Главная / Начальные классы / Программа "Мир логики для малышей"

Программа "Мир логики для малышей"

Санкт-Петербург

Центральный район

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №174









Программа

дополнительного образования

«Логические игры» «Мир логики»

Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Срок реализации 1 год








Автор-составитель:

учитель математики Кузнецова Н.В.






Санкт-Петербург


Пояснительная записка.


Направленность программы: социально-педагогическая.


Актуальность программы: Мышление детей, так же как и взрослых, подчиняется определённым логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Но это не означает, что изучение логики излишне. Задача развития правильного и «грамотного» логического мышления у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить малышей не просто логичнее мыслить, а правильнее познавать окружающий мир, а это невозможно без правильной связи мыслей и пра­вильного построения рассуждений.


Педагогическая целесообразность: Для того, чтобы руководить процессом познания окружаю­щего мира, нужно изучить логические приёмы, такие, как сравнение, классификация, абстраги­рование, дедукция, отрицание, аналогия, обобщение, сериация, ограничение, систематизация, умозаключение, анализ и синтез.


Новизна программы: Данная программа способствует тому, чтобы развить у детей логическое мышление: ведь, владея им, малыши становятся умнее, а поскольку логическое мыш­ление лежит в основе всех школьных предметов, то и обучение для развитых детей становится лёгким и успешным.


Особенность программы: Чтобы обучить малыша таким логическим приёмам, как обобщение, сравнение и ограниче­ние, необходимо, чтобы они чётко различали признаки предметов. Это для малышей дошкольно­го и младшего школьного возраста довольно трудно, они, например, очень нечётко различают такие признаки предмета, как, например, короткий, тонкий и т.п. Так, «короткий» они заменяют понятием «маленький», «тонкий» — понятием «узкий», таким образом, смешивая разные обозначения и заменяя одно другим. Чтобы научить ребёнка правильно выделять те или иные признаки, нужно строить своё объяснение на зрительно сравниваемых предметах. Например, если вы хотите потренировать малыша на «признак длины», то есть обратить его внимание именно на длину предмета, то нужно взять сначала два предмета разной длины, но одинаковых по всем другим признакам (например, две синие ленточки из одного и того же материала: одна короткая, другая длинная). Это важно и необходимо для того, чтобы малыш в дальнейшем (после усвоения данного признака) смог выде­лять его в предметах с другими различными признаками.

Таким же образом решается и проблема восприятия размера и формы предмета. Но изучению этих признаков нужно уделить больше времени, поскольку они являются сенсорной проблемой. Представления о таких свойствах предмета, как размер и фор­ма, воспринимаются не только зрительными, но и осязательными анализаторами, кроме того, восприятие и сравнение вели­чины двух, даже одинаковых, предметов зависит от расстояния, на котором они находятся от воспринимающего. Так, большой мяч, оказавшись на более дальнем расстоянии, чем маленький, может пока­заться меньше. Поэтому сенсорное раз­витие составляет одну из важнейших задач обучения дошкольников.


Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.


Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

Развивающие:

  • формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности;

  • развивать навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать логическое и пространственное мышление;

  • поддерживать научно - исследовательской деятельность учащихся.

Обучающие:

  • способствовать развитию мыслительных процессов и индивидуальных способностей учащихся, культуры устной и письменной речи, самостоятельности творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и умение использовать полученные знания на практике;

  • вырабатывать у учащихся необходимые практически е навыки;

  • показывать роль и влияние практики на развитие логики.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению;

  • воспитывать трудолюбие, терпение, настойчивость, инициативу.


Условия реализации программы: программа рассчитана на один год обучения.


Режим занятий: Образование осуществляется в виде преимущественно практических занятий из расчета 1 час в неделю


Условия приема: принимаются все желающие.


Возраст обучающихся: 7 - 9 лет.


Формы организации деятельности обучающихся:

  • индивидуальная самостоятельная работа учащихся;

  • работа в парах;

  • групповые формы работы;

  • дифференцированная;

  • фронтальная проверка и контроль;

  • самооценка выполненной работы;

  • дидактическая игра;

  • соревнование;

  • конкурсы.


Методы проведения занятий:

  • словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой;

  • наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, Интернет-ресурсы;

  • практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям, метод программированного обучения;

  • индуктивный и дедуктивный методы;

  • частично- поисковый или эвристический метод;

  • исследовательский метод.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных логических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач.


По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать знания при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

  • применять нестандартные методы при решении задач.


Формы подведения итогов:

  • тестирование обучающихся;

  • представление коллективных, командных творческих работ с самостоятельно созданными логическими заданиями;

  • проведения конкурсов эрудитов.

Кроме этого, каждое занятие и работа ученика на занятии оцениваются школьниками при помощи метода цветописи - закрашивания флажков, где дети могут выразить свое отношение к пройденной на занятии теме, предложить свои идеи и решения. Отсутствие традиционных отметок на занятиях способствует созданию положительной психологической атмосферы и формируют оценочную самостоятельность младших школьников.



Формы отслеживания результатов: наблюдение, тестирование, диагностика.























Учебно-тематический план


Тема

Общее количество часов

Из них

теория

практика

Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Что такое «логика».

1

1

-

Обобщение:

3


3

- по форме;

1


1

- по назначению;

1


1

- по цвету.

1


1

Сравнение:

13


13

- общее понятие;

2


2

- по форме и цвету;

3


3

- по размеру и массе;

2


2

- по скорости движения;

1


1

- по расположению;

1


1

- по назначению;

1


1

- при изучении русского языка.

3


3

Анализ и синтез.

10


10

Классификация:

3


3

- по локальным признакам;

1


1

- по функциональным признакам;

1


1

- по назначению.

1


1

Ограничение.

2


2

Абстрагирование.

3


3

ИТОГО

35

1

34










Содержание программы


  1. Вводное занятие. Что такое «логика».

Теория. Инструктаж по ТБ. Беседа о происхождении науки логики. Примеры логических задач и головоломок.

  1. Обобщение.

Практика. Признаки изучаемых предметов мы можем распространить на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путём обобщения, т.е. приёма, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благо­даря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных пред­метов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие. Например, основные геометрические фигуры представляют собой обобщение огромного разнообразия форм, встречающихся в окружающей действительности.

Усвоение значения слов способствует умению детей обобщать свойства вещей, ведь всякое слово уже в известной мере является обобщением.

В этом разделе решаются задачи на обобщение предметов по форме, назначению и цвету.

  1. Сравнение.

Практика. Сравнение — это логический приём, при помощи которого уста­навливается сходство или различие предметов. Великий русский педа­гог К.Д. Ушинский считал сравнение основой всякого понимания и утверж­дал, что «родители, заботясь о развитии детского ума, должны беспрестанно учить своих детей делать сравнения».

Что же такое сравнение и как научить ребёнка этому логическому при­ёму? Чтобы составить понятие о предмете, нужно, прежде всего, отличить его от других предметов, то есть найти признаки, которые делают его сходным с одними предметами и отличают от других. Сравнивая ряд предметов и явлений, мы устанавливаем у них некоторые общие признаки, присущие определённой группе предметов.

Дети легче устанавливают различие, чем сходство признаков пред­метов. Например, в задаче «Что общего и в чём различие арбуза и мяча?» дети разли­чают, что арбуз — это фрукт и его едят, а мяч — это игрушка и ею играют. Но общий признак — круглую форму — они не видят.

Следовательно, важно научить детей выделять и обобщать признаки предметов. Сравнивая предметы, важно учитывать, по каким общим при­знакам их нужно сравнивать, а от каких нужно отвлечься, т.е. не брать во внимание.

Использование приемов сравнения и анализа в рамках уроков позволяют понять смысл многих слов русского языка: синонимы, антонимы, омонимы и т.д.

  1. Анализ и синтез.

Практика. Логический приём сравнения напрямую зависит от других логических приёмов, в частности от анализа и синтеза, в основе которых лежит умение выделять и обоб­щать признаки предметов и явлений. Поэтому успешность овладения синтезом и анализом определяется умением выделять те или иные признаки при сравнении предметов.

Эти два логических приёма тесно связаны друг с другом, хотя и являются прямо противоположными. Анализом называется мыслен­ное расчленение предмета или явления на его составные детали. Поскольку эти два приёма наиболее часто применяются в логике, в отличие от дру­гих приёмов, им нужно уделить больше внимания для изучения.

Опыт и знания детей младшего школьного возраста очень малы, поэтому обучение необходимо строить на индуктивном методе, то есть сначала у детей накапливаются конкретные знания, а затем эти знания обобщаются в правила. Но дети в этом возрасте ещё не умеют выходить за пределы тех примеров, на основании которых были подведе­ны к обобщениям, они ещё не могут подвергать анализу более широкий круг знаний, и это ограничивает развитие самостоятельности логического мышления. Поэтому совместно с индуктивным методом обучения необходимо использовать и дедуктивный метод, при котором усвоение знаний идёт не от кон­кретного к общему, а наоборот: от общего к частному, — то есть при дедуктивном методе обучения дети должны научиться конкретизировать усвоенное правило, анализируя свои прежние знания. Именно сочетание этих методов способствует наиболее высокому умственному развитию детей.

  1. Классификация.

Практика. Классификация как мыслительный процесс у детей дошкольно­го возраста заключается в отнесении единичного объекта или явления. Обучение приёму классифика­ции играет большую роль в развитии познавательной деятельности малы­шей: мыслительный процесс класси­фикации закрепляет представления о признаках и свойствах изучаемых предметов, тем самым способствуя развитию логического мышления. Приём классификации помогает при­вести знания ребёнка в определённый порядок и подготавливает детей к систематическому обучению в школе.

Поскольку зрительная классификация (по картинкам) легче, чем сло­весная, обучение следует начинать со зрительной, а уже потом пере­ходить к словесной.

Конечная и главная задача в обучении приёму классификации – это классификация предметов по их назначению.

  1. Ограничение.

Практика. К приемам классификации также относят такие логические приемы, как ограничение – выделение по определенным признакам одного или нескольких предметов из целой группы; отрицание – мысленное выявление признака предмета на основе противоположного признака; аналогия – выявление сходных свойств разных объектов; систематизация – установление последовательности событий.


  1. Абстрагирование.

Практика. Любой ребенок младшего школьного возраста стремится к обобщению своих представ­лений и восприятий, а если он не обладает абстрактным мышлением, то не смо­жет ничего обобщать, а затем видеть закономерности. Поэтому обучение ребёнка абстрактному мышлению является очень важной задачей. То есть, чтобы научиться абстрактно мыслить, ребенок должен уметь мысленно выделять отдельные свойства предмета и отделять их от других свойств.

Согласно логическим законам, основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждение и умозаключение. Поскольку абстрактные понятия для младших школьников довольно сложны, то необходимо ввести в обучение предметную форму фиксации абстракт­ного содержания, что создаст внешнюю наглядную форму существова­ния абстрактного.

























Методическое обеспечение: карточки для развития зрительной памяти; рисунки к заданиям на развитие логического мышления; спички, палочки для развития пространственного воображения; ребусы, многоугольники, кружки разных цветов; у детей: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради.
































Список литературы для педагога:

  1. Айзенк Г. Дж.  Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – М.: АЙ КЬЮ, 2006.

  2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2003.

  3. Галеева Р.А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005.

  4. Дубровина И.В.  Практическая психология образования. – М. Просвещение, 2003.

  5. Зак.А.З.  Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. – М.: Новая школа, 2007.

  6. Коноваленко С.В.  Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: ЭКСМО, 2004.

  7. Левитас Г.Г.  Нестандартные задачи по математике в 3 классе. – М.: Илекса, 2002.

  8. Логическая математика для младших школьников.– М.: ПОМАТУР, 2006.

  9. Лайло В.В.  Повышение грамотности и развитие мышления.–М,: Дрофа, 2002.

  10. Ландау Э. Одаренность требует мужества. – М.: АСАДЕМА, 2002.

  11. Матюшкин А.М.  Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей.– М.–Воронеж: МПСИ, НПО МОДЭК, 2003.

  12. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 2006.

  13. Сластенин В.А., Каширин  В.П. Психология и педагогика. – М.: АСАДЕМА, 2003.

  14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1998.

  15. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  16. Холодова О.  Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Методическое пособие. – М.: РОСТкнига, 2008.



Список литературы для детей:

  1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2003.

  2. Галеева Р.А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005.

  3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3 классе. – М.: Илекса, 2002.

  4. Логическая математика для младших школьников.– М.: ПОМАТУР, 2006.

  5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 2006.

  6. Холодова О.  Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Рабочая тетрадь. М.: РОСТкнига, 2008.



Программа "Мир логики для малышей"
  • Начальные классы
Описание:

Чтобы обучить малыша таким логическим приёмам, как обобщение, сравнение и ограниче­ние, необходимо, чтобы они чётко различали признаки предметов. Это для малышей дошкольно­го и младшего школьного возраста довольно трудно, они, например, очень нечётко различают такие признаки предмета, как, например, короткий, тонкий и т.п. Так, «короткий» они заменяют понятием «маленький», «тонкий» — понятием «узкий», таким образом, смешивая разные обозначения и заменяя одно другим. Чтобы научить ребёнка правильно выделять те или иные признаки, нужно строить своё объяснение на зрительно сравниваемых предметах. Например, если вы хотите потренировать малыша на «признак длины», то есть обратить его внимание именно на длину предмета, то нужно взять сначала два предмета разной длины, но одинаковых по всем другим признакам (например, две синие ленточки из одного и того же материала: одна короткая, другая длинная). Это важно и необходимо для того, чтобы малыш в дальнейшем (после усвоения данного признака) смог выде­лять его в предметах с другими различными признаками.

 

Таким же образом решается и проблема восприятия размера и формы предмета. Но изучению этих признаков нужно уделить больше времени, поскольку они являются сенсорной проблемой. Представления о таких свойствах предмета, как размер и фор­ма, воспринимаются не только зрительными, но и осязательными анализаторами, кроме того, восприятие и сравнение вели­чины двух, даже одинаковых, предметов зависит от расстояния, на котором они находятся от воспринимающего. Так, большой мяч, оказавшись на более дальнем расстоянии, чем маленький, может пока­заться меньше. Поэтому сенсорное раз­витие составляет одну из важнейших задач обучения дошкольников.

Автор КУЗНЕЦОВА Наталья Викторовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 654
Номер материала 47073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓