Главная / Технология / Программа работы кружка "Умелые руки", срок реализации: 3 года

Программа работы кружка "Умелые руки", срок реализации: 3 года

Управление образования администрации Павловского муниципального района

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г.Павлово.

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим Советом школы Директор школы

Протокол № _ от ________ 2014 г. _______________

О. Л. Жирякина



РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

«Умелые руки»

Возраст детей – с 8 лет.

Срок реализации – 1 год.



Автор: Маркина Анастасия Александровна

учитель начальных классов

I квалификационной категории,

педагог дополнительного образования









г. Павлово

2014/2015 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. И даже если ребенок страдает от какого-либо физического недостатка он не должен быть обделенным. У каждого ребенка есть свои способности, которые педагог должен выявить, помочь их реализовать, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» реализуется в учреждении коррекционной направленности. Кружок посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, которые характеризуются недоразвитием или нарушением познавательной сферы, зрительно-двигательной координации движений, мелкой и общей моторики.

В ходе реализации данной программы происходит как развитие моторных, общих трудовых навыков, так и социально-психологическая коррекция личности учащихся. Основой для развития личности таких детей является творчество во всех ее направлениях. Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точки зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением изделий и их художественным оформлением. Поэтому программа кружка «Умелые руки» актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость ее реализации заключается в расширении представлений учащихся о продуктивном труде, развитии образного мышления, воображения, формировании навыков планирования деятельности, организации рабочего места, самоконтроля и самоанализа достигнутых результатов, что не всегда реализуется во время уроков ПТО из-за насыщенности программного материала в рамках урока. Дополнительные занятия трудового профиля способствуют развитию трудолюбия, аккуратности, прикладных творческих способностей. Дети, изготавливающие мягкую игрушку будет учиться коллективному труду, усидчивости, следовании правилам и инструкциям. При этом улучшается мелкая моторика рук, развиваются творческие способности. Для этого необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является ее обязательная коррекционная направленность, построение работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, включая учащихся с глубокой степенью умственной отсталости. Создание мягкой игрушки своими руками - очень увлекательное дело, которым могут заниматься и взрослые и дети. Пошив мягких игрушек своими руками - очень полезное занятие для детей. Оно тренирует мелкую моторику, внимание, усидчивость и тактильную чувствительность, развивает творческие способности, а так же приучает выполнять правила и инструкции. Специалисты утверждают, что мягкие игрушки с различной текстурой поверхности обязательно должны быть у каждого ребенка старше трех лет. Мягкая игрушка для ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это близкий друг, советчик с которым он может пообщаться, поделиться своими мыслями….
Оригинальная, качественно выполненная мягкая игрушка, или коллекция, или композиция из мягких игрушек, не только украсит интерьер дома, но и скрасит одиночество ребенка.

Новизна программы в ее профессиональной ориентированности. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, швеи, портнихи. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Получив навыки кройки и шитья, дети с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать свою будущую профессию, которая поможет им адаптироваться в обществе.

Практическая значимость: Изготовление игрушек и костюмов в кружке «Умелые руки» в дальнейшем используется при организации и проведении праздничных мероприятия в школе.

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» социально – педагогической направленности, так как формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья прежде всего трудовые навыки. Реализация программы осуществляется посредствам традиционных занятий, в которые включается теоретический и практический материал, а также в форме экскурсий в музей, выставочный зал, на выставку изделий детского творчества в ДДюТ, где учащиеся могут сравнить свое мастерство с мастерством сверстников, увидеть новые идеи для творчества.

Цель программы: создать психолого-педагогические условия для формирования и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения возможности адаптации в социуме через привитие трудовых, профориентационных и социальных навыков.

Задачи:

  1. Обучающие:

  • дать систему необходимых знаний, умений и навыков по изготовлению мягких игрушек из ткани, меха и др. материалов и применению этих навыков на практике;

  • развить мотивацию к практической деятельности по изготовлению мягких игрушек, предметов интерьера.

  1. Развивающие:

  • Развивать самостоятельность

  • Развивать самоконтроль

  • Развивать творческое воображение

  • Развивать целостность зрительного восприятия

  • Развивать зрительно-двигательную координацию

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие

  • Воспитывать усидчивость

  • Воспитывать внимательность

  • Воспитывать сотрудничество и взаимопомощь

  • Воспитывать культуру поведения в группе, в социуме.

Особенности детей:

Умственно отсталые дети в связи с низким уровнем развития мышления, эмоционально-волевой сферы, слабостью усвоения общих понятий позднее начинают осознавать различные аспекты морали и нравственности, особенности социальных отношений. Они легко поддаются негативным влияниям из-за повышенной внушаемости, недостаточности логического мышления. Поэтому совершают часто неадекватные действия. Недоразвитие характера связано с вторичными нарушениями, возникающими в условиях неблагоприятных социальных отношений.

Вследствие слабости произвольной регуляции и чрезмерной возбудимости наблюдается повышенная расторможенность влечений (аппетита, жажды, сексуальной потребности). Эти особенности отмечаются в условиях недостаточности культурного, социального влияния, что формирует дисгармоничное развитие потребностей.

Кроме того, отмечается недостаток инициативы, неумение регулировать свои действия, достигать заранее поставленной цели. Незрелость личности, самоконтроля и логической оценки ситуации вызывает непосредственные импульсивные реакции на внешние воздействия. Эти спонтанные действия, которые не контролируются личностной сферой ребенка. К этим реакциям относят вспышки гнева, недержание аффекта, необдуманные действия, реакции побега и т. д.

Чувства остаются длительное время недифференцированными, инфантильными. Они неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего миpa. Чувства не корригируются в соответствии с объективной ситуацией. Позднее формируются чувства ответственности, долга, совести и т. д.

Поэтому основная идея программы «Умелые руки» - коррекция и социальная адаптация детей через овладение трудовыми навыками путем усвоения знаний, умений и навыков изготовления изделий своими руками.

Основные концептуальные принципы реализации программы:

a) Личностно - ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей школьного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача – это развитие обучающегося, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно - ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно - ориентированные принципы

Принцип обучения в деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические виды деятельности – конструирование, моделирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Этапы реализации программы:

Программа «Умелые руки» рассчитана на 3 года.

Этапы

Особенности проведения занятий

Полученные навыки

Расписание занятий

I этап – 1 год обучения

Все действия учащихся контролируются и корректируются педагогом. Изготовление изделий строго по образцу.

стачивание деталей, использование шаблонов, лекал.

Занятия проходят 3 часа в неделю по вторникам и четвергам. Режим работы кружка:

14.00-14.40 занятие

14.40-14.50 перерыв

14.50-15.30 занятие

II этап – 2 год обучения

Самостоятельность в простейших действиях и приемах, развитие творческого воображения по средствам оформления готовых изделий.

кройка и стачивание деталей, использование шаблонов, лекал, схем, выкроек, выработаны навыки усидчивости и внимательности, частично сформированы навыки дизайнерского искусства

Занятия проходят 3 часа в неделю по вторникам и четвергам. Режим работы кружка:

14.00-14.40 занятие

14.40-14.50 перерыв

14.50-15.30 занятие

III этап – 3 год обучения

Самостоятельность в изготовлении изделия. Минимальная помощь педагога при оформлении изделия, изготовление композиций, коллекций и т.д.

кройка и стачивание деталей, использование шаблонов, лекал, схем, выкроек, частично сформированы навыки дизайнерского искусства, частично сформированы знания о технологиях пошива изделий, выработаны навыки сотрудничества и взаимопомощи, развита мелкая моторика рук, навыки аккуратности.

Занятия проходят 3 часа в неделю по вторникам и четвергам. Режим работы кружка:

14.00-14.40 занятие

14.40-14.50 перерыв

14.50-15.30 занятие


Состав группы: разновозрастная

Особенности набора обучающихся: набор детей в кружок «Умелые руки» происходит в начале учебного года. Состав группы – учащиеся начальной школы и старшего звена.

Характеристика режима занятий:

общее количество часов в год: 96, в неделю: 3 часа, периодичность: вторник, четверг.

Ожидаемые результаты:

  1. Предметные:

  • Навыки кройки и шитья

  • Частично сформировано понятие о рукоделии

  • Сформированы навыки использования шаблонов, лекал, схем, выкроек

  • Частично сформированы навыки дизайнерского искусства

  • Частично сформированы знания о технологиях пошива изделий

  1. Метапредметные:

  • Сформирована познавательная активность детей

  • Привиты элементарные коммуникативные действия

  • Привиты элементарные регулятивные действия

  • Частично развита толерантность

  1. Личностные:

  • Частично развита самостоятельность

  • Частично развит самоконтроль

  • Частично скорректировано абстрактно-логическое мышление













Цель: ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКИХ ИГРУШЕК



Задачи и ожидаемый результат на 1 год обучения:

п/п

Задача

Результат

Обучающие


1

  • Формировать понятие о данных видах творчества

Частично сформировано понятие о рукоделии

2

  • Формировать навыки кройки и стачивания деталей

Сформированы навыки кройки и стачивания деталей

3

  • Учить пользоваться шаблонами, лекалами, схемами и выкройкам

Сформированы навыки использования шаблонов, лекал, схем, выкроек

4

  • Формировать элементарные навыки дизайнерского искусства

Частично сформированы навыки дизайнерского искусства

Воспитательные


1

  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимательность при выполнении

Выработаны навыки усидчивости

внимательности

2

  • Воспитывать сотрудничество и взаимопомощь

Выработаны навыки сотрудничества и взаимопомощи

3

  • Воспитывать культуру поведения в группе

Выработаны навыки культуры поведения в группе

Развивающие


1

  • Развивать самостоятельность и самоконтроль

Частично развита самостоятельность и самоконтроль

2

  • Развивать целостность зрительного восприятия, зрительно-двигательную координацию

Частично развита зрительно – двигательная координация

3

  • Корректировать абстрактно – логическое мышление

Частично скорректировано абстрактно – логическое мышление

4

  • Развивать мелкую моторику рук.

Развита мелкая моторика рук























Задачи и ожидаемый результат на 2 год обучения:

п/п

Задача

Результат

Обучающие


1

  • Продолжить формирование понятий о данных видах творчества

Частично сформировано понятие о рукоделии, о видах народного творчества

2

  • Формировать навыки кройки и стачивания деталей

Сформированы навыки кройки и стачивания деталей

3

  • Учить пользоваться шаблонами, лекалами, схемами и выкройкам

Сформированы навыки использования шаблонов, лекал, схем, выкроек

4

  • Формировать элементарные навыки дизайнерского искусства

Частично сформированы навыки дизайнерского искусства

Воспитательные


1

  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимательность при выполнении

Выработаны навыки усидчивости

внимательности

2

  • Воспитывать сотрудничество и взаимопомощь

Выработаны навыки сотрудничества и взаимопомощи

3

  • Воспитывать культуру поведения в группе

Выработаны навыки культуры поведения в группе

4

  • Воспитывать положительное отношение к ЗОЖ

Выработаны навыки положительного отношения к ЗОЖ

5

  • Воспитание общественно активной личности

Частично сформированы навыки общественно активной личности

Развивающие


1

  • Развивать самостоятельность и самоконтроль

Частично развита самостоятельность и самоконтроль

2

  • Развивать целостность зрительного восприятия, зрительно-двигательную координацию

Частично развита зрительно – двигательная координация

3

  • Корректировать абстрактно – логическое мышление

Частично скорректировано абстрактно – логическое мышление

4

  • Развивать мелкую моторику рук.

Развита мелкая моторика рук

5

  • Развивать аккуратность

Частично развит навык аккуратности













Задачи и ожидаемый результат на 3 год обучения:

п/п

Задача

Результат

Обучающие


1

  • Формировать понятие о данных видах творчества

Частично сформировано понятие о рукоделии

2

  • Формировать навыки кройки и стачивания деталей

Сформированы навыки кройки и стачивания деталей

3

  • Учить пользоваться шаблонами, лекалами, схемами и выкройкам

Сформированы навыки использования шаблонов, лекал, схем, выкроек

4

  • Формировать элементарные навыки дизайнерского искусства

Частично сформированы навыки дизайнерского искусства


  • Формирование знаний о технологиях пошива изделий

Частично сформированы знания о технологиях пошива изделий

Воспитательные


1

  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимательность при выполнении

Выработаны навыки усидчивости

внимательности

2

  • Воспитывать сотрудничество и взаимопомощь

Выработаны навыки сотрудничества и взаимопомощи

3

  • Воспитывать культуру поведения в группе

Выработаны навыки культуры поведения в группе

4

  • Воспитывать положительное отношение к ЗОЖ

Выработаны навыки положительного отношения к ЗОЖ

5

  • Воспитание общественно активной личности

Сформированы навыки общественно активной личности

Развивающие


1

  • Развивать самостоятельность и самоконтроль

Частично развита самостоятельность и самоконтроль

2

  • Развивать целостность зрительного восприятия, зрительно-двигательную координацию

Частично развита зрительно – двигательная координация

3

  • Корректировать абстрактно – логическое мышление

Частично скорректировано абстрактно – логическое мышление

4

  • Развивать мелкую моторику рук.

Развита мелкая моторика рук

5

  • Развивать аккуратность

Развит навык аккуратности

6

  • Развивать качество выполнения изделий

Частично сформирован навык качества изготовления изделия































Диагностика знаний учащихся на начало и на конец учебного года:

Ф.И. учащегося

Умение правильно выполнять крой изделия по выкройке

Умение правильно подобрать вид шва к каждой детали изделия

Умение правильно выполнять швы


Умение качественно выполнять швы


Умение работы в группе


Умение правильно и технически безопасно организовать свое рабочее место.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

К

1Баева Анастасия













2Данилов Денис













3Калинцева Анастасия













4Кашина Виктория













5Кашина Светлана













6Киреев Александр













7Корнилова Дарья













8Лыкин Дмитрий













9Махнаев Иван













10Мустафина Елизавета













11 Никонва Настя













12 Пронина Лена













13 Соснина Кристина













14Стрелов Алексей













15 Трухалев Петр















Диагностика осуществляется по 3 бальной системе (1 – не сформированы, 2 – частично сформированы, 3 - сформированы)



Диагностика знаний учащихся на начало и на конец 2 учебного года:

Ф.И. учащегося

Умение правильно выполнять крой изделия по выкройке

Умение правильно подобрать вид шва к каждой детали изделия

Умение правильно выполнять швы


Умение качественно выполнять швы


Умение работы в группе


Умение правильно и технически безопасно организовать свое рабочее место.

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11









Диагностика осуществляется по 3 бальной системе (1 – не сформированы, 2 – частично сформированы, 3 - сформированы)





Диагностика знаний учащихся на начало и на конец 3 учебного года:

Ф.И. учащегося

1.

Умение правильно выполнять крой изделия по выкройке

2.

Умение правильно подобрать вид шва к каждой детали изделия

Умение правильно выполнять швы


Умение качественно выполнять швы


Умение работы в группе


Умение правильно и технически безопасно организовать свое рабочее место.

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11









Диагностика осуществляется по 3 бальной системе (1 – не сформированы, 2 – частично сформированы, 3 - сформированы)





Личностный рост: При правильной организации и проведении занятия ожидается приобретение детьми, посещающими кружок следующих личностных качеств:

Ф.И. учащегося

Уравновешенность в поведении

Внимательность

Творческое воображение

Самообладание

Решительность

Настойчивость


Сообразительность

Критичность мышления

Дисциплинированность

Трудолюбие

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

К

1 Баева А.





















2Данилов Д.





















3Калинцева А.





















4Кашина В.





















5Кашина С.





















6Киреев А.





















7Корнилова Д.





















8Лыкин Д.





















9Махнаев И.





















10Мустафина Е.





















11Никонова А.





















12 Пронина Е.





















13 Соснина К.





















14 Стрелов А.





















15 Трухалев П.





















Диагностика личностного роста учащихся на начало и на конец учебного года.

Диагностика осуществляется по 3 бальной системе (1 – не сформированы, 2 – частично сформированы, 3 - сформированы)

Диагностика личностного роста учащихся на начало и на конец 2 учебного года.

Ф.И. учащегося

Уравновешенность в поведении

Внимательность

Творческое воображение

Самообладание

Решительность

Настойчивость


Сообразительность

Критичность мышления

Дисциплинированность

Трудолюбие

1











2











3











4











5











6











7











8











9











10











11













Диагностика осуществляется по 3 бальной системе (1 – не сформированы, 2 – частично сформированы, 3 - сформированы)







Диагностика личностного роста учащихся на начало и на конец 3 учебного года.

Ф.И. учащегося

Уравновешенность в поведении

Внимательность

Творческое воображение

Самообладание

Решительность

Настойчивость


Сообразительность

Критичность мышления

Дисциплинированность

Трудолюбие

1











2











3











4











5











6











7











8











9











10











11













Диагностика осуществляется по 3 бальной системе (1 – не сформированы, 2 – частично сформированы, 3 - сформированы)







Содержание программы кружка «Умелые руки»

на 1 год обучения.

п/п

Тема

Кол-во часов

Ключевые моменты

Форма организации образовательного процесса

I

Изучение различных видов швов

4 ч.

  • «вперед иголка»

  • «петельный»

Теоретические и практические занятия

II

Выполнение объемных игрушек из ткани и меха.


40 ч.

  • Жук – игольница

  • Декоративный цветок

  • Тигр

  • Обезьяна

  • Чебурашка

Теоретические и практические занятия

III

Выполнение плоскостных игрушек из меха.


32 ч.

  • Медведь – газетница

  • Зайчонок – газетница

Теоретические и практические занятия

IV

Выполнение объемных игрушек из меха.

24 ч.

  • Кошка «Мурена»

  • Щенок «Далматинец»

Теоретические и практические занятия

V

Культмассовая работа.


2 ч.

  • Посещение выставок

  • конкурс мастерства среди учащихся, посещающих кружок.

Теоретические и практические занятия



Содержание программы кружка «Умелые руки»

на 2 год обучения.

п/п

Тема

Кол-во часов

Ключевые моменты

Форма организации образовательного процесса

I

Изучение различных видов швов

4 ч.

  • «вперед иголка»

  • «стебельчатый»

  • «петельный»

Теоретические и практические занятия

II

Выполнение объемных игрушек из ткани и меха.


40 ч.

  • Шляпа – игольница

  • Гриб «Мухомор»

  • Лев

  • Жираф

  • Крокодил

Теоретические и практические занятия

III

Выполнение плоскостных игрушек из меха.


32 ч.

  • Дракон – газетница

  • «Цветик - семицветик» – газетница

Теоретические и практические занятия

IV

Выполнение объемных игрушек из меха.

24 ч.

  • Заяц

  • Медведь

Теоретические и практические занятия

V

Культмассовая работа.


2 ч.

  • Посещение выставок

  • конкурс мастерства среди учащихся, посещающих кружок.


Теоретические и практические занятия





Содержание программы кружка «Умелые руки»

на 3 год обучения.

п/п

Тема

Кол-во часов

Ключевые моменты

Форма организации образовательного процесса

I

Изучение различных видов швов

4 ч.

  • «вперед иголка»

  • «стебельчатый»

  • «петельный»

  • «тамбурный».

Теоретические и практические занятия

II

Выполнение объемных игрушек из ткани и меха.


40 ч.

  • Бабка - коробка – игольница

  • Декоративный цветок в вазе

  • Пантера

  • Черепаха

  • Медвежонок

Теоретические и практические занятия

III

Выполнение плоскостных игрушек из меха.


32 ч.

  • Попугай – газетница

  • Обезьяна – газетница

Теоретические и практические занятия

IV

Выполнение объемных игрушек из меха.

24 ч.

  • Медведь «Барни»

  • Собака

Теоретические и практические занятия

V

Культмассовая работа.


2 ч.

  • Посещение выставок

  • конкурс мастерства среди учащихся, посещающих кружок.

Теоретические и практические занятия



Тематическое планирование на 1 год обучения.

п/п

Вид деятельности

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Различные виды швов

  • Виды ручных швов.

Шов «Вперед иголка».



1

1









1

1

4



1

1

1

1

  • Выполнение шва «Вперед иголку».

  • Шов «Петельный».

  • Выполнение «Петельного шва»

2










































































Выполнение объемных игрушек из ткани и меха





2





















2























2
















6





















6























6












24



8





















8























8












Жук – игольница

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка. Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка

Декоративный цветок

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка. Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка

Тигр

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка. Раскрой

деталей.

  • Сметывание основных

деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Набивка деталей

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка тигра

3


















Выполнение плоскостных игрушек из меха

Медведь - газетница

  • Разбор выкройки.





2






14





16

  • Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей

  • Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных

  • Деталей

  • Набивка изделия

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка изделия

4
















































Выполнение объемных игрушек из ткани и меха

Обезьяна

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань.





2





















2


























6





















6






















16

8





















8






















  • Обмеловка. Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка Обезьяны»

Чебурашка

  • Разбор выкройки.

  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка. Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка «Чебурашки»

5


















Выполнение плоскостных игрушек из меха

Зайчонок - газетница

  • Разбор выкройки.





2


































14






































16






































  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия.

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка

6


























































Выполнение объемных игрушек из меха.

Кошка «Мурена»

  • Разбор выкройки.



2























2






























6























14




























24

8























16




























  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей.

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка кошки «Мурены»

Щенок «Далматинец»

  • Разбор выкройки.

  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка

  • Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия.

  • Набивка изделия.

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка

7

Культмассовая работа

  • Участие в выставке на Дне открытых дверей



1



1


2

1



1

  • Посещение музея


Всего: 22 80 102

































Тематическое планирование на 2 год обучения

п/п

Вид деятельности

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Различные виды швов

  • Виды ручных швов.

Шов «Вперед иголка».





1

1









1

1

4



1

1

1

1

  • Выполнение шва «Вперед иголку».

  • Шов «Петельный».

  • Выполнение «Петельного шва»

2
























































Выполнение объемных игрушек из ткани и меха





2





















2





















2










6





















6





















6




24



8





















8





















8




Шляпа – игольница

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка. Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка

Гриб «Мухомор»

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка. Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка

Лев

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка. Раскрой

деталей.

  • Сметывание основных

деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Набивка деталей

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка льва

3
























Выполнение плоскостных игрушек из меха

Дракон - газетница

  • Разбор выкройки.







2






























14




















16





16




















  • Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей

  • Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных

  • деталей

  • Набивка изделия

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка изделия



7






































Выполнение объемных игрушек из ткани и меха

Жираф

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань.





2























2












6























6








16



8























8






  • Обмеловка. Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка Жирафа»

Крокодил

  • Разбор выкройки.

  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка. Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка «Крокодила»

8




















Выполнение плоскостных игрушек из меха

«Цветик - семицветик» - газетница

  • Разбор выкройки.

2


































14
































16
































  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия.

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка

9




























































Выполнение объемных игрушек из меха.

Заяц

  • Разбор выкройки.























2




































8

















14
































24



8

















16
































  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей.

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка

Медведь

  • Разбор выкройки.

  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка

  • Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия.

  • Набивка изделия.

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка


Культмассовая работа

  • Участие в выставке на Дне открытых дверей

1







1


2

1

1

  • Посещение музея


Всего: 22 80 102







































Тематическое планирование на 3 год обучения

п/п

Вид деятельности

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Различные виды швов

  • Виды ручных швов.





1

1









1

1

4



1

1

1

1

  • Шов «Вперед иголка».

  • Выполнение шва «Вперед иголку».

  • Шов «Петельный».

  • Выполнение «Петельного шва»

2






































































Выполнение объемных игрушек из ткани и меха





2





















2












6





















6






24



8





















8






Бабка - коробка – игольница

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка. Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка

  1. Декоративный цветок в вазе

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка. Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка

  1. Пантера

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань.



2
















6














8












  • Обмеловка. Раскрой

деталей.

  • Сметывание основных

деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Набивка деталей

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка

3

Выполнение плоскостных игрушек из меха

Попугай - газетница

  • Разбор выкройки.





2






14

16



16

  • Перевод выкройки на ткань

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей

  • Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных

  • деталей

  • Набивка изделия

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки

  • Сборка игрушки

  • Окончательная отделка изделия


  • Тамбурный шов




  • Выполнение тамбурного шва

2












































Выполнение объемных игрушек из ткани и меха

Черепаха

  • Разбор выкройки. Перевод выкройки на ткань.





2























2














6























6










16



8























8










  • Обмеловка. Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка

Медвежонок

  • Разбор выкройки.

  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка. Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Сборка игрушки. Окончательная отделка

3

Выполнение плоскостных игрушек из меха

Обезьяна - газетница

  • Разбор выкройки.





2





14





16

  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей.

  • Сметывание основных деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия.

  • Набивка изделия

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка

4
































Выполнение объемных игрушек из меха.

Медведь «Барни»

  • Разбор выкройки.























2




8



















14


24

8



















16


  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка.

  • Раскрой деталей.

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей.

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка

  1. Собака

  • Разбор выкройки.

  • Перевод выкройки на ткань.

  • Обмеловка

  • Раскрой деталей

  • Сметывание основных деталей.

  • Сметывание основных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Сметывание дополнительных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание основных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Стачивание дополнительных деталей

  • Набивка изделия.

  • Набивка изделия.

  • Сборка игрушки.

  • Окончательная отделка

5


Культмассовая работа

  • Участие в выставке на Дне открытых дверей





1



1




2

1

1

  • Посещение музея


Всего: 22 80 102









































Методическое обеспечение и перечень оборудования на 1 год.

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Технич.

оснащенность

Форма подведения итогов

Инструменты и оборудование

Дидактические пособия


Вводное занятие

Беседа

словесный

ИКТ,

Контрольное





_________

Наглядные пособия образцы поделок презентация

Изучение различных видов швов

Рассказ

,практическая работа

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный,

освещение

изделие







Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы швов

Выполнение объемных игрушек из ткани и меха.


Театрализованные занятия, интегрированные занятия

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение,

Самоконтроль и взаимоконтроль



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок выкройки изделий

Выполнение плоскостных игрушек из меха.


Занятие - соревнование

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение

Сравнительный анализ с образцом и другими готовыми изделиями



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок, выкройки изделий, тех. карты

Выполнение объемных игрушек из меха.

Интегрированное занятие, занятие - соревнование

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение

Сравнительный анализ с образцом и другими готовыми изделиями



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок, выкройки изделий, тех. карты

Культмассовая работа.


Занятие – соревнование, занятие - экскурсия

Словесный, наглядный, практический


Выставки обсуждение





_________

Готовые изделия





































Методическое обеспечение и перечень оборудования на 2 год.

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Технич.

оснащенность

Форма подведения итогов

Инструменты и оборудование

Дидактические пособия


Вводное занятие

Беседа

словесный

ИКТ,

Контрольное





_________

Наглядные пособия образцы поделок презентация

Изучение различных видов швов

Рассказ

,практическая работа

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный,

освещение

изделие







Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы швов

Выполнение объемных игрушек из ткани и меха.


Театрализованные занятия, интегрированные занятия

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение,

Самоконтроль и взаимоконтроль



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок выкройки изделий

Выполнение плоскостных игрушек из меха.


Занятие - соревнование

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение

Сравнительный анализ с образцом и другими готовыми изделиями



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок, выкройки изделий, тех. карты

Выполнение объемных игрушек из меха.

Интегрированное занятие, занятие - соревнование

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение

Сравнительный анализ с образцом и другими готовыми изделиями



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок, выкройки изделий, тех. карты

Бисероплетение.


Занятие - практикум

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение

Самоконтроль и взаимоконтроль

Иглы, фурнитура, проволока для плетения, пинцет, ножницы

Наглядные пособия образцы поделок, схемы плетения

Культмассовая работа.


Занятие – соревнование, занятие - экскурсия

Словесный, наглядный, практический


Выставки обсуждение





_________

Готовые изделия





























Методическое обеспечение и перечень оборудования на 3 год.

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Технич.

оснащенность

Форма подведения итогов

Инструменты и оборудование

Дидактические пособия


Вводное занятие

Беседа

словесный

ИКТ,

Контрольное





_________

Наглядные пособия образцы поделок презентация

Изучение различных видов швов

Рассказ

,практическая работа

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный,

освещение

изделие







Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы швов

Выполнение объемных игрушек из ткани и меха.


Театрализованные занятия, интегрированные занятия

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение,

Самоконтроль и взаимоконтроль



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок выкройки изделий

Выполнение плоскостных игрушек из меха.


Занятие - соревнование

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение

Сравнительный анализ с образцом и другими готовыми изделиями



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок, выкройки изделий, тех. карты

Выполнение объемных игрушек из меха.

Интегрированное занятие, занятие - соревнование

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение

Сравнительный анализ с образцом и другими готовыми изделиями



Иголки, нитки, ножницы, наперсток

Наглядные пособия образцы поделок, выкройки изделий, тех. карты

Бисероплетение.


Занятие - практикум

Словесный, наглядный, практический

ИКТ, освещение

Самоконтроль и взаимоконтроль

Иглы, фурнитура, проволока для плетения, пинцет, ножницы

Наглядные пособия образцы поделок, схемы плетения

Культмассовая работа.


Занятие – соревнование, занятие - экскурсия

Словесный, наглядный, практический


Выставки обсуждение





_________

Готовые изделия



















Список литературы:

Литература для педагогов:

  1. Федеральный закон о дополнительном образовании (с 1 января 2005 года)

  2. Лазарева Н. В. «Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ». М. «Илекса»,2004 г

  3. Молотобарова И. С. «Кружок изготовления игрушек - сувениров». М. «Владос», 2005г

  4. Плакидин В. И. «Организация и содержание обучения школьников народным промыслам». Нижний Новгород. Нижегородский гумманитарный центр, 2004г

  5. Чурзина Н. О. «Мягкая игрушка. Шаг за шагом». М. «Просвещение», 1998 г

  6. www.myagkayaigrushka.ru

  7. www.luntiki.ru

Литература для учащихся:

  1. Петухова В. И., Ширшикова Е. Н. «Мягкая игрушка». 2002 г.


















Критерии

Уровни

Специальные знания

Творческая активность. Кругозор.

Культура общения

«Высокий»

(5 балов)

Отлично усваивает новые знания по программе своего обучения, может самостоятельно применить их на практике. Свободно владеет профессиональной терминологией, предусмотренной образовательной программой кружка.

Способен принимать нестандартные решения, проявляет гибкость, быстроту и оригинальность мышления. Широкий кругозор. На занятии ребенок способен принимать и создавать новое, инициативен, умеет слушать себя и других. Дома дополнительно занимается изучая дополнительную литературу. Способен устанавливать межпредметные связи, проявляет креативность.

Ребенок коммуникабелен, соблюдает правила, доброжелателен, умеет слушать других, всегда готов придти на помощь, собран на занятиях, активен, пунктуален, обязателен в поступках.

«Выше

среднего»

(4 бала)

Хорошо усваивает новые знания по программе. Не в полном объеме может применить знания на практике. Владеет профессиональной терминологией в рамках программы обучения.

Широкий кругозор. На занятиях активен, дома самостоятельно читает дополнительную литературу. Проявляет интерес к занятиям. Умеет слушать и выражать свои мысли. К делу подходит творчески.

Ребенок общителен, соблюдает правила, доброжелателен, умеет слушать других на занятиях работает по «настроению», не всегда активен и обязателен.

«Средний»

(3 бала)

Усваивает новые знания после неоднократного повторения. Затрудняется в использовании их на практике. С трудом владеет проф. терминологией.

Кругозор ограничен. Ребенок ограничивается знаниями, полученными на занятиях, мало читает, не активен на занятиях. Мало проявляет творчества в практической деятельности.

Ребенок знает правила поведения, но не всегда соблюдает их. Общителен иногда свыше нормы в противоположном случае замкнут и малообщителен

«Ниже среднего»

(2 бала)

Усваивает новые знания не в полном объеме. Применяя их на практике допускает ошибки. С трудом владеет профессиональной терминологией.

Кругозор узкий. Не всегда проявляет интерес к знаниям. В практической деятельности мало проявляется фантазия и творчество.

Ребенок знает правила поведения, но постоянно нарушает их, не внимателен на занятиях и отвлекает других, конфликтен с педагогом и сверстниками. В противоположном случае – ребенок закомплексован и мало контактен, не имеет друзей.

«Низкий»

(1 бал)

Плохо усваивает новый материал. Требует неоднократного повторения раннее пройденного. Частично владеет проф. терминологией.

Кругозор узкий. Ребенок пассивен на занятиях. С нежеланием выполняет требования педагога.

Ребенок не хочет считаться и выполнять правила поведения, мнение окружающих его не интересует, постоянно конфликтует с окружающими. В противоположном случае – ребенок замкнут.





















Оценочная таблица знаний, умений и культуры общения учащихся, посещающих кружок «Умелые руки»



























Обработка результатов

кол-во обучающихся

1. Начальное диагностирование –

2. Промежуточное диагностирование –

3. Итоговое диагностирование -



1. Специальные знания

Ф.И

начальное

промежуточное

итоговое

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.







11.























2. Творческая активность

Ф.И

начальное

промежуточное

итоговое

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.







11.









3. Культура общения

Ф.И

начальное

промежуточное

итоговое

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.







11.









Цель на 2013/ 2014 учебный год:

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ПРИЕМОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКИХ ИГРУШЕК.



Задачи:

Коррекционно - обучающие

1. Формировать понятие о данных видах творчества

2. Формировать навыки кройки и стачивания деталей

3. Учить пользоваться шаблонами, лекалами, схемами и выкройкам

4. Формировать элементарные навыки дизайнерского искусства

Коррекционно - воспитательные

1. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимательность при выполнении

2. Воспитывать сотрудничество и взаимопомощь

3. Воспитывать культуру поведения в группе

Коррекционно - развивающие

1. Развивать самостоятельность и самоконтроль

2. Развивать целостность зрительного восприятия, зрительно-двигательную координацию

3. Корректировать абстрактно – логическое мышление

4. Развивать мелкую моторику рук.























Цель на 2013/ 2014 учебный год:

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ПРИЕМОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ «ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА».



Задачи:

Коррекционно - обучающие

1. Формировать понятие о данных видах творчества

2. Формировать навыки кройки и стачивания деталей

3. Учить пользоваться шаблонами, лекалами, схемами и выкройкам

4. Формировать элементарные навыки дизайнерского искусства

Коррекционно - воспитательные

1. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимательность при выполнении

2. Воспитывать сотрудничество и взаимопомощь

3. Воспитывать культуру поведения в группе

Коррекционно - развивающие

1. Развивать самостоятельность и самоконтроль

2. Развивать целостность зрительного восприятия, зрительно-двигательную координацию

3. Корректировать абстрактно – логическое мышление

4. Развивать мелкую моторику рук.



Программа работы кружка "Умелые руки", срок реализации: 3 года
  • Технология
Описание:

В  «Федеральном государственном образовательном стандарте начального  общего образования» одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. И даже если ребенок страдает от какого-либо физического недостатка он не должен быть обделенным. У каждого ребенка есть свои способности, которые педагог должен выявить, помочь их реализовать, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

                    Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» реализуется в учреждении коррекционной направленности. Кружок посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, которые характеризуются недоразвитием или нарушением познавательной сферы, зрительно-двигательной координации движений, мелкой и общей моторики.

В ходе реализации данной программы происходит как развитие моторных, общих трудовых навыков, так и социально-психологическая коррекция личности учащихся. Основой для развития личности таких детей является творчество во всех ее направлениях. Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точки зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением изделий и их художественным оформлением. Поэтому программа кружка «Умелые руки» актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость ее реализации заключается в расширении представлений учащихся о продуктивном труде, развитии образного мышления, воображения, формировании навыков планирования деятельности, организации рабочего места, самоконтроля и самоанализа достигнутых результатов, что не всегда реализуется во время уроков ПТО  из-за насыщенности программного материала в рамках урока. Дополнительные занятия трудового профиля способствуют развитию трудолюбия, аккуратности, прикладных творческих способностей. Дети, изготавливающие мягкую игрушку  будет учиться коллективному труду, усидчивости, следовании правилам и инструкциям. При этом улучшается мелкая моторика рук, развиваются творческие способности. Для этого необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития  индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему  труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Отличительной особенностью  данной программы является ее обязательная коррекционная направленность, построение работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, включая учащихся с глубокой степенью умственной отсталости. Создание мягкой игрушки своими руками - очень увлекательное дело, которым могут заниматься и взрослые и дети.  Пошив мягких игрушек своими руками - очень полезное занятие для детей. Оно тренирует мелкую моторику, внимание, усидчивость и тактильную чувствительность, развивает творческие способности, а так же приучает выполнять правила и инструкции. Специалисты утверждают, что мягкие игрушки с различной текстурой поверхности обязательно должны быть у каждого ребенка старше трех лет. Мягкая игрушка для ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это  близкий друг, советчик с которым он может пообщаться, поделиться своими мыслями….
Оригинальная, качественно выполненная мягкая игрушка, или коллекция, или композиция из мягких игрушек, не только украсит интерьер дома, но и скрасит одиночество ребенка.

Новизна программы в ее профессиональной  ориентированности. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, швеи, портнихи. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Получив навыки кройки и шитья, дети с ограниченными возможностями здоровья могут  выбрать свою будущую профессию, которая поможет им адаптироваться в обществе.

Практическая значимость: Изготовление игрушек и костюмов в кружке «Умелые руки» в дальнейшем используется при организации и проведении  праздничных мероприятия в школе.

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» социально – педагогической  направленности,  так как формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья  прежде всего трудовые навыки.Реализация программы осуществляется посредствам традиционных занятий, в которые включается теоретический и практический материал, а также в форме экскурсий в музей, выставочный зал, на выставку изделий детского творчества в ДДюТ, где учащиеся могут сравнить свое мастерство с мастерством сверстников, увидеть новые идеи для творчества.

 Цель программы: создать психолого-педагогические условия для формирования и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения возможности адаптации в социуме через привитие трудовых, профориентационных и социальных навыков.

Задачи:

1.    Обучающие:

·       дать систему необходимых знаний, умений и навыков по изготовлению мягких игрушек из ткани, меха и др. материалов и применению этих навыков на практике;

·       развить мотивацию к практической деятельности по изготовлению мягких игрушек, предметов интерьера.

2.    Развивающие:

·       Развивать самостоятельность

·       Развивать самоконтроль

·       Развивать творческое воображение

·       Развивать целостность зрительного восприятия

·       Развивать зрительно-двигательную координацию

3.    Воспитательные:

·       Воспитывать трудолюбие

·       Воспитывать усидчивость

·       Воспитывать внимательность

·       Воспитывать сотрудничество и взаимопомощь

·       Воспитывать культуру поведения в группе, в социуме.

Особенности детей:

Умственно отсталые дети в связи с низким уровнем развития мышления, эмоционально-волевой сферы, слабостью усвоения общих понятий позднее начинают осознавать различные аспекты морали и нравственности, особенности социальных отношений. Они легко поддаются негативным влияниям из-за повышенной внушаемости, недостаточности логического мышления. Поэтому совершают часто неадекватные действия. Недоразвитие характера связано с вторичными нарушениями, возникающими в условиях неблагоприятных социальных отношений.

Вследствие слабости произвольной регуляции и чрезмерной возбудимости наблюдается повышенная расторможенность влечений (аппетита, жажды, сексуальной потребности). Эти особенности отмечаются в условиях недостаточности культурного, социального влияния, что формирует дисгармоничное развитие потребностей.

Кроме того, отмечается недостаток инициативы, неумение регулировать свои действия, достигать заранее поставленной цели. Незрелость личности, самоконтроля и логической оценки ситуации вызывает непосредственные импульсивные реакции на внешние воздействия. Эти спонтанные действия, которые не контролируются личностной сферой ребенка. К этим реакциям относят вспышки гнева, недержание аффекта, необдуманные действия, реакции побега и т. д.

Чувства остаются длительное время недифференцированными, инфантильными. Они неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего миpa. Чувства не корригируются в соответствии с объективной ситуацией. Позднее формируются чувства ответственности, долга, совести и т. д.

Поэтому основная идея программы «Умелые руки» -  коррекция и социальная адаптация детей через овладение трудовыми навыками  путем усвоения знаний, умений и навыков изготовления изделий своими руками.

Основные концептуальные принципы реализации программы:

a) Личностно - ориентированные принципы

·Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей школьного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

·Принцип развития. Основная задача – это развитие обучающегося, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

·Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно - ориентированные принципы

·Принцип целостности содержания образования. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

·Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

·Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно - ориентированные принципы

·Принцип обучения в деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические виды деятельности – конструирование, моделирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

·Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

·Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Этапы реализации программы:

Программа «Умелые руки» рассчитана на 3 года.

Этапы

Особенности проведения занятий

Полученные навыки

Расписание занятий

I этап – 1 год обучения

Все действия учащихся контролируются и корректируются педагогом. Изготовление изделий строго по образцу.

стачивание деталей, использование шаблонов, лекал.

Занятия проходят 3 часа в неделю по вторникам и четвергам. Режим работы кружка:

14.00-14.40 занятие

14.40-14.50 перерыв

14.50-15.30 занятие

II этап – 2 год обучения

Самостоятельность в простейших действиях и приемах, развитие творческого воображения по средствам оформления готовых изделий.

кройка и стачивание деталей, использование шаблонов, лекал, схем, выкроек, выработаны навыки усидчивости и внимательности, частично сформированы навыки дизайнерского искусства

Занятия проходят 3 часа в неделю по вторникам и четвергам. Режим работы кружка:

14.00-14.40 занятие

14.40-14.50 перерыв

14.50-15.30 занятие

III этап – 3 год обучения

Самостоятельность в изготовлении изделия. Минимальная помощь педагога при оформлении изделия, изготовление композиций, коллекций и т.д.

кройка и стачивание деталей, использование шаблонов, лекал, схем, выкроек, частично сформированы навыки дизайнерского искусства, частично сформированы знания о технологиях пошива изделий, выработаны навыки сотрудничества и взаимопомощи, развита мелкая моторика рук, навыки аккуратности.

Занятия проходят 3 часа в неделю по вторникам и четвергам. Режим работы кружка:

14.00-14.40 занятие

14.40-14.50 перерыв

14.50-15.30 занятие

 

Состав группы: разновозрастная

Особенности набора обучающихся: набор детей в кружок «Умелые руки» происходит в начале учебного года. Состав группы – учащиеся начальной школы и  старшего звена.

Характеристика режима занятий:

общее количество часов в год: 96, в неделю: 3 часа, периодичность: вторник, четверг.

Ожидаемые результаты:

1.    Предметные:

·       Навыки кройки и шитья

·       Частично сформировано понятие о рукоделии

·       Сформированы навыки использования шаблонов, лекал, схем, выкроек

·       Частично сформированы навыки дизайнерского искусства

·       Частично сформированы знания о технологиях пошива изделий

2.    Метапредметные:

·       Сформирована познавательная активность детей

·       Привиты элементарные коммуникативные действия

·       Привиты элементарные регулятивные действия

·       Частично развита толерантность

3.    Личностные:

·       Частично развита самостоятельность

·       Частично развит самоконтроль

·       Частично скорректировано абстрактно-логическое мышление

 

 

 

 

Автор Маркина Анастасия Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1467
Номер материала 28988
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓