Главная / Начальные классы / Программа "Культура речи" (начальная школа)

Программа "Культура речи" (начальная школа)

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 52

имени академика Е.А.Букетова»













Программа

курса по выбору

« Культура речи»

для 1 – 4 классов





















Караганда, 2014г.







































Пояснительная записка

Актуальность программы.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного общения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Цель и задачи программы:

Цель: Повышение уровня речевой культуры учащихся.

Задачи:

-обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

-развивать языковую личность, совершенствовать коммуникативные умения;

-развивать у детей эмоциональную выразительную речь ;

-расширять кругозор детей, развивать их мышление, память и творческое воображение;

- способствовать организации активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания.

Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения уровня речевой культуры учащихся, стремление развивать и обогащать словарный запас.

2. Научность.

Культура речи – умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

3.Системность

Курс строится от частных вопросов (особенности образования определённых форм слов) к общим (качество идеальной речи).
4.Практическая направленность Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие культуры речи, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах.

6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 17 занятий в год.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников, расширяет кругозор, углубляет знания по русскому языку.


Место курса в учебном плане.

« Культура речи» рассчитана для учащихся 1-4 классов.

Срок реализации программы - 4 года.

1 класс – 17 часов (0,5 ч в неделю)

2 класс – 17 часов (0,5 ч в неделю)

3 класс – 17 часов (0,5 ч в неделю)

4 класс – 17 часов (0,5 ч в неделю)

Всего: 68 часов.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности и не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные факты, способные дать простор воображению.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-оформление газет;
-участие в олимпиаде по русскому языку, интеллектуальных конкурсах;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.


Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

- умение выразительно читать небольшой текст

- умение определять лексическое значение слова

- умение выделить синонимы, антонимы, омонимы

- умение определить лексическое значение многозначного слова

- Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;

- Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять   повторения, убирать лишнее.

Личностные и предметные результаты изучения курса «Культура речи».

личностные:

овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

метапредметные:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;

умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

предметные:

овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.


Формы подведения итогов реализации программы:

- оформление газет;

- проектная деятельность;

- участие в конкурсах;

- творческие работы учащихся;


Содержание программы

Содержание курса состоит из 3 разделов:

«Речь и ее значение в жизни», «Текст» и «Культура общения».


В раздел «Речь и ее значение в жизни» включены темы, позволяющие сформировать у учащихся общее представление о значении речевого общения, разнообразии речевых стилей. Практическое применение этих знаний на других уроках позволит сформировать умение различать стилевые особенности речевого общения, ориентироваться на нормы русской речи, обогащения своего активного словаря.

Раздел «Текст». Тематика данного раздела тесно связана с тематикой предыдущего и предполагает систематизацию знаний о стилях речи и т.д. Эффективность усвоения содержания раздела достигается практическим применением полученных знаний о тексте на уроках русского языка и литературы.

Тематика раздела «Культура общения» тесно связана с тематикой предыдущего и предполагает систематизацию знаний о стилях речи и т.д. Раздел «Культура общения» носит сугубо практический характер, поэтому направлен, прежде всего, на приобретение учащимися коммуникативных навыков. Большое внимание в этом разделе уделяется, фразеологии, этическим нормам общения, различным коммуникативным ситуациям, элементарным риторическим умениям.

Принципы деятельности педагога:

-принцип системности и последовательности

-принцип доступности

-принцип наглядности

-принцип сознательности и активности



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

- Передавать различную интонацию предложения в устной речи

-Соблюдать орфоэпические нормы литературного произношения.

-Способствовать успешному выступлению на олимпиадах, конкурсах.

-Формировать творческое мышление.


Содержание программного материала.

1 класс (17 часов).

1.Речь и ее значение в жизни – 9 ч

2.Текст – 4ч

3.Культура общения- 4ч.



Тема занятий

Количество 
часов

дата

содержание


Речь и ее значение в жизни




1

Речь 
Речь. Значение в жизни человека

1


Речь и информация. Речь и взаимопомощь людей.

2

Тише, громче…” Выразительность речи.

1


Понятие громкости речи. Речь громкая, средняя и тихая. Игра «Тише- громче»

3

Слово 
Слова…Слова…Лексическое значение слов.

1


Что украшает нашу речь и что портит ее.

4

Озорные буквы”. Звуковой состав слова.

1


Звуки и буквы. «Хитрые» гласные» -игра.

5

Слова играют в прятки

1



6

Слово и его значение

1



7

Наш цветной мир. Понятие об образности речи.

1



8

Что на что похоже. Первичное представление о сравнении.

1



9

Загадаем загадки!

1




Текст




10

Текст

1



11

Заглавие текста

1



12

Тема текста

1



13

Мы строим текст

1




Культура общения




14

Культура речи. Вежливые слова.

1



15

Пословицы

1



16

Учимся рассуждать

1



17

Чему мы научились. Итоговое занятие

1







Содержание программного материала.

2 класс.


Тема занятий

Количество 
часов


Речь и ее значение в жизни


1

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

1

2

Играем в загадки. Сочинение загадок.



1

3

Происхождение слов. Как нужно говорить.


1

4

Крылатые слова и выражения.


1

5

Сочинение стихов по заданной рифме.


1

6

Выделение признаков предложения в устной речи .


1


Текст


7

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.


1

8

Текст. Тема текста.


1

9

Сочинение по плану «Моя бабушка».


1

10

Игра « Секреты речи»


1

11

Восстановление деформированного текста.


1


Культура общения


12

Волшебные слова.


1

13

Учимся дискутировать.


1

14

Вежливые слова в диалоге.


1

15

Разговор по телефону


1

16

Творческое задание.


1

17

«Культурную речь приятно и слушать» КВН


1



Содержание программного материала.

3 класс.


Тема занятий

Количество 
часов


Речь и ее значение в жизни


1


Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.


1

2

Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи..


1

3

Слово. Лексическое значение слова.


1

4

Буквы в слове


1

5

Слова играют в прятки


1

6

Определять лексическое значение слова.


1


Текст


7

Текст. Тема текста. Заглавие текста..


1

8


Мы строим текст. Опорные слова.

1

9

План текста.


1

10

Повторение пройденного.


1


Культура общения


11

Культура речи. Вежливые слова.


1

12

Выражение приветствия и прощания.


1

13

Выражение просьбы.


1

14

Благодарность


1

15

Знакомство.


1

16

Разговор по телефону.


1

17

Тон вежливой речи.


1


Содержание программного материала.

4 класс.


тема

кол-во часов


Речь и ее значение в жизни


1.

Речь – средство передачи мысли и чувств.

1

2.

Устная и письменная речь.

1

3.

Учебная речь (научная).

1

4.

Громкость, темп и тон, как средство выразительности.

1

5.

Мимика и жесты устной речи.

1

6.

Наши помощники словари.

1

7.

О происхождении фразеологизмов.

1


Текст


8.

Открываем «загадки» текста.

1

9.

Тематический словарь.

1

10.

Учимся быть талантливыми читателями.

1

11.

Как работать над сочинением.

1

12

Как работать над изложением.


13

Пиши правильно! Говори правильно!



Культура общения


14

Выражение приветствия и прощания.

1

15

Выражение просьбы.

1

16

Благодарность. Знакомство.

1

17

Разговор по телефону. Тон вежливой речи.

1

Литература:

  1. Соколова Т.Н., Школа развития речи (рабочая тетрадь.)

  2. Линго Т.И., Игры, ребусы. Загадки для младших школьников. Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.

  3. Виноградова О.Н., Дидактический материал по развитию речи в начальных классах, Киев, 1990 г.

  4. Вишневская Е.Е., Развитие речи, М.: Просвещение 1990 г.

  5. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н.. И учеба и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.

  6. Ушаков.Н.Н., Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.Просвещение, 1972 г.

  7. Шкатова Л.А., Подумай и ответь. М. М.Просвещение, 1989 г.

  8. Львов М.Р.Школа творческого мышления, М.НТПЦ Дидакт, 2003 г.






Программа "Культура речи" (начальная школа)
  • Начальные классы
Описание:

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного общения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Цель и задачи программы:

Цель: Повышение уровня речевой культуры учащихся.

 Задачи:

-обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

-развивать языковую личность, совершенствовать коммуникативные умения;

-развивать у детей эмоциональную выразительную речь ;

-расширять кругозор детей, развивать их мышление, память и творческое воображение;

 

- способствовать организации активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания.

Автор Дорченко Светлана Борисовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1013
Номер материала 33230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓