Главная / Другое / Программа раннего читательского развития младших школьников

Программа раннего читательского развития младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


Муниципальное бюджетное учреждение централизованная библиотечная система г. Югорска

Центральная городская детская библиотека

Abstract 3-903327










Программа раннего читательского развития младших школьников


Семья и книга









Авторский коллектив:

Киселёва С.В., учитель начальных классов, первой категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Романенко Н.В., зав СМР

Муниципальное бюджетное учреждение централизованная библиотечная система г. Югорска

Центральная городская детская библиотека









Югорск, 2013 г.


Актуальность. Постановка проблемы проекта программы:

Семья - основа формирования личности ребенка. Родители стремятся к тому, чтобы дети были развиты: умственно, физически, нравственно. В процессе семейного воспитания ребенок приобретает различные навыки и умения, в том числе и основы читательской культуры. Именно семья выступает первым и главным посредником между книгой и ребенком. В семье формируется интерес к книге, воспитывается читательский вкус. Совместное прочтение книг и их обсуждение сближает членов семьи, объединяет их духовно. Книга всегда считалась одним из связующих звеньев между поколениями в передаче жизненного опыта. Abstract 3-903327

Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  • родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей;

  • большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость;

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки, учителей и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они играют роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Проект программы раннего читательского развития младших школьников предлагает пути решения организации информационного пространства, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание условий для творческого общения детей и родителей, для поддержки читательской культуры с целью сохранения духовного наследия.










Цель проекта программы: воспитание грамотного компетентного читателя с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.


Задачи:

  1. Поддерживать интерес к семейному чтению.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие ребёнка.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний.

  4. Обеспечивать осмысление прочитанной литературы.Abstract 3-903327

  5. Развивать эстетический вкус.

  6. Развивать функциональную грамотность, способность ребёнка использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации.

  7. Создать условия для сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”




Категории пользователей:

Данный проект программы адресован учащимся 1-4 классов, родителям, педагогам, библиотекарям. лоиорлоджлджэджб



Ожидаемые результаты реализации проекта

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Повышение уровня влияния библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.

Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.





























Календарный план реализации проекта на 2013-2014 гг.



Название игры

Категория

Дата проведения

Время проведения

Место проведения

Ответствен

ный

Социальные партнёры

Тридевятое царствоAbstract 3-903327

Учащиеся 2 «В» класса

30.09.2013

17.00

МБОУ СОШ №3

Киселёва С.В.


Лабиринт знаний

Родители, обучающиеся 2 «В» класса

20.10.2013

16.00

Конференц-зал БИЦ

Романенко Н.В.

Киселёва С.В. кл. рук

Экологический дозор

Родители, обучающиеся 2 «В» класса

27.11.2013

16.30

Конференц-зал БИЦ

Романенко Н.В.

Киселёва С.В. кл. рук

Просторы нашей родины

Родители, обучающиеся 2 «В» класса

30.01.2014

16.30

Конференц-зал БИЦ

Романенко Н.В.

Киселёва С.В. кл. рук

Перекрёсток 33

Родители, обучающиеся 2 «В» класса

27.02.2014

16:30

Конференц-зал БИЦ

Романенко Н.В.

Киселёва С.В. кл. рук

Литературное попурри

Родители, обучающиеся 2 «В» класса

27.03.2014

16:30

Конференц-зал БИЦ

Романенко Н.В.

Киселёва С.В. кл. рук

Остров СМИ

Родители, обучающиеся 2 «В» класса

24.04.2014

16:30

Конференц-зал БИЦ

Романенко Н.В.

Киселёва С.В. кл. рук



Апробирование замысла проекта программы



Первой была проведена игра «Тридевятое царство». Детям было предложено прочитать вместе с родителями волшебные сказки по списку из 17 наименований и в результате проведённого исследования выяснить:Abstract 3-903327

  • о каком волшебстве говорится в той или иной сказке;

  • какие волшебные предметы помогают или мешают персонажам;

  • какие животные служат добрым и злым силам;

  • какими способностями, талантами обладают персонажи.

Интересным было и домашнее задание: написать свою волшебную сказку, в которой обязательно нужно упомянуть три предмета: волшебные сапоги, волшебное зеркало, волшебная ложка.


F:\Тридевятое царство\Изображение 1518.jpgF:\Тридевятое царство\Изображение 1514.jpgAbstract 3-903327


Рисунками дети проиллюстрировали как народные сказки, так и свои собственные произведения. Лучшие работы были помещены на сайте центральной городской библиотеки.


Электронное приложение авторской сказки Орловой Анастасии, обучающейся 2 «В» класса МБОУ «СОШ №3» «Бесстрашная принцесса», видеоролик Игра Тридевятое царство.


20 октября состоялась игра «Лабиринт знаний».

На протяжении октября месяца родители и учащиеся 2 «в» класса СОШ № 3 выполняли ряд различных заданий, посещали обучающие уроки библиотечно-библиографических знаний. Занимались поиском информации в справочной литературе, сочиняли сказки, рисовали иллюстрации о прочитанном.


F:\Проект с библиотекой\Изображение 1710.jpgF:\Проект с библиотекой\Изображение 1696.jpg

Брэй – ринг «Лабиринт знаний» - это итоговая игра по теме справочная литература.

F:\Брейн-ринг 2013\IMG_4809.JPGF:\лабиринт знаний\Изображение 1847.jpg



F:\Брейн-ринг 2013\IMG_4831.JPGAbstract 3-903327

Электронное приложение видеоролик Брей – ринг Лабиринт знаний.

27 ноября состоялась игра «Экологический дозор»

В ноябре учащиеся 2 «в» класса СОШ № 3 совместно с родителями, выполняли рад различных заданий. Прочитывали художественную литературу писателей-природоведов, сочиняли сказки. Было написано 8 сказок и 5 рассказов о любимом животном.

http://biblio.ugorsk.ru/DSC0698(2).JPGhttp://biblio.ugorsk.ru/DSC0689(4).JPG

http://biblio.ugorsk.ru/DSC0610(5).JPGAbstract 3-903327

Электронное приложение видеоролик Экологический дозор.


Игра «Просторы нашей Родины»

30 января снова встретились две команды. Месяц дети и родители готовились к игре. Читали сказки, повторяли русские народные песни, загадки, пословицы и поговорки. Вместе отвечали на вопросы викторины. И вот долгожданная игра состоялась.

Ко манда родителей «Эрудиты»

C:\Users\Светлана\Desktop\просторы нашей родины\Изображение 054.jpgC:\Users\Светлана\Desktop\просторы нашей родины\Изображение 050.jpgAbstract 3-903327





Команда детей «Знатоки»

C:\Users\Светлана\Desktop\просторы нашей родины\Изображение 063.jpgC:\Users\Светлана\Desktop\просторы нашей родины\Изображение 072.jpgAbstract 3-903327


C:\Users\Светлана\Desktop\просторы нашей родины\Изображение 101.jpg

Электронное приложение видеоролик Просторы нашей Родины














Список использованной литературы

  1. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов [и второго поколения). – ISBN 978-5-09-021779-8.Abstract 3-903327

  2. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] : / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. –М. : Просвещение, 2012. – 32 с. – (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-026202-6.

  3. Шевченко, М.Н. Книга взамен компьютерной игры и интернета [Текст] : статья / М.Н. Шевченко // Начальное образование. – 2012. - № 4. – С. 37-42.

  4. Овсянникова, Л.П. Семейное чтение – основа проектной деятельности школьной библиотеки [Электронный ресурс] : http://festival.1september.ru/

аrticles/515354/
















































Приложения к проекту

CD-диск

  1. Программа раннего читательского развития младших школьников «Семья и книга».

  2. Авторские сказки обучающихся 2 «В» класса МБОУ «СОШ№3» г. Югорска

  3. Авторские рассказы о животных обучающихся 2 «В» класса МБОУ «СОШ№3» г. Югорска

  4. Фотографии.Abstract 3-903327

  5. DVD- диск

  • Авторская сказка Орловой Анастасии «Бесстрашная принцесса»

  • Видеоролик Тридевятое царство.

  • Видеоролик Брей – ринг Лабиринт знаний.

  • Видеоролик Экологический дозор.

  • Видеоролик Просторы нашей Родины







































Мы дружны с печатным словом


В каждом доме, в каждой хате -

В городах и на селе —

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.Abstract 3-903327


Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!


Даже маленький ребёнок,

Не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок

Просит книжку показать.


В день рождения подарок

Хочешь другу подарить —

Принеси ему Гайдара,

Будет век благодарить!


Книги дружат с детворою,

Книгу ценит пионер,

И любимые герои

Для него всегда пример!


Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

http://i.allday.ru/40/03/5d/1294715535_62151445_61.png






86977381_4826654_0_7225c_4d6aae91_XL_2_Abstract 3-903327

Программа


раннего читательского развития


младших школьников



«Семья и книга»






Югорск, 2013 г.

Программа раннего читательского развития младших школьников
  • Другое
Описание:

Семья - основа формирования личности ребенка. Родители стремятся к тому, чтобы дети были развиты: умственно, физически, нравственно. В процессе семейного воспитания ребенок приобретает различные навыки и умения, в том числе и основы читательской культуры. Именно семья выступает первым и главным посредником между книгой и ребенком. В семье формируется интерес к книге, воспитывается читательский вкус.Совместное прочтение книг и их обсуждение сближает членов семьи, объединяет их духовно. Книга всегда считалась одним из связующих звеньев между поколениями в передаче жизненного опыта.

Автор Киселева Светлана Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 32176
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓