Главная / Школьному психологу / программа: работа с родителями в логике сопровождения

программа: работа с родителями в логике сопровождения

Пояснение и обоснование актуальности проекта «Школа для родителей»

В последнее время, в социально-педагогической работе произошёл резкий поворот, соответствующий ориентации на человека и среду его обитания - поворот к семье. Человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является, при чём следует учитывать две семьи - семью «здесь и теперь» и семью, из которой произошёл человек (родительская семья).



Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, связанная, как система тысячами нитями с другими социальными системами. Не случайный экологический подход в социальной работе с семьёй направлен на изменение отношений между семьёй и её окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.



Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную, воспитательную, первичного социального контроля, духовного и культурного общения и т.д.



Семья является самым главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым относятся: физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т. п.), потребность в безопасности (социальная и материальная защищённость), потребность в любви и уважении.

К семейной атмосфере, её состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. Родители естественным образом влияют на своих детей: через механизмы подражания, идентификации, интериоризации образцов родительского поведения.



Воспитательный потенциал семьи – это её способность реализовывать функцию воспитания развития и социализации ребёнка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни людей, структурой, индивидуально типологическими особенностями родителей.



Исходя из значимости семейного воспитания на развитие ребёнка, семья является одним из главных объектов профессиональной деятельности педагогов в логике сопровождения УВП и работы СППС.



Социально-психолого-педагогическая работа с семьёй направлена в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребёнка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Конкретное содержание социально-психолого-педагогической работы, а также использование тех или иных технологий, в каждом отдельном случае обусловлено типом, индивидуальными особенностями данной семейной ситуации, а так же актуальными проблемами семьи.



Цели:

  • Социально-психолого-педагогическая поддержка семьи.

  • Создание благоприятных условий для развития личности воспитанников в процессе восприятия мира и адаптации в нём (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального).

  • Социально-педагогическая защита учащихся в их жизненном пространстве.



Задачи:

  • Анализ социально-психолого-педагогической ситуации развитияучащихся.

  • Анализ сферы и особенностей межличностных отношений учащихся, их восприятия внутрисемейных отношений

  • Участие в диагностике индивидуально-личностных особенностей детей и подростков

  • Выявление личностных проблем детей младшего школьного возраста и учащихся основной школы определение причин их возникновения.

  • Контроль за соблюдением прав и интересов воспитанников, своевременная помощь в кризисных ситуациях

  • Организация деятельности по социальному оздоровлению семьи и внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков социальной толерантности и здорового образа жизни воспитанников и семьи в целом.

  • Социально-психолого-педагогическая коррекция воспитательных влияний, оказываемых на детей, как со стороны семьи, так и социальной среды.

  • Координация связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

  • Координация связей с различными учреждениями, связанными с проблемами развития и воспитания детей и семьи в целом, с целью привлечения специалистов для оказания услуг широкого спектра.

  • Сбор и распространение информации по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг,

  • Повышение профессиональной компетенции.



Направления работы.



Социально-педагогическая защита прав ребенка:

  • выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве,

  • защита прав и интересов воспитанников в различных инстанциях,

  • защита и индивидуальная работа с воспитанниками, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых.



Социально-психолого-педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем воспитанников, семьи:

  • изучение социального запроса семьи на социально-психологическую и педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования;

  • диагностика актуального состояния семьи воспитанников, социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения.

  • социально-педагогическая диагностика особенностей семьи и ее воспитательного потенциала;

  • социально-педагогическая диагностика личностных качеств и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста;



Профилактико-просветительская деятельность.

  • пропаганда здорового образа жизни в семье, как необходимого условия успешной социализации детей,

  • психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье,

  • организация семинаров, круглых столов, встреч для родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей,

  • содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс,

  • привлечение специалистов учреждений, связанных с проблемами развития и воспитания детей и семьи в целом для оказания услуг широкого спектра.

  • подготовка стендового информационного материала.



Социально-психолого-педагогическая коррекция и реабилитация:

  • организация социально-педагогического контроля условий воспитания и поведения ребенка.

  • помощь в преодолении внутриличностных конфликтов, связанных с проблемами в семье, микросоциуме воспитанника,

  • предупреждение возможных отклонений в поведении воспитанников, когда социальная неприспособленность требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием,

  • координация отношения ребенка с детскими коллективами, взрослым окружением.



Социально-психолого-педагогическое консультирование:

  • групповые консультации для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по организации проведения и результатам социально-психолого-педагогической диагностики личностных качеств и межличностных отношений дошкольников и младших школьников.

  • индивидуальные консультации для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по результатам социально-психолого-педагогической диагностики личностных качеств" и межличностных отношений дошкольников и младших школьников.



Организационно-методическая деятельность:

  • анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности,

  • участие в методических советах, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам

  • создание и поддержка банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-психолого-педагогических исследований.



Основные принципы деятельности:



Принцип взаимодействия:

  • целенаправленное постоянное сотрудничество с другими работниками образовательного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

  • межведомственная интеграция деятельности специалистов различных социальных институтов, занимающихся вопросами развития, воспитания и социализации детей.



Принцип личностно-ориентированного подхода:

  • признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья,

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей личности,

  • создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей,

  • оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.



Принцип позитивного восприятия и принятия личности:

  • толерантное отношение к детям и взрослым;

  • проявление эмпатии

  • оптимистическая гипотеза - вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельности ого подхода «сделай себя личностью сам»



Принцип конфиденциальности:

  • сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями; неразглашение информации.



Методология деятельности:



В ходе решения социально-психолого-педагогических задач могут быть задействованы формы и методы, отвечающие следующим критериям:

  • соответствие возрастным и психологическим особенностям;

  • экологичность (отсутствие травмирующих компонентов);

  • экономичность (по времени и оборудованию).



Выбор методов, используемых в социально-педагогической практике, определяется:

  • проблемой ребенка,

  • особенностями личности,

  • состоянием семейных взаимоотношений,

  • уровнем социальной адаптации.

  • возможностями специалиста

  • видом деятельности, предлагаемым клиенту.

Если это общение, то здесь возможны беседа, диспут, дебаты; если игровая деятельность -деловые игры, ролевые игры, тренинги и т.п. Воспитывая, можно воздействовать различным образом:

  • воздействовать,

  • противодействовать,

  • содействовать,

  • помогать,

  • сотрудничать и т.д.



Методы и приемы социально-психолого-педагогической деятельности:



диагностическое направление:

  • мониторинговое наблюдение (метод структурированного наблюдения);

  • тестирование (стандартизированные диагностические тесты-опросники прямого и полупроективного типа);

  • анкетирование;

  • интервьюирование;

  • анализ документов.



В процессе диагностики широко используются:

  • шкальные методики;

  • карточные методики;

  • проективные методики;

  • ассоциативные проективные методики;

  • экспрессивные методики;

  • контент - анализ (выборочный, содержательный);

  • метод социальных биографий и др.



социально-психолого-педагогическая коррекция и реабилитация: выбор методик определяется конкретным запросом и диапазоном профессиональной компетенции;

  • создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта;

  • словесные методы: лекция, беседа, диспут, дискуссия, собрание;

  • занятия с элементами тренинга и т. д.;

  • методы воспитания: внушение, убеждение, приучение, поощрение и наказание, мотивация и приобщение к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества.



консультативное направление:

  • беседа;



  • включенное наблюдение,

  • убеждение,

  • одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать,

  • приемы активного слушания.

  • прием конфронтации,

  • прием «Я - послания», метод легенд



Профилактико-просветительское направление:

  • словесные методы: лекция, беседа, диспут, дискуссия, собрание

  • обучающие занятия с элементами тренинга;



В практической работе педагога-психолога используются также организационно-распорядительные методы: инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика и др.



Ряд видов и форм работы является интеграционно-взаимосвязанным между собою, как. например, работа с педагогами по коррекции и профилактике синдрома эмоционального сгорания (выгорания), семейное консультирование (диагностическое, коррекционное, просветительское).



Основными критериями эффективности работы являются:



  • анализ социальных проблем клиентов прошедшего года в области образования и воспитания, социального здоровья, трудоустройства, социального обеспечения, социального обслуживания, других областях и результаты их решения;

  • положительная динамика изменений отношения населения к социально-педагогической деятельности;

  • положительная оценка микроклимата семьи воспитанников;

  • положительная динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности по улучшению социально-педагогических условий в социуме;

  • положительная динамика развития в детской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;

  • повышение уровня профессионального роста социального педагога как специалиста.



Способы оценки эффективности профессиональной деятельности.



Оценка эффективности социально-психолого-педагогической деятельности сопряжена с целым рядом трудностей:

  • комплексный характер проблем, возникающих у индивида (группы) в ходе социализации, предполагает оказание помощи сразу по нескольким направлениям. Сложность и многообразие целей социально-педагогической деятельности затрудняет их перевод на язык формализованных показателей.

  • проблемы эффективности тесно связана с проблемой отсутствия чётких границ социальных норм и стандартов, закрепленных в законодательных актах и общественном сознании. Для их определения чаще используются качественные показатели, нежили количественные, отсюда возникают определённые трудности в ходе оценки состояния социальных систем и фиксации происходящих в них изменений. В отличие от биологических систем, системы социальные (семья) не обладают той же устойчивостью, так как изменяются не только в историческом, но и в национальном и в географическом масштабах. Методы оценки, применяемые в социальной сфере (наблюдение, опросы, тесты, контент-анализ различных источников информации и др.), в большинстве случаев приводят к неоднозначным выводам и могут быть подвержены противоположным толкованиям.



  • множество факторов, влияющих на конечное состояние потребителя социальных услуг, смазывают картину реальной эффективности проделанной работы.



Помимо этого существует и технологические проблемы определения эффективности социально-психолого-педагогической деятельности: отсутствие регулярной обратной связи с семьями, несовершенство информационного банка данных, неразработанность социально-педагогических технологий.



Основными методами изучения результатов деятельности педагога психолога является:

  • анализ программы деятельности социального педагога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми).

  • анализ текущей и отчетной профессиональной документации специалиста.

  • анализ используемых социально-психолого-педагогических методик и технологий.

  • анализ эффективности использования рабочего времени специалиста

  • наблюдение практической деятельности педагога-психолога (критерии: формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);

  • наблюдение динамики контрольных показателей, выбор которых определяется целями проводимой работы.

При этом одним из основных критериев является динамика включённости клиентов в различные виды социальной деятельности. Семьи, которые получили своевременную социально-педагогическую (психологическую, медицинскую) помощь, как правило, проявляют большую активность в реабилитации ребёнка. Их усилия включают обращения в медицинские, педагогические, социальные службы для решения различных проблем, защиты своих прав и прав ребёнка. Важным показателем является динамика отношения к ребёнку. Семьи, получившие помощь, обычно с большим оптимизмом оценивают социальные перспективы детей. Однако, поскольку коррекция общения родителей и детей требует долговременных и активных форм заботы, отслеживать изменения в отношения к ребёнку достаточно сложно. Для определения влияния на отношение к ребёнку реабилитационную культуру и активность семьи, а так же для выявления косвенных результатов социально-педагогического воздействия, необходимо использовать качественные методы оценки, в частности, метод «Кейс-стади». В отличие от статических методов, основанных на изучении большого количества фактов, сущность этого метода заключается в том, чтобы на примере детального изучения одного или нескольких случаев вскрыть глубинные процессы, воспроизвести систему отношений, раскрыть их содержание. В отдельных случаях возможно использование «хронологической стратегии» в наблюдении отдельных семей для изучения динамики социальных статусов, с целью выявления влияния на этот процесс деятельности социального педагога.

  • анкетирование,

  • опрос, интервьюирование воспитанников, семьи в целом.

  • самоанализ.



Литература

  • Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

  • Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

  • Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.,2001.

  • Гаврилова К. В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. — Минск, 1985.

  • Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. — М., 1997.

  • Донцов И. А, Самовоспитание личности. — М., 1984.

  • Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. — М„ 1998.

  • Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

  • Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма. — М, 1990.

  • Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

  • Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1992.

  • Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.

  • Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

  • Коррскционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998.

  • Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1979.

  • Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. — Самара, 1997.

  • Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

  • Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». — М., 1991.

  • Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.

  • Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985.

  • Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2002.

  • Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков.—М., 1996.

  • Социальная педагогика; Курс лекций / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001.

  • Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995.

  • Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.

  • Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

  • Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

  • Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. — Саратов, 1997.





программа: работа с родителями в логике сопровождения
  • Школьному психологу
Описание:

Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, связанная, как система тысячами нитями с другими социальными системами. Не случайный экологический подход в социальной работе с семьёй направлен на изменение отношений между семьёй и её окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.

К семейной атмосфере, её состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. Родители естественным образом влияют на своих детей: через механизмы подражания, идентификации, интериоризации образцов родительского поведения.

Социально-психолого-педагогическая работа с семьёй направлена в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребёнка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Автор Степанова Марина Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 386
Номер материала 29992
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы