Главная / Директору-завучу / Программа развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»

Программа развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»

город Череповец












ЕДИНИЧНЫЙ ПРОЕКТ

Содержательный раздел (программа развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»)
















2013-2014 учебный год




Паспорт проекта

Ключевая проблема


Отсутствие практики разработки проектов (в частности, единичного проекта по разработке раздела «Культура здорового и безопасного образа жизни обучающихся» основной общеобразовательной программы основного общего образования) у большинства педагогических работников школы

Тема проекта

Содержательный раздел ООП ООО (программа развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» на ступени основного общего образования)

Цель проекта

Разработка программы развития «Культура здорового и безопасного образа жизни обучающихся» на ступени основного общего образования

Задачи

- Проанализировать состав изменений в образовательной системе, необходимых для введения ФГОС - Организовать работу проектной группы - Выявить риски и продумать систему мероприятий по их минимизации - Провести экспертизу проекта на соответствие требованиям к качеству - Создать модель организации работы образовательного учреждения по развитию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Ключевые идеи

- концепция Федерального государственного образовательного стандарта;

- основы здоровьесберегающей педагогики;

- фундаментальное ядро содержания общего образования;

- системно-деятельностный подход;

- подходы к оцениванию новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных)

- ФГОС ООО

Авторы



Руководитель группы разработчиков:

Румянцева И.И.

Разработчики:

Сытник С.И.,

Гавриченко А.Р.,

Ковалева О.А.,

Серова Е.А.,

Поклад Н.В.

Попов М.А.

Скородумова А.В.

Сроки реализации

май 2013 – август 2014 года





Проект программы развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» на ступени основного общего образования



Содержание:


Пояснительная записка..........................................................................................4

Нормативно-правовая и документальная основа……………………………....5

Цели и задачи, принципы программы…………………………………………..6

Модель организации работы образовательного учреждения по развитию

у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни……………7

Направления реализации программы………………………………….……..8-14

Оценка эффективности реализации программы…………………………...15-17



























 Пояснительная записка.

Программа развития культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программа развития ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени основного общего образования сформулирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся школьного возраста к своему здоровью, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. 

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в школьном возрасте были учтены психологические и психофизиологические характеристики возраста.

Развитие ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно - оздоровительной работы, рационального питания. 

Одним из компонентов развития ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы развития ценности здоровья и здорового образа жизни. Разработка программы развития культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.


Нормативно-правовая и документальная основа. 

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • СанПиН2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.)

  • Рекомендации по использованию компьютеров в общеобразовательной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2011 г.);

  • Устав МБОУ «СОШ №17»

  • Программа развития МБОУ «СОШ №17» «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе принципов здоровьесбережения»




ФГОС предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности (учения, общения, познания, социальной практики ) и формулирует требования к развитию у обучающихся средств ее осознанной саморегуляции.

Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у обучающихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования обучающимися индивидуальных траекторий обучения.

Предусматривается  развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Данная программа направлена на совместное творчество школьников, родителей, администрации школы, учителей - предметников и классных руководителей, медицинского работника, социальных партнёров. Программа помогает каждому осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни.

Риски и система мероприятий по их минимизации

Проблемы

Пути их решения

Значительное ухудшение здоровья обучающихся в связи с интенсивностью учебного процесса (таблица 1).

Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий организации процесса обучения. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию обучающихся, недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителей в вопросах здоровьесбережения.

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья обучающихся.

Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Недостаточность развития здоровьесберегающего пространства и условий, обеспечивающих
физическое, психологическое развитие школьников.

Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника. Развитие спортивной базы школы.

Отсутствие достаточного количества спортивных учреждений в районе школы. Невысокая внеурочная занятость обучающихся в спортивно-оздоровительном направлении

Осуществление здоровьесберегающего воспитания в системе совместной деятельности школы и спортивно-оздровительного учреждения.



Цели, задачи и принципы программы

Цель: создание условий, способствующих развитию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на основе принципов сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

  1. Создать условия для непрерывного совершенствования системы воспитания здорового образа жизни и развивать у обучающихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью;

  2. Активизировать познавательную деятельность обучающихся и деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья через учебный процесс и организацию дополнительного образования;

  3. Способствовать организации совместной деятельности школы и спортивно-оздоровительных учреждений;

  4. Привлекать родителей к сотрудничеству со школой в деятельности по сохранению, совершенствованию культуры здоровья детей

 Основные принципы программы:

  1. Принцип сознательности и активности – чёткая постановка целей, задач, их осознание обучающимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

  2. Принцип индивидуальной доступности – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.

  3. Принцип систематичности и последовательности – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.

  4. Принцип культуросообразности ( включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);

  5. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребёнка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях;

Учет особенностей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

В образовательном учреждении с 1998 года осуществляется совместная деятельность МОУДОД ДЮСШ «Центр боевых искусств», ГОО «Федерации борьбы самбо и дзюдо» и школы, которая предполагает проведение спортивных занятий тренерами-преподавателями спортивных учреждений для обучающихся школы во второй половине дня. Наличие спортивных достижений, опыт участия тренера в соревнованиях различного уровня мотивирует обучающихся к занятиям в секциях, воспитывает ценностное отношение к своему здоровью, стимулирует развитие спортивных способностей.

  Модель организации работы образовательного учреждения по развитию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Первый этап – диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

· анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;

· анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;

· анализу расписания занятий;

· выполнению санитарно-гигиенических требований;

· рациональному питанию;

· профилактике вредных привычек;

· организации просветительской работы с учащимися и родителями;

· мониторингу  физического развития учащихся;

· анализу заболеваемости учащихся, выявлению динамики различных заболеваний, их возможных причин.



Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:

· внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;

· лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

· проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

· создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

· проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов, тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;

· приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;

· привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.



  Направления реализации программы

Структура системной работы по развитию здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:


Блоки

Условия

Планируемый результат

Здоровье

сберегающая инфраструктура

1. Соответствие состояния зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

2. Наличие столовой, помещения для хранения и приготовления пищи, необходимого технологического оборудования.

3. Организация качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков.

4. Наличие спортивного зала, спортивной площадки, необходимого игрового и спортивного оборудования и инвентаря.

5. Наличие медицинского кабинета.

6. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (специалисты: учителя физической культуры, социальный педагог, педагог-психолог, фельдшер).

7. Оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием, мебелью, учебным материалом.

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Рациональная организация учебного процесса

1. С целью профилактики утомления и стрессов как одной из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе особое внимание уделять соблюдению гигиенических норм и требований к объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения.

2.  Соблюдение гигиенических требований к условиям обучения школьников:

· поддержание постоянного воздушно-теплового режима в помещениях школы; до начала учебных занятий и после них осуществление сквозного проветривания;

· наличие во всех учебных кабинетах естественного освещения, создание условий для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений;

· применение в учебных помещениях системы искусственного освещения, соответствие уровня освещенности в кабинетах гигиеническим нормам и требованиям;

· исключение действия раздражающих посторонних звуков, создание спокойной звуковой обстановки.

3. Во избежание утомления и стрессов особое внимание уделять рациональной организации урока:

· организация различных видов деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание и работа с наглядными пособиями, проблемные беседы, решение задач, выполнение творческих заданий) на уроке, которые чередуются через 10 – 15 минут, а при необходимости и чаще;

· поддержка благоприятного психологического климата, уделение особого внимания эмоциональным разгрузкам;

· проведение на уроках тематических физкультминуток и физкультминуток, содержащих комплекс упражнений для разминки мелких мышц руки, массажа активных точек, гимнастики для глаз. 4.Всвоей педагогической деятельности  следовать принципам здоровьесберегающей педагогики:

· принципу оздоровительной направленности;

· принципу комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников; 

· принципу активного обучения; принципу формирования у обучающихся ответственности за их здоровье  и здоровья окружающих людей.

5. Использовать на уроках методы и приёмы 

здоровьесберегающих технологий, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся:

· метод свободного выбора;

· метод групповой и коллективной работы;

· методы, направленные на  самопознание и развитие самооценки 

обучающихся; 

практические методы (проведение практических, лабораторных работ; экскурсий; выполнение творческих работ; проектов на заданную тему);

· игровые методы обучения (использование на

 уроках познавательных, 

сюжетно- ролевых, дидактических, ситуационных игр);

· метод проблемного обучения.

6. Осуществлять индивидуализацию обучения:  учитывать индивидуальные особенности  развития каждого ученика.

7. Вводить любые инновации в учебный процесс только под контролем специалистов.

8. Использовать правила при работе за компьютером.

Медицинское обеспечение программы

включает:

· распределение обучающихся по группам здоровья;

· профилактические прививки обучающихся и учителей;

· заполнение паспортов здоровья классов;

· заполнение паспортов физического развития обучающихся;

· диспансеризацию педагогического коллектива школы;

· выполнение санитарно-гигиенических требований;

· контроль за выполнением рекомендаций листа здоровья;

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает:

· тесное сотрудничество учителей школы со школьным психологом, медицинскими работниками школы, социальным педагогом,

· сотрудничество учителей-предметников с классными руководителями;

· предупреждение конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик-ученик»,

· решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у обучающихся в процессе занятий физической культурой (помощь в преодолении психологического барьера, ориентация на успех в физическом развитии);

· психологические консультации для родителей;


Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятий в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения. Обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

У обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью,

здоровью близких и окружающих людей.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

Организация физкультурно-оздоровительной работы предполагает:

· введение третьего дополнительного урока по физической культуре; 

· организация динамических пауз в виде игр;

· организация секций;

· участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях (Дни спорта, Весёлые старты, Папа, мама, я – спортивная семья и т.д.);

· проведение школьной олимпиады по физической культуре;

· проведение классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни, углубления знаний обучающихся о факторах здоровья и нездоровья;

· участие в городских мероприятиях, посвященных охране здоровья;




Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера на ступени основного общего образования. Обучающиеся имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и отдыха

Реализация дополнительных образовательных программ

Для введения дополнительных образовательных программ необходимо:

· осуществление мониторинга физического развития обучающихся с последующим анализом;

· проведение совместно с фельдшером школы анализа заболеваемости обучающихся, выявление динамики различных заболеваний и их возможных причин;

· проведение с обучающимися бесед о сохранении, укреплении здоровья, создание информационных вестников и листков здоровья: профилактические беседы о мерах по предупреждению инфекционных (гриппа, гепатита, туберкулеза и др.) и паразитных (аскаридоза, гельминтоза, педикулеза) заболеваний;

· проведение дней здоровья;

· организация работы кружков;

· проведение мониторинга здоровья обучающихся с целью создания условий для развития у школьников умений  оценивать здоровье человека, определять степень влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.

· проведение тематических классных часов с валеологическим содержанием; 

· участие в городских мероприятиях, посвященных охране здоровья;

Эффективное внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс

Просветительская работа

с родителями (законными

представителями)

1.Консультативная работа, цель которой – разработка рекомендации для учителей, родителей по укреплению здоровья школьников.

· Тренинги для родителей:

ØПроблемы здоровья детей.

Ø Роль семьи в воспитании здорового ребёнка.

· Родительские собрания:

Ø «Распорядок дня ребёнка».

Ø «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».

Ø «Профилактика простудных заболеваний».

Ø «Профилактика стрессов».

Ø «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».

Ø «Компьютер и здоровье».

· Выпуск бюллетеней для родителей:

Ø «Распорядок дня ребёнка».

Ø «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».

Ø «Профилактика простудных заболеваний».

Ø «Профилактика стрессов».

Ø «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».

Ø «Компьютер и здоровье».

· Информирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов.

· Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни.

2. Совместная внеклассная работа педагогов, родителей и обучающихся:

· праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;

· туристические походы, экскурсии;

· привлечение родителей-специалистов для участия в работе с детьми, проведения круглых столов для педагогов.

Создание в образовательном учреждении программы развития культуры здорового и безопасного образа жизни и её эффективное функционирование предполагает полноценное осознание всеми участниками образовательного процесса важности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.


Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек



Комплексный план мероприятий по реализации направлений программы



Направление деятельности


Содержание деятельности, мероприятия


Сроки


Ответствнные

Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ – должна быть направлена на создание условий для эффективной организации образовательного процесса

  • Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании.

  • Витаминизация блюд.

  • Организация дотационного питания учащихся из социально незащищенных семей.

  • Организация медицинского обслуживания школьников

  • Участие школьников в целевых воспитательных программах по воспитанию культуры ЗОЖ


сентябрь

в течение года









классные руководители

зав.столовой

директор

фельдшер


зам. директора по ВР

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся – должна быть направлена на повышение эффективности учебного процесса

  • Проведение тематических педсоветов по вопросам организации учебной и внеучебной деятельности в условиях реализации ФГОС. 

  • Диагностика времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.

  • Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся.

  • Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся.

  • Создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их представления и т.п.

в течение года

зам. директора по УВР




педагоги

психолог




педагоги 


педагоги

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы – должна быть направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование культуры здоровья

  • «Весёлые старты».

  • Спартакиады.

  • Оздоровительные минутки на уроках.

  • Ритмические паузы на переменах.

  • «Дни здоровья».

  • «Президентские состязания»

  • «Мы с папой лучшие друзья»

  • «Олимпийцы среди нас»

  • Конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни»

  • Тренинг безопасного поведения «Почему вредной привычке ты скажешь «нет»?»

  • Тренинги, направленные на профилактику вредных привычек.


в течение года


учителя физкультуры












психолог




социальный педагог 

Реализация дополнительных образовательных программ – должна быть направлена на формирование ценности здоровья и ЗОЖ у детей

  • Работа спортивных секций 

  • Работа кружков

  • «Уроки здоровья» 



в течение года

зам.директора по ВР,

педагоги


Просветительская работа с родителями– должна быть направлена на объединение усилий для формирования ЗОЖ у обучающихся

Лекции, семинары, консультации для родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья (« Режим дня», «Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации » , «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте» и т.п.).

Знакомство родителей необходимой научно-методической литературой.

Совместные праздники для детей и родителей


в течение года


зам.директора по ВР

классные руководители



психолог




социальный педагог 



классные руководители



Организация медицинского обслуживания в школе

1.Организационные мероприятия:
-Проверка санитарного состояния школы к началу учебного года
-Комплектование аптечек
- Анализ состояния здоровья детей
-Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культур
-Оформление медицинских карт учащихся
-Контроль санитарно- гигиенического состояния пищеблока, бракераж готовой продукции.


2. Лечебно-профилактические мероприятия:
-Организация и проведение медицинского осмотра учащихся узкими специалистами
-Организация профилактических мероприятий по предупреждению травматизма учащихся
-Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся

3.
 Санитарно–просветительская деятельность
- Организация и проведение лекций и бесед для школьников о сохранении и укреплении здоровья
-Оформление уголков здоровья, информационных стендов по профилактике социально-значимых заболеваний».




В течении года












В течение года











В течение года





фельдшер













фельдшер











зам. директора по ВР


фельдшер








IV. Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы развития культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур. 
Мониторинг проводится педагогом-психологом и классным руководителем ежегодно в апреле- мае . Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по развитию культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников.


Критерии оценки реализации проекта программы развития культуры здорового и безопасного образа жизни.




№ п\п


Критерий


Показатели


Диагностика (формы работы)


1.


Распространенность основных факторов риска нарушения здоровья


Положительная динамика результативности Анкетирования по данному вопросу.


Наблюдение



Анкетирование 


2.


Информированность в отношении факторов риска


Положительная динамика результативности Анкетирования по данному вопросу.


Наблюдение 



Анкетирование

3.

Сформированность у школьников установок на здоровый образ жизни. 

Положительная динамика результативности Анкетирования по данному вопросу.


Наблюдение 



Анкетирование








Сроки реализации проекта программы как ООП

Программа предполагает семилетний период осуществления (2015-2022г.) Именно этот период является наиболее обозримым практически и наиболее удобным для схемы образовательной деятельности, включая в себя начало работы, ее развитие и подведение итогов.

Это оптимальный вариант для экспериментальной деятельности по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы, создание условий комфортности для успешной адаптации при переходе учащихся на новую ступень обучения. Это возможность анализа результативности деятельности школы.

Планируемые  результаты реализации проекта программы.

Личностные УУД:

-оценивать важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;

-понимать важность здорового образа жизни, красоты природы и творчества;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

- использовать информацию в проектной деятельности по формированию ЗОЖ под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

-учиться критично относиться к собственному мнению;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.







Модель формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося  (выпускника школы)

I. Основы культуры здоровья

(здоровьесберегающие компетентности)

устойчивая потребность в ЗОЖ

умение применять средства оздоровления

поддержка собственного физического уровня


II. Коммуникативные компетентности

умение выстраивать позитивное межличностное общение – умение решать конфликты ненасильственным путем

адекватное поведение в стрессовых ситуациях


III. Интеллектуальные компетентности

оптимальное использование медиатехнологий без ущерба для здоровья

владение приемами научной организации учебной (интеллектуальной) деятельности

знания о навыках профилактики и сохранения здоровья

знание о приоритете здоровья в системе жизненных ценностей





Единичный проект «Культура здорового и безопасного образа жизни обучающегося» позволяет создать инновационный потенциал, обеспечить принципиальное изменение ситуации, оперативно решать возникающие проблемы и расширить имеющиеся возможности комплексной системной работы по охране и укреплению здоровья.













Литература

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28,30)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М,Просвещение,2011гhttp://standart.edu.ru/

  • Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. (составитель Е.С.Савинов) М,Просвещение,2011г

  • Т.И.Шамова. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Москва, «Перспектива», 2008.

  • Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, «АРКТИ», 2006.

  • О.А.Шклярова, Г.С.Козупица, О.В.Федорахина. Оздоровительные технологии в педагогическом процессе. Тольятти, издательство Фонда «Развитие через образование», 2001.

  • Ю.В.Науменко. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Москва, «Глобус», 2009.

  • Организация внеурочной деятельности: Методические рекомендации, тематическое планирование, сценарии занятий. Чебоксары, 2010.


















































24


Программа развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»
  • Директору-завучу
Описание:

ЕДИНИЧНЫЙ ПРОЕКТ

 

Содержательный раздел (программа развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»)

 Пояснительная записка.

Программа развития культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программа развития ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени основного общего образования сформулирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся школьного возраста к своему здоровью, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. 

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в школьном возрасте были учтены психологические и психофизиологические характеристики возраста.

Развитие ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно - оздоровительной работы, рационального питания. 

Одним из компонентов развития ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы развития ценности здоровья и здорового образа жизни. Разработка программы развития культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.


Автор Румянцева Ирина Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 702
Номер материала 42686
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓