Программа
"Воспитание
доброты"
1.
Пояснительная записка
Самой трудной и самой значимой
деятельностью учителя я считаю воспитательную. Поэтому, ещё во время
подготовительных занятий с будущими первоклассниками я внимательно знакомилась
с детьми, присматривалась к ним. Совместно со школьным психологом провела
анкетирование , индивидуальные беседы с детьми и с родителями.
Полученные результаты показали, что
у детей присутствует чувство страха, недоброжелательность друг к другу. Я
заметила, что дети не могут общаться, во время игр и отдыха стараются
перекричать друг друга, толкаются, не могут уступить, т.к. каждый хочет быть
лидером. Во время бесед выяснилось, что «подготовишки» под добротой понимают
лишь умение поделиться с другими чем-то: сладостями, игрушками, вещами, что-то
отдать, выполнить просьбу.
Анализируя все эти факты, и,
учитывая то, что сейчас всё чаще стал подниматься вопрос о необходимости
извлечения из запасников старых добрых фильмов для детей, о выпуске новых
добрых фильмов, чаще стали вспоминать добрые песни и стихи для детей, да и сами
слова доброта, добрый, доброжелательность стали звучать всё чаще и чаще, я
пришла к выводу, что в течение первого класса всю воспитательную работу
направлю на воспитание доброты и составлю программу на первый год
обучения.
Я определила основные направления,
по которым хочу развивать детские души, и наметила задачи для дальнейшей работы
с первоклассниками.
Воспитанию доброго отношения к
окружающим послужат специально организованные занятия (праздники, беседы,
чтение книг, просмотры фильмов с последующим обсуждением, разучивание
стихотворений и песен с добрым началом, проведение тестов на самооценку и
т.п.).
Каждое такое занятие будет
подводить школьников к необходимым знаниям о гуманизме (и доброте, как одном из
его проявлений), о культуре поведения и общения. Знания, приобретенные
учениками в процессе воспитательных занятий, смогут превратиться в убеждения,
они будут подтверждаться, и подкрепляться наглядными примерами, в первую
очередь примерами из опыта самих школьников, из повседневной жизни.
Реализация программы «Воспитание
доброты» будет осуществляться в виде путешествия по станциям на уроках, на
классных часах, во внеклассной деятельности и в ежедневной жизни детского
коллектива.
Программа краткосрочная, рассчитана
на один год.
2.
Цель
Способствовать созданию в классном
коллективе атмосферы сотрудничества, поддержки и условий для раскрытия
творческой индивидуальности личности младшего школьника.
3.
Задачи:
- помочь детям понять, что
доброта – сложное чувство;
- формировать умение войти в
положение другого человека, сопереживать вместе с ним;
- способствовать формированию
умения действовать сообща, поддерживать друг друга.
Основные направления программы.
- «Вместе весело шагать …»
– 8 часов
- «Мы хотим, чтоб птицы
пели…» – 8 часов
- «Край родной навек
любимый …» – 8 часов
- «Если хочешь быть здоров
…» – 9 часов
4.
Участники программы:
– учащиеся 1 класса
– педагоги
– родители
– администрация
5.
Формы проведения:
– практические занятия
– беседы
– ролевые игры
– викторины
– конкурсы
– экскурсии
– праздники
– соревнования
– анкетирование
6.
Ожидаемые результаты
- приобретение детьми
положительного опыта общения с одноклассниками и взрослыми;
- стремление детей укреплять
свое здоровье;
- приобретение детьми
уверенности в собственной значимости.
7.
Содержание программы
1.«Вместе
весело шагать...»
Цель направления.
Воспитывать в детях чувство
самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.
Учиться взаимопониманию с
одноклассниками.
2.
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся
Цель направления.
Показать значение трудовой
деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное отношение к людям
разных профессий
3.
«Край родной навек любимый …»
Цель направления.
Расширить представления детей о
своей Родине, воспитывать уважительное отношение к символам государства,
патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину
4.
«Если хочешь быть здоров …»
Цель направления.
Воспитывать в детях потребность в
здоровом образе жизни.
Учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
9. Календарный план реализации программы
№ п/п
|
Если хочешь быть здоров…
|
Край родной навек любимый…
|
Вместе весело шагать…
|
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом
достаётся
|
|
Путешествие в страну Здоровья
|
Россия – родина моя
|
Школа вежливости
|
Чудо земли - хлеб
|
|
Глаза – главные помощники человека
|
Славные символы России
|
Просто я работаю волшебником
|
Что такое профессия
|
|
Мягкие лапки, а в лапках царапки
|
|
Доброе слово – что ясный день
|
Твой труд дома
|
|
Правила безопасности при общении с животными
|
Конституция - основной закон государства
|
Когда лень – всё идёт через пень
|
Все профессии нужны, все профессии
важны
|
|
Я по улице шагаю.
|
|
Доброе слово и кошке приятно
|
|
|
Сто друзей ста мастей
|
Рыцарский турнир
|
Здравствуйте
|
Волшебство народных промыслов
|
|
Режим дня
|
Народное творчество и народная мудрость
|
Без друга в жизни туго
|
Каждой вещи – своё место
|
|
По заповедным тропинкам
|
Семья, согретая любовью
|
О доброте, скромности и отзывчивости
|
|
|
Радуга, радуге радуйся!
|
Мы – за мирное детство
|
Улыбка каждому к лицу
|
В гостях у мастеров народных промыслов
|
10.
Литература
- О.С.Богданова,
В.И.Петрова «Методика воспитательной работы в начальных
классах». М., 1975г.
- Журнал «Начальная школа», № 5
2008г.
- Казыханов В.
Уроки нравственности. Наб. Челны, 2001г.
- Огородников
А.А.
Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. М.,
1988г.
- Л.П.Молодова
«Игровые экологические занятия с детьми». Минск, 1996г.
- Лихачев Д.С.
Письма о добром. С-Пб., 2006г.
- «Азбука нравственного
воспитания». М. Просвещение, 1997г.
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ПРОШЛЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
В
прошедшем учебном году была поставлена воспитательная цель воспитание высоко
нравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих
проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и
окружающей жизни.
Цель достигалась путем
решения следующих задач:
*формирование
у школьников представлений о ценности здоровья и необходимости ведения
здорового образа жизни;
*формировать
патриотические чувства, любовь к Родине, к земле, где ты родился и вырос;
чувство гордости за свою страну;
*формировать
потребности и мотивы нравственного поведения;
*обогатить
эмоциональный мир детей;
*вооружить
учащихся знаниями морали и целесообразности моральных норм.
Основными
направлениями ВР в 2012-2013 учебном году были патриотическое, экологическое,
здоровье сберегающее, информационно-познавательное, трудовое.
Для
достижения поставленной цели использовались следующие формы работы, средства
педагогического влияния, приемы включения учащихся в деятельность и общение:
классные часы, тематические акции, беседы, утренники, мероприятия, праздники,
десанты.
Результатами
решения воспитательных задач стало
*формирование
у школьников представлений о ценности здоровья и необходимости ведения
здорового образа жизни;
*формирование
патриотические чувства, любовь к Родине, к земле, где ты родился и вырос;
чувство гордости за свою страну;
*формирование
потребности и мотивы нравственного поведения;
*обогатить
эмоциональный мир детей;
*вооружение
учащихся знаниями морали и целесообразности моральных норм.
Таким образом, постановка
цели была обоснованной; выбор основных средств достижения цели правильным
В прошедшем
учебном году были выявлены следующие воспитательные проблемы: полученные
результаты показали, что у детей присутствует чувство страха,
недоброжелательность друг к другу. Я заметила, что дети не могут общаться, во
время игр и отдыха стараются перекричать друг друга, толкаются, не могут
уступить, т.к. каждый хочет быть лидером. Во время бесед выяснилось, что
«подготовишки» под добротой понимают лишь умение поделиться с другими чем-то:
сладостями, игрушками, вещами, что-то отдать, выполнить просьбу.
Для решения данных
воспитательных проблем на следующий учебный год будет обозначена следующая цель:
способствовать
созданию в классном коллективе атмосферы сотрудничества, поддержки и условий
для раскрытия творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Для достижения
указанной цели будет необходимо решить следующие задачи:
- помочь детям понять, что
доброта – сложное чувство;
- формировать умение войти в
положение другого человека, сопереживать вместе с ним;
- способствовать формированию
умения действовать сообща, поддерживать друг друга.
Средствами для
достижения цели будут являться следующие формы работы:
– практические занятия
– беседы
– ролевые игры
– викторины
– конкурсы
– экскурсии
– праздники
– соревнования
– анкетирование
ХАРАКТЕРИСТИКА
КЛАССА
Состав
класса.
Количество учащихся в классе
|
10
|
Социальный
состав
|
Здоровье
|
мальчиков
|
8
|
многодетных
|
3
|
основная группа
|
11
|
девочек
|
2
|
малообеспеченных
|
10
|
подготовительная группа
|
-
|
Годы рождения
|
2004
|
1
|
детей-инвалидов
|
-
|
2005
|
6
|
опекаемых
|
-
|
специальная группа
|
1
|
2006
|
5
|
Неполных семей
|
2
|
Проблемные дети по состоянию
здоровья: Ушаков Мирон- бронхиальная астма.
.
За время летних каникул в
составе класса произошли изменения:
·
Выбыли: Ложников Д. (уехал к маме в город), Марков С. (оставлен
на повторный год обучения в 1 классе).
·
Прибыли:___________________________________________________________________
·
Изменили социальный статус
__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Познавательный уровень
развития учащихся: средний.
Работоспособность и
успеваемость учащихся: работоспособность низкая, ближе к средней.
Развитие коллектива.
(Поставьте точку ближе к качеству, которое наиболее характерно для
коллектива класса. Соединив точки, получаем гистограмму, отражающую основные
характеристики класса)
Возникают группы по деловым
интересам
|
|
Возникают группы
отрицательного характера
|
Мальчики и девочки
дружат. Мальчики защищают девочек
|
|
Мальчики и девочки
конфликтуют
|
Учащиеся болеют ли за
свой коллектив, переживают за неудачи своего класса
|
|
Равнодушны к делам,
достижениям и неудачам коллектива
|
При проведения
общешкольных мероприятий стараются держаться вместе
|
|
При проведения
общешкольных мероприятий стараются держаться разобщенно
|
Умеют сами
организовываться для выполнения коллективных мероприятий
|
|
Постоянно нуждаются в
контроле и руководящей роли педагога, взрослого
|
Умеют терпеливо и
внимательно выслушивать друг друга
|
|
Не умеют терпеливо и
внимательно выслушивать друг друга
|
Подчиняются
распоряжениям уполномоченных лиц
|
|
Отказываются
подчиняются распоряжениям уполномоченных лиц
|
В классе есть актив,
он пользуется авторитетом.
|
|
В классе актива,
нет, все дела организует классный руководитель.
|
Отношения между
детьми уважительные, толерантные
|
|
Отношения между
детьми уважительные, толерантные
|
Участие в общешкольных
делах активное
|
|
Участие в
общешкольных делах активное
|
Выводы.
1. Уровень развития класса как коллектива (низкий, средний,
высокий).
2.
Задачи дальнейшего развития коллектива.
Продолжить
формировать сплочённый дружный коллектив болеющий за общее дело и уважительно
относящийся ко всем членам коллектива.
3.
Пути дальнейшего развития коллектива вижу через совместную деятельность:
участие в школьных мероприятиях, играх, во внеурочной деятельность, общности
интересов, в проведение классных часов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.