Главная / Классному руководителю / Программа "Мир без жестокости и насилия"

Программа "Мир без жестокости и насилия"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 им. П.К.Каледина













Программа

«Мир без жестокости и насилия».













Выполнила: Ульянова Елена Анатольевна

Уполномоченный

по правам ребенка в школе









01.09.12г.

г. Новочеркасск

I

Содержание программы и необходимость ее решения программными методами.

Проблема психотравмирующего влияния на ребенка имеет психологический, социальный, медицинский и правовой аспект. Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым травмам. Нарушения, возникающие вследствие насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка. Пережитое в детстве насилие нередко приводит к отдаленным последствиям.

Жестокое обращение с детьми широко распространено. Это происходит в семье со стороны родителей и других родственников, в школе и других местах общения детей – со стороны сверстников. Дети становятся жертвами насилия вследствие недостаточного присмотра родителей или лиц их заменяющих, посещения развлекательных учреждений в вечернее и ночное время.

Жестокое обращение с детьми не встречает должного противодействия в обществе и воспринимается значительной частью населения как явление, не заслуживающее внимания. Так, в большинстве случаев взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели неразрешенный опыт насилия в детстве. В российском обществе жестко закреплена установка на то, что «семейные отношения не терпят вмешательства со стороны», родители, использующие физическое наказание, психологический прессинг в воспитании детей, считают, что это форма воспитания, а не жестокость. Зачастую такое обращение носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях, в том числе при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка. Во многом скрытый характер жестокого обращения с ребенком ведет к невозможности оказания ему своевременной помощи и реабилитации.

Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы.

Правовая основа программы.

1. Конституция Российской Федерации;

2. Конвенция о правах ребенка;

3. ФЗ «Об образовании»;

4. Гражданский кодекс РФ;

5. Семейный кодекс РФ.



II

Цели программы:

  1. Выявление, профилактика насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;

  2. Создание условий для уменьшения и ликвидации травматических переживаний;

  3. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, соблюдение его прав.



Задачи программы:

- привлечение внимания к актуальности проблемы насилия в обществе, семьях учащихся, в школах;

- определение м5етодов правовой защиты и психологической помощи жертвам насилия;

- проведение цикла занятий с педагогами по определению понятия, видов и механизмов насилия;

- осуществление диагностической работы с целью выявления детей, подвергающихся насилию со стороны взрослых или сверстников;

- информационно-просветительская работа с целью профилактики жестокого обращения с детьми;

- формирование у учащихся представлений о перспективах жизни без насилия и жестокости.



III



Основные направления и структура программы:

  • Диагностическая работа:

- наблюдение;

- анкетирование;

- опросы.

  • Информационно-просветительская работа:

- подготовка классных часов на правовые темы;

- правовой лекторий для родителей;

- выпуск газеты «Правовой вестник».

  • Профилактическая работа.

Формы и методы работы:

1. Индивидуальная работа:

- диагностика;

- консультирование.

2. Групповая работа:

а) для младшего школьного возраста:

1. сюжетные игры, проигрывание сказок по ролям, придумывание собственных сказок;

2. рисование (чувств, эмоционально заряженных значимых положительных и отрицательных сюжетов).

б) для детей среднего школьного возраста:

1. подвижные игры;

2. упражнения в парах и малых группах.

в) для старших школьников:

1. дискуссии;

2. «мозговые штурмы»;

3. ролевые игры;

4. упражнения на самопознание.



IV



Основные направления профилактики жестокости и насилия.

1. Социально-педагогическая мастерская «Помощь» (работа с педагогическим коллективом).

Цель: оказание информационной и методической помощи педагогам по вопросам профилактики жестокости и насилия; групповая работа по определению форм, методов и средств проведения занятий.

Задачи:

- информирование педагогов о психологических, правовых, педагогических аспектах профилактики жестокости и насилия;

- повышение уровня осознания собственной роли и ответственности в развитии ненасильственных отношений;

- совместное определение методов работы по профилактике насилия.

п/п

Тема занятий

Форма

Участники

1.

Жестокость и насилие. Поиск и решение проблемы

Педагогический совет

Директор школы, заместители директора, уполномоченный по правам ребенка в школе, инспектор по охране детства, педагоги школы

2.

Психология межличностных отношений

Семинар

3.

Психологические последствия пережитой травмы. Симптомы психологической травмы у детей

Педагогический совет

4.

Основы конструктивного общения с детьми

Педагогический совет

2. Социально-педагогическое направление.

Цель: формирование у учащихся навыков партнерского взаимодействия, конструктивных взаимоотношений.

Задачи:

- формирование атмосферы доверия, принятия и взаимоподдержки среди учащихся школы;

- развитие представлений о ценности каждого человека как личности;

- отработка навыков ненасильственного поведения;

- формирование установки на конструктивное общение.

п/п

Темы занятий

Форма

Участники

1.

Природа симпатии. Товарищество. Дружба

Классный час

8-11 лет

2.

Правила поведения с незнакомыми людьми. Знакомство (беседа, просьба, убеждение, возражение, отказ)

Классный час

8-11 лет

3.

Уроки милосердия. Люди и животные

Сюжетная игра

8-11 лет

4.

Конкурс рисунков «Мир без насилия»


8-15 лет

5.

Способы решения конфликтных ситуаций

Занятие - тренинг

12-14 лет

6.

Семья. Правила семейного общения

Классный час

12-14 лет

7.

Критика. Способы реагирования на критику

Занятие - тренинг

12-14 лет

8.

Я и этикет. Сила, истина, дружба и этикет.

Сюжетная игра

12-14 лет

9.

Уроки милосердия. Отношение к пожилым людям, инвалидам

Беседа

12-14 лет

10.

Ролевые позиции в группе. Тактика взаимодействия: диктат, сотрудничество, конфронтация, невмешательство

Занятие - тренинг

15-17 лет

11.

Инструменты общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение, групповое давление

Занятие - тренинг

15-17 лет

12.

Семья. Правила семейного общения

Классный час

15-17 лет

13.

Поведенческие риски, опасные для здоровья

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних

15-17 лет

14.

Спор. Ссора. Грубость. Вражда. Способы разрешения конфликтов

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних. Дискуссия

15-17 лет

15.

Уроки милосердия. Добро и зло. Счастье и несчастье

Дискуссия

15-17 лет

16.

Жестокость и насилие

Дискуссия

15-17 лет



3. Социально-правовое направление.

Цель: формирование социально-правовых знаний и умений у подростков, позволяющих защитить свои права, честь, достоинство, собственность; формирование «нравственного иммунитета» и опыта правового поведения.

Задачи:

- познакомить учащихся с системой правовых знаний и навыков их использования в юридически значимых ситуациях, связанных с проявлением жестокости и насилия;

- научить анализировать проблемные ситуации, связанные с проявлением насилия, а также находить возможные пути их разрешения;

- формировать установку на конструктивное общение с окружающим миром.

п/п

Тема занятий

Форма

Участники

1.

Добро и зло. Хочу и надо. Счастье и несчастье. Хорошо и плохо

Сюжетная игра

8-11 лет

2.

Право, обязанность, ответственность. Понятие правонарушения

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних

8-11 лет

3.

Ваши права»

Сюжетная игра

8-11 лет

4.

Изучение «Конвенции о правах ребенка»



5.

Как защитить свои права

Беседа с УПР в школе

12-14 лет

6.

О правонарушениях, совершаемых подростками. Ответственность за правонарушения

Беседа с УПР в школе

12-14 лет

7.

Ответственность. Виды ответственности (дисциплинарная, административная, уголовная)

Беседа с УПР в школе

12-14 лет

8.

Уголовная ответственность. Уголовное наказание несовершеннолетних

Беседа с УПР в школе

15-17 лет

9.

О насилии сексуального характера. Как не стать жертвами преступления

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних

15-17 лет



В настоящее время проблема насилия в семье и в обществе над ребенком становится все более актуальной. Необходимо приложить огромные усилия для того, чтобы в полной мере искоренить проблемные ситуации, связанные с проявлением насилия, жестокости по отношению к детям.



Программа "Мир без жестокости и насилия"
  • Классному руководителю
Описание:

Программа направлена на выявление , профилактику жестокого обращения с несовершеннолетними, создание условий для ликвидации травматических переживаний, а также на создание условий для развития ребенка и соблюдения его прав.

В программе раскрыты основные направления профилактики жестокости и насилия в отношении детей.

Структура программы включает в себя: диагностическую, информационно-просветительскую и профилактическую работу.

Направления работы программы: социально-педагогическое, социально-правовое.

 

 

Автор Ульянова Елена Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 649
Номер материала 18390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓