Главная / Русский язык и литература / Программа работы с одарёнными студентами по русскому языку и литературе

Программа работы с одарёнными студентами по русскому языку и литературе

МИНОБРНАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Южноуральский энергетический техникум»

ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮЭТ











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


программы

работы с одаренными студентами

по русскому языку и литературе

на 2013-2016 годы



Автор: Малий Ю.А., преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория











Южноуральск, 2013

АННОТАЦИЯ


В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными студентами в учреждениях СПО. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года. Программа предназначена для преподавателей русского языка и литературы.

























СОДЕРЖАНИЕ


1. Ведение 4

2. Основная часть 5

2.1. Паспорт программы 5

2.2. Этапы реализации программы 6

2.3. Исходные теоретические положения 7

2.4. Направления работы с одарёнными студентами 10

2.5. Содержание работы по индивидуальным образовательным

планам 12

2.5.1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе 12

2.5.2. Исследовательская деятельность студентов. 15

2.5.3. Интеллектуальные и творческие конкурсы 18

2.5.4. Внеклассная деятельность. 18

2.6. Календарно-тематический план работы на 2013-2014 год 19

3. Заключение 21

4. Литература 23













ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время одним из приоритетных направлений политики Российского государства является поддержка талантливой молодёжи. Это связано с потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое качество в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно таким потенциалом обладают одарённые дети. Поддерживая политику государства в данном направлении, во всех сферах образования осуществляется работа с одарёнными детьми. Учреждениям системы СПО тоже предоставлена возможность работать с талантливыми подростками. Существует мнение, что одарённость в среде обучающихся учреждений СПО уникальное и редкое явление, но это не так. Среди обучающихся профессиональной сферы талантливых подростков немало. Об этом можно судить по итогам регулярно проводимых олимпиад профессионального мастерства, выставок декоративно-прикладного творчества, фестивалей, конкурсов и других мероприятий городского, областного, всероссийского уровней.

В связи с актуальностью данной проблемы разработана программа работы с одаренными студентами по русскому языку и литературе.

















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


2.1. Паспорт программы


Наименование программы

Работа с одаренными студентами по русскому языку и литературе на 2013-2016 годы

Основной разработчик программы

Малий Юлия Анатольевна– преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория


Цель программы

Создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых студентов.

Задачи программы

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие студентов.

  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности студентов в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

  3. Обеспечить участие одаренных студентов в предметных олимпиадах всех уровней.

  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым студентам


Основные направления программы

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность студентов;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4)внеклассная деятельность

Основные исполнители программы

- преподаватель русского языка и литературы Малий Ю.А.


Принятие программы

30.08.2013 год

Ожидаемые результаты программы

- положительное изменение качественных характеристик участия студентов в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

-рост численности студентов, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.


Сроки и этапы реализации программы

  1. Организационный этап (сентябрь 2013-ноябрь 2013г.)

  2. Практический этап (декабрь 2013 -март 2016 г.)

  3. Обобщающий этап (апрель 2016 – май 2016г)




Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённой молодежи.

Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие студентов.

  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности студентов в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

  3. Обеспечить участие одаренных студентов в предметных олимпиадах всех уровней.

  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым студентам.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность студентов;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) клубная деятельность


2.2. Этапы реализации программы

I. Организационный этап (сентябрь 2013-ноябрь 2013г.)

Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными студентами, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными студентами через самообразование.

II. Практический этап (декабрь 2013 -март 2016 г.)

Данный этап предполагает реализацию индивидуальной программы педагога по работе с одаренными студентами; прохождение курсов повышения квалификации педагога по вопросам подготовки студентов к олимпиадам, расширение форм работы с одарёнными студентами.

III. Обобщающий этап (апрель 2016 – май 2016г)

На данном этапе предполагается соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных студентов.

Результатом реализации программы должно стать:

  • положительное изменение качественных характеристик участия студентов в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

  • рост численности студентов, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.


2.3. Исходные теоретические положения

В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.

По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.

Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.

В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.

По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.

Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.

А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.

Особенности одаренных студентов и проблемы их обучения и воспитания вытекают из дисбаланса их развития. Интеллектуальные и творческие способности таких студентов часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требования к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости коррекционной работы.

Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.

Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех студентов, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными студентами, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять студентам свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.


2.4. Направления работы с одарёнными студентами

Направление 1 - «Научно-методическое сопровождение одаренных студентов»

Задача: повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными студентами.

п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

2013 год

Малий Ю.А.

Банк электронных материалов

Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе

2013 год

Малий Ю.А.

Банк электронных материалов

Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад

сентябрь-ноябрь 2013 года

Малий Ю.А.

Индивидуальные программы

Разработка мониторинга результативности работы с одаренными студентами

2013-2016г.

Малий Ю.А.

мониторинг

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке студентов к предметным олимпиадам

2013-2016 г.

Малий Ю.А.

Сборник методических материалов, рекомендаций

Проведение заседаний предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин по работе с одаренными студентами

ежегодно

Малий Ю.А.

Решение ПЦК


Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение одаренных студентов»

Задача: разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.


п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Участие студентов в предметных олимпиадах

Март-апрель

Малий Ю.А.


Приказы о проведении олимпиад, о направлении студентов на областные, региональные олимпиады

Организация участия студентов в:

  • Эвристических внутритехникумовских олимпиадах,

  • Дистанционных всероссийских олимпиадах,

  • Всероссийских молодежных чемпионатах,

  • Интеллектуальных конкурсах

2013-2016 гг.

Малий Ю.А.

Индивидуальные занятия со студентами по индивидуальной образовательной траектории

2013-2016 г.

Малий Ю.А.


Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных студентов»

Задача: создать условия, обеспечивающие открытость информационного пространства по работе с одаренными студентами


п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Анализ результатов работы с одаренными студентами.

2013-2016 гг

Малий Ю.А.

Аналитические материалы



Направление 4 - «Стимулирование одаренных студентов к участию в предметных олимпиадах»

Задача: совершенствовать систему поощрения одарённых студентов.


п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Создание портфолио одаренных студентов

2014-2016 гг.

Классные руководители,

Малий Ю.А.

Портфолио

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Декабрь, май

Классные руководители,

Малий Ю.А.


При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных студентов; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм обучения.


2.5. Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

2.5.1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия преподавателя с одаренным студентом – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий со студентом, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

  • выбрать форму отчета студента по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить студенту:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • формы контроля;

  • задания для самопроверки.

  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;

  • Дата и время консультаций;

  • Главные рассматриваемые вопросы;

  • Время работы с темой по программе;

  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой студентов, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе со студентами преподаватель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004

  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Сборники «Русский медвежонок».

  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005

  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.

  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как техникумовского, так и областного уровня).

Программа работы с одаренными студентами предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции студентов;

  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);

  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

  • морфемики и словообразования (этимология морфем);

  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности студентов при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

В группах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.

2.5.2. Исследовательская деятельность студентов.

Работа преподавателя по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности студентов по осмыслению основных проблем исследования;

  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый студент в будущей работе должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, преподаватель планирует работу по подготовке студентов к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных студенту целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно, чтобы студенты, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же студенты, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности студентов используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

  • определение темы и цели исследования;

  • формулирование и отбор полезных гипотез;

  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

  • разграничение допущений и доказанных положений;

  • планирование проверки гипотезы;

  • планирование результата;

  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

  • систематизация фактов, явлений;

  • интерпретация данных;

  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

  • установление аналогий;

  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

  • решение задачи в новой ситуации;

  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности студентов можно представить следующим образом:

Название

раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.

  2. Подготовка доклада.

  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.

  4. Реферат.

  5. Оформление стенда.




Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.






Проверка работ.

Исследовательские умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.

  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.

  3. Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.


Выполнение упражнений, заданий.


Решение исследовательских задач.


Написание рецензии


Проверка упражнений, заданий.


Проверка решений задач.


Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.

  2. Работа со справочной литературой.

  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.

  4. Интернет как источник информации.

  5. Этапы работы с литературными источниками.



Практическая работа в библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.


Этапы выполнения научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.

  2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы

  3. Изучение научной литературы по теме исследования.

  4. Выполнение практической части исследовательской работы.

  5. Анализ результатов. Выводы.
















Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.

  2. Оформление титульного листа и «Содержания»

  3. Разделы «Введение» и «Заключение».

  4. Оформление списка литературы.

  5. Оформление ссылок.

  6. Оформление приложения.


Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения


Проверка выполнения работы






Научный доклад – итог исследовательской работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.




Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.



Рефлексия


2.5.3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке студентов к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • филологический чемпионат;

  • конкурс «Проба пера»;

  • интернет-конкурс

  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН студентов по всем разделам курса русского языка и литературы

2.5.4. Внеклассная деятельность.

На развитие одаренности направлена и внеклассная деятельность по русскому языку и литературе. Мероприятия проходят в форме поэтических вечеров, литературных гостиных, познавательных игр. Внеклассная деятельность направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей студентов.

Внеклассная работа ведётся по нескольким направлениям:

1) совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,

2) совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,

3) развитие умения художественного оформления своих творческих работ.

Нужно отметить, что во внеклассных мероприятиях принимают участие студенты, которые обладают уже определенными творческими способностями. Наша задача состоит в том, чтобы расширить диапазоны их возможностей.


2.6. Календарно-тематический план работы на 2013-2014 учебный год


Вид деятельности

Участники

сентябрь


Литературная гостиная «И жизнь, и слёзы, и любовь Марины Цветаевой»

Студенты 1 курса

Устный журнал «Словарь – мой верный друг и надёжный помощник»


октябрь


Интеллектуальная игра «Словесная перестрелка»

Студенты 1 курса

Интеллектуальный марафон знаний

Студенты 1- 4 курса

ноябрь


Интеллектуальный конкурс по литературе 1-ой половины 19 века

Студенты 1 курса

Конференция «Актуальные проблемы современного русского языка»

Студенты 1- 4 курса

декабрь


Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку

Студенты 1-4 курса

Внеклассное занятие по литературе «Японская поэзия»

Студенты 1 курса

январь


Литературный бой

Студенты 1-4 курса

февраль


Олимпиада по литературе

Студенты 2 курса

Олимпиада по русскому языку

Студенты 2 курса

март


Научно-практическая конференция

Студенты 1-4 курса

Морфологические забеги

Студенты 1 курса

апрель


Областная научно-практическая конференция

Студенты 1-4 курса

Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку

Студенты 1-4 курса

Внеклассное занятие по литературе «Здравствуйте, звёзды!»

Студенты 1 курса

май


Конкурс «У войны не женское лицо»

Студенты 1-4 курса























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Анализ опыта работы показал, что наряду с положительными инициативами появляется большое количество проблем. Обозначим некоторые из них:

- государство тратит значительные средства на исследование, выявление (диагностику) и дифференцированное обучение детей с ограниченными возможностями развития и учащихся, испытывающих затруднения в обучении, но нет единой исследовательской программы обучения и воспитания одаренных и талантливых детей и учащихся, обладающих высоким творческим потенциалом.

- До сих пор нет комплексной диагностики, позволяющей определять общую и специфическую одаренность. Нередко одарённые дети оказываются в списке так называемых «трудных» обучающихся, так как в подростковом возрасте они склонны оказывать сопротивление диктуемым правилам и нормам. Неизбежны большие потери талантов, которые в силу неудачно сложившихся обстоятельств в семье, в общении со сверстниками и взрослыми не развиваются в процессе обучения. Склонность подростка к тому или иному виду творчества и, чаще всего, одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться.

- Универсализация программ — слабое звено работы с одарёнными детьми в учреждениях профессиональной сферы. В таких программах не закладываются альтернативные пути, шкала творческого продвижения талантливого подростка за пределы курса.

- Зачастую не используются личностно-ориентированные образовательные технологии, учитывающие индивидуальные особенности обучающегося. Развитие одаренного подростка может быть задержано системой репродуктивных методов работы и формальных требований, так как перестроить систему обучения в учреждениях СПО и изменить отношение педагогов к «нестандартным» детям, доставляющим много трудностей, сложно. В силу данных обстоятельств у подростка срабатывают механизмы, блокирующие его талант, формирующие у него механизмы избегания, маскировки своих возможностей, порой приводящие к тяжелым депрессиям, к участию в неформальных группах и др.

- Достаточно затратно и невыгодно индивидуальное сопровождение, которое требуется одарённым детям.

- Современное профессиональное обучение ориентировано на среднего студента и среднего специалиста.

- Квалификация педагогических работников не всегда достаточна для работы с одарёнными подростками. Педагогам не хватает психологических и специальных знаний. Учреждениям СПО в связи с сокращением контингента обучающихся, не всегда удаётся сохранять ставки психологов, способных оказать помощь одаренным и талантливым обучающимся, их родителям, преподавателям; обеспечить возможности реального творческого развития таких обучающихся на всех этапах их обучения.

Мы должны постараться решить эти проблемы и относиться к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.














ЛИТЕРАТУРА



  1. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости. Вопросы психологии, 1989, №6

  2. Ерёмкин А.И. Школа одарённости. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт», 2003

  3. Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский Е.С., Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе., – М., 1991.

  4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.

  5. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.

  6. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности. http://www.sakhitti.ru

  7. Савенков А.И. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности. – 2002. – №3. – с. 113-146.

  8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 366с. – (Серия «Библиотека психолога»)

  9. Юркевич В.С. Главная цель работы психолога с одаренными детьми. – http://www.psyparents.ru.

  10. Юркевич В.С. Одаренность – дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей. – http://www.mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.

Программа работы с одарёнными студентами по русскому языку и литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

 

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными студентами в учреждениях СПО. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года. Программа предназначена для преподавателей русского языка и литературы.

 

В настоящее время одним из приоритетных направлений политики Российского государства является поддержка талантливой молодёжи. Это связано с потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое качество в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно таким потенциалом обладают одарённые дети. Поддерживая политику государства в данном направлении, во всех сферах образования осуществляется работа с одарёнными детьми. Учреждениям системы СПО тоже предоставлена возможность работать с талантливыми подростками. Существует мнение, что одарённость в среде обучающихся учреждений СПО  уникальное и редкое явление, но это не так. Среди обучающихся профессиональной сферы талантливых подростков немало. Об этом можно судить по итогам регулярно проводимых олимпиад профессионального мастерства, выставок декоративно-прикладного творчества, фестивалей, конкурсов и других мероприятий городского, областного, всероссийского уровней.

 

Автор Малий Юлия Анатольевна
Дата добавления 20.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1128
Номер материала 54509
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓