Главная / Другое / программа работы кружка "Я - Лидер" (для начальных классов)

программа работы кружка "Я - Лидер" (для начальных классов)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________________ И.А. Дикая

___________________________ 20__ г.

Протокол педагогического совета № __

от «___» ____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная программа


Я - Лидер

Наименование


Социально-педагогическая

Направленность


Я - Лидер

Наименование учебной дисциплины


1 год

Срок реализации


Модифицированная

Вид программы


7-8 лет

Возраст обучающихся


Ященко Снежана Сергеевна

Ф.И.О. преподавателя














ст. Камышеватская.

2014 г.


Пояснительная записка


Кружок «Я – Лидер» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа была изменена с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Обобщенный портрет настоящего лидера таков. Это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

В условиях перехода на новые стандарты образования, главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены рядом факторов:

  • размытостью ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка

  • отсутствие ценностей системы в организации воспитательного пространства социума

  • негативность к самостоятельным действиям вместе за собой потребность учащихся в перекладывание ответственности за решение проблем на взрослых.

В настоящее время решение этой задачи возможно через систему детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и культурологического характера.

Подрастающее поколение, как показала практика, не всегда правильно трактуют понятие «активная жизненная позиция», а иногда даже затрудняются дать определение. В ходе реализации программы у учащихся должны быть четко сформировано данное понятие как - формирование позитивного отношения к жизни и умения организовывать людей, единомышленников.

Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни школы. Программа несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позиции учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре.

 Цели и задачи программы

Образовательная программа "Я - Лидер" (далее – программа) предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Программа "Я - Лидер" имеет культурологическую направленность и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:

  • "введение" в мир познания истоков, истории малой родины и игрового пространства (первый год обучения);

  • "переход" в мир формирования личностных качеств (второй год обучения);

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи программы:

образовательные: помогать формированию лидерских качеств обучающихся, навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;

развивающие: помогать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритично относиться к себе;

воспитательные: создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • проведение психологического тестирования обучающихся с целью выявления личностных установок;

  • побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;

  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

Предполагаемый результат обучения по программе

После обучения по программе воспитанники готовы к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем.

Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации программы:

  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);

  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);

  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);

  • рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);

  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

Учет возрастных особенностей детей

Программа "Я - Лидер" рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста.

В процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности воспитанников, патриотизма.

Содержание программы дает ребенку возможность развиваться в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

Основные принципы организации обучения

Принципы организации обучения по программе:

  • принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая вера в ребенка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса;

  • принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное восприятие дает учащимся возможность лучше узнать себя, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;

  • принцип открытого общения. Педагог говорит учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Это способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;

  • принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления его способностей;

  • принцип психологической комфортности предполагает охрану
    и укрепление психологического здоровья ребенка;

  • принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития
    и воспитания.







Учебно-тематическое планирование.

Разделы и темы.

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Познавательный риф

38

10

28

3

Остров права

32

12

20


Итого

72

24

48



Реферативное описание разделов.

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Раздел 2. Познавательный риф

Понятия "личность", "воображение", "характер", "темперамент", "эмоции". Занятия по темам: "Вы – личность", "Дайте волю воображению", "Воля и самостоятельность", "Решение проблем", "Мир эмоций", "Общение: необходимость и роскошь", "Шансы стать генералом", "Без конфликтов не бывает", "Правила делового общения", "К своей социальной зрелости", "Будь уверен в себе".Работа с методической и справочной литературой, тренинги.

Проектная деятельность. Специфика, правила работы по проекту. Оформление работы. Понятие "социальный проект". Занятия по темам: "Целеполагание в проектной деятельности", "Создаем проект вместе", "Этапы работы над проектом", "Социальная значимость". Тренинги.

Раздел 3. Остров права

Знакомство с законами по защите прав детей в РФ и в мире. Гражданское право. Занятия по темам: "Декларация прав о защите детей", "Что мы знаем о Конвенции", импровизированная игра "Суд идет", дискуссия "Защита прав детей в России". Подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы "Я – гражданин России" (в рамках конкурса)

Устав школы, детской организации, законы школы, правила поведения. Занятия по темам: "Главный школьный документ – Устав", "Наши права и обязанности", "Правила поведения в школе", "Нужна ли школьная форма?", "Как наказать нарушителей". Творческая работа, разработка законов детского объединения.

Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной комиссии, права и обязанности членов избирательной комиссии. Занятия по темам: "Законы о выборах", "Мы выбираем, нас выбирают…", "Работа избирательной комиссии", "Агитационная кампания кандидата: победит лучший!", "Избирательная комиссия: должности и обязанности", "Кандидат и его команда".






Формы и виды контроля

Содержание контроля

Сроки контроля

Формы и виды контроля

1

Степень усвоения учащимися теоретического материала программы:

- виды средств массовой информации, особенностями взаимодействия с аудиторией, этико-правовыми основами журналистики,

- особенности культуры устной и письменной речи, редактирования текста,

- методы сбора информации, структура журналистского текста, основные жанры.

По учебному плану

Викторина

2

Контроль за степенью освоения учащимися практических умений и навыков:

презентация творческих досье, публичное выступление, групповой проект «Концепция издания»,

презентация личного творческого досье,

групповой проект «Номер газеты».



Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

1 раз в полугодие


Анализ

Наблюдение

Наблюдение

Конференция

3

Степень усвоения навыков самостоятельного мышления

1 раз в полугодие

Диагностика

4

Формирование интеллектуальных способностей:

- логическое мышление, образное мышление

1 раз в полугодие

Беседы наблюдение

5

Мотивация к знаниям

1 раз в полугодие

Наблюдение

6

Отслеживание результатов деятельности учащихся

1 раз в четверть

Мониторинг

7

Индивидуальная работа с одаренными и трудными детьми:

- диагностика уровня воспитанности и индивидуальных особенностей ребенка

- контроль за досуговой деятельностью, участие в общественной жизни объединений и ДДТ

Еженедельно

1раз в месяц


1 раз в четверть

Беседы Наблюдение

Анализ

Тесты

Мониторинг

8

Уровень воспитанности учащихся

3 раза в год

Наблюдение

9

Знание и выполнение учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности

1 раз в месяц

Наблюдение

Опрос

Викторина

конкурс


Методическое обеспечение программы

Обучение по программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В процессе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и возраста воспитанников.

Деловые и ролевые игры (например, деловые игры "Издательство", "Выборы", ролевая игра "Остров") учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, способствуют расширению поведенческого диапазона детей, развитию их уверенности в себе, интеллектуальному росту.

Между практическими блоками организуются беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от их перспективности и от содержания пройденного материала. Беседа может проводиться в начале изучения раздела как введение в вопрос (например, "Правила поведения во время экскурсий") или на заключительных занятиях по разделам программы как обобщение ("Достоинства и недостатки деятельности детской организации"). Наиболее продуктивными являются те занятия, на которых сочетаются беседа/дискуссия (не более 10–15 мин) и практическая деятельность с демонстрацией практических приемов.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, отвечать быстро и аргументированно). Использоваться творческие задания должны обязательно (пусть и нечасто), т. к. они формируют навыки открытого общения и умения применять полученные знания в новой ситуации.

Проектирование и моделирование осуществляются с целью создания условий для выдвижения, развития и реализации воспитанниками творческой идеи – как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся могут разработать и реализовать долгосрочный творческий проект "Школьная газета".

Конкурс позволяет определить степень усвоения большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма предполагает игровые элементы: деление на команды, наличие жюри, зрителей и т. д. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию "Я-образа" через соперничество, самопознание путем сравнения себя и сверстника. Участие в районных конкурсах позволяет реализовать "ситуацию успеха".

Коллективно-творческое дело (далее – КТД) – основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.

Целесообразно также проводить упражнения на взаимодействие в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.

Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:

  • вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);

  • промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);

  • итоговый – апрель – май текущего учебного года (КТД, беседа, проект)

Список литературы для учащихся:


1. Горохова Е.В., Хочу быть лидером.- Нижний Новгород,2000.

2. Коновалова О.Б., Время выбрало нас! (вып.3) – Н. Новгород,2000

3. Шмаков С.А., Игры учащихся - феномен культуры. – М.,1994

Список литературы для педагога


  1. Белинская Е.П. , Как стать лидером.- М., 2000.

  2. Волохов А.В., Система самоуправления в детских общественных объединениях.- Нижний Новгород,2009.

  3. Лопатина И.Г., Ярмарка социальных инициатив. – Н. Новгород,2004.

  4. Можейко О.В., Школа вожатого и воспитателя. – Волгоград,2007.

  5. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. – М.,1998.

  6. Тетерский С.В., Я в команде. – Н. Новгород, 2009.

  7. Фришман И.И., Шаги навстречу. – М., 2009.

  8. Фришман И.И., Тебе, вожатый! (вып.4) – Н. Новгород,2005.
































Утверждаю

Директор ДДТ

___________ И.А. ДИКАЯ

«___»_____________20 __ г.

Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УВР Директор МОУ ДОД ДДТ

Е.В.Новикова______________ ст. Камышеватская

«_______»_____________201 г. И.А.Дикая_____________

«_____»___________201 г.






МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД


Объединение Я-Лидер


Год обучения первый группа № 1


Количество часов: всего 72; в неделю 2




Педагог дополнительного образования: Ященко Снежана Сергеевна







Планирование составлено по программе педагога дополнительного образования Ященко Снежаной Сергеевной, утвержденной решением педагогического совета №___от 2014года






Календарно-тематическое планирование

1 год обучения


Дата плана

Дата факт


Раздел. Тема.

Кол-во часов


Теория

Прак. работа




Вводное занятие

2

2

0

1.09-7.09


Вводное занятие. Цели и задачи кружка

2

2





Познавательный риф

38

10

28

8.09-14.09


Понятия личности

2

2


15.09-21.09


Понятия "личность", "воображение", "характер", "темперамент", "эмоции".

2

2


22.09-28.09


Тематические занятия по формированию личности.

2

2


29.09-5.10


Занятие по теме: "Вы – личность».

2


2

6.10-12.10


Занятие по теме: "Дайте волю воображению».

2


2

13.10-19.10


Занятие по теме: "Воля и самостоятельность".

2


2

20.10-26.10


Занятие по теме: "Решение проблем".

2


2

27.10-2.11


Занятие по теме: "Мир эмоций".

2


2

3.11-9.11


Занятие по теме: "Общение: необходимость и роскошь".

2


2

10.11-16.11


Основы публичного выступления

2


2

17.11-23.11


Культура речи

2


2

24.11-30.11


Основы актерского мастерства

2


2

1.12-7.12


Проведение КТД. «Я – личность»

2


2

8.12-14.12


Понятия "лидер", "команда".

2


2

15.12-21.12


"Разбуди в себе лидера"

2


2

22.12-28.12


Понятие "социальный проект".

2


2

29.12-4.01


Занятие по теме: "Целеполагание в проектной деятельности".

2

2


5.01-10.01


Занятие по теме: "Создаем проект вместе".

2

2


11.01-17.01


Оформление работы.

2

2





Остров права

32

12

20

18.01-24.01


Знакомство с законами по защите прав детей в РФ и в мире.

2



25.01-31.01


Гражданское право.

2



1.02-7.02


Занятие по теме: "Декларация прав о защите детей".

2


2

8.02-14.02


Занятие по теме: "Что мы знаем о Конвенции"

2


2

15.02-21.02


Импровизированная игра "Суд идет".

2


2

22.02-28.02


Дискуссия "Защита прав детей в России".

2


2

01.03-08.03


Подбор темы для творческой работы "Я – гражданин России" (в рамках конкурса)

2


2

09.03-15.03


Оформление и защита творческой работы "Я – гражданин России" (в рамках конкурса)

2


2

16.03-22.03


Школьная документация

2


2

23.03-28.03


Занятие по теме: «Главный школьный документ – Устав»

2

2


1.04-11.04


Занятие по теме: "Нужна ли школьная форма?".

2

2


12.04-18.04


Занятие по теме: "Как наказать нарушителей".

2

2


19.04-25.04


Творческая работа, разработка законов детского объединения

2

2


19.04-25.04


Положение об избирательной комиссии.

2


2

26.04-2.05


Занятие по теме: "Работа избирательной комиссии

2


2

3.05-9.05


Акция «Все на выборы

2


2




Итого

72

24

48





программа работы кружка "Я - Лидер" (для начальных классов)
  • Другое
Описание:

Кружок «Я – Лидер» имеет социально-педагогическую направленность.

       Программа была изменена с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

В условиях перехода на новые стандарты образования, главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены рядом факторов:

v       размытостью ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка

v      отсутствие ценностей системы в организации воспитательного пространства социума

v     негативность к самостоятельным действиям вместе за собой потребность учащихся в перекладывание ответственности за решение проблем на взрослых.

    В настоящее время решение этой задачи возможно через систему детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и культурологического характера.

Автор Ященко Снежана Сергеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1476
Номер материала 16241
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓