Главная / Физкультура / Программа "Лёгкая атлетика" 6 класс

Программа "Лёгкая атлетика" 6 класс


Управление образования и молодёжной политики администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Чернухинская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре

Лёгкая атлетика

6 класс


УМК:

Программа: А.П. Матвеев. Физическая культура. Москва. Просвещение. 2011г.

Учебник: А.П. Матвеев. 6-7 классы. Москва. Просвещение. 2011г.

Выполнил:

Веселов Александр Демьянович

учитель физической культуры

МБОУ Чернухинская СОШ




Арзамасский район 2014 г.





Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………….....стр. 3-4

  2. Цели и задачи раздела……………………………………………………стр. 5

  3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………………стр.5-8

  4. Психолого - педагогическое объяснение специфики
    восприятия и усвоения учебного материала учащимися
    в соответствии с возрастными особенностями………………………….стр.8-11

  5. Обоснование используемых в образовательном процессе
    по разделу программы образовательных технологий,

методов и форм организации деятельности учащихся …………………..стр.11-17

  1. Поурочное планирование по разделу…………………………………стр.18-19

  1. Разработка урока……………………………………………………….стр.19-24

  2. Литература………………………………………………………………стр.25

Пояснительная записка

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта,

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально приятные условия для раскрытия и развития не только физи­ческих, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыт общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Комплексная программа физического воспитания школьников включает в себя программный материал по видам: спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика. Занятиям легкой атлетикой на уроках отводится особая роль.

Бег, прыжки и метания, будучи естественным видом движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и условия их проведения. В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метание в цель и на дальность, бег, прыжки и метание отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие, прежде всего координационных способностей. Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости).

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять радость детям и удовольствие.

Занятиям легкой атлетикой в нашей школе во всех классах отводится 22 часа : 8 часов в первой четверти и 14 часов в четвертой четверти.

Целью нашей работы будет рассмотрение выполнения раздела «Легкая атлетика» в среднем звене (а точнее, в 6 классе).


Цель и задачи раздела.

ЦЕЛЬ:

Развитие и совершенствование двигательных и координационных способностей учащихся.

Задачи

  1. Освоение согласования движения разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда.

  2. Воспитание у обучающихся морально-волевых качеств.

  3. Укрепление здоровья детей.

  4. Обучение школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

  5. Формирование умения у обучающихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий и во внеурочное время.

  6. Совершенствование приобретенных ранее и овладение новыми, в том числе сложными двигательными умениями и навыками.

  7. Формирование организаторских навыков, подготовка подростков к выполнению функций инструктора, судьи по спорту, помощника учителя на уроках.



Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В результате освоения раздела образовательной программы «Легкая атлетика» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

  • влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма;

  • название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения;

  • правила соревнований в беге, прыжках и метаниях;

  • разминку для выполнения легкоатлетических упражнений;

  • представление о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей;

  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

технически правильно осуществлять легкоатлетические двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации соб­ственного досуга;

проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;.

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях легкой атлетикой, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.


Двигательные умения, навыки и способности

На овладение техникой спринтерского бега: высокий старт от 10 до 15 м.; бег с ускорением от 30 до 40 м.; скоростной бег до 40м.; бег на результат 60 м.

На овладение техникой длительного бега : бег в равномерном темпе от 10 до 12мин.; бег на 1000м.

На овладение техникой прыжка в длину : прыжки в длину с 7 - 9 шагов разбега.

На овладение техникой прыжка в высоту : прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега.

На овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность : метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5-6м, в горизонтальную и вертикальную цель (1х1м.) с расстояния 6-8м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения, стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту.

На развитие выносливости: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, 6 минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.

На развитие скоростно-силовых способностей: всевозможные прыжки и многоскоки, метание в цель и на дальность разных снарядов из разных и.п., толчки и броски набивных мячей.

На развитие скоростных способностей: эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.

На развитие координационных способностей: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствие, на точность приземления и в зоны, метание различных снарядов в цель и на дальность (обеими руками).

В спортивных играх: играть в футбол.

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом местных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Уровень физического развития учащихся в значительной мере зависит от возраста и пола. Так, к 8—9 годам мальчики немного превосходят своих сверстниц по длине и массе тела. По данным А. Г. Хрипковой и Д. В. Колесова, у мальчиков в 11 лет наблюдается наименьшая интенсивность физического развития.

С началом полового созревания у мальчиков (12 лет) прибавка роста достигает 6— 10 см в год, масса тела возрастает на 4—6 кг, а окружность грудной клетки увеличивается на 3-5 см. Увеличение роста н массы тела особенно интенсивно происходит в период от 12 до 16 лет, составляя в среднем 25—35 см и 25—37 кг. Таким образом, физическое развитие подростков и юношей происходит неравномерно: увеличение роста, массы тела и окружности грудной клетки происходит не в равных пропорциях. Прирост массы во всех возрастных группах намного выше, чем прирост окружности грудной клетки. У мальчиков более выражено преобладание увеличения длины тела над приростом массы и поперечных размеров.

Период полового созревания у девочек сопровождается более выраженными изменениями в организме, чем у юношей. Он начинается в среднем на год-два раньше в виде пубертатного прыжка: интенсивного прироста линейных размеров тела (длина тела, ширина тела) и массы. Но изменения эти происходят неравномерно. В 10—12 лет наблюдается преобладание роста длины тела (вытягивание), к 13 годам - прирост массы (округление).

Врачебные наблюдения свидетельствуют о том, что у 80% школьниц в период менструаций снижается физическая активность, у 70% проявляется стремление к уединению, у 60% снижается уверенность в себе, у 47% снижается интерес к занятиям. Все это учитель физической культуры должен принимать во внимание в практике проведения уроков, тренировочных занятий, игр и соревнований.

Дыхательная и сердечно-сосудистая системы у школьников развиты еще не полностью, что сказывается на обеспечении мышечной деятельности. Так, максимальное потребление кислорода (МПК) при беге, по данным Р. Астранда, составляет у 7—9-летних детей 55- 57 см3/кг, у 10—11-летних— 53—56 см3/кг, у 12— 13-летних—56- 58 см3/кг.

Средние школьники в 2—3 раза менее устойчивы к недостатку кислорода в крови, что очень важно учитывать при выборе средств и мест занятий. У детей этого возраста также низок коэффициент использования энергии, и суммарные энергетические траты у них значительно выше, чем у взрослых.

По мнению психологов, в подростковом возрасте рождается потребность в самоутверждении и самовыражении. Характерной чертой подростков является стремление к соревнованию, демонстрации своих физических способностей. При этом они далеко не всегда в состоянии объективно оценить свои силы и часто их пере­оценивают. Учитель может и должен использовать эти стремления того, чтобы привлечь их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Школьный возраст охватывает большой и весьма важный период жизни человека. Не вызывает сомнения, что 6-летние дети по всем показателям будут отличаться от 17-летиих юношей и девушек. Физические возможности младших, средних и старших школьников, юношей и девушек, существенно различаются. Это особенно заметно в неравномерном росте показателей физических качеств, где периоды стабилизации и даже спада сменяются периодами интенсивного прироста.

Быстрота в школьном возрасте проходит через два периода скачкообразного прироста: первый — в 8—10 лет, второй —в 13- 15. Такая естественная за­кономерность диктует выбор средств и методов, адекватных возрасту.

Мышечная сила в ходе развития организма ребенка увеличивается поступательно, но не прямолинейно. Периоды незначительного увеличения чередуются с весьма интенсивным ростом показателей. Сенситивные периоды у девочек и мальчиков, как правило, не совпадают. У девочек скачкообразный прирост силы мышц наблюдается в период от 10 до 13 лет. К 14 годам естественный прирост силы у них замедляется, а между 14 и 16 годами возможен даже спад. В 17 лет у девушек показатели силы вновь увеличиваются, но весьма незначительно.

У мальчиков от 8 до 15 лет происходит плавное нарастание силы, а в период с!5-до 17 лет отмечается резкий скачок в показателях абсолютной силы всех мышечных групп. К 18 годам интенсивность прироста силы мышц заметно снижается, а иногда и прекращается полностью.

Ловкость (или координационные способности) в наибольшей мере поддается воспитанию в возрасте от 7 до 12—13 лет. Тем не менее тип нескладного, плохокоординированного, угловатого подростка встречается не так уж редко наряду с ловкими и высококоординированными сверстниками.

Гибкость у детей благодаря высокой степени эластичности тканей развивается достаточно успешно. Задача учителя сводится чаще всего к тому, чтобы управлять ходом развития этого качества, доводя его до оптимальных показателей и не давая снижаться с возрастом.

В наибольшей мере развитию гибкости способствуют упражнения на растягивание, которые, как правило, достаточно просты и не требуют специального оборудования. Это значит, что их можно широко использовать в качестве домашних заданий, которые поддаются контролю, так как наступившие изменения можно измерить в сантиметрах или градусах.

Выносливость, по имеющимся данным, возрастает у девочек с 8-ми до 13-ти лет, а после 14-ти показатели идут на спад. Наибольший скачок в приросте выносливости наблюдается у них в возрасте 11—13 лет. Столь, значительного роста функциональных возможностей в последующие годы не наблюдается.

У мальчиков рост показателей выносливости отмечается с 9-ти до 17-ти лет. Значительный прирост совпадает с периодами снижения интенсивности роста тела в длину. Наиболее заметное увеличение показателей выносливости отмечено в 11—14 и 17 лет. Самый высокий темп прироста — в 14 лет.

Для подростков характерна повышенная активность - они многое хотят знать, а еще больше - уметь. Отсюда склонность за все браться, увлекаться то одним, то другим делом и не всегда завершать задуманное. Основным в этот период развития личности является становление самостоятельности. Подростки начинают ощущать собственные физические и духовные силы, способность ставить перед собой и самостоятельно решать некоторые практические задачи. Отсюда и требования признать их право на взрослость. Ими не всегда учитывается жизненный опыт, их требования нередко преувеличены и не всегда реальны.

Большое значение для возникновения интереса подростков и желания заниматься физическими упражнениями и спортом имеют : мотивы организации уроков, тренировок, наличие в них эмоционального фона. Важно, чтобы занятия отличались новыми впечатлениями, доставляли удовольствие и заканчивались хотя бы самым маленьким успехом.

Учащиеся этого возраста предпочитают самостоятельно выбрать тот вид спорта, который в большей степени отвечает их потребностям. Поэтому они часто переходят от занятий одним видом спорта к другим.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся

Раздел легкой атлетики в значительной мере обеспечивает прикладную направленность физического воспитания подростков. Значительную роль в развитии важнейших для данного возраста физических качеств призваны сыграть такие разделы, как подвижные и спортивные игры (баскетбол, футбол, ручной мяч, волейбол), элементы единоборств и кроссы.

Перечисленные упражнения по мере их усвоения обогащают двигательный арсенал детей, а ряд приобретенных умений и навыков успешно используется ими в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, упражнения на удлиненных переменах и ежедневных физкультурных занятиях в группах продленного дня. В равной мере сказанное относится и к домашним заданиям, самостоятельным занятиям и играм в свободное время.

Методы упражнения, словесные и наглядные методы, применяющиеся в процессе физического воспитания подростков, находят свое дальнейшее развитие по сравнению с младшими школьниками.

Метод упражнения применим в таких разновидностях: стандартно-повторные и переменные упражнения, выполнение упражнения в целом и по отдельным элементам, использование строго регламентированных игровых и соревновательных форм в процессе обучения.

Обучение двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков. Материал школьной программы предусматривает преемственность при переходе из класса в класс, что необходимо учитывать при планировании. В равной мере сказанное касается планирования материала на урок, где должны быть исключены явления отрицательного переноса навыков.

Чем старше дети (в пределах рассматриваемого среднего школьного возраста), тем чаще может быть использовано расчленение упражнения, что позволяет более детально овладевать техникой и ускорять процесс обучения. С целью совершенствования усвоенных, двигательных действий и для того, чтобы научиться их применению в меняющейся обстановке, широко применяется соревновательный метод.

Для подростков характерно стремление к соревнованию. Понаблюдайте за детьми. С ранних лет в их игровой деятельности большую значимость получает фактор соперничества в беге наперегонки, в езде на велосипедах или самокатах, в точности или дальности метания, в прыжках в длину, в лазании, сохранении равновесия и многих других двигательных действиях. Не случайно во всех учебниках по теории и методике физической культуры в числе методов организации занятий физическими упражнениями рекомендован и соревновательный метод.

Многолетний опыт учителей физической культуры, специальные исследования, изучение отношения учащихся к школьной физической культуре убеждают в необходимости пересмотреть методику уроков именно в плане более широкого использования соревновательного метода с первого по выпускной классы.

Состязательная деятельность способствует и учит мобилизации и максимальному проявлению физических и психических сил. Она помогает не только эффективнее решать задачи развития двигательных качеств и способностей, но и в большей степени реализовывать свой двигательный потенциал. Это подтверждено практикой детского и юношеского спорта, опытом приема учебных нормативов, специального тестирования.

Вряд ли надо доказывать, что детские физкультурно-спортивные соревнования — это отличная школа закалки воли и характера, воспитания бойцовских качеств, мобилизационной готовности, стойкости, умения не только эффективно побеждать, но и достойно проигрывать, мужественно переносить неудачи. Воспитание детей с устойчивой психикой, легко адаптирующихся к различной степени стрессовым ситуациям — задача чрезвычайной важности в укреплении и сохранении их телесного и духовного здоровья. Наконец, это незаменимая школа совершенствования интеллектуальных способностей детей, их умения рационально и оперативно решать двигательные задачи различной степени сложности как в индивидуальных, так и в коллективных действиях, обогащения специальными знаниями, накопления двигательного опыта, тактики соревновательной деятельности, проверки технической и физической подготовленности.

Учителям и методистам, ограничивающим использование соревновательного метода из-за его якобы негативных сторон (например, возникновения чувства превосходства сильных над слабыми), можно сказать лишь одно: все определяет педагогическое мастерство учителя физической культуры, грамотная методика организации занятий, основанная на знании возможностей своих подопечных. Важно всегда помнить о нравственном воспитании учащихся, о привитии им бережного отношения к товарищам и, конечно же, во всех занятиях не допускать заорганизованности и формализма, избегать шаблонных, стандартных, приевшихся школьникам заданий, когда соревновательный метод реализуется на уроках лишь в примитивных эстафетах, в скоротечных баскетбольных и волейбольных поединках и изредка в приеме учебных нормативов.

Пусть каждый урок физической культуры будет для учащихся уроком открытий, путешествием в увлекательнейший мир движений, где школьники познают свой организм, осваивают пространственные, временные, силовые и ритмические характеристики двигательной деятельности, учатся ловко управлять своим телом, рационально решать двигательные задачи в условиях дружеских, товарищеских поединков сопоставление своих сил и способностей.

Возможности использования соревновательного метода поистине безграничны. Напомним, что его можно реализовывать в двух вариантах. Во-первых, в элементарной форме с целью стимулирование интереса и активизации занимающихся, где соревнование играет подчиненную роль (к примеру, какое отделение быстрее уберет снаряды и построится в указанном месте?). Во-вторых, в самостоятельной форме организации занятий, где ведущей является сама состязательная деятельность.

Фактически на каждом уроке любое учебное задание, любое упражнение может стать предметом сопоставления коллективных и индивидуальных двигательных возможностей. Например, на качество исполнения (получилось — не получилось; лучше — хуже; по обусловленной шкале оценок — пятибалльной, десятибалльной); на результат (время в минутах и секундах); расстояние — дальность, высота в метрах и сантиметрах; вес в килограммах; точность в метании - степень отклонения мяча от цели; количество повторений упражнения; счет в игровых поединках в очках, голах). Во всех этих случаях оценка является объективной и позволяет фиксировать изменения в самых разных параметрах подготовки учащихся, прослеживать их динамику.

Целые серии спортивно-игровых поединков можно проводить в форме мини-соревнований: кто самый меткий?; кто дальше?; кто выше?; кто больше?; кто сильнее?; кто быстрее?; кто точнее? и др.

.В условиях школьных уроков физической культуры вполне уместно, учитывая возрастные особенности школьников, использование соревновательного метода в тесном единстве с игровым. В зарубежной практике этот симбиоз квалифицируется как спортивно-игровой метод проведения занятий. Такова уж детская психология — действия ребят управляются более эмоциями, нежели разумом. Занятия физической культурой и спортом они рассматривают, прежде всего, как средство самовыражения и самоутверждения. А соревновательный метод, активизирующий двигательную деятельность школьников,— это море эмоций, независимо от того, участник ты или болельщик.

Обучая детей среднего школьного возраста двигательным действиям, следует варьировать и способы, и условия их выполнения с тем, чтобы навыки не превращались в косные стереотипы. Ведь и в последующие годы у детей будут изменяться тотальные размеры тела, уровень физических качеств, что повлечет за собой потребность в изменении техники. Эта особенность диктует необходимость применения разнообразных методов и методических приемов.

Методы обеспечения наглядности, которые могут эффективно применяться при обучении детей среднего школьного возраста,— это, прежде всего показ учителя и демонстрация наглядных пособий, особенно моделей или макетов.

Могут применяться тренажерные устройства для «прочувствования» движений. Кроме того, использование таких конструкций и устройств повышает интерес подростков к занятиям.

Учащиеся 6—8 классов вполне способны разобраться в кинограмме или схеме известного им двигательного действия с тем, чтобы уточнить детали техники его выполнения, что делает уместным применение на уроках учебных карточек.

В процессе физического воспитания подростков следует широко использовать такие методические приемы, как ориентирование, лидирование и срочная информация.

Из методов использования слова в работе с детьми среднего школьного возраста применимы дидактический рассказ, объяснение, указание, команда и др.

Усвоение подростками специальной терминологии делает словесные методы более емкими и лаконичными, что позволяет связывать слово с движением или показом, не снижая плотности урока.

Из арсенала словесных методов в процессе обучения может успешно применяться такой прием, как самопроговаривание, то есть описание упражнения вслух или мысленно по принципу идеомоторной тренировки.

Овладению упражнением способствуют также словесные отчеты и словесные оценки, активизирующие и направляющие деятельность учащихся.

Характерной особенностью процесса воспитания физических качеств у школьников является необходимость оптимального сочетания учебного материала школьной программы с дополнительным материалом, направленным преимущественно на развитие того или иного качества.

Планировать дополнительные упражнения, направленные преимущественно на развитие силы, следует с перспективой. Так, средствами изучаемого материала в первой четверти учебного года (легкая атлетика, спортивные игры) будет преимущественно развиваться сила ног. Если дополнительные упражнения направить на развитие мышц рук и туловища, то это позволит не только успешно решать вопросы гармонического развития, но и облегчит освоение программного материала второй четверти (гимнастика). В свою очередь, дополнительный материал на «силу» во второй четверти должен способствовать укреплению мышц ног, что позволит лучше овладеть техникой лыжных ходов в третьей четверти.

В школьном уроке физической культуры силовые упражнения следует применять после изучения техники новых двигательных действий или упражнений, требующих проявления высокой степени координации и быстроты. Дополнительные силовые упражнения целесообразно проводить в конце урока. Они должны быть направлены преимущественно на те группы мышц, которые в ходе урока меньше всего подвергались нагрузке.

Весьма важное место занимают силовые упражнения в домашних заданиях и самостоятельных занятиях. Они могут выполняться во дворе, коридоре, комнате. Кроме того, силовые показатели легко поддаются измерению, а их рост — контролю, что создает стимул для ученика и возможность контроля со стороны учителя я родителей.

Для развития силы подростков можно рекомендовать выполнение упражнений 6—8 раз. Целесообразно чередовать силовые упражнения с упражнениями на гибкость.

Для воспитания ловкости обязательным условием является наличие элемента новизны. Если овладение новыми движениями сделать непрерывным, то этим будет обеспечена высокая степень способности к обучению — непременное условие развития ловкости.

В качестве методических приемов для развития ловкости у подростков, кроме уже известных по начальной школе, можно рекомендовать следующие:

а) изменение скорости или темпа выполнения упражнения (отдельных звеньев);

б) изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение;

в) усложнение упражнения дополнительными заданиями;

г) смена способа выполнения упражнения;

д) изменение силы противодействия в парных упражнениях.

Уровень выносливости у подростков будет возрастать под воздействием различных упражнений при достаточно высокой моторной плотности уроков, но для более эффективного ее развития необходимы специально направленные упражнения.

В качестве основных используются методы: а) равномерного непрерывного упражнения; б) переменного упражнения; в) повторного упражнения. С целью повышения общей выносливости предпочтение следует отдать равномерному и переменному методам упражнения.

В ходе работы над повышением выносливости у школьников 4— 8 классов следует постоянно помнить о необходимости постепенного наращивания нагрузки, как по объему, так и по интенсивности.

Быстрота на уроках в 4—8 классах развивается как в ходе овладения учебным материалом, так и путем дополнительных упражнений

Наибольший эффект скоростные упражнения дают после хорошего разогрева-разминки, но до наступления утомления. Отсюда следует, что упражнения для развития быстроты целесообразно включать в первую половину урока. Отдых между скоростными упражнениями или сериями таких упражнений должен быть до­статочным для восстановления. Критерием достаточности выполнения упражнений служит снижение скорости.

В качестве контрольного упражнения (теста) в развития быстроты может быть рекомендовано пробегание дистанции 30 метров с ходу; так как на этот показатель не влияет техника старта, то он будет достаточно объективно иллюстрировать уровень скоростных способностей.

Учитывая положительное взаимодействие качеств у подростков, можно успешно применять комплексный подход к их воспитанию.

Большим резервом в развитии координационных способностей у школьников могут служить самостоятельные занятия физическими упражнениями и играми. Увеличение арсенала игр, обучение элементам организации их — дело учителя физкультуры.

Игры, которые пользуются наибольшей популярностью в нашей школе - это футбол, волейбол, баскетбол, подвижные игры.

.

Поурочное планирование по разделу «Лёгкая атлетика»

урока

Тема урока

1 четверть. Легкая атлетика ( 8 часов)

1

ТБ на уроках л/а. Высокий старт. Бег 30м. Бег до 3 мин.

2

Высокий старт . Бег 30м. Медленный бег до 5 мин.

3

Метание мяча с 4-5 шагов. Бег до 6 мин

4

Метание мяча с разбега. Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега.

Бег до 10 мин


5

Метание мяча на дальность. Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега. Бег до 12 мин

6

Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Прыжок в длину.

7

Метание мяча на дальность (оценка). Челночный бег 4х9м. Бег до 15 мин

8

Сдача нормативов по разделу «Легкая атлетика». Бег 6 мин (оценка)

4 четверть . Легкая атлетика (14 часов)

1

Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега. Бег до 10 мин.

2

Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега. Бег до 12 мин.

3

Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега. Бег до 12 мин.

4

Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега, (оценка). Бег до 12 мин.

5

Бег 60м с высокого старта. Бег до 12 мин.

6

Бег 60м с высокого старта. Бег до 15 мин.

7

Прыжок в длину с разбега 7-9 шагов. Бег до 15 мин. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы, от груди.

8

Прыжок в длину с разбега 7-9 шагов. Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками снизу, вперед, вверх, снизу-вверх на заданную и максимальную высоту.

9

Прыжок в длину с разбега 7-9 шагов (оценка). Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками снизу, вперед, вверх, снизу-вверх на заданную и максимальную высоту.

10

Встречная эстафета - этап до 20 м. Бег 1000м на технику. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками снизу, вперед, вверх, снизу-вверх на заданную и максимальную высоту.

11

Метание мяча на дальность с 4-5 шагов (оценка). Встречная эстафета - этап до 30 м.

12

Контрольный урок по двигательной подготовленности. Прыжки в длину с места. Бег 6 мин.

13

Контрольный урок по двигательной подготовленности. Челночный бег 4х9м. Подтягивание.

14

Контрольный урок по двигательной подготовленности. Гибкость. .Бег 30 м. Подведение итогов. Задания на лето.

Разработка урока

Тема: Высокий старт. Бег 30 м. Медленный бег до 5 мин.

Цели: укрепление физического и нравственного здоровья; формирование правильной осанки; развитие скоростных и координационных качеств.

Задачи:

образовательные

  1. обучение технике спринтерского бега, высокого старта, стартового разгона.

  2. метание мяча на дальность и в цель.

Оздоровительные:


  1. требование единой формы

  2. обучение методам самоконтроля состояния организма

Воспитательные:

1 . воспитание взаимоуважения, товарищества

2. организация взаимоконтроля и взаимопомощи

3. укрепление здоровья

4. приучение к самостоятельным занятиям

5. соблюдение трудовой дисциплины на уроке

Развивающие: развитие быстроты, прыгучести, ловкости, внимания.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: поточный, фронтальный, игровой.

Инвентарь: флажки, кубики, мячи, кегли, секундомер, свисток.

Место проведения: школьный стадион.

Ход урока:

Содержание

Длитель-ность

Организационно-методические указания

Подготовительная часть.

1 . Построение.

12 мин


1 мин



Повторить правила по технике безопасности на уроке: «Учащиеся должны находиться в зонах безопасности \ при беге, метании, прыжках. Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки».

Обратить внимание на внешний вид учащихся.


2.Сообщение задач урока

1 мин

Краткость и четкость, в изложении : « Сегодня на уроке мы с вами совершенствуем технику высокого старта, бега 30м. Также закрепим умения и навыки метания малого мяча на дальность».


3. Разминка

Ходьба:

а) обычная

б) на носках

в) на пятках

г) с высоким подниманием бедра

Медленный бег.

'




15м

15 м|

15 м


15м



30 сек



Руки вверх, спина прямая


Руки за спину, спина прямая


Руки на поясе




При беге держать дистанцию 2 м друг от друга


Общие развивающие упражнения для мышц рук

1). ИП-руки в стороны.


1- правую руку к плечу,

левую в сторону.

2-ИП.

3- левую руку к плечу,

правую в сторону.

4-ИП.

2). ИП - руки к плечам.

4 круговые движения руками вперед, 5-8 круговые движения руками назад.

Медленный бег.





6-8 раз










6-8 раз









30 сек






Спина прямая, подбородок приподнят














Спина прямая, ноги на ширине плеч

Общие развивающие упражнения для мышц туловища

1) ИП - руки вверх.

1- поворот туловища

направо, руки в

стороны.

2-ИП.

3- то же налево.

4-ИП.

2) ИП - руки за
головой.

1-наклон туловища вперед прогнувшись, руки в стороны.

2 - выпрямиться, руки к 1 плечам. 3 - наклон туловища назад, руки вверх. 4-ИП.

Медленный бег.




6-8 раз










6-8 раз







30 сек





Спина прямая, руки на уровне плеч










Спину не округлять, наклон на 90 градусов, взгляд направлен вперёд.




Общие развивающие упражнения для мышц ног

1). ИП - основная стойка

1 - приседание, руки в стороны.

2-ИП.

3 - приседание, руки вперед.

4-ИП.

1

2). ИП – основная стойка

1 - прыжком ноги врозь, руки в стороны. 2 - прыжком ноги вместе, руки вверх.

3 - прыжком ноги врозь, руки в стороны. 4-ИП.

Ходьба.

Построение в шеренгу Специальные беговые упражнения

а) семенящий бег;

б) с высоким подниманием бедра; в) с захлестыванием голени;

г) на прямых ногах;

д) прыжками с ноги на
ногу;

е) ускорение.




6-8 раз









6-8 раз








30 сек



20 м


1 р

1 р






1 р


1 р


1 р


1 р




Спина прямая, руки прямые, подбородок приподнят








Руки не сгибать, спину держать прямо,








Восстановить дыхание.



Ученики выполняют упражнения 20 м, а обратно идут шагом.

Основная часть.

Метание мяча на дальность и в цель.

- Игра "Бросай дальше»-



Игра "Сбей кегли"-


Игра "Охотники и утки"

Построение в шеренгу.

2. Высокий старт

а) объяснение

б) показ

в) выполнение

Команда «На старт!»







3-4 мин



3 мин


4-5 мин


5 мин




Команды выполняют метание мячей поочередно по свистку:

1-я команда метает,

2-я команда собирает.

Затем 2-я команда метает. Самый дальний бросок каждой попытки у команд фиксируется; побеждает команда, у которой наибольшее количество дальних бросков (мячи тряпочные).


По свистку команды учащихся также поочередно метают мяч, стараясь сбить как можно больше кеглей. Кегли ставятся на среднюю линию площадки. Итоги подводятся по наибольшему числу сбитых кеглей.


Итоги подводятся по наибольшему числу выбитых уток



Повторение фаз спринтерского бега 1 -I старт, 2 - стартовый разгон, 3 - бег по I дистанции, 4 - финиширование.

Ученик подходит к стартовой линии и \ставит сильнейшую ногу носком к ней, другую отставляет назад, упираясь в грунт носком, туловище выпрямлено, руки свободно опущены.


Команда «Внимание!»



Ученик слегка сгибает ноги, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу, руки чуть согнуты в локтях, взгляд направлен вперед

Команда «Марш!»




Отталкиваясь ногами от земли, начинает бег, стараясь быстро набрать скорость.

З.Бег 30 м.

5 мин


4. Подвижная игра «Охота на зайцев».


7 мин


Класс рассчитывается на первый-второй. Первые номера-охотники, вторые -зайцы. Охотники располагаются на одной из линий (боковой или лицевой) площадки в 2 — 3 м от которой находится линии метания, где лежат поролоновые мячи по числу игроков. В 4-6 м от линии метания стоят зайцы. По сигналу зайцы убегают по прямой. Охотники - подбегают к мячам, берут их и, стоя на линии метания, бросают в зайцев, стремясь попасть в них. Охотник, попавший в зайца, зарабатывает 1 очко. Затем игроки меняются ролями. Выполнив определенное количество бросков, подводят итоги в парах или шеренгах. Побеждают те, кто набрал больше очков

Разнообразим игру, выполняя низкий или высокий старт из различных исходных положений (сидя, лежа), прыжки на месте, отжимание или предварительно выполнив кувырок, хлопок в ладони и т. п.

Заключительная часть.

3 мин


1. Построение.



2.Подведение итогов урока.



3 .Организованный

уход.














Литература

1. Вильчаковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей.- М., Просвещение, 1992г.

2. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию.-Мн., Высш.шк., 1994г.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.-М., Просвещение, 1975г.

4. Кофман Н.Б. Настольная книга учителя физической культуры.-М., Физкультура и спорт, 1998г.

5. Матвеев А.П.Физическая культура. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М., Просвещение, 2011г.

6. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания.-М., Просвещение, 1990г.

7.Физическая культура в школе, 1998-2009гг

8.Хан А.Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры.- Саратов, 1989г.

9.Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания.- М., Просвещение, 1991г.





Программа "Лёгкая атлетика" 6 класс
  • Физкультура
Описание:

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально приятные условия для раскрытия и развития не только физи­ческих, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

 

    Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыт общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Автор Веселов Александр Демьянович
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 815
Номер материала 10947
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓