Главная / Начальные классы / Программа работы семейного клуба «Капельки»

Программа работы семейного клуба «Капельки»


Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа р.п. Советское

Советского района Саратовской области






Программа работы семейного клуба

«Капельки»

Срок реализации:1год





Составила :учитель начальных классов

МБОУ-СОШ р.п. Советское

Советского района Саратовской области

Акимовой Веры Юрьевны








2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

«…Годы обучения в начальных классах - это

целый период нравственного,

интеллектуального, эмоционального,

физического, эстетического развития».

В. А. Сухомлинский


Главным ориентиром в постановке целей и задач в создании Программы семейного клуба «Капельки» являются цели государственной политики в области образования, которые определены в основных документах:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Устав МБОУ -СОШр.п Советское;

  • Программа духовно-нравственного воспитания МБОУ-СОШ р.п.Советское


Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе она становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью.

Актуальность данной темы вытекает из ФГОС образования и объясняется необходимостью объединения усилий школы, семьи, общества. В настоящий момент поддержка родителей особенно необходима в связи с новыми программами и задачами материально-технического обеспечения учебного процесса, современное общество требует образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека , основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться и работать на благо её и встать на защиту. К сожалению , социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы устранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребёнка, что привело к росту детской безнадзорности и других негативных явлений.

«Чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней они скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее всё наше общество. А когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан».

Опыт показывает, что далеко не во всех семьях реализуются воспитательные возможности, семейные отношения порой бедны и ограниченны, в отдельных семьях вне поля зрения остается широкий круг духовных ценностей, родители не умеют передать свой положительный социальный опыт детям. Преемственность между поколениями все менее осуществляется посредством прямой передачи опыта, а индивидуальный опыт родителей все более обесценивается.

Анализ опытаработы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В образовательной практике класса сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями, где приоритетными являются дифференциация, личностно - ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Классный руководитель осознаёт, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогзнает, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность класса происходит не только через познавательные, творческие, спортивные мероприятия, но и через принятие решений в вопросах модернизации образовательного пространства класса. Данная программа способствует вовлечению родителей в совместную деятельность, ориентированную на создание единого воспитательного пространства, активную социализацию обучающихся

Новизна программы семейного клуба «Капельки» состоит в том, что она дополнена новыми формами работы :

  • Круглый стол ;

  • Тренинг ;

  • Акции

Методами :

  • Поисковый .

Связью между школой и родителями. Эта связь носит двухсторонний характер: мобилизующая организационная роль учителя от ретранслятора знаний к фасилитации (оказания содействия облегчению учебного труда, обновлению роли родителей при организации помощи ученику).

Программа “Капельки ” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.

Содержание работы клуба.

1.Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в школе.

2.Оказание помощи родителям со стороны учителя целью:

- сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

- достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

- принять и реализовать лично - ориентированную позицию в воспитании детей;

- сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

3.Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы.

4.Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

5.Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.

6. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

7. Возглавляет Клуб председатель данного объединения, избираемый на общем собрании членов Клуба.

Такая организация работы клуба позволяет учитывать актуальные потребности родителей и их интересы. Тематика заседаний клуба не всегда планируется заранее. Она часто определяется результатами последнего заседания. С целью изучения образовательных интересов и запросов родителей в начале учебного года разрабатывается примерная тематика заседаний клуба по следующим блокам:

«Социально-правовой»,

«Социально-медицинский»,

«Педагогический»,

«Психологический»,

«Досуговый».

Родители отмечают наиболее интересные для себя темы, и Совет клуба старается по возможности удовлетворить их интересы



Целью клуба является активизация сотрудничества между педагогами группы и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей.

Основные задачи клуба:

  • повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в школе;

  • обмен позитивным опытом семейного воспитания;

  • инициирование и реализация новых форм организации воспитательной работы.

  • воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

  • формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;

Основные задачи клуба:

  • повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в школе;

  • обмен позитивным опытом семейного воспитания;

  • инициирование и реализация новых форм организации воспитательной работы.

Клуб «Капельки» осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: информирование, педагогическое просвещение, обучение родителей, обсуждение проблемных вопросов, разработка совместных проектов.

Семейный клуб создается как консультативный орган, объединяющий усилия педагогических, социальных, медицинских работников, родителей с целью активизации сотрудничества между образовательным учреждением и семьями воспитанников и обучающихся для создания благоприятных условий развития детей.



Основные функции клуба:

  • Информационно образовательная, повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей;

  • Организационно – коммуникативная, позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком

  • социально-терапевтическая (поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий).

1.Информирование родителей осуществляется по правовым, социальным, медицинским вопросам. Родители в письменном виде могут подавать вопросы, для этого существует специальный «почтовый ящик». Затем вопросы обрабатываются и рассматриваются на очередном заседании клуба. Для обстоятельного ответа на них на заседание приглашаются компетентные лица, специалисты.

Принципы педагогического просвещения родителей:

  1. Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

  2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.

  3. Согласно принципу природосообразности, образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка. Систему просвещения родителей создать с учетом всего периода воспитания и обучения ребенка в начальной школе : оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.

  4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.

  5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка.

3.Обучение родителей в клубе представляет собой целенаправленное формирование педагогических умений и навыков. В клубе «Капельки» основное внимание сконцентрировано на создание условий для реализации собственных идей родителей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания)

Основные направления деятельности клуба:

- пропаганда положительного семейного воспитания;

- развитие новых форм общественно - семейного взаимодействия;

- повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;

- оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции;



В основе программы лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:

  • принцип актуальности призван обеспечить учащихся и родителей класса наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;

  • принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объем информации;

  • принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

  • принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;

  • принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как учащихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.

  • Принцип проблемности: поиск решений, ответов, проверкой своих гипотез;

  • Принцип единства образовательной и воспитательной среды;

Принцип добровольности и открытости.

  • Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

  • Принцип стремления к здоровому образу жизни.

ПРАВА ЧЛЕНОВ КЛУБА

  • Быть членом клуба «Капельки».

  • Участвовать в планировании работы клуба.

  • Иметь и высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.

  • Пользоваться библиотекой клуба.

  • Получать индивидуальную консультацию у специалистов, принимающих участие в заседаниях клуба.

  • Быть избранным в Совет клуба.

  • Вносить предложения по улучшению работы клуба.

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КЛУБА

  • Регулярно посещать заседания клуба.

  • Активно участвовать в заседаниях.

  • Быть тактичными и доброжелательными по отношению друг к другу.

Срок реализации программы 1 год. Участниками программы являются коллектив родителей и детей , а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы семейного клуба «Капельки». С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).



Педагогическая целесообразность :



  1. Программа клуба «Капельки» предполагает тесное взаимодействие педагогов , воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.

http://festival.1september.ru/articles/567180/img2.jpg

Забота о ребенке”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.

http://festival.1september.ru/articles/567180/img3.jpg

Просветительский”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность. img4.jpg (2440 bytes)

Реориентационный”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.



  • Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников в процессе взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.

Направления воспитательной деятельности


Основные виды деятельности и формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Тематические родительские классные и общешкольные собрания.

Открытые уроки и тематические мероприятия для родителей.

Демонстрация и обсуждения фильмов по вопросам гражданско–патриотического воспитания детей.

Тематические круглые столы.

Разучивание стихотворений о своей станице.

Выполнение тематических презентаций и творческих проектов совместно с родителями.

Создание семейного альбома «Поколения семьи».

Совместные экскурсии и посещения театров,музеев.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях.

Тематические вечера вопросов и ответов.

Проведение совместно с родителямитворческих проектов.

Проведение открытых семейных праздников.

Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Встречи с родителями и прародителями «О профессии», «Профессиональные династии».

Участие в организации и проведении презентаций «Профессии наших родителей».

Выполнение трудовых поручений. Празднование дней рождения в семье. Просмотр и обсуждение видео- и мультфильмов.

Участие в подготовке и проведении семейных праздниках.

Проведение профессиональных праздников в семье.

Проектная деятельность и проведение совместных исследований.

Изготовление подарков своими руками.

Создание «Огорода на окне».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Расширение опыта работы с природой.

Забота о животных и растениях.

Участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

Природоведческие журналы – наши помощники в экологическом воспитании младших школьников. (Чтение детских журналов «Юный натуралист», « В мире животных», «Муравейник».)

Учителю необходимо сделать памятку для родителей с названиями телепередач и журналов. Составление домашней библиотеки о природе.

Проведение совместного с ребенком исследования «Почему не прорастают крупы в банках?», «Почему осенью разноцветные листья ?»



Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

( эстетическое воспитание)

Участие в создании выставок семейного художественного творчества.

Музыкальные вечера.

Экскурсионно-краеведческая деятельность.

Посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Участие в художественном оформлении помещений.

Организация и проведение национально-культурных праздников в семье.

Занятие народными промыслами.


Система программных мероприятий


1 четверть

Трудности адаптации к школе после летних каникул.

Семья как воспитательный коллектив.

Нравственные законы семьи – законы жизни.

Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания.

2 четверть

Эстетическое воспитание детей в семье.

Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания.

Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка.

3четверть

Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей.

Трудовое воспитание в семье.

4 четверть

Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

Профилактика вредных привычек у младших школьников.

Чтобы учение было в радость.

.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.

Психологи установили, что младший школьник характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.



План работы «Семейного клуба «Капельки»

Сентябрь.


1. Организационное родительское собрание «Проблемы адаптации второклассников в школе»

2. Тест «Стили и методы воспитания ребёнка в семье».

3. Памятка для родителей «Как помочь ребёнку в приготовлении домашней работы».

4. Конкурс  рисунков   и  фотовыставка « Я и моя  семья  в  минуты  летнего  отдыха».

Октябрь.


1. Родительская встреча за круглым столом «Как помочь детям стать внимательней»

2. Выпуск семейной газеты «Нашим любимым посвящается…»

3. Праздник бабушек и дедушек «Наши бабушки, наши дедушки».

4. Анкета «Школьные годы родителей».

Ноябрь.


1. Консультация для родителей «Здоровье наших детей. Формирование гигиенических навыков».

2. Праздник «Самая добрая, милая и родная».

3.  Памятка для родителей “Золотые” правила воспитания”.


Декабрь.


1. Школа родительского диалога. Обсуждение различных текущих ситуаций.

2. Конкурс семейной новогодней открытки.

3. Выставка литературы «Как встречают Новый год».

4. Посещение  стадиона, катание  на  коньках, санках с горы, лыжах.

Январь.


1. Конкурсная программа «Умным быть модно!»

2. Памятка для родителей «Как вызвать у ребёнка интерес к чтению».

3. Выставка  поделок   из  бросового  материала «Вот это да…..».

4.  Памятка для родителей “Как относиться к отметкам ребенка”.


Февраль.


1. Праздник «Папа и я- ловкость и сила ».

2. Семейный проект «След войны в моей семье».

3. Памятка для родителей на тему «Причины и последствия детской

агрессии».

4. Тренинговый практикум по преодолению детагрессии.


Март.


1. Родительское собрание «Неразлучные друзья-родители и дети».

2. Праздник «Василисушки родные- наши мамы дорогие»

3. Конкурс рисунков «Моя мама на работе».

4. Памятка для родителей “Как поощрять ребенка в семье”.


Апрель


1.Школа родительского диалога, посвященная Пасхе «Семья вместе – душа на месте»:

  • Слайд–беседа «История и традиции празднования Пасхи»

  • Мастер–класс «Красим и расписываем яйца»

2. День семейного отдыха «Книжкин дом собирает друзей».

Май.


1. Семейный праздник «Семья вместе- душа на месте».

2. Благодарственные письма родителям.

3. Совместный  отдых  на  природе  дети +учитель + родители.

4. Памятки взрослым и детям “Правила дружбы”.



Ожидаемые конечные результатыр еализации программы


В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения

  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.

  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность

  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности

  • Формирование основ оптимистического восприятия мира

  • Формирование готовности к преодолению трудностей

  • . 

    1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства. 

    2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. 

    3. Формирование культуры здорового образа жизни. 

    4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций. 

    5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы. 

    6. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой. 

    Методическое обеспечение

Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачок и др,); под ред. А.Я. Данилюка, - М : Прсвещение, 2011.- 142 с. – ( Работаем по новым ст

  1. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио первоклассника. – М.: Планета, 2012

  2. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио второклассника. – М.: Планета, 2012

  3. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио школьника. Методические Рекомендации. 1-2 классы – М.: Планета, 2012

  4. Антропова Н.В. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. - М., 2004

  5. Газман О.С. Неклассическое воспитание. - М., 2002

  6. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001

  7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2005

  8. Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1997

  9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000

  10. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. - Ярославль, 2000

  11. Соловьева Т.А., Рогалёва Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. – М.: Вако, 2008

  12. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2005

  13. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2004

  14. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2003

15.Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями./ авт.-сост. О.А. Ещеркина. – Волгоград: Учитель, 2007 год.

16. Работа с родителями в начальной школе./ Волжанина Т.А и др.- Волгоград: Учитель, 2010 год.

17.Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе./ Касаткина Н.А. - Волгоград: Учитель, 2011 год.

17.Как научить ребенка учиться. Беседы с родителями, советы школьного психолога./ Мозговян Н. С. - Волгоград: Учитель, 2012 год.


Интернет-ресурсы

http://www.solnet.ee

http://www.r-komitet.ru.

http://www.detskiysad.ru/ped/ped142.html




А Н К Е Т А

члена клуба «Капельки»

  1. Фамилия, имя, отчество________________________________________

  2. Число, месяц, год рождения_____________________________________

  3. Домашний адрес, телефон_______________________________________

  4. Ваша профессия (мужа)_________________________________________

  5. Ваша профессия (жены)_________________________________________

  6. Место работы__________________________________________________

  7. Ваше образование______________________________________________

  8. Дети (количество, возраст)________________________

  9. Материальное положение_______________________________________

10.Бытовые условия проживания ______________________________

11.Ваше хобби ___________________________________________________

12. Читаете ли Вы педагогическую литературу_______________________

Если да, то какую_________________________________________________

13. Как обычно Вы организуете свой выходной день



14. Какие семейные праздники являются традиционными в Вашей семье ____________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Каким методам воспитания вашего ребенка Вы отдаете предпочтение

и считаете наиболее эффективными ________________________________ __________________________________________________________________

16.Ваши пожелания членам клуба_____________________________________________________________

17. Ваши пожелания организаторам клуба___________________________



18. Что Вы ждете от встреч в нашем клубе _________________________________________________________________________________________

















Критерии оценки и диагностический инструментарий программы


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Предлагаем Вашему вниманию тематику встреч в клубе для родителей «Капельки». Отметьте наиболее интересующие Вас темы.(*)



  1. СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ БЛОК.

-Библиотечная выставка «Российское государство семье»;

-Консультация специалиста по социальной работе «Социальные гарантии детям и семье»;

-«Права и обязанности участников образовательного процесса».

  • Ваши предложения______________________________________________________________________

  1. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК.

  • Как уберечь ребенка от простуды.

  • Народная медицина на страже детского здоровья.

  • Первая помощь при несчастных случаях.

  • О вреде алкоголя и никотина на детский организм.

  • Двигательный режим ребенка дома.

  • Профилактика сколиоза и плоскостопия.

  • Личная гигиена ребенка и роль родителей в привитии гигиенических навыков.

  • Ваши предложения________________________________________



  • 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК.

  • Детские страхи и их профилактика

  • Коррекция эмоциональной сферы ребенка и взрослого

  • Общаться с ребенком? Как?

  • Детские неврозы. Профилактика.

  • Преодоление застенчивости и стеснительности ребенка.

  • Агрессивный ребенок. Причины агрессивности.

  • Что такое характер?

  • Как сделать семью счастливой?

  • Ваши предложения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК

  • «Трудные дети» или «Трудные взрослые»

  • Поощрять или наказывать?

  • Воспитываем культуру поведения

  • Игры и игрушки моего ребенка

  • Воспитание ребенка в неполной семье

  • Организация досуга в семье

Ваши предложения: ________________________________________________________

ДОСУГОВЫЙ

  • Ваши предложения______________________________________________________________________________________________





АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

  1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. ДА 2. НЕТ 3. НЕ ВПОЛНЕ

  1. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

-СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

-специальные книги по педагогике;

  • беседы с друзьями и знакомыми;

  • беседы с учителями;

  • _________________________________________________________

  • _________________________________________________________

  1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

  • взаимное непонимание детей и взрослых;

  • непослушание;

  • лень;

  • упрямство и капризы;

  • агрессивность,

  • _________________________________________________________

  1. Что бы Вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

-___________________________________________________________

  1. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

  2. С кем вы говорили о вашей проблеме?



7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

  • психолога;

  • педагога;

  • врача;

  • _____________________________________________________________

  • 8. Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или образовательное учреждение?

  • Безусловно, семья;

  • В большей мере семья;

  • В равной степени и семья и образовательное учреждение;

  • Образовательное учреждение, так как там ребенок проводит много времени;

  • Образовательное учреждение и улица.

  1. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетенции в нашем клубе





ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
«ТОЛЕРАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»

Как выйти из ситуации, когда кажется, что нужно применить наказание:

1. Прислушайтесь к своему ребенку. Вникните в его проблему. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Требуя чего-либо от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания.

6. Не возмущайтесь, если ребенок, может быть, чего-то не понял или забыл. Без раздражения, терпеливо разъясните ему суть своих требований еще раз. Ребенок нуждается в повторении.

7. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

8. Не предъявляйте ребенку непосильных требований.

9. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

10. Подумайте, чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации.

Пусть вашим основным методом воспитания будет ТОЛЕРАНТНОСТЬ!




Тема собрания клуба: Типы семейного воспитания.


Задачи:

Познакомить родителей с типами семейного воспитания.

Показать возможные варианты решения семейных проблем.

Оформление:

Плакат с советами Д.Карнеги

Памятки с советами Д.Карнеги

Ход беседы:


Теоретическая часть

Наше родительское собрание посвящено особенностям семейного воспитания.

Сегодняшняя наука создала специальную классификацию типов семейного воспитания.

Авторитетный стиль

Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним признают право на саморазвитие. Родители понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. Они открыты для общения .

Дети хорошо адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высоко самооценкой.

Авторитарный стиль

Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы.

В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их выполнит.

Их дети, как правило, замкнуты, боязливы и раздражимы. Девочки, обычно остаются пассивными и зависимыми, мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль

Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всё. Не склонны к запретам и ограничениям. Но стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?

Ребёнок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, или руководство родителей незначительно. Дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Индифферентный стиль

Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям.

Уважаемые родители, подумайте, какой стиль воспитания преобладает в вашей семье, и правильный ли он.


Практическая часть

С помощью фрагментов разрезанных открыток родители распределяются на три группы. Каждая группа придумывает или вспоминает конфликтную ситуацию, связанную с воспитанием детей. Затем группы обмениваются ситуациями и предлагают варианты по их решению.


Домашнее задание

1. Изучить советы Д. Карнеги и постараться следовать им в жизни.

2. Постараться заменять директивные указания свободным выбором.

тренинг

Тема: десять ошибок в воспитании,
которые все когда-нибудь совершали


Цели:

рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей;

дать рекомендации родителям по воспитанию социально одобряемого поведения ребенка.

Участники: классный руководитель, родители учащихся четвертого класса, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.

2. Разработка и составление совместно с психологом памятки родителям по теме собрания.

3. Изучение педагогической литературы по теме собрания.

4. Подбор педагогических задач для проведения практикума с родителями.

5. Оборудование рабочих мест для пяти микрогрупп родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) памятки с рекомендациями для родителей «Азбука воспитания»;

2) десять конвертов с педагогическими задачами;

3) оборудованные рабочие места;

4) тест «Какой вы воспитатель?»;

5) запись на доске темы собрания, эпиграфа:

Другим прощай многое, себе ничего.

Ход собрания

I. Организационная часть.

Звучит музыка. Родители занимают места в классной комнате, оборудованные для работы пяти микрогрупп.

Председатель родительского комитета и классный руководитель встречают родителей и приглашают располагаться поудобнее, чувствовать себя комфортно и раскрепощенно.

Классный руководитель открывает собрание, объявляет его тему и причины, побудившие провести родительское собрание по данной теме.

II. Выполнение задания родителями «Продолжи фразу».

Классный руководитель. Предлагаю вам, уважаемые родители, продолжить следующую фразу: «Воспитание – это…»

(Время для выполнения задания – 3 минуты.)

По истечении указанного времени представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу. Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.

III. Сообщение школьного психолога по теме «Роль, предопределяемая для ребенка взрослыми».

Сегодня мы рассмотрим ошибки воспитания, совершаемые взрослыми главным образом подсознательно, иногда даже с глубоким убеждением, что они делают ребенку добро. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого. И он рассуждает следующим образом: «Ведь и меня «гоняли» и даже били в детстве, а человеком сделали!».

Нередко в семье ребенок выполняет роль, предопределенную для него взрослым.

Условно выделяют следующие роли детей в семье:

1) «кумир семьи»;

2) «сокровище»;

3) «паинька»;

4) «болезненный ребенок»;

5) «ужасный ребенок», «мучитель»;

6) «козел отпущения»;

7) «золушка»

и т. д.

Рассмотрим первую роль: «кумир семьи». Как бы ребенок ни вел себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоцентричным, поскольку с малолетства привык ставить свою персону в центр мироздания.

Иногда ребенок выполняет другую роль – «маминого (папиного, бабушкиного и т. д.) сокровища». Она похожа на роль «кумира семьи», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребенку подобной роли может таиться немало сложных психологических причин. Ребенку мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом осознавая, что с одним надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. В семье образуются «коалиции», например, мамы с ребенком против папы. Все это, мягко говоря, проявления педагогической неграмотности и безответственности родителей.

Нередко взрослые задают ребенку вопрос: «Кого ты больше любишь?». Удовлетворяя таким образом свое тщеславие, они при этом травмируют ребенка, воспитывают у него лицемерие и изворотливость.

В некоторых семьях ребенок выполняет роль «паиньки». Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением. За это он старшими вознаграждается. Какова же внутренняя жизнь ребенка, до этого, в сущности, никому в семье нет дела. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает противоправные поступки.

Часто, навязывая ребенку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный престиж, родители тешат свое самолюбие. При этом у ребенка формируются завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если вначале каждый «промах» в поведении ребенка ставится ему на вид, то впоследствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве ребенок этим, можно сказать, подводит семью; став взрослым, он усматривает в неподтверждении своих ожиданий собственную неполноценность, несостоятельность. Таким образом, когда ребенок «слишком хорош», это отнюдь не всегда свидетельство правильного воспитания.

Возможна роль «болезненного ребенка». Конечно, есть немало детей, здоровье которых требует особого внимания. Однако можно наблюдать и такую картину: долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно считает его слабым, болезненным и требует от остальных такого же отношения к нему.

Видимо, взрослым не удается или не хочется ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребенком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него (режим, лекарства и т. д.), чем искать новые формы контакта. Все перечисленные роли относятся к так называемым пози-тивным.

Теперь рассмотрим негативные роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Прежде всего, необходимо выделить роль «ужасного ребенка». Ребенок, вынужденный играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия «назло взрослым». Все в семье призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку же часто это не эффективно, ребенок кажется взрослым еще более «ужасным». Так у него появляется роль «мучителя».

Конечно, встречаются дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитания. Взрослые иногда перелагают друг на друга вину за «распущенность» ребенка. Кое-кто из старших использует такого рода обвинения для того, чтобы самоустраниться от заботы о ребенке («вы его распустили, сами за него и отвечайте!») или чтобы изолировать кого-либо из членов семьи – скажем, бабушку либо отца ребенка, – ведь они «попустительствуют» его капризам. Наиболее горько наблюдать случаи, когда приписывание ребенку роли «ужасного» или «мучителя» является способом изолировать его самого от семьи...

Пример: в семье есть ребенок от первого брака; рождается новый – на нем концентрируются все нежные чувства взрослых, а на старшего никто не обращает внимания. Старший ребенок не может не реагировать на это обидой и ревностью. Эти чувства рано или поздно выходят наружу в виде так называемых «реакций протеста» (непослушание, капризы, действия назло). Такими реакциями он, по существу, стремится вернуть себе утраченное внимание взрослых. Взрослые, однако, объявляют ребенка «ужасным» и тем самым оправдывают его изоляцию.

Такой ребенок подчас выступает в семье и в роли «козла отпущения». Взрослые разряжают на нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем срывать зло друг на друге... Ребенок при таком обращении с ним может из «ужасного» превратиться в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Такому ребенку нередко приходится исполнять еще одну роль – «путающегося под ногами»: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение.

Психику ребенка ранит и деформирует необходимость исполнять в семье какую-либо из описанных ролей.

Может ли ребенок стать послушным, если к нему так относятся?

Сущность правильного воспитания в том, чтобы к социально одобряемому («хорошему») поведению ребенка подталкивали не страх и не желание перед кем-либо выслужиться, а его собственная совесть. Если она разбужена у ребенка, то он сам в душе корит себя за всякий неблаговидный поступок. Если же за любую ошибку или шалость ему не избежать сурового наказания (а лишение родительских симпатий тоже наказание, и весьма суровое), то совесть его приучается бездействовать. Вместо ее укоров, на которые рассчитывают родители, ребенок в этой ситуации чувствует лишь обиду и «жажду мщения». Мстя взрослым за притеснения той или иной выходкой, он подтверждает в семье свою роль «ужасного ребенка». В других же случаях, видя, что за свою выходку он будет сурово наказан, ребенок рано приучается хитрить, сваливать свои проступки на других детей либо на взрослых, искать поддержки у одного из членов семьи, чтобы спастись от притеснений другого, и т. д. Так за ним закрепляется роль маленького «хитреца».

И наконец, еще одна аномальная детская роль (впрочем, в современных семьях она встречается все реже) – роль «золушки». Из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. К сожалению, в жизни эта ситуация разрешается не так благополучно, как в известной сказке Ш. Перро. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

Подобное «воспитание» подчас искажает характер либо закрепляет врожденные психические аномалии ребенка.

В нормальной семье ребенку не уготованы никакие роли. Его просто любят – и чаще всего он чувствует себя «кумиром семьи». На следующий день ребенок совершил шалость или проступок (без этого в детстве просто невозможно) – и его воспринимают как «ужасного ребенка», наказывают. Стараясь вернуть себе расположение взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом» (нет ребенка, который бы хоть раз не схитрил). Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причины примерного поведения понятны взрослым, ребенок с легкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой. Все эти роли он исполняет с удовольствием, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает, а самому ему выступать в одной и той же роли попросту скучно. Бывает он и «мучителем», и «путающимся под ногами», но все это мимолетно; спустя пару часов он опять «кумир семьи».

Кем ребенок почти никогда не бывает в нормальной семье, так это «козлом отпущения», «забитым» и «золушкой». Зато ему предоставляют роли, которых не дают детям в «трудных» семьях. Это роли помощника, равноправного участника беседы, интересного человека (интересно думающего, фантазирующего, рисующего, конструирующего и т. д.), порядочного человека и даже... советчика!

Например, при решении проблемы: что взять с собой в поход? Или: кому сегодня поручить мытье посуды, учитывая особую занятость всех членов семьи? Неважно, прав ли ребенок, приводя тот или иной аргумент. У взрослых всегда найдутся контраргументы. Важно то, что у него формируются три важнейших чувства: общности с родными, личной ответственности перед другими и вдобавок гордости за свое участие в жизни семьи.








Программа работы семейного клуба «Капельки»
  • Начальные классы
Описание:

Главным ориентиром в постановке целей и задач в создании Программы семейного клуба «Капельки»  являются цели государственной политики в области  образования, которые определены в основных документах:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Устав МБОУ -СОШр.п Советское;
  • Программа духовно-нравственного воспитания МБОУ-СОШ р.п.Советское

 

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним важнейших  социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе она  становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более  актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы  работы с родительской общественностью.

Актуальность данной темы вытекает из ФГОС образования и объясняется необходимостью объединения усилий школы, семьи, общества. В настоящий момент поддержка родителей особенно необходима в связи с новыми программами и задачами материально-технического обеспечения учебного процесса, современное общество требует  образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека ,  основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться и работать на благо её и встать на защиту. К сожалению , социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы устранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребёнка, что привело к росту детской безнадзорности и других негативных явлений.

 «Чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней они скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее всё наше общество. А когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан».

 

Опыт показывает, что далеко не во всех семьях реализуются воспитательные возможности, семейные отношения порой бедны и ограниченны, в отдельных семьях вне поля зрения остается широкий круг духовных ценностей, родители не умеют передать свой положительный социальный опыт детям. Преемственность между поколениями все менее осуществляется посредством прямой передачи опыта, а индивидуальный опыт родителей все более обесценивается.

Автор Акимова Вера Юрьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2624
Номер материала 52703
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓