Главная / Математика / Программа работы с сильными учащимися на 2014-2015 учебный год

Программа работы с сильными учащимися на 2014-2015 учебный год

Программа работы с сильными учащимися по математике

/учитель математики Казанцева Н.В./


Пояснительная записка


Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы, на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Как организовать обучение решению нестандартных задач таким образом, чтобы ученик смог успешно преодолеть те неизбежные трудности, которые встретятся на этом пути, как помочь приобрести необходимый опыт?

Данная программа должна ответить на этот вопрос.

Цели и задачи:

- помочь школьникам приобрести необходимый опыт решения нестандартных задач, выработать свою собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.

На начальном этапе добиться, чтобы:

1/ решение нестандартных задач сделать деятельностью привычной для учащихся, для этого важно систематически проверять не только еженедельное домашние задания, но и состояние тетради в целом /какие изменения происходят в тетрадях учащихся после очередного разбора задач/,

2/ дать возможность учащимся поверить в свои силы, - их участие в конкурсе должно быть достаточно трудоемко/чтобы было за что себя уважать/, но успешно.


Проводимые мероприятия


1. Мини-олимпиады.

Организация предметной мини-олимпиады.

Проверка знаний по итогам четверти или после изучения определенной темы может осуществляться следующим образом. Школьникам предлагается письменное задание, содержащее большое количество различных по сложности вопросов, ответы на них оцениваются соответствующим(указанным после вопроса) количеством баллов. Каждый ученик см выбирает вопросы, на которые он будет отвечать, а оценка за работу выставляется исходя из относительного, а не абсолютного результата. «5» получает школьник, набравший наибольшую сумму баллов, он объявляется победителем олимпиады. Отличную оценку получают также ребята, набравшие не менее ¾ этой суммы. Те, кто набрал от ½ до ¾, получают «4», от ¼ до ½ - «3».

Преимущества мини-олимпиады:

- она является вариантом тестирования – способа проверки, с которым школьников необходимо ознакомить в любом случае.

- такая форма проверки знаний не вызывает сильного стресса у ребят, поскольку содержит игровые, соревновательные моменты.

- возможность самостоятельно выбирать вопросы помогает развивать умение объективно оценивать свои знания, правильно распределять силы при решении легких и сложных заданий.

Мини-олимпиада легко встраивается в расписание уроков. На ее проведение хватает одного академического часа.

Подготовка вопросов для мини-олимпиады.

Количество вопросов должно быть большим, чтобы убедить ребенка в необходимости их выбора. В противном случае некоторые ученики стремятся отвечать на вопросы по порядку и из-за этого могут оказаться в невыгодном положении, «застряв» на каком-нибудь из них, напрасно теряя время.

Первые 25% всех вопросов предназначены для проверки знаний слабых учеников. Следующие 50% вопросов предназначены для выбора всеми учениками. Остальные 25% вопросов требуют творческого подхода к освоению материала, привлекают дополнительные знания ученика. Они составлены для сильного ученика.

Правила проведения мини-олимпиады:

- Нельзя мешать своим товарищам. Соревнование должно быть честным, поэтому исключаются подсказки, посторонние разговоры.

- Не должно смущать большое количество заданий. Ответов на все предложенные задания ни от кого не требуется.

- Можно отвечать на вопросы не по порядку, а выбирая те. Ответы на которые знаешь и которые принесут наибольшее количество баллов.

-Количество баллов, необходимых для получения той или иной отметки, никому заранее неизвестно. Все зависит от результата ученика, который займет первое место.

Работа по итогам мини-олимпиады.

По итогам олимпиады необходимо проводить обсуждение. Помимо победителя оглашаются имена «серебряного» и “бронзового” призеров. Дальнейшее распределение по местам можно не проводить, чтобы не называть имена тех, кто оказался последним. Важно не место, а участие.

Очень важно проводить обсуждение в конструктивном ключе. Если удастся настроить детей на выявление логики построения ответа, такой урок будет даже более важен, чем само соревнование. При обсуждении очень важно отметить и работу всего класса в целом, и рост успехов всех учеников. Это поднимает их веру в свои силы и может стать мощным стимулом к учебе.

Любой вид проверки знаний и умений учащихся требует тщательного анализа. С этой целью результаты мини-олимпиады заносятся в специальный журнал. Картина в журнале показывает, кто как усвоил учебный материал, кому следует заниматься дополнительно, какие темы учебного материала требуют особого внимания.


2. Внеклассная работа.

2.1.Основной формой внеклассной работы по математике с учащимися 5-6 классов могут стать проводимые раз в неделю /или раз в две недели/ кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы, делаются краткие сообщения об интересных математических фактах или фактах из истории математики. Но кружковая работе в таком плане переживает кризис. В нашу жизнь пришел компьютер. И ребенку намного интереснее работать с компьютером, чем ломать голову над решением каких-то задач.

2.2. Конкурс решения задач.

Организация конкурса. Конкурс решения задач – это внутриклассная олимпиада, проходящая в течение всего учебного года. По системе: каждую неделю – пять задач. Задачи ученик решает дома. Итоги олимпиады подводятся постоянно, первое время – каждую неделю, затем – по результатам месяца, четверти, полугодия, учебного года. Призы – книги по математике, грамоты. Важно не пропустить каждое, пусть небольшое, но продуктивное усилие ученика.


Итоги конкурса заносится в ведомость:

Фамилия/неделя

1

2

3

Итоги

Оценка

























За верное решение ставится 3 балла. За решение задач конкурса каждую неделю ставится оценка, а в конце каждой четверти подсчитывается средний результат, который существенно влияет на итоговую оценку за четверть.

Запись решения. Решение задач конкурса записывают в специальную тетрадь – по одной задаче на странице /для нерешенных задач оставляют место/, условие задачи переписывать обязательно. Каждую неделю очередная группа из пяти задач разбирается на одном из уроков /чтобы каждому ученику было ясно, как решаются все задачи/, после чего все найденные решения записывают в тетрадь.

За оформление тетради в конце четверти выставляется оценка /решения всех задач должны быть записаны, все погрешности должны быть устранены/. В итоге – в конце каждого учебного года – свой собственный сборник нестандартных задач по математике с решениями.





Программа работы с сильными учащимися на 2014-2015 учебный год
  • Математика
Описание:

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы, на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Как организовать обучение решению нестандартных задач таким образом, чтобы ученик смог успешно преодолеть те неизбежные трудности, которые встретятся на этом пути, как помочь приобрести необходимый опыт?

Данная программа должна ответить на этот вопрос.

Цели и задачи:

- помочь школьникам приобрести необходимый опыт решения нестандартных задач, выработать свою собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.

На начальном этапе добиться, чтобы:

1/ решение нестандартных задач сделать деятельностью привычной для учащихся, для этого важно систематически проверять не только еженедельное домашние задания, но и состояние тетради в целом /какие изменения происходят в тетрадях учащихся после очередного разбора задач/,

 

2/ дать возможность учащимся поверить в свои силы, - их участие в конкурсе должно быть достаточно трудоемко/чтобы было за что себя уважать/, но успешно.

Автор Гаргац Юрий Валерьевич
Дата добавления 23.02.2015
Раздел Математика
Подраздел Планирования
Просмотров 790
Номер материала 56953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓