Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36
Рассмотрена
на заседании Педагогического совета
__________________________
протокол
от «___» ____ 20 г №_____
|
|
УТВЕРЖДЕНА
приказом
директора школы
от
«____» ____20 г №____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_________________природоведение_____________________________
(наименование предмета, курса, занятия)
__________________5 класс_____________________________
(класс,
курс, ступень)
_________________2014-2015г.г.________________________
(на
какой период составлена программа)
Учитель _химии______
___Вавилкина Л.Б.__________
__________________________
__________________________
( Ф.И.О. учителя), категория
г. Таганрог 2014 г.
Пояснительная
записка
к
рабочей программе для 5 класса.
Предмет «Природоведение» продолжает
естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и
является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и
физической географии.
Изучение природоведения в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и
единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественнонаучных
знаний;
- получение учащимися
представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных
умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-
развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;
- формирование основ гигиенических,
экологических знаний,
ценностного
отношения к природе и человеку.
Программа разработана с учетом
следующих нормативно – методических документов:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.
2012 № 273-ФЗ);
·
Федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования (приказ Минобразования России от 9. 03. 2004, № 1312).
·
Федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5. 03. 2004, №
1089).
·
Обязательный минимум содержания образования
основной школы ( приложение к приказу Минобразования России от 5. 03. 2004, №
1089 ).
·
Примерные программы основного общего образования
по природоведению, составленные на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
·
Учебный план школы. Устав школы. Образовательная
программа школы.
·
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
·
Требования к оснащению образовательного процесса в
соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта.
Программа рассчитана
на 2 часа в неделю (70 часов в год) из федерального инварианта Базисного
учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.
В
основе построения программы лежат принципы преемственности, вариативности,
доступности, системности.
Содержание
данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся
в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является
условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения,
становления ответственности как черты личности.
Из всего
комплекса современных методов познания природы в курсе естествознания
содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях,
экспериментах, моделировании — и показывается их взаимосвязь; даются сведения
о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической
деятельности.
Выполняя
пропедевтическую роль, курс природоведения содержит системные, а не отрывочные
знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной
и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих
структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.
Интеграция
различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о
единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.
Основными
формами организации учебного процесса являются уроки: урок изучения нового
материала, комбинированный урок, урок закрепления знаний, урок контроля и
оценивания знаний, творческий урок.
В данном классе ведущими методами
обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя
используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих
технологий: личностно- ориентированное обучение и ИКТ( на элементарном
уровне).
Региональный компонент в данной программе отражен в
содержании заданий, затрагивающих экологические проблемы.
Для реализации данной
программы используется учебник
« Природа. Неживая и живая. 5
класс» (авторы В.М. Пакулова, Н.В. Иванова)
Для оценивания образовательных достижений учащихся применяется
индивидуально - тематический контроль. Причем при проверке уровня усвоения
материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание
устных ответов, умения применять теоретические знания при составлении
кроссвордов ( форма повторении пройденного материала) и контрольных тестовых
заданий. При оценивании устных ответов мною используется система поэлементного
анализа основных элементов ответа: знание материала, монологическая речь,
построение логических взаимосвязей.
Реализация данной учебной программы способствует
расширению научного и культурного потенциала учащихся, формированию научного
мировоззрения, создает условия для становления комплекса компетенций,
позволяющих реализовать учащимся свои замыслы в рамках информационного и
коммуникативного пространства.
Личностными результатами изучения природоведения являются:
• развитие любознательности и
формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
• развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
• воспитание ответственного отношения
к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к
здоровому образу жизни;
• развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных
естественных наук.
Метапредметными результатами изучения природоведения в основной школе
являются:
• овладение способами
самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели
и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в
деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
• освоение приемов исследовательской
деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
• формирование приемов работы с
информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации
(справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в
соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизации
информации; понимания информации, представленной в различной знаковой форме —
в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
•
развитие
коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в
соответствии с обозначенной ролью.
Предметными
результатами являются:
•
в ценностно-ориентационной
сфере — формирование представлений о естествознании как одном из важнейших
способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе
культурного опыта человечества;
•
в познавательной сфере —
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы;
формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между
живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных
исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения
практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и
правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании
простейших видов первой медицинской помощи;
•
в трудовой сфере — формирование
навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за
обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
•
в эстетической сфере — приводить
примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
•
в сфере физической культуры —
расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими
приемами самоконтроля своего физического состояния.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Природоведение, 5 класс.
Как человек изучает природу
Наблюдения,
опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и
измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и
явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в
развитие науки.
Демонстрации:
Приборы для
проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
[Примеры
использования компьютера, сканера, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных
наблюдений и опытов].
Примеры использования различных
естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих
ученых-естествоиспытателей.
Практические работы и лабораторные работы:
Знакомство с
назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины,
массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых
измерителей расстояния, температуры и времени].
Знакомство с
правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам:
словарь, справочник величин, определитель, карты.
[Поиск информации
в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
В результате
изучения этого раздела природоведения ученик должен
знать
·
способы изучения природы;
уметь
·
использовать дополнительные источники для
выполнения учебной задачи;
·
находить значение указанных терминов в справочной
литературе;
·
пользоваться приборами для измерения изученных
физических величин;
·
следовать правилам безопасности при проведении практических
работ.
Многообразие тел, веществ и
явлений природы
Звездное
небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы:
Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник,
Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Вещества
в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества,
смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры
различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их
использования в повседневной жизни.
Погодные
явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность,
ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Разнообразие
живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры
приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Карта звездного
неба.
Модель Солнечной
системы.
Фотографии планет
Солнечной системы.
Глобус.
Примеры простых и
сложных веществ, смесей
Опыты,
демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных
физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых
(плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении
через призму и т.п.).
Примеры
приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии,
Практические работы и лабораторные работы:
Наблюдение
суточного движения Солнца и звезд.
Описание и сравнение признаков 2-3-х
веществ.
Наблюдение
признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла,
появление запаха, образование осадка).
Исследование 1-2-х физических явлений
(зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади
поверхности, рода жидкости, и т.п.)
Наблюдение погоды,
измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.
Оценка влияния
погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).
Исследование
влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Знакомство с экологическими проблемами
своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового
мусора, экономного использования воды, энергии и др.).
В результате
изучения этого раздела природоведения ученик должен
знать/понимать
·
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их
простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
·
основные характеристики погоды, факторы здорового
образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
·
узнавать наиболее распространенные растения и
животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия
растений и животных с использованием атласа-определителя;
·
приводить примеры физических явлений, явлений
превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения;
приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде
под воздействием человека;
·
указывать на модели положение Солнца и Земли в
Солнечной системе;
·
находить несколько созвездий Северного полушария
при помощи звездной карты;
·
использовать дополнительные источники для
выполнения учебной задачи;
·
находить значение указанных терминов в справочной
литературе;
·
кратко пересказывать учебный текст
естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять
его главную мысль;
·
использовать естественнонаучную лексику в
самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
Здоровье человека и безопасность
жизни
Взаимосвязь
здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального
питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения,
алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила
поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во
время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями
и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях,
травмах).
Демонстрации:
Примеры
положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных
привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры
экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности
людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых
помещений, зон рекреации и т.д.
Примеры ядовитых
растений и опасных животных своей местности.
Практические работы и лабораторные работы:
Измерение своего
роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение
показателей своего развития с возрастными нормами.
Наблюдение за
самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими
упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)
Овладение
способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах
ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
·
составления простейших рекомендаций по содержанию и
уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
·
оказания первой помощи при капиллярных
кровотечениях, несложных травмах.
В результате изучения этого раздела природоведения
ученик должен
знать/понимать
·
использовать дополнительные источники для
выполнения учебной задачи;
·
находить значение указанных терминов в справочной
литературе;
·
кратко пересказывать учебный текст
естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять
его главную мысль;
·
использовать естественнонаучную лексику в
самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
·
следовать правилам безопасности при проведении
практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
определения сторон горизонта с помощью компаса,
Полярной звезды и местных признаков;
·
измерения роста, температуры и массы тела,
сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
·
составления простейших рекомендаций по содержанию и
уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
·
оказания первой помощи при капиллярных
кровотечениях, несложных травмах.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК.
Оценка
устного ответа.
Отметка
«5»:
Ответ
полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в
определенной логической последовательности, литературным языком; ответ
самостоятельный.
Отметка
«4»:
Ответ
полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в
определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка
«3»:
Ответ
полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка
«2»:
При
ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала
или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при
наводящих вопросах учителя.
Отметка
«1»:
Отсутствие
ответа.
Оценка
письменных контрольных работ.
Отметка
«5»:
Ответ
полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка
«4»:
Ответ
не полный или допущена, не более 2х несущественных ошибок.
Отметка
«3»:
Работа
выполнена не менее, чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при
этом 2-3 несущественных.
Отметка
«2»:
Работа
выполнена не меньше, чем на половину или содержит несколько существенных
ошибок.
Отметка
«1»:
Работа
не выполнена.
При
оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования
единого орфографического режима.
Отметка
за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении
отметки за четверть, полугодие и т.д.
Система контроля и оценки планируемых
результатов
№
П/П
|
Раздел
учебной программы
|
Тема
контроля
|
Форма
и вид контроля
|
Дата
контроля
|
Показатели
уровня успешности
|
5А
|
5А
|
5Б
|
5Б
|
5В
|
5В
|
5Г
|
5Г
|
1
|
Как человек изучает природу.
|
Работа с лабораторным оборудованием»
|
П.р
№1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
|
Глава
1
|
«Определение на звездной
карте созвездий Северного полушария»
|
Л.р №1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
«Ориентирование на
местности с помощью компаса»
|
П.р №2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
«Определение на глобусе
экватора, полюсов, полушарий»
|
Л.р №2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
Вселенная
|
К/Р
№1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
2
|
Глава 2 Строение и
свойства вещества.
|
Строение и
свойства вещества.
|
Л.р №3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
Строение
и свойства вещества
|
К/Р
№2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
3
|
Глава
3 Воздух
|
Погода. «Описание погоды за месяц»
|
П.р №3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
Погода.
Воздух
|
К/Р
№3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
4
|
Глава
4- 5 -6 Горные породы. Почва.
|
Горные
породы
|
Л.р
№4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
Л.р
№5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
|
|
Вода.
Горные породы. Почва
|
К/Р
№4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
5
|
Глава
7-8-9
|
Растения —
посредники между небом и Землей.
|
Л.р №6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
Л.р №7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
|
|
Грибы — растения
ли это?
|
Л.р №8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
|
|
Животные — братья
наши меньшие.
|
Л.р №9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
|
|
Живые
организмы
|
К/Р
№5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
6
|
Глава 11 Здоровье
человека и безопасность жизни.
|
«Определение
показателей развития своего организма»
|
. Л.р 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
«Овладение простейшими
способами оказания первой помощи при ушибах»
|
. Л.р №11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
«Овладение простейшими
способами оказания первой помощи при растяжении связок, способы оказания 1й
помощи при капиллярном и венозном кровотечении»
|
. Л.р №12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
Итоговая контрольная
работа №6
|
К.р №6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«пятибалльная»
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Тема урока.
|
|
Дата проведения урока
|
Основные виды учебной деятельности
|
|
|
5 А
|
5 А
|
5 Б
|
5 Б
|
5 В
|
5 В
|
5 Г
|
5 Г
|
|
|
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
|
|
Как человек изучает природу.(3 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Что изучает природоведение. Для чего изучают
природоведение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать возможности органов чувств как источника
информации об окружающей среде.
|
2.
|
Науки о природе. Методы изучения природы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать методы изучения природы. Составлять план проведения
простейшего исследования.
|
3.
|
Оборудование для научных исследований. Справочные издания
по естественным наукам. П.р №1 «Работа с лабораторным оборудованием»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с различными типами справочных изданий.
|
|
Многообразие тел, веществ и явлений природы. (59 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вселенная.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Как древние люди представляли себе Вселенную.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с информационными источниками.
|
5.
|
Мир звезд. Созвездия. Движение звезд. Л.р №1 «Определение
на звездной карте созвездий Северного полушария»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдать суточное движение звезд.
|
6.
|
Солнце. Солнечная
система. П.р №2 «Ориентирование на местности с помощью
компаса»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описывать Солнце как элемент Солнечной системы.
|
7.
|
Ученые-астрономы и их судьбы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с информационными источниками.
|
8.
|
Земля. Оболочки Земли.
|
5а
|
5а
|
5б
|
5б
|
5в
|
5в
|
5г
|
5г
|
Описывать Землю как элемент Солнечной системы.
|
9.
|
Луна - спутник Земли. Л.р №2 «Определение на глобусе
экватора, полюсов, полушарий»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдать смены фаз Луны.
|
10.
|
Творческий урок - подготовка к контрольной работе по
теме: "Вселенная".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализировать и осмысливать некоторый объем информации,
строить логическую цепочку рассуждений, правильно составлять вопросы.
|
11.
|
Контрольная работа №1 по теме:"Вселенная".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с тестами.
|
|
Строение и свойства вещества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
Тела и вещества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявлять различие между телами и веществами.
|
13.
|
Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л.р 3
«Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать и описывать свойства различных веществ.
|
14.
|
Вещества и смеси.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распознавать простые и сложные вещества по составу.
|
15.
|
Молекулы. Атомы. Элементы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях.
|
16.
|
Движение частиц вещества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдать диффузию и броуновское движение.
|
17.
|
Взаимодействие частиц.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдать явление смачивания.
|
18.
|
Разнообразие веществ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситематизировать вещества по ряду признаков.
|
19.
|
Физические и химические явления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Систематизировать природные явления.
|
20.
|
Горение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдать процесс горения.
|
21.
|
Окисление.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявлять процесс окисления.
|
22.
|
Творческий урок - подготовка к контрольной работе по
темам: "Строение и свойства вещества".
|
5а
|
5а
|
5б
|
5б
|
5в
|
5в
|
5г
|
5г
|
Анализировать и осмысливать некоторый объем информации,
строить логическую цепочку рассуждений, правильно составлять вопросы.
|
23.
|
Контрольная работа №2 по темам: "Строение и
свойства вещества."
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с тестами.
|
|
Воздух.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24.
|
Воздух — смесь различных газов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать свойства воздуха.
|
25.
|
Свойства воздуха.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать свойства воздуха.
|
26.
|
Вес воздуха и атмосферное давление.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Измерять атмосферное давление.
|
27.
|
Изменение давления воздуха с высотой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать свойства воздуха.
|
|
Погода.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28.
|
Основные характеристики погоды.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать основные характеристики погоды.
|
29.
|
Погодные явления . П.р №3 «Описание погоды за месяц»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализировать наблюдаемые погодные явления.
|
30.
|
Творческий урок - подготовка к контрольной работе по
темам: "Воздух. Погода".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализировать и осмысливать некоторый объем информации,
строить логическую цепочку рассуждений, правильно составлять вопросы.
|
31.
|
Контрольная работа №3 по теме: «Воздух. Погода»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с тестами.
|
|
Вода.
|
5а
|
5а
|
5б
|
5б
|
5в
|
5в
|
5г
|
5г
|
|
32.
|
Три состояния воды.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать состояния воды в природе.
|
33.
|
Тепловое расширение воды.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать свойства воды.
|
34.
|
Вода — растворитель.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать свойства воды.
|
|
Работа воды в природе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35.
|
Горные породы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внутреннее строение Земли. Горные породы. Л.р №4
«Описание минералов и горных пород, определение их свойств»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать внутреннее строение Земли.
|
36.
|
Разрушение горных пород.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать причины разрушения горных пород.
|
37.
|
Полезные ископаемые.
Металлы. Л.р №5 «Ознакомление с местными полезными
ископаемыми и их физическими свойствами»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать свойства металлов.
|
38.
|
Почва — особое тело Земли.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образование почв и их разнообразие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познакомиться с многообразием почв.
|
39.
|
Состав и свойства почвы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучать состав и свойства почв.
|
40.
|
Уход за почвой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уметь ухаживать за почвой.
|
41.
|
Влияние растений на почву.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать о способах восстановления почв.
|
42.
|
Разрушение почв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать о способах восстановления почв.
|
43.
|
Творческий урок - подготовка к контрольной работе по
темам: "Вода Горные породы. Почва".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализировать и осмысливать некоторый объем информации,
строить логическую цепочку рассуждений.
|
44.
|
Контрольная работа №4 по темам: " Вода Горные
породы. Почва".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с тестами.
|
45.
|
Организмы: что это такое?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организм и его свойства.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отработать прием классификации живых организмов.
|
46.
|
Где живут организмы?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отличать различные среды обитания.
|
47.
|
Строение организмов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать строение организмов.
|
|
Растения — посредники между небом и Землей.
|
5а
|
5а
|
5б
|
5б
|
5в
|
5в
|
5г
|
5г
|
|
48.
|
Признаки растения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отработать приемы классификации растений.
|
49.
|
Разнообразие растительного мира.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдать изменение внешнего облика растений на разных
этапах индивидуального развития.
|
50.
|
Строение цветковых растений. Л.р №6 «Распознавание
органов цветкового растения»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать строение цветковых растений.
|
51.
|
Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познакомиться с лечебным действие растений.
|
52.
|
Красная книга растений. Л.р №7 «Определение названий растений»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познакомиться с красной книгой растений.
|
53.
|
Многообразие культурных растений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать о полезных свойствах культурных растений.
|
|
Грибы — растения ли это?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54.
|
Разнообразие грибов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать отличия грибов от других живых организмов.
|
55.
|
Шляпочные грибы. Л.р №8 «Узнавание съедобных и ядовитых
грибов»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать строение шляпочных грибов
|
|
Животные — братья наши меньшие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56.
|
Признаки животных.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отработать приемы классификации животных.
|
57.
|
Условия жизни и многообразие диких животных.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдать изменение внешнего облика животных на разных
этапах индивидуального развития.
|
58.
|
Значение диких животных и их охрана. Л.р №9 «Узнавание
животных своей местности»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимать взаимосвязь диких животных с природой в целом.
|
59.
|
Домашние животные.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимать значение домашних животных в жизни человека и
знать условия их содержания.
|
60.
|
Связи живого и неживого.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявлять связи живого и неживого
|
61.
|
Творческий урок - подготовка к контрольной работе по
темам: "Живые организмы".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализировать и осмысливать некоторый объем информации,
строить логическую цепочку рассуждений, правильно составлять вопросы.
|
62.
|
Контрольная работа №5 по темам: "Живые
организмы".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с тестами.
|
|
Здоровье человека и безопасность жизни. ( 8
часов)
|
5а
|
5а
|
5б
|
5б
|
5в
|
5в
|
5г
|
5г
|
|
63.
|
Правила поведения в опасных ситуациях природного
происхождения. Л.р 10 «Определение показателей развития своего организма»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знакомиться с правилами поведения в опасных ситуациях
природного происхождения.
|
64.
|
Охрана жизни человека в быту. Л.р №11 «Овладение
простейшими способами оказания первой помощи при ушибах»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осваивать правила оказание первой медицинской помощи при
тепловом ударе. ожогах, травмах и переломах.
|
65.
|
Охрана жизни человека в быту. Л.р №12 «Овладение
простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок, способы
оказания 1й помощи при капиллярном и венозном кровотечении»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осваивать правила оказание первой медицинской помощи при
тепловом ударе. ожогах, травмах и переломах.
|
66.
|
Итоговая контрольная работа. №6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работать с тестами.
|
67.
|
Охрана природы и охрана жизни человека: их взаимосвязь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализировать взаимосвязь природных процессов с жизнью
человека.
|
68.
|
Мы в ответе за свою жизнь и жизнь на планете. (обобщающий
урок).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждать экологические проблемы.
|
69
|
Мы в ответе за свою жизнь и жизнь на планете. (обобщающий
урок).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждать экологические проблемы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70
|
Практическое занятие по созданию листовок, баннеров, слоганов
экологического характера.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчески применять полученные знания на практике
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание учебно-методического и материально-
технического обеспечения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основная литература
|
|
|
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1.
|
В.М. Пакулова, Н.В. Иванова
|
Природа. Неживая и живая.
|
2012
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительная литература
|
|
|
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1.
|
Глав. редактор М.Д.Аксенова
|
Энциклопедия для детей. Биология.
|
2001
|
Аванта+, Москва
|
2.
|
Глав. редактор В.А.Володин
|
Энциклопедия для детей. Физика.Часть первая.
|
2001
|
Аванта+, Москва
|
3.
|
Глав. редактор В.А.Володин
|
Энциклопедия для детей. Физика.Часть вторая.
|
2001
|
Аванта+, Москва
|
4.
|
Глав. редактор М.Д.Аксенова
|
Энциклопедия для детей. Астрономия.
|
2001
|
Аванта+, Москва
|
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ.
Контрольная
работа №1 «Вселенная»
1.Назовите планеты Солнечной системы и
расположите в порядке их удаления от Солнца:
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
2. Какие звезды на небе едва видны
невооруженным взглядом:
а. первой величины,
б. шестой величины,
в. третьей
величина,
г. пятой величины.
3. Что называется звездой?
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
4. Как называется твердая оболочка Земли?
а. атмосфера,
б. гидросфера,
в. литосфера,
г. биосфера.
5. Кто создал первый в мире телескоп?
а. Аристотель,
б. Галилей,
в. Бруно,
г. Пифагор.
6. Что такое гидросфера?
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
7. Вспышка на небе, которую мы называем
падающей звездой – это:
а. метеорит,
б. метеор,
в. астероид,
г. звезда.
8. Является или нет Луна источником света?
Как светит Луна?
_________________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
9. Что называют астероидом?
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
10. Для изучения звезд используют:
а. микроскоп,
б. телескоп,
в. термометр,
г. телефон.
11. Чем отличается метеор от метеорита?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
12. Что происходит с кометой по мере
приближения к Солнцу?
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
13. Сколько звезд в Солнечной системе:
а. девять,
б. одна,
в. много.
г. три.
14. Разделите планеты на две группы
твердые
газообразные
_______________ __________________
_______________ __________________
_______________ __________________
_______________ __________________
_______________
__________________
15. Где
находится пояс астероидов?
Контрольная работа №2 по теме: «Строение и
свойства вещества».
1.Найдите соответствие:
а) Способны сохранять форму и
объем Жидкость
б) Способны сохранять объем, но не сохраняют
форму Газ
в) Не способны сохранять объем и
форму Твердое тело
а) движением в
метро
_______________________________________
б)
погодой
_______________________________________
в)
природой
_______________________________________
7. Чем объяснить, что с высотой
уменьшается
вес
воздуха______________________________ 18. Для чего нужно знать
прогноз погоды?
_________________________________________
______________________________________
8. В составе воздуха
кислорода _______________________________________
а) 78%
_______________________________________
б)
21% ________________________________________
в)
87%
________________________________________
________________________________________
Контрольная работа №4 по теме : «Вода.
Горные породы. Почва» . 1.Назовите основные
свойства воды.
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
2. Жидкость,
содержащую посторонние
вещества, которые равномерно в ней
распределены называется:
а) взвесь
б) раствор
в) смесь
3. Какую
созидательную и разрушительную
работу производит вода в природе?
Созидательная работа:
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Разрушительная работа:
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
4. Каково
внутреннее строение Земли:
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
5. Толщина земной
коры бывает:
а) от 10
км до 70 км
б) от 20
км до 80 км
в) от 15
км до 70 км
6. Тела природы,
которые возникли в
результате естественных процессов,
происходящих в земной коре, называются
а) горные породы
б) минералы
в) полезные ископаемые
7. Укажите
природные факторы, под действием которых разрушаются горные породы:
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
8. Укажите
свойства металлов:
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
9. Верхний тонкий
слой земной коры
называется:
а) гумус
б) почва
в) чернозем
10. Из чего
состоит почва:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
11.Почва с мощным
отложением
перегноя называется:
а) солончаковая
б) черноземная
в) глинистая
12. Способность
почвы удовлетворять
потребности растений в необходимых
веществах, называется:
а) плодородие
б) удобрение
в) эрозия
13. Лучшими
защитниками почв являются:
а) вода
б) растения
в) животные
14. Водная
оболочка Земли называется:
а) литосфера
б) атмосфера
в) гидросфера
15. Как образуется
почва
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
16.Горные породы
по способу
образования бывают:
________________________________________
________________________________________
________________________________________
17. Растения
хорошо растут на почве:
а) бесструктурной
б) структурной
в) подзолистой
18. Для того чтобы
почва дольше
оставалась увлажненной
капилляры в ней следует:
а) охранять
б) разрушать
в) создавать
19. Земная кора
по-другому называется:
а) биосфера
б) атмосфера
в) литосфера
20. Каким образом
можно отличить
структурную почву от бесструктурной:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
21.
Вода при остывании до 3ºC
а) замерзает
б) расширяется
в) сужается
22. Для того,
чтобы укрепить
почву нужно:
а) посадить траву
б) посадить кустарник
в) посадить деревья
23. Что такое
эрозия почвы? ________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
24. Какие
удобрения называют органическими
________________________________________
________________________________________
________________________________________
25. Какие
удобрения называют неорганическими
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Итоговое тестирование за курс
природоведения
Вариант1
Часть 1
В заданиях 1-10 необходимо выбрать
один правильный ответ из четырех предложенных.
А 1.Воздух — это
1) тело 3)
сложное вещество
2) простое вещество 4) смесь
веществ
А 2. Какая наука изучает разнообразные явления
природы?
1) физика 3) биология
2) химия 4) экология
А 3. Манометр используют для измерения
5.
давления жидкости или газа
3) влажности воздуха
6.
объема
жидкости 4) прозрачности воды
А 4. Суша Земли подразделяется на следующие
части света:
1) Евразия, Америка, Африка, Австралия и Океания,
Антарктида
2) Европа, Азия, Северная Америка, Южная
Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида
3) Евразия, Северная Америка, Южная Америка,
Африка, Австралия и Океания, Антарктида
4) Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и
Океания, Антарктида
А 5. Организмом является :
1) компьютер
3) водоросль
3) настольная лампа 4)
фотоаппарат
А6. Деформация — это явление
1) механическое 2)тепловое
3) электрическое 4) световое
А7. В центре Земли находится :
7.
ядро 2) мантия
3) земная кора 4) литосфера
А 8. Погода-это:
сильный ветер 2) высокая
температура воздуха 3) ливень 4) состояние нижнего слоя атмосферы в
данное время и в данном месте
А 9. Любое тело состоит из:
1)
воды
2) стали
3) вещества (веществ)
4) пластмассы
А 10. Природа- это :
1) растения 2)
растения и животные
3) все то, что нас
окружает 4 ) вода, воздух
Часть 2
В. 1. Выберите три верных ответа из шести.
В чем выражается отрицательное влияние
деятельности человека на природу?
1)
истребляет животных, растения; уничтожает среду их
обитания4
2)
высаживает деревья и кустарники4
3)
вырубает леса;
4)
загрезняет воду отходами производства;
5)
очищает производственные отходы;
6)
создает заповедники.
В 2. Установите соответствие между организмами
и сообществами, которые они составляют.
Виды
организмов Тип сообществами
А)
лось 1) лесное
Б)
черника 2) степное
В) сурок
Г) осина
Д) ковыль
В.3.Установите соответствие между условием
выпадения и видом осадков
1.Выпадение из облаков 2. Выпадение из
атмосферы
А) Дождь Б) Град В) Иней Г) Роса Д)
Снег
Часть 3
На задание С1 дайте краткий ответ, а задание С
2- полный развернутый ответ.
С 1. Опишите действия человека при «сухом
поливе». Какое значение имеет «сухой полив» для развития растений?
С 2. Перечислите правила оказания доврачебной
помощи пострадавшим при солнечном или тепловом ударах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.