

6

1

Решение логических задач с использованием таблиц

2

2

Решение логических задач, используя метод построения графов

1

3

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

1

4

Решение логических задач методом рассуждений

2


Решение текстовых (сюжетных) задач

6

1

Решение задач на части

1

2

Решение задач на проценты

1

3

Решение задач на движение

1

4

Решение задач на работу

1

5

Решение задач составлением уравнения

2


Геометрия вокруг нас

4

1

Задачи-головоломки (Танграм)

2

2

Задачи про мосты и острова

1

3

Лабиринты

1



34 часа













Содержание курса (7 класс):

1.Уравнения;

2. Функции и их графики;

3. Решение задач;

4. Задачи с целыми числами;

5. Решение текстовых (сюжетных) задач

составлением уравнения и систем уравнений;

6. Геометрия вокруг нас.



Тематическое планирование 7 класс


Тема

Количество

часов


Уравнения

7

1

Понятие равносильных уравнений

1

1

Задания с модулем

1

2

Линейные уравнения с модулем

2

3

Линейные уравнения с параметром

2

4

Самостоятельная работа

1


Функции и их графики

5

1

Функция, область определения, способы задания

1

2

Построение графиков функций, содержащих модуль

2

3

Графики кусочных функций

1


Самостоятельная работа

1


Решение задач

7

1

Решение логических задач разными методами

2

2

Элементы комбинаторики (факториал, перестановки, размещения, сочетания)

1

3

Решение комбинаторных задач

2

4

Решение олимпиадных задач

2


Задачи с целыми числами

7

1

Задачи на определение выигрышной стратегии

2

2

Принцип Дирихле и его применение при решении задач

2

3

Инварианты и их применение при решении задач

1

4

Разные задачи на делимость

2


Решение текстовых (сюжетных) задач

составлением уравнения и систем уравнений

5

1

Решение задач на растворы и сплавы

1

2

Решение задач на проценты

1

3

Решение задач на движение

1

4

Решение задач на совместную работу

1

5

Самостоятельная работа

1


Геометрия вокруг нас

3

1

Построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки

1

2

Олимпиадные задачи по геометрии

2



34 часа







Литература


  1. Ю. Нестеренко, С. Олехник, М. Потапов Лучшие задачи на смекалку

Москва «АСТ-пресс»,1999г;

  1. А.В.Фарков Готовимся к олимпиадам по математике

Москва «Экзамен»,2006г;

  1. И.С.Петраков Математические олимпиады школьников

Москва «Просвещение»1982г;

  1. А.В. Шевкин Текстовые задачи

Москва «Русское слово» 2003г;

  1. З.Н. Альхова, А.В. Макеева Внеклассная работа по математике

Саратов «Лицей»,2001г;

  1. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин Математика 5-6классы (учебник)

Москва «Дрофа»,2001г;

  1. Я.И. Перельман Занимательная алгебра

Москва «Наука»,1976г;

  1. И.Л. Бабинская Задачи математических олимпиад

Москва «Наука»,1976г;

  1. Г.А. Ястребинецкий Уравнения и неравенства, содержащие параметры

Москва «Просвещение»1982г;

  1. Газета «Математика» №20,22,23 / 2004г –Проценты, № 37, 42,44,46-48/ 1999г, № 3-7,

10-11/ 2000г – Задачи с целыми числами 5-11 классы.


Программа развития творческих способностей
  • Математика
Описание:

Программа развития творческих способностей

 

Пояснительная записка

 

Данная программа направлена на проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми 5 – 7 классов, она рассчитана на 1 ч в неделю (всего 34 ч) в каждом классе. Введение этого курса определяется отсутствием в учебниках достаточного материала по развитию логического мышления.

Основной целью данной формы работы является обучение решению интересных и оригинальных  задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемых на уроках.

Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда является одним из показателей одаренности ученика.

Задачи курса:

 

  • познакомить с методами решения олимпиадных задач;
  • формировать определенные умения и навыки при решении задач;
  • развить логическое мышление;
  • формировать навыки анализа полученной информации;
  • развить познавательную активность учащихся;
  • привить интерес к занятиям математикой;
  • подготовить учащихся к профильному изучению математики.
Автор Масальская Ирина Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 387
Номер материала 29222
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓