Главная / Школьному психологу / Программа "Психологическое сопровождение при подготовке к ЕНТ"

Программа "Психологическое сопровождение при подготовке к ЕНТ"

hello_html_1318c13.gifhello_html_6a2cc6fb.gifhello_html_m3fc35b00.gifКоммунальное

государственное учреждение

«Средняя школа имени Р.Марсекова»

государственного учреждения

«Отдел образования Уланского района»















Напутствие Подготовка к ЕГЭ















Педагог-психолог: Ашканова И.А.



Срывы на экзаменах являются достаточно распространенным явлением и, к сожалению, от этого никто не застрахован! Тем не менее, наша задача помочь выпускникам в этот непростой период. Главная причина этих срывов кроется в отсутствии у детей адекватных способов эмоционального реагирования на стрессовые ситуации.

Цели программы:

Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕНТ; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1. Формирование информационного пространства, позволяющего повысить компетентность учащихся в области своих психологических ресурсов. Коррекция нерациональных убеждений.

2. Обучение учащихся приемам активного запоминания.

3. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам

4. Формирование адекватной самооценки у учащихся

5. Обучение школьников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.

Выписка из общешкольного плана (социально-психологическая служба)

по направлению «Подготовка к ЕНТ, гос. экзаменам»

Цель:

Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕНТ; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Тема, наименование работы

Форма проведения

Дата проведения

Примечание по выполнению работы

1

«Психологическое сопровождение ЕНТ» 11 класс.



«Практические советы от психолога»

Правила поведения на экзамене.

«И напоследок вам скажу»

Родительское собрание

Октябрь 1 нед.





Январь 3 нед.



Апрель 3 нед.



Май 4 нед.


2

Тренинги: « Что такое ЕНТ и что оно значит для меня?»; «Как справиться со стрессом на экзамене?»; «Способы снятия нервно-психического напряжения»; «Уверенность на экзамене». Тренинги с использованием арт-терапии, телесноориентированной терапии; визуализации; игровой терапии.


Тренинг 11 класс

В течение года


3

«Всё о стрессе» (презентация) ; Технологии тайм-менеджмента( метод АВС, матрица Эйзенхауэра, принцип Парето); «Пожиратели времени».


11 класс

Часы общения

11 класс-в теч.уч. года


4

«Антистрессовое дыхание»; «Психологическая подготовка к ЕНТ »; «Рекомендации при выборе профессии»; «Советы родителям».


Памятки

11 кл.



1 нед.апреля

4 нед. сент.


5

Практикумы:

Практикум по тайм –менеджменту «Управление временем»;

Методы активного запоминания;

Приёмы волевой мобилизации и самообладания;

Как управлять своими эмоциями;

Приёмы релаксации и снятия напряжения.


11 кл.



2 нед. ноября





декабрь



январь



февраль



март


6

внеклассное мероприятие «vip урок, или ЕНТ по-нашему!» (совместное мероприятие с учителями, родителями и учениками).


11 кл

май


7

Стресс-тест; САН.



Опрос уч-ся о состоянии эмоциональности.



Страх перед экзаменами Д.Роста



Методика определения доминирующего состояния (Куликов Л.В).

Невербальная диагностика эмоциональных состояний (Прохоров А.О).

Определение уровня тревожности (Дж. Тейлор, Т.А. Немчина)


11кл.



11





11

4нед.сентября



3 нед. ноября





Май





Январь







апрель

Для определения эмоц. состояния

Для оказания своевременной поддержки



Работа осуществляется по следующим направлениям:

1 Психопофилактика.

Цель: предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии личности в период подготовки к экзаменам.

2 Психодиагностика.

Цель: изучение индивидуальных особенностей личности предрасположенности к стрессу, тревожности, страхам.

3 Психокоррекция и развитие.

Цель: устранение отклонений в психическом и личностном развитии на этапе подготовки к экзаменам.

4 Психологическое консультирование, профконсультирование.

Цель: оказание помощи участникам педагогического процесса в решении возникающих проблем.

5Психологическое просвещение.

Цель: повышение психологической культуры всех участников педагогического процесса.

Формы работы:

1 памятки:

«Антистрессовое дыхание»; «Психологическая подготовка к ЕНТ »; «Рекомендации при выборе профессии»; «Советы родителям».

2 тренинги:

« Что такое ЕНТ и что оно значит для меня?»;

«Как справиться со стрессом на экзамене?»;

«Способы снятия нервно-психического напряжения»;

«Уверенность на экзамене».

Тренинги с использованием арт-терапии, телесноориентированной терапии; визуализации; игровой терапии.

3 тестирование:

Методика определения доминирующего состояния (Куликов Л.В).

Невербальная диагностика эмоциональных состояний (Прохоров А.О).

Определение уровня тревожности (Дж. Тейлор, Т.А. Немчина)

4 Часы общения (обсуждения; новая информация; беседа)

«Всё о стрессе» (презентация) ; Технологии тайм-менеджмента( метод АВС, матрица Эйзенхауэра, принцип Парето);

«Пожиратели времени».

5 Практикумы:

Практикум по тайм –менеджменту «Управление временем»;

Методы активного запоминания;

Приёмы волевой мобилизации и самообладания;

Как управлять своими эмоциями;

Приёмы релаксации и снятия напряжения.

6 родительско-детские совместные собрания:

«Психологическая подкотовка к сдаче ЕНТ» (1 собрание);

«Практические советы от психолога» (2 собрание);

Правила поведения на экзамене (3 собрание);

«И напоследок вам скажу» (4 собрание).

7 стендовая информация

8 внеклассное мероприятие:

«vip урок, или ЕНТ по-нашему!» (совместное мероприятие с учителями, родителями и учениками).

9 индивидуальные консультации.

ПРАКТИКУМЫ

Методы активного запоминания

Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную  работу с текстом. Разберем некоторые из них сейчас.

Метод ключевых слов

Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза.

Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения И. А. Корсакова

 1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день —2 повторения;

2-й день — 1 повторение;

3-й день — без повторений;

4-й день — 1 повторение;

5-й день — без повторений;

6-й день — без повторений;

7-й день — 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Метод  «Зубрежки»

Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура «зазубривания»?

- повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить

- повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды

- повтори, выждав 10 минут (для запечатления)

- для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа

- повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)

Метод «Память и чувственный опыт»  

Эмоции и чувства – лучшие союзники памяти. Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечение информации. Даниель Лапп сравнивает воспоминание с рыбалкой. Чем больше крючков мы забрасываем, тем больше рыбы можем поймать. Так и с памятью, чем больше чувств вовлечено, тем легче вспомнить информацию. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь.

При запоминании Вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти:

а)  мысленно представим предмет, который мы хоти запомнить. «Раскрасим» его необычным цветом или представим его огромного размера, «повернем» этот предмет и посмотрим его с разных сторон. Трудно забыть этот предмет после таких действий с образом, не правда ли?

б) визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое Вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного восприятия.

Приемы волевой мобилизации и самообладания

Экзамены – это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. Ниже представлены приемы волевой мобилизации, которые Вы можете применять при подготовке к экзаменам, даже если Вам кажется, что у Вас нет личностных качеств, позволяющих Вам быть волевым и целеустремленным. Эти приемы позволят Вам включиться в работу, настроится на подготовку к экзаменам. Даже если Вам не хочется готовиться, Вы сможете после выполнения упражнений по мобилизации преодолеть существующее у Вас нежелание. Многие экспресс-приемы волевой саморегуляции были взяты из школ восточных единоборств. Применяя регулярно эти упражнения, Вы увидите, как изменится Ваш учебный настрой.

Упражнение  « Активизирующее дыхание»

Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом. После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите замедленно.

Трехкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность.

Упражнение «Кинесиологическое»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Приемы волевой саморегуляции взяты из школ восточных единоборств.

 Упражнение 1 «Волевое дыхание» (5 мин.).

Рекомендации: Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.

После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.

Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

Упражнение 2 «Возбуждающее дыхание» (5 мин.)

Рекомендации: Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом.

После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите замедленно.

Трехкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность.



Упражнение3 «Приятно вспомнить» (5 мин.)

Рекомендации: Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»

 Упражнения, с которыми познакомились желательно использовать каждый день в процессе подготовки к занятиям в школе, при подготовке к экзаменам.

ТРЕНИНГИ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Что такое ЕНТ и что оно значит для меня?»

Цель: познакомить выпускников с особенностями ЕНТ.

Разогрев

Упражнение «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»

Презентация темы

Ведущий. Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период — экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме — в форме ЕНТ. ЕНТ отличается от привычных для вас форм проверки знаний.

Прежде чем переходить к информированию, нужно попросить учеников сформулировать, что они хотели бы узнать о ЕНТ.

Информирование

ЕНТ — это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕНТ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. В процессе сдачи ЕНТ требуются: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

Проигрывание

Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином Национальном Тестировании. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ЕНТ?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕНТ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня?

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

Цель: настроить на успех.

Инструкция: «Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать об этом. Задача остальных — догадаться, о чем идет речь».

Анализ:

Трудно ли было выбрать важную цель?

Что нужно сделать для того, чтобы достичь цели?

Не слишком ли глобальны ваши цели, или, может быть, слишком мелкие, или как раз достижимые?

Рефлексия

Подводится итог занятия. Выпускники отвечают на следующие вопросы:

Как вы себя сейчас чувствуете?

Что понравилось, что не понравилось?

Что нового для себя узнали?

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Как справиться со стрессом на экзамене?»

Цель: познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Необходимые материалы: мяч, бумага и авторучки.

Разогрев

Упражнение «Самое трудное»

Ведущий. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене — это…» и бросить мяч любому другому человеку.

Анкета «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»

Цель: выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы.

Вопросы анкеты:

1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2. Читал ли ты что-нибудь о стрессах?

3. Знаешь ли ты признаки стресса?

4. Как ты думаешь, на что влияет стресс?

5. Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых можно нейтрализовать стресс?

6. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

Презентация темы

Ведущий. Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.

Информирование

Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Упражнение «Формула аутотренинга»

Ведущий. Руководствуясь правилами, вам нужно составить формулы аутотренинга для себя. Желающие могут прочитать составленные ими формулы.

После выполнения этого упражнения происходит обсуждение:

Трудно или легко было составлять формулы аутотренинга?

Что мешало, а что помогало при составлении формул?

Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Ведущий. Сегодня мы с вами узнали только один способ, который поможет справиться с тревогой, — аутотренинг, ознакомились с правилами составления формул аутотренинга, потренировались в составлении этих формул. На следующем занятии мы продолжим знакомство с психологическими способами, помогающими справиться с тревогой.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Как справиться со стрессом на экзамене?»

(продолжение)

Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Разогрев

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги.

Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие — расслабленностью.

Презентация темы

Ведущий. Беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.

Информирование

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация — это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: научить справляться с мышечным напряжением.

Инструкция: «Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть.

О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми».

Анализ:

Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?

Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.

Упражнение: «Дыхательная релаксация»

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.

Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.

Анализ:

Как меняется ваше состояние?

Возникали ли трудности при выполнении упражнения?

Упражнение «Сосредоточение на предмете»

Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.

Инструкция: «Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли».

Анализ:

Справились ли вы с заданием?

Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упражнения?

Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы:

Как себя чувствуете?

Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?

Что было легко, а где почувствовали трудности?

Какие есть пожелания на следующее занятие?

Необходимо объяснить участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: научить выпускников снимать напряжение простыми психологическими способами.

Необходимые материалы: листы бумаги, цветные карандаши, мягкая игрушка (солнышко) или солнце, вырезанное из бумаги.

Разогрев

Упражнение «Дорисуй и передай»

Цель: снятие психофизического напряжения, активизация группы.

Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?»

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Презентация темы

Ведущий. Одним из эффективных приемов снятия психологического напряжения является расслабление. Основной психологический эффект расслабления заключается в уменьшении внутреннего беспокойства. С некоторыми способами расслабления мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня мы познакомимся с другими психологическими способами снятия напряжения.

Информирование

Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.

Проигрывание

Упражнение «Эксперимент»

Цель: дать возможность учащимся понять смысл и необходимость самообладания.

Каждому участнику раздаются карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать его.

Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног.

Анализ:

Сразу ли вы справились с заданием?

Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

Как развить самообладание?

Упражнение «Ааааа»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: «Сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения напряжения или усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли».

Анализ:

Расскажите о вашем состоянии.

Игра «Стряхни»

Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного.

Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, нехорошие мысли — слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее».

Анализ:

Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

Рефлексия

Упражнение «До следующей встречи»

Цель: получение обратной связи от участников, подведение итогов занятия.

Инструкция: «У меня в руках чудесное солнышко (мягкая игрушка или нарисованное на бумаге). Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это солнце и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания».

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «Уверенность на экзамене»

Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах.

Необходимые материалы: листы бумаги (по количеству учащихся), цветные карандаши, авторучки.

Разогрев

Игра «Передача хлопка»

Дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

Презентация темы

Ведущий. Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно.

Информирование

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже осваивали. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Проигрывание

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

Цель: расширить представление учащихся об уверенности.

Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая — скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

Упражнение «Приятно вспомнить»

Цель: обучить учащихся самоубеждению в случае неуверенности в своих силах.

Инструкция: «Это упражнение следует выполнять в том случае, если вы чувствуете неуверенность в своих силах при решении какой-либо задачи. Проанализируйте опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом и твердо скажите себе: «Я решал задачи и посложнее. Решу и эту!»

Упражнение «Образ уверенности»

Цель: показать учащимся, как еще можно усилить свое ощущение уверенности.

Инструкция: «Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? Теперь нарисуйте этот образ или символ».

После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

Анализ:

Что было легко, а где почувствовали трудности?

Как этот символ может помочь?

Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Ученики должны продолжить фразу: «Уверенность для меня — это…»

И несколько слов в заключение. Поскольку эксперимент по внедрению ЕГЭ с каждым годом принимает все более широкий размах и проблема психологической готовности к экзамену становится крайне актуальной, в науке должна вестись разработка программ, позволяющих целостно или частично решать данную проблему.

Сценарий «VIP- урока» или «ЕНТ по-нашему»

Пока все собираются играет музыка.

Слайд с названием урока.

Ведущий 1 .Добрый вечер! Почему vip-урок? Потому, что приглашены важные и уважаемые люди!

Почему тема урока «ЕНТ по- нашему»? Потому, что нашим выпускникам предстоит испытание, но то, которое приготовили мы.

Ведущий 2.На дворе весна, из года в год в эти майские дни в школах собираются вместе педагоги, почётные гости, родители, чтобы в торжественной, или неформальной обстановке сказать нашим выпускникам добрые напутственные слова и пожелать им успешной сдачи экзаменов. А мы пригласили вас, чтобы продемонстрировать Вам «модель выпускника нашей школы» в деятельности, и конечно, добавили немного юмора.

Ведущий 1. Так вот, в создании этой модели участвовали: родители, учителя, друзья, одноклассники и поэтому демонстрация возможностей данных моделей будет происходить при свидетелях.

Ведущий 2. Сценарий наш- почти что детектив,

Хотя в нём нет ни Мюллера, ни Штирлица,

Писался он, конечно от души,

С теплом внесли в него и ваши лица мы.

Ведущий 1. Данная группа моделей в количестве 10 человек, которую мы выпускаем в 2013-2014 учебном году, была принята на взращивание и развитие некоторых умственных и духовно-нравственных показателей по приказу №1 от 1 сентября 2003 года .

11 долгих лет лучшие маги нашего посёлка колдовали, оттачивали и оттряхивали, вливали и промывали, одаривали и требовали, оберегали и нещадили, убеждали и заставляли, наблюдали и закрывали глаза, любили и были строги.

И вот, кто из всего этого у нас получился.

СЛАЙДЫ О КАЖДОМ \читать (Я)

После прочтения и представления слайда, выходит выпускник и проговаривает 5 прилагательных о своей маме и 3 глагола об отце (мама (какая?), отец (что сделал для меня?) Учащиеся вручают родителям свои благодарственные письма.

Ведущий 2 .Разрешите познакомить всех присутствующих с общей характеристикой класса.

Все 11 лет они учились сначала думать, а потом делать, чтобы знать, что наделали. Их всех объединяла одна тусовка- под названием «школа», одна проблема- под девизом «Скорей бы её закончить».

Они заканчивают школу в срок. Основной задачей все эти годы у них было: вкусить от древа познаний, они вкусили и у некоторых, проявлялось несварение желудка.

Они старались разрушить гранитное основание науки и в результате совместными усилиями прогрызли в нём огромную дыру. Откуда на них постоянно сквозили пассаты, поэтому у многих из них хронические простудные заболевания.

За 11 лет этот класс смог доказать все теоремы, подтвердить все аксиомы. Ребята приняли участие в виртуальных раскопках Древних цивилизаций. Провели кругосветное путешествие, были в экспедициях. Химичили долго и упорно, но школу сохранили.

Они владеют тремя языками, а насколько свободно нужно пронаблюдать по реакции носителей этих языков.

По наблюдениям отмечаем, что в литературных кругах близко знакомы с Александром Сергеевичем, Львом Николаевичем, Абаем, Шакаримом.

От их неиссякаемой энергии у большинства их окружающих взрослых седина проложила путь и нервы рвались на волю.

И несмотря на всё это, они по-прежнему также бодры и веселы, как и 11 лет назад.

Ведущий 1 .В эти 11 лет уместилась целая жизнь: эта жизнь была бы скучна и безрадостна, если бы вас не сопровождали учителя- надёжные товарищи, отличные советчики, которые были руководящей и направляющей силой вашего взросления. Они старались вложить в вас свои души без остатка, хотя вы не всегда по достоинству могли оценить то доброе и светлое, что закладывала в вас школа.

Ведущий 2 .На ЕНТ нужны знания сдаваемых предметов, но и интуиция тоже необходима. Сейчас мы предлагаем её потренировать. Ваши учителя приготовили по одному небольшому предмету, кто какой предмет принёс и предстоит вам определить.

Я Мы предлагаем придерживаться следующего алгоритма:1 Предмет, который принёс каждый учитель зашифрован( как работа на ЕНТ), ваше место тоже имеет цифровой шифр. Обратите внимание у кого на стуле №1 прошу выйти. Я демонстрирую предмет №1, ученик должен угадать учителя, который этот предмет принёс. Если нужна помощь в отгадывании, она будет предоставлена в виде ассоциации.

После того, как учитель отгадан- мы его приглашаем на сцену для вручения своего подарка и просим некоторых пожеланий в адрес конкретного ученика.

Учитель и ученик расходятся после обнимашки, или рукопожатия.

И так приглашаются 10 учеников.

Так получилось, что учителей у вас больше, чем 10. Поэтому те, призы, которые остались будут разыгрываться как ГРАНТы, по принципу «ВАС МНОГО, А ИХ МАЛО!».

(я буду называть три качества учителя, а «фишка» в том, что_________________________)

Ведущий 2. Из курсов анатомии и психологии вам известно, что самый малоизученный орган - мозг. Кора головного мозга вся в извилинах. Глубина извилин зависит от информации которая «процарапала» мозг. Сейчас начнём изучать мозг наших выпускников, а точнее, их «залежи», которые вы будете озвучивать без применения психоанализа.

D:\USERDATA\Desktop\текущие\мои разработки и программы\11 класс\мозг.JPG

СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Ведущий 1. Каждый выходит к доске, смотрит на «томографию» «Головного мозга» и называет цифру. Под цифрой условно будем считать извилину, образованную на определённом предмете.

Вы должны вспомнить что-то «умное» из программного материала по данному предмету. При затруднении учитель-предметник вам задаёт вопрос.

1 математика

2 русский-литература

3 казахский язык

4 география

5 история

6 физика

7 НВП

8 ИВТ

9 биология

10 технология

11 английский язык

12 физкультура

13 самопознание

Ведущий 2 .Давайте посмотрим, видеописьмо, которое вам приготовили ребята младших классов.

ВИДЕОПИСЬМО

Ведущий 1. Теперь обратимся к звёздам и посмотрим, что они предвещают выпускникам.

ГОРОСКОП (читать по очереди)

2 Овен- согнёшь в бараний рог все препятствия.

1 Телец- сумеешь победить в любой корриде.

2 Близнецы- тебе повезло, голова будет работать с удвоенной силой.

1 Рак- твой курс «Только вперёд!», рак назад не пятится.

2 Лев- ты царь, так пусть, ЕНТ тебя боится.

1 Дева- удивишься на ЕНТ, что все задания проще- простого.

2 Весы- ЕНТ начни с весомого.

1 Скорпион- поразишь цель умом и находчивостью, а яд сомнений оставь дома.

2 Стрелец- твоя мишень ЕНТ, попадёшь в «яблочко».

1 Козерог- с лёгкостью горного животного взберёшься на любую вершину.

2 Водолей- не рекомендуем переливать из пустого в порожнее, или толочь воду в ступе.

1 Рыбы- никому не позволяйте выловить вас из пруда, особенно без труда.

А вообще, ни –пуха, ни-пера!

Я .Уважаемые родители, говорят, что «Дети- цветы жизни!». Ваша задача нарисовать свой «цветочек» и на каждом лепестке написать качества своего ребёнка.

В итоге, каждый свой цветок крепит в общий «букет» на ватман!

А выпускники берут интервью у учителей, каждый задаёт вопрос « И всё таки, какой я ученик?», получив ответ вписывают на лист и берут роспись учителя! (дерево учительских пожеланий)D:\USERDATA\Downloads\raskraski-dlya-malyshey--derevya--06.jpg









Сделав «букет» каждый родитель демонстрирует свой цветок, на лепестках которого качества своего ребёнка вписывают.



D:\USERDATA\Desktop\подготовка к ЕНТ\SAM_2617.JPG

ПОКА ВСЕ ЗАНЯТЫ РАБОТОЙ МОЖНО НЕГРОМКУЮ МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ.

Ведущий 2. От учащихся 5-10 классов передаём вам почтовые ящички с пожеланиями, которые вы откроете 4 июня в 21-00, только в этом случае всё сказанное и желаемое исполнится!)))

D:\USERDATA\Desktop\подготовка к ЕНТ\SAM_2618.JPG

Ведущий 1. Вам широкой дороги,

Чтоб поменьше ненастья,

Чтоб у каждого было настоящее счастье!

Ведуший2 .И мы даём некоторые рецептики счастья.

«ИСКУССТВО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ» СЛАЙДЫ

Ведущий 3 .Выплеснулись чувства через край.

Все чуть-чуть от праздника устали.

Значит, хватит – торжество, прощай!

Пусть звенит аккорд прощальный!



Вальс расставания (песня-запись) или песня « Прекрасное далёко».



Приложение (пригласительный для родителей)



e018fbe3bf6a613ab425b03e3c2899a8

Уважаемые



По статистике родители и дети общаются друг с другом, в общем, минут 30 в день, согласитесь, что этого очень мало. Вот поэтому, мы сегодня будем общаться друг с другом интересно, задорно и весело. Нам предстоит сказать друг другу то, о чём только думали, но молчали и откладывали на «потом».

Я приглашаю Вас на родительско- детское собрание "Гармония общения ", которое состоится 21 мая 2014 года в 19-00 в каб. № 13.

С надеждой на встречу, педагог-психолог

Ирина Александровна.



Текст письма в день сдачи ЕНТ

Привет! А, где улыбка? Улыбнись!!!

У тебя сегодня очень важный день, последуй некоторым советам:

- держи дыхание на одном уровне, так , будешь удерживать под контролем нервную систему;

- в период усталости и головокружения сделай упражнение на расслабление мышц шеи (наклоны влево - вправо, вперёд-назад).

Проговори убедительно:

-Именно сегодня у меня всё получится! Именно сегодня я буду самым спокойным и выдержанным человеком! Именно сегодня

я буду находчивым и уверенным! Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать

образец выдержки и самообладания! :-)



D:\USERDATA\Desktop\SAM_2831.JPG









hello_html_1f75962c.gif

Показаны две цифры: 1) количество детей участвующих в ЕНТ; 2) количество грантов.



Программа "Психологическое сопровождение при подготовке к ЕНТ"
  • Школьному психологу
Описание:

  Срывы на экзаменах являются достаточно распространенным явлением и, к сожалению, от этого никто не застрахован! Тем не менее, наша задача помочь выпускникам в этот непростой период. Главная причина этих срывов кроется в отсутствии у детей адекватных способов эмоционального реагирования на стрессовые ситуации.

  Цели нашей программы:

Отработка стратегии и тактики поведения в период  подготовки к  ЕНТ; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

  В программу включены практические упражнения на снятие психического напряжения, тренинги.

Автор Ашканова Ирина Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 958
Номер материала 47287
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓