Главная / Биология / программа "Природоведение" 5 класс

программа "Природоведение" 5 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36



Рассмотрена

на заседании Педагогического совета __________________________

протокол от «___» ____ 20 г №_____


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы

от «____» ____20 г №____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



_________________природоведение_____________________________

(наименование предмета, курса, занятия)



__________________5 класс_____________________________

(класс, курс, ступень)



_________________2014-2015г.г.________________________

(на какой период составлена программа)







Учитель _химии______

___Вавилкина Л.Б.__________

__________________________

__________________________

( Ф.И.О. учителя), категория




г. Таганрог 2014 г.



Пояснительная записка

к рабочей программе для 5 класса.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии.

Изучение природоведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной шко­ле; пропедевтика основ естественнонаучных знаний;

- получение учащимися представлений о методах научно­го познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к естествен­нонаучным знаниям;

- формирование основ гигиенических, экологических зна­ний,

ценностного отношения к природе и человеку.

Программа разработана с учетом следующих нормативно – методических документов:


  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);


  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 9. 03. 2004, № 1312).

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5. 03. 2004, № 1089).

  • Обязательный минимум содержания образования основной школы ( приложение к приказу Минобразования России от 5. 03. 2004, № 1089 ).

  • Примерные программы основного общего образования по природоведению, составленные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Учебный план школы. Устав школы. Образовательная программа школы.

  • - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;


  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год) из федерального инварианта Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.

В основе построения программы лежат принципы преемственности, вариативности, доступности, системности.

Содержание данного курса строится на основе деятельност­ного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является усло­вием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как чер­ты личности.

Из всего комплекса современных методов познания при­роды в курсе естествознания содержатся сведения о некото­рых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моде­лировании — и показывается их взаимосвязь; даются сведе­ния о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Выполняя пропедевтическую роль, курс природоведения содержит системные, а не отрывочные знания. Большое вни­мание в нем уделяется преемственным связям между началь­ной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих фор­мированию целостного взгляда на мир.

Интеграция различных естественнонаучных областей зна­ния основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.

Основными формами организации учебного процесса являются уроки: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок закрепления знаний, урок контроля и оценивания знаний, творческий урок.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно- ориентированное обучение и ИКТ( на элементарном уровне).

Региональный компонент в данной программе отражен в содержании заданий, затрагивающих экологические проблемы.

Для реализации данной программы используется учебник

« Природа. Неживая и живая. 5 класс» (авторы В.М. Пакулова, Н.В. Иванова)

Для оценивания образовательных достижений учащихся применяется индивидуально - тематический контроль. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание устных ответов, умения применять теоретические знания при составлении кроссвордов ( форма повторении пройденного материала) и контрольных тестовых заданий. При оценивании устных ответов мною используется система поэлементного анализа основных элементов ответа: знание материала, монологическая речь, построение логических взаимосвязей.

Реализация данной учебной программы способствует расширению научного и культурного потенциала учащихся, формированию научного мировоззрения, создает условия для становления комплекса компетенций, позволяющих реализовать учащимся свои замыслы в рамках информационного и коммуникативного пространства.

Личностными результатами изучения природоведения яв­ляются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осо­знания необходимости защиты окружающей среды, стремле­ния к здоровому образу жизни;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметными результатами изучения природоведения в основной школе являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной дея­тельности, что включает в себя умения: ставить цели и пла­нировать личную учебную деятельность; оценивать собствен­ный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение приемов исследовательской деятельности: фор­мулирование цели учебного исследования (опыта, наблюде­ния), составление его плана, фиксирование результатов, ис­пользование простых измерительных приборов, формулиров­ка выводов по результатам исследования;

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников инфор­мации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систе­матизации информации; понимания информации, представ­ленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диа­грамм, графиков, рисунков и т. д.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важ­нейшем элементе культурного опыта человечества;

  • в познавательной сфере — расширение и систематиза­ция знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об измене­ниях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для даль­нейшего изучения систематических курсов естественных на­ук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения прак­тических задач в повседневной жизни; для осознанного со­блюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

  • в трудовой сфере — формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питом­цами;

  • в эстетической сфере — приводить примеры, дополня­ющие научные данные образами литературы и искусства;

  • в сфере физической культуры — расширение представ­лений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Природоведение, 5 класс.


Как человек изучает природу

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

[Примеры использования компьютера, сканера, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.


Практические работы и лабораторные работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].

В результате изучения этого раздела природоведения ученик должен

знать

  • способы изучения природы;

уметь

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Многообразие тел, веществ и явлений природы

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Карта звездного неба.

Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Глобус.

Примеры простых и сложных веществ, смесей

Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии,


Практические работы и лабораторные работы:

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.)

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.).

В результате изучения этого раздела природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

Здоровье человека и безопасность жизни

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы и лабораторные работы:

Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

В результате изучения этого раздела природоведения ученик должен

знать/понимать

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.




КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК.

Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

Отсутствие ответа.






Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ не полный или допущена, не более 2х несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее, чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом 2-3 несущественных.

Отметка «2»:

Работа выполнена не меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

Работа не выполнена.


При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие и т.д.














Система контроля и оценки планируемых результатов

П/П

Раздел учебной программы

Тема контроля

Форма и вид контроля

Дата контроля

Показатели уровня успешности

1

Как человек изучает природу.

Работа с лабораторным оборудованием»

П.р №1









«пятибалльная»


Глава 1

«Определение на звездной карте созвездий Северного полушария»

Л.р №1









«пятибалльная»

«Ориентирование на местности с помощью компаса»

П.р №2









«пятибалльная»

«Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий»

Л.р №2









«пятибалльная»

Вселенная

К/Р №1









«пятибалльная»

2

Глава 2 Строение и свойства вещества.

Строение и свойства вещества.

Л.р №3









«пятибалльная»

Строение и свойства вещества

К/Р №2









«пятибалльная»

3

Глава 3 Воздух

Погода. «Описание погоды за месяц»

П.р №3









«пятибалльная»

Погода. Воздух

К/Р №3









«пятибалльная»

4

Глава 4- 5 -6 Горные породы. Почва.

Горные породы


Л.р №4










«пятибалльная»

Л.р №5









«пятибалльная»



Вода. Горные породы. Почва

К/Р №4









«пятибалльная»

5

Глава 7-8-9

Растения — посредники между небом и Землей.

Л.р №6









«пятибалльная»

Л.р №7









«пятибалльная»



Грибы — растения ли это?

Л.р №8









«пятибалльная»



Животные — братья наши меньшие.

Л.р №9









«пятибалльная»



Живые организмы

К/Р №5









«пятибалльная»

6

Глава 11 Здоровье человека и безопасность жизни.

«Определение показателей развития своего организма»

. Л.р 10









«пятибалльная»

«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах»

. Л.р №11









«пятибалльная»

«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок, способы оказания 1й помощи при капиллярном и венозном кровотечении»

. Л.р №12









«пятибалльная»

Итоговая контрольная работа №6

К.р №6









«пятибалльная»























































Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока.


Дата проведения урока

Основные виды учебной деятельности



5 А

5 А

5 Б

5 Б

5 В

5 В

5 Г

5 Г




план

факт

план

факт

план

факт

план

факт



Как человек изучает природу.(3 часа)










1.

Что изучает природоведение. Для чего изучают природоведение.









Изучать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде.

2.

Науки о природе. Методы изучения природы.









Знать методы изучения природы. Составлять план проведения простейшего исследования.

3.

Оборудование для научных исследований. Справочные издания по естественным наукам. П.р №1 «Работа с лабораторным оборудованием»









Работать с различными типами справочных изданий.


Многообразие тел, веществ и явлений природы. (59 часов)











Вселенная.










4.

Как древние люди представляли себе Вселенную.











Работать с информационными источниками.

5.

Мир звезд. Созвездия. Движение звезд. Л.р №1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария»









Наблюдать суточное движение звезд.

6.

Солнце. Солнечная

система. П.р №2 «Ориентирование на местности с помощью компаса»









Описывать Солнце как элемент Солнечной системы.

7.

Ученые-астрономы и их судьбы.









Работать с информационными источниками.

8.

Земля. Оболочки Земли.

Описывать Землю как элемент Солнечной системы.

9.

Луна - спутник Земли. Л.р №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий»









Наблюдать смены фаз Луны.

10.

Творческий урок - подготовка к контрольной работе по теме: "Вселенная".









Анализировать и осмысливать некоторый объем информации, строить логическую цепочку рассуждений, правильно составлять вопросы.

11.

Контрольная работа №1 по теме:"Вселенная".









Работать с тестами.


Строение и свойства вещества.










12.

Тела и вещества.









Выявлять различие между телами и веществами.

13.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л.р 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных»









Изучать и описывать свойства различных веществ.

14.

Вещества и смеси.









Распознавать простые и сложные вещества по составу.

15.

Молекулы. Атомы. Элементы.









Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях.

16.

Движение частиц вещества.









Наблюдать диффузию и броуновское движение.

17.

Взаимодействие частиц.









Наблюдать явление смачивания.

18.

Разнообразие веществ.









Ситематизировать вещества по ряду признаков.

19.

Физические и химические явления.









Систематизировать природные явления.

20.

Горение.









Наблюдать процесс горения.

21.

Окисление.









Выявлять процесс окисления.

22.

Творческий урок - подготовка к контрольной работе по темам: "Строение и свойства вещества".

Анализировать и осмысливать некоторый объем информации, строить логическую цепочку рассуждений, правильно составлять вопросы.

23.

Контрольная работа №2 по темам: "Строение и свойства вещества."









Работать с тестами.


Воздух.










24.

Воздух — смесь различных газов.









Изучать свойства воздуха.

25.

Свойства воздуха.









Изучать свойства воздуха.

26.

Вес воздуха и атмосферное давление.









Измерять атмосферное давление.

27.

Изменение давления воздуха с высотой.









Изучать свойства воздуха.


Погода.










28.

Основные характеристики погоды.









Знать основные характеристики погоды.

29.

Погодные явления . П.р №3 «Описание погоды за месяц»









Анализировать наблюдаемые погодные явления.

30.

Творческий урок - подготовка к контрольной работе по темам: "Воздух. Погода".









Анализировать и осмысливать некоторый объем информации, строить логическую цепочку рассуждений, правильно составлять вопросы.

31.

Контрольная работа №3 по теме: «Воздух. Погода»









Работать с тестами.


Вода.


32.

Три состояния воды.









Знать состояния воды в природе.

33.

Тепловое расширение воды.









Изучать свойства воды.

34.

Вода — растворитель.









Изучать свойства воды.


Работа воды в природе










35.

Горные породы.











Внутреннее строение Земли. Горные породы. Л.р №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств»











Изучать внутреннее строение Земли.

36.

Разрушение горных пород.









Знать причины разрушения горных пород.

37.

Полезные ископаемые.

Металлы. Л.р №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»









Знать свойства металлов.

38.

Почва — особое тело Земли.











Образование почв и их разнообразие.









Познакомиться с многообразием почв.

39.

Состав и свойства почвы.









Изучать состав и свойства почв.

40.

Уход за почвой.









Уметь ухаживать за почвой.

41.

Влияние растений на почву.









Знать о способах восстановления почв.

42.

Разрушение почв.









Знать о способах восстановления почв.

43.

Творческий урок - подготовка к контрольной работе по темам: "Вода Горные породы. Почва".









Анализировать и осмысливать некоторый объем информации, строить логическую цепочку рассуждений.

44.

Контрольная работа №4 по темам: " Вода Горные породы. Почва".









Работать с тестами.

45.

Организмы: что это такое?











Организм и его свойства.









Отработать прием классификации живых организмов.

46.

Где живут организмы?









Отличать различные среды обитания.

47.

Строение организмов.









Знать строение организмов.


Растения — посредники между небом и Землей.


48.

Признаки растения.









Отработать приемы классификации растений.

49.

Разнообразие растительного мира.









Наблюдать изменение внешнего облика растений на разных этапах индивидуального развития.

50.

Строение цветковых растений. Л.р №6 «Распознавание органов цветкового растения»









Знать строение цветковых растений.

51.

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».









Познакомиться с лечебным действие растений.

52.

Красная книга растений. Л.р №7 «Определение названий растений»









Познакомиться с красной книгой растений.

53.

Многообразие культурных растений









Знать о полезных свойствах культурных растений.


Грибы — растения ли это?










54.

Разнообразие грибов.









Знать отличия грибов от других живых организмов.

55.

Шляпочные грибы. Л.р №8 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»









Знать строение шляпочных грибов


Животные — братья наши меньшие.










56.

Признаки животных.









Отработать приемы классификации животных.

57.

Условия жизни и многообразие диких животных.









Наблюдать изменение внешнего облика животных на разных этапах индивидуального развития.

58.

Значение диких животных и их охрана. Л.р №9 «Узнавание животных своей местности»









Понимать взаимосвязь диких животных с природой в целом.

59.

Домашние животные.









Понимать значение домашних животных в жизни человека и знать условия их содержания.

60.

Связи живого и неживого.









Выявлять связи живого и неживого

61.

Творческий урок - подготовка к контрольной работе по темам: "Живые организмы".









Анализировать и осмысливать некоторый объем информации, строить логическую цепочку рассуждений, правильно составлять вопросы.

62.

Контрольная работа №5 по темам: "Живые организмы".









Работать с тестами.


Здоровье человека и безопасность жизни. ( 8 часов)


63.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Л.р 10 «Определение показателей развития своего организма»









Знакомиться с правилами поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

64.

Охрана жизни человека в быту. Л.р №11 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах»









Осваивать правила оказание первой медицинской помощи при тепловом ударе. ожогах, травмах и переломах.

65.

Охрана жизни человека в быту. Л.р №12 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок, способы оказания 1й помощи при капиллярном и венозном кровотечении»









Осваивать правила оказание первой медицинской помощи при тепловом ударе. ожогах, травмах и переломах.

66.

Итоговая контрольная работа. №6









Работать с тестами.

67.

Охрана природы и охрана жизни человека: их взаимосвязь.









Анализировать взаимосвязь природных процессов с жизнью человека.

68.

Мы в ответе за свою жизнь и жизнь на планете. (обобщающий урок).









Обсуждать экологические проблемы.

69

Мы в ответе за свою жизнь и жизнь на планете. (обобщающий урок).









Обсуждать экологические проблемы.























70

Практическое занятие по созданию листовок, баннеров, слоганов экологического характера.









Творчески применять полученные знания на практике






Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения

















Основная литература



Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

В.М. Пакулова, Н.В. Иванова

Природа. Неживая и живая.

2012
































Дополнительная литература



Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

Глав. редактор М.Д.Аксенова

Энциклопедия для детей. Биология.

2001

Аванта+, Москва

2.

Глав. редактор В.А.Володин

Энциклопедия для детей. Физика.Часть первая.

2001

Аванта+, Москва

3.

Глав. редактор В.А.Володин

Энциклопедия для детей. Физика.Часть вторая.

2001

Аванта+, Москва

4.

Глав. редактор М.Д.Аксенова

Энциклопедия для детей. Астрономия.

2001

Аванта+, Москва
















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.



Контрольная работа №1 «Вселенная»


1.Назовите планеты Солнечной системы и

расположите в порядке их удаления от Солнца:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________


2. Какие звезды на небе едва видны

невооруженным взглядом:

а. первой величины,

б. шестой величины,

в. третьей величина,

г. пятой величины.


3. Что называется звездой?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


4. Как называется твердая оболочка Земли?

а. атмосфера,

б. гидросфера,

в. литосфера,

г. биосфера.


5. Кто создал первый в мире телескоп?

а. Аристотель,

б. Галилей,

в. Бруно,

г. Пифагор.


6. Что такое гидросфера?

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


7. Вспышка на небе, которую мы называем

падающей звездой – это:

а. метеорит,

б. метеор,

в. астероид,

г. звезда.





8. Является или нет Луна источником света?

Как светит Луна?

_________________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________


9. Что называют астероидом?

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


10. Для изучения звезд используют:

а. микроскоп,

б. телескоп,

в. термометр,

г. телефон.


11. Чем отличается метеор от метеорита?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


12. Что происходит с кометой по мере приближения к Солнцу?

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


13. Сколько звезд в Солнечной системе:

а. девять,

б. одна,

в. много.

г. три.


14. Разделите планеты на две группы

твердые газообразные

_______________ __________________

_______________ __________________

_______________ __________________

_______________ __________________

_______________ __________________


15. Где находится пояс астероидов?













Контрольная работа №2 по теме: «Строение и свойства вещества».


1.Найдите соответствие:

а) Способны сохранять форму и объем Жидкость

б) Способны сохранять объем, но не сохраняют форму Газ

в) Не способны сохранять объем и форму Твердое тело

2. То, что имеет форму и объем:

а) вещество

б) тело

в) материя


3. Свойство тела изменять форму

и объем под действием других

тел и восстанавливать

их после прекращения действия:

а) упругость

б) деформация

в) пластичность


4. Вещества, образованные атомами

одного вида называются:

а) органическими

б) неорганическими

в) простыми


5. К физическим явлениям относятся:

а) таянье сосульки

б) окисление в живых организмах

в) набухание почек


6.При повышении температуры тела

молекулы:

а) начинают двигаться

б) двигаются медленнее

в) двигаются быстрее


7.То, из чего состоит тело, называют:




8. Реакцию, сопровождающуюся выделением тепла и света, называют:

а) окислением

б) падением

в) горением


9. Мельчайшая частица вещества

называется:

а) атом

б) молекула

в) химический элемент


10. Между молекулами действует:

а) притяжение

б) отталкивание

в) притяжение и отталкивание


11. Молекулы движутся:

а) беспорядочно и хаотично

б) беспорядочно и непрерывно

в) безостановочно и непрерывно


12. Любые изменения формы, размеров

и объема тела называются:

а) пластичность

б) деформация

в) диффузия

а) веществом 13. Молекулы одного вещества:

б) материалом а) различны

в) составом б) похожи

в) одинаковы



14. Сформулируйте основные положения молекулярного строения вещества.

Контрольная работа №3 по теме: «Погода. Воздух».


1. Воздушной оболочкой Земли называется:

а) гидросфера

б) биосфера

в) атмосфера

2.Есть ли у воздуха вес и можно ли это

доказать на опыте _______________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

____________________________________________________________________________


3. Чем выше над Землей находится воздух,

тем давление воздуха:

а) выше

б) больше

в) ниже

4. Чем выше над Землей находится воздух,

тем плотность воздуха:

а) меньше

б) больше

в) выше

5. Каким опытом можно доказать, что у воздуха есть давление _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. На метеорологических станциях

ведут наблюдения за:





9. Назовите свойства воздуха

_________________________________

_________________________________

_________________________________

10. Больше всего в воздухе содержится:

а) кислорода

б) углекислого газа

в) азота

11. Что называется погодой? ______________

___________________________________________________________________________________________________________________________

12. При строительстве мостов используют

специальные воздушные устройства:

а) муссоны

б) патиссоны

в) кессоны

13. Назовите признаки (параметры) погоды

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________

14. Температура воздуха с высотой:

а) повышается

б) понижается

в) остается неизменной

15. Прибор для измерения

атмосферного давления называется:

а) барометр

б) ареометр

в) динамометр

16. В опыте с Магдебургскими полушариями

были использованы лошади:

а) восемь

б) двенадцать

в) шестнадцать

17. Для чего нужно проветривать помещение?

а) движением в метро _______________________________________

б) погодой

_______________________________________

в) природой _______________________________________

7. Чем объяснить, что с высотой уменьшается

вес воздуха______________________________ 18. Для чего нужно знать прогноз погоды?

_________________________________________ ______________________________________

8. В составе воздуха кислорода _______________________________________

а) 78%hello_html_m53d4ecad.gif _______________________________________

б) 21% ________________________________________

в) 87% ________________________________________

________________________________________





















































































Контрольная работа №4 по теме : «Вода. Горные породы. Почва» . 1.Назовите основные свойства воды.

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

2. Жидкость, содержащую посторонние

вещества, которые равномерно в ней

распределены называется:

а) взвесь

б) раствор

в) смесь

3. Какую созидательную и разрушительную

работу производит вода в природе?

Созидательная работа:

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Разрушительная работа:

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

4. Каково внутреннее строение Земли:

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

5. Толщина земной коры бывает:

а) от 10 км до 70 км

б) от 20 км до 80 км

в) от 15 км до 70 км

6. Тела природы, которые возникли в

результате естественных процессов,

происходящих в земной коре, называются

а) горные породы

б) минералы

в) полезные ископаемые


7. Укажите природные факторы, под действием которых разрушаются горные породы:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

8. Укажите свойства металлов:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

9. Верхний тонкий слой земной коры

называется:

а) гумус

б) почва

в) чернозем

10. Из чего состоит почва:

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

11.Почва с мощным отложением

перегноя называется:

а) солончаковая

б) черноземная

в) глинистая

12. Способность почвы удовлетворять

потребности растений в необходимых

веществах, называется:

а) плодородие

б) удобрение

в) эрозия

13. Лучшими защитниками почв являются:

а) вода

б) растения

в) животные

14. Водная оболочка Земли называется:

а) литосфера

б) атмосфера

в) гидросфера


15. Как образуется почва

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


16.Горные породы по способу

образования бывают:

________________________________________

________________________________________

________________________________________

17. Растения хорошо растут на почве:

а) бесструктурной

б) структурной

в) подзолистой

18. Для того чтобы почва дольше

оставалась увлажненной

капилляры в ней следует:

а) охранять

б) разрушать

в) создавать

19. Земная кора по-другому называется:

а) биосфера

б) атмосфера

в) литосфера

20. Каким образом можно отличить

структурную почву от бесструктурной:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

  1. Вода при остывании до 3ºC

а) замерзает

б) расширяется

в) сужается

22. Для того, чтобы укрепить

почву нужно:

а) посадить траву

б) посадить кустарник

в) посадить деревья




23. Что такое эрозия почвы? ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

24. Какие удобрения называют органическими

________________________________________

________________________________________

________________________________________

25. Какие удобрения называют неорганическими

________________________________________

________________________________________

________________________________________



Итоговое тестирование за курс природоведения

Вариант1

Часть 1

В заданиях 1-10 необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.

А 1.Воздух — это

1) тело 3) сложное вещество

2) простое вещество 4) смесь веществ

А 2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?

1) физика 3) биология

2) химия 4) экология

А 3. Манометр используют для измерения

  1. давления жидкости или газа 3) влажности воздуха

  2. объема жидкости 4) прозрачности воды

А 4. Суша Земли подразделяется на следующие части света:

1) Евразия, Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида

2) Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида

3) Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида

4) Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида

А 5. Организмом является :

1) компьютер 3) водоросль

3) настольная лампа 4) фотоаппарат

А6. Деформация — это явление

1) механическое 2)тепловое

3) электрическое 4) световое

А7. В центре Земли находится :

  1. ядро 2) мантия

3) земная кора 4) литосфера

А 8. Погода-это:

  1. сильный ветер 2) высокая температура воздуха 3) ливень 4) состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте

А 9. Любое тело состоит из:

  1. воды 2) стали

3) вещества (веществ) 4) пластмассы

А 10. Природа- это :

1) растения 2) растения и животные

3) все то, что нас окружает 4 ) вода, воздух

Часть 2

В. 1. Выберите три верных ответа из шести.

В чем выражается отрицательное влияние деятельности человека на природу?

  1. истребляет животных, растения; уничтожает среду их обитания4

  2. высаживает деревья и кустарники4

  3. вырубает леса;

  4. загрезняет воду отходами производства;

  5. очищает производственные отходы;

  6. создает заповедники.

В 2. Установите соответствие между организмами и сообществами, которые они составляют.

Виды организмов Тип сообществами

А) лось 1) лесное

Б) черника 2) степное

В) сурок

Г) осина

Д) ковыль


В.3.Установите соответствие между условием выпадения и видом осадков

1.Выпадение из облаков 2. Выпадение из атмосферы

А) Дождь Б) Град В) Иней Г) Роса Д) Снег


Часть 3

На задание С1 дайте краткий ответ, а задание С 2- полный развернутый ответ.


С 1. Опишите действия человека при «сухом поливе». Какое значение имеет «сухой полив» для развития растений?

С 2. Перечислите правила оказания доврачебной помощи пострадавшим при солнечном или тепловом ударах.



17


программа "Природоведение" 5 класс
  • Биология
Описание:

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год) из федерального инварианта Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений  РФ.       

           В основе построения программы лежат принципы  преемственности, вариативности, доступности, системности.        

 

           Содержание данного курса строится на основе деятельност­ного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является усло­вием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как чер­ты личности. 

Автор Вавилкина Людмила Борисовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 49693
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓