Министерство
просвещения Приднестровской Молдавской Республики
ГОУ
НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ НПО «ТМЛ»
___________К.В.Земляков
«___»____________2014 г.
ПРОГРАММА
«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»
Рассмотрена
На заседании МК
Протокол №____
«___»__________2014 г.
г.Тирасполь,
2014
Программа
«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»
Пояснительная записка
Необходимость программы «Профилактика алкогольной
зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся,
привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного,
данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления
родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической
ситуации в городе и в лицее.
Программа является основой системы профилактической
работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на
взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.
Цели:
-
профилактика первичного
употребления алкоголя;
-
обогащение учащихся научными
знаниями;
-
формирование потребностей
в трезвом образе жизни.
Направления работы:
Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:
-
образовательные программы
по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);
-
разработку и внедрение
общелицейских антиалкогольных мероприятий;
-
формирование волонтерских
групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам
с проблемами зависимости.
Профилактическая работа с родителями через:
-
формирование нетерпимого
отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой
растет и общается их ребенок,
-
родительские,
общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для
«проблемных» семей;
-
предупреждение
внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения
детей и жестокого обращения с ними;
-
семейное консультирование,
привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты
населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;
-
оказание помощи семье в
конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома);
консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке
контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.
Организационно-методическая антиалкогольная
профилактика через:
-
учет обучающихся с риском
злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;
-
организация взаимодействия
между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами
родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата
благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.
Для
реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие
условия:
-
организована работа
социально-психологической службы;
-
ведется работа по изучению
контингента учащихся и их семей;
-
составлены списки
неблагополучных семей, детей группы риска;
-
проводятся индивидуальные
консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися
группы риска;
-
оказывается помощь
учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;
-
проводится тестирование с
целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;
-
в системе проводят беседы
по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной
ответственности;
С учетом
направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у
подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК
им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита
населения.
Содержание
социально – педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению
алкоголя
Содержание
деятельности
|
Функции
|
Формы
работы
|
Результат
реализации функции
|
Ликвидация факторов риска приобщения детей к
спиртному.
|
Диагностическая
|
Сбор материалов, опрос, наблюдение,
интервью.
|
Профилактика, коррекция, реабилитация.
|
Разработка конкретной социально –
педагогической программы
|
Прогностическая
|
Педагогический консилиум, круглый стол.
|
Социальная адаптация, коррекция,
реабилитация.
|
Отбор методов социально – педагогической
работы
|
Образовательно-воспитательная
|
Профилактические беседы, тренинги, ролевые
игры, ситуационно – ролевые игры.
|
Реабилитационное восполнение пробелов в
воспитании и образовании.
|
Деятельность строится на правовой основе
|
Правозащитная
|
Консультации
|
Соблюдение и защита прав несовершеннолетнего
|
Координация действий всех специалистов
|
Организаторская
|
Кружки, секции и др.
|
Занятость свободного времени, поддержка в
воспитании и развитии ребенка.
|
Обмен информацией
|
Коммуникативная
|
Круглый стол, педагогический консилиум.
|
Установление контакта с заинтересованными
лицами.
|
Закрепление результатов
|
Предупредительно - профилактическая
|
Патронаж (посещение на дому).
|
Предотвращение появления рецидивов появления
пьянства.
|
Программа
деятельности
Задачи
|
Содержание деятельности
|
Исполнитель
|
Периодичность
|
Ожидаемый
результат
|
1. Развитие системы профилактической
деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога,
педагогов, родителей, ИДН, КЗПН и др. заинтересованных служб города
|
1. Совместные заседания МК классных
руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики
|
Соц. педагог, руководитель МК
|
Ежегодно декабрь
|
Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического
процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование
педагогов при возникновении проблемы.
|
2. Совместные рейды по микрорайону
|
Соц.педагог, кл.руководители
|
Ежемесячно
|
3. Родительские собрания и круглые столы по
проблеме
|
Зам по ВР
|
1 раз в год
|
4. Заседания совета профилактики
|
Зам по ВР
|
Ежемесячно
|
5. Проведение декады «SOS»
|
Зам по ВР, психолог
|
Ежегодно декабрь
|
6. Организация «Школы здоровья»
|
медработник
|
В течение года
|
7. Месячник правовых знаний
|
Зам по ВР
|
Январь
|
8. Сбор и оформление характеризующих
материалов по запросам
|
Зам по ВР, кл.руководители
|
В течение года
|
2. Предотвращение первичного или
эпизодического употребления алкоголя среди учащихся лицея
|
1. Диагностика социума по проблеме:
а) регулярное употребление;
б) эпизодическое употребление;
в) подростки из семей, злоупотребляющих
алкоголем
|
психолог
|
Ежегодно сентябрь - октябрь
|
Сформированная потребность в здоровом
трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся
в разных видах деятельности
|
2. Утверждение и корректировка программы
профилактики на МК классных воспитателей
|
Зам по ВР, председатель МК
|
ежегодно сентябрь – октябрь
|
3. Организация деятельности кружков, студий,
секций
|
Зам по ВР
|
Сентябрь – октябрь
|
4. Проведение досуговых и спортивных
мероприятий
|
Зам по ВР,
Рук.физ.воспит
|
В течение года
|
3. Приобретение научных и практических
знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления
алкоголя
|
1. Организация социального; педагогического
и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения,
индивидуальные беседы и др.
|
Зам.ВР,психолог, кл.руководители
|
В течение года
|
Использование научных и практических знаний
в утверждении трезвого образа жизни. Положительная динамика в нравственном
развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение,
социум семьи)
|
2. Беседы специалистов ОВД, наркодиспансера
|
Зам по ВР
|
В течение года
|
3. Диспуты и дискуссии в общежитии
«Я и Ты»
|
Зам по ВР,
воспитатель
|
2 раза в год
|
4. Семинары и конференции для педагогов и
родителей по проблеме алкоголизации молодежи:
а) группы риска
б) пути приобщения и форсирования
зависимости
в) принципы реабилитации
г) роль педагогов и родителей
|
Зам.по ВР,
психолог
|
2 раза в год
|
4. Развитие у учащихся коммуникативных
навыков и умений, социального опыта общения
|
1. Включение учащихся в работу органов
самоуправления лицея
|
Зам по ВР
|
В течение года
|
Решение проблем занятости учащихся
|
2. Включение учащихся в организацию
спортивной и досуговой деятельности
|
Рук.физвоспитания
|
В течение года
|
3. Включение учащихся в работу творческих и
спортивных объединений; курсов; факультативов:
-
специальные (меткий стрелок)
-
секции (волейбола, футбол, шашки, шахматы)
|
Классные руководители
|
Ежегодно
Сентябрь – октябрь
|
5. Коррекция поведения учащихся «группы
риска», склонных к употреблению алкоголя
|
1. Диагностика:
а. Определение причин отклонения в поведении
б. Определение индивидуальных
психологических особенностей
|
психолог
|
В течение года по запросу
|
Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков;
формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и
самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе.
|
2. Ученические собрания по фактам употребления
алкоголя
|
кл.руководители
|
В течение года по необходимости
|
3. Индивидуальные и групповые коррекционные
занятия
|
психолог
|
В течение года
|
4. Проведение активных тренинговых занятий
|
психолог
|
В течение года
|
5. Включение учащихся в организацию спортивной
и досуговой деятельности группы и лицея
|
Зам по ВР, кл.руководители
|
В течение года
|
6. Оказание помощи родителям. Коррекция
условий семейного воспитания
|
1. Родительские собрания по проблеме
|
Зам по ВР
|
1 раз в год
|
Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение
внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение
случаев жестокого обращения с детьми
|
2. Организация лектории педагогических,
медицинских, правовых знаний
|
зам по ВР
|
В течение года
|
3. Групповые и индивидуальные беседы с
родителями «группы риска»
|
Психолог
Кл.руководители
|
В течение года
|
4. Оказание социальной и консультативной
помощи семье
|
администрация
|
В течение года по необходимости
|
5. Патронаж семей:
а) контроль и коррекция условий проживания
учащихся
б) составление характеризующих документов,
актов по запросам
в) оказание помощи учащимся
|
Кл.руководители
|
В течение года
|
Предполагаемые
результаты.
- Уменьшение
факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди
подростков.
- Формирование
здорового жизненного стиля, наличие навыков противодействия и избежания
ситуаций, связанных с риском алкоголизации.
- Развитие системного подхода к профилактике
злоупотребления психоактивными веществами
Тематика и содержание бесед для учащихся 1-2
курсов
1 занятие
|
Употребление алкоголя – вредная
привычка, с которой необходимо бороться.
1.
Полезные и вредные
привычки, их значение для человека и для общества.
2.
Употребление алкоголя –
одна из наиболее вредных привычек.
3.
Употребление алкоголя –
частая причина распада семьи.
4.
Употребление алкоголя
наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.
5.
Алкоголь отрицательно
влияет на работоспособность человека (ухудшается точность, быстрота и
координация движений).
6.
Алкоголь губительно
действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает
его здоровье и сокращает продолжительность жизни.
|
2 занятие
|
Причины алкоголизма.
1.
Опьянение – особое
психическое состояние, вызываемое алкоголем.
2.
В результате регулярного
приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба –
привычка – болезнь).
3.
Алкоголь нарушает
нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и
подростков.
4.
Люди, привыкшие
употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.
5.
Алкоголизм – тяжелое
психическое заболевание.
|
3 занятие
|
Привыкшие употреблять алкоголь люди
подают плохой пример.
1.
Пьяницы любят хвалиться
количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это
возвышает их над окружающими: свои недостатки пьяницы пытаются выдать за
достоинство.
2.
Пьяницы стремятся
вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию
собутыльников и пить за счет других.
|
4 занятие
|
Ответственность человека за
поступки, совершенные в состоянии опьянения.
1.
Понятие о правонарушениях
и формах правовой ответственности за них.
2.
Появление человека в
общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.
3.
За правонарушения,
совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.
|
Тематика и содержание бесед для учащихся 3
курса
1 занятие
|
От вредной привычки к болезни.
1.
Влияние однократного и
многократного употребления алкоголя на психику человека: формирование
зависимости человека от алкоголя.
2.
В результате
систематического употребления алкоголя происходит деградация личности:
безнравственность пьянства и алкоголизма.
3.
Особенности подростково
- юношеского пьянства и алкоголизма, употребление алкоголя в подростково
-юношеском возрасте, особенно быстро ведет к деградации личности.
|
2 занятие
|
Алкоголь и семья – неразрешимое
противоречие.
1.
Семья, где хотя бы один
из членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять
свои функции.
2.
Употребление алкоголя
одним из супругов – частая причина распада семьи.
3.
Употребление родителями
алкоголя губительно влияет на потомство.
|
3 занятие
|
Преимущества трезвого, здорового
образа жизни.
1.
Трезвый, здоровый образ
жизни – залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде
и общественной жизни, уважения окружающих.
2.
Употребление алкоголя
ведет к болезни и сокращению продолжительности жизни, и семейным и служебным
трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.
|
4 занятие
|
Ответственность человека за
поступки, совершенные в состоянии опьянения.
1.
Понятие о
правонарушениях и формах правовой ответственности за них.
2.
Появление человека в
общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.
3.
За правонарушения,
совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.
|
Зам.директора по ВР К.И.Малахивская
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.