Главная / Классному руководителю / Программа "Профилактика алкогольной зависимости у подростков"

Программа "Профилактика алкогольной зависимости у подростков"

Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ НПО «ТМЛ»

___________К.В.Земляков

«___»____________2014 г.




ПРОГРАММА

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»





Рассмотрена

На заседании МК

Протокол №____

«___»__________2014 г.




г.Тирасполь, 2014


Программа

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»


Пояснительная записка

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

Цели:

  • профилактика первичного употребления алкоголя;

  • обогащение учащихся научными знаниями;

  • формирование потребностей в трезвом образе жизни.


Направления работы:

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

  • образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

  • разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

  • формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

  • формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

  • родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

  • предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

  • семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

  • оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

  • учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

  • организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.


Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

  • организована работа социально-психологической службы;

  • ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

  • составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

  • проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

  • оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

  • проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

  • в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.


Содержание социально – педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению алкоголя

Содержание деятельности


Функции

Формы работы

Результат реализации функции

Ликвидация факторов риска приобщения детей к спиртному.

Диагностическая

Сбор материалов, опрос, наблюдение, интервью.

Профилактика, коррекция, реабилитация.

Разработка конкретной социально – педагогической программы

Прогностическая

Педагогический консилиум, круглый стол.

Социальная адаптация, коррекция, реабилитация.

Отбор методов социально – педагогической работы

Образовательно-воспитательная

Профилактические беседы, тренинги, ролевые игры, ситуационно – ролевые игры.

Реабилитационное восполнение пробелов в воспитании и образовании.

Деятельность строится на правовой основе

Правозащитная

Консультации

Соблюдение и защита прав несовершеннолетнего

Координация действий всех специалистов

Организаторская

Кружки, секции и др.

Занятость свободного времени, поддержка в воспитании и развитии ребенка.

Обмен информацией

Коммуникативная

Круглый стол, педагогический консилиум.

Установление контакта с заинтересованными лицами.

Закрепление результатов

Предупредительно - профилактическая

Патронаж (посещение на дому).

Предотвращение появления рецидивов появления пьянства.


Программа деятельности

Задачи

Содержание деятельности

Исполнитель

Периодичность

Ожидаемый результат

1. Развитие системы профилактической деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога, педагогов, родителей, ИДН, КЗПН и др. заинтересованных служб города

1. Совместные заседания МК классных руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики

Соц. педагог, руководитель МК

Ежегодно декабрь

Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование педагогов при возникновении проблемы.

2. Совместные рейды по микрорайону

Соц.педагог, кл.руководители

Ежемесячно

3. Родительские собрания и круглые столы по проблеме

Зам по ВР

1 раз в год

4. Заседания совета профилактики

Зам по ВР

Ежемесячно

5. Проведение декады «SOS»

Зам по ВР, психолог

Ежегодно декабрь

6. Организация «Школы здоровья»

медработник

В течение года

7. Месячник правовых знаний

Зам по ВР

Январь

8. Сбор и оформление характеризующих материалов по запросам

Зам по ВР, кл.руководители

В течение года

2. Предотвращение первичного или эпизодического употребления алкоголя среди учащихся лицея

1. Диагностика социума по проблеме:

а) регулярное употребление;

б) эпизодическое употребление;

в) подростки из семей, злоупотребляющих алкоголем

психолог

Ежегодно сентябрь - октябрь

Сформированная потребность в здоровом трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся в разных видах деятельности

2. Утверждение и корректировка программы профилактики на МК классных воспитателей

Зам по ВР, председатель МК

ежегодно сентябрь – октябрь

3. Организация деятельности кружков, студий, секций

Зам по ВР

Сентябрь – октябрь

4. Проведение досуговых и спортивных мероприятий

Зам по ВР,

Рук.физ.воспит

В течение года

3. Приобретение научных и практических знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления алкоголя

1. Организация социального; педагогического и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения, индивидуальные беседы и др.

Зам.ВР,психолог, кл.руководители

В течение года

Использование научных и практических знаний в утверждении трезвого образа жизни. Положительная динамика в нравственном развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение, социум семьи)

2. Беседы специалистов ОВД, наркодиспансера

Зам по ВР

В течение года

3. Диспуты и дискуссии в общежитии

«Я и Ты»

Зам по ВР,

воспитатель

2 раза в год

4. Семинары и конференции для педагогов и родителей по проблеме алкоголизации молодежи:

а) группы риска

б) пути приобщения и форсирования зависимости

в) принципы реабилитации

г) роль педагогов и родителей

Зам.по ВР,

психолог

2 раза в год

4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, социального опыта общения

1. Включение учащихся в работу органов самоуправления лицея

Зам по ВР

В течение года

Решение проблем занятости учащихся

2. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности

Рук.физвоспитания

В течение года

3. Включение учащихся в работу творческих и спортивных объединений; курсов; факультативов:

  • специальные (меткий стрелок)

  • секции (волейбола, футбол, шашки, шахматы)

Классные руководители

Ежегодно



Сентябрь – октябрь


5. Коррекция поведения учащихся «группы риска», склонных к употреблению алкоголя

1. Диагностика:

а. Определение причин отклонения в поведении

б. Определение индивидуальных психологических особенностей

психолог

В течение года по запросу

Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе.

2. Ученические собрания по фактам употребления алкоголя

кл.руководители

В течение года по необходимости

3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

психолог

В течение года

4. Проведение активных тренинговых занятий

психолог

В течение года

5. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности группы и лицея

Зам по ВР, кл.руководители

В течение года

6. Оказание помощи родителям. Коррекция условий семейного воспитания

1. Родительские собрания по проблеме

Зам по ВР

1 раз в год

Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение случаев жестокого обращения с детьми

2. Организация лектории педагогических, медицинских, правовых знаний

зам по ВР

В течение года

3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями «группы риска»

Психолог

Кл.руководители

В течение года

4. Оказание социальной и консультативной помощи семье

администрация

В течение года по необходимости

5. Патронаж семей:

а) контроль и коррекция условий проживания учащихся

б) составление характеризующих документов, актов по запросам

в) оказание помощи учащимся

Кл.руководители

В течение года


Предполагаемые результаты.

  1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков.

  2. Формирование здорового жизненного стиля, наличие навыков противодействия и избежания ситуаций, связанных с риском алкоголизации.

  3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами



Тематика и содержание бесед для учащихся 1-2 курсов

1 занятие

Употребление алкоголя – вредная привычка, с которой необходимо бороться.

  1. Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

  2. Употребление алкоголя – одна из наиболее вредных привычек.

  3. Употребление алкоголя – частая причина распада семьи.

  4. Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

  5. Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

  6. Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

2 занятие

Причины алкоголизма.

  1. Опьянение – особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

  2. В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба – привычка – болезнь).

  3. Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

  4. Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

  5. Алкоголизм – тяжелое психическое заболевание.

3 занятие

Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример.

  1. Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими: свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинство.

  2. Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

4 занятие

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

  1. Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

  2. Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

  3. За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.



Тематика и содержание бесед для учащихся 3 курса

1 занятие

От вредной привычки к болезни.

  1. Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека: формирование зависимости человека от алкоголя.

  2. В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности: безнравственность пьянства и алкоголизма.

  3. Особенности подростково - юношеского пьянства и алкоголизма, употребление алкоголя в подростково -юношеском возрасте, особенно быстро ведет к деградации личности.

2 занятие

Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие.

  1. Семья, где хотя бы один из членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

  2. Употребление алкоголя одним из супругов – частая причина распада семьи.

  3. Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

3 занятие

Преимущества трезвого, здорового образа жизни.

  1. Трезвый, здоровый образ жизни – залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

  2. Употребление алкоголя ведет к болезни и сокращению продолжительности жизни, и семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

4 занятие

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

  1. Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

  2. Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

  3. За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.


Зам.директора по ВР К.И.Малахивская

8


Программа "Профилактика алкогольной зависимости у подростков"
  • Классному руководителю
Описание:
Пояснительная записка

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

Цели:

-         профилактика первичного употребления алкоголя;

-         обогащение учащихся научными знаниями;

-         формирование потребностей в трезвом образе жизни.

 

Направления работы:

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

-         образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

-         разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

-         формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

-         формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

-          родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

-         предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

-         семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

-         оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

-         учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

-         организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

 

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

-         организована работа социально-психологической службы;

-         ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

-         составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

-         проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

-         оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

-         проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

-         в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

 

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей  взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

Автор Малахивская Клавдия Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1226
Номер материала 16226
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы