Главная / Логопедия / Программа "Развития речи" объединения "Речевичок"

Программа "Развития речи" объединения "Речевичок"

Пояснительная записка


Работу современных образовательных учреждений (как школьных, так и дошкольных) трудно представить без организации дополнительной учебно-воспитательной деятельности. Тем более, в работе с детьми, имеющими те или иные трудности в развитии (а именно, нарушения речи – НР), дополнительное образование является значимым звеном всей коррекционно-развивающей деятельности.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Как правило, у многих современных детей в дошкольном возрасте присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, фонематических процессов (процессов восприятия звуков речи), лексики, грамматики, связной речи.

Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Работа логопеда в рамках дополнительного образования представляет собой организованный и целенаправленный воспитательный коррекционно-развивающий процесс, направленный на преодоление как речевых трудностей, так и психофизических (поведенческих) нарушений, на воспитание полноценной социальной личности путем проведения систематических индивидуальных и подгрупповых занятий по освоению содержания интегрированных образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка» в соответствии с ФГТ.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами (как способами организации занятия): практическими, наглядными, вербальными; с использованием современных технологий, позволяющих организовывать личностно ориентированный образовательный процесс формирования и развития не только знаний и умений, но и личностных качеств дошкольника с речевыми трудностями. Деятельность детей предполагает разный уровень участия благодаря использованию разных методов:

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- частично-поисковый.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся - занятие: индивидуально-подгрупповые.

Коррекция и развитие речи проводится с учетом ведущей деятельности детей. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игры, которая становится средством развития моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Речевые игры и развлечения с детьми помогают воспитывать интерес к окружающему.

Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлеченных игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, творчество, что имеет огромное значение для формирования школьнозначимых функций.

Занятия по развитию речи имеют частую смену видов деятельности с использованием современных технологий: психогимнастика, пальчиковые игры, подвижные игры, речевые и дидактические игры, упражнения на развитие артикуляционной моторики, дикции; этюды на развитие эмоциональной выразительности, этюды-диалоги, что способствует мобилизации внимания и творческих способностей детей.

Кроме того, тематическое содержание занятий позволяет развивать умственные способности (мыслительную деятельность, умение анализировать, внимание зрительное и слуховое, память).

Подобная дополнительная работа делает процесс развития речи более индивидуализированным и результативным.

Данная кружковая – логопедическая работа дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приемами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающимся в логопедической помощи.



Вид программы:

Разработанная мною программа является модифицированной, за основу взята типовая программа Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекция нарушений речи», кроме того использовались методические разработки Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов», «Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с НР» С.Ф. Рыжовой.


Программа по развитию речи детей имеет социально-педагогическую направленность, так как направлена на:

  • социальную адаптацию детей, имеющих речевые трудности;

  • повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с окружающими, с последующими социальными институтами;

  • способствует созданию условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.


Программа считается монопрофильной, учебно-предметной ориентации. Основными направлениями работы по развитию речи являются:


- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к значению слов;

- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом.


Цель программы:

  • Устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, фонематического восприятия;

  • Создание благоприятных условий для использования приобретенных речевых умений в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.



Задачи программы:

  1. Способствовать совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторики рук ребенка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления;

  2. способствовать развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи;

способствовать расширению и активизации словаря ребенка, лексико-грамматической стороны речи;

  1. Способствовать воспитанию гармоничной, раскрепощенной, творческой личности.


Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности:

  • Артикуляционная, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, движения, сопровождающиеся речью;

  • дидактические, настольные речевые игры;

  • игровые и творческие технологии (психогимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию, упражнения на развитие звукопроизношения, этюды – диалоги, игровые задания).

  • практическая деятельность (рисование, аппликация)




Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся:

Состав подгрупп постоянный, он включает в себя детей 5-7 лет, набор в кружок был свободным.


В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)

В речи редко отмечается смягчение согласных. Шипящие звуки у большинства звучат нечисто, встречаются замены на свистящие. Характерна неустойчивость произношения, т.е. дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас» или «жук зуззит». У большинства детей этого возраста звуки Л и Р еще не автоматизированы в речи. Чаще звук Р заменяется звуками Л, Ль, Й.

Достаточно развитый речевой слух дает возможность различать и понимать различные интонации.

Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками. Дети затрудняются в выделении определенного звука из ряда других звуков или в определении наличия заданного звука в слове и др..

Словопроизношение еще недостаточно чистое, встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов; сокращения слоговой структуры слова (сложных слов). Недостаточно активен словарный запас (номинативный, атрибутивный), неточность в употреблении предложно-падежных конструкций, в словоизменении и словообразовании. Некоторые дети испытывают затруднения в составлении связных высказываний. Связная речь совершенствуется, ребенок овладевает монологической речью.

Произношение у детей 6-7 лет.

Речевые недостатки выражаются в искажении шипящих звуков Ш, Ж, Ч, а также звуков Л, Р. Встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых: «мине», «исть», «ложить» и т.п. Отмечается неточное употребление слов в контексте. Это объясняется малоактивностью словаря ребенка.

На седьмом году речь ребенка становится более точной в структурном отношении, развернутой, логически последовательной. Однако встречаются аграмматизмы во фразовой речи.


Прогноз знаний, умений и навыков к концу I года обучения:

  • правильно артикулировать изученные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

  • четко дифференцировать все изученные звуки речи;

  • находить в предложении слова с заданным звуком речи, определять место звука в слове;

  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • называть все пальцы на руке, овладеть комплексом пальчиковой гимнастики;

  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в диалоговой речи, пересказе, чтении стихов.


Прогноз знаний, умений и навыков к концу II года обучения:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

  • четко дифференцировать все изученные звуки речи;

  • находить в предложении слова с заданным звуком речи, определять место звука в слове;

  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • называть последовательность слов в предложении;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать тексты.

  • координировать речь с движением;

  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в диалоговой речи, пересказе, чтении стихов.





Способы и формы выявления результатов:

Контроль и учет знаний и умений осуществляется за счет проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

  • контактность

  • сформированность общих речевых навыков (голосо-дыхательная функция, темпо-ритмическая организация);

  • чистота звукопроизношения

  • автоматизация звуков в речи, слоговая структура слова;

  • умение строить предложение;

  • умение строить связное, логическое высказывание;

  • сформированность базовых предпосылок речи (слуховое внимание, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве, мелкая, артикуляц. моторика).





Виды контроля и мониторинг:


Вводный – тестовая диагностика проводится во время набора и в начале 2-го года обучения детей с целью выявления речевых недостатков, степени сформированности речи ребенка в соответствии с возрастными показателями.


Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме.


Итоговый – тестовая диагностика проводится после завершения каждого года обучения с целью определения уровня развития речевых способностей, выявления положительной динамики.


Способы и форма фиксации результатов:

По окончании первого года обучения детям вручаются медали, по окончании всей программы обучения детям выдаются сертификаты, с результатами работы. Заполняются протоколы диагностики, аналитическая справка, оформляются отзывы детей и родителей, фото.


Способы и формы предъявления результатов:

Итоговое открытое занятие для родителей.

Диагностические карты.

Аналитическая справка.


Содержание программы

В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики, по постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. Речевой материал упражнений связаны с определенной темой, например, «Птицы», «Весна» или игрой.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В занятия на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психфизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.

Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия сочиняют дети.


Вся индивидуально-подгрупповая работа условно делится на несколько этапов.

I Подготовительный

Задачи:

  • вызвать интерес к занятиям, даже потребность в них;

  • развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

  • формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

  • в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;


II Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

  • устранение дефектного звукопроизношения;

  • развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.


III Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.


IV Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.


V Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи по текущим темам; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие индивидуальное и подгрупповое.

Индивидуальное занятие строится по схеме:

  1. Организационный момент, психогимнастика, создающая мотивацию, положительный настрой на занятие, снятие напряжения (3 мин.);

  2. Развитие общих речевых, неречевых навыков: пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика (5 мин.);

  3. Развитие фонетико-фонематических процессов с отрабатываемым звуком (5 мин.);

  4. Динамическая пауза – Подвижная игра, сопровождение речи движением (3-5 мин.);

  5. Развитие лексико-грамматического строя речи (5 мин.);

  6. Развитие элементарных навыков письма и чтения (5 мин.);

  7. Итог занятия. Анализ работы. Установка на успех. Домашнее задание. (1 -2 мин.).


Подгрупповое занятие строится по схеме:

  1. Организационный момент, психогимнастика, создающая мотивацию, положительный настрой на занятие (3 мин.);

  2. Развитие общих речевых, неречевых навыков: пальчиковая, дыхательная гимнастика (5 мин.);

  3. Знакомство с темой (5 мин.);

  4. Динамическая пауза – Подвижная игра, сопровождение речи движением (3-5 мин.);

  5. Этап закрепления полученных знаний в игре, развитие психических процессов. (5 мин.);

  6. Развитие элементарных навыков письма и чтения (5 мин.);

  7. Итог занятия. Анализ работы. Установка на успех. Домашнее задание. (1 -2 мин.).


Программа рассчитана на обучение детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.


























Календарно – тематический план

подгрупповых занятий по развитию речи детей с НР

объединения «Речевичок»

1 год обучения




Месяцы

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Содержание

Дата



I

Период



обучения





Сентябрь

3 неделя

4 неделя



5 неделя





Октябрь



1неделя





2неделя



3неделя



4неделя







Ноябрь



1неделя



2неделя



3неделя



4неделя
















































Диагностика

Вводное занятие. Звуки вокруг нас.

Осень. Звуковые замки. Знакомство со словом.







Звук и буква У. Предметы живые и неживые. Части тела.

Звук и буква А. Фрукты. Слова-действия.

Звуки А-У. Овощи. Слова-признаки.

Звук и буква И. АУИ. Игрушки.









Звуки П-Пь. Буква П. Моя страна.

Звук и буква Т. Деревья.



Звуки П-Т. Домашние животные.

Звуки К-Кь. Буква К. Домашние птицы.


















































11



1



1



1







1





1



1



1











1



1



1



1




Произношение

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата «Сказка о веселом язычке»

Развитие физиологического дыхания, силы выдыхаемой струи «Осенний листик», «Забей гол», «Шторм в стакане», «Деревце», «Легкий кубик»; речевого дыхания «Улитка», «Лесенка»…

Уточнение правильного произношения сохранных звуков.

Развитие навыков употребления в речи восклицательной, повествовательной и вопросительной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (индивидуально).

Автоматизация поставленных звуков.

Мелкая и общая моторика

Уточнение названий пальцев. Пространственная ориентировка. Выполнение заданных движений «Кольцо», «Рога козы», «Ушки зайца».. Пальчиковая гимнастика с проговариванием, связанная с лексической темой «Пальцы – дружная семья», «Будем мы варить компот»…

Психогимнастика, релаксация «Эмоции – сказочные герои», «Заводные игрушки», «Семена проросли», «прогулка в лес»…

Фонематические процессы.

Узнавание и различение неречевых звуков «Послушаем тишину», «Узнай по звуку»

Узнавание и различение звуков речи по высоте и силе голос «Песенка мышонка и лошадки».

Различение речевых и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, памяти. Различение слогов из правильно произносимых звуков «Эхо»

Различение интонационной выразительности в чужой речи Этюды на выражение эмоций «Считалочка», «Потешка», «Разговор клоунов», «Овощи-толстячки и овощи-худышки»

Проигрывание диалогов.

Слоговая структура слов с изучаемым звуком «Новоселье», «Гречневая кукла»

Развитие речи.

Уточнение и активизация слоаря по лексическим темам.

Употребление множественного числа существительных, категории Р.п. с предлогом У, и без предлога. Местоимение МОЙ, МОЯ, МОЕ. Категории числа и лица глаголов настоящего времени; категории прошедш. вр. глагола.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий рассказ, рассказ с выражением, мимикой, жестами – согласно лексической теме.

Речевые игры: «Осень спросим», «Что из чего сделано», «Детки на ветке»…












II

Период



обучения



Декабрь



1неделя



2неделя





3неделя



4неделя





5 неделя







Январь



3неделя





4неделя



5неделя





Февраль



1неделя



2неделя



3неделя



4неделя








Звуки П-Т-К. Предложение с предлогом К. Зима.

Звуковой анализ и синтез прямых открытых слогов. Зимующие птицы.

Звук и буква О. Новый год.



Звуковой анализ с П, Т, К. (кот, мак). Животные холодных стран.

Слоги закрытые. Слова.











Звуки Х-Хь. Буква Х. Деление слов на слоги. Дом. Его части.

Звуки К-Х. Посуда.



Звук Ль. Мебель. Слоговой и звуковой анализ.





Звук и буква Й. Транспорт.



Звуки Ль-Й. День защитника отечества.

Звук и буква Ы. Профессии.



Звуки Ы-И.










































































































































































































12



1



1





1



1





1











1





1



1









1



1



1



1




























Произношение

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата – опорные схемы.

Продолжение работы по выработке речевого дыхания, силы, целенаправленности воздушной струи – «Согрей ладошки», «Сдуй снежинку», «Песня ветра», «Задуй свечи», «Автомобили»…

Работа над темпом и ритмом речи «Телеграф», «шагистика»…

Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах – разучивание потешек, чистоговорок, стишков.

Автоматизация вновь проставленных звуков.

Дифференциация на слух сохранных звуков, различающихся по твердости-мягкости - «Собери чемодан», «Камень – вата».



Мелкая и общая моторика.

Упражнения с мелкими предметами «помоги Золушке», выкладывание узора из палочек,

С использованием природного материала – сосновых шишек, ореха; массажных шариков «каштанов».



Гимнастика по схемам движений под ритм бубна, под марш (запись музыки), Координация речи с движением.



Фонематические процессы.

Определение наличия звука в слове – Сигнальная карточка, символ звука «Звуковые часы»

Распределение картинок, названия которых включают:

- заданный звук – «Наведи порядок»

- дифференцируемые звуки.

Элементарные навыки звукового анализа (на уровне слога, слова) фишки, схемы «Слоговые часы»

Различение слов, близких по звуковому составу – «Кто самый внимательный»

определение количества слогов (гласных) в слове – «Новоселье»

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) по твердости-мягкости – В гостях у Тима и Тома



Развитие речи

Упражнять в

- согласовании прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образовании относительных прилагательных – «Я за мебелью пришел»,

- в подборе однокоренных слов – «Дерево», «Кто с кем дружит»

- в образовании сложных слов «Позови к себе слово»

- в составлении предложений по демонстрации действий, картине, вопросам;

- в распространении предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений – «Снежный ком», «Кто больше слов скажет»

- в составлении предложения по опорным словам;

- в составлении предложения по картине, серии картин, пересказе текста, насыщенного изучаемым звуком – «рассказ наоборот», рассказ с иллюстрациями, «Путешествие по городу»

Употребление предлогов - «Потерялись маленькие слова»







III

Пе





риод



обучения




































Март



1неделя



2неделя



3неделя





4неделя



5 неделя





Апрель



1неделя





2неделя



3неделя



4неделя





Май



1неделя





2неделя





3неделя



4неделя
















Звуки М-Мь. Буква М. Мамин день. Весна.

Звуки С-Сь. Буква С. Одежда.



Звуки З-Зь. Буква З. Обувь.

Предложение с предлогом ЗА.

Звуки С-З. Головные уборы.



Слоги. Слова. Звуковой анализ.







Звук и буква Ц. Рыбы: морские, речные, аквариумные.

Звуки С-Сь, З-Зь. Перелетные птицы.

Звуки Б-Бь. Жилища птиц, животных, насекомых.

Звуки Б-П. Мой поселок.









Звуки В-Вь. Буква В. Предложение с предлогом В. День победы.

Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Предложение с предлогом НА. ПДД.

Звуки В-Ф. Предложение с предлогом ИЗ.

Итоговое занятие. Лето.






13





1



1



1



1





1









1





1



1



1









1





1





1



1


































Произношение

Автоматизация звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования (С-Ш, З-Ж, Р-Л) «Звенит – жужжит», «Свестит – шумит», …

Развитие речевого дыхания, дикции (в разучивании чистоговорок, скороговорок, потешек).





Мелкая и общая моторика

Пальчиковая гимнастика с проговариванием «Рыбка», «Как у нас семья большая»…

Координация речи с движением. Подвижные игры – «Курочка-хохлатка», «Ласточки», «Аквариум»...



Фонематические процессы

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме – «Найди своей картинке место»

Выбор схемы к слову.

Развитие звукового, слогового анализа слова «Звуковые часы», «Новоселье»



Развитие речи

Активизация речевой деятельности детей в специально организованных речевых ситуациях (диалогах, мини-сценках, этюдах); в коллективных формах общения детей между собой -

«Кому что нужно», «Узнай и загадку загадай»;

игры-инсценировки «Маленькие труженики»





Итого



36



































Календарно – тематический план

подгрупповых занятий по развитию речи детей с НР

объединения «Речевичок»

2-ой год обучения




Месяцы

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Содержание

Дата



I



Период



обучения







Сентябрь



3неделя



4неделя



5 неделя





Октябрь



1неделя



2неделя



3неделя





4неделя







Ноябрь



1неделя



2неделя



3неделя







4неделя














Диагностика



Вводное занятие. Звуки вокруг нас.

Слово. Осенние месяцы.









Слова-предметы. Наш край.

Слова-действия. Деревья.



Слова-признаки. Грибы-Ягоды.



Предложение. Злаки. Хлеб.











Звук и буква Ш. Человек. Семья.

Звук и буква Ж. Режим дня. ЗОЖ.

Звуки Ш-Ж. Звери - животные.





Звук С-Ш. Птицы дикие-домашние.



11







1



1



1









1



1



1





1











1



1



1







1












































Произношение

Постановка и первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.



Мелкая и общая моторика

Пространственная ориентировка в своем теле, по отношению к предмету.

Координация речи с движением.

Уточнение названий пальцев.

Работа с мелкими предметами (нанизывание бусинок …); дидактические игры.

Подвижные игры «Пила», «Бараны», «Соблюдай порядок»

Фонематические процессы

Анализ звукового состава правильно произносимых слов.

Выделение начального гласного из слова, последовательное называние гласных из ряда двух, трех гласных. Анализ и синтез слогов, односложных слов в игровой форме. Выделение первого согласного в слове.

Четкое правильное произношение твердых и мягких согласных, согласно плану. Знакомство с буквами. Чтение слогов.

Развитие речи

Практическое усвоение грамматических форм ед.-мн. числа существительных, существительных мн.ч. Р.п..

Согласование глаголов ед и мн.ч. настоящего времени с существительным (залаяла – залаяли), глаголов настоящего времени ед.-мн.ч. (поет-поют).

Практическое усвоение способов словообразования (приставочный, суффиксальный, сложением слов).

Работа на уровне предложения:

анализ предложения с помощью вопроса к каждому слову.

Деформированное предложение, составление простого распространенного предложения с предлогами У, В, ПОД, НАД, С, СО по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Этюды-диалоги согласно теме недели.







II

Период



обучения







Декабрь



1неделя



2неделя



3неделя



4неделя



5 неделя





Январь



3неделя



4неделя



5неделя











Февраль



1неделя



2неделя



3неделя



4неделя











Звуки З-Ж. Зима. Зимние месяцы. Предлог из-за.

Звуки С-Ш, З-Ж. Зимние виды спорта.

Звук и буква Л. Новый год.



Звуки Л-Ль. Традиции народов.

Звуковой анализ слова.









Звук и буква Р. Посуда.



Звуки Р-Рь. Орудия труда. Профессии.

Звуки Л-Ль, Р-Рь.

Транспорт. Профессии.













Звук и буква Ц. Комнатные растения.

Звуки С-Ц. Наша Родина – Россия.

Звук и буква Ч. Москва – столица России.

Звук и буква Щ. Масленица.




12







1



1



1



1



1









1



1



1















1



1



1



1










Произношение

Продолжение работы по закреплению правильного произношения звуков по плану индивидуальной работы.

Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Развитие дикции, темпо-ритмической стороны речи.

Мелкая и общая моторика

Пальчиковая гимнастика согласно теме, шнуровка.

Гимнастика по схемам. Координация речи с движением.

Подвижные игры.



Фонематические процессы

Звуковой анализ слова.

Слоговой анализ слова. Соотнесение схемы слова со словом.

Выделение ударного гласного в слове.

Звуки гласные – согласные. Твердые – мягкие согласные.

Звуки звонкие – глухие.

Усвоение слогового чтения, выкладывания слов из букв.

Преобразования слов путем замены одной буквы.

Игровые задания со словами.

Развитие речи

Уточнение и активизация словаря по лексическим темам.

Словообразование на новой лексической теме: приставочным, суффиксальным способом,

путем словосложения (трехолесный). Употребление этих слов при составлении предложений.

Составление предложений из «живых слов», распространение предложения с помощью вопросов.

Составление предложения с использованием заданного словосочетания.

Изменение грамматических форм в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Сложные формы мн.ч. существительных (пальто, торты, крылья…)

Мн.ч.Р.п. существительных (яблок, платьев).

Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже, вед.-мн.ч., в составе предложения в разных падежах.

Сочетание числительных с существительным в роде, числе и падеже.

Сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Составление предложений по результатам выполнения словесной инструкции.

Составление рассказа из предложений, данных в заданной последовательности.

Пересказывание текстов.

Заучивание скороговорок, стихотворных текстов.

Игровые задания на развитие художественно-речевого творчества.





III

Период



обучения







Март



1неделя



2неделя



3неделя



4неделя



5 неделя



Апрель



1неделя



2неделя



3неделя



4неделя



Май



1неделя



2неделя



3неделя



4неделя
















Звуки Ч-Щ. Весна. Праздник мам.

Звук и буква Я. Одежда. Обувь. Головные уборы.

Звук и буква Е. Предметы быта.

Звук и буква Ю. Мебель.



Слово. Предложение.







Звук и буква Ё. Дом.



Буква Ь. Перелетные птицы.



Звуки А-Я. Насекомые.



Звуки У-Ю. Весенние цветы.







Звуки О-Ё. С.Я. Маршак.



Звуки Ы-И. С. Михалков.



Звуки Э-Е. К.И. Чуковский.



Лето. На пороге школы.

Итоговое занятие.






13







1



1



1



1



1







1



1



1



1







1



1



1



1




Произношение

Завершение исправлений всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Упражнения на развитие силы выдоха: «Бабочки», «Цветик-семицветик», «Черепашки», «Колобок», «Перекати-поле».



Развитие дикции, темпо-ритмической стороны речи: проговаривание на выдохе чистоговорки.



Мелкая и общая моторика

Координация речи с движением. Речевые подвижные игры:

«Мяч», «Лиса»,»Цветы и пчелы», «Зайцы и лиса», «Прогулка на велосипедах»»Мышеловка», «Пчелы и комары». «Поймай комара», «Карусель»

Фонематические процессы

Дальнейшее развитие навыков различения звуков.

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности в игровых заданиях «Новоселье», «Начало и конец слова», «Отгадай слово», «Стук да стук, найди слово, милый друг».

Усвоение букв.

Развитие речи

Закрепление навыков изменения грамматических форм слов по родам, числам, падежам на новом лексическом материале.

Использование новых слов (за счет способов словообразования) в составлении предложений. Подбор родственных слов, наблюдение за многозначностью слов.

Употребление предлогов в речи: из-за, из-под.

Составление предложений по опорным словам; сложноподчененных предложений с союзом ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, с местоимением КОТОРЫЙ.

Пересказ текста.

Составление рассказа по сюжетной картине, по серии картин.

Заучивание стихотворений, загадок, прозаических текстов.

Проигрывание этюдов.

Игровые задания на развитие художественно-речевого творчества.



Итого



36






























Используемая литература


1.Алифанова Е.А., Егорова Н.Е.

Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999. – 80с.

2. Анищенкова Е.С.

Арткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/ Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 58с.

3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю.

Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», «Новая школа», 1998. – 136с.

5.Зайцева Е.С., Шептунова В.К.

Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. – СПб.: КАРО, 2012.

6.Кирьянова Р.А.

Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет. – СПб.:КАРО, 2007.

7.Краузе Е.Н.

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80с.

8.Лылова Л.С.

Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров. Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 208с.

9. Максакова А.И., Тумакова Г.А.

Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. Сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.

10. Новоторцева Н.В.

Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду. / Н.В. Новоторцева – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 256с.

11.Павлова Л.Ю.

Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.



31


Программа "Развития речи" объединения "Речевичок"
  • Логопедия
Описание:

   В объединение "Речевичок" чаще всего обращаются дети дошкольного возраста с речевыми проблемами.Современных родителей таких детей волнуют не только сами дефекты звучащей речи (недостатки произношения,  "неправильная речь", "съедание" слов и т.п.), но и как эти проблемы могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка при обучении в школе. 

   Поэтому моя программа предусматривает коррекцию и развитие всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя, необходимых для успешного обучения ребенка в школе.

Автор Васиченко Людмила Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 52290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓