Главная / История / Программа работы школьного музея

Программа работы школьного музея

МБОУ Ленинская СОШ



Утверждена на заседании

педсовета

протокол №1 от__________

Программа деятельности

школьного краеведческого музея

«Казачья старина»

Возраст обучаемых –11-17 лет

Срок реализации – 3года

Автор программы:

Титова Елена Владимировна

директор школьного музея,

учитель истории

МБОУ Ленинской СОШ

х.Ленина

Белокалитвинского района

Ростовской области

2013год

Программа «Казачья старина»

Пояснительная записка

Наш донской край - это не просто русский край - это казачий край. Подавляющее большинство ученых и преподавателей всего населения области убеждены в том, что казачество - это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, особым отношением к воинской службе, с неповторимой культурой и обычаями. В казачьем крае образовательные учреждения обязаны давать молодежи необходимый уровень знаний по истории донского казачества и края. Сохранение духовно-нравственных и культурных традиций является непременным условием сохранения нации, Отечества, обеспечивающим связь поколений. Освоение знаний по истории и культуре, как региональной части русской истории и русской культуры, является жизненно необходимым условием воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Одной из организационных форм учебно-воспитательного процесса является школьный краеведческий музей казачьего быта хутора Свинарев в МБОУ Ленинской СОШ. В музейной практике используются различные виды работы: экскурсионная и поисково-исследовательская, музейные уроки, мероприятия и праздники, встречи с интересными людьми и т.д. Этой работой в музее занимаются и учащиеся и учителя, которые входят в состав Совета музея. Под его руководством создано и работает детское объединение «Казачья старина».

«Казачья старина» - это коллектив учащихся, интересующихся краеведением, увлеченных поиском новых фактов истории родного края. Эта работа дает детям чувство гордости за мудрость и талантливость своих предков, оставивших нам в наследство столь значительные памятники истории и культуры; делает их сопричастными к чувству ответственности за будущее своей малой родины.

Актуальность проблем, рассматриваемых в предложенной программе, усиливается наличием компоненты "Культура Донского края", являющейся предметом острых дискуссий. Не подлежит сомнению необходимость возрождения традиций казачества. Разногласия начинаются при конкретизации того, что подлежит возрождению, какие элементы, особенности материальной и духовной культуры донских казаков следует внедрять в современную жизнь.

Предлагаемая программа соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании».

Данная программа рассчитана на 3 года.

Цели и задачи

Цели: патриотическое и гражданское воспитание; воспитание человека, знающего свою историю, традиции, обычаи; расширение экспозиции школьного музея казачьего быта.

Задачи:

- углубленное изучение материала краеведческого характера, вовлечение детей в поисково-исследовательскую и экскурсионную деятельность;

- овладение учащимися знаниями по истории Дона, района, города, хутора в контексте истории Отечества;

- знакомство детей с основами ведения музейной и экскурсионной работы;

- формирование духовного самосознания личности, осознающей свою связь с историей малой родины и национальной культурой;

- формирование культурно-нравственной основы на традициях родного края;

- развитие коммуникативных и организаторских способностей, представление творческой самореализации.

План работы по программе «Наша память»

п/п

мероприятие

дата

ответственный

I.

Поисковая работа

1.1

Сбор краеведческого материала о жизни и деятельности односельчан

постоянно

Отдел «Поиск»

1.2

Пополнение и систематизация сведений по истории хуторов Ленина и Рудакова

постоянно

Фондовая и поисковая группы

1.3

Пополнение сведений о выпускниках нашей школы

постоянно

Отдел «Поиск»

1.4

Сбор и оформление материала о казачьих обрядах, традициях

постоянно

Отдел «Поиск»

1.5

Сбор материала и оформление раздела «Казачьи песни малой родины»

2013-2016

Отдел «Поиск»

1.6

Оформление информационных стендов об исторических событиях на территории района и области.

2013-2016

Фондовая и поисковая группы

1.7

Экспедиции и экскурсии по окрестностям хутора

Весна, осень

Учащиеся

II

Связь школьного музея с государственными учреждениями, общественными организациями и частными лицами.

2.1

Консультации по содержанию и оформлению экспозиции с работниками городского музея.

по мере необходимости

Фондовая группа, отдел пропаганды и консультаций

2.2

Организация совместных мероприятий с сельским ДК, библиотекой, казачьим юртом, военкоматом, Администрацией Рудаковского с/п и др.

в течение года

Отдел пропаганды и консультаций

2.3

Встречи с членами Совета ветеранов ВОв и Афганистана, представителями военкомата и казачьего юрта

по мере необходимости

Отдел пропаганды и консультаций

2.4

Встречи с историками-краеведами района и области

постоянно

Отдел пропаганды и консультаций

2.5

Публикации в органах местной печати.

постоянно

Отдел пропаганды и консультаций

III

Выполнение экспедиционных заданий

3.1

Учащимся 1-11классов собрать и оформить презентации об интересных судьбах хуторян, о растительном и животном мире края, обозначить экологические проблемы и предложить варианты их решения

постоянно

Отдел «Поиск»

3.2

Собрать материал и подготовить выступление о важнейших событиях в истории Ростовской области, Белокалитвинского р-на, х.Ленина и Рудакова.

Сентябрь2013-январь 2016

Отдел пропаганды и консультаций

3.3

Описание артефактов

По мере поступления, постоянно

Фондовая группа

3.4

Оформление презентаций о важнейших событиях донской истории, сообщений о выдающихся личностях Дона

в течение года

Фондовая группа

3.5

Проведение устных журналов по обозначенным темам поисковой работы

1раз в четверть

Отдел пропаганды и консультаций

3.6

Встречи с интересными людьми

В течение года

Учащиеся, учителя

IV

Встречи с поисковиками

4.1

Переписка по интернету с поисковыми группами России

постоянно

Отдел «Поиск»

4.2

Встречи и переписка с земляками–краеведами

постоянно

Отдел «Поиск»

V

Работа с фондами

5.1

Оформление новых поступлений.

По мере поступления

Фондовая группа

5.2

Описание и систематизация экспонатов основного и вспомогательного фонда

периодически

Фондовая группа

VI

Внешняя деятельность музея

6.1

Организация совместных мероприятий с работниками ДК, библиотек, детского сада, краеведческого музея, казачьего юрта, ДДТ

В течение года

Совет музея, отдел пропаганды и консультаций

6.2

Публикации краеведческого материала в районной газете «Перекресток», «Майдан», тематической газете местной администрации «Родник»

В течение года

Отдел пропаганды и консультаций

6.3

Участие в районных, областных и общероссийских конкурсах: «Атаман года», «Юная казачка»,

«Знатоки родного края», «Конкурс школьных музеев», «Юный патриот» и др.

В течение года

учащиеся

6.4

Участие в благотворительных акциях

В течение года

учащиеся

6.5

Подготовка к игре «Орленок»

май

Руководитель музея

6.6

Организация выставок за пределами музея

В течение года

Совет музея, отдел пропаганды и консультаций

VII

Экскурсионная и просветительская работа

7.1

Организация обзорных экскурсий по школьному музею для учащихся, родителей и гостей школы

1 раз в месяц

Экскурсионная группа

7.2

Проведение тематических экскурсий:

«Выпускники нашей школы»

«Как во нашем во дому…» (предметы быта и утвари»

«О чем расскажут письма и документы»

«Вдоль по улице пройдусь – новое узнаю»

«Кто живет и жил со мною рядом»

«А как это было»

«Кто они – выпускники нашей школы»

«Чем жили, о чем думали, чем занимались наши предки»

«Из истории казачьего костюма»


1 раз в месяц

Экскурсионная группа

7.3

Организация очных и заочных экскурсий по историческим и памятным местам, музеям страны, области, района

В каникулярное время

Совет музея, администрация школы

7.4

Подготовка и организация выступлений лекторских групп в школе и других учреждениях.

1 раз в месяц

Отдел пропаганды и консультаций

VIII

Использование экспозиции и материалов музея на уроках

8.1

Проведение музейных уроков для уч-ся

1-11классов

постоянно

Руководитель музея

8.2

Изучение документов (архивных документов, книг, писем, характеристик, фотографий, карт и т.д., событий на территории района и области) на уроках истории и обществознания

В соответствии с тематическим планированием

Учителя истории, обществознания, географии

8.3

Изучение видов вооружений с помощью артефактов (фрагментов оружия, снарядов, гильз и т.д.), жизни и деятельности военачальников и полководцев

В соответствии с тематическим планированием

Учитель обж

8.4

Музыкальное творчество

В соответствии с тематическим планированием

Учитель музыки

8.5

Марки, открытки, плакаты и картины, промыслы и прикладное искусство

В соответствии с тематическим планированием

Учителя изо, МХК

8.6

Литературное и устное народное творчество

В соответствии с тематическим планированием

Учителя литературы и русского языка

8.7

Проведение интегрированных уроков и мероприятий

В течение года

Все учителя









Программа работы школьного музея
  • История
Описание:

МБОУ Ленинская СОШ

 

Утверждена на заседании

педсовета

протокол №1 от__________

Программа деятельности

 школьного краеведческого музея

«Казачья старина»

Возраст обучаемых –11-17 лет

                                                                                      Срок реализации – 3года 

                                                                           Автор программы:

                                                                                            Титова Елена Владимировна

                                                                                          директор школьного музея,

                                                                        учитель истории

                                                                                МБОУ Ленинской СОШ

                                                           х.Ленина 

                                                                                        Белокалитвинского района

                                                                              Ростовской области   

2013год

Программа «Казачья старина»

Пояснительная записка

Нашдонскойкрай - этонепросторусскийкрай - этоказачийкрай. Подавляющеебольшинствоученыхипреподавателейвсегонаселения областиубежденывтом, чтоказачество - эточастьрусскогонарода, имеющаясвоиуникальныечертыиособенности, связанныесисторическим прошлым, особымотношениемквоинскойслужбе, снеповторимойкультурой иобычаями. Вказачьемкраеобразовательныеучрежденияобязаныдавать молодежинеобходимыйуровеньзнанийпоисториидонскогоказачестваи края. Сохранениедуховно-нравственныхикультурныхтрадицийявляется непременнымусловиемсохранениянации, Отечества, обеспечивающимсвязь поколений. Освоениезнанийпоисторииикультуре, какрегиональнойчасти русскойисторииирусскойкультуры, являетсяжизненнонеобходимым условиемвоспитанияпатриотизмауподрастающегопоколения.

Однойизорганизационныхформучебно-воспитательногопроцесса  является школьныйкраеведческиймузейказачьегобытахутораСвинареввМБОУ ЛенинскойСОШ. В  музейной практике используются различные  виды работы: экскурсионная ипоисково-исследовательская, музейные уроки, мероприятия и праздники, встречи с интересными людьми и т.д. Этой работой в  музее занимаются  и учащиеся и учителя, которые входят в состав Совета музея. Под его руководством создано и работает детскоеобъединение«Казачьястарина».

«Казачьястарина» - это коллектив учащихся, интересующихсякраеведением, увлеченныхпоискомновых фактов истории родного края. Эта работадаетдетямчувство гордостизамудростьиталантливостьсвоихпредков, оставившихнамв наследствостользначительныепамятникиисторииикультуры; делаетих сопричастнымикчувствуответственностизабудущеесвоеймалойродины.

Актуальностьпроблем, рассматриваемыхвпредложеннойпрограмме, усиливаетсяналичиемкомпоненты "КультураДонскогокрая", являющейся предметомострыхдискуссий. Неподлежитсомнениюнеобходимость возрождениятрадицийказачества. Разногласияначинаютсяпри конкретизациитого, чтоподлежитвозрождению, какиеэлементы, особенности материальнойидуховнойкультурыдонскихказаковследуетвнедрятьв современнуюжизнь.

Предлагаемаяпрограммасоответствуеттребованиям ЗаконаРФ«Обобразовании».

Даннаяпрограммарассчитанана 3 года.

Целиизадачи

Цели: патриотическоеигражданскоевоспитание; воспитаниечеловека, знающегосвоюисторию, традиции, обычаи; расширениеэкспозиции школьногомузеяказачьегобыта.

Задачи:

- углубленноеизучениематериалакраеведческогохарактера, вовлечение детейвпоисково-исследовательскуюиэкскурсионнуюдеятельность;

- овладениеучащимисязнаниямипоисторииДона, района, города, хуторав контекстеисторииОтечества;

- знакомстводетейсосновамиведениямузейнойиэкскурсионнойработы;

- формированиедуховногосамосознанияличности, осознающейсвоюсвязьс историеймалойродиныинациональнойкультурой;

- формированиекультурно-нравственнойосновынатрадицияхродногокрая;

- развитиекоммуникативныхиорганизаторскихспособностей, представление творческойсамореализации.

План работы по программе «Наша память»

п/п

мероприятие

дата

ответственный

I.

Поисковая работа

1.1

Сбор краеведческого материала о жизни и деятельности односельчан

постоянно

Отдел «Поиск»

1.2

Пополнение  и систематизация сведений по истории хуторов Ленина и Рудакова

постоянно

Фондовая и поисковая группы

1.3

Пополнение сведений о выпускниках нашей школы

постоянно

Отдел «Поиск»

1.4

Сбор и оформление материала о казачьих обрядах, традициях

постоянно

Отдел «Поиск»

1.5

Сбор материала и оформление раздела «Казачьи песни малой родины»

2013-2016

Отдел «Поиск»

1.6

Оформление информационных стендов об исторических событиях на территории района и области.

2013-2016

Фондовая и поисковая группы

1.7

Экспедиции и экскурсии по окрестностям хутора

Весна, осень

Учащиеся

II

Связь школьного музея с государственными учреждениями, общественными организациями и частными лицами.

2.1

Консультации по содержанию и оформлению экспозиции с работниками городского музея.

по мере необходимости

Фондовая группа, отдел пропаганды и консультаций

2.2

Организация совместных мероприятий с сельским ДК, библиотекой, казачьим юртом, военкоматом, Администрацией Рудаковского с/п и др.

в течение года

Отдел пропаганды и консультаций

2.3

Встречи с членами Совета ветеранов ВОв и Афганистана, представителями военкомата и казачьего юрта

по мере необходимости

Отдел пропаганды и консультаций

2.4

Встречи с историками-краеведами района и области

постоянно

Отдел пропаганды и консультаций

2.5

Публикации в органах местной печати.

постоянно

Отдел пропаганды и консультаций

III

Выполнение экспедиционных заданий

3.1

Учащимся 1-11классов собрать и оформить презентации об интересных судьбах хуторян, о растительном и животном мире края, обозначить экологические проблемы и предложить варианты их решения

постоянно

Отдел «Поиск»

3.2

Собрать материал и подготовить выступление о  важнейших событиях в истории  Ростовской области, Белокалитвинского р-на, х.Ленина и Рудакова.

Сентябрь2013-январь 2016

Отдел пропаганды и консультаций

3.3

Описание артефактов

По мере поступления, постоянно

Фондовая группа

3.4

Оформление презентаций о важнейших событиях донской истории, сообщений о выдающихся личностях Дона

в течение года

Фондовая группа

3.5

Проведение устных журналов по обозначенным темам поисковой работы

1раз в четверть

Отдел пропаганды и консультаций

3.6

Встречи с интересными людьми

В течение года

Учащиеся, учителя

IV

Встречи с поисковиками

4.1

Переписка по интернету с поисковыми группами России

постоянно

Отдел «Поиск»

4.2

Встречи и переписка с земляками–краеведами

постоянно

Отдел «Поиск»

V

Работа с фондами

5.1

Оформление новых поступлений.

По мере поступления

Фондовая группа

5.2

Описание и систематизация экспонатов основного и вспомогательного фонда

периодически

Фондовая группа

VI

Внешняя деятельность музея

6.1

Организация совместных мероприятий с работниками ДК, библиотек, детского сада, краеведческого музея, казачьего юрта, ДДТ

В течение года

Совет музея, отдел пропаганды и консультаций

6.2

Публикации краеведческого материала в районной газете «Перекресток», «Майдан», тематической газете местной администрации «Родник»

В течение года

Отдел пропаганды и консультаций

6.3

Участие в районных, областных и общероссийских конкурсах: «Атаман года», «Юная казачка»,

«Знатоки родного края», «Конкурс школьных музеев», «Юный патриот» и др.

В течение года

учащиеся

6.4

Участие в благотворительных акциях

В течение года

учащиеся

6.5

Подготовка к игре «Орленок»

май

Руководитель музея

6.6

Организация выставок за пределами музея

В течение года

Совет музея, отдел пропаганды и консультаций

VII

Экскурсионная и просветительская работа

7.1

Организация обзорных экскурсий по школьному музею для учащихся, родителей и гостей школы

1 раз в месяц

Экскурсионная группа

7.2

Проведение тематических экскурсий:

«Выпускники нашей школы»

«Как во нашем во дому…» (предметы быта и утвари»

«О чем расскажут письма и документы»

«Вдоль по улице пройдусь – новое узнаю»

«Кто живет и жил со мною рядом»

«А как это было»

«Кто они – выпускники нашей школы»

«Чем жили, о чем думали, чем занимались наши предки»

«Из истории казачьего костюма»

 

1 раз в месяц

Экскурсионная группа

7.3

Организация очных и заочных экскурсий по историческим и памятным местам, музеям страны, области, района

В каникулярное время

Совет музея, администрация школы

7.4

Подготовка и организация выступлений лекторских групп в школе и других учреждениях.

1 раз в месяц

Отдел пропаганды и консультаций

VIII

Использование экспозиции и материалов музея на уроках

8.1

Проведение музейных уроков для уч-ся

1-11классов

постоянно

Руководитель музея

8.2

Изучение документов (архивных документов, книг, писем, характеристик, фотографий, карт и т.д., событий на территории района и области) на уроках истории и обществознания

В соответствии с тематическим  планированием

Учителя истории, обществознания, географии

8.3

Изучение видов вооружений с помощью артефактов (фрагментов оружия, снарядов, гильз и т.д.), жизни и деятельности военачальников и полководцев

В соответствии с тематическим  планированием

Учитель обж

8.4

Музыкальное творчество

В соответствии с тематическим  планированием

Учитель музыки

8.5

Марки, открытки, плакаты и картины, промыслы и прикладное искусство

В соответствии с тематическим  планированием

Учителя изо, МХК

8.6

Литературное и устное народное творчество

В соответствии с тематическим  планированием

Учителя литературы и русского языка

8.7

Проведение интегрированных уроков и мероприятий

В течение года

Все учителя

 

 

 

 

 

 

         

 

 

Автор Титова Елена Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 505
Номер материала 33062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓