Главная / Классному руководителю / Программа "Работа с родителями" (для классного руководителя)

Программа "Работа с родителями" (для классного руководителя)

hello_html_m6d97c399.gifПрограмма "Работа с родителями"

Цели:

1.Гуманизация семейных отношений.

2. Укрепление психического здоровья  учащихся.

3.Преодоление отчужденности детей от родителей.

4.Вовлечение родителей во внутришкольную жизнь.

Задачи:

1.Организовать родительский всеобуч.

2. Работать над созданием единого воспитательного пространства.

3.Вовлекать родителей в учебную, внеурочную деятельность и участие в управлении в школе.

Прогноз результатов работы:

1.Отсутствие отклонений в психическом здоровье учащихся.

2. Повышение учебной мотивации.

3.Отсутствие конфликтных ситуаций в системе « родители- учитель».

4.Повышение качества успеваемости.

5.Отсутствие правонарушений со стороны учащихся.

Сроки реализации программы: 2013-2014 г.г.

Перспективный план работы над программой.

1.Изучение социального состава семей школьников.

2.Изучение проблем воспитания в семье.

3.Посещение конфликтных и неблагополучных семей.

4.Изучение семейных традиций и пропаганда семейных праздников и часов семейного досуга.

5.Обучене родителей через родительский всеобуч, родительские собрания, конференции, консультации.

6.Вовлечение родителей в организацию досуга детей на каникулах, в проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, праздников, соревнований.

7.Привлечение родителей к организации ремонта школьных помещений и укреплению материально-технической базы школы и класса.

8.Привлечение родителей в работу родительского комитета, общественного совета содействия семье и школе.


План работы на 2013-2014 учебный год


мероприятия

сроки

1

2

3

4

5

6

7

8


Родительский всеобуч.

Заседания родительского комитета.

Классные родительские собрания.

Ремонт школьных помещений.

Составление социального паспорта класса

День матери.

Встреча с выпускниками.

Внеклассные мероприятия по классам.

1 раз в триместр

1 раз в триместр

1 раз в четверть

июнь-август

сентябрь

ноябрь

февраль

по графику


Программа родительского всеобуча на 2013-2014 год

          Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

          В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку,  когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

         Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

             Что стоит за неумением вашего ребенка или ученика прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?

       Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?

       Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке,  цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.

          Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

·   потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

·   инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

·   открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

          Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

·   с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

·   со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

·   с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

          Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

          Проблемное поле педагогического образования родителей  представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.  

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Принципы:

·   первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

·   достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

·   практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

·   взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

·   развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

·   гуманизации отношений и общения;

·   системности воспитательных воздействий на ребёнка;

·   преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

·   сотрудничества по созданию Образа Человека.

          Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как

-     система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

-     особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

-     процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.

Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.

Основные задачи проекта:

1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративной открытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.

2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.

3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;  педагогическое самообразование родителей.

5. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

6. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

-      Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).

-      Создание в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей.

-      Формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника.

-      Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

               Подростковый возраст является трудной порой для ребёнка. Но и родители детей-подростков переживают в этот период стрессы, растерянность, беспокойство. В этот период важно понять, какие реакции и формы поведения являются нормальными для подростков и их родителей. Иногда родители воспринимают поступки своих детей как проблемные, тогда как на самом деле они являются нормальными для их возраста. Понять подростков, особенности данного возрастного периода может помочь знание о той особой нише развития,  в которой они живут.

                Впервые слово «подросток» появилось в литературе в 1904 году. Считалось, что данный период является промежуточной стадией между детством и взрослостью. Впервые заговорили о парадоксальности характера подростка. Разные учёные называли этот период периодом «бури и натиска», периодом «врастания в культуру» т.д. Одни считают, что кризис в подростковом возрасте – явление неизбежное и универсальное из-за его биологической предопределённости, связанной с половым созреванием, другие утверждают, что кризиса можно избежать, если взрослые будут «правильно себя вести».

            Стремительные физиологические и эндокринные изменения, происходящие в этом возрасте, в первое время отодвинули в глазах учёных на второй план собственно психологические проблемы. Но изучение процесса социализации детей в разных культурах доказало, что особенности полового созревания, формирование сознания, наличие и острота проживания подросткового кризиса зависят, в первую очередь, от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. В ряде исследований было показано, что в большинстве примитивных культур существуют церемонии, которые «вводят» подростков во взрослую жизнь. Такие обряды называли инициацией. Формы обрядов были разными, но в каждом из них можно наблюдать общие черты: временная изоляция подростка от прежнего социального окружения, приобщение к тайным знаниям, получение нового имени, знаков отличия, имеющих символическое значение. По сути, инициация оформляла переход в новую статусную роль, показывая всем и самому ребёнку его новую социальную позицию. Именно этот внешний, видимый всеми переход снимал многие проблемы взросления, неопределённости положения подростка, вызывающие конфликты и трудности в формировании их самосознания.

               Сложности, сопутствующие подростковому возрасту, во многом связаны с тем, что существенные психические изменения не сопровождаются внешними изменениями в статусе, материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности поведения подростков, их стремление к созданию собственной культуры (одежды, жаргона и т.д.), к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми, объясняются именно их положением – уже не дети, но ещё и не взрослые.

            Взаимоотношения подростка  с окружающим миром выстраиваются в двух направлениях: с одной стороны – ребёнок стремится освободиться от родительской опеки; с другой – он постепенно входит в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнёрами обоих полов.

           Общение подростка со взрослыми насыщено проблемами. Родители и учителя в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении этого возраста, пытаясь сохранить «детские» формы контроля. Отношение к подростку как к ребенку со стороны значимого окружения не только тормозит развитие социальной зрелости в подростковом периоде, но и вступает в противоречие с представлениями самого подростка о собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях подростка и взрослого.

            Учитывая сложность периода и специфику отношений со взрослыми, в первую очередь – ограничение влияния родителей,  необходимо особенно внимательно относиться к тому, какие формы приобретает общение со значимыми взрослыми в целом и с родителями в частности. Д. Фонтенел формулирует условия успешного общения взрослых с подростками следующим образом:

·       Помните, что в переходном возрасте общение обычно сокращается и ребёнок становится менее склонен поверять свои мысли и чувства родителям. Это вполне нормальный процесс, который не должен вызывать у вас беспокойство и отрицательные реакции.

·       Слушайте, что вам говорят, то есть постарайтесь понять чувства подростка, его логику. Вместо того, чтобы выдумывать контраргументы и возражения, просто слушайте.

·       Отложите свои дела и просто смотрите на подростка. Когда подросток говорит с вами, слушайте. Вы должны оказывать подростку надлежащее внимание. Следите за тем, чтобы он разговаривал с вами, а не обращался к вашему затылку или газете, в которую вы уткнулись.

·       Постарайтесь, чтобы общение проходило в позитивном ключе. Не заостряйте внимания на ошибках, промахах, упущениях подростка. Сделайте общение позитивным, говорите об успехах, достижениях, интересах, хорошем поведении.

·       Разговаривайте с подростком о том, что ему интересно. Это может быть музыка, спорт, танцы, автомобили, мотоциклы. Если у вас завязался разговор, не старайтесь воспользоваться им для поучений, для того, чтобы в чём-либо убедить подростка, произвести на него желаемое вами впечатление. Главной целью разговора должен быть сам разговор и поддержание положительного взаимодействия.

·       Избегайте говорить слишком много. Остерегайтесь слишком длинных или подробных объяснений, многократного повторения своих наставлений, излишних расспросов, а также других форм общения, которые делают подростка глухим к вашим речам.

·       Постарайтесь проникнуться чувствами подростка. Ему не требуется, чтобы вы с ним соглашались или не соглашались, просто скажите, что вы понимаете, что он чувствует. Не пытайтесь разубеждать его, чтобы утешить. Случается, от вас не требуется, чтобы вы улаживали какие-то ситуации или повышали настроение подростка. Понимание его чувств с вашей стороны может быть для него главным утешением.

·       Не допускайте излишне бурных реакций на слова подростка. Помните: иногда подростки рассчитывают вызвать своими словами определённую реакцию родителей. Кроме того, не говорите «нет» слишком поспешно. Лучше обдумать просьбу и только потом дать ответ. Иначе говоря, подумайте, прежде чем открывать рот.

·       Старайтесь сами создавать ситуации, благоприятные для общения. Чаще бывайте с ребёнком. Старайтесь разделять с ребёнком его занятия, хотя подросток едва ли будет часто принимать ваши предложения. Дополнительным препятствием к общению может стать телевизор.

·       Остерегайтесь мериться силами с подростком, вступать с ним в конфронтацию. Стремитесь ориентировать общение на компромисс, а не на битву. При каждом удобном случае вовлекайте подростка в принятие решений.

               Результатом неправильных отношений взрослых, общества в целом к подросткам, по мнению ряда исследователей, является острое течение подросткового кризиса. Кризис подростка является нормой возраста. Но то, как он будет протекать, во многом определяется поведением взрослых. Попытки взрослых избежать проявления кризиса путём создания условий для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к ним, чтобы иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности. Именно через это столкновение подросток узнаёт себя, свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении. В этом заключается положительное значение кризиса в жизни человека. Если этого не происходит и кризис проходит бесконфликтно, в дальнейшем могут проявиться либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17-18 лет и даже, позже либо затяжная инфантильная позиция «ребёнка», характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

           Одной  из главных тенденций возраста является переориентация подростка с общения с родителями, учителями на общение со сверстниками в силу ряда причин: это важный специфический канал информации; это специфический вид межличностных отношений; это специфический вид эмоционального контакта. Общение в этом возрасте строится на переплетении двух потребностей: обособления и потребности включенности в какую-либо группу или общность. Подростку важно входить в значимую для него группу, на ценности и нормы которой он ориентируется. В центре жизни подростка находятся его отношения со сверстниками, выступающими источником норм поведения и получения определённого статуса. То есть для ребенка подросткового возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, а занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление выражается в желании занять в группе позицию лидера, для других – дорогого друга, для третьих – непререкаемого авторитета, но в любом случае данное стремление является главным в поведении детей в средних классах.

              Положение равенства детей-сверстников делает общение с ними особенно привлекательным для подростков, и даже развитое общение со взрослыми не способно его заменить. Оно представляет особую ценность, выходит за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родителями. Здесь подросток реализует стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой. Именно в таком общении происходит познание подростком другого человека и самого себя.

               Смена деятельности, развитие общения перестраивают и интеллектуальную деятельность подростка. Подростки вдруг становятся очень сметливыми и знают буквально всё. Их осведомлённость распространяется на сферы знаний, по каждому вопросу у них есть своя точка зрения. Они выдвигают гипотезы и в рассуждениях их доказывают, интересуются интеллектуальными задачами. Предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с жизненными планами и выбором профессии, с появлением идеалов в жизни.

              Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и стремление управлять ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) осмысленность  восприятия окружающего мира; 4) стремление к размышлению; 5) повышение общей интеллектуальной активности.

             Но самые существенные изменения происходят в личностной сфере. Отличительной чертой отрочества является чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребёнке. Оно может проявляться по-разному: от подражания внешним признакам взрослости до социальной и интеллектуальной взрослости. Представление о себе как о другом, изменившемся человеке заставляет задумываться о собственных особенностях, качествах характера, соответствии каким-либо идеалам.

            В размышлениях о себе подросток прежде всего обращен к своим недостаткам и испытывает потребность в их устранении, а позже – к особенностям личности в целом, к своей индивидуальности, своим достоинствам и возможностям. Подростку легче себя сравнивать со сверстниками, чем со взрослыми. Взрослый – это образец, трудно достигаемый практически, а сверстник – это мерка, позволяющая подростку оценить себя на уровне реальных возможностей. Образец-сверстник является как бы промежуточной ступенькой между детством и взрослостью на пути приобретения подростком качеств взрослого.

             Стремление быть взрослее, а следовательно, лучше, приводит к повышению чувствительности к оценочным суждениям в свой адрес. У них ярко выражена потребность в положительной оценке и в хорошем отношении окружающих, для подтверждения значимости происходящих с ними изменений. Поэтому они очень чувствительны к мнениям о них и почти все жаждут самоутверждения в любой форме. Особо подросток заботится о собственной самостоятельности, независимости. Чем старше подросток, тем шире сфера претензий на самостоятельность; большинство хотят выразить своё «Я» в оценках, суждениях, поступках. В этом возрасте начинается формирование собственных позиций  по ряду вопросов и некоторых жизненных принципов.

            Необходимо начинать отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестать его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное – принимать за него решения. Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку как к своей части, как к своему продолжению. Иногда без помощи профессионального психолога здесь бывает не обойтись.

Памятка для родителей подростков

  • Теперь вы имеете дело не с ребёнком, а с подростком, без пяти минут взрослым. Те формы контроля, которые вы применяли к маленькому ребёнку, не обязательно будут эффективны для воспитания подростка.

  • Существуют типичные изменения, которые характерны для поведения, настроения подростка, моделей его общения с семьёй в этот период. Вы должны лишь осознать, что подросток – это уже не тот ребёнок, которого вы знали прежде, что он меняется, начиная всё более походить на взрослого. Ознакомьтесь с естественными переменами, которые происходят с подростком, и попытайтесь справляться с ними естественно.

  • Подросток менее разговорчив и теперь реже общается с родителями, чем в детстве.  Если ваше общение примет негативный тон, подросток может просто «отключиться» от родителей, перестать реагировать на их просьбы и желания. Важно, чтобы вы попытались увеличить позитивное общение с ребёнком.

  • Наказания, если их использовать в качестве первичного метода управления, могут оказаться недействительными, а то и вовсе ухудшить ситуацию. Надо использовать вознаграждения и поощрения. Поощрение может включать ослабление ограничений, предоставление ребёнку дополнительной свободы.

  • Ещё одной причиной неэффективности воспитательных приёмов может оказаться отсутствие последовательности. Бывает, что сегодня родители поступают так, а завтра – иначе, не придерживаясь однажды избранного метода.

  • Даже если родители проявляют последовательность в применении одного и того же воспитательного приёма, возможно, их метод не сработал просто потому, что они применяли его недостаточно долго. Человек не меняется в одночасье. То, что формировалось годами, не может измениться за две недели.

  • Необходимо обращать внимание на мелкие изменения и отмечать постепенное улучшение.

  • Какие бы приемы ни применялись, положительные или отрицательные, необходимо чтобы они были важны для подростка. Определяя вознаграждение или наказание, вы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его ценности и использовать последствия, важные для подростка. Кроме того, следует помнить: подросток меняется, то, что для него было важно позавчера, не обязательно сохранит свою значимость до послезавтра.

  • Иногда при применении эффективных воспитательных приёмов поведение вначале ухудшается, а затем начинает улучшаться. Не надо скоропалительно отказываться от воспитательных приёмов, даже если есть временное ухудшение. Ухудшение поведения как раз может свидетельствовать об эффективности данной тактики воспитания, и родителям не следует сдаваться.

  • Когда надо уклониться от действия воспитательных приёмов, подросток проявляет исключительную изобретательность по части манипуляции родителями. Если родители выстоят и сохранят правило, процедура начнёт работать.

          Если, несмотря на соблюдение большинства из предложенных рекомендаций, проблемы в отношениях с подростком сохраняются, стоит обратиться за помощью к специалистам, имеющим опыт работы с подростками.





Литература

1.       Алферов, А.Д. Психология развития школьника / А.Д. Алферов. – Ростов-на-Дону. 2000.

2.       Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1991.

3.       Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих / А.В. Мудрик. – М., 1990.

4.       Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М., 1988.

5.       Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2003.

6.       Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб, 2000.

7.       Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение / Л.А. Регуш. – СПб, 2006.

8.       Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М., 1994.

9.       Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире / В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. – М., 1991.

10.   Рындак В.Г и др. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч, под редакцией профессора В.А. Лабузова, Оренбург, ГУ «РЦРО», 2009 -205 с













Содержание занятий по всеобучу для родителей

на 2013-2014 учебный год



VII КЛАСС

 Тема 1. Социализация личности

Цель: ознакомить родителей с проблемами социализации подростков и обсудить их.

                 Социальная среда и ее влияние на развитие школьника. Влияние социальной среды на образ жизни, образ мышления и образ поведения человека. Социализация личности как формирование ее в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта. Освоение норм отношений между людьми, общение со сверстниками как ведущий вид деятельности. Социальная роль. Освоение социальной роли. Социальный статус. Влияние  социального статуса родителей и его роль в социализации подростка-семиклассника.


Тема 2.  Проблемное поведение подростка

Цель: обсудить проблему отношения в поведении подростка и найти пути ее решения.

           Проблемное и отклоняющееся поведение подростков. Особенности фармакологического воздействия алкоголя на психику семиклассника. Причины алкоголизации и токсикомании. Роль родителей в предупреждении отклонений. Курение и наркотизм. Причины наркомании. Роль родителей в предупреждении наркомании.


Тема 3. Право, ребенок и его окружение

Цель: ознакомить родителей с основным правовым статусом ребенка в семье, его особенностями.

            Права ребенка при разводе родителей. В каких случаях решения должны приниматься только с согласия ребенка. Какое имущество может находиться в собственности ребенка. Кто осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка. Куда ребенку обратиться за защитой своих прав, если он попал в трудную жизненную ситуацию. Чем опасны азартные игры. Что делать ребенку, чтобы не стать агрессивным и не нарушить закон. Как поступать с вымогательством.  Имущественный ущерб.



























МБОУ «Большечеменевская СОШ»

Батыревского района Чувашской Республики





Программа




2013-2014 учебный год











Классный руководитель 7 класса

Селиверстрова Э.И















с. Большое Чеменево - 2013 г.









VIII КЛАСС

Тема 1.  Детско-родительские отношения

Цель: обсудить с родителями типы отношений, складывающихся между ними и детьми.

              Роль матери в развитии эмоциональной сферы подростка, в воспитании его морально-нравственных качеств. Роль отца как воспитателя дисциплины и независимости, как друга. Материнская и отцовская любовь. Отношения между матерью и отцом и их влияние  на формирование личности. Воспитание в семье с устойчивыми супружескими отношениями. Конкуренция между детьми, ее причины. Основные типы отношений  родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними: «оптимальная дистанция» (уважение), «сокращенная дистанция» (слияние),  «увеличенная дистанция» (отчуждение). Стили взаимоотношений: авторитарный, демократический.

Тема 2. Воспитание толерантности  подростка

Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования толерантного подростка.

           Понятие и сущность толерантности. Социокультурная толерантность и ее характеристики;  этническая толерантность: ее сущность и особенности. Границы толерантности; интолерантность и  формы ее проявления. Воспитание толерантности: принципы воспитания толерантности (культурологические, аксиологические, личностно ориентированные, этнопедагогические, диалогические). Образ толерантной личности. Факторы, влияющие на воспитание толерантной личности.  Методы, формы и средства  воспитания толерантности. Роль родителей в воспитании толерантного подростка. Влияние семьи на формирование толерантных качеств личности.

Тема 3. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения

Цель: ознакомить родителей с особенностями суицидного поведения подростков; обсудить основные направления  работы по предупреждению суицида.

             Суицидное поведение как форма активности, направляемой на лишение себя жизни, и как средство разрешения личностного кризиса в условиях конфликта. Психологический кризис. Внутренние и внешние формы суицидного поведения. Лично-семейные конфликты; конфликты, обусловленные состоянием здоровья; конфликт, связанный с антисоциальным поведением; конфликт, обусловленный материально-бытовыми трудностями. Механизм  суицидного поведения. Признаки надвигающегося суицида: скрытый гнев, тяжелая потеря, чувство беспомощности. Профилактика самоубийства.



Программа "Работа с родителями" (для классного руководителя)
  • Классному руководителю
Описание:

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. 

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.

 

Автор Селиверстрова Эльвира Ильинична
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 372
Номер материала 19026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓